Порядок создания и государственной регистрации коммерческих организаций. Учредительные документы коммерческих организаций

Статья 50 ГК РФ Коммерческие и некоммерческие организации:

1. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

2. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

1) потребительских кооперативов, к которым относятся, в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

2) общественных организаций, к которым относятся, в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

3) ассоциаций (союзов), к которым относятся, в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;

4) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся, в том числе товарищества собственников жилья;

5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

6) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

7) фондов, к которым относятся, в том числе общественные и благотворительные фонды;

8) учреждений, к которым относятся государственные учреждения
(в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

9) автономных некоммерческих организаций;

10) религиозных организаций;

11) публично-правовых компаний.

4. Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

5. Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью.


6. К отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства (статья 2), правила настоящего Кодекса не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное.

Предпринимательская деятельность осуществляется лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке (регистрация является конститутивной, имеет правоустанавливающее значение как юридический факт, на основании и с момента, совершения которого возникает юридическое лицо и приобретает соответствующий статус ИП).

Порядок государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельностиопределяется ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридического лица при их создании, реорганизации, ликвидации, внесении изменений в их учредительные документы, в связи с государственной регистрацией физического лица в качестве ИП и государственной регистрацией при прекращении физического лица деятельности в качестве ИП, в связи с ведением государственных реестров - Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра ИП).

В зависимости от того, по чьей воле и каким образом, создаются субъекты предпринимательской деятельности принято выделять:

· учредительно-распорядительный способ - используется для создания государственных и муниципальных унитарных предприятий, которые создаются на основании решения об их учреждении, принятого Правительством РФ, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ или органом МСУ в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;

· учредительный, договорно-учредительный способ - применяется при создании коммерческих организаций одним участником, а также при приобретении статуса ИП;

· договорно-учредительный способ - используется при создании коммерческих организаций с несколькими участниками.

· дозволительно-учредительный способ - предполагает согласование создания субъекта предпринимательского права с государственным органом (Центральным Банком РФ, Федеральной антимонопольной службой и другими).

Создание юридического лица начинается с выбора учредителями его организационно-правовой формы, разработки учредительных документов, являющихся правовой основой деятельности организации наряду с нормами действующего законодательства. Состав учредительных документов для разных видов юридических лиц различен: общества с ограниченной или дополнительной ответственностью действуют на основе учредительного договора и устава. Правовой базой деятельности хозяйственных товариществ является учредительный договор. Для остальных коммерческих организаций в качестве единственного учредительного документа предусмотрен устав. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями. Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует на основании утвержденного им устава.

На первом этапе помимо разработки проектов учредительных документов происходит комплектование состава учредителей организации, определение размера уставного (складочного) капитала (фонда) организации, в необходимых случаях - денежная оценка вкладов учредителей в виде материальных ценностей, передачи имущественных прав и права пользования интеллектуальной собственностью. Принятие решения о создании организации, утверждение или подписание учредительных документов, избрание руководящего состава и принятие решений по другим необходимым вопросам происходит, как правило, на учредительном собрании. Протокол учредительного собрания является документом, закрепляющим эти действия. В случае, когда учредителем организации является одно лицо, соответствующие вопросы оформляются решением учредителя.

На данном этапе также должно начаться формирование уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, паевого фонда производственного кооператива, может быть сформирован складочный капитал товарищества. Так, учредители общества с ограниченной ответственностью обязаны оплатить не менее 50% уставного капитала на момент государственной регистрации общества. Оплата уставного капитала акционерного общества и уставного фонда государственных и муниципальных унитарных предприятий производится после их государственной регистрации.

Основные этапы создания субъектов предпринимательской деятельности:

1) Учредители коммерческой организации (хозяйственное общество может быть создано 1 лицом; учредителем хозяйственного общества не может быть другое хозяйственное общество, состоящее из 1 лица; полными товарищами в полных товариществах и товариществах на вере могут быть ИП и коммерческие организации, участниками хозяйственных товариществ и вкладчиками в товариществах на вере - граждане и юридические лица).

2) Организационно-правовая форма (учредители могут создать коммерческую организацию в любой организационно-правовой форме, кроме случаев, установленных законодательством (в законодательных актах устанавливаются запреты или ограничения; требования о ведении отдельных видов деятельности организациями, созданными в определенных организационно-правовых формах).

3) Учредительные документы (в зависимости от выбранной организационно-правовой формы учредительными документами могут быть - устав ((унитарные предприятия, кооперативы, АО); учредительный договор и устав; учредительный договор (товарищества)).

Учредительный договор (обязательство создания юридического лица, определение порядка совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества, порядок распределения прибыли и убытков, порядок управления деятельностью, выход участников из его состава).

Устав - устанавливает правовой статус организации - определяются организационно-правовая форма коммерческой организации, ее наименование, место нахождения, размер уставного капитала, ответственность участников за нарушение обязанностей по оплате уставного капитала, состав и компетенция органов управления, порядок принятия ими решений; определяются цели и предмет деятельности).

4) Наименование коммерческой организации (должно содержать указание на его организационно-правовую форму; указание на характер деятельности должно присутствовать только в наименованиях унитарных предприятий, а также в иных случаях, предусмотренных законом; особый порядок для включения слов «Россия», «РФ» и образованных на их основе слов и словосочетаний) (право на фирменное наименование приравнено по правовому режиму к объектам интеллектуальной собственности).

5) Место нахождения организации (место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа).

6) Формирование уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда:

а) хозяйственные общества - уставный капитал (зарегистрированная в учредительных документах совокупность вкладов (долей, акций по номинальной стоимости) учредителей (участников) организации; представляет собой денежную оценку совокупности вкладов, внесенных участниками);

б) хозяйственные товарищества - складочный капитал (не является минимальной гарантией прав кредиторов; размер устанавливается в учредительном договоре при создании товарищества);

в) производственные кооперативы - паевой фонд (образуется за счет паевых взносов, оцениваемых при образовании кооператива по взаимной договоренности его членов на основании сложившихся на рынке цен, при вступлении новых членов - комиссией);

г) государственные и муниципальные предприятия на праве хозяйственного ведения - уставный фонд (размер определяется собственником предприятия; должен быть полностью сформирован в течение 3 месяцев с момента государственной регистрации; является неделимым,
не может быть распределен по вкладам (паям, долям)).

Уставный (складочный) капитал, уставный (паевой) фонд могут формироваться за счет денег, ценных бумаг, других вещей, имущественных
и иных прав, имеющих денежную оценку (в некоторых случаях оценка должна проводиться независимым оценщиком).

7) Государственная регистрация (осуществляется ИФНС РФ; срок - не более 5 рабочих дней; представляются документы (заявление, решение о создании, учредительные документы, выписка из реестра иностранных юридических лиц, документ об оплате государственной пошлины) (решение о государственной регистрации - основание внесения записи в соответствующий государственный реестр (момент записи в реестр - момент государственной регистрации).

Постановка на учет в налоговом органе осуществляется одновременно с государственной регистрацией.

Постановка на учет в государственных социальных фондах
(в 5-дневный срок с момента регистрации регистрирующий орган предоставляет сведения о регистрации в государственные органы по перечню, определенному Правительством РФ; фонды осуществляют регистрация; контроль за правильностью исчисления и уплаты ЕСН (единый социальный налог) осуществляется налоговыми органами).

Отказ в государственной регистрации допускается в случаях (непредставления необходимых документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; если учредителем юридического лица выступает ликвидируемое юридическое лицо или если юридическое лицо возникает в результате реорганизации ликвидируемого юридического лица).

8) Печати (общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения; возможно указание наименования на иностранном языке или языке народов РФ; особый порядок установлен для воспроизведения Государственного герба РФ).

9) Регистрация в органах статистики (при идентификации юридического лица используются коды, присваиваемые ему при регистрации Федеральной службой государственной статистики (ОКВЭД, ОКОГУ, ОКАТО, ОКОНХ, ОКФС, ОКОПФ)).

10) Открытие расчетного счета в банке (счет открывается по представлении заявления, копии свидетельства о регистрации и учредительных документов, образцов подписей руководителя и главного бухгалтера и оттиска печати; в течение 10 дней с момента открытия расчетного счета организация обязана сообщить об этом в налоговый орган).

Одним из основных условий осуществления предпринимательской деятельности является её легитимность, то есть государственное подтверждение законности прав и полномочий субъектов предпринимательской деятельности, их вхождения в хозяйственный оборот. Слово «легитимный» происходит от латинского legitimus, означающего «законный, соответствующий закону или конституции». Легитимация, соответственно, может быть определена как процесс приобретения субъектом права законного статуса, заключающегося в совокупности его прав и обязанностей.

Так же как граждане - физические лица индивидуализируются по месту жительства и своему имени, индивидуализация юридического лица,
т.е. выделение его из массы всех других организаций, осуществляется путем определения его местонахождения и присвоения ему наименования.

Точное место нахождения юридического лица важно для правильного применения к нему актов местных органов власти, предъявления исков, исполнения обязательств и др. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (п. 2 ст. 54 ГК РФ). При определении места нахождения юридического лица необходимо руководствоваться нормами Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Следует отметить, что место государственной регистрации - это не конкретный адрес или наименование регистрирующего органа; местом государственной регистрации считается территория соответствующего субъекта РФ. В то же время при государственной регистрации указывается конкретный адрес, под которым понимается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа, по которому с юридическим лицом осуществляется связь. При изменении места нахождения исполнительного органа юридического лица допускается его перерегистрация.

Не разрешается регистрация юридических лиц по адресам жилых квартир, поскольку согласно п. 3 ст. 288, п. 2 ст. 671 ГК РФ жилое помещение может использоваться только для проживания граждан.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Порядок его государственной регистрации и использования определяется законом и иными правовыми актами (ст. 54 ГК РФ). Однако специального закона о порядке регистрации фирменных наименований в нашей стране еще нет, поэтому фирменные наименования регистрируются в составе учредительных документов юридического лица. Фирменное наименование юридического лица обязательно должно включать в себя указание на его организационно-правовую форму. Фирменное наименование относится к объектам исключительных прав, следовательно, оно не может быть повторяемым. В то же время не является нарушением исключительных прав использование одинакового наименования юридическими лицами, имеющими разную организационно-правовую форму.

В настоящее время создан Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), являющийся федеральным информационным ресурсом. Этот Реестр ведется Федеральной налоговой службой РФ одновременно на бумажных и электронных носителях. Казалось бы, в таком Реестре регистрация одинаковых фирменных наименований в разных субъектах РФ исключена. Однако на сегодняшний день налоговые органы не требуют от заявителей предоставления справок о проверке новизны фирменного наименования, поэтому появление большого количества организаций-двойников вполне возможно.

Действующее законодательство не допускает отказа в государственной регистрации юридического лица по мотивам нецелесообразности его создания (п. 1 ст. 51 ГК РФ). Такой подход применяется в большинстве случаев. Он именуется нормативно-явочным порядком регистрации, т.е. для регистрации юридического лица не требуется согласия третьих лиц, в том числе и государственных органов. При регистрации учредительные документы юридического лица должны лишь проверяться на соответствие требованиям действующего законодательства РФ. Но, к сожалению, сейчас регистрирующие органы фактически самоустранились от проверки документов на соответствие нормативным актам.

В ряде случаев государственная регистрация юридического лица проходит по усложненной процедуре. Например, в связи с тем, что создание унитарного предприятия непосредственно связано с наделением его государственным или муниципальным имуществом, требуется соответствующее распоряжение органа государственной власти или МСУ. Поэтому унитарные предприятия создаются не в нормативно-явочном, а в распорядительном порядке.

Для создания некоторых юридических лиц необходимо
(в противоположность нормативно-явочной регистрации) согласие государственных органов или третьих лиц. Так, кредитная организация регистрируется после решения Центрального банка РФ о возможности выдачи ей лицензии (разрешения) на совершение банковских операций.

Срок государственной регистрации составляет 5 рабочих дней, полномочия по проведению регистрационных действий принадлежат налоговым органам. Для государственной регистрации юридического лица представляется заявление по унифицированной форме. В нем подтверждается, что представленные на регистрацию учредительные документы соответствуют требованиям, установленным законодательством, достоверны, а также что соблюден порядок создания юридического лица данной организационно-правовой формы (получены требуемые согласования, оплачен уставный капитал и проч.).

Заявителем при государственной регистрации является физическое лицо, подпись которого на заявлении должна быть нотариально удостоверена. Например, заявителем может быть один из учредителей, руководитель исполнительного органа организации-учредителя, полный товарищ, если создается хозяйственное товарищество.

К заявлению прилагаются решение о создании юридического лица в виде протокола или договора, учредительные документы, выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения, если одним из учредителей является иностранная организация.
Правовая основа деятельности юридического лица - его учредительные документы, состав которых различен для разных видов организаций. Организациями, функционирующими на основе одного учредительного документа - устава, являются АО, производственные кооперативы (артели), государственные и муниципальные унитарные предприятия (уставные организации). Организациями, действующими только на основании учредительного договора, являются хозяйственные товарищества - полное товарищество и товарищество на вере (договорные организации).

Вконтакте

Одноклассники


Статья 50 ГК РФ:

1. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации ) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации ).

2. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями , могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий .

3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями , могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов , а также в других формах, предусмотренных законом.

Некоммерческие организации могут осуществлять ПД лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

4. Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.

ПрД осуществляется лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке (регистрация является конститутивной, имеет правоустанавливающее значение как юридический факт, на основании и с момента совершения которого возникает ю/л и приобретает соответствующий статус ИП).

Порядок государственной регистрации субъектов ПрД определяется ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации ю/л и ИП» (регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией ю/л при их создании, реорганизации, ликвидации, внесении изменений в их учредительные документы, в связи с государственной регистрацией ф/л в качестве ИП и государственной регистрацией при прекращении ф/л деятельности в качестве ИП, в связи с ведением государственных реестров – Единого государственного реестра ю/л и Единого государственного реестра ИП).

В зависимости от того, по чьей воле и каким образом, создаются субъекты ПП принято выделять:

  • учредительно-распорядительный способ используется для создания государственных и муниципальных унитарных предприятий, которые создаются на основании решения об их учреждении, принятого Правительством РФ, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ или органом МСУ в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;
  • учредительный, договорно-учредительный способ – применяется при создании коммерческих организаций одним участником, а также при приобретении статуса ИП;
  • договорно-учредительный способ – используется при создании коммерческих организаций с несколькими участниками.
  • дозволительно-учредительный способ – предполагает согласование создания субъекта предпринимательского права с государственным органом (Центральным Банком РФ, Федеральной антимонопольной службой и другими).

Создание юридического лица начинается с выбора учредителями его организационно-правовой формы, разработки учредительных документов, являющихся правовой основой деятельности организации наряду с нормами действующего законодательства. Состав учредительных документов для разных видов юридических лиц различен: общества с ограниченной или дополнительной ответственностью действуют на основе учредительного договора и устава. Правовой базой деятельности хозяйственных товариществ является учредительный договор. Для остальных коммерческих организаций в качестве единственного учредительного документа предусмотрен устав. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями. Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует на основании утвержденного им устава.

На первом этапе помимо разработки проектов учредительных документов происходит комплектование состава учредителей организации, определение размера уставного (складочного) капитала (фонда) организации , в необходимых случаях - денежная оценка вкладов учредителей в виде материальных ценностей, передачи имущественных прав и права пользования интеллектуальной собственностью. Принятие решения о создании организации, утверждение или подписание учредительных документов, избрание руководящего состава и принятие решений по другим необходимым вопросам происходит, как правило, на учредительном собрании. Протокол учредительного собрания является документом, закрепляющим эти действия. В случае, когда учредителем организации является одно лицо, соответствующие вопросы оформляются решением учредителя.

На данном этапе также должно начаться формирование уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, паевого фонда производственного кооператива, может быть сформирован складочный капитал товарищества. Так, учредители общества с ограниченной ответственностью обязаны оплатить не менее 50% уставного капитала на момент государственной регистрации общества. Оплата уставного капитала акционерного общества и уставного фонда государственных и муниципальных унитарных предприятий производится после их государственной регистрации.

Основные этапы создания субъектов ПрД:

1) Учредители коммерческой организации (хозяйственное общество может быть создано 1 лицом; учредителем хозяйственного общества не может быть другое хозяйственное общество, состоящее из 1 лица; число акционеров ЗАО не должно превышать 50 (иначе – преобразование в ОАО или ликвидация); полными товарищами в полных товариществах и товариществах на вере могут быть ИП и коммерческие организации, участниками хозяйственных товариществ и вкладчиками в товариществах на вере – граждане и ю/л).

2) Организационно-правовая форма (учредители могут создать коммерческую организацию в любой организационно-правовой форме, кроме случаев, установленных законодательством (в законодательных актах устанавливаются запреты или ограничения; требования о ведении отдельных видов деятельности организациями, созданными в определенных организационно-правовых формах).

3) Учредительные документы (в зависимости от выбранной организационно-правовой формы учредительными документами могут быть – устав ((унитарные предприятия, кооперативы, АО); учредительный договор и устав (ООО и ОДО); учредительный договор (товарищества)).

Учредительный договор (обязательство создания ю/л, определение порядка совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества, порядок распределения прибыли и убытков, порядок управления деятельностью, выход участников из его состава).

Устав – устанавливает правовой статус организации – определяются организационно-правовая форма коммерческой организации, ее наименование, место нахождения, размер уставного капитала, ответственность участников за нарушение обязанностей по оплате уставного капитала, состав и компетенция органов управления, порядок принятия ими решений; определяются цели и предмет деятельности).

4) Наименование коммерческой организации (должно содержать указание на его организационно-правовую форму; указание на характер деятельности должно присутствовать только в наименованиях унитарных предприятий, а также в иных случаях, предусмотренных законом; особый порядок для включения слов «Россия», «РФ» и образованных на их основе слов и словосочетаний) (право на фирменное наименование приравнено по правовому режиму к объектам интеллектуальной собственности).

5) Место нахождения организации (место нахождения ю/л определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа).

6) Формирование уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда:

а) хозяйственные общества – уставный капитал (зарегистрированная в учредительных документах совокупность вкладов (долей, акций по номинальной стоимости) учредителей (участников) организации; представляет собой денежную оценку совокупности вкладов, внесенных участниками);

б) хозяйственные товарищества – складочный капитал (не является минимальной гарантией прав кредиторов; размер устанавливается в учредительном договоре при создании товарищества);

в) производственные кооперативы – паевой фонд (образуется за счет паевых взносов, оцениваемых при образовании кооператива по взаимной договоренности его членов на основании сложившихся на рынке цен, при вступлении новых членов – комиссией);

г) государственные и муниципальные предприятия на праве хозяйственного ведения – уставный фонд (размер определяется собственником предприятия; должен быть полностью сформирован в течение 3 месяцев с момента государственной регистрации; является неделимым, не может быть распределен по вкладам (паям, долям)).

Уставный (складочный) капитал, уставный (паевой) фонд могут формироваться за счет денег, ценных бумаг, других вещей, имущественных и иных прав, имеющих денежную оценку (в некоторых случаях оценка должна проводиться независимым оценщиком).

7) Государственная регистрация (осуществляется ФНС РФ; срок – не более 5 рабочих дней; представляются документы (заявление, решение о создании, учредительные документы, выписка из реестра иностранных ю/л, документ об оплате государственной пошлины) (решение о государственной регистрации – основание внесения записи в соответствующий государственный реестр (момент записи в реестр – момент государственной регистрации).

Постановка на учет в налоговом органе осуществляется одновременно с государственной регистрацией.

Постановка на учет в государственных социальных фондах (в 5-дневный срок с момента регистрации регистрирующий орган предоставляет сведения о регистрации в государственные органы по перечню, определенному Правительством РФ; фонды осуществляют регистрация; контроль за правильностью исчисления и уплаты ЕСН осуществляется налоговыми органами).

Отказ в государственной регистрации допускается в случаях (непредставления необходимых документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; если учредителем ю/л выступает ликвидируемое ю/л или если ю/л возникает в результате реорганизации ликвидируемого ю/л).

8) Печати (общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения; возможно указание наименования на иностранном языке или языке народов РФ; особый порядок установлен для воспроизведения Государственного герба РФ).

9) Регистрация в органах статистики (при идентификации ю/л используются коды, присваиваемые ему при регистрации Федеральной службой государственной статистики (ОКВЭД, ОКОГУ, ОКАТО, ОКОНХ, ОКФС, ОКОПФ)).

10) Открытие расчетного счета в банке (счет открывается по представлении заявления, копии свидетельства о регистрации и учредительных документов, образцов подписей руководителя и главного бухгалтера и оттиска печати; в течение 10 дней с момента открытия р/с организация обязана сообщить об этом в налоговый орган).

Одним из основных условий осуществления ПД является её легитимность , то есть государственное подтверждение законности прав и полномочий субъектов ПД, их вхождения в хозяйственный оборот. Слово “легитимный” происходит от латинского legitimus, означающего “законный, соответствующий закону или конституции”. Легитимация , соответственно, может быть определена как процесс приобретения субъектом права законного статуса, заключающегося в совокупности его прав и обязанностей.

Так же как граждане – физические лица индивидуализируются по месту жительства и своему имени, индивидуализация юридического лица, т.е. выделение его из массы всех других организаций, осуществляется путем определения его местонахождения и присвоения ему наименования.

Точное место нахождения юридического лица важно для правильного применения к нему актов местных органов власти, предъявления исков, исполнения обязательств и др. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (п. 2 ст. 54 ГК РФ). При определении места нахождения юридического лица необходимо руководствоваться нормами Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Следует отметить, что место государственной регистрации – это не конкретный адрес или наименование регистрирующего органа; местом государственной регистрации считается территория соответствующего субъекта РФ. В то же время при государственной регистрации указывается конкретный адрес, под которым понимается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа, по которому с юридическим лицом осуществляется связь. При изменении места нахождения исполнительного органа юридического лица допускается его перерегистрация.

Не разрешается регистрация юридических лиц по адресам жилых квартир, поскольку согласно п. 3 ст. 288, п. 2 ст. 671 ГК РФ жилое помещение может использоваться только для проживания граждан.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией , должно иметь фирменное наименование . Порядок его государственной регистрации и использования определяется законом и иными правовыми актами (ст. 54 ГК РФ). Однако специального закона о порядке регистрации фирменных наименований в нашей стране еще нет, поэтому фирменные наименования регистрируются в составе учредительных документов юридического лица. Фирменное наименование юридического лица обязательно должно включать в себя указание на его организационно-правовую форму. Фирменное наименование относится к объектам исключительных прав, следовательно, оно не может быть повторяемым. В то же время не является нарушением исключительных прав использование одинакового наименования юридическими лицами, имеющими разную организационно-правовую форму.

В настоящее время создан Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), являющийся федеральным информационным ресурсом. Этот Реестр ведется Федеральной налоговой службой РФ одновременно на бумажных и электронных носителях. Казалось бы, в таком Реестре регистрация одинаковых фирменных наименований в разных субъектах РФ исключена. Однако на сегодняшний день налоговые органы не требуют от заявителей предоставления справок о проверке новизны фирменного наименования, поэтому появление большого количества организаций-двойников вполне возможно.

Действующее законодательство не допускает отказа в государственной регистрации юридического лица по мотивам нецелесообразности его создания (п. 1 ст. 51 ГК РФ). Такой подход применяется в большинстве случаев. Он именуется нормативно-явочным порядком регистрации, т.е. для регистрации юридического лица не требуется согласия третьих лиц, в том числе и государственных органов. При регистрации учредительные документы юридического лица должны лишь проверяться на соответствие требованиям действующего законодательства РФ. Но, к сожалению, сейчас регистрирующие органы фактически самоустранились от проверки документов на соответствие нормативным актам.

В ряде случаев государственная регистрация юридического лица проходит по усложненной процедуре. Например, в связи с тем, что создание унитарного предприятия непосредственно связано с наделением его государственным или муниципальным имуществом, требуется соответствующее распоряжение органа государственной власти или МСУ. Поэтому унитарные предприятия создаются не в нормативно-явочном, а в распорядительном порядке.

Для создания некоторых юридических лиц необходимо (в противоположность нормативно-явочной регистрации ) согласие государственных органов или третьих лиц . Так, кредитная организация регистрируется после решения Центрального банка РФ о возможности выдачи ей лицензии (разрешения) на совершение банковских операций.

Срок государственной регистрации составляет 5 рабочих дней , полномочия по проведению регистрационных действий принадлежат налоговым органам. Для государственной регистрации юридического лица представляется заявление по унифицированной форме. В нем подтверждается, что представленные на регистрацию учредительные документы соответствуют требованиям, установленным законодательством, достоверны, а также что соблюден порядок создания юридического лица данной организационно-правовой формы (получены требуемые согласования, оплачен уставный капитал и проч.).

Заявителем при государственной регистрации является физическое лицо, подпись которого на заявлении должна быть нотариально удостоверена. Например, заявителем может быть один из учредителей, руководитель исполнительного органа организации-учредителя, полный товарищ, если создается хозяйственное товарищество.

К заявлению прилагаются решение о создании юридического лица в виде протокола или договора, учредительные документы, выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения, если одним из учредителей является иностранная организация. За регистрационные действия взимается государственная пошлина в размере 2 тыс. руб., а если регистрируются изменения в учредительных документах или ликвидация юридического лица - в размере 400 руб. (ст. 333.33 НК РФ).

Правовая основа деятельности юридического лица – его учредительные документы, состав которых различен для разных видов организаций. Организациями, функционирующими на основе одного учредительного документа – устава , являются АО, производственные кооперативы (артели), государственные и муниципальные унитарные предприятия (уставные организации). Организациями, действующими только на основании учредительного договора , являются хозяйственные товарищества – полное товарищество и товарищество на вере (договорные организации). К юридическим лицам, имеющим и устав, и учредительный договор, относятся ООО и ОДО (уставно-договорные организации).


1. Предпринимательское право - это:

А. комплексная отрасль права;

Б. самостоятельная отрасль права;

В. подотрасль гражданского права.

2. Правовое регулирование - это основной способ государственного воздействия на тот или иной процесс с использованием …

А. норм морали;

Б. нравственных норм;

В. социальных норм;

Г.религиозных догм;

Д. норм права.

3. Совокупность общеобязательных для всех правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством и охраняемых его силой, называется…
А. обычаем
Б. правом
В. законом

4. Закон - это…
А. которому придан нормативный характер
Б. правило, ставшее привычным в том или ином обществе
В. нормативно-правовой акт, изданный любым органом власти
Г. нормативный акт, обладающий высшей юридической силой и принятый представительным органом государственной власти

5. Что не входит в классификацию правовых источников, регулирующих предпринимательскую деятельность?

А. законодательные акты;

Б. подзаконные акты;

В. морально-нравственные правила;

Г. судебные прецеденты;

Д. договоры и деловые обыкновения;

Е. международные соглашения.

6. Правовые источники - это разнообразные формы выражения результатов правотворческой деятельности …

А. государства;

Б. общества;

В. коллектива;

Г. личности;

Д. маркетинговой фирмы.

7. Правовые источники по юридической силе классифицируются на:

А. законодательные и подзаконные акты;

Б. законодательные акты и судебные прецеденты;

В. законодательные акты, подзаконные акты, судебные прецеденты, договоры и деловые обыкновения;

Г. законодательные акты и договоры;

Д. нормативные и правовые акты.

8. Субъекты предпринимательского права - это:

А. индивидуальные предприниматели и коммерческие организации;

Б. индивидуальные предприниматели, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования;

В. коммерческие и некоммерческие организации.

9.Какой из перечисленных признаков не является характерным для юридического лица?
А. осуществление от своего имени имущественных и других неимущественных прав
Б. наличие обособленного имущества
В. единоличный невменяемый руководитель
Г. быть истцом и ответчиком

10. Индивидуальный предприниматель отвечает перед кредиторами…
А. арендованным имуществом
Б. только имуществом, использующимся в предпринимательской деятельности
В. всем своим имуществом
Г. имуществом, принадлежащим родственникам

11. Что из перечисленного ниже не является юридическим лицом?

А. ассоциация (союз);

Б. простое товарищество ;

В. религиозное объединение.

12. Какая организация обладает общей правоспособностью?

Б. казенное предприятие;

В. артель.

13. Какая организация обладает общей правоспособностью?

А. Банк;

Б. товарная биржа;

В. коммандитное товарищество.

14. Простое товарищество - это:

А. Разновидность коммерческой организации.

Б. разновидность некоммерческой организации.

В. договор о совместной деятельности.

15. Какие органы осуществляют регистрацию индивидуальных предпринимателей?

А. Органы юстиции;

Б. нотариальные конторы;

В. налоговые органы.

16. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся:

А.Некоммерческие организации

Б.Унитарные предприятия

В.Хозяйственные товарищества

17. Какая организация не может быть создана единственным учредителем?

А. Общество с ограниченной ответственностью;

Б. полное товарищество ;

В. унитарное предприятие.

18. Хозяйственные общества могут создаваться в форме:

А. АО, ООО, ОДО ;

Б. ЗАО, ОАО, ООО;

В. АО, ООО, общество взаимного страхования.

19. Право на использование фирменного наименования передается по:

А. лицензионному договору;

Б. договору коммерческой концессии;

В. не передается вообще.

20. В течение, какого срока действует регистрация фирменного наименования?

А. Бессрочно;

В. в течение периода деятельности юридического лица.

21. Одновременно с учредительными документами компании регистрируется:

А. коммерческое обозначение;

Б. фирменное наименование;

В. товарный знак.

22. Какой способ индивидуализации не подлежит государственной регистрации?

А. Коммерческое обозначение;

Б. товарный знак;

В. фирменное наименование.

23. Какие органы осуществляют регистрацию юридических лиц?

А. Органы юстиции;

Б. государственные нотариальные конторы;

В. налоговые органы.

24. Общий порядок регистрации коммерческих организаций является:

А. уведомительным;

Б. нормативно-явочным;

В. разрешительным.

25. Укажите срок государственной регистрации юридического лица:

А. 3 рабочих дня;

Б. 5 рабочих дней;

В. 30 календарных дней.

26. Какие организации создаются в распорядительном порядке?

А. Кредитные;

Б. страховые;

В. унитарные предприятия.

27. В каких формах создаются хозяйственные товарищества?

А. Коммандитное товарищество и товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО);

Б. полное товарищество и товарищество на вере;

В. полное товарищество и товарищество собственников жилья.

28. Минимальный размер складочного капитала хозяйственного товарищества составляет:

А. 500 МРОТ;

Б. 1000 МРОТ;

В. законом не установлен.

29. Минимальное число участников полного товарищества составляет:

А. один товарищ;

Б. два товарища;

В. семь товарищей.

30. Товарищами в хозяйственных товариществах могут быть:

А. физические и юридические лица;

Б. физические лица;

В. индивидуальные предприниматели и коммерческие организации .

31. Минимальный размер уставного капитала ООО составляет:

А. 100 МРОТ;

Б. 10 тыс. рублей;

В. 50 МРОТ.

32. Максимальное число участников ООО составляет:

А. двадцать;

Б. пятьдесят;

В. тридцать.

33. При выходе участника из состава ООО ему выплачивается:

А. номинальная стоимость доли;

Б. действительная стоимость доли;

В. рыночная стоимость доли.

34. Минимальный размер уставного капитала ОАО составляет:

А. 100 МРОТ;

Б. 1000 МРОТ;

В. 10 000 МРОТ.

35. Минимальный размер уставного капитала ЗАО составляет:

А. 50 МРОТ;

Б. 100 МРОТ;

В. 200 МРОТ.

36. Что из перечисленного является реорганизацией?

А. Закрытие филиалов головной организации;

Б. ЗАО - ОАО;

В. ООО - производственный кооператив.

37. Реорганизацией не является:

А. слияние;

Б. поглощение;

В. присоединение.

38. Какой документ не подтверждает правопреемство в процессе реорганизации?

А. Бухгалтерский баланс;

Б. разделительный баланс;

В. передаточный акт.

39. Разделительный баланс требуется при реорганизации в форме:

А. присоединения;

Б. преобразования;

В. выделения.

40. Некоммерческие юридические лица могут создаваться в форме:

А.муниципального унитарного предприятия;

Б.потребительского кооператива;

В.полного товарищества.

41. Какая из этих организаций является некоммерческой?

А. Товарищество собственников жилья;

Б. простое товарищество;

В. коммандитное товарищество.

42. Какая из этих организаций является некоммерческой?

А. Потребительский кооператив;

Б. артель;

В. народное предприятие.

43. К ценным бумагам не относится…
А. чек
Б. вексель
В. решение суда по финансовым вопросам
Г. облигация

44. Согласно Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ в РФ признаются следующие формы собственности…
А. государственная, муниципальная, частная и иные

Б. только государственная
В. только государственная и частная
Г. только частная и муниципальная

45. Собственнику принадлежит право
А. пользования
Б. владения и пользования
В. владения
Г. владения, пользования и распоряжения

46. Документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении, называется…
А. ценной бумагой

Б. договором
В. указом
Г. предписанием

47. Техническое регулирование предпринимательской деятельности не включает в себя:

А. технические регламенты

Б. стандартизацию

В. лицензирование

Г. подтверждение соответствия

48. В соответствии с ФЗ РФ «О техническом регулировании» от 27. 12. 2002 г. задачей стандартизации не является:

А. безопасности продукции, работ и услуг для потребителя;

Б. совместимости и взаимозаменяемости продукции, работ и услуг;

В. качества продукции, работ и услуг;

Г. снижения себестоимости товаров, работ и услуг;

Д. единства измерений и экономии ресурсов;

Е. надежности хозяйственных объектов.

49. В РФ действуют следующие стандарты и классификаторы (все, кроме одного):

А. Национальные стандарты;

Б. Двухсторонние международные стандарты;

В. Международные стандарты;

Д. Общероссийские классификаторы;

Е. Стандарты отраслей и организаций.

50. Сертификация - это:

А. Совокупность правил выполнения работ по сертификации;

Б. Совокупность правил функционирования системы сертификации в целом;

В. Официальное признание органом по аккредитации компетентности в оценке соответствия качества;

Г. Форма подтверждения соответствия определенных объектов требованиям технических регламентов, стандартов или условиям договоров, осуществляемая национальным органом по сертификации;

Д. Прямое или косвенное соблюдение требований, предъявляемых к объекту;

Е. Документальное удостоверение соответствия продукции требованиям технических регламентов, стандартов или условиям договора.

51. Процедура добровольной сертификации включает в себя следующее (все пункты за исключением одного):

А. Подача заявления на сертификацию;

Б. Рассмотрение заявки и принятие решения о выборе подходящей схемы сертификации;

В. Проведение проверок и анализ документов;

Г. Согласование решения о выдаче сертификата с руководителем органа местного самоуправления;

Д. Выдача сертификата;

Е. Заключение договора на инспекционный контроль и его реализацию.

52. Проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами -это:

А. государственный заказ

Б. государственный контроль

В. государственное планирование

Г. государственное прогнозирование

53. К основным полномочиям лицензирующих органов относится…
А. надзор за юридическими лицами, получившими лицензию
Б. предоставление лицензий
В. изучение статистики
Г. рассмотрение документов

54. Лицензия может быть аннулирована…
А. несостоятельности (банкротства)
Б. утраты дееспособности физического лица
В. в случае неуплаты лицензионного сбора в течение 3-х месяцев
Г. изменения обстановки

55. Осуществление юридическим лицом лицензируемого вида деятельности без наличия лицензии:

А. является основанием для принудительной ликвидации юридического лица;

Б. не является основанием для принудительной ликвидации юридического лица;

В. может повлечь негативные последствия для юридического лица только в плане возможности признания заключенных им сделок недействительными.

56. В соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» понятие «лицензия» означает:

А. сертификат соответствия промышленной продукции обязательным требованиям государственных стандартов, выданный государственным органом предпринимателю;

Б. разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

В. признание интеллектуальной собственности юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности.

57. В соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» решение о выдаче лицензии должно быть принято лицензирующим органом в срок:

А. не более 5 дней со дня подачи необходимого пакета документов ;

Б. не более 30 дней со дня подачи необходимого пакета документов;

В. не более 45 дней со дня подачи необходимого пакета документов;

Г. не более 60 дней со дня подачи необходимого пакета документов

58. Деятельность, направленная на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, называется…
А. административным проступком
Б. свободным предпринимательством
В. государственным регулированием
Г. монополистической деятельностью

59. Какой общий критерий определяет положение хозяйствующего субъекта как доминирующее:

А. Доли товара данного производителя на рынке составляют более 50 %;

Б. Доля товара производителя на товарном рынке составляет от 35% до 65%;

В. Доля товара производителя на товарном рынке составляет до 50 %;

Г. Доля товара производителя на рынке превышает 90%;

Д. Доля товара производителя на рынке превышает 80%;

Е. Доля товара производителя на рынке превышает 70%.

60. Какие субъекты относятся к категории аффилированных лиц?

А. Это лица, имеющие возможность оказывать влияние на других лиц;

Б. Это лица, не имеющие возможность оказывать влияние на других лиц;

В. Это лица, занимающие доминирующее положение на рынке;

Г. Это лица, не занимающие доминирующего положения на рынке;

Д. Это лица, занимающие монопольное положение на рынке;

Е. Это лица, не занимающие монопольного положения на рынке.

61. На какие действия доминирующих субъектов не налагается запрет:

А. Установление монополии цен и создание дефицита;

Б. Навязывание контрагенту невыгодных условий;

В. Необоснованный отказ от заключения договора с контрагентом;
Г. Необоснованное установление цен или тарифов;

Д. Создание дискриминационных условий для конкурентов;

Е. Осуществление исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.

62. Договор - это:

А. комплекс взаимосвязанных сделок;

Б. соглашение двух или более лиц ;

В. методика ведения торговой деятельности.

63. "Существенные" условия договора - это условия, без согласования которых договор считается:

А. незаключенным ;

Б. недействительным;

В. притворным.

64. Какой договор запрещается заключать между коммерческими организациями?

А. Перевод долга;

Б. дарение;

65. Назовите обязательный реквизит договора:

А. виза главного бухгалтера ;

Б. подпись генерального директора;

В. печать организации.

66. Оферта - это:

А. предложение заключить договор;

Б. согласие на заключение договора;

В. протокол о намерениях.

67. Акцепт - это:

А. предложение заключить договор;

Б. согласие на заключение договора;

В. перечисление денежных средств по договору.

68. К способам обеспечения исполнения обязательств относится…
А. кредит
Б. заем
В. залог
Г. уступка права требования

69. Если неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд:

А. вправе отклонить требования в части неустойки;

Б. обязан отклонить требования в части неустойки;

В. вправе уменьшить неустойку .

70. Несоблюдение простой письменной формы сделки, по общему правилу влечет

А. Ее недействительность

Б. Лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства

В. Лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, приводить письменные и другие доказательства

71. При солидарной обязанности должников:

А. Кредитор вправе требовать исполнения от любого должника полностью

Б. Кредитор вправе требовать исполнения от каждого должника только в части долга

В. Кредитор вправе требовать исполнения от всех должников, но только в равных долях

72. По истечении указанного в договоре поручительства срока:

А. поручительство прекращается по истечении одного года со дня наступления срока исполнения

Б. обеспеченного поручительством обязательства;

В. поручительство прекращается;

Г. поручительство прекращается по истечении двух лет со дня заключения договора поручительства.

73. Денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения - это

Б. задаток

В. банковская гарантия

Г. удержание

74. Какой способ обеспечения исполнения договора не связан с осуществлением платежа?

А. Задаток;

В. неустойка.

75. Какая неустойка взыскивается сверх суммы убытков?

А. Исключительная;

Б. альтернативная;

В. штрафная .

76. В каком размере взыскивается упущенная выгода при нарушении договора?

А. В полной сумме договора;

Б. в двукратной сумме договора;

В. в размере, доказанном потерпевшей стороной.

77. Упущенная выгода - это:

А. будущие расходы;

Б. неполученные доходы;

В. ущерб деловой репутации.

78. Убытки - это:

А. реальный ущерб и неустойка;

Б. реальный ущерб и моральный вред;

В. реальный ущерб и упущенная выгода.

79. К формам безналичных расчетов не относятся:

А. платежное поручение

Б. аккредитив

В. банковская гарантия

Г. инкассо

80. Распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке для производства перечисления денежных средств - это:

А. платежное требование

Б. банковская гарантия

В. платежное поручение

Д. аккредитив

81. Бесспорное списание со счетов возможно в следующих случаях (все пункты за исключением одного):

А. По распоряжению налоговых и таможенных органов;

Б. По распоряжению органов местного самоуправления;

В. За электрическую и тепловую энергию, за газ и за услуги связи;

Г. За водоснабжение, водоотвод и природопользование;

Д. За излишне полученную прибыль и неправильное ценообразование;

Е. За простой вагонов, судов, автомашин, не возврат контейнеров и неправильное оформление транспортных документов.

82. Расчетным документом в безналичных платежах не является:

А. платежное поручение;

Б. банковская карточка;

В. платежное требование.

83. Расчетным документом в безналичных платежах является:

А. исполнительный лист арбитражного суда;

Б. вексель с бланковым индоссаментом;

В. инкассовое поручение.

84. В каком размере возможны наличные расчеты между юридическими лицами?

Если Тест, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Создание предприятия основывается на принципах и проходит несколько этапов:

1) возникновение идеи о создании нового предприятия (организации), необходимого для производства конкретных видов продукции, товаров (работ, услуг);

2) изучение и определение возможностей использования новых технологий, средств и предметов труда; 3) изучение рынка, на удовлетворение потребностей которого должно работать предприятие;

4) подбор поставщиков необходимых факторов производства (сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, энергетических ресурсов, информации и т.д.);

5) подбор соучредителей предприятия;

6) определение финансовых источников, необходимых для формирования уставного капитала

7) разработка учредительных документов и бизнес-плана;

9) осуществление государственной регистрации предприятия, получение необходимых счетов в банке;10) изготовление печатей, штампов;

11) постановка на учёт в органе государственной налоговой службы, территориальном органе пенсионного фонда и др;

Порядок создания коммерческих организаций регулируется специальными законами и подзаконными актами.

Создать коммерческое организацию может одно лицо или несколько лиц, которые именуются учредителями.

Учредители - участники. Состав учредителей определяется на момент создания предприятия. В тоже время учредители являются одновременно и участниками.

Некоторые учредители могут выйти из организации и, следовательно, перестать быть её участниками, а на их место могут прийти новые лица, которые, не будучи учредителями, становятся участниками. первоначальный состав участников может полностью измениться.

В качестве учредителей и участников могут выступать любые субъекты гражданского права, обладающие необходимым объёмом право- и дееспособности: физические и юридические лица, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования. Однако для некоторых видов юридических лиц состав участников ограничен законом (например, участниками полного товарищества могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации, учредителем унитарного предприятия - только государственное муниципальное образование).

Разработка учредительных документов: учредительный договор и устав.

Перед регистрацией юридическое лицо обязано согласовать в регистрирующих органах своё наименование, так как оно является одним из способов индивидуализации предприятия.

Для государственной регистрации коммерческих организаций учредители предоставляют в регистрирующий орган:

1) заявление по форме, установленной Мин.Юст. РФ, о государственной регистрации юридического лица. 2) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством;3) учредительные документы (учредительный договор, устав);

4) документы, подтверждающие формирование в соответствии с законодательством уставного капитала коммерческой организации; 5) документы, содержащие сведения о собственниках имущества (учредителях, участниках) коммерческих организаций - физических лицах;

6) если одним из учредителей выступает иностранное юридическое лицо - документ, подтверждающий его юридический статус; 7) справку налогового органа по месту жительства физического лица - собственника имущества (учредителя, участника) коммерческой организации о предоставлении декларации о доходах и имуществе; 8) гарантийное письмо или другой документ, подтверждающий право на размещение юридического лица по месту жительства;

Этапы создания коммерческой организации:

1. Определение состава учредителей, участников коммерческой организации. Законодательством РФ предусмотрены специальные правила, касающиеся состава и числа учредителей коммерческой организации;

2. Происходит выбор участниками организационно-правовой формы, в которой будет осуществляться предпринимательская деятельность;

3. Учредительные документы. На начальном этапе создания коммерческой организации необходимы выработка и утверждение учредительных документов в зависимости от организационно-правовой формы;

4. Выбор наименования коммерческой организации. Согласно ст.54 ГК РФ юридические лица имеют свое наименование, содержание которого указывает организационно правовую форму;

5. Определение места нахождения организации. Согласно ст.52 ГК РФ в учредительных документах коммерческой организации должно быть указано место ее нахождения. По общему правилу местом нахождения Юридического лица является место его регистрации;

6. Формирование уставного (складочного) капитала и уставного (паевого) фонда. В хозяйственных обществах формируется уставный капитал, который представляет собой зарегистрированную в учредительных документах совокупность вкладов, долей, акций по номинальной стоимости, учредителей, участников организаций. В хозяйственных товариществах формируется складочный капитал, который не выступает минимальной гарантией прав кредиторов, следовательно его размер определяется в учредительных документах. В Производственных кооперативах формируется паевой фонд, который образуется за счет паевых взносов. При создании государственных и муниципальных предприятий на праве хозяйственного ведения формируется уставный фонд, размер которого определяется собственником предприятия;

7. Государственная регистрация – процедура государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в единый государственный реестр сведений о создании реорганизации ликвидации юридических лиц, приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя, прекращения его деятельности и иных сведений о физических и юридических лицах;

8. Наличие печати;

9. Регистрация в органах статистики;

10. Постановка на учет в налоговом органе;

11. Открытие расчетного счета в банке;

12. Постановка на учет в государственных социальных фондах.

Государственная регистрация хозяйствующих субъектов, понятие, содержание, порядок осуществления

Государственная регистрация юридических и физических лиц осуществляется в соответствии с ФЗ №129 ФЗ от 08.08.?? «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Государственную регистрацию осуществляет министерство по налогам и сборам. Регистрация осуществляется по месту нахождения, указанного учредителями в заявлении постоянно действующего исполнительного органа. А в случае его отсутствия, иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Законом установлен срок регистрации – не более 5-ти рабочих дней со дня поступления документов в регистрирующий орган. Документы могут быть отправлены по почте. Датой истечения срока бузет являться дата поступления документов в регистрирующий орган.


При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:

1. Руководитель постоянно действующего исполнительного органа, регистрируемого юридического лица или иное лицо, которое имеет право действовать в интересах юридического лица без доверенности;

2. Учредитель, учредители юридического лица при его создании;

3. Руководитель юридического лица, выступающий учредителем регистрируемого юридического лица;

4. Иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренное ФЗ либо специальным нормативным актом.

Ст.13 закона ФЗ №129 указывает перечень документов, предоставляемых в регистрируемый орган при регистрации:

1. Заявление;

2. Решение о создании юридического лица;

3. Учредительные документы;

4. Выписка из реестра иностранных юридических лиц, соответствующей страны происхождения или иное, равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица-учредителя;

5. Документ об оплате государственной пошлины.

Для физических лиц:

1. Заявление;

2. Копия основного документа физического лица, если он является гражданином РФ;

3. Копия документа, установленного ФЗ или признаваемого международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве Индивидуального предпринимателя;

4. Для лиц без гражданства предоставляется копия документа, подтверждающего происхождение и по возможности принадлежность к определенной стране лица без гражданства.

Регистрирующий орган не вправе требовать иных документов помимо указанных в законе о регистрации .

Отказ в государственной регистрации допускается в случаях:

1. непредставлении определенных «Законом о государственной регистрации» документов, необходимых для государственной регистрации;

2. представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

3. если учредителем юридического лица выступает ликвидируемое юридическое лицо или если юридическое лицо возникает в результате реорганизации ликвидируемого лица.

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные законом о регистрации. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве Индивидуального Предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия решения судом о признании его несостоятельным (банкротом) или решения о прекращении в индивидуальном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который предприниматель по приговору суда лишен права заниматься предпринимательской деятельности.

Случайные статьи

Вверх