Добровольное формирование созданное инициативе граждан. Общественные объединения и необходимость их государственной регистрации

Добровольные объединения в РФ создаются и действуют на основе законодательства об общественных объединениях в связи с реализацией гражданами права на объединение.

Нормативной основой деятельности общественных объединений в РФ является:

  1. Конституция РФ
  2. Федеральный Закон РФ «Об общественных объединениях»

Указанный закон является базовым и предусматривает возможность принятия законов, регулирующих деятельность отдельных видов общественных объединений.

Право граждан на объединение включает в себя:

  1. Право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей;
  2. Право вступать в существующие общественные объединения;
  3. Право воздерживаться от вступления в них;
  4. Право беспрепятственно выходить из общественных объединений;

Общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (уставных целей)

Независимо от организационно - правовой формы и вида общественного объединения, все они образуются и действуют на основе одних и тех же принципов

Принципы общественных объединений:

  1. Добровольность;
  2. Равноправие;
  3. Самоуправление;
  4. Законность;

Все лица, принимающие участие в деятельности объединения, могут быть подразделены на три группы:

Учредители – это лица, по инициативе которых создается объединение. Учредителями могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения.

Учредители созывают съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, а также формируются его руководящие и контрольно-ревизионные органы;

Члены общественного объединения – это лица, чья заинтересованность в решении задач общественного объединения и сама деятельность в нем оформляется документально индивидуальными заявлениями или иными документами, позволяющими учитывать количество членов объединения.

Индивидуальное членство может быть оформлено различным образом: в одних организациях имеется лишь список ее членов, тогда как в других могут выдаваться членские билеты;

Участники общественного объединения – это лица, выражающие поддержку целям данного объединения и (или) его отдельным акциям и принимающие участие в его деятельности без обязательного документального оформления своего участия;

Законодательством предусмотрены следующие организационно-правовые формы создания общественных объединений:

  1. Общественная организация;
  2. Общественное движение;
  3. Общественный фонд;
  4. Общественное учреждение;
  5. Орган общественной самодеятельности;

Общественная организация – это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Это единственное общественное объединение, основанное на обязательном членстве. Для всех других форм членство необязательно, достаточно лишь участия. К общественным организациям относятся политические партии, профсоюзы, спортивные, молодежные, творческие и иные объединения.

Общественное движение – это массовое общественное объединение, состоящее из участников, не имеющих постоянного членства. Основным признаком движения является его массовость. Общественные движения создаются для решения какой-либо общественно значимой политической, экологической, социальной и иной проблемы. В РФ в качестве движений зарегистрированы такие формирования, например, как движение «Солдатские матери»

Общественный фонд – это не имеющее членства общественное объединение, создаваемое с целью формирования имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использования этого имущества на общественно-полезные, в том числе и благотворительные, цели. Общественный фонд решает специфические задачи - накопление имущества для реализации социально-полезных целей и не нуждается в массовом членстве, например, Фонд борьбы с коррупцией

Общественное учреждение – не имеющее членства общественное объединение, создаваемое в целях оказания каких-либо конкретных услуг в области образования, здравоохранения, культуры, спорта и других сферах. Особенность этого вида объединений состоит в том, что учреждения образуются гражданами, предоставившими учреждению свое имущество на праве оперативного управления. Примерами учреждений могут быть общественные музеи, стадионы, библиотеки.

Орган общественной самодеятельности – не имеющее членства общественное объединение, создаваемое с целью решения социально-значимых проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы. Основная особенность органа общественной самодеятельности состоит в том, что он создается для решения задач, имеющих локальное, местное значение. Например, родительские комитеты в школах, студенческие комитеты в вузах, уличные, дворовые, домовые комитеты, создаваемые населением по месту жительства.

Виды общественных объединений выделяются в зависимости от территориальной сферы их деятельности:

Общероссийское общественное объединение осуществляет свою деятельность на территории более половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения;

Межрегиональное общественное объединение осуществляет свою деятельность на территории менее половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения;

Региональное общественное объединение осуществляет свою деятельность в пределах территории одного субъекта РФ;

Местное общественное объединение осуществляет свою деятельность в пределах территории органа местного самоуправления;

Международное общественное объединение – это образованное в РФ общественное объединение, в соответствии с уставом которого в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельность хотя бы одно его структурное подразделение - организация, отделение или филиал и представительство.

Законодательство отдельно выделяет политические общественные объединения, для которых установлен особый правовой режим.

Политическое общественное объединение – это общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов.

Принадлежность общественного объединения к политическим общественным объединениям должна быть оговорена в его уставе.

Политические общественные объединения подлежат обязательной государственной регистрации. Законодательство устанавливает перечень требований, которым должно отвечать политическое общественное объединение.

Политические общественные объединения могут образовываться в форме общественной организации или общественного движения.

Взаимодействие государства и общественных объединений выражается в том, что государство обеспечивает реализацию права граждан на объединение, обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, поддерживает и, с другой стороны, контролирует их деятельность.

Защита прав и законных интересов объединений выражается в том, что они могут обращаться в суд, прокуратуру, иные органы в случае возникновения препятствий для их деятельности, для обжалования решений государственных органов и иных субъектов.

Поддержка государства выражается в том, что государство оказывает содействие общественным объединениям, например, предоставляет помещения, выделяет льготы, ссуды. При этом государство контролирует общественные объединения на предмет соблюдения ими законодательства.

Государство и общественные объединения не вмешиваются в деятельность друг друга. Государство не может быть членом или учредителем общественного объединения.

Государство испытывает воздействие со стороны общественных объединений, ибо последние участвуют в формировании государственных органов, могут влиять на назначение лиц на государственные должности, участвовать в правоворчестве, предлагая те или иные законопроекты, имеют возможность влиять на принятие решений органами государства, в том числе и путем формирования общественного мнения. Таким образом, общественные объединения участвуют в политической деятельности.

Понятие и виды общественных объединений. Общественное объединение - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан

Общественное объединение - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения

Общественное объединение - это объединение физических лиц (граждан). Объединение юридических лиц (организаций) в России называется ассоциацией. Тем не менее, членами общественного объединения наряду с гражданами могут быть юридические лица - другие общественные объединения.В России общественные объединения могут создаваться в следующих организационно-правовых формах (ст. 7 ФЗ «Об общественных объединениях»):

· общественная организация

· общественное движение

· общественный фонд

· общественное учреждение

· орган общественной самодеятельности

· политическая партия

В соответствие с Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», профсоюзы также являются общественными объединениями. Профсоюз не является отдельной организационно-правовой формой общественных объединений и может создаваться в любой организационно-правовой форме, предусмотренной федеральным законом «Об общественных объединениях», за исключением политической партии (на практике профсоюзы обычно действуют в форме общественной организации ввиду возможности наличия членства).В РФ могут создаваться и действовать общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения, а также международные общественные объединения.Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные объединения. В тех случаях, когда то или иное новое объединение образуется действующими общественными объединениями без участия физических лиц, то речь идет об образовании не общественного объединения граждан, а союза (ассоциации) общественных объединений. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут выступать в качестве учредителей, членов и участников общественных объединений. Специальные законы об отдельных видах общественных объединений могут устанавливать иные требования к составу и количеству учредителей. Учредители общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности.Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным и осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные действующим законодательством.Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.Деятельность общественных объединений регламентируется в Российской Федерации Федеральным законом «Об общественных объединениях», а также рядом других специальных федеральных законов: «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О негосударственных пенсионных фондах».



38. Понятие и виды религиозных организаций. Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее такими соответствующими этой цели признаками, как вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.Правовое положение религиозных организаций определено Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», постановлением Правительства «О порядке регистрации, открытии и закрытии в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций» и другими нормативными правовыми актами.Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющих деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляется в пользование группы ее участниками. Граждане, образовавшие религиозную группу с намерением в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, уведомляют о ее создании и начале деятельности органы местного самоуправления.Религиозной организацией признается добровольное религиозное объединение, зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица и включенное в Единый государственный реестр юридических лиц. Религиозные организации в зависимости от территории деятельности подразделяются на:1) местные, состоящие не менее чем из 10 участников, постоянно проживающих в одной местности (городе, селе, районе);2) централизованные, состоящие не менее чем из трех местных религиозных организаций.Запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти и местного самоуправления, воинских частях, иных государственных и муниципальных организациях.Религиозные организации действуют на основании устава, утвержденного их учредителями или централизованной религиозной организацией и зарегистрированного в органах Министерства юстиции РФ. В уставе указываются: наименование, место нахождения, цели, задачи и формы деятельности, структура организации и органы управления, порядок создания и прекращения деятельности, источники образования денежных средств и иного имущества. Не допускается отказ в регистрации религиозной организации по мотивам нецелесообразности ее создания.



39. Понятие фонда как юридического лица. Изменение устава и ликвидация фонда. Фонд - некоммерческая организация, распоряжающаяся капиталом, создаваемым для благотворительных, социальных или иных общественно-полезных целей.Имущество, переданное фонду, является собственностью фонда. В свою очередь, учредители не несут ответственность по обязательствам фонда, равно как и фонд не отвечает по обязательствам, возникшим у его учредителей. Нельзя обратить судебное взыскание на имущество лица, внесенное в фонд. Фонд использует имущество для целей, указанных в уставе и обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Название данной организации должно включать наименование и слово «фонд». Решение о ликвидации фонда принимает только суд и исключительно по заявлению заинтересованных лиц.Фонд представляет собой организацию - специалиста по трате денежных средств. Поэтому круг его учредителей обычно не широк. Сами учредители не получают какие-либо привилегии и тем более - прибыль. Членства в фонде нет, как и договоров. Есть только устав. Учредитель не отвечает за долги фонда, потому что фонд - автономная организация и способна зарабатывать средства сама. Отсюда наличие у фондов большого «соблазна» заниматься предпринимательской деятельностью. Поэтому с целью контроля за деятельностью фондов создается попечительский совет, он же - орган управления в фонде. Обязательным условием совета является его формирование из сторонних лиц. В гражданском кодексе Российской федерации существует 2 статьи о фондах (глава четвертая) - 118 и 119. 118 Статья об основных положениях о фонде, статья 119 об изменении устава и ликвидации

ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе О.о. По своей правовой природе О.о. - свободные коллективные образования.

Государственное регулирование союзов частных лиц осуществлялось уже в древности; в римских двенадцати таблиц законах (V в. до н.э.) есть упоминания о коллегиях, подразделявшихся на религиозные и сословно-професси-ональные. Первоначально римское право признавало свободу объединения. Этот порядок, заимствованный из законодательства Солона, т.е. из греческого права, просуществовал до конца республики. В дальнейшем корпорации стали принудительными: обязанность заниматься одной и той же профессией переходила в них к сыну или зятю. В средние века в Европе продолжали существовать различные О.о.. причем насчитывалось большое количество их названий: ars, universitas, corporacio, misteria, collegium, curia, ordo, matricola, fragilla и др., а купеческая гильдия называлась hansa или mercandancia. Тем не менее правила многочисленных гильдий имели много общего, основывались на бытовой и профессиональной взаимопомощи членов, являясь одновременно монопольными экономическими объединениями. Лишь в период крушения феодальнего строя свобода союзов становится политическим институтом, наличие которого необходимо для нормального функционирования демократического государства. Это обстоятельство точно подметил А. де Токвиль, указавший, что "политические объединения, способные пресекать деспотизм партий или произвол правителя, особенно необходимы в странах с демократическим режимом". Высоко оценивал независимые объединения Гегель (следуя римской правовой терминологии, он называет их корпорациями). отмечавший, что "наряду с семьей корпорация составляет второй существующий в гражданском обществе нравственный корень государства". Вместе с тем право на свободу союзов закрепляется в Западной Европе в конце XIX - середине XX в. Тогда же стали появляться и международные неправительственные организации (МНПО), число которых существенно возросло после второй мировой войны.

Правосубъектность О.о.базируется на международном признании прав человека, в частности, права на свободу ассоциаций, закрепленного во Всеобщей Декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., Международном пакте о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г., Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (принята Советом Европы 4 февраля 1950 г.), Американской Конвенции о правах человека от 22 ноября 1969 г. Большое значение имеют конвенции МОТ: Конвенция № 11 от 25 октября 1921г. относительно прав на ассоциацию (в сельском хозяйстве). Конвенция № 87 от 9 июля 1948 г. "О свободе ассоциаций и защите права на организацию".

Согласно конституциям практически всех государств О.о. образуются свободно. В ст. 30 Конституции РФ закреплено: "Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется". Каких-либо ограничений для членства в О.о. Конституция РФ не содержит, но в отдельных законодательных актах РФ запрещается участвовать в деятельности политических партий военнослужащим, сотрудникам органов налоговой полиции, федеральным государственным служащим. Следует особо подчеркнуть, что объединения лиц, преследующие антиконституционные цели, не обладают конституционной (и иной) правоспособностью и не могут рассматриваться как О.о.

Деятельность О.о. регулируется ФЗ РФ от 14 апреля 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон об О.о.). а также иными законодательными и нормативными актами, в том числе актами субъектов РФ и локальными нормативными актами О.о. Закон об О.о. устанавливает, что они могут либо регистрировать свои уставы в органах юстиции и приобретать статус юридического лица. либо функционировать без государственной регистрации и без приобретения прав юридического лица. Уставы общероссийских и международных О.о. регистрируются Минюстом РФ, уставы иных О.о. - органами юстиции субъектов РФ. По Закону об О.о. устав О.о. должен предусматривать: название, цели и задачи О.о., его структуру и территорию, в пределах которой оно осуществляет свою деятельность; условия и порядок приема в члены О.о., выхода из

него в случаях, когда О.о. имеет фиксированное членство; права и обязанности членов(участников); компетенцию и порядок образования руководящих органов О.о. и его организаций, сроки их полномочий; источники образования средств и иного имущества О.о. и его организаций; порядок внесения изменений и дополнений в устав; порядок прекращения деятельности О.о. Заявление о регистрации устава должно быть подано в 3-месячный срок со дня его принятия. К заявлению прилагаются: устав в двух экземплярах; выписка из протокола учредительного съезда (конференции), на котором принят устав; сведения об учредителях: документы (протоколы собраний) в подтверждение наличия организаций, входящих в структуру О.о., документ о юридическом адресе О.о. и копия платежного поручения об уплате регистрационного сбора. Такое заявление орган юстиции обязан рассмотреть в месячный срок со дня его поступления. Отказ в регистрации может быть обжалован в суде.

Законом об О.о. установлены их различные организационно-правовые формы.

Общественная организация - основанное на членстве О.о., созданное для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Общественное движение - имеющее членство массовое О.о., преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками движения.

Орган общественной самодеятельности - не имеющее членства О.о., целями которого является совместное решение различных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы.

Общественный фонд - один из видов некоммерческих фондов, цель которого заключается в формировании имущества и его расходовании на общественно полезные цели.

Общественное учреждение - не имеющее членства О.о., ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников. В случае государственной регистрации общественных фондов и учреждений они осуществляют свою деятельность в соответствии с гражданским законодательством.

Гражданское законодательство применимо к О.о., если они участвуют в имущественных правоотношениях или нуждаются в гражданско-правовой защите. С учетом особенностей их статуса как

некоммерческих и негосударственных образований на О.о. с момента государственной регистрации распространяется правовой режим юридических лиц. О.о. вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. В отличие от коммерческих структур учредители и члены О.о. не могут иметь обязательственные права в отношении данного О.о. либо вещные права на его имущество. Участники О.о. не сохраняют прав на переданное ими данным О.о. в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам О.о., в которых участвуют в качестве членов, а О.о. не отвечают по обязательствам своих членов.

О.о. вправе учреждать СМИ и осуществлять издательскую деятельность.

Доходы О.о, полученные в виде добровольных вступительных,членских и целевых взносов, не образуют прибыли и не облагаются налогом на прибыль. В случае если О.о. не осуществляет предпринимательской деятельности, оно освобождается и от некоторых иных федеральных и местных налогов и сборов. О.о., в том числе не зарегистрированные в органах юстиции, в случае нарушения законодательства несут установленную ответственность. Ряд важных положений, касающихся ответственности О.о., содержится в постановлениях КС РФ от 30 ноября 1992 г. и от 12 февраля 1993 г. Конституционно-правовая ответственность О.о.наступает с момента его образования, гражданско-правовая - с момента государственной регистрации. Ответственность участников, первичных организаций, О.о. в целом и его руководящих органов должна разграничиваться. Законом об О.о. установлен судебный порядок приостановления деятельности О.о. по заявлению соответствующего прокурора или органа юстиции; в случае совершения О.о. действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, оно подлежит ликвидации по решению суда. О.о. может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников, членов) либо органа О.о., уполномоченного на то учредительными документами, или в связи с признанием судом недействительной регистрации О.о. в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер: по решению суда в случае осуществления деятельности, запрещенной законом, иных неоднократных или грубых нарушений закона либо при систематическом осуществлении О.о. деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в других случаях, предусмотренных законодательством. В отличие от иных юридических лиц О.о. не может быть признано банкротом. Имущество О.о., ликвидированного по решению его съезда (конференции) или общего собрания, направляется на цели, предусмотренные уставом.

Лит.: А в а кья н. С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации:конституционно-правовые основы. М.. 1996; Солдате в С.А. Общественные организации в Российской Федерации (политико-правовое и институционное исследование). М., 1994; Юрьев С.С. Правовой статус общественных объединений. М., 1995.

Юрьев С.С.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ" в других словарях:

    Общественное объединение - Общественное объединение добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст. 5… … Бухгалтерская энциклопедия

    Общественное объединение - (англ. social union) в РФ добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе О.о. Право граждан на создание О.о.… … Энциклопедия права

    ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ, добровольная, самоуправляемая, некоммерческая организация (см. ОРГАНИЗАЦИЯ), созданная по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей, указанных в уставе общественного объединения … Энциклопедический словарь

    Юридический словарь

    ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. О.о. могут создаваться в одной из… … Юридическая энциклопедия

    Общественное объединение - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Принцип добровольности основывается … Российское избирательное право: словарь-справочник

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Общественное объединение добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирова … Википедия

    общественное объединение - по определению ФЗ Об общественных объединениях от 14 апреля 1995 г. добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в… … Большой юридический словарь

    ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ - согласно Конституции РФ и Федеральному закону Об общественных объединениях от 14 апреля 1995 г. (с изменениями и дополнениями 1997 и 1998 гг.), существующие обособленно от государства самодеятельные и самоуправляемые (самоуправляющиеся)… … Энциклопедический словарь конституционного права

    Общественное объединение - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Право граждан на объединение… … Административное право. Словарь-справочник

1.1. Домовой совет представляет собой добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов по месту жительства для реализации общих целей в соответствии с законодательством РФ.

1.2. Домовой совет образуется в многоквартирных жилых домах (подъездах указанных домов), в целях привлечения населения к управлению жилищным фондом и для оказания содействия жилищно-эксплуатационной службе в ее работе по организации технического обслуживания и ремонта жилищного фонда, объектов благоустройства, обеспечения сохранности жилья, улучшения качества предоставляемых жилищных и коммунальных услуг.

1.3 Домовый совет " (наименование)" создан по решению общего собрания жителей (собственников и нанимателей либо их представителей) многоквартирного дома (домов), кондоминиума (протокол № ____ от _____ 2011 г., расположенного (расположенных) по адресу: _____________, в целях осуществления общественного контроля в сфере управления жилищным фондом, привлечения жителей к участию в реализации жилищно-коммунальной реформы, обеспечения сохранности, содержания и ремонта жилищного фонда всех форм собственности, а также содержания придомовой территории, объектов благоустройства и озеленения, малых архитектурных форм, спортивных сооружений.

1.4. Домовый совет в соответствии с распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от ______ № _______ является общественным добровольным объединением граждан (нанимателей, собственников жилья) по месту их жительства в многоквартирном доме (домах), кондоминиуме для совместного решения социальных проблем в жилищной сфере, осуществления общественного контроля за содержанием, технической эксплуатацией и ремонтом жилых домов, а также содержанием придомовых территорий, объектов благоустройства и озеленения.

1.5. Домовый совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общественных объединениях", Федеральным законом "Об основах федеральной жилищной политики", другими законодательными и нормативно-правовыми актами Российской Федерации и города Санкт-Петербурга, постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ______ №_____ "О домовых советах", распоряжением администрации Петроградского района настоящим уставом.

1.6. Совет взаимодействует и сотрудничает с другими органами общественного самоуправления, Администрацией района, муниципальными образованиями Санкт-Петербурга, Жилищным Советом города Санкт-Петербурга, ГУЖА Петроградского района, Советом по жилищной политики Санкт-Петербурга.

1.7. Домовой совет не является юридическим лицом и не подлежит государственной регистрации.

2. Основные задачи, права и предмет деятельности

домового совета

2.1. Домовый совет:

2.1.1. Организует жителей дома для участия в проведении мероприятий, направленных на развитие социальной инфраструктуры, сохранность жилого дома и элементов внутридворового благоустройства, поддержания общественного порядка и безопасности.

2.1.2. Осуществляет общественный контроль за:

Соблюдением жителями правил пользования жилыми помещениями и общим имуществом;

Целевым использованием жилых и нежилых помещений;

Состоянием придомовой территории.

2.1.3. Участвует в комиссиях по осмотру дома (домов), подъездов, объектов благоустройства на прилегающей территории, сетей подачи тепловой, электрической энергии, газа, воды, канализации при планово-сезонных работах.

2.1.4. Участвует в осуществлении мероприятий, направленных на снижение потерь тепловой, электрической энергии, газа, воды, осуществляет общественный контроль за сохранностью и утеплением входных дверей в подъездах, фрамуг, приборов отопления, за работой внутриподъездных, подвальных и наружных сетей электроосвещения, видеонаблюдения за подъездами и дворовой территорией, телевизионных антенн и сохранностью почтовых ящиков.

2.1.5. Осуществляет общественный контроль за наличием, сохранностью и освещением номерных знаков на доме, содержанием лифтов, запирающих устройств на входных дверях в подъезд, инженерным оборудованием, чистотой подъездов, полуподвальных и подвальных помещений, чердачных помещений, приямков, придомовой территории, своевременным вывозом бытового мусора, пищевых отходов, металлолома, исправностью кровли, водосточных труб, желобов, открытых ливнестоков.

2.1.6. Оказывает жителям помощь в составлении обращений в органы государственной власти и местного самоуправления, управляющие и другие организации.

2.1.7. Организует участие жителей с их согласия в общественных работах по приведению в порядок подъезда, уборке, благоустройству, по уходу за зелеными насаждениями и озеленению прилегающей придомовой территории, строительству и сохранению спортивного оборудования, детских площадок, мест для отдыха жителей, малых архитектурных форм (оборудования для сушки белья, осветительных опор, скамеек, урн, ограждений), площадок для выгула собак и других работах.

2.1.8. Проводит работу с жителями по обеспечению образцового содержания подъездов, подвалов, балконов, лоджий, придомовой территории.

2.1.9. Совместно с должностными лицами управляющей организации и с согласия жителей проводит осмотр технического состояния, санитарного содержания жилых помещений, принимает меры к прекращению нарушений общественного порядка в квартире. Сообщает в управу района о квартирах, в которых длительное время никто не проживает. Оказывает содействие органам исполнительной власти и местного самоуправления в организации и проведении учета содержащихся у населения собак, кошек, других видов домашних и диких животных.

2.1.10. Может принимать участие в разрешении конфликтных ситуаций между жителями в квартирах, занятых несколькими семьями, об использовании мест общего пользования и их уборке, о распределении расходов по оплате за коммунальные услуги.

2.1.11. Способствует установлению хороших, добрососедских взаимоотношений между проживающими в подъезде, доме. Рассматривает в пределах своих полномочий обращения жителей дома, в необходимых случаях материалы направляет в компетентные органы района и округа.

2.1.12. Поддерживает постоянные контакты с участковым инспектором ОУВД, ГИБДД, комиссией по делам несовершеннолетних. При необходимости сообщает в правоохранительные органы о фактах нарушения общественного порядка, паспортного режима. Совместно с правоохранительными органами организует жителей дома для предотвращения случаев вандализма и хулиганских действий.

3.Порядок формирования (образования) домового совета

3.1. Домовой совет является коллегиальным органом, в составе не менее 5 человек, избранным общим собранием нанимателей и собственников жилых (нежилых) помещений многоквартирного жилого дома (подъезда). Общее собрание является высшим органом управления домового совета, устанавливает его структуру и принимает устав.

3.2. Собрание правомочно, если на нем присутствуют более чем 50 процентов от общего числа нанимателей и собственников жилых (нежилых) помещений дома (подъезда). При наличии менее 50 процентов голосов от общего числа нанимателей и собственников жилых (нежилых) помещений дома инициативная группа проводит собрание с активом (представителями от каждого подъезда), определяет кандидатов в состав домового совета и вносит фамилии в опросный лист. Лист подписывается нанимателями и собственниками жилых (нежилых) помещений дома (подъезда) "за" или "против" предложенных кандидатур. Избранными считаются кандидаты, получившие более 50 процентов голосов от общего числа нанимателей и собственников жилых (нежилых) помещений дома.

3.3. Избранные члены домового совета выбирают из своего состава председателя, секретаря, представителей от каждого подъезда жилого дома и распределяют обязанности между остальными членами совета. Решение оформляется протоколом и является обязательным для всех жителей дома, в т.ч. для тех граждан, которые не приняли участия в голосовании.

3.4. Решение о досрочных выборах членов домового совета может быть принято большинством в две трети голосов из числа избранных членов совета и вынесено на обсуждение общего собрания нанимателей и собственников жилых (нежилых) помещений дома (подъезда).

3.5. В своей деятельности домовой совет подотчетен общему собранию. Домовой совет не реже одного раза в год докладывает о своей работе на собрании нанимателей и собственников жилых помещений.

3.6. Домовой совет проводит заседания по мере необходимости.

3.7. Домовой совет осуществляет свою деятельность в пределах территории, ограниченной жилым зданием и придомовой территорией.

3.8. Для выполнения текущей работы домовой совет может создавать совет общественности по работе с детьми и подростками, общественный совет физкультуры и здоровья и комиссии: хозяйственно-финансовую, по благоустройству, культурно-массовую и санитарную.

4. Структура, руководящие органы, домового совета

4.1. Руководящий орган домового совета (совет дома, правление) формируется из числа лиц, избранных на общем собрании жителей дома в составе 5 человек.

4.1.1. Руководящий орган домового совета осуществляет руководство текущей деятельностью домового совета, исполняет решения, принятые жителями дома, а также представляет интересы домового совета при взаимодействии с иными организациями и органами власти (в уставе можно расширить или сузить круг полномочий руководящего органа, дать их закрытый или открытый перечень).

4.1.2. Решения по текущим вопросам принимаются руководящим органом открытым голосованием большинством голосов присутствующих, при равенстве голосов решающим является голос председателя.

4.2. Председатель совета избирается на первом заседании из числа руководителей (совета, правления) домового совета сроком не более чем на два года (или председатель домового совета избирается на общем собрании жителей многоквартирного дома, кондоминиума, жилищного комплекса).

По истечении указанного срока проводится общее собрание жителей многоквартирного дома (домов), кондоминиума либо письменный опрос жителей по оценке результатов деятельности председателя и по выбору нового председателя (председатель, срок полномочий которого истек, может быть избран на новый срок).

4.3. Председатель совета:

Организует работу домового совета;

Готовит и созывает заседания руководящего органа домового совета;

Организует и контролирует выполнение решений домового совета;

Оказывает содействие управляющей организации в выявлении фактов самовольного строительства, устройства погребов, самовольной установки гаражей, перепланировки квартир и мест общего пользования, вырубки зеленых насаждений;

Сообщает в администрацию района, Государственную жилищную инспекцию, Жилищный Совет Санкт-Петербурга о фактах использования жилых помещений для иных целей, в том числе для размещения организаций, а также обо всех нарушениях благоустройства, о самовольном подключении телефонов, самовольной установке антенн.

4.4. Председатель вправе:

4.4.1. Принимать меры общественного воздействия в отношении нанимателей и собственников жилых помещений и проживающих с ними лиц, нарушающих правила пользования жилыми помещениями и объектами общего пользования.

4..4.2. Принимать участие в комиссии по приемке всех видов работ по содержанию, обслуживанию и всех видов ремонта дома и благоустройства территории.

4.4.3. Ходатайствовать перед Администрацией района, управляющей организацией об оказании помощи в ремонте квартир инвалидам Великой Отечественной войны, приравненным к ним категориям лиц и малообеспеченным гражданам. Осуществлять связь с органами социальной защиты по оказанию помощи одиноким и престарелым гражданам, семьям погибших воинов, многодетным семьям, детям, оставшимся без попечения родителей, другим социально незащищенным категориям граждан. Сообщать в Администрацию района и правоохранительные органы о смерти одиноко проживающих граждан.

4.4.4. Приглашать жителей дома на заседания руководящего органа домового совета (совета, правления) или общие собрания жителей подъезда (дома).

4.4.5. Взаимодействовать и сотрудничать в своей работе с управляющей организацией.

4.4.6. Обращаться по вопросам своей компетенции в управу района, в соответствующую управляющую организацию.

4.4.7. Участвовать в собраниях жителей подъезда (дома).

4.4.8. Председатель совета ежегодно отчитывается перед жителями дома о работе совета на общих собраниях.

4.5. Распределение обязанностей между остальными членами руководящего органа домового совета производится на заседаниях руководящего органа домового совета и фиксируется в протоколе.

5.Права и обязанности членов домового совета

5.1. Члены домового совета имеют право:

Участвовать в деятельности домового совета как лично, так и через своего представителя, избирать органы управления и быть избранным в них;

Вносить предложения по совершенствованию работы домового совета;

Получать данные о деятельности домового совета за отчетный период;

Осуществлять контроль за использованием средств, выделяемых на содержание и ремонт дома и проведением работ по капитальному и текущему ремонту;

Участвовать в составе комиссии по приемке ремонтных работ, произведенных в доме.

5.2. Члены домового совета обязаны:

Выполнять требования устава;

Положения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории;

Своевременно производить оплату жилья, коммунальных и иных услуг;

6. Документация домового совета

Председатель (секретарь) постоянно ведет следующую документацию совета:

6.1. Журнал протоколов заседаний совета.

6.2. Книгу учета жалоб и предложений жителей с отметками о принятых мерах.

6.3. Папку с перепиской, включающую вторые экземпляры всех направляемых от имени совета документов и ответы на эти обращения.

6.4. Иные материалы, необходимые в работе.

7. Источник формирования денежных средств домового совета

7.1. По решению общего собрания домовый совет имеет право образовывать специальные фонды, используемые для оплаты дополнительных услуг и работ, не входящих в перечень услуг, предоставляемых жилищно-эксплуатационной организациями. Порядок образования специальных фондов определяется общим собранием.

7.2. Жилищно-эксплуатационные организации не несут ответственности за целевое использование специальных фондов домовых советов.

8. Внесение изменений в устав

8.1. Внесение изменений в устав домового совета производится по решению общего собрания либо по результатам письменного опроса жителей многоквартирного дома (домов).

9. Прекращение деятельности домового совета

9.1. Прекращение деятельности домового совета осуществляется по решению общего собрания либо на основании результатов письменного опроса жителей многоквартирного дома, кондоминиума, жилищного комплекса, а также по иным основаниям, установленным действующим законодательством.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Право граждан на создание общественных объединений предусмотрено ст. 30 Конституции РФ. Содержание этого права, основные его государственные гарантии, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях»1, 17 мая 1997 г. № 78-ФЗ « О внесении изменений в ФЗ «Об общественных объединениях» (СЗ РФ от 19 мая 1997, № 20, ст. 2231), Гражданским кодексом РФ и другими законами об отдельных видах общественных объединений - политических партиях, закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (СФКЗ и Ф3.1996, выпуск 3(21); закон 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (СФКЗ и Ф3.1995, выпуск 12) и другими правовыми актами.

При этом следует отметить, что действие указанного закона «Об общественных объединениях» распространяется только на общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также некоммерческих союзов (ассоциаций).

Важнейший признак общественного объединения - добровольность формирования. Граждане имеют право создавать по своему усмотрению любые, не запрещенные законом общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Организованные гражданами общественные объединения могут регистрироваться в установленном порядке и приобретать права юридического лица или функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Учредителями, членами и участниками общественного объединения могут быть физические лица и юридические лица -общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения оформляется индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения.

Созданное общественное объединение действует от своего имени. Права предоставляются и обязанности возлагаются в целом на объединение. Изменения в персональном составе общественного объединения не влияют на его правовой статус.

Общественные объединения могут создаваться в следующих пяти организационно-правовых формах: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности. Каждое из названных объединений имеет свои особенности или черты.

1. Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Высшим руководящим органом является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

Собственниками имущества являются общественные организации, обладающие правами юридического лица, каждый индивидуальный член общественной организации не имеет права собственности на долю имущества, принадлежащего общественной организации. Их структурные подразделения имеют право оперативного управления, закрепленным собственником.

2. Общественное движение состоит из участников и не имеет фиксированного членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные, общественно полезные цели, поддерживаемые участниками этого движения. Выборный коллегиальный орган является постоянно действующим руководящим органом и с момента государственной регистрации приобретает права юридического лица, действует в соответствии с принятым уставом.

От имени общественного движения право собственника имущества осуществляет их постоянно действующий руководящий орган, указанный в уставе.

3. Общественный фонд - это один из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании общего имущества на основе добровольных взносов и иных, не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные и благотворительные цели. Руководящий орган фонда формируется его учредителями и/или участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании. В случае государственной регистрации общественного фонда он свою деятельность осуществляет в порядке, предусмотренным ГК РФ.

От имени общественного фонда права собственника имущества осуществляет его постоянный руководящий орган.

4. Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение создаваемое с целью оказания конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников учреждения и соответствующим уставным целям этого общественного объединения. Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем. Может создаваться коллегиальный орган, имеющий право совещательного голоса, но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем. В случае государственной регистрации осуществляет свою деятельность в порядке, установленном ГК РФ.

Собственником имущества является.учредитель, который может передать право оперативного управления имуществом общественному учреждению. Последнее может быть собственником созданного или законно приобретенного имущества.

5. Создание органа общественной самодеятельности преследует цель совместного решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан. В случае государственной регистрации он приобретает права и обязанности юридического лица в соответствии с уставом. Орган общественной самодеятельности может быть собственником созданного или законно приобретенного имущества.

Все организационно-правовые формы общественных объединений могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Предпринимательская деятельность осуществляется общественными объединениями в соответствии с ГК РФ и другими законодательными актами.

По территориальной сфере деятельности существует следующие виды общественных объединений: общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Их деятельность основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности. Их деятельность должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах - общедоступной.

Законом запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.

В законе определено, что государство, не вмешивается в деятельность общественных объединений, при этом обеспечивает соблюдение их прав и законных интересов, оказывает им поддержку, законодательно регулирует предоставление им определенных налоговых льгот.

На съезде (конференции) или общем собрании принимается решение о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов. С принятием решения общественное объединение считается созданным. Оно с этого момента осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя соответствующие обязанности. Полная административная правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения в соответствующих органах юстиции. В данном случае ему выдается соответствующее свидетельство. Государственная регистрация общественных объединений - это своеобразная форма государственного контроля за их деятельностью, однако, государство при этом не вмешивается в их деятельность.

Международные и общероссийские общественные объединения регистрируются Министерством юстиции РФ, межрегиональные общественные объединения - органами юстиции по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, региональные и местные общественные объединения регистрируются органами юстиции соответствующих субъектов Федерации.

Для государственной регистрации в органы юстиции подаются необходимые документы: заявление в регистрируемый орган, подписанное членами постоянно действующего руководящего органа с указанием места жительства каждого; устав общественного объединения в двух экземплярах; выписка из протокола учредительного съезда (конференции), общего собрания, содержащего сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов; сведения об учредителях; документ об уплате регистрационного сбора; документ о представлении юридического адреса общественному объединению, протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений.

Случайные статьи

Вверх