Основным различием между общественной организацией и общественным движением является то, что. Общественное движение Высшим руководящим органом общественного движения является

добровольное, самоуправляемое формирование, созданное по инициативе людей снизу, объединившихся на основе общности интересов для осуществления общих целей. Движение, как правило, структурно не оформлено. При общности интересов в нем могут быть разномыслящие люди. Цели и задачи общественно-политического движения подвижны, часто не конкретны, постоянно видоизменяются и расширяются. В движении наличествует широкий, массовый и подвижный состав участников, широкая социальная база, организационная, идейная и духовно-ментальная рыхлость и нестабильность его участников. В движении нет фиксированного членства. Согласно Федеральному закону от 14 апреля 1995 г., "общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения".

Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание, которым подчинен выборный коллегиальный орган, являющийся постоянно действующим руководящим органом общественного движения. Если общественное движение зарегистрировано в государственных органах, то оно приобретает права юридического лица.

Общественное движение является общественно-политическим, если в своей деятельности оно направляет усилия на интеграцию интересов своих членов в плане их обращения к институтам государственной власти, участия в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, участия в митингах, демонстрациях, шествиях и других формах политической активности граждан, в избирательных кампаниях, выступает с инициативами по вопросам политической жизни, вносит предложения в органы государственной власти. Политическая часть вопросов их деятельности может захватывать и сферу их взаимоотношений с политическими партиями.

Классификация общественно-политических движений может быть произведена по различным критериям (по целям и сферам деятельности, по социальной основе, отношению к государственному строю, политическому режиму, по способам и действиям людей и др.).

Особенно важно то, что становление общественно-политического движения отражает факт возникновения гражданского общества, являющегося базисом всех демократических преобразований человека, общества и государства.

Особенностью современного общества является появление общественных движений, позволяющих сочетать свободу и интересы индивидов с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность.

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Общими чертами общественных организаций и общественных движений являются добровольность, а в качестве побудительного мотива к объединению выступает интерес.

Общественная организация является стабильным социальным образованием, имеет устав, управленческий аппарат, внутреннюю структуру и постоянное членство с уплатой определенного денежного взноса. В отличие от общественной организации общественное движение не представляет собой такой четко организованной структуры, имеет довольно пестрый состав участников с различными политическими взглядами, в нем отсутствует фиксированное членство и т.д.

В качестве основных отличий общественных движений от политических партий можно выделить отсутствие стремления к завоеванию политической власти и широкую социальную базу.

B становлении и развитии общественных движений можно выделить несколько стадий:

Стадия создания предпосылок движения;

Стадия разработки и формулирования целей и задач;

Стадия агитации;

Стадия развернутой деятельности;

Стадия затухания движения;

В своей деятельности общественные движения выполняют ряд функций:

Представительства и защиты интересов граждан;

Объединения граждан;

Мобилизации действий;

Посредничества;

Формирования общественного мнения. .

Разнообразие типов общественных движений и большое их количество предопределило существование различных типологий:

Политические (те, которые преследуют явно политические цели - антивоенное движение, движение за разоружение, движение в защиту прав человека) и неполитические (непосредственно с политикой не соприкасаются - движение в защиту памятников культуры, «Красный крест» и др.). Грань между ними условна и подвижна.

В зависимости от долговременной ориентации:

а) консервативные (выступают за сохранение сложившегося порядка, поддерживают власть, опираются на нее);

б) реформаторские (выступают за постепенные перемены, но действуют в рамках установленного порядка);

в) движения протеста (резко протестуют против существующего порядка вещей, критикуют власть).

По способам и методам действий:

а) насильственные (допускают применение насилия и террора для достижения своих целей);

б) ненасильственные (избегают силовых методов, предпочитая пассивное сопротивление и привлечение внимания общественности).

Половозростная типология:

а) женские;

б) молодежные;

в) детские;

г) ветеранские организации и т.д.

По социальной принадлежности:

а) рабочие;

б) крестьянские;

в) дворянские движения и т.д.

По профессиональному признаку.

По целям и задачам.

20) Партийные системы современных стран Однопартийная система

Однопартийные системы характерны для стран с авторитарными и тоталитарными режимами, где легальный статус, и право формировать правительство предоставлены одной, практически государственной партии. Единственная партия превращается в руководящую силу государства и следствием этого является то, что она монополизирует государственную власть. Такая система характерна для тоталитарных и авторитарных режимов. Основные политические решения принимаются партией, и государственная администрация лишь осуществляет их на практике. Однопартийная система обладает рядом достоинств: она способна интегрировать социальные группы, гармонично сочетать их интересы; концентрировать ресурсы и направлять их на решение актуальных про­блем. В то же время отсутствие оппозиции обрекает властвующую партию на застой, бюрократизацию. Опыт социалистических стран, где безраздельно властвовали коммунистические партии, подтверждает опасность поли­тической монополии, которая оборачивается отрывом руководства партии от масс. В недалеком прошлом однопартийная система существовала в СССР, Румынии, Венгрии Албании, Монголии и некоторых других странах. Ныне эти системы сохраняются в таких странах, как Китай, КНДР, Куба, Лаос, Габон, Камерун, Малави и др. Господствующая роль единственной или руководящей партии часто гарантированна конституционно. В однопартийных системах единственная партия вынуждена выполнять намного более широкие и разнообразные функции. Она становится многофункциональной, особенно в тоталитарных системах, тяготеющих к контролю за всеми видами активности в обществе.

Правовое положение общественных движений в Российской Федерации закреплено Федеральным законом «Об общественных объединениях». В целом правовой статус общественного движения идентичен статусу общественной организации, за исключением отсутствия членства: вхождение лиц в участники общественного движения может не оформляться индивидуальными заявлениями или иными документами (если иное не определено уставом конкретного движения).

Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Также каждое движение должно иметь постоянно действующий руководящий орган общественного движения -- выборный коллегиальный орган, подотчётный съезду (конференции) или общему собранию.

Общественные движения, как и другие формы общественных объединений, могут регистрироваться в порядке, предусмотренном статьёй 21 Федерального закона «Об общественных объединениях», и приобретать права юридического лица, либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.

Права общественных объединений (и, в том числе, общественных движений), закреплены в статье 27 закона «Об общественных объединениях». В частности, предусматривается право участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Общественно-полезными целями, которые преследуют общественные движения, могут быть: социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, а также иные цели, направленные на достижение общественных благ.

Реальное положение общественных движений (как зарегистрированных, так и незарегистрированных) в российском правовом поле претерпевает постоянную эволюцию, проходя различные этапы. С начала 1990-х годов XX века в России периодически изменяются степень контроля государства за деятельностью общественных движений и уровень их государственной поддержки.

В целом, законодательно правовое положение общественного движения не отличается от других видов общественных объединений (за исключением политических партий). Так, могут существовать:

· молодёжные общественные движения (участниками которых могут быть граждане, достигшие 14 лет);

· детские общественные движения (участниками которых могут быть граждане, достигшие 8 лет).

По территориальной сфере деятельности могут создаваться и действовать следующие виды общественных движений:

· общероссийские (осуществляют свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения -- организации, отделения или филиалы и представительства);

· межрегиональные (осуществляют свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения -- организации, отделения или филиалы и представительства);

· региональные (деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации);

· местные (деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления).

В соответствии с федеральным законом «О политических партиях», общероссийские общественные движения (равно как и общероссийские общественные организации) могут преобразовываться в политические партии, что является одним из двух предусмотренных законом форм создания политических партий.

В этом случае съезд общероссийского общественного движения принимает решения о преобразовании данного общероссийского общественного движения в политическую партию, о преобразовании его региональных подразделений в субъектах Российской Федерации в региональные отделения политической партии, о принятии устава политической партии и о принятии её программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии. Новая политическая партия считается созданной со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Вместе с тем, после вступления в силу в 2001 году Федерального закона «О политических партиях», имел место обратный процесс: политические партии, не соответствовавшие жёстким требованиям данного закона (в частности, по количеству членов и региональных отделений) часто преобразовывались в общероссийские общественные движения.

общественное движение политический

Общественные движения в России на примере движения «Россия молодая»

Движение «Россия молодая» -- российская молодёжная организация, созданная в 2005 году. Идеология движения -- гражданский национализм. Движение известно митингами протеста у иностранных посольств, политическими уличными акциями, социальными проектами.

До сентября 2010 года движение возглавлял депутат Государственной Думы Максим Мищенко, затем его сменил Антон Демидов. Максим Мищенко стал главой вновь зарегистрированного Общероссийского Общественного Движения «Россия Молодая», которое действует во всероссийском масштабе. Кроме того, плотно сотрудничает с несколькими движениями на территории Украины, Приднестровья, Молдовы и Эстонии. С Августа 2007 года Движение проводит молодежный образовательный лагерь "ОСТРОВ", место проведения: Костромская область, Горьковское водохранилище, 500 км от Москвы.

1) первая создается на основе членства, второе - нет

2) первая является общероссийским объединением, второе - религиозным

3) первая является местным объединением, второе - межрегиональным

4) второе создается на основе членства, первая – нет

5) первая является региональным объединением, второе - местным

36. Некоммерческим партнерством признается

1. основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей некоммерческого характера.

2. .некоммерческая организация, созданные собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера.

3. .добровольные объединения граждан и юридических лиц на основе членства.

4. добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или хозяйственной деятельности основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

5. не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Тема 7: Государство и иные публичные образования как субъекты гражданского права

Вопросы:

1. Понятие, содержание и особенности гражданской правосубъектности государства, государственных и муниципальных образований.

2. Органы, уполномоченные государством на участие в гражданских правоотношениях.

3. Участие публично-правовых образований в гражданских правоотношениях.

4. Гражданская правосубъектность иностранных государств на территории РФ.

5. Ответственность по обязательствам РФ, ее субъектов, муниципальных образований.

В первом вопросе раскрыть понятие правосубъектности публично-правовых образований: организационное единство, обособление имущества, ответственность по своим обязательствам, выступление от собственного имени. Принцип равенства участников гражданских правоотношений.

Во втором вопросе , перечислить органы уполномоченные государством, субъектом РФ, муниципальным образованием на участие в гражданских правоотношениях. Государство, как субъект исключительных прав.

В третьем вопросе раскрыть участие публично-правовых образований в вещных, договорных, корпоративных, наследственных, обязательственных правоотношениях.

В четвертом вопросе раскрыть участие иностранных государств в гражданских правоотношения на территории РФ: вещные, обязательственные, корпоративные правоотношения.

В пятом вопросе отразить особенности ответственности публично-правовых образований в отношениях, регулируемых гражданским правом. Судебный иммунитет государства.

Тема 8: Объекты гражданских правоотношений

Вопросы:

1. Понятие и виды объектов гражданских правоотношений.

2. Понятие и классификация вещей. Правовое значение классификации вещей.

3. Понятие, признаки и общая характеристика ценных бумаг как объектов гражданских правоотношений.

4. Классификация ценных бумаг.

5. Виды ценных бумаг.

6. Понятие и особенности денег как объектов гражданских правоотношений.

7. Понятие и виды нематериальных объектов гражданских правоотношений.

8. Особенности правового регулирования творческой деятельности и результатов этой деятельности как нематериальных объектов гражданских правоотношений. Понятие интеллектуальной собственности.

9. Работы и услуги как объекты гражданских правоотношений.

Отвечая на первый вопрос, необходимо раскрыть, что понимается под объектом гражданского правоотношения. Перечислить виды объектов и дать краткую характеристику каждого вида в отдельности. Показать роль органов внутренних дел в обеспечении правового режима объектов гражданских прав.

Ответ на второй вопрос следует начать с определения вещи. Показать значение такого объекта как вещь в жизни общества и в гражданском обороте. Затем необходимо отметить, что в юридической науке вещи принято разделять на виды в зависимости от различных оснований, перечислить виды вещей, раскрывая понятие каждого вида и приводя примеры. Говоря о классификации вещей также нужно отметить и ее практическое значение. В завершении ответа необходимо указать, что в гражданском праве понимается под имуществом и каково его соотношение с вещами.

Ответ на третий вопрос необходимо указать на то, что среди объектов гражданских правоотношений особо выделяются деньги и ценные бумаги, отметив, в чем состоят особенности ценных бумаг. Затем нужно дать определение ценной бумаги, выделив ее признаки, и указать, какими нормативными актами в настоящее время регулируется выпуск и обращение ценных бумаг.

При ответе на четвертый вопрос необходимо провести классификацию ценных бумаг по различным основаниям, раскрывая понятие каждого вида и приводя примеры на каждый вид ценных бумаг.

Отвечая на пятый вопрос, следует дать определение облигации, векселя, депозитного и сберегательного сертификата, банковской сберегательной книжки на предъявителя, коносамента, акции и приватизационных ценных бумаг и кратко охарактеризовать каждую из перечисленных ценных бумаг, придерживаясь следующей схемы: понятие, правовое регулирование выпуска и обращения данной ценной бумаги, реквизиты, виды.

Ответ на шестой вопрос должен содержать определение денег, перечисление их функций и особенностей. Также необходимо дать характеристику денег как вещей, отметить, кто наделен правом осуществлять эмиссию денег и каким образом на территории Российской Федерации допускается использование иностранной валюты.

При ответе на седьмой вопрос следует раскрыть общее понятие нематериальных благ, указав на их особенности. Перечислить и раскрыть нематериальные блага, являющиеся объектами гражданских правоотношений.

Отвечая на восьмой вопрос, необходимо показать, что в гражданском праве понимается под результатами творческой деятельности и каковы их особенности как объекта гражданских прав. Дать определение интеллектуальной собственности и перечислить, какие права составляют это понятие.

Ответ на девятый вопрос следует начать с определения работы и услуги и указать особенности данных объектов гражданских правоотношений. Провести разграничение между работами и услугами по различным критериям.

Тестовые задания:

1. К объектам гражданских прав НЕ относится…

1. деньги 2 ценные бумаги 3 имущественные права

4 атмосферный воздух

  • Избирательные права граждан
  • Избирательные права граждан и их ограничения
    • Активное, пассивное и иные избирательные права
    • С какого возраста граждане могут осуществлять свои избирательные права?
    • Дополнительные ограничения избирательных прав
    • Избирательные права и место жительства
  • Избирательное законодательство и гарантии избирательных прав граждан
    • Конституция Российской Федерации и международные избирательные стандарты
    • Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав
    • Специальные избирательные законы
    • Гарантии избирательных прав
    • Другие законы и нормативные акты
  • Механизмы защиты избирательных прав граждан
    • Куда обращаться - в избирательную комиссию или в суд?
    • Защита избирательных прав в избирательных комиссиях
    • Защита избирательных прав в суде
    • Защита избирательных прав путем обращения в прокуратуру и иные правоохранительные органы
  • Право граждан участвовать в организации и проведении выборов
    • Избирательные комиссии должны быть независимы от органов власти
    • Система избирательных комиссий в Российской Федерации
    • Как формируются избирательные комиссии?
    • Члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса
    • Что могут члены избирательной комиссии?
  • Учет и защита прав и интересов граждан при нарезке избирательных округов
    • Как нарезка избирательных округов влияет на права избирателей?
    • Процедура нарезки избирательных округов
    • Одномандатные и многомандатные избирательные округа
    • Правила нарезки избирательных округов
    • Как граждане могут повлиять на нарезку избирательных округов?
  • Выдвижение и регистрация кандидатов - одна из самых болевых точек в реализации избирательных прав граждан
    • Способы выдвижения кандидатов
    • Выбор: подписи или залог?
    • Сбор подписей и их проверка
    • Проблемы при внесении избирательного залога
    • Проблемы оформления документов
  • Права граждан, связанные с информационным обеспечением выборов
    • Информирование граждан и предвыборная агитация
    • Право граждан на получение информации, связанной с выборами
    • Участие граждан в информационном обеспечении выборов
    • Контроль за проведением предвыборной агитации
  • Списки избирателей и контроль за их ведением
    • Составление списков избирателей
    • Форма списка избирателей
    • Контроль за ведением списка избирателей
  • Общественный контроль при проведении голосования и подсчете голосов
    • Методы контроля
    • Общая схема организации наблюдения в день голосования и при подсчете голосов
    • Мотивация общественных контролеров
    • Основные трудности набора и подготовки общественных контролеров
    • Пакет документов для общественного контролера в участковой избирательной комиссии
    • Основные задачи обучающего занятия
    • Контроль в вышестоящих комиссиях
    • Сбор и анализ копий протоколов и жалоб
  • Право граждан на участие в референдуме
  • Что необходимо знать о референдуме?
    • Объем прав и виды референдумов
    • Что общего и какие различия между выборами и референдумом?
    • Где можно найти информацию о правилах проведения референдума?
    • Какие вопросы могут выноситься на референдум?
  • Порядок организации и проведения референдума
    • Как происходит выдвижение и оформление инициативы проведения референдума?
    • В какие сроки происходит подготовка и проведение референдума?
    • Как создать агитационную группу участников референдума?
    • Гражданин должен иметь право ознакомиться с текстом нормативного акта, выносимого на референдум
    • Юридическая сила решения, принятого на референдуме
    • Особенности проведения референдумов по вопросам преобразования или изменения границ муниципальных образований
  • Право граждан на объединение
  • Что нужно знать гражданину о праве на объединение?
    • Где содержится информация об общественных объединениях?
      • Законы об общественных объединениях
      • Подзаконные нормативные правовые акты об общественных объединениях
      • Внутренние нормативные акты
      • Уставы политических партий
    • Что такое общественное объединение и общественные объединения каких видов можно создавать?
  • Как создать и зарегистрировать общественное объединение или политическую партию?
    • Как создать общественное объединение?
      • Кто не может быть учредителем, членом, участником общественного объединения?
      • Существуют ли какие-либо запреты на создание и деятельность общественных объединений?
      • Регистрировать общественное объединение или нет?
      • В какой орган необходимо подавать документы о государственной регистрации общественного объединения?
      • Как принимается решение о государственной регистрации общественного объединения?
      • Почему отказывают в государственной регистрации? Практика обжалования
      • Реорганизация - один из способов создания общественного объединения
    • Как создать политическую партию?
      • Преобразование в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения
      • Государственная регистрация политической партии и ее региональных отделений
      • Причины отказа в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения
  • Государственный контроль за деятельностью общественных объединений и политических партий
    • Пределы государственного контроля
    • Обязанности общественных объединений
    • Обязанности политической партии
    • Государственный надзор и контроль за деятельностью общественных объединений
      • Финансовый контроль
      • Кто осуществляет контроль за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям?
      • Какие существуют формы и методы контроля?
    • Контроль за деятельностью политических партий
  • Приостановление и прекращение деятельности общественных объединений, политических партий
    • Порядок приостановления деятельности общественных объединений и политических партий
      • Основания для приостановления деятельности политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения
    • Прекращение деятельности общественного объединения и политической партии
      • Порядок ликвидации общественного объединения
      • Основания ликвидации политической партии
      • Ликвидация регионального отделения или иного структурного подразделения политической партии без ликвидации всей политической партии
      • Каковы последствия ликвидации и реорганизации политической партии?
    • Ответственность общественных объединений за нарушение законодательства Российской Федерации
  • Право граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования
  • Публичные мероприятия граждан
    • Законодательное регулирование
    • Ограничения и принципы проведения публичных мероприятий
    • Что такое публичное мероприятие и какие виды публичных мероприятий выделяют?
    • Особенности проведения отдельных видов публичных мероприятий
  • Как организовать проведение публичного мероприятия?
    • Организатор публичного мероприятия
    • Уведомительный порядок - в помощь организатору!
    • Где и когда проводить публичные мероприятия?
      • Особенности проведения публичных мероприятий на территориях памятников истории и культуры
    • Организационные условия проведения публичных мероприятий
  • Органы власти и организаторы, участники публичных мероприятий
    • Органы власти и их полномочные представители
    • Права и обязанности представителей правоохранительных органов по отношению к организаторам и участникам публичных мероприятий
    • Ответственность организаторов и участников публичных мероприятий
  • Право граждан на судебную защиту
  • Международное и российское законодательство о праве на судебную защиту
    • Международное законодательство
    • Законодательство Российской Федерации
    • В какой суд идти?
  • Защита прав граждан в делах, возникающих из публичных правоотношений
    • Виды, общие и специальные правила производства по делам, возникающим из публичных правоотношений
    • Заявление - начало дела, вытекающего из публичных правоотношений
    • Дела о признании недействующими нормативных правовых актов
      • Кто имеет право обратиться в суд?
      • Порядок рассмотрения заявлений
    • Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих
    • Дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме
  • Право на судебную защиту в Конституционном Суде Российской Федерации
    • О Конституционном Суде и его полномочиях
    • Юридическая сила решений Конституционного Суда
      • Действие постановлений Конституционного Суда в пространстве
    • Как обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации и какие условия при этом необходимо соблюсти?
      • Как правильно составить обращение в Конституционный Суд Российской Федерации?

Что такое общественное объединение и общественные объединения каких видов можно создавать?

Общественное объединение - это некоммерческое самоуправляемое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации совместных целей. Обязательным условием создания и деятельности общественного объединения является добровольность участия в нем.

Общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Принцип добровольности означает, что никто не вправе принуждать кого- либо вступать или не вступать в общественное объединение. Принцип равноправия означает, что все члены и участники общественного объединения обладают равными правами и обязанностями.

Под принципом самоуправления следует понимать полную самостоятельность деятельности общественного объединения в рамках закона. Принцип законности означает, что общественное объединение обязано соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности. Поэтому вмешательство государства в эту деятельность недопустимо.

Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах - общедоступной. Одним из основных способов достижения этого является опубликование соответствующих данных в средствах массовой информации. Данное право конкретизируется и уточняется в Законе Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации».

При распространении информации о деятельности общественного объединения следует также учитывать положения Федерального закона от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

  1. общественная организация;
  2. общественное движение;
  3. общественный фонд;
  4. общественное учреждение;
  5. орган общественной самодеятельности;
  6. политическая партия.

Следует заметить, что только общественная организация и политическая партия основаны на членстве, а все остальные организационно-правовые формы общественных объединений членства не имеют.

Общественная организация - это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено законом. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание.

Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

Общественное движение - это состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание.

Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.

Общественный фонд - это разновидность некоммерческого фонда, не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества в общественно полезных целях. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании. В случае государственной регистрации общественный фонд осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Общественное учреждение - это не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителями. В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг.

Указанный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями). В случае государственной регистрации общественное учреждение осуществляет свою деятельность в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Орган общественной самодеятельности - это не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций. В случае государственной регистрации орган общественной самодеятельности приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом.

Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:

  1. она должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;
  2. в ней должно состоять не менее 50 тыс. членов, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 500 членов; в остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее 250 членов политической партии;
  3. руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения.

Правоспособность союзов (ассоциаций) общественных объединений как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации. Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация союзов (ассоциаций) общественных объединений, в том числе с участием иностранных некоммерческих неправительственных объединений, осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об общественных объединениях».

Основные виды общественных объединений:

  1. общественные объединения по сферам коммерческой деятельности (предпринимателей и др.);
  2. профсоюзы (профессиональные союзы, федерации, конфедерации профсоюзов);
  3. творческие, научные, научно-технические и культурно-просветительские общественные объединения (творческие союзы писателей, журналистов, художников, архитекторов, артистов и др., общества изобретателей и рационализаторов, популяризаторские общества, общества любителей книги, охраны памятников культуры, природоохранные и др.);
  4. физкультурно-спортивные общественные объединения (спортивные, оборонно-спортивные, охотников, автолюбителей, пожарные, оздоровительные и др.);
  5. объединения социальной защиты (женские, студенческие, детские, ветеранские объединения, общества инвалидов, общества спасения на водах, общественные - детские, мира и др. - фонды;
  6. международные организации и органы (представительства и отделения международных организаций).

В зависимости от территории, на которой действует общественное объединение, в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

Общероссийское общественное объединение осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

Межрегиональное общественное объединение осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

Деятельность регионального общественного объединения в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Федерации.

Деятельность местного общественного объединения в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

Случайные статьи

Вверх