Повышение эффективности складской логистики и инфраструктуры_. Логистика торгового предприятия Повышение эффективности складской деятельности предприятии

Транскрипт

1 Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Гончаров Данил Владимирович студент ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» г. Владивосток, Приморский край СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СКЛАДСКОЙ ЛОГИСТИКИ Аннотация: в данной статье рассмотрены особенности процессов управления логистикой складирования. Перечислены положительные и отрицательные стороны исследуемой отрасли. Определены пути повышения эффективности работы складского хозяйства. Проанализированы роль и место складов в транспортной логистике. Предложены пути решения проблем создания складской системы предприятия на основе оптимизации основных бизнес-процессов. Ключевые слова: склад, управление складом, логистика, складирование, транспортные компании, товарные запасы, материальный поток, бизнес-процесс. На сегодняшний день складская логистика является активно растущей структурой логистики предприятия, которая напрямую связана с эффективной работой транспортной инфраструктуры. Большинство специалистов в области логистики уделяли престольное внимание данному вопросу. Такие как: А.М. Гаджинский, М.П. Гордон, В.Н. Стаханов и другие. Тем не менее, некоторые ученые не считают складскую логистику самостоятельной областью логистики и считают, что транспортировка и хранение, определение числа и места складов и другое, выполняется в рамках логистики запасов, распределительной логистики и т. д. . Несмотря на это, есть и те, кто, считают, что складская логистика является отождествленной от других областей. По большому счету, это является чистой воды методологическим вопросом, практически ничем не связанным с эффективной работы складского хозяйства конкретной компании. Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0) 1

2 Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» Многие компетентные в вопросах логистики ученые считают, что Складирование это деятельность, заключающаяся в сборе и временном хранении запасов. Хранение включает в себя действия по складированию, техническому обслуживанию, контролю, комплектации, учету и выдаче запасов. Работы, связанные со складированием, предусматривают операции по разгрузке и загрузке товаров, обслуживанию транспортной техники внутри склада (например, погрузчиков для паллет и вилочных погрузчиков, кранов), а также ручной перенос и подъем грузов . Складская система затрагивает большое многообразие компонентов логистики в целом, поэтому не попадает под классификации, применяемые к обработке заказов, управлению запасами или транспортировке. Как правило, склад рассматривают как место хранения запасов. во многих логистических системах его относят к месту распределения продуктов, чем обеспечивают сглаживание несоответствий для начала между темпом и источником поступления этих продуктов, а затем и потребления. При складах совершаются погрузочные, разгрузочные операции, сортировочные и некоторые специфические технологические. На данный момент времени основополагающим направлением в развитии логистики складирования стало повышение гибкости и эффективности использования информационных технологий, что необходимо для удовлетворения растущих требований потребителей к ассортименту и условиям поставок. Совершенствование информационных технологий, автоматизация складского процесса увеличивают гибкость, давая возможность складским операторам быстрее реагировать на изменения и оценивать результаты деятельности в самых разных условиях . Если анализировать склады с точки зрения их роли и места, тогда целесообразнее рассматривать их на разных уровнях иерархии: общегосударственном, региональном, локальном и производственном. На локальном уровне складской инфраструктуры размещение и работа складов существенно влияет на грузопотоки и транспорт промышленных районов и узлов, на общую эффективность работы промышленных предприятий и транспорта, что определяет особенности и 2 Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)

3 Scientific Cooperation Center "Interactive plus" качество услуг транспортной-экспедиционных компаний регионального уровня . Немаловажно отметить высокую роль складских помещений на промышленных предприятиях. Они важны для процессов, влияющих на эффективность и рентабельность деятельности предприятия. В связи с колебаниями циклов на производстве, транспортировке и потреблении продукции, складирование стало необходимым звеном в данной отрасли. Накапливание продукции, то есть временное хранение, обращено к характеру производства и транспорта. Оно позволяет преодолеть временные, пространственные, количественные и качественные несоответствия между наличием и потребностью в материалах в процессе производства и потребления. Исходя и вышесказанного, склады необходимо рассматривать как транспортной-складские комплексы, в которых процессы перемещения грузов играют едва ли не первостепенную роль. Работа этих комплексов носит динамический стохастический характер ввиду неравномерности перевозок грузов . Склады в логистике во многом играют как положительную, так и отрицательную роль. Негативной стороной складирования является рост стоимости товара из-за издержек по содержанию запасов на складах. Это расходы на складские операции, аренду склада, текущие затраты по содержанию запасов на складах, зарплаты рабочим, отопление и так далее. Положительная роль складирования заключается в том, что обеспечивается выравнивание производства, создаются необходимые технические и организационные условия для комплектации грузов, концентрации и распределения запасов, а также своевременное обслуживание клиентов, находящихся в отдаленных регионах страны. Исходя из этого, складское хозяйство создано для приема грузопотока с определенными параметрами по качеству, по количеству и по времени, а после его переработки, для выдачи уже с другими параметрами потребителю. Такая процедура должна выполняться с точки зрения экономики как можно более эффективно. На движение материальных потоков в логистической цепи оказывают большое влияние проблемы, связанные с функционированием складов, что в конечном итоге влияет на издержки обращения в общем и целом. Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0) 3

4 Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» Логистический процесс на складе, требует полной синхронности работы снабжения запасами, обработки груза и фактического распределения заказа. Логистика на складе практически охватывает все главные рабочие сферы, которые рассматриваются на микроуровне. Логистический процесс гораздо шире технологического и включает такие сферы, как: снабжение запасами, контроль за поставками, приемка и разгрузка грузов, транспортировка и внутри складская перевалка грузов, хранение и складирование грузов, формирование заказов клиентов и отгрузка, экспедиция и транспортировка грузов. Работу всех элементов логистического процесса нужно рассматривать во взаимозависимости и взаимосвязи. Этот подход разрешает не только регулировать деятельность подразделений склада, он выступает базой планирования и контроля за перемещением товара на складе с минимальными затратами . В работе рассмотрена организация складской деятельности компании ООО «Империя Мебели». На складе используется простой способ управления складским хозяйством при помощи карточек. Сущность этого способа состоит в том, что продукция укладывается по ассортиментным группам, расположенным на постоянном выделенном месте склада. Рядом с определенным видом продукции навешивается карточка с указанием номенклатурного номера продукции. При отпуске всей продукции с места хранения карточка снимается. Важно отметить одну особенность складского помещения ООО «Империя Мебели». На складе наблюдается совмещение участков поступления и отпуска продукции, что позволяет: сократить размер площади, необходимой для выполнения операции; облегчить контроль операции разгрузки и погрузки; повысить степень использования оборудования; более гибко использовать персонал склада. Однако важным недостатком совмещения участков приемки и отпуска грузов является появление встречных грузовых потоков с возможной путаницей между отправляемыми и получаемыми товарами. 4 Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)

5 Scientific Cooperation Center "Interactive plus" В процессе исследования было выявлено еще четыре основных недостатка в работе склада ООО «Империя Мебели», которые зачастую являются источником ошибок: в процессе разгрузки и размещении товара на палеты и дальнейшем перемещении их в склад, осуществляется неправильный выбор места, что ведет к забиванию проходов и нарушению мобильности; в процессе отборки товара появляется спешка из-за не ритмичности работы склада; во время отгрузки товаров покупателям возникают ошибки, когда товар доставляется правильно, но перемещение со склада не фиксируется в базе данных как перемещение и происходит путаница; при отгрузке партии продукции со склада время от времени происходит «пересортица», в виду широкого ассортимента продукции, кладовщик может перепутать пакеты от похожих изделий. Для наиболее отлаженной и структурированной работы на складах необходима рационализация и автоматизация складских потоков, так как в управлении данным складом не используется программное обеспечение. Также поскольку ассортимент продукции ООО «Империя Мебели» достаточно широкий и объемы продаж компании постоянно растут необходимо совершенствовать систему организации складского хозяйства, постепенно внедряя различные современные программные продукты. В следствии чего в компании появилась необходимость рассмотреть этот вопрос. Автоматизация управления складом снизит временные отрезки ООО «Империя Мебели» и приведет к лучшему использованию складских площадей, а также снижению затрат, прозрачности деятельности склада и оперативности. Подводя итог всего вышесказанного, можно придти к выводу, что для максимально продуктивной и эффективной деятельности работы склада и складского хозяйства в целом, необходима самоорганизация труда, грамотно обученные кадры, новейшие технологии, позволяющие снизить человеческих фактор, постепенно сводя на минимум издержки. Логистическая система необходима 5 Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)

6 Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» быть гибкой для оптимального решения поставленных задач, организации оперативного учета, менеджмента, контроля, и планирования. Список литературы 1. Белозерцева Н.П. Классификация инструментов регулирования предпринимательских структур транспортной отрасли / Н.П. Белозерцева, А.Ю. Ломаева, Р.И. Юлдашева // Современные проблемы науки и образования С Белозерцева Н.П. Разработка методики оценки конкурентоспособности транспортно-экспедиторских компаний и логистических операторов / Н.П. Белозерцева, М.С. Ярайкина // Наука. Инновации. Образование С Виничук О.Ю. Особенности деятельности транспортных предприятий на рынке логистических услуг Приморского края / О.Ю. Виничук // Научные труды SWorld Т С Гаджинский А.М. Практикум по логистике / А.М. Гаджинский. 8- е изд. М.: Дашков и Ко, с. 5. Захарова А.П. Значение анализа деятельности предприятия в управлении его бизнес процессами: рекомендации к проведению / А.П. Захарова, О.Ю. Виничук // Экономика и предпринимательство (49). С Сидоров В.П. К вопросу о функциях и принципах коммерческой деятельности / В.П. Сидоров // Экономика и предпринимательство (42 3). С Сидоров В.П. Коммерческая деятельность [Текст]: Учебное пособие / В.П. Сидоров. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, с. 8. Дергалюк О.Н. Логистический аутсорсинг в России: проблемы и пути их решения / О.Н. Дергалюк, Е.Б. Кметь // Экономическая наука сегодня: теория и практика: Cборник материалов IV Междунар. науч.-практ. конф С Архипова Н.А. Управление логистическим процессом на складе [Электронный ресурс]. Режим доступа: discussion_platform (дата обращения:). 6 Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)


Center of Scientific Cooperation "Interactive plus" Архипова Наталья Аркадьевна студентка ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» г. Владивосток, Приморский край УПРАВЛЕНИЕ

Белозерцева Наталья Петровна канд. экон. наук, доцент Гурьева Вероника Алексеевна студентка Дьяченко Денис Анатольевич студент ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»

Ежова Юлия Сергеевна студентка Институт отраслевого менеджмента СП ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» г. Москва ИНФОРМАЦИОННЫЕ СЕТИ В ЛОГИСТИКЕ, ИХ ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ Аннотация: по мнению

Матвеев Алексей Андреевич стажер OOO «АйЭсЭс-Приско» г. Находка, Приморский край студент ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» г. Владивосток, Приморский край СОВРЕМЕННОЕ

Малахов Александр Олегович практикант ООО «Салюс» студент ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» г. Владивосток, Приморский край ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Синельникова Елена Александровна канд. техн. наук, доцент, заведующая кафедрой ФГБОУ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет»

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" DOI 10.21661/r-116098 Автор: Кудельская Анастасия Александровна студентка Научный руководитель: Белозерцева Наталья Петровна канд. экон. наук, доцент ФГБОУ

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Яковлева Юлия Руслановна студентка Белозерцева Наталья Петровна канд. экон. наук, доцент ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Юрченков Владислав Александрович студент Кабанов Артём Александрович студент ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» г. Москва АНАЛИЗ ФАКТОРОВ,

Center of Scientific Cooperation "Interactive plus" Звонарёв Максим Андрианович магистрант АНО ВО «Московский гуманитарный университет» г. Москва АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Лахтионов Евгений Павлович студент ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» г. Москва КЛАСТЕРИЗАЦИЯ КЛИЕНТОВ КАК МЕТОД ОПТИМИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Ольховская Ксения Михайловна магистрант ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет МСХА им. К.А. Тимирязева» г. Москва ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Предисловие... 11 Введение... 13 Раздел 1. Терминологический аппарат, концептуальные и методологические основы логистики Глава 1. Понятие логистики... 15 1.1. Основные области применения понятия "логистика"...

Center of Scientific Cooperation "Interactive plus" Лукин Андрей Михайлович студент Институт отраслевого менеджмента СП ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» г. Москва АНАЛИЗ МОДЕРНИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ

Center of Scientific Cooperation "Interactive plus" Петруня Илья Олегович студент ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» г. Владивосток, Приморский край ТЕНДЕНЦИИ И

Center of Scientific Cooperation "Interactive plus" Вогман Максим Михайлович студент ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» г. Москва ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ ЛОГИСТИКИ Аннотация: в данной

Center of Scientific Cooperation "Interactive plus" Цой Татьяна Юрьевна студентка Институт отраслевого менеджмента СП ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» г. Москва ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА. ВЫБОР

Center of Scientific Cooperation "Interactive plus" Попович Олеся Богдановна магистрант Богатиков Валерий Николаевич д-р техн. наук, профессор Клюшин Александр Юрьевич канд. техн. наук, доцент Мутовкина

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Маркин Евгений Сергеевич магистрант Ларионова Надежда Павловна канд. экон. наук, доцент ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья»

Логистический подход при совершенствовании функционирования оптового склада В статье рассмотрены подходы к совершенствованию функционирования оптового торгового склада, включающие в себя технологию выявления

Тематика ВКР по направлению 38.03.06 «Торговое дело» Профиль подготовки «Логистика в торговой деятельности» 1. Анализ отечественного рынка подъемно-транспортного и технологического оборудования складов.

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Шакимова Гульнара Зинулаевна магистрант Полякова Елена Валериевна канд. экон. наук, доцент ФГБОУ ВО «Саратовский государственный технический университет

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Авторы: Харченко Юлия Валерьевна магистрант, техник деканата Шенкарь Татьяна Тарасовна магистрант Научный руководитель: Сорочкина Оксана Юрьевна канд. техн.

Лихова Ольга Александровна студентка Институт отраслевого менеджмента ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» г. Москва ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СУЩНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГИСТИКЕ

Анисимов Игорь Алексеевич студент Институт отраслевого менеджмента СП ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» г. Москва ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК Аннотация: в

УДК 339.33 ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ПРИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОПТОВОГО СКЛАДА Г.Г. Левкин, к. вет. наук, доцент ФГБОУ ВПО Омский государственный университет путей сообщения Аннотация. В статье

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Фальченко Оксана Дмитриевна канд. экон. наук, доцент Ковалев Виктор Евгеньевич канд. экон. наук, доцент, заведующий кафедрой ФГБОУ ВО «Уральский государственный

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ Пилипюк Юрий Николаевич Урбановский Михаил Богданович Журавлева Оксана Вадимовна старший преподаватель Грошевой Александр Вячеславович Инженерная школа ФГАОУ ВПО «Дальневосточный Федеральный

Center of Scientific Cooperation "Interactive plus" Заяц Яна Евгеньевна практикант Администрация г. Владивостока г. Владивосток, Приморский край АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ КАК ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Хусаинова Альбина Римовна студентка Баронина Татьяна Валерьевна канд. экон. наук, доцент, заведующая кафедрой Уфимский филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет

Верхотурова Мария Владимировна студентка Скворцов Семен Геннадьевич магистрант Мазун Александр Александрович студент Вдовых Полина Евгеньевна студентка Кошкин Александр Владимирович студент Институт космических

Center of Scientific Cooperation "Interactive plus" DOI 10.21661/r-113811 Ходеева Олеся Петровна студентка ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» г. Новосибирск,

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Куницына Александра Михайловна начальник отдела стандартизации, сертификации и качества ПАО «Долгопрудненское научнопроизводственное предприятие» г. Долгопрудный,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ Ф ЕДЕРАЦИИ ДЗЕРЖИНСКИИ ФИЛИАЛ

Center of Scientific Cooperation "Interactive plus" Сибагатуллина Гульфира Рауфовна магистрант Аминов Ильдар Ринатович канд. юрид. наук, доцент Институт права ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Габитова Диана Маратовна студентка Бурундукова Елена Михайловна канд. экон. наук, доцент ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» г. Ханты-Мансийск,

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Джандарова Шамай Таймуразовна студентка Магомедова Зухра Омаршаевна канд. экон. наук, доцент ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет» г. Махачкала,

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Сафронова Елизавета Андреевна стажер ООО «Аудит 2000» г. Владивосток, Приморский край УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ОЦЕНКА

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Бацаева Юлия Вадимовна стажер ООО «Априори-консалтинг» г. Владивосток, Приморский край ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ: МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ К ЕЕ ОЦЕНКЕ Аннотация:

Center of Scientific Cooperation "Interactive plus" Кнаус Руслан Романович магистрант ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» г. Москва ДИАГНОСТИКА КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ

Center of Scientific Cooperation "Interactive plus" Звонарёва Наталия Сергеевна бухгалтер ООГО «ДОСААФ России» г. Краснознаменск, Московская область аспирант ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Озолова Анна Вячеславовна студентка ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» г. Владивосток, Приморский край ПРЕИМУЩЕСТВА

Center of Scientific Cooperation "Interactive plus" Ромашова Элина Анатольевна студентка Силаева Елена Владимировна канд. техн. наук, доцент ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет сервиса» г.

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Кириченко Ольга Борисовна студентка Грекова Вита Анатольевна канд. экон. наук, доцент Институт экономики и управления СП ФГАОУ ВО «Крымский федеральный

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Миндиашвили Ирина Важаевна магистрант Приволжский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» г. Нижний Новгород, Нижегородская

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Акопян Карина Эдуардовна студентка «ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» г. Ставрополь, Ставропольский край SWOT-АНАЛИЗ КАК ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТ

Center of Scientific Cooperation "Interactive plus" Попова Анастасия Сергеевна студентка ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» г. Санкт-Петербург ТИПОЛОГИЯ КОНКУРЕНЦИЙ

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Бойко Юрий Павлович д-р мед. наук, профессор, заведующий кафедрой Лаврова Джульетта Ивановна д-р мед наук, профессор ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия

Ф. Ф. Иванов С. А. Пелих ПОСТРОЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ в трансформирующейся экономике Минск «РИВШ» 2007 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 3 Раздел 1 Сущность и основные понятия логистики 6 1.1. Понятие логистики

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Килина Анна Андреевна студентка ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения» г. Екатеринбург, Свердловска область НОРМАТИВНО-ЦЕЛЕВОЕ

Анисимов Игорь Алексеевич студент Институт отраслевого менеджмента СП ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» г. Москва АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ И НЕДОСТАТКОВ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК Аннотация:

Жучков Николай Игоревич студент Институт отраслевого менеджмента СП ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» г. Москва АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ МОРСКИХ ПЕРЕВОЗОК Аннотация: в статье рассмотрены

Внутрифирменная функционирование и развитие интралогистики в современном производственном предприятии Степанова М.Н. аспирантка кафедры коммерции и логистики Санкт- Петербургского государственного университета

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Бережная Анастасия Игоревна студентка Ежакова Наталья Владимировна канд. экон. наук, доцент Институт экономики и управления СП ФГАОУ ВО «Крымский федеральный

М И Н И С ТЕ Р С Т В О Ю С Т И Ц И И Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И ЗАРЕГИСТРИРОВАНО от МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ Москва О б утверж дении «Специалист по

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Автор: Исламова Регина Ришатовна студентка Уфимский филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» г. Уфа, Республика Башкортостан

Кучевский Дмитрий Александрович начальник ФКП «Алексинский химический комбинат» г. Алексин, Тульская область ЛОГИСТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ Аннотация: в данной статье автором

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Рыжкова Ксения Алексеевна заведующая учебной частью ГБПОУ «Ставропольский строительный техникум» г. Ставрополь, Ставропольский край АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АППАРАТ

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Корабанова Татьяна Владимировна студентка Прокофьева Евгения Сергеевна канд. техн. наук, доцент ФГБОУ ВО «Российский университет транспорта (МИИТ)» г. Москва

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Горшкова Юлия Александровна студентка Головина Надежда Евгеньевна доцент ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения» г. Екатеринбург,

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Якимова Мария Дмитриевна стажер ООО «Аудит 2000» г. Владивосток, Приморский край СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ РАСЧЕТА АМОРТИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ

Center of Scientific Cooperation "Interactive plus" Тишкин Александр Сергеевич аспирант ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский горный университет» г. Санкт-Петербург DOI 10.21661/r-115178 УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ЭЛЕКТРОЛИЗА

NovaInfo.Ru - 32, 2015 г. Технические науки 1 ЗАДАЧИ И ФУНКЦИЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Майлыбаев Ерсайын Курманбайулы Хасенова Гульбану Ибрагимовна В современных условиях западные специалисты выделяют несколько

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Гусарова Ульяна Андреевна магистрант Бударина Наталья Александровна д-р экон. наук, профессор ГКОУ ВО «Российская таможенная академия» г. Люберцы, Московская

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Загребельная Анастасия Викторовна магистрант Моргунова Роксана Владимировна канд. экон. наук, доцент ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет

Частное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский институт защиты предпринимателя» (РИЗП) РАССМОТРЕНО И СОГЛАСОВАНО на заседании кафедры «Маркетинг» протокол 5 от 10.12.2015 г. Зав. кафедрой

УДК 658.7(075.8) Бережная М.Д. студент магистратуры ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» Россия, г. Тольятти СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 1.1. Место производственной практики в структуре основной профессиональной образовательной программы Программа производственной практики является частью ОПОП

Савенкова, Татьяна Ивановна. Логистика: учебное пособие / Т.И. Савенкова. Москва: Издательство «Омега-Л», 2006. 256 с.: ил., табл. (Библиотека высшей школы). ISBN 5-370-00005-0. В учебном пособии рассматриваются

Задачи повышения эффективности процессов таможенного оформления и таможенного контроля решаются посредством организации таможенно-логистических терминалов, которые являются важным элементом таможенно-логистической инфраструктуры .

Таможенно-логистический терминал - это комплекс зданий, сооружений, территорий, объединенных в единое целое, в пределах которого оказываются услуги, связанные с таможенным оформлением товаров и транспортных средств, их хранением, транспортировкой вглубь страны, а также иные сопутствующие услуги. Расположены таможенно-логистические терминалы в непосредственной близости от пункта пропуска через государственную границу.

Для осуществления заложенных возможностей организации новых каналов продвижения грузопотока и услуг на внутреннем и международных рынках таможенно-логистические терминалы реализуют преимущества по снижению затрат по средствам централизованного управления услугами и интеграции и по минимизации временных затрат. Такое повышение эффективности достигается путем внедрения системы информационного обмена, а также уменьшением производственных расходов путем финансовых издержек и оптимизации документооборота.

Ускорение прохождения грузопотока через пункты СВХ повышает эффективность логистических схем.

Преимущества использования таможенно-логистических терминалов проявляются при реализации «прозрачной» информации путем предоставления централизованного и децентрализованного доступа к единой базе данных, по использованию современных логистических подходов для внешнеторговых и транзитных грузов.

Для поддержания высокой конкурентоспособности таможеннологистический терминал должен постоянно развиваться и совершенствоваться, поэтому необходим способ определения таких моментов как степень удовлетворенности работой терминала участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов. Совершенствование таможенно-логистических терминалов, эффективность модели организации и использования таможенно-логистические терминалов достигаются в процессе таможенного оформления и таможенного контроля. Основными показателями логистической деятельности цепей поставки являются показатели, характеризующие мощность, т.е. пропускную способность таможенно-логистического терминала и его производительности.

Основные направления развития таможенной инфраструктуры заложены в Стратегии развития таможенных органов, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2575-р. Комплексная реализация Стратегии формирует современную систему обеспечения интересов государства в сфере таможенного дела, оказывает эффективное противодействие угрозам безопасности Российской Федерации, решает социально-экономические задачи, создает благоприятные условия для деятельности торговых сообществ, физических и юридических лиц.

Современный склад - это весьма сложный объект, как с технической, так и с управленческой точки зрения. Склады временного хранения в отличии от складов, которые существуют на всех этапах движения материальных потоков, начиная от источника сырья и заканчивая конечным потребителем готовой товарной продукции, решают задачи соблюдения таможенного законодательства. Одновременно СВХ являются существенным звеном в ускорении и упрощении всей логистической цепи во внешнеторговом обороте.

Эффективность управления СВХ достигается применением автоматизированной системы учета товаров, ее совместимостью с программными продуктами, разрешенными для использования таможенными органами, производящими таможенное оформление товаров и транспортных средств и осуществляющими таможенный контроль за ними.

Автоматизированная системы учета товаров предполагает наличие выделенного канала связи для приема-передачи электронных данных о доставке товаров и транспортных средств и их таможенном оформлении, с необходимой для этих целей скоростью передачи информации; наличие локальной вычислительной сети.

Возможность передачи таможенному органу в электронном виде сведений, содержащихся в отчетности о товарах, находящихся на СВХ, и получения в электронном виде от таможенного органа сведений о выпуске товаров, находящихся на СВХ, обеспечивает эффективность управления СВХ.

Наличие электронной системы размещения и учета товаров на СВХ, оборудованных автоматизированной ячеечной системой хранения товаров, которая совместима с программными продуктами, используемыми таможенными органами, позволяет таможенному органу контролировать размещение и нахождение товаров в ячейках . Электронная система в автоматическом режиме позволят проводить осмотр, измерения, пересчет, взвешивание товаров как работниками склада, так и лицами, обладающими полномочиями в отношении данных товаров с определением даты и времени проведения указанных операций.

Временное хранение товаров на СВХ, оборудованных автоматизированной ячеечной системой хранения товаров, осуществляется в специально выделяемых, оборудованных и обозначенных соответствующими номерами ячейках, расположенных на многоуровневом стеллажном оборудовании склада . Количество ячеек, определенное для временного хранения товаров и указанное в свидетельстве о включении в Реестр владельцев склада временного хранения, является предельно допустимым. Расположение ячеек, используемых для временного хранения товаров, определяется владельцем СВХ самостоятельно.

Товары после их выпуска могут находиться в ячейках в течение необходимого владельцу СВХ времени. Указанные ячейки на время нахождения в них выпущенных товаров не учитываются владельцем СВХ и таможенным органом в целях контроля использования полезного объема склада. Вместе с тем владелец СВХ вправе размещать товары, находящиеся под таможенным контролем, в другие свободные ячейки, не превышая при этом общего количества ячеек, предназначенных для временного хранения товаров, находящихся под таможенным контролем.

Таможенный орган контролирует количество ячеек, используемых владельцем СВХ для временного хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, и их фактическое расположение.

Применение современных информационных технологий при осуществлении временного хранения товаров повышает скорость проведения таможенного контроля, что значительно снижает издержки участников внешнеэкономической деятельности при перемещении товара через таможенную границу.

Широкое применение в практике СВХ получил Программный комплекс «Альта-СВХ» . Программный комплекс разработан компанией «Альта-Софт» на основе детального анализа работы наиболее крупных складов, изучения наиболее передовых технологий работы. В конечном итоге был создан не просто продукт для заполнения документов, а система управления СВХ, ориентированная как на коммерсантов, так и на сотрудников таможни.

Типовая технологическая схема таможенного оформления включает все этапы временного хранения товара, начиная с фактической регистрации прибывшего груза и транспортного средства до формирования и предоставления отчетности по установленным формам, которую предоставляет владелец СВХ таможенному органу.

Программа содержит большой «управленческий» функционал. Так, с помощью разнообразных отчетов в «Альта-СВХ» возможно отслеживать этапы оформления грузов, контролировать сроки хранения товаров на складе, анализировать приход денежных средств за оказанные услуги.

Программное обеспечение «Альта-СВХ» позволяет сотрудникам склада временного хранения автоматизировать процесс таможенного оформления при соблюдении всех требований законодательства, а руководство склада и должностные лица таможенного органа в любой момент может получить точную и своевременную отчетность и контролировать все бизнес-процессы.

Технологическое совершенствование складской инфраструктуры является одним из факторов повышения эффективности логистической цепочки в целом.

Автоматизация складов, внедрение передовых технологических решений в процесс временного хранения контролируемых товаров является приоритетным направлением развития для российского рынка логистических услуг. За последние годы многие крупные логистические провайдеры в системе таможенного контроля добились заметных успехов в области внедрения современных технологий.

Оборудование складских помещений и площадок по современным стандартам, автоматизация и роботизация всех процессов, комплексное компьютеризированное управление складскими операциями позволяют значительно сократить издержки и повысить надежность хранения, оптимизировать трудозатраты, обеспечить максимально эффективный таможенный контроль.

Автоматизация систем временного хранения предполагает оснащение складов подъемно-транспортным оборудованием, разработанным на основе новейших технологических решений. Технические средства на современных автоматизированных складах интерактивны и управляются в том числе с помощью устройств радиоуправления.

При стеллажном хранении больших объемов грузов используется система радиошаттлов - роботизированных комплексов с дистанционно управляемыми передвижными платформами .

Радиошаттлы оптимальны при низкотемпературном хранении продовольственных товаров, когда проблематично организовать работу складского персонала. Роботизированные комплексы экономичны, производительны и обеспечивают высокую гибкость хранения. Можно с уверенностью прогнозировать, что данная технология будет востребована и получит дальнейшее распространение в складской логистике.

Челночная система автоматического хранения значительно упрощает процесс сборки партий товаров . Основными преимуществами данной системы являются высокая производительность сотрудников склада, поскольку нет необходимости тратить время на перемещения между стеллажами в процессе подборки товаров, а также более рациональное использование всего объема склада.

Система автоматически направляет челноки с необходимыми для конкретного заказа товарами к станциям сборки. Среди ограничений можно отметить необходимость координации работы всех процессов для достижения высокой производительности системы по количеству «ручьев», поскольку они используются и для закладки товара в систему. Но высокая стоимость оборудования, ограничения по габаритам, весу товаров, недостаточная универсальность сдерживают широкое внедрение системы.

Весьма эффективной технологией обработки товаров является маркировка единиц хранения метками, распознаваемыми с помощью радиосигнала (технологии RFID) .

Технология радиочастотной идентификации рассматривается как замена традиционных штрих-кодов, и в последние годы все больше представлена в сфере производства и хранения товаров массового потребления. RFID-метки обладают повышенной надежностью и информационной емкостью - они считываются с большой скоростью, на значительном расстоянии и вне зоны прямой видимости, что позволяет идентифицировать метки, расположенные внутри упаковки.

Применение технологии RFID позволяет существенно сократить сроки обработки единиц хранения, гарантировать эффективное информационное обеспечение складских операций и получить значительную экономию на техническом персонале. Однако технология RFID-маркировки недостаточно широко распространена, поскольку она применима далеко не ко всем группам товаров. RFID-метки не срабатывают в условиях радиопомех и при операциях с металлическими и экранирующими объектами. Поэтому товары в упаковке из фольги или сложная бытовая электроника не всегда могут быть промаркированы подобным образом.

Скорость обработки грузов - критически важная составляющая современной складской логистики, и технологии, позволяющие оптимизировать этот процесс, вызывают все больший интерес. В связи с этим увеличивается потенциал таких технологических решений, как системы управления складскими процессами с помощью световых и звуковых сигналов (технологии Pick-by-light и Pick-by-Voice) .

Также возрастает роль новых программных разработок автоматизированного хранения, включая ЗБ-моделирование складских процессов - область, в которой отечественные специалисты имеют все шансы выйти с оригинальными и перспективными предложениями, что придаст дополнительный импульс росту эффективности российской логистической сферы.

Скоординированность и скорость складских работ - важная составляющая эффективной складской логистики.

Большие перспективы имеет использование автоматизированной информационной системы управления складом, построенной по трехуровневому принципу .

Первый компонент представляет собой видимую для пользователя часть - интерфейс типа «человек-машина» - «клиентское приложение», с помощью которого пользователь осуществляет ввод, изменение и удаление данных, дает запросы на выполнение операций и запросы на выборку данных (получение отчетов); этот компонент может быть доступен на компьютере, планшете, смартфоне или терминалах для сбора данных.

Второй компонент - это скрытая от пользователей часть системы. Она включает сервер базы данных и осуществляет хранение данных. Пользователь через клиентское приложение инициирует процедуру запроса на выборку, ввод, изменение или удаление данных в базе данных.

Третий компонент- бизнес-логика. Специализированные программы обработки осуществляют инициированную пользователем обработку данных и возвращают обработанные данные в базу данных, сообщая пользователю через экран клиентского приложения о завершении запрошенной обработки.

Территория склада разбивается на зоны по видам технологических операций в целях автоматизации процедур приема, размещения, хранения, обработки и отгрузки товаров, что позволяет упорядочить работу персонала на различных участках и эффективно распределять сферы ответственности.

На стадии внедрения в систему заносится описание физических характеристик склада, погрузочной техники, параметры всего используемого оборудования и правила работы с ним.

Все поступающие грузы помечены штрих-кодами. Проведение технологических складских операций под контролем системы производится на основании данных штрих-кодов, места хранения и погрузочной техники. Погрузочная техника и работники склада оснащаются радиотерминалами ввода-вывода данных, которые представляют собой переносной компьютер, общающийся с головным сервером системы по радиоканалу. Система может использовать любой из существующих типов кодов или печатать этикетки с внутренним штрих-кодом.

При проведении инвентаризации специалисты с помощью терминалов для сбора данных считывают штрих-коды, которые автоматически заносятся в базы данных приборов. Система учитывает все требования к условиям хранения при распределении мест хранения для поступающих на склад товаров. Например, могут учитываться влажность, температурный режим, сроки годности, производители, сроки реализации, поставщики, правила совместимости и любые другие параметры. WMS (англ. Warehouse Management System) автоматически подбирает места хранения для принятых грузов и формирует задания для работников склада. Задания поступают на экран радиотерминалов в виде элементарных поэтапных команд индивидуально для каждого работника.

Строгая регламентация порядка организации создания СВХ, помещения товаров на склад, виды операций, осуществляемых на складе, порядок учета движения товара, срок нахождения товара на складе и порядок выдачи товара со склада обеспечивает не только эффективность таможенного контроля, но и максимально возможно снижает издержки временного хранения, что способствует повышению эффективности складской логистики в общей системе таможенной логистики.

  • См.: Письмо ФТС России от 21 августа 2009 г. № 21-50/39656 «О направлении Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации».
  • RFID-технологии в логистических процессах // URL: http://www.idexpert.ru/reviews/3369.
  • Новые и перспективные технологии в составе WMS // URL: http://www.tadviser.ru/index, php/.
  • Система управления складом. Источник http://www.a-ts.ru/intstat/v-pomosch-perevozchikam/sistema-upravleniya-skladom/.

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СКЛАДСКОЙ ЛОГИСТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1 Складская логистика как элемент логистической системы

1.2 Особенности логистического процесса в функционировании склада

2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИКО-ОРГАНИЗАЦИОННОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ И РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ СКЛАДСКОЙ ЛОГИСТИКИ

2.1 Экономико-организационная характеристика ПАО «КАМАЗ»

2.2 Разработка решений для оптимизации складской логистики Логистического центра ПАО «КАМАЗ»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Организация эффективной складской логистики на предприятии требует непосредственного внимания экспертов, топ-менеджеров и специалистов по логистике. Данный вопрос необыкновенно актуален в наши дни в современном бизнесе, ведь во всем мире предприятия стараются оптимизировать бизнес-процессы, максимально отслеживать за технико-экономическими, финансовыми показателями организации, в особенности за показателями рентабельности производства и продаж, за соблюдением планового уровня затрат и повышением выручки. Зона складской логистики практически всегда требует нововведений и совершенствования, данная область зачастую отнимает много бюджетных средств организации из-за незапланированных затрат, различных издержек. Главная задача складской логистики с точки зрения бизнеса – это повышение рентабельности складской сети, что допустимо на предприятии при индивидуальном подходе к совокупному решению проблем склада, учитывая и привлекая во внимание внешние и внутренние факторы, которые влияют на его деятельность.

Целью данной выпускной квалификационной работы является повышение эффективности организации складской логистики на предприятия. Чтобы наиболее полно раскрыть тему, необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть теоретико-методологические особенности складской логистики.

2. Повысить эффективность работы склада.

3. Провести анализ эффективности внедрения, мероприятий направленных на совершенствование складского процесса.

Объектом исследования является Логистический центр ПАО «КАМАЗ». Предметом исследования является система складирования Логистического центра ПАО «КАМАЗ».

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе рассматриваются теоретические основы организации складской логистики на предприятии, дается определение складской логистики, перечисляются ее основные функции и задачи склада, определяется место и роль складов в логистической системе, а также особенности логистического процесса в функционировании склада.

Во второй главе дается характеристика ПАО «КАМАЗ», а также системы складирования предприятия, выявляются проблемы развития компании, на основе которых разрабатываются рекомендации по оптимизации складской логистики ПАО «КАМАЗ».

Теоретико-методологической базой исследования послужили нормативные документы и акты предприятия, устав предприятия, бухгалтерская отчетность за 2014-2016 года. Были использованы работы Дыбской В.В. «Управление складированием в цепях поставок» и ее совместного проекта с Е.И. Зайцевым, В.И. Сергеевым, А.Н. Стерлиговой «Логистика. Интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок».

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СКЛАДСКОЙ ЛОГИСТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
  1. Складская логистика как элемент логистической системы

Современный большой склад - это достаточно сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных разнообразных составляющих, имеющих своеобразную структуру, объединенную для выполнения определенного функционала для преобразования материальных потоков .

Эффективное функционирование складов в системе логистики, независимо от их назначения и вида деятельности, возможно лишь при решении проблем, с которыми сталкиваются при создании складского хозяйства и рационализации действующих складов. К таким проблемам можно отнести:

выбор между собственным складом и складом общего пользования;

выбор места расположения склада;

определение вида и размера склада;

разработку системы складирования.

Предприятие должно выбирать: иметь собственный склад или воспользоваться услугами склада общего пользования, арендовав в нем требуемые площади. Возможно использование и третьего варианта -- аренда всего склада с обслуживающим складским оборудованием (лизинг) за ежегодную плату. Однако такой вариант близок к приобретению склада, поскольку все затраты на обслуживание склада ложатся на предприятие.

Склады производственной логистики должны являться собственностью предприятия и располагаться в непосредственной близости от производственного процесса. В снабженческой и распределительной логистике решение проблемы направлено на поиск компромиссов. Возможна комбинация использования собственного склада и склада общего пользования. Это становится особенно привлекательным и экономически выгодным решением, обеспечивающим минимальные общие издержки, при условии расширения рынка сбыта в различных регионах, а также в случае сезонного спроса на товар.

Ключевым фактором, влияющим на выбор склада, является объем складского товарооборота. Предпочтение собственному складу отдается при стабильно большом объеме складируемой продукции и высокой оборачиваемости. При этом стабильность имеет первостепенное значение. Другим определяющим фактором выступает рыночное пространство: чем выше концентрация потребителей в регионе сбыта, тем целесообразнее организация собственного склада. Наряду с плотностью рынка сбыта необходимо учитывать постоянный спрос на товар.

Чем выше конкуренция при обслуживании покупателей, тем важнее такие факторы, как обеспечение необходимых (и даже специальных) условий хранения продукции и контроля за ее запасами, гибкая политика в оказании предлагаемых клиенту услуг. Все это достижимо лишь на собственных складах. Располагая складом общего пользования, руководство предприятия может оперативно корректировать стратегию сбыта с целью укрепления своих активных позиций в конкурентной борьбе.

К складам общего пользования следует обращаться при низких объемах товарооборота или при хранении товара сезонного спроса.

В снабженческой и распределительной логистике (в тех случаях, когда на первое место выходят требования частой поставки мелкими партиями при строгой гарантии ее выполнения) многие стремятся воспользоваться услугами складов общего пользования, которые максимально приближены к потребителям. Это приобретает особое значение при работе «поставщик - потребитель» на основе использования системы «точно в срок». Складам общего пользования также отдается предпочтение, когда предприятие внедряется на новый рынок, где уровень стабильности продаж либо неизвестен, либо непостоянен.

Многие предприятия в начальной стадии своей деятельности из-за отсутствия финансовых возможностей пользуются мощностями складов общего пользования, которые имеют следующие преимущества:

не требуются частные инвестиции в развитие складского хозяйства;

сокращаются финансовые риски;

увеличивается гибкость складской площади (можно изменить арендованные мощности и сроки их аренды);

отпадает необходимость в подборе квалифицированных

кадров и ответственности по управлению запасами.

Основным моментом оптимизации распределительной системы служит определение необходимого количества складов. В первую очередь нужно учитывать количество потребителей, их расположение, а также объем потребляемого ими материального потока. Приоритетным фактором является минимизация суммарных издержек.

Если сделать число складов небольшим (один или два), то в этом случае транспортные расходы по доставке будут наибольшими. Вариант с большим количеством распределительных центров предполагает наличие пяти-шести распределительных центров, максимально приближенных к местам сосредоточения потребителей материального потока. В этом случае транспортные расходы по товароснабжению будут минимальными. Однако появление в системе распределения дополнительных складов увеличивает эксплуатационные расходы, затраты на доставку товаров на склады, на управление всей распределительной системой. Не исключено, что дополнительные затраты могут значительно превысить экономический эффект, полученный от сокращения пробега транспорта, доставляющего товары потребителям.

Задача размещения распределительных центров может формулироваться как поиск оптимального решения или же как поиск субоптимального (близкого к оптимальному) решения. При таких условиях расширения распределительной сети целесообразно не строить новые склады, так как для этого требуются большие финансовые вливания, а воспользоваться уже существующими с налаженной инфраструктурой, оборудованными подъездными путями и т.д., поэтому рациональнее будет либо приобрести склады, либо снять их в аренду.

На выбор участка под распределительный центр уже после того, как решение о географическом месторасположении центра принято, будут влиять:

размер и конфигурация участка. Большое количество транспортных средств, обслуживающих входные и выходные материальные потоки, требует достаточной площади для парковки, маневрирования и проезда. Отсутствие таких площадей приведет к заторам, потере времени клиентами (возможно, и самих клиентов). Также необходимо принять во внимание требования, предъявляемые службами пожарной охраны (к складам, на случай пожара, должен быть обеспечен свободный проезд пожарной техники);

транспортная доступность местности. Значимой составляющей издержек функционирования любого распределительного центра являются транспортные расходы, поэтому при выборе участка необходимо оценить ведущие к нему транспортные магистрали, ознакомиться с планами местной администрации по расширению сети дорог. Предпочтение необходимо отдавать участкам, расположенным на главных (магистральных) трассах. Кроме того, требует изучения оснащенность территории другими видами транспорта, в том числе и общественного, от которого существенно зависит доступность распределительного центра как для собственного персонала, так и для клиентов;

планы местных властей. Выбирая участок, необходимо ознакомиться с планами местной администрации по использованию прилегающих территорий и убедиться в отсутствии факторов, которые впоследствии могли бы оказать сдерживающее влияние на развитие распределительного центра.

Кроме перечисленных факторов, необходимо ознакомиться с особенностями местного законодательства, проанализировать расходы по облагораживанию территории, оценить уже имеющиеся на участке строения (если они есть), учесть возможность привлечения местных инвестиций, ознакомиться с ситуацией нa местном рынке рабочей силы и др.

Журнал «Директор информационной службы», №1, 2008 г.
// Январь, 2008

В определенный момент времени любое предприятие, эксплуатирующее складские площади, сталкивается с необходимостью изменений в технологиях складирования и грузопереработки. Грамотный подход к проектированию и внедрению изменений позволит повысить качество работы склада при поддержании приемлемого уровня затрат на его оснащение и содержание.

Анализ деятельности ряда дистрибьюторских компаний показывает, что существует зависимость между основными экономическими показателями работы компании-дистрибьютора и подходами к управлению запасами и складами. В условиях роста оборота компании-дистрибьютора ошибки управления складскими процессами негативно сказываются на уровне удовлетворения спроса и влекут непропорциональный рост потребностей в складских площадях.

Своевременное инвестирование в реализацию проектов, направленных на повышение эффективности операционной деятельности, существенно дешевле «латания дыр» и исправления последствий серьезных ошибок. Именно поэтому важно предупреждать проблемы, развивая собственный персонал и используя лучшую практику других компаний.

Симптомами ошибок управления складскими процессами являются: дефицит площадей, неэффективное использование оборудования и технических ресурсов, высокие затраты на хранение и обработку грузов, низкое качество обслуживания клиентов.

Задача повышения эффективности работы склада, если он уже построен и работает, выполнима и без существенных инвестиций в оборудование и перестройку складского комплекса.

Грамотный подход к описанию процессов и понимание значимости проблем управления складскими комплексами в значительной степени определяют эффект от последующей модернизации технологии работы склада.

Препятствия на пути повышения эффективности складских комплексов можно разделить на четыре группы: организационные (функции, полномочия, зоны ответственности), технологические (последовательность выполнения операций, методы и алгоритмы), информационные (информационные системы учета и обработки данных, средства коммуникации) и технические (наличие техники и оборудования, степень изношенности ресурсов, соответствие требованиям).

Выбирая направление оптимизации склада , в первую очередь стоит обратить внимание на совершенствование организации процессов и технологии выполнения работ - именно здесь возможно относительно быстрое получение результата при использовании имеющегося оборудования.

К решению технических и информационных задач, которые могут быть осуществлены в короткие сроки с относительно низкими вложениями средств, можно отнести, например, закупку раций на складе для быстрого вызова необходимого сотрудника, установку принтера для распечатки заданий в непосредственной близости к зоне приемки или отбора и т.п. Однако все эти нововведения должны быть подчинены общей логике работы склада и планирующихся изменений. Очевидно, что если на складе планируется переход на безбумажную технологию с использованием терминалов сбора данных, то закупка принтеров и раций нецелесообразна.

Последовательность действий

Процесс оптимизации складских технологий состоит из нескольких последовательных этапов: исследование технологических процессов (логистическая экспертиза), разработка объемно-планировочных решений и проектирование технологии работы склада, подготовка склада к внедрению изменений и собственно внедрение.

Логистическая экспертиза

Цель первого этапа - обнаружить ключевые проблемы, решение которых даст наиболее ощутимый результат при минимальных затратах ресурсов и времени.

Для достижения цели следует определить перечень бизнес-процессов, исследовать их, провести оценку и ранжирование выявленных проблем. Как правило, можно выделить складские бизнес-процессы (приемка товаров, размещение, комплектация и отгрузка заказов, инвентаризация и т.п.) и смежные процессы, которые реализуют взаимодействие склада и смежных с ним подразделений (управление запасами, закупки товаров, организация поставок товаров на склад и доставка заказов клиентов).

Существует множество методик описания процессов. Один из наиболее простых и доступных - схема информационных потоков, в ходе построения которой происходит выявление проблем коммуникации и управления, дублирующих или ненужных операций.

На рисунке 1 представлена упрощенная схема информационных потоков в процессе приемки товаров на склад одной из компаний до проведения оптимизации.

Рисунок. 1. Документооборот при приемке товаров на склад (упрощенная схема)

В ходе интервью с ключевыми работниками при составлении схемы процесса было выявлено несколько проблемных зон. Приведем только один пример. Водитель-экспедитор предоставлял товаросопроводительную документацию менеджеру отдела закупок для проверки соответствия заявке, а затем передавал документы с разрешением отдела закупок оператору склада. В информационную систему склада не поступала информация об ожидаемой поставке, поэтому оператор склада вынужден был готовить документ для приемки в тот момент, когда автомобиль уже готов к разгрузке. Для того чтобы ускорить процедуру разгрузки и приемки, руководству склада было разрешено осуществлять приемку по копии товаротранспортной накладной, а после отъезда транспортного средства со склада заполнять подготовленный оператором бланк, внося дополнительную информацию о сроках годности и весогабаритных характеристиках принятых товаров.

Одновременно с приемкой и оприходованием товаров в информационной системе склада менеджер по закупкам производил оприходование товаров в корпоративной информационной системе. Интеграция в режиме реального времени этих двух систем отсутствовала. Синхронизация происходила раз в сутки и использовалась только для сверки данных об остатках.

Рассмотрим часто встречающиеся проблемы складских процессов, препятствующие эффективной организации складирования, обработки грузов, выполнения заказов клиентов.

В процессе приемки товаров на склад могут возникнуть такие организационные и технологические проблемы как неравномерная нагрузка на склад, большие трудозатраты на разгрузку при приемке не паллетизированного груза, приемка по копиям товаросопроводительных документов, не приспособленным для фиксирования дополнительной информации. Для того же этапа характерны информационные и технические проблемы, например, трудности при идентификации поступающих товаров, дефицит подъемно-транспортной техники, отсутствие пандуса, дефицит вместимости зоны для приемки и размещения поступающего товара, двойной ввод информации о приходе в КИС и в АСУ склада.

При размещении товаров зачастую неэффективно используется вместимость склада, отсутствуют регламентированные методы принятия решения о расстановке товаров; товар может беспорядочно складироваться в зоне напольного хранения, оптимизация размещения товаров на складе (уплотнение, консолидация) также не проводится. Все перечисленные проблемы относятся к разряду организационных. Основными информационными проблемами размещения называют отсутствие учета в информационной системе передвижений товара по складу, фиксирования сроков годности, партий, серий и других характеристик, влияющих на последовательность отбора, а значит и на размещение товаров на складе.

Комплектация и отгрузка часто сопровождаются множеством технологических проблем, среди которых совместное хранение различных товаров (или идентичных товаров с разными сроками годности), влекущее ошибки при подборе; отбор штуками и коробами из любой паллеты в зоне резервного хранения (много «вскрытых» паллет); несвоевременное пополнение товаром зоны отбора; авральные работы при комплектации срочных заказов или дополнительных заказов клиентов, поступивших непосредственно перед отгрузкой; не разработанные маршруты кладовщиков и отсутствие части номенклатуры в местах хранения, доступных для отбора коробами и штуками без использования технических средств. Значительные затраты времени на поиск необходимого товара вследствие неактуальной информации в базе данных склада и несоответствие типоразмеров ячеек весогабаритным характеристикам товаров, нормативу запаса и показателю оборачиваемости - главные информационно- технические проблемы процесса комплектации и отгрузки.

Смежные по отношению к складу процессы, к которым эксперты относят закупки, управление запасами, продажи, доставку товаров клиентам, также должны быть тщательно проанализированы.

Так, например, в процессе закупок и управлении запасами экспертное, интуитивное определение ассортимента и объема поставок часто приводит к накоплению излишних или неликвидных запасов. А отсутствие информации о неудовлетворенном спросе - к дефициту товаров на складе. Еще одна организационная проблема процесса закупок и управления запасами - использование ошибочного алгоритма принятия решений об объеме закупок, что приводит к накоплению излишних запасов. К числу основных информационных проблем можно также отнести отсутствие работы по анализу качества работы поставщиков (нет статистики недовозов, возвратов, недовложений).

В процессе продаж и доставки могут возникать организационные проблемы, к которым относятся авралы при обработке заказов для филиалов и оптовиков (заказы срочные и большие) и регистрация нескольких заказов для одного клиента (на один адрес доставки, на одну дату отгрузки) без объединения перед поступлением на склад. Наконец, перечислим основные информационные проблемы процесса продаж и доставки: в информационной системе не отражается готовность заказа для отгрузки, не ведется статистика по недовозам и проблемам возникшим при доставке, не ведется учет возвратов и их причин, данные по остаткам могут не соответствовать реальной ситуации на складе, менеджеры по продажам видят в информационной системе остаток товара, а не доступное для продажи количество.

Выявленные на этапе анализа проблемы ранжируются с учетом степени их влияния на производительность, затраты, качество обслуживания клиентов, и определяется наиболее выгодная последовательность их решения. Это обеспечит получение максимального эффекта от проводимых изменений.

Разработка объемно-планировочных решений

Как правило, среди часто встречающихся проблем наиболее критическими являются неэффективное использование пространства склада или отдельных его зон, несоответствие параметров складских помещений интенсивности товаропотока.

Процесс разработки планировки склада начинается с определения количества и конструкции мест хранения с учетом весогабаритных характеристик хранимых грузов и параметров товародвижения. Следующий этап - зонирование склада и разработка модели потоков товаров по зонам склада. На заключительном этапе разрабатываются алгоритмы эффективного размещения товаров по местам хранения, маршруты комплектации, передвижения.

Определение количества и конструкции мест хранения

Для расчета оптимальной конструкции и необходимого количества мест хранения на складе используются значения нормативов запасов, весовые и габаритные характеристики упаковок товаров и требуемые условия хранения.

Для всех типоразмеров мест хранения, используемых на складе или планируемых к использованию, рассчитывается коэффициент заполнения товаром по весу и по объему. При этом анализ проводится по каждому товару. Оптимальными считаются места хранения с наибольшими коэффициентами заполнения.

На основании информации о нормативах запасов определяется, сколько мест хранения потребуется для каждого товара в зоне хранения и в зоне комплектации. Затем места хранения, рассчитанные для товаров, группируются по условиям хранения для получения итоговых значений параметров зон склада.

Такой подход к проектированию мест хранения позволяет максимально эффективно использовать пространство склада, соблюсти баланс между стоимостью складского оборудования и удовлетворением всех требований обработки и хранения товаров, стандартизировать места хранения на складе.

Параметры других технологических зон (погрузочно-разгрузочных работ, приемки, комплектации, отгрузки) определяются на основании данных о среднесуточных поставках и отгрузках, объеме и типоразмерах поступающих и отгружаемых товаров.

Разработка алгоритмов эффективного размещения товаров

Разработка алгоритмов эффективного размещения товаров по местам хранения, передвижения товаров внутри склада, маршрутов комплектации также производится на данном этапе и направлена на повышение эффективности использования складского пространства, сокращение времени комплектации заказов, простоев техники, очередей.

Принципы размещения товаров на складе зависят от способа комплектации заказов. Для сокращения времени комплектации товары в зоне хранения могут быть сгруппированы, например, по габаритам упаковки товара или по скорости продаж товаров и оборачиваемости. Каждой зоне на складе могут быть присущи характерные правила размещения и комплектации. Их реализация осуществляется с помощью механизма назначения рейтинга ячейкам в системе автоматизации склада , а также с помощью системы нумерации зон, областей и ячеек.

Проектирование технологии работы склада

Цель этого этапа оптимизации складских технологий - наилучшее распределение функций, полномочий и зон ответственности персонала склада на основе процессного подхода, что позволит обеспечить прозрачность складских процессов и повысить их управляемость, обеспечить необходимый уровень качества выполнения заказов клиентов

Все планируемые операции на складе подлежат тщательной проработке и описанию в виде рабочих инструкций с учетом того, что все операции с товаром на складе должны быть отражены в документах и информационной системе. Желательно использование стандартных (для компании) форм внутренних документов, дублирующие операции должны быть исключены; необходимо назначить сотрудника, ответственного за процесс/операцию. Следует проводить регистрацию и накопление информации, необходимой для принятия управленческих решений, мониторинга работы склада - функционал системы автоматизации склада должен быть использован максимально.

Первоначально определяется укрупненный перечень всех процессов на складе, среди которых можно выделить регулярные операции, выполняемые ежедневно, и периодические операции. К регулярным операциями относятся планирование работы смены, разгрузка и приемка товара, маркировка товара, его размещение и внутренние перемещения, отбор заказов и сборка комплектов, повторный пересчет отобранных заказов, их упаковка и размещение в зоне комплектации с консолидацией по маршрутам отправки, отгрузка товара, регулярная полная инвентаризация и т.п.

Периодические операции, выполняющиеся в случае появления нестандартных ситуаций, также подлежат формализации. Периодическими являются такие операции как обработка некондиционного товара, организация возврата поставщику, выявление и работа с браком, обнаруженным в процессе хранения, выборочная инвентаризация по артикулам или местам хранения, организация дополнительного отбора товара при обнаружении возможных ошибок, приемка возврата от клиента и т.п.

Для каждой из перечисленных операций составляется рабочая инструкция, которая включает в себя подробное описание состава работ по каждой операции, исполнителей, необходимую информацию для выполнения операции и исходящие документы, используемые технические средства.

Например, процесс приемки товаров на склад, представленный на рисунке 2, был трансформирован следующим образом (см. рисунок 2). Обмен данными между КИС и АСУ склада и предоставление информации об ожидаемых поставках отделом закупок позволило существенно уменьшить бумажный документооборот, а также сократило время на подготовку склада к приемке товаров и учету данных в информационной системе.


Рисунок. 2. Документооборот при приемке товаров на склад (упрощенная схема)

Формирование организационно-управленческой структуры склада производится с учетом разработанных технологических процессов.

Проведенные изменения способствуют централизации, улучшению взаимодействия между сотрудниками, росту ответственности в области операционного управления, равномерному распределению нагрузки на персонал склада.

Зная перечень операций и объем работ на каждой из них, используя нормативы выполнения работ, можно вычислить необходимое количество персонала в каждой смене, а также точное количество погрузчиков, штабелеров, гидравлических тележек, лифтов, стремянок, ворот, сканеров штрихкода, рабочих мест оператора и т.д.

Внедрение изменений

Проект оптимизации технологии работы склада можно считать удачным только после внедрения всех изменений. Оптимизация склада неизменно влечет за собой необходимость доработки информационной системы. Поэтому первым шагом при внедрении новой технологии будет постановка задачи для совершенствования ИТ поддержки системы управления. Параллельно с ее доработкой можно провести необходимые изменения топологии склада, а также обучение персонала.

Контроль внедрения изменений, своевременная корректировка решений, тестирование внедряемых элементов информационной системы, разработка функциональных инструкций, обучение персонала - во всех перечисленных задачах обязательно должны участвовать специалисты, авторы решений и мероприятий. Важно также отметить роль экспертов-логистов как в решении специальных логистических задач, так и в разработке технического задания для модернизации (или разработки) складской информационной системы. Использование усилий экспертов-логистов на этапе внедрения изменений технологического процесса на складе позволит существенно снизить риски переходного этапа, подготовить персонал и получить максимальный эффект от изменений складских технологий за сравнительно короткий срок.

Ольга Каверина, AXELOT

Случайные статьи

Вверх