Бюджеты субъектов рф и государственные внебюджетные фонды. Бюджетное и внебюджетное финансирование в бюджетных организациях Бюджетные и внебюджетные фонды

Тема 14

Обособленной частью финансовых ресурсов региона являются бюджетные и внебюджетные фонды, которые могут быть постоян­но действующими или создаваться на определенный период вре­мени. Создание и организация их деятельности регулируется фе­деральным и региональным законодательством. В субъектах Фе­дерации принимаются как общие законодательные акты, так и специальные законы о создании конкретных фондов.

Бюджетные фонды создаются в составе регионального бюдже­та как обособленные бюджетные средства для:

Целевого финансирования наиболее приоритетных отраслей региональной экономики;

Ликвидации неблагоприятных последствий от возникнове­ния чрезвычайных ситуаций;

Социально-экономических, экологических, научно-техниче­ских и иных значимых для региона программ и мероприятий.

Внебюджетный фонд - обособленная часть финансовых ре­сурсов региона, не входящая в состав регионального бюджета и имеющая самостоятельные источники формирования и целевое направление использования.

В регионах формируются и действуют:

Территориальные подразделения федеральных внебюджет­ных фондов;

Региональные внебюджетные фонды, средства которых яв­ляются региональной собственностью;

Внебюджетные фонды муниципальных образований

Областными внебюджетными фондами являются фонды:

Развития территории области;

Социальной поддержки населения;

Областной администрации;

Экологический;

Развития жилищного строительства и др.;

Местные внебюджетные фонды, образуемые органами мест­ного самоуправления.

Бюджетный дефицит - состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета.

Дефицит бюджета должен быть сбалансирован, для чего существует целый ряд специальных методов.

Механизм образования дефицита или профицита государственного бюджета может быть представлен следующим образом

§ Сбалансированный бюджет - равенство доходов и расходов бюджета.

§ Дефицит бюджета- это превышение расходов госбюджета над его доходами.

§ Профицит бюджета - превышение бюджетных доходов над расходами.

Крайне редко при составлении бюджета складывается противоположное дефициту бюджета состояние - его профицит, т. е. превышение доходов над расходами .

§ Если в стране в течение ряда лет бюджет дефицитен, то первый шаг по его регулированию - создание бюджетного профицита или выработка возможностей по сокращению многолетнего дефицита.

§ Следует обратить особое внимание на понятие "первичный профицит". Это понятие используется при оценке возможностей сокращения государственного долга.


§ Первичный профицит означает, что доходы бюджета за вычетом привлеченных займов должны превышать расходы, уменьшенные на величину обслуживания государственного долга (проценты и погашение основной суммы).

§ Первичный профицит показывает, что часть доходов бюджета идет на погашение государственного долга (т. е. бюджетные доходы минус займы больше бюджетных расходов минус выплаты по государственному долгу).

Госуда́рственный долг - результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. [источник не указан 197 дней ] Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий. [источник не указан 197 дней ]

Государственный долг является составляющей более широкого понятия «государственный кредит»

Если валюта государства не является конвертируемой , то различают два типа государственного долга :

§ Внутренний - задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.

§ Внешний - задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспортатоваров или новых заимствований.

В случае конвертируемой валюты, все кредиторы (держатели облигаций), как внутренние, так и внешние, имеют равные права, и государственный долг на внутренний ивнешний не разделяется.

Введение

Основное содержание темы связано с рассмотрением основных элементов структуры государственных финансов РФ. В рамках первого вопроса плана излагается структура бюджетной системы РФ, определяются доходы и расходы бюджетов различных уровней, источники финансирования дефицита бюджета. Основная проблематика второго вопроса плана отражает регулирование и содержание межбюджетных отношений. В третьем вопросе плана и дается общая характеристика и классификация различных налоговых платежей. Изложение четвертого вопроса плана содержит порядок и условия предоставления бюджетных кредитов, определение различных форм бюджетных субсидий, а также долговых обязательств РФ и общее представление об управлении государственным долгом.

Бюджет и внебюджетные фонды.

Бюджетная система Российской Федерации представляет со-вокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Россий-ской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюд-жетов трех уровней:

· первый уровень -- федеральный бюджет и бюджеты государст-венных внебюджетных фондов;

· второй уровень -- бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

· третий уровень -- местные бюджеты.

Бюджетная система Российской Федерации основана на сле-дующих принципах:

Ш единство бюджетной системы Российской Федерации;

Ш объективность и полнота бюджета;

Ш разграничение доходов и расходов между уровнями бюджет-ной системы Российской Федерации;

Ш самостоятельность бюджетов;

Ш сбалансированность бюджета;

Ш общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;

Ш гласность;

Ш адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

Как экономическая категория бюджет выражает систему де-нежных отношений между государством, экономическими субъ-ектами и населением по поводу перераспределения части стоимо-сти общественного продукта (главным образом, национального дохода) в процессе образования и использования централизован-ных фондов денежных средств для удовлетворения наиболее важ-ных на данном этапе развития потребностей общественного вос-производства.

Как специальный финансовый план бюджет представляет собой юридически оформленный документ, в котором: 1) в количест-венном выражении определены предполагаемые доходы, источни-ки их получения, распорядители и предполагаемые получатели этих средств для реализации тех или иных функций государства, органов местного самоуправления; 2) отражается процесс получе-ния и распределения государственных денежных ресурсов, необ-ходимых для выполнения его функций.

Для целей планирования бюджетных ресурсов составляются консолидированные бюджеты. Федеральный бюджет и консоли-дированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидирован-ный бюджет Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ и бюд-жеты муниципальных образований, находящихся на его террито-рии, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Существует два метода формирования и использования бюд-жетных средств -- собственно бюджетный и кредитный. Бюджет-ный метод представляет собой принудительное изъятие части де-нежных доходов предприятий и населения и безвозмездное ис-пользование этих средств на определенные цели.

Кредитная форма предполагает формирование части доходов бюджета за счет внутренних и внешних займов, а также расходо-вание части бюджета в виде бюджетных ссуд, кредитов иностран-ным государствам и т. п.

В основу формирования доходной базы бюджета положены налоговые методы. Неналоговые доходы включают: доходы от приватизации, аренды государственного и муниципального иму-щества, поступления от внутренних и внешних займов, средства от продажи золотовалютных резервов и другие неналоговые по-ступления, в том числе дивиденды по акциям, находящимся в го-сударственной собственности, платные услуги, оказываемые органами государственной власти и местного самоуправления, бюджетными учреждениями, штрафы, конфискации и т.д.

Целевой бюджетный фонд -- это фонд денежных средств, об-разуемый в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджет-ного фонда используются строго по назначению.

Финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы Российской Федерации в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств учитывается в доходах того бюджета, который является получателем этих средств.

Собственные доходы бюджетов представляют собой те дохо-ды, которые закреплены на постоянной основе полностью или частично за бюджетами соответствующих уровней.

К ним относятся:

· налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюд-жетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов Рос-сийской Федерации;

· неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления.

Финансовая помощь не является собственным доходом соот-ветствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда.

К регулирующим доходам бюджетов относятся федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавли-ваются не менее чем на три года нормативы отчислений (в про-центах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или мест-ные бюджеты на очередной финансовый год.

Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который пе-редает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уров-ня бюджетной системы, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

При распределении налоговых доходов по уровням бюджет-ной системы налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического со-держания делятся на текущие и капитальные расходы.

Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные устанавливается экономической классификацией расходов бюд-жетов Российской Федерации.

Капитальные расходы бюджетов представляют собой расходы на инновационную и инвестиционную деятельность, предназна-ченные для инвестиций в соответствии с утвержденной инвести-ционной программой; средства, предоставляемые в качестве бюд-жетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам; расходы, при осуществлении которых создается или увеличивает-ся имущество, находящееся в собственности соответственно Рос-сийской Федерации, субъектов Российской Федерации, муници-пальных образований.

В составе капитальных расходов бюджетов может быть сфор-мирован бюджет развития. Порядок и условия формирования бюджета развития определяются федеральным законом.

Текущие расходы бюджетов -- это расходы, направленные на обеспечение текущего функционирования органов государствен-ной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учре-ждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование.

Расходы бюджетов осуществляется в следующих формах:

1. ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

2. средств на оплату товаров, работ и услуг по государственным или муниципальным контрактам;

3. трансфертов населению;

4. ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

5. бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе нало-говых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и плате-жей и других обязательств);

6. субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

7. инвестиций в уставные капиталы юридических лиц;

8. бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней, государственным внебюджетным фондам;

9. кредитов иностранным государствам;

10. средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

В расходной части бюджетов всех уровней может быть преду-смотрено создание резервных фондов.

Их размер не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.

Размер резервных фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации устанавливается органами законодательной (предста-вительной) власти соответствующих субъектов при утверждении бюджетов на очередной финансовый год.

Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварий-но-восстановительных работ по ликвидации последствий стихий-ных бедствий, имевших место в текущем финансовом году.

Резервный фонд Президента Российской Федерации создается в размере не более 1% утвержденных расходов федерального бюд-жета. Средства этого фонда расходуются на финансирование не-предвиденных расходов, а также дополнительных расходов, пре-дусмотренных указами Президента Российской Федерации. Рас-ходование средств фонда осуществляется на основании письмен-ного распоряжения Президента Российской Федерации. При этом не допускается расходование средств резервного фонда на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности Президента Российской Федерации.

Дефицит бюджета представляет собой превышение расходов бюджета над доходами. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом соответствующим законом (реше-нием) о бюджете утверждаются и источники его финансирования. При этом текущие расходы бюджета субъекта Российской Феде-рации, местного бюджета не могут превышать объем доходов со-ответствующего бюджета.

Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслу-живание государственного долга Российской Федерации.

Размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации не может превышать 15% объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Поступления из источников финансирования только дефицита бюджета субъекта Российской Федерации могут направляться на финансирование инвестицион-ных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение его долга.

Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации. Поступления из источников финансирования дефицита местного бюджета могут направляться на финансирование исключительно инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования рас-ходов на обслуживание и погашение муниципального долга.

Профицит бюджета представляет собой превышение доходов бюджета над его расходами. Бюджетный кодекс РФ предусматри-вает, что, если в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами бюджета, до утверждения бюджета следует осуществить сокраще-ние профицита бюджета в следующей последовательности:

Сократить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности (для федерального бюдже-та -- сократить привлечение доходов от реализации государствен-ных запасов и резервов);

Предусмотреть направление бюджетных средств на дополни-тельное погашение долговых обязательств;

Увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи час-ти доходов бюджетам других уровней.

Если указанные выше меры осуществлять нецелесообразно, следует сократить налоговые доходы бюджета путем внесения из-менений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации.

Государственные внебюджетные фонды - это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъек-тов РФ. Они создаются для решения (финансирования) конкретных задач, имеющих важное значение для государства, общества в целом.

Внебюджетные фонды подразделяются на фонды социального и экономического назначения. Начиная с 1999 г. многие фонды, прежде всего экономического назначения, были консолидированы с бюджетами (федеральные внебюджетные фонды -- с федеральным бюджетом, региональные внебюджетные фонды -- с региональными бюджетами). Основной причиной ликвидации фондов и консолида-ции их средств в бюджеты разных уровней, как правило, указывает-ся «слабый контроль за использованием средств этих фондов.

Внебюджетные фонды выступают в качестве стабильного, прогнозируемого на длительный период источника денежных средств, используемых для финансирования конкретных социаль-ных потребностей общегосударственного значения (государствен-ные внебюджетные фонды социального назначения); для финан-сирования отдельных региональных или ведомственных программ экономического характера, осуществляемых федеральными орга-нами исполнительной власти, а также субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Для внебюджетных фондов характерно четкое установление доходных источников, позволяющих достаточно точно прогнози-ровать объемы средств этих фондов и, что не менее важно, кон-тролировать целевое использование указанных финансовых ре-сурсов.

Фонды различаются по правовому положению и целям создания.

По правовому положению фонды делятся на государствен-ные и местные. Первые находятся в распоряжении центральных властей (в государствах с федеративным устройством они могут находиться и в распоряжении властей субъектов федерации); вторые -- в распоряжении органов местного самоуправления.

В зависимости от целевой направленности расходования средств внебюджетные фонды подразделяются на фонды социаль-ного назначения (их иногда называют фонды социального страхо-вания) и экономические фонды. Первые предназначены в основ-ном для решения задач социального характера, вторые - имеют экономическую направленность.

В Российской Федерации к фондам социального назначения относятся: Пенсионный фонд РФ (ПФ); Фонд социального стра-хования РФ (ФСС); Федеральный фонд и территориальные фон-ды обязательного медицинского страхования (соответственно ФФОМС и ТФОМС).

Государственная пенсионная система в России функциониру-ет на принципе непрерывной финансовой солидарности поколе-ний работающего и нетрудоспособного населения. Сложившаяся в России демографическая ситуация увеличивает пенсионную на-грузку на работающее население. В этих условиях государство стремится поднять уровень государственных пенсий до мини-мального прожиточного уровня, что ведет к выравниванию госу-дарственных пенсий и ослаблению стимулов к их «зарабатыва-нию». Программа пенсионной реформы РФ предусматривает переход от действующей распределительной системы пенсионного обеспечения к смешан-ной, а также введение персонифицированного учета в системе го-сударственного пенсионного страхования.

Введение индивидуально-персонифицированного учета в сис-теме государственного пенсионного страхования обусловлено следующими факторами: 1) созданием условий для назначения пен-сий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; 2) обеспечением достоверности сведений о стаже и заработ-ке, определяющих размер пенсии при ее назначении; 3) создани-ем информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства, для назначения пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов; 4) развитием заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ; 5) созданием условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными ли-цами; 6) упрощением порядка и ускорением процедуры назначе-ния государственных трудовых пенсий застрахованным лицам.

На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, содержащее страхо-вой номер и анкетные данные.

Лицо, впервые поступившее на работу по трудовому договору, получает страховое свидетельство по месту работы. Несовершен-нолетние, не достигшие 14 лет, не являются субъектами государ-ственного пенсионного страхования, кроме несовершеннолетних, получающих пенсию по случаю потери кормильца.

Страховые свидетельства государственного пенсионного стра-хования хранятся у застрахованных лиц. Изменение сведений о за-страхованном лице влечет за собой необходимость внесения соот-ветствующих изменений в его индивидуальном лицевом счете.

Сведения о застрахованных лицах представляются плательщи-ками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Работодатели представляют сведения о всех лицах, работающих у них по трудо-вому договору, за которых они уплачивают страховые взносы. Сведения передаются в те органы фонда, в которых эти работода-тели зарегистрированы в качестве плательщиков страховых взно-сов. Граждане, самостоятельно уплачивающие страховые взносы в фонд, сами представляют сведения о себе в органы фонда по месту своей регистрации в качестве плательщиков страховых взносов государственного пенсионного страхования.

Медицинское страхование осуществляется в Российской Фе-дерации в двух видах: обязательном и добровольном.

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предостав-ляемой за счет средств обязательного медицинского страхования, в объеме и на условиях, соответствующих программам обязатель-ного медицинского страхования.

Введение обязательного медицинского страхования означало для государственного здравоохранения переход к смешанной сис-теме финансирования -- бюджетно-страховой. Бюджетные средст-ва обеспечивают финансирование неработающего населения (пенсионеров, домохозяек, учащихся и т. п.), а внебюджетные средства -- работающих граждан. Страхователями соответственно выступают исполнительные органы субъектов РФ, местного само-управления (они уплачивают взносы на неработающее население) и хозяйствующие субъекты (организации), а также гражда-не-предприниматели, не имеющие статуса юридического лица.

Средства Пенсионного фонда направляются на: выплату госу-дарственных пенсий; выплату пособий по уходу за ребенком в воз-расте старше полутора лет; оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособ-ным гражданам; финансовое и материально-техническое обеспече-ние текущей деятельности Пенсионного фонда РФ и его органов.

Более 90% расходов по выплате государственных пенсий производится органами социальной защиты населения через уполномоченные банки. В ряде субъектов РФ создана единая пенсионная служба, где назначение и выплата пенсий проводят-ся отделениями Пенсионного фонда. Страховые взносы в виде отчисления от социального налога собираются на счетах регио-нальных отделений ПФ в субъектах РФ, откуда и осуществляет-ся финансирование расходов в регионе. Перераспределение средств между региональными отделениями ПФ для обеспече-ния сбалансированности доходов и расходов осуществляет Правление ПФ и его исполнительная дирекция. Отчеты об ис-полнении бюджета представляются Правлением Пенсионного фонда на рассмотрение и утверждение в Федеральное Собрание РФ и Президенту РФ.

Основными направлениями использования средств Фонда социального страхования являются выплаты пособий:

* по временной нетрудоспособности работника;

* на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, оплату проезда к месту лечения и отдыха;

* на погребение;

* семьям, имеющим детей, а именно: пособия по беременно-сти и родам; единовременные пособия женщинам, ставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременные пособия при рождении ребенка; ежемесячные пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; ежемесячные пособия на ребенка до достижения им 16 лет, а на учащихся общеобразовательных школ -- до ее окончания, но не старше 18 лет.

Кроме того, значительные средства расходуются на: частичное содержание санаторных и оздоровительных центров, в том числе для детей и юношества; проведение НИР по вопросам социаль-ного страхования и охраны труда; обеспечение текущей деятель-ности ФСС.

Наиболее крупными статьями бюджета ФСС являются выпла-ты по временной нетрудоспособности вместе с выплатами посо-бий на детей (порядка 60%), на санаторно-курортное обслужива-ние (порядка 30%). Выплаты пособий семьям, имеющим детей, составляют порядка 20% бюджета ФСС. В условиях низкой рож-даемости такая доля на выплату пособий семьям, имеющим де-тей, представляется крайне низкой. Ее вполне можно было бы увеличить, по крайней мере, в два раза за счет доли на санатор-но-курортное лечение, оздоровление и проезда к месту отдыха и лечения.

Основная функция Федерального фонда обязательного меди-цинского страхования состоит в выравнивании условий деятель-ности территориальных фондов по финансированию программ по обязательному медицинскому страхованию путем предоставления им субвенций. На эти цели расходуется свыше 85% бюджета ФФОМС.

Около 10% бюджета используется на финансирование матери-ально-технического и лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения федерального уровня.

Структура расходов средств территориальных фондов ОМС дифференцирована по отдельным регионам. В среднем порядка 80% используется на финансирование программ обязательного медицинского страхования.

В соответствии с Бюджет. кодексом целевые бюджет. фонды – это фонд денеж-х ср-в, образов. в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов и используемый по спец. схеме.

Целевые бюджет. фонды имеют ряд особенностей:

1. планирование и утверждение в составе бюджета;

2. их состав в бюджете не постоянен;

4. ср-ва фондов не подлежат изъятию и не м.б. использованы для получения прибыли;

5. неиспользован. ср-ва фонда в текущ. году отправляются на след. год……

К целевым бюджет. фондам относятся:

1. Федерал. дорож. фонд формируется за счет налогов на реализацию горюче-смазоч-х материалов, пользование автодорог. И используется на содержание, ремонт, реконструкцию дорог и ……

2. Федерал. фонд воспроизводства минерал.-сырьевой базы формир-ся за счет части отчислений, производимых пользователями недр, добываемых все виды полез-х ископаемых, разведыват-х на гос. ср-ва. И используется на изучение геологич-х континентал-х недр и на биолого-разведывател. работы.

Внебюджет. фонды – это совокуп-ть фин. ресурсов, находящ-ся в распоряжении центр-х, регионал-х и местных органов и характериз-ся целевой направлен-тью использования ден-х ср-в, предназначенных для финансирования расходов, не включенных в бюджет. Их формирование происходит за счет спец-х отчислений юрид-х и физич-х лиц, имеющих налог. природу. Нахождение неподлежащих изъятию ден-х ресурсов фонда собственности гос-ва и расход-х их только на определен. цели.

Внебюджет. фонды подразделяются по функционал. назначению:

ü на фонды экономич. хар-ра;

ü на фонды социал. хар-ра;

ü на фонды природоохранител. хар-ра.

Важными внебюджетными фондами явл-ся:

1. Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР).

2. Фонд социального страхования (ФСС).

3. Фонд обязат. медиц. страхования (ФОМС).

Они относятся к федерал. фондам соц. обеспечения.

Соц. обеспечение , как экономич. категория, это сис-ма распределит. отношений, в процессе кот-х за счет части национал. дохода образуются и используются обществен. фонды денеж. ср-в, материал. обеспечение и обслуживание категории граждан, нуждающ-ся в гос. поддержке.

Частью гос. сис-мы соц. защиты населения явл-ся обязат. соц. страхование, осуществляемое в соответствии с ФЗ «Об основах обязател. соц. страхования» № 165-ФЗ от 16.07.1999 года, и представл. собой сис-му созданных гос-вом правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсации и минимизацию последствий изменения материал. и соц. положения работников и иных категорий граждан. В нем установлены соц. страх. иски, подлежащие удовлетворению.


К ним относится:

ü получение медиц. помощи;

ü труд. увечий;

ü проф. заболевания;

ü материнство;

ü инвалидность;

ü потеря кормильца;

ü наступление пенсии;

ü признание нетрудоспособным;

ü смерть.

В соответствии с частью 2 Главы 24 Налогового кодекса Российской Федерации от 01.01.2001 года основным источником денеж-х ср-в всех 3-х фондов явл-ся Единый соц. налог (ЕСН).

Работадатель уплачивает налог с налог. базы на кажд. работника нарастающим итогом с начала года:

В Пенсионный фонд – 20%

В Фонд соц. страхования – 3,2%

В федерал. фонд медиц. страхования – 0,8%

В териториал. фонд медиц. страхования – 2%

ИТОГО ЕСН=26%.

Законодат-во Российской Федерации «Об обязател. пенсион. страховании» состоит из:

1. Конституции Российской Федерации.

2. ФЗ «Об основах обязат. соц. страхования» № 165-ФЗ от 16.06.1999г.

3. ФЗ «Об обязательном пенсион. страховании в Российской Федерации» № 167-ФЗ от 15.12.2001г.

4. ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001г.

5. ФЗ «Об индивидуал. (персонифицирован.) учете в сис-ме гос. пенсион. страхования» № 27-ФЗ от 01.04.1996г.

6. и иных ФЗ.

ФЗ № 167 устанавливает основы гос. регулирования и правоотношений в сис-ме обязательного пенсионного страхования.

Субъектами обязательного пенсионного страхования явл-ся:

1. федеральные органы гос. власти;

2. страхователи;

3. застрахованные лица.


Федерал. органы гос. власти имеют право:

ü устанавливать порядок и исполнение бюджета Пенсионного фонда;

ü формировать, инвестировать и хранить пенсион. накопления.

Страховщик, Пенсионный фонд, - это самостоятельное финансово-кредит. учреждение, осуществл. гос управление финансами пенсион. обеспечения. В основе лежит принцип солидарности поколений, который заключается в том, что обеспечение конкрет. чел-ком матер. уровня путем перераспределения.

Негос. Пенсион. фонды – это тоже страховщики.

Ср-ва Пенсионного фонда используются только на выплату пенсий, на погребение пенсионера, доставку пенсий.

Пенсионный фонд имеет право проверять и получать у страхователей документов. У налоговых органов – информацию о страхователях и представлять интересы застрахован-х лиц перед страхователями.

Страховщик обязан:

ü обосновывать тарифы страх. взносов;

ü пересчитывать, назначать и выплачивать труд. пенсии и соц. пособия;

ü обеспечивать контроль и учет пенсион. ср-в;

ü регистрировать страхователей;

Страхователями явл-ся лица, производящие выплаты физич. лицам, а также физич. лица, добровольно вступившие в указанные правоотношения.

Страхователи обязаны:

ü зарегистрироваться в Пенсион. фонде;

ü уплачивать страх. взносы;

ü вести их учет;

ü представлять документы для индивид. учета, назначения и выплаты страх. обеспечения.

Большая часть страхователей - работодателей применяет след. тарифы страх. взносов на базов. начисления страх. взносов на кажд. работника нараст. итогом с начала года до 280 тыс. руб.:

ü для лиц 1966 г.р. и старше - на страх. часть пенсии 14%,

На накопит. часть пенсии 0%;

ü для лиц 1967 г.р. и моложе - на страх. часть пенсии 8%,

На накопит. часть пенсии 6%;

ü для лиц 1967 г.р. и моложе на периход. период 2005-2007 годы

На страх. часть пенсии 10%,

На накопит.часть пенсии 4%.

Физич. лица самост. вступившие в правоотношения с Пенсион. фондом уплачивают суммы страх. взносов фиксированным платежом, устанавл. на месяц, исходя из стоимости страх. года.

Право на обяз. пенсион. страхование застрахован. лиц реализуется в случае уплаты страх. взносов не менее стоимости страх. года, т.е. суммы денеж. ср-в, кот. должны поступить за застрахован. лицо в течение одного финанс. года. Если уплачен. за год сумма меньше стоимости страх. года, то в пенсион. фонд необходимо доплатить разницу, иначе взносы не будут учитываться и права не будут накапливаться. Напр., на 2006 года сумма страх. года была равна 1364 руб.

Страхов. случаем признаются ……

Страх. и накопит. части ….

ФЗ «Об индивид. (персонифициров.) учете в сис-ме обязат. персонифицирован. страхования устанавл-ет ….

На кажд. застрахован. лицо в Пенсион. фонде откр-ся индивид. (персонифициров.) счет, состоящий из:

Общей части, в кот. указ-ся:

ü страх. стаж, на кот. начислены страх. взносы,

ü сумма страх. взносов, уплачен-х и фактически поступивших,

ü сведения о расчет. капитале, включая его индексацию,

ü закрытие л/с.

Спец. части, в кот. указ-ся:

ü сведения о передаче взносов одной инвестиц. компании другой или о передаче их в негос. Пенсион. фонд;

ü сведения о получении инвестиц. дохода;

ü суммы произведен-х выплат;

ü суммы страх. взносов, уплачен. и поступивших за застрахован. лицо;

ü инвестиц. доход, профес. стаж и сумма произведен. выплат.

Индивид. счет хранится в Пенсион. фонде в течении всей жизни застрахован. лица, а после его смерти в течение срока хранения пенсион-х дел.

Застрахован. лицу выдается государственное пенсионное страховое свидетельство (ГПС), хранящ-ся у него и содержащее страховой номер индивид. л/с, дату регистрации и анкет. данные застрахован. лица. В случае изменения данных общ. части ГПС, они вносятся в индивид. л/с застрахован. лица и выдается новое ГПС с тем же номером.

С 01.01.2002 г. вступил в силу ФЗ «О труд. пенсиях в Российской Федерации», согасно кот. труд. пенсия состоит из 3-х частей:

Базовая, размер кот. устанав-ся правительством и выплач-ся всем вне зависимости от стажа и заработка. Размер базов. пенсии зависит от кол-ва иждивенцев (но не более 3-х) и от возраста застрахован. лица.

Страховая, зависит от стажа работы и з/пл.

Накопительная, зависит от стажа работы и з/пл. и выплачивается в пределах суммы отражен. в спец. части индивид. л/с.

Право на труд. пенсию наступает:

У мужчин в 60 лет

У женщин в 55 лет.

При наличии страхового стажа не менее 5 лет.

Страх. часть труд. пенсии расчит-ся по формуле:

СЧ = ПК/Т, где СЧ – страх. часть труд. пенсии

ПК – сумма расчет. пенсион. капитала застрахов. лица,

учтен. по состоянию на день, с кот. ему назнач-ся

страх. часть пенсии

Т – количество месяцев (19 лет = 228 месяцев)

Накопит. часть труд. пенсии расчит-ся по формуле:

ПК = (РП – БЧ) * Т

РП = СК * ЗР/ЗП *СЗП

Для мужчин стаж больше или равно 25 лет,

Для женщин стаж больше или равно 20 лет.

ЗП – ср. месяч. з/пл в Российской Федерации за тот же период

СЗП – ср. месяч. з/пл за период с 01.07. по 30.09.01, утвержден. Правительством Российской Федерации.

СК – коэффициент стажа, состав. для застрахован. лиц 0,5 и повыш-ся на 0,01 за кажд. полн. год общ. труд. стажа сверх требуемой продолжительности.

В отличии от базовой и страховой части накопит. часть пенсии подлежит инвестированию согласно ФЗ «Об инвестировании ….» № 111 от 25.07.2002 г.

ВнешЭконом Банк инвестирует накопит. часть, если не отвечать на «письма счастья».

По конкурсу или в негос. пенсион. компании – по выбору чел-ка, то ср-ва застрахован. лица отдаются в доверит. управление управляющей компании.

Негос. пенсион. фонд – уход от гос. пенсион. обеспечения. Деньги передаются в собственность негос. пенсион. фонда пофамильно. (Пенсион. фонд выписывает пенсион. книжку, а пенсионер передает ее фонду.)

Управляющая компания – это центр, кот. дает распоряжения брокеру.

Специализ. депозитарий – все документы застрахован. лица хранит и о неправил-х действиях сигнализирует в Пенсион. фонд Российской Федерации.

Требования к инвестиц. портфелю управл. компании:

ü максимальная доля 1-го эмитента (кто занимается выпуском цен. бумаг) не должна превышать 5% за исключением гос. цен-х бумаг;

ü депозиты в предприятиях и организациях, вход. В одну банк. группу, или цен. бумаги не должны превышать 10%;

ü максим. доля эмитиров-х цен-х бумаг аффилирован. компаниями, управл. компаниями не должны превышать 5%;

ü максим. доли облигаций 1-го эмитента не д.б. больше 10% совокуп. объема, наход. в обращении;

ü максим. доля 1-го эмитента не д.б. больше 30% совокуп. объема, наход. в обращении цен-х бумаг (за исключением гос. цен-х бумаг);

ü максим. доля денеж. ср-в и депозитов в руб-х и валюте на счетах в банках не д.б. больше 20%;

ü максим. доля ср-в в цен-х бумагах иностр-х эмитентов не д.б. больше 20%.

Фонд социального страхования (ФСС) – 2-й по значимости фонд.

В ФСС входят:

ü федерал. отделения;

ü центр. (отраслев.) отделения;

ü филиалы (регионал. и отраслев. отделения);

Ср-ва ФСС образуются:

ü за счет выплат от работодателя;

ü за счет граждан, заним. индивид. труд. деят-тью;

ü за счет доходов от инвестирования свобод. части;

ü за счет добровол. взносов граждан и юрид. лиц;

ü за счет ассигнований федерал. бюджета, связ-х с предоставлением льгот.

Ср-ва ФСС направляются:

ü на выплату пособий по времен. нетрудоспособ-ти,

ü на выплату пособий по родам,

ü на выплату пособий при рождении или усыновлении,

ü на выплату пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет,

ü на выплату соц. пособия на погребения,

ü на выплату пособия по уходу за ребенком-инвалидом до достижения им 18 лет,

ü на оплату путевок д/раб-ов и их детей, на лечеб. диетич. питание,

ü на частич. содержание, находящ-ся на балансе страхователей, санаториев,

ü частичная оплата путевок в детс. загород. оздоровит. лагеря.

Согласно Инструкции о порядке расходования ср-в ФСС Российской Федерации, утвержденной Постановлением от 09.02.2001 г. № 11, страхователи осуществляют расходы по гос. соц. страхованию в счет начислен. ЕСН, подлежащ. зачислению в ФСС.

Ответ-ть за правил-ть начисления и расход-ть ср-в фонда несет администрация в лице руководителя и гл. бухгалтера при превышении суммы расхода по гос. соц. страхованию над суммой ничисленных ЕСН, подлежащ. зачислению. Страхователь обращ-ся за возмещением в отделение ФСС с представлением расчетов. Выделение страхователю ср-в производ-ся на основе предствлен. страхователем расчет. ведомости и иных документов, установлен-х ФСС. Если сумма расходов по гос. соц. страхованию меньше суммы начислен. ЕСН, то страхователь со своего банк. счета перечисляет в ФСС сумму начислен. ЕСН, уменьшенную на сумму, произведен-х им расходов по гос. соц. страхованию.

Уткин Э. А. Денисов А. Ф.

Обособленной частью финансовых ресурсов региона являются бюджетные и внебюджетные фонды, которые могут быть постоянно действующими или создаваться на определенный период времени. Создание и организация их деятельности регулируется федеральным и региональным законодательством. В субъектах Федерации принимаются как общие законодательные акты, так и специальные законы о создании конкретных фондов.

Бюджетные фонды создаются в составе регионального бюджета как обособленные бюджетные средства для:

Целевого финансирования наиболее приоритетных отраслей региональной экономики;

Ликвидации неблагоприятных последствий от возникновения чрезвычайных ситуаций;

Социально-экономических, экологических, научно-технических и иных значимых для региона программ и мероприятий.

Внебюджетный фонд - обособленная часть финансовых ресурсов региона, не входящая в состав регионального бюджета и имеющая самостоятельные источники формирования и целевое направление использования.

В регионах формируются и действуют:

Территориальные подразделения федеральных внебюджетных фондов;

Региональные внебюджетные фонды, средства которых являются региональной собственностью;

Внебюджетные фонды муниципальных образований.

Например, закон Тверской области “О бюджетных и внебюджетных фондах Тверской области” от 18 мая 1995 г. предусматривает следующие бюджетные фонды:

Валютный фонд;

Фонд финансовой поддержки территорий;

Фонд финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства;

Фонд развития области;

Фонд послеприватизационной поддержки предприятий;

Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства;

Фонд сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

Иные фонды в соответствии с принятыми программами на предстоящий финансовый год.

Указанные целевые бюджетные фонды, кроме фонда финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства, могут объединяться в единый бюджетный залоговый фонд. К резервным бюджетным фондам области отнесены фонд ликвидации чрезвычайных ситуаций, фонд непредвиденных расходов исполнительного органа власти.

Областными внебюджетными фондами являются фонды:

Развития территории области;

Социальной поддержки населения;

Областной администрации;

Экологический;

Развития жилищного строительства и др.;

Местные внебюджетные фонды, образуемые органами местного самоуправления.

Средства региональных внебюджетных фондов предназначаются для финансирования комплекса целевых программ и мероприятий, для решения экономических, социальных, экологических и иных значимых для населения регионов задач.

Использование средств бюджетных и внебюджетных фондов регулируется соответствующим нормативным актом субъекта федерации. Структура доходов и расходов каждого бюджетного фонда устанавливается в Положении о фонде, а их сумма определяется в региональном бюджете. Формирование доходов и расходование денежных средств внебюджетного фонда ведется в соответствии с региональным законом о бюджете такого фонда, где фиксируется структура доходов и расходов. Такие бюджеты составляются органами управления фондом и представляются на утверждение региональной администрацией одновременно с проектом закона о бюджете региона.

Из средств бюджетных и внебюджетных фондов могут выдаваться ссуды в порядке и на условиях, определяемых законом о региональном бюджете. В законодательном акте о бюджете внебюджетного фонда предусматривается предельная сумма средств, выделяемых на возвратной основе, а также условия их предоставления.

Временно свободные средства бюджетных и внебюджетных фондов в порядке и на условиях, предусмотренных региональным законодательством, могут размещаться в активы, приносящие доход. В законодательном порядке может быть определен норматив страхового запаса. Остатки на счетах внебюджетных фондов в банках не должны быть ниже установленного страхового запаса.

Для управления бюджетными и внебюджетными фондами создаются специальные коллегиальные органы, в которые могут входить представители исполнительного и законодательного органов субъекта Федерации, исполнительные директора соответствующих фондов, представители предприятий, организаций, учреждений, иные заинтересованные лица.

Во многих регионах формируются целевые бюджетные экологические фонды. В Москве средства такого фонда формируются за счет следующих источников:

отчисления от платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов, другие виды загрязнения и нерационального использования природных ресурсов;

средства, полученные по искам о возмещении вреда, нанесенного окружающей природной среде, и от взимания штрафов за экологические правонарушения, нарушения санитарных норм и правил;

средства, поступающие в виде компенсации ущерба при строительстве и эксплуатации объектов, проведении работ, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

средства, предназначенные на компенсационное озеленение;

средства, полученные от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции;

добровольные взносы предприятий, организаций, учреждений, объединений граждан Российской Федерации, а также иностранных юридических и физических лиц;

иные источники денежных средств, не противоречащие действующему законодательству и задачам деятельности фонда.

Средства экологического фонда расходуются по следующим направлениям:

Разработка и реализация имеющих городское и региональное значение программ и проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения;

Финансирование мероприятий по сохранению и восстановлению природных комплексов, земельных ресурсов и живой природы, содержанию, развитию территорий природного комплекса, расширению охранных и рекреационных зон;

Финансирование строительства и реконструкции природоохранных объектов;

Финансирование создания и совершенствования автоматизированных систем экологического мониторинга, а также приобретение контрольно-измерительного и аналитического оборудования;

Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработка нормативно-законодательной базы в области охраны окружающей среды, а также внедрение ресурсосберегающих и экологически чистых технологий;

Финансирование создания и расширения рынка экологических услуг, производство природоохранного оборудования;

Финансирование программ по экологическому образованию населения, проведение учебно-методических семинаров, конференций, выставок и конкурсов;

Подготовка и издание ежегодного доклада о состоянии окружающей среды;

Финансирование проведения государственной экологической экспертизы внепланового и ретроспективного характера, а также экспертизы проектов, финансируемых за счет средств фонда;

Выдача в установленном порядке бюджетных кредитов на реализацию природоохранных мероприятий;

Организация выполнения природоохранных мероприятий, финансируемых за счет средств фонда;

Иные цели, связанные с охраной окружающей природной среды.

Во многих регионах формируются также целевые бюджетные фонды борьбы с преступностью. Средства таких фондов расходятся на финансирование городских программ по борьбе с преступностью, укрепление материально-технической базы, финансирование непредвиденных расходов материально-технического характера правоохранительных и воинских структур, осуществляющих правоохранительную деятельность и др.

Например, в Москве средства фонда борьбы с преступностью формируются за счет следующих источников:

Добровольные взносы предприятий, организаций, кооперативов, общественных организаций и формирований, граждан, иностранных организаций и частных лиц;

Часть средств, полученных от осуществления отдельных экономических акций с иностранными организациями и фирмами;

85 процентов денежных средств, взысканных в качестве штрафов, налагаемых органами внутренних дел, за исключением штрафов, получатели которых установлены федеральными законами;

Различные сборы, взимаемые по предписаниям правоохранительных органов;

Плата за проведение исследований номерных обозначений деталей и агрегатов транспортных средств;

25 процентов средств, полученных от аукционной продажи лицензий по прописке приглашенных иностранных специалистов;

3 процента от суммы издержек за проведение публичных торгов недвижимого имущества в порядке исполнения решений судов;

Плата за регистрацию граждан, постоянно проживающих за пределами России;

Плата за оформление паспортов и вкладышей к ним.

В рамках общего бюджета или в рамках бюджетных и внебюджетных фондов могут приниматься программные бюджеты, т.е. бюджеты, создаваемые под определенные программы и проекты, которые получили название программных бюджетов. Программные затраты являются обобщенными суммарными затратами, которые получаются путем агрегирования затрат различных подразделений организации. Подробная детализация расходов подразделений организации для программного бюджета необязательна, поскольку он не всегда базируется на деятельности только этих подразделений, а также потому, что организация может быть занята одновременно в нескольких программах, внутри которых ответственность за деятельность несут конкретные подразделения.

Программный бюджет обычно нацелен на длительную перспективу и является долгосрочным. Программный бюджет строится на основе оценки того, каких результатов деятельности следует ожидать в будущем.

Программный бюджет организовывает бюджетные расходы по программам или функциональным областям, чтобы обеспечить достижение поставленных целей. Ключевыми элементами этого процесса являются долгосрочное планирование, постановка целей, разработка программы, анализ деятельности. Однако следует учитывать, что ошибки, допущенные в постановке целей и разработке программ, могут болезненно отразиться на эффективности деятельности муниципальных органов власти в целом.

Разработка программного бюджета состоит из четырех важнейших этапов:

Постановка целей, выбор методов, последовательность шагов и времени достижения целей;

Расчет затрат для реализации каждого необходимого шага;

Разработка полной программы работ, необходимых для достижения целей;

Определение критериев оценки того, насколько успешно достигнуты поставленные цели.

На практике реальные события в экономической, социальной и политической сферах часто существенно отличаются от предполагавшихся, что подрывает надежность проводившихся при составлении долгосрочного бюджета плановых расчетов. Плановые расчеты часто оказываются завышенными и нереалистичными для исполнения. Анализ соотношения затрат и результатов далеко не всегда учитывает косвенные последствия или побочные эффекты предпринимаемых или предполагаемых действий. Объективный анализ результатов может оказаться невозможным.

Характер процедур разработки программного бюджета тяготеет к централизации процесса принятия решений. Ответственность за принятые решения и выбранную политику ложится на центральные органы, что приводит к улучшению координации деятельности, но за счет утраты инициативы на более низких уровнях принятия решений. Подобный бюджет требует постоянной централизованной координации и четкого взаимодействия исполнителей. Специалисты отмечают, что данный подход разрушает имеющиеся коммуникационные каналы между административными единицами. Поскольку схемы организационных связей, необходимых для выполнения каждой подпрограммы, будут для каждого конкретного случая различными, ни одного устойчивого канала связи взамен имеющихся не создается. Ориентация на анализ альтернатив приводит в состояние постоянной неопределенности всех заинтересованных лиц вместо стабильности прежних бюджетных систем.

В целом программный бюджет имеет ограниченную сферу и может быть полезным при централизованном внедрении определенной системы мер, которая не может быть эффективно и оперативно реализована соответствующими службами в рамках текущего планирования и бюджетирования.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.i-u.ru/


Фонд, с одной стороны, как категория экономическая представляет собой централизацию денежных средств, аккумулированных для решения определенных задач, с другой - как категория общественная фонд - есть организация, которая принимает и распределяет денежные средства, поступившие в ее распоряжение, между потребителями.

Федеральные внебюджетные фонды формируются за счет следующих средств (источников):

Целевых поступлений от налогов и сборов, закрепленных законодательством РФ за соответствующим фондом;

Средств бюджета;

Прибыли от коммерческой деятельности, осуществляемой самим фондом как юридическим лицом;

Займов, полученных фондом у ЦБ РФ или у коммерческих банков;

Иных поступлений, не запрещенных законом.

Статьи расходов внебюджетных фондов устанавливаются в строгом соответствии с их целевым предназначением и утвержденным законом.

Доходы и расходы внебюджетных фондов образуют их бюджеты. Отчеты об исполнении бюджета федеральных внебюджетных фондов составляются органом управления фонда и представляются Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона. Контроль за использованием бюджетов внебюджетных фондов возлагается на органы, обеспечивающие контроль за исполнением бюджетов бюджетной системы РФ.

Территориальные внебюджетные фонды формируются за счет следующих средств (источников):

Налоговых отчислений;

Бюджетных средств;

Добровольных взносов юридических и физических лиц;

Доходов от аукционов;

Штрафов за административные и другие правонарушения и т. д.

С помощью средств внебюджетных фондов всех уровней государство решает важнейшие социально-экономические задачи:

Социальной защиты населения;

Повышения жизненного уровня населения;

Сохранения и улучшения здоровья населения;

Социальной ориентации безработного населения;

Оказания социальных услуг населению;

Развития социальной инфраструктуры.

Внебюджетный фонд – представляет собой фонд денежных средств, образуемый вне бюджета за счет специальных источников, находящийся в распоряжении государственных, региональных и местных органов самоуправления и имеющий целевое назначение.

Государство мобилизует в фонды часть доходов организаций и населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи:

Обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики;

Расширение социальных услуг населению.

Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для их покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось.

С укреплением централизованного государства начинается период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов и был создан государственный бюджет.

В современных условиях наряду с государственным бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов.

В настоящее время государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных средств. Основными нормативными актами, регламентирующими функционирование внебюджетных фондов, является Конституция РФ, ФЗ О некоммерческих организациях, ФЗ О местном самоуправлении, ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, Бюджетный кодекс РФ (гл. 17), Положения правительства, указы Президента и др.

Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

Учреждаются органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;

Денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

Денежные средства формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

Страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы страховых взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

Денежные ресурсы фондов находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

Расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда);

Являются юридическими лицами, освобождены от уплаты налогов и других обязательных платежей.

За счет средств внебюджетных фондов обычно финансируются мероприятия по обязательному социальному страхованию в отношении работающих граждан, а за счет средств бюджета – неработающих.

Внебюджетные фонды не подлежат непосредственно контролю со стороны законодательных органов власти, освобождены от уплаты налогов, сборов, пошлин. Они могут возникать и ликвидироваться лишь в связи условиями, определяющими потребность их существования. С помощью внебюджетных фондов возможно:

Влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования;

Обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет штрафов за загрязнение окружающей среды;

Оказывать социальные услуги населению за счет выплаты социальных пособий, пенсий;

Предоставлять займы зарубежным партнерам.

Внебюджетные фонды создаются двумя путями:

Выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;

Формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для достижения определенных целей.

Материальным источником доходов внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода и в процессе его перераспределения при формировании фондов – специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Значительное количество фондов формируется за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у бюджетов внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Целевым бюджетным фондом называют фонд денежных средств, образуемый в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие его назначению. Целевые бюджетные фонды создаются при формировании федерального бюджета на предстоящий финансовый год, действуют в течение года, после этого либо создаются вновь, либо прекращают свое существование.

Целевые бюджетные фонды появились в РФ в 1995 году, когда этот статус был закреплен за некоторыми внебюджетными фондами, создаваемыми в качестве целевого источника финансирования отдельных государственных расходов.

В последние годы в состав бюджетов включены следующие целевые фонды:

Дорожные фонды РФ (Федеральный дорожный фонд, территориальные дорожные фонды);

Экологические фонды РФ (Федеральный экологический фонд, территориальные экологические фонды);

Федеральный фонд изучения, сохранения и воспроизводства биологических ресурсов;

Государственный фонд борьбы с преступностью;

Фонд развития таможенной системы РФ.

Анализ целевых фондов позволяет сделать ряд выводов:

Фонды формируются за счет поступления средств как непосредственно из бюджетов, так и за счет прямых отчислений от налогов и сборов и других источников дохода, и поэтому целевые фонды имеют внебюджетно-бюджетную структуру;

Наблюдается распыление государственных средств бюджетов по статьям финансирования отдельных направлений, что приводит к неэкономичному и неэффективному использованию бюджетных средств в рамках централизованной системы;

Наличие большого количества целевых фондов, как и других фондов, ослабляет проведение государственного контроля за целевым использованием финансовых средств бюджетов;

Включение внебюджетных фондов в бюджеты (как это будет показано далее) приводит к их использованию на другие нужды, не связанные с целевым характером их использования;

Для учета доходов и расходов целевых фондов в Главном управлении федерального казначейства открываются дополнительные специальные счета, управление которыми осуществляют уполномоченные государственные органы, что усложняет бюджетную систему и в целом весь бюджетный процесс.

Специальные фонды создаются в интересах оказания помощи территориям РФ, поддержки малых предприятий, финансирования отдельных проектов и программ. Одним из способов передачи средств их вышестоящего бюджета в нижестоящие является отчисление в процентах от налогов, закрепленных за вышестоящим бюджетом.

К специальным бюджетным фондам относят:

Стабилизационный фонд РФ;

Федеральный фонд поддержки малых предприятий;

Резервный фонд;

Федеральный фонд регионального развития;

Резервный фонд Президента РФ;

Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов

Федеральный фонд компенсаций.


Похожая информация.


Случайные статьи

Вверх