Дифференциация продукта как барьер входа на рынок
Все это происходит из-за основного предположения модели Эджуорта о том, что фирмы дуополистического рынка ограничены по...
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 октября 2013 г. N 1199
"Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования"
В соответствии с частью 8 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036), подпунктом 5.2.1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702), приказываю:
2. Образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, применяют Перечень профессий начального профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 354 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 октября 2009 г., регистрационный N 15083), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. N 1242 "О внесении изменений в Перечень профессий начального профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 354" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 декабря 2010 г., регистрационный N 19434), от 21 февраля 2012 г. N 124 "О внесении изменения в Перечень профессий начального профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 354" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 марта 2012 г., регистрационный N 23562), Перечень специальностей среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 355 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 октября 2009 г., регистрационный N 15123), с изменениями внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. N 1243 "О внесении изменений в Перечень специальностей среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 355" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г., регистрационный N 19646), от 26 октября 2011 г. N 2524 "О внесении изменений в Перечень специальностей среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 355, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. N 1243" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 декабря 2011 г., регистрационный N 22481) (далее - перечни), до завершения обучения лиц, ранее принятых на обучение по профессиям и специальностям, указанным в перечнях.
Д.В. Ливанов |
Регистрационный N 30861
Внедрение инновационных технологий, изменение соотношения между потребностями производств и программами по подготовке специалистов в системе СПО, а также глобализация и ряд других факторов требуют пересмотра и более углубленного изучения перечня существующих профессий.
На протяжении последних нескольких лет российские образовательные программы не успевали обновляться с такой же скоростью, с которой менялись потребности рынка труда: некоторые профессии просто утратили свою актуальность, на другие не было достаточного спроса со стороны абитуриентов (согласно статистическим данным, порядка 100 профессий и специальностей СПО уже не первый год демонстрируют практически нулевой показатель приема студентов). В результате такого положения вещей многие выпускники СПО остаются невостребованными и не могут трудоустроиться, а предприятия теряют прибыль из-за недостатка квалифицированных кадров.
Растущее несоответствие специальностей СПО с нынешними условиями остро поставило вопрос о пересмотре и обновления их перечня. О том, какие изменения планируется внести и каким образом они улучшат ситуацию, мы постараемся рассказать более подробно в данной статье.
До сих пор запросы рынка труда существовали отдельно от системы профессионального образования. Во многом именно это стало причиной отсутствия востребованности молодых специалистов по целому ряду «умирающих» профессий и дефицита квалифицированных кадров по профессиям будущего .
Исключение невостребованных устаревших профессий, изменение некоторых наименований с одновременным расширением уровня квалификации специалистов и появление новых специальностей - все это вынужденная необходимость, продиктованная требованием времени.
Рассмотрим для наглядности некоторые примеры:
Нельзя также забывать о том, что сегодня достижения науки внедряются практически во все сферы жизнедеятельности человека. В том числе в область атомной энергетики, машиностроения, других ведущих сфер экономики, обслуживание которых невозможно без специально подготовленных рабочих кадров. В связи с этим, перечень профессий СПО необходимо дополнить новыми профессиями.
Работа по усовершенствованию перечня профессий идет уже второй год и сейчас находится в самом разгаре. Черновой вариант был вынесен на обсуждение под патронажем Национального агентства развития квалификаций 5 апреля нынешнего года, а следующий, но не последний этап согласований пройдет июле 2019 года. К 1 сентября 2020 года планируется не только завершение согласования с Министерством образования и обновление всех учебных программ для СПО , но и начало подготовки специалистов по новым программам.
Чтобы подстроить систему СПО под условия современного рынка труда, колледжам и техникумам, в рамках осуществления государственной политики, предоставлена возможность изменения учебной программы на 30%. Вместе с тем, как подчеркивает Алексей Овчинников, начальник Центра развития СПО при Московском политехническом университете, у работодателя и системы образования - разные цели. Если задача колледжа заключается в качественной подготовке учащихся к будущей самостоятельной жизни в более широком диапазоне, чем требует рынок труда, то работодатель заинтересован, прежде всего, в том, чтобы получить только лишь квалифицированного специалиста.
В сложившейся ситуации, которая связана преимущественно с быстроменяющимся рынком труда, решение об исключении устаревших и невостребованных профессий из перечня специальностей можно считать аргументированным. Но вопрос о том, не повлияет ли объединение некоторых профессий без увеличения сроков обучения на качество подготовки, остается открытым.
Приведение списка профессий в соответствие с реальной номенклатурой программ подготовки и параллельной перестройкой системы СПО в целом наводят на мысли о важности перемен, которые на годы определят изменения в экономике государства.
Отметим, что до начала работы над Проектом нового перечня профессий и специальностей СПО вопросам их соответствия длительное время не уделялось должного внимания. В результате система образования средне-профессионального образования выпускала заведомо невостребованных специалистов.
При этом работодатели испытывали (и продолжают испытывать) острый дефицит кадров по нужным направлениям. А последствия непродуманной системы стали причиной проблем, связанных не только с трудоустройством молодежи, но и с дополнительной социальной нагрузкой на бюджет, а также с замедленным темпом развития наиболее значимых отраслей экономики.
Новый перечень практически полностью отражает динамику экономических изменений. Несмотря на то, что список профессий сократится в целом по всем отраслям на 25%, у системы образования останется много работы, поскольку предстоит серьезный пересмотр специальностей и учебных программ.
Сегодняшних выпускников колледжей и техникумов , в первую очередь, конечно же, интересует вопрос, куда пойти учиться, чтобы после окончания учебного заведения как минимум не оказаться на бирже безработных, а как максимум найти применение полученному диплому.
Специалисты назвали ряд приоритетных направлений подготовки, которые, по их мнению, позволят выпускникам ССУЗов не только реализоваться в профессиональной сфере, но и заработать на хлеб с маслом. Среди этих направлений подготовки особого внимания заслуживают такие специальности, как:
В Министерстве труда особо подчеркивают, что для перечисленных профессий, которые не исчезнут в обозримом будущем, важно, чтобы специалист был универсалом, (то есть, обладал знаниями и умениями сразу в нескольких направлениях).
Тем, кто не нашел в приведенном выше списке направлений подготовки , профессии, соответствующей призванию, следует обратить внимание на тот факт, что в других отраслевых направлениях наименования специальностей либо исчезли, как анахронизмы, либо получили новые названия в связи с расширением уровня подготовки.
В частности, по прогнозам специалистов в ближайшем будущем новые профессии появятся в сферах:
При этом большие сокращения ожидаются по таким направлениям, как:
Менее заметными будут сокращения в группе специальностей «Информационные технологии». Например, исчезнет специальность «оператор ЭВМ» - она будет переименована и объединена с другими квалификациями в области информационных технологий. Та же участь постигнет и профессию "машинист локомотива" - ожидается, что она исчезнет уже к 2025 году.
Глобальные "перестановки" в списке актуальных профессий свидетельствуют о том, что нынешним абитуриентам необходимо внимательно следить за обновлением перечня специальностей, чтобы правильно сориентироваться в выборе своего будущего.
Квалификацию медицинской сестры получают лица, освоившие федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС) базовой подготовки (срок освоения 2 года 10 мес.) по специальности "Сестринское дело", и также лица, освоившие ФГОС по этой специальности углубленной подготовки (срок освоения 3 года 10 мес.).
1.12. Образовательная организация разрабатывает образовательную программу в соответствии с квалификацией специалиста среднего звена, указанной в Перечне специальностей среднего профессионального образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный N 30861), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2014 г. N 518 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2014 г., регистрационный N 32461), от 18 ноября 2015 г. N 1350 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 декабря 2015 г., регистрационный N 39955) и от 25 ноября 2016 г. N 1477 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2016 г., регистрационный N 44662).
Новый учебный год в профессиональных образовательных учреждениях педагоги и студенты встретят обновлённым перечнем специальностей СПО по ФГОС. Пора ли готовить документацию, и с какой стороны подойти к исполнению всех требований?
О переходе на новые ФГОС и актуализации перечня специальностей СПО говорят последние несколько лет. Вопросы, связанные со сложностями перехода, обсуждаются на Всероссийских конференциях, о несовершенстве программ и взглядах на грядущие перемены пишутся научные доклады. Прорабатываются и разбираются «по косточкам» концепции внедрения новых стандартов.
Однако из-за нехватки понятной, доступной информации, а также готовых инструментов для быстрого перехода на новые стандарты, количество вопросов не уменьшается. А образовательных учреждений, которые справляются с поставленной задачей и ведут подготовку к переходу на новые стандарты не так много.
Между тем актуализированные ФГОС уже вступили в силу, и с сентября 2019 года обучение в системе СПО начнётся в соответствии с ними. Набор же по всем старым ФГОС закрывается.
Проблема, прежде всего, заключается в нехватке квалифицированных кадров на рынке труда. А также в самой системе подготовки кадров, квалификация которых часто не соответствует требованиям работодателей.
Мало того, что наша система образования не успевает адаптироваться к ним, так ещё и кадры показывают некомпетентность и отсутствие практических навыков. Поэтому добавляется ещё одна проблема — работодатель скептически относится к документу об образовании выпускника, желая видеть подтверждение его квалификации и рабочих навыков в виде опыта, рекомендаций.
Рынок труда нуждается в новых и трансформированных профессиях, актуальности которых требует стремительное развитие технологий. Нельзя топтаться на одном месте, а стараться соответствовать уровню развития, создавая новую перспективу профессии.
Хороший пример на эту тему привёл Владимир Блинов , руководитель Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС. В 2017 году на чемпионате WorldSkills в Абу-Даби сборная команда Белоруссии проиграла по компетенции «Сантехника и отопление». Не помогли ни устойчивые традиции, ни опыт.
Современный сантехник без компьютера и умений проектирования уже не конкурентоспособен. Через несколько лет ему потребуются ещё и навыки в сфере аддитивных технологий.
Из статьи В. И. Блинова "К вопросу о методологии стандартизации и классификации профессий и специальностей среднего специального образования", 2017.
Перечень специальностей СПО, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.10.2013 N 1199, включая последующие редакции, нуждался в усовершенствовании. Какие недостатки выявлены:
Стремление выйти на новую модель цифровой экономики ведёт к разработке стратегии, главная цель которой — обеспечить рынок труда квалифицированными специалистами с высоким уровнем ключевых компетенций. Для этого надо вывести систему СПО на новый уровень подготовки кадров.
Федеральный проект «Молодые профессионалы» в составе Национального проекта «Образование» представил перечень основных показателей, которые способствуют этой цели:
При этом перечень становится основой для разработки ФГОС СПО. А вот цель обновления перечня специальностей, по экспертному мнению Владимира Блинова — их функциональная и содержательная гармонизация с системой классификации квалификаций, действующей в сфере труда.
Сферы образования и труда должны находиться в тесном партнёрстве для оперативного определения потребностей специалистов и уровня квалификации кадров.
Презентация «Трансформация рынка труда. Актуализация перечня профессий. Профессионально-общественная аккредитация». Национальное агентство развития квалификаций. Автор А. А. Факторович.
С 2018 года вопросами в системе СПО занимается Министерство просвещения РФ. Утверждение и формирование перечня профессий и специальностей с указанием квалификаций происходит на основе федеральных законов и актов Президента и Правительства РФ.
Это длительная, сложная работа, требующая:
Какие инструменты использовались при разработке нового перечня профессий и специальностей СПО 2018:
Также при формировании нового перечня специальностей СПО учитываются классификаторы сферы труда, реестры профессиональных стандартов, классификации и лучшие технологии.
Елена Царькова , кандидат педагогических наук, заместитель начальника Центра развития профессионального образования ГБОУ ВО Московский Политех в своей статье «Актуализация перечней профессий и специальностей СПО: основные детерминанты и возможности» упомянула, что итоговый вариант актуализированных перечней ФГОС СПО появится в течение 2019 года.
Актуализация перечня специальностей СПО по новым ФГОС входит в комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015—2020 годы, согласно распоряжению Правительства РФ от 3 марта 2015 года N 349-р.
Эта масштабная программа включает ряд мероприятий, среди которых:
Для перехода на новую модель системы СПО, внедрения утверждённых требований и выбора лучшей концепции для развития вашего образовательного учреждения придётся разобраться во всех этих вопросах и продумать детальный план. Кроме того, вместе с обновлением перечня изменится рабочая документация профессиональных образовательных организаций.
Как привести работу в вашем учреждении СПО в соответствие с современными требованиями, вы узнаете на Международном проектно-аналитическом семинаре «Обеспечение качества обучения в системе СПО в соответствии с мировыми стандартами. Конструируем колледж нового образца» . Щёлкните на название мероприятия, чтобы принять участие.