Что такое кросс-продажи и как на них заработать Что дают банку перекрестные продажи
Очень часто для повышения уровня среднего чека и для повышения уровня продаж в целом используют методику носящую название...
Слайд 2
Психические явления – это любые проявления психики человека. Все психические явления делятся на три категории Психические процессы Психические состояния Психические свойства
Слайд 3
Психические процессы- наиболее быстрые, кратковременные психические явления. Они являются откликом на актуальные события. Психические процессы тесно взаимосвязаны и сливаются в один процесс психики. Взаимосвязь психических процессов заключается в том, что восприятие невозможно без ощущений, память без восприятия а внимание без мышления. К психическим процессам относятся: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение.
Слайд 4
Ощущение- это отражение свойств внешней среды возникающее под влиянием действия разных стимулов на органы чувств. Чарльз Шеррингтон выделил три типа ощущений: Интероцептивные – отражают состояние внутренних органов (голод, жажда, боль). Рецепторы находятся в сердце, стенках желудка, кровеносных сосудов. Проприоцептивные – рецепторы в мышцах и сухожилиях. Отражают движения человека (кинестезические) и состояние равновесия. Эсктероцептивные. Рецепторы находятся на поверхности тела и связывают с внешней средой. К ним относятся пять органов чувств
Слайд 5
К дистантным ощущениям относятся зрение, слух, обоняние. К контактным вкус, осязание, боль, температурные и органические ощущения (от внутренних органов) и двигательные. Также вестибулярные и вибрационные.
Слайд 6
Восприятие – процессы приема и переработки информации с целью создания целостного субъективного образа объекта на основе ощущений. Восприятие включает ощущения и их осмысление. Восприятие формирует образ из разных ощущений, например образ чашки кофе может включать ее вид, запах кофе и его вкус.
Слайд 7
Предметность – как целостные образы а не набор ощущений. Апперцептивность – зависимость от содержания психики. Константность – постоянство восприятия вне зависимости от стимульной информации. Осмысленность – предмет сознательно воспринимается. Этапы осмысления. Селекция. Предмет выделяется из потока информации Организация. Называется. Категоризация. Относится к определенной категории и наделяется ее чертами.
Слайд 8
Опыт – восприятие в соответствии с прошлым опытом. Потребности – влияет то, в чем нуждается человек. Я-концепция. Восприятие мира группируется вокруг восприятия себя. Установка восприятия. Видим то, что ожидали и готовы увидеть. Эффект сладкой каши. Личностные особенности. Оптимизм формирует позитивные черты образа.
Слайд 9
Внимание - избирательная направленность восприятия на определенный объект. Внимание возникает при наличии заинтересованности в чем-то, отражает направленность потребностей личности. Описывается направленностью и сосредоточенностью. Сосредоточенность означает сконцентрированность восприятия и его отвлеченность от других объектов или свойств.
Слайд 10
Переключаемость – сознательный полный перенос внимания с одного объекта на другой Объем – количество охватываемых одновременно объектов Устойчивость – способность удерживать концентрацию в течение определенного времени Концентрация – способность произвольно направлять внимание на определенный объект
Слайд 11
Непроизвольное внимание – возникает независимо от воли чловека. Произвольное – связано с волевым усилием и сопровождается напряжением. Постпроизвольное – основано на сознательном выборе объекта и связано с наличием интереса. Внимание формирует фигуру и фон. На рисунке можно увидеть как девушку так и череп.
Слайд 12
Память – психическая функция обеспечивающая сохранение и воспроизведение информации об окружающей среде.
Слайд 13
Слайд 14
Закон повторения Закон осмысленности Закон края Закон установки Закон незавершенности Закон действия Закон оптимальной длины ряда Закон контекста Закон торможения Закон интереса
Слайд 15
Кратковременная память позволяет сохранить информацию без повторения в течение нескольких минут Джордж Миллер провел эксперименты и установил что в кратковременной памяти остается в среднем 7+-2 элементов. Сегодня чаще называют объем 4-5 элементов. Эффект группировки – емкость памяти повышается, если группировать объекты по смыслу по три. «Кривая Эббингауза» - чем больше промежуток времени, тем меньший объем информации сохраняется.
Слайд 16
Мышление – высшая ступень познания, отражения. В его ходе человек постигает те свойства, связи и отношения объектов, которые не могут быть восприняты непосредственно. Мышление использует как накопление информации, так и ее осмысление через суждения и умозаключения.
Слайд 17
Наглядно-действенное. Сенсомоторный интеллект по Пиаже. Мысль неотделима от действия. Проявляется у детей от 1 до 3 лет. Конкретно-образное. Связано с формированием образов конкретных предметов и возможностью оперирования с образами отдельно от предметов. Формируется с 3 лет. Абстрактно-логическое. Способность к формированию абстрактных (обобщенных) понятий и формирование гипотетических конструктов. Появляется с 7 лет и полностью развивается к 15-16 годам.
Слайд 18
Сравнение – установление сходства и различия Анализ – разделение предмета на части, для изучения его свойств и структуры. Синтез – способ собрать целое из частей или явлений. Абстрагирование – отвлечение от несущественных свойств предметов и создание обобщенных понятий отражающих важные свойства. Конкретное понятие это категория предметов. Абстрактные понятия отражают свойства, например «мудрость». Конкретизация – выделение частного из общего. Например из понятия человек – мужчина и женщина. Идеализация – выделение какого то свойства предмета и доведение его до полноты, до максимума.
Слайд 19
Гипотеза Индукция – восхождение в процессе мышления от частного к общему. Дедукция – движение с помощью умозаключений от общего к частному. Классификация Обобщение
Слайд 20
Речь – это способ общения людей с использованием языковых конструкций. Предполагает формулирование мыслей языковыми средствами и их понимание. Словесный знак имеет значение – связь с объективно существующими объектами и их свойствами. Личностный смысл- субъективное переживание содержания слова.
Слайд 21
И. П. Павлов считал что только речевая деятельность дает возможность для человека отвлечения от действительности и обобщения, что является особенностью человеческого мышления. Язык служит средством сохранения общественного опыта, средством общения и интеллектуальным орудием мышления.
Слайд 22
Способность создавать образы и понятия и манипулировать ими. От него зависит моделирование, планирование и игра.
Слайд 23
Воображение делится на: Репродуктивное (воспроизведение реальности) Продуктивное (творческое); с относительной и абсолютной новизной образов. Операции воображения: Агглютинация – создание целого из частей разных объектов. Гиперболизация – увеличение масштаба. Литолизация –уменьшение. Типизация –выделение черт сходства. Повторяющихся в разных явлениях
Слайд 24
Грэм Уоллес выделил стадии творческого мышления. Накопление информации Инкубация Инсайт Проверка.
Слайд 25
Представление – процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств. Так же именуют сам мысленный образ. Представление можно определить как наглядный образ предмета или явления, представленный перед мысленным взором человека.
Слайд 26
Представления на основе восприятия. Таким представления могут быть близки к наглядным образам и иметь разные степени обобщенности. Из них складывается образ мира человека. Представления на основе мышления являются абстрактными и имеют мало конкретных черт. Представления могут формироваться на основе воображения и являться продуктом творчества.
Посмотреть все слайды
Лекция 3 Специфика познавательных процессов
План лекции: Общая характеристика сенсорно-перцептивных процессов Память, внимание, мышление, воображение, речь: сущность, классификация и особенности познавательных процессов.
Список рекомендуемой литературы: Кумкин А. Н. Основы психологии и педагогики. Севастополь, 2000 г.- раздел 1. Кумкин А. Н. Психология: Учеб.-метод. Пособие. – Севастополь: СНИЯЭи П, 2005 г. Кумкин А. Н, Ерош И. Д. Психология и педагогика в плакатах и схемах. Севастополь: СНУЯЭи П, 2000 г. Кумкин А. Н., Косцова М. В. Тесты и тестовые задания по психологии: учебно-методическое пособие. – Севастополь: СНУЯЭи П, 2008. Кумкин А. Н., Косцова М. В. Психология: I раздел. Общая психология: учеб. пособие. – Севастополь: СНУЯЭи П, 2011. – 124 с.: ил. Психологическая характеристика личности студента - метод. пособие. – Севастополь: СНУЯЭи П, 2013.- 72 с. Дружинин В. Психология. Учебник для гуманитарных вузов Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2016. – С.163 -354.
Структура психики:
II сигнальные системы I – образы, чувственные образы II – слова, вербально –символичная реальность
1. Познавательные психические процессы Ощущение; Мышление; Восприятие; Воображение; Речь Представление; Память; Внимание.
Ощущение - это отражение конкретных отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент. Анализатор – материальная основа ощущений.
«Сенсорные образы» физика физиология психология
Классификация ощущений: 1) по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущение - дистантные и контактные; 2) по месту расположения рецепторов: пропреоцептивные (дают информацию о мышечной системе); интероцептивные (дают информацию о состоянии внутренних органов); специфические виды ощущений, несущих информацию о времени, ускорении, вибрации и т.д.
Виды ощущений: 3) Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, вибрационные, обонятельные и т.д. Качественная особенность тех или иных ощущений называется их модальностью
Психофизиологические закономерности: Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к силе и продолжительности действующего раздражителя называется адаптацией. Разные анализаторы имеют различные скорость и диапазон адаптации. Адаптация к одним раздражителям происходит быстро, к другим – медленнее.
Сенсибилизация Повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов называется сенсибилизацией (от лат. sensibilis – чувствительный). 1) взаимодействием ощущений 2) физиологическими факторами (состоянием организма, введением в организм тех или иных веществ; например, для повышения зрительной чувствительности существенное значение имеет витамин А; 3) ожиданием того или иного воздействия, его значимостью, специальной установкой на различение раздражителей; 4) упражнением, опытом (так, дегустаторы, специально упражняя вкусовую и обонятельную чувствительность, различают разнообразные сорта вин, чая и мог даже определить, когда и где изготовлен продукт).
Сильное возбуждение одних анализаторов всегда понижает чувствительность других. Это явление называется десенсибилизацией
Пороги ощущений – качественные показатели чувствительности анализатора Наряду с этим все виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям. Пороги ощущений - качественные показатели чувствительности анализатора Нужна известная минимальная интенсивность раздражителя для того, чтобы вызвать ощущение - . нижним абсолютным порогом. Верхний абсолютный порог, т. е. максимальная интенсивность, возможная для ощущения данного качества.
Восприятие - это сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире.
Четыре уровня перцептивного действия: обнаружение, различение, идентификация, опознание и объективизация
Классификация основных видов восприятия По модальности: Зрительное; Слуховое; Осязательное; Обонятельное; Вкусовое восприятие; По форме существования материи: Восприятие пространства; Восприятие времени; Восприятие движения.
Зрительные иллюзии Соотношение фигуры и фона
«..ек..и.ест.о»
«эле...ич...во»
Свойства восприятия: ОСМЫСЛЕННОСТЬ - человек осознаёт, понимает то, что воспринимается. ПРЕДМЕТНОСТЬ - психические образы человек осознаёт не как образы, а как реальные предметы, вынося образы вовне, объективизируя их. ЦЕЛОСТНОСТЬ - в предметах и явлениях действительности отдельные их признаки и свойства находятся в постоянной устойчивой зависимости. СТРУКТУРНОСТЬ- человек узнаёт различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ - из бесчисленного количества окружающих человека предметов и явлений, он выделяет в данный момент лишь некоторые из них. КОНСТАНТНОСТЬ - одни и те же предметы воспринимаются человеком в изменяющихся условиях: при различной освещённости, с разных точек зрения, с разного расстояния и т.п.
Апперцепция - зависимость восприятия от личности воспринимающего субъекта
Представление - это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.
Характеристики представления: Наглядность (чувственно-наглядные образы действительности) Фрагментарность; Неустойчивость и непостоянство. Обобщенные образы. И. П. Павлов: «Представление –является первыми сигналами, на основе которых человек осуществляет свою Со деятельность»
Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Запоминание Сохранение Воспроизведение и узнавание Забывание Амнезия Основные процессы памяти:
Виды памяти: Краткосрочная (оперативная) Долгосрочная Произвольная (специально заучивается) Непроизвольная: информация заучивается сама собой
125 000 000 мегабайтов Один нейрон может сохранить 105 битов 18 млн.диском CD-ROM
Сколько слов Вы можете запомнить? Девять Обмен Камера Кольцо Жажда Штепсель Лампа Яблоко Стол Маятник Армия Банк Огонь Держатель Червяк Часы Лошадь Цвет Ребенок Меч Стол Держать Искать Скала Птица
Аристотель: принцип ассоциации Аристотель, И. Сеченов, И. Павлов – «ассоциации – временная связь, возникающая в результате Действия или раздражителей» (И. Павлов)
Экспериментальная кривая забывания, полученная немецким психологом Германом Эббингаузом (1850-1909). Основное «забывание» происходит в период, следующий непосредственно за заучиванием – в этот период теряется наибольший объем материала.
Б. В. Зейгарник
Теории памяти: А. Бине и К. Бюлер «Смысловая теория памяти» Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев:
« Эффект края » - явление, которое состояло в том, что элементы, находившиеся в начале и конце стимульного ряда, запоминались быстрее, чем элементы, находившиеся в середине; Заучивание в целом эффективнее заучивания по частям; Если испытуемый знает, что выученный материал пригодится, запоминается лучше. Трудность заучивания пропорциональна объему или длине стимульного ряда (например, ряду слогов); С увеличением повторений скорость заучивания уменьшается. Осмысленный материал запоминается в 9 раз быстрее. ОСОБЕННОСТИ МНЕМОТЕХНИКИ (ЗАПОМИНАНИЯ):
Внимание - это состояние направленности и сосредоточенности сознания на каких-либо объектах с одновременным отвлечением от всего остального. Под направленностью понимается селективный, избирательный характер протекания познавательной деятельности. Под сосредоточенностью подразумевается удержание внимания на одном объекте, игнорирование остальных объектов. Виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ - непреднамеренное, пассивное, эмоциональное. Существует связь между объектом внимания и эмоциями, интересами, потребностями человека. ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ зависит не от особенностей объекта, а от поставленной личностью цели, задачи. ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ – это внимание, возникающее на основе произвольного, после него, когда для его поддержания уже не требуется волевых усилий.
Свойства внимания: Сосредоточенность внимания (концентрация) внимания на одних объектах и его отвлечение от других Устойчивость внимания проявляется в способности в течении длительного времени сохранять состояние внимания на каком – либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Переключаемость внимания - перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Распределение внимания – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Объем внимания –определяется количеством информации, одновременно (одномоментно) сохранять в сфере повышенного внимания человека.
Таблица Шульте ЭР (Т1 Т2 Т3 Т4 Т5) / 5 ,
Степень врабатываемости (ВР) вычисляется по формуле: ВР Т1 / ЭР Результат меньше 1,0 – показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе. Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле: ПУ Т4 / ЭР Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданий.
Мышление - это наиболее обобщённая и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Важно отметить еще две особенности мышления: Связь с действием. Связь с речью. Человеческое мышление - это речевое мышление.
Функция мышления - расширение границ познания путём выхода за пределы чувственного восприятия. Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений.
ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ По форме ПО СТЕПЕНИ НОВИЗНЫ И ОРИГИНАЛЬНОСТИ ПО ХАРАКТЕРУ РЕШАЕМЫХ ЗАДАЧ ПО СТЕПЕНИ РАЗВЕРНУТОСТИ НАГЛЯДНО- ДЕЙСТВЕННОЕ Наглядно-образное Абстрактно-логическое Репродуктивное (воспроизводящее) Продуктивное (творческое) Теоретическое Практическое Дискурсивное интуитивное
Виды мышления Наглядно-действенное мышление: Наглядно-образное мышление оперирование «действиями» Словесно-логическое (абстрактное) мышление оперирование образами Оперирование символами -
Сравнение Основные мыслительные операции мысленное соотнесение и выделение общего в двух или нескольких различных явлениях или ситуациях мысленное соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего или различного Выделение существенных свойств предмета при отвлечении от несущественных мысленное соотнесение, сопоставление, установление связи между различными элементами мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих элементов, частей, моментов, сторон Анализ Мыслительные операции Обобщение Абстракция Синтез
Речь и ее функции: Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию. По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека.
Важно отличать язык от речи Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. Речь же – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением. Связывающим звеном между языком и речью выступает значение слова. Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint
на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ на тему:ТИПЫТЕМПЕРАМЕНТА Выполнили:Муртазаев Ниязи Складанюк Михаил Немного о проекте В данном проекте вы познакомитесь с особенностями каждого из типов темперамента, узнаете о том, как тот или иной тип темперамента проявляется в поведении человека. Вы найдете для себя что-то новое и интересное! СОДЕРЖАНИЕ Понятие темпераментаВиды темпераментаТестХарактеристики темпераментаТемперамент и свойств нервной системыКруг АйзенкаТип темперамента в зависимости от свойств личности ТестПроявление качеств личностив зависимости от темперамента «Отдохнём!!!» Темперамент (от латинского temperamentum – надлежащее соотношение частей), особенности психики, объясняющие образ действий человека в той или иной ситуации. Отражает динамическую, а не содержательную сторону психической деятельности. Выделяются две ведущие характеристики: Активность, в которой человек взаимодействует с окружающим миром. Она проявляется в темпе, быстроте, интенсивности действий; Эмоциональность, которая выражается в чувствительности, импульсивности и впечатлительности. Понятие темперамента содержание Виды темпераментов содержание темперамент флегматик меланхолик холерик сангвиник Проведем небольшой тест! Хотите узнать о своем типе темперамента? Для теста вам понадобится листочек и ручка! Вам будут приведены столбики: из столбиков выберете наиболее подходящие вам характеристики, подсчитав результаты, определите свой темперамент. (тест приведен на следующем слайде) САНГВИНИКБеззаботныйЛегкомысленныйЖивойАктивныйОбщительныйОтзывчивыйРазговорчивыйБыстрыйТрудоголикБолтунКрасноречивыйПоверхностныйЧуткийБолтливыйДружелюбныйЛегко приспо-сабливающийсяЯркийНетерпеливыйБезответствен-ныйНенадежныйНепостоянныйГибкийЩедрыйЛегкийСчастливый ХОЛЕРИКИмпульсивныйНеугомонныйВспыльчивыйАктивныйЛегковозбудимыйПышущий здоровьемАгрессивныйЛидерСильныйЭнергичныйЭкстравертНетерпеливыйИнициаторШумныйПрактичныйЭффективныйЗабывчивыйСпортивныйСоперничающийВыносливыйДоминирующийНетерпимыйУпрямыйСердитыйДеятельный МЕЛАНХОЛИКПессимистичныйПечальныйГрустныйСерьезныйНервныйПогруженный всебяТихийСдержанныйЗамкнутыйСкучныйПавший духомЗадумчивыйТребовательныйРанимыйЧитательМедлительныйМрачныйМыслительУмныйХорошая памятьСозерцательНеблагодарныйНеудовлетворен-ныйСамоотверженныйБезутешный ФЛЕГМАТИКВнимательныйМетодичныйУравновешенныйПассивныйМиролюбивыйЗадумчивыйСпокойныйСдержанныйРасслабленныйНеторопливыйМедлительныйНепреклонныйРазмеренныйТихийПогруженный всебяКонтролирующийсебяМечтательныйЛюбящий рутин-ный трудМедленно учитсяНастойчивыйУпрямыйЗастенчивыйМудрыйУнылый Характеристики темпераментовсангвиник Это человек весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Сангвиник быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем ещё недавно очень его волновало и притягивало к себе. Он много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания, легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная и физическая работа быстро утомляет. Сангвиник очень активен, энергичен, у него живые движения, богатая мимика. При неблагоприятных условиях и отсутствии воспитания у сангвиника могут развиваться поспешность, легкомыслие к поступкам, невнимательность. Примером сангвинического темперамента может служить знаменитый д’ Артаньян – порывистый, увлекающийся герой Дюма. Характеристики темпераментовмеланхолик Человек с меланхолическим темпераментом обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придаёт большое значение всему, что касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Меланхолик почти всегда человек сдержанный и слов на ветер не бросает. Когда он не может выполнить обещанное, то искренне страдает, даже если знает, что от него ничего не зависело. Судя по всему, принц Гамлет и Евгений Онегин были типичными меланхоликами. Характеристики темпераментовхолерик Такой человек обычно очень вспыльчив, горяч и несдержан. Вместе с тем холерик быстро остывает и успокаивается, если ему уступают и идут на встречу. Его душевные движения порывисты, но непродолжительны, настроение часто меняется. Вспомним рыцаря Дон Кихота, быстро сменявшего гнев на милость, а благородную ярость – на уныние. Характеристики темпераментовфлегматик Обладатель этого темперамента хладнокровен. Он больше склонен к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но и успокаивается постепенно. Мимика и движения флегматика невыразительны и медлительны. Илья Ильич Обломов, который проводил все время на диване, в ленивой полудреме – яркий флегматик. В жизни редко приходится встречать «стопроцентных» флегматиков или сангвиников, так как большинство людей соединяют в себе черты разных темпераментов. содержание Темперамент и свойства нервной системы Определенные устойчивые сочетания свойств нервной системыобразуют типы высшей нервной деятельности, или сокращенно – типыВНД. Темперамент, по мнению И.П.Павлова – психическое проявлениеобщего типа нервной системы, а типы ВНД могут быть соотнесены склассификацией темпераментов:«живой» тип ВНД – сильный, уравновешенный, легко приспосабливающийся (сангвиник)«безудержный» тип ВНД – сильный, неуравновешенный, подвижный, большая жизненная энергия, отсутствие самообладания, вспыльчивый, несдержанный (холерик)«инертный» тип ВНД – сильный, спокойный, медлительный (флегматик)«слабый» тип ВНД – плохая сопротивляемость к стимулам внешней среды, пассивность, высокая чувствительность (меланхолик) содержание Тип темперамента в зависимости от свойств личности Знаменитый английский психолог Айзенк предложил определить тип темперамента в зависимости от свойств личности: 1) экстраверсия - интроверсия 2) нейротизм - эмоциональная стабильность Экстравертам свойственны общительность, стремление быть среди людей, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность и высокая социальная адаптированость. Интровертам присущи: необщительность, уход в себя, богатый внутренний мир, социальная пассивность, склонность к самоанализу. Показатель "экстраверсия - интроверсия" характеризует индивидуально – психологическую ориентацию человека либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на внутренний субъективный мир (интроверсия). Показатель "нейротизма" характеризует человека со стороны эмоциональной устойчивости. Показатель типов биополярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся высокой эмоциональной устойчивостью, а на другом – нервозные, неустойчивые и плохо адаптированные индивиды. содержание открытый стабильность вспыльчивый нейротизм Круг Айзенка С Ф Х М интроверсия экстраверсия НЕУСТОЙЧИВОСТЬ обидчивый тревожный впечатлительный пессимистичный необщительный сдержанный оптимистичный лидирующий импульсивный агрессивный поддающийся насилию раздражительный пассивный старательный вдумчивый миролюбивый надежный размеренный спокойный любящий удобства беззаботный живой доступный разговорчивый общительный УСТОЙЧИВОСТь неподатливый содержание ПРОВЕДЕМ ЕЩЁ ОДИН ТЕСТ!Хотите узнать кто вы: экстраверт или интроверт? Вам понадобится листочек и ручка! На предлагаемые вопросы нужно ответить «да» или «нет», не задумываясь. (ТЕСТ И КЛЮЧ К ТЕСТУ ПРИВЕДЕНЫ НА СЛЕДУЮЩИХ СЛАЙДАХ) Верно ли, что:Вам нравится тихо сидеть наедине со своими мыслями.Вас раздражают автомобильные пробки.Вам нравится глубоко исследовать один предмет, чем постоянно искать новыеВы чувствуете, что постоянно находитесь в движении.Вы предпочитаете поговорить с клиентом по телефону, чем встречаться с ним.Вас раздражают водители, которые медленно ездят.Вы неуютно себя чувствуете, если во время разговора собеседник подходит к вам слишком близко. Вам больше нравится принимать участие в театральных постановках, чем смотреть их.Вы предпочитаете спокойный пассивный отдых активному.Вам нравится, когда одновременно происходит много интересного.Вы стараетесь избегать встреч с людьми.Вам больше нравится, когда герои романа действуют, а не говорят.Иногда вам хочется расслабится.Вы согласны с утверждением: «Чем больше, тем лучше».Вам нравится размышлять над своей жизнью.Бывают моменты, когда вы ощущаете в себе взрывную энергию и вам необходимо немедленно действовать.Предпочитаете работать в одиночку.Вас больше привлекает работа, требующая немедленного действия, а не долгого обдумывания.Вы редко рассказываете о себе своим друзьям.Вам нравится немножко пошуметь с близкими друзьями или даже знакомыми вам людьми. Ключ. Если вы ответили «да» на восемь и более четных вопросов и «нет» на восемь и более нечетных, значит, у вас экстравертный характер. Обратное распределение положительных и отрицательных ответов свидетельствует об интроспективном отношении к жизни. содержание Проявление качеств личности в зависимости от темперамента Роль в общении Самооценка Уверенность в себе Дружба и любовь Движения и походка Аппетит Сон содержание Роль в общении САНГВИНИК ХОЛЕРИК ФЛЕГМАТИК МЕЛАНХОЛИК развлекатель, старается всехразвеселить подчиняет,непреклонен,властен спокойный,созерцатель подопечный,беззащитный К началу Самооценка в зависимости от темперамента неустойчивая,повышенная,рассказывает обуспехах,у всех на виду наивысшая,стремление к первенству,соперник занижена,скромен,не на виду низкая,стеснителен,в группедержится втени сангвиник холерик флегматик меланхолик К началу Уверенность в зависимости от темперамента САНГВИНИК ХОЛЕРИК ФЛЕГМАТИК МЕЛАНХОЛИК надеется на удачу самоуверен,скрываетслабости нетсамоуверен-ности,переживаетза себя,не унывает Неуверен всебе,преувели-чиваетнедостатки,не верит вудачу К началу Дружба и любовь в зависимости от темперамента ФЛЕГМАТИК ХОЛЕРИК МЕЛАНХОЛИК САНГВИНИК дружит с немногими,другом командует,сильно привязан,склонен к гневу,ревности, к разрыву из склонности переживаетсимпатии легко,ярко и весело не склонен к выражению ярких чувств, спокойное отношение к партнеру,влюбчив, спокойная привязанность преданность,подчиняется паре,стыдится открыватьсвои чувства,однолюб К началу Движения и походка сангвиник холерик флегматик меланхолик стремительный,резкий,напряженный подвижный,быстрый,«непоседа» замедленный,плавный,расслабленный замедленный,нерешительный К началу Аппетит сангвиник холерик флегматик меланхолик хороший,«лакомка» ест быстро,много сниженный ценит процесседы, не торопится во время еды К началу Сон сангвиник холерик флегматик меланхолик с красочными сновидениями спит мало,поздно просыпается,работает ночью спит мало, вечеромощутима усталость,клонит ко сну быстро засыпает,разбудить трудно К началу Отдохнём! 1 2 3 4 Представьте: вы сидите на скамейке, рядом с вами лежит ваша шапка, к вам подходит человек и садится на неё! Как вы отреагируете??? Результаты теста Вы выбрали картинку под номером 1, это значит, что вы поведете себя в этой ситуации как сангвиник!!! выйти Вернуться к тесту Результаты теста Вы выбрали картинку под номером 2, это значит, что вы поведете себя в этой ситуации как меланхолик!!! выйти Вернуться к тесту Результаты теста Вы выбрали картинку под номером 3, это значит, что вы поведете себя в этой ситуации как холерик!!! выйти Вернуться к тесту Результаты теста Вы выбрали картинку под номером 4, это значит, что вы поведете себя в этой ситуации как флегматик!!! Выйти Вернуться к тесту
Изучив данную тему студент должен уметь: определения мышлению, воображению, речи; основные психические процессы; характеристики внимания; классификацию памяти и внимания; формы и процессы. Студент должен иметь представление: о мнемонике (приемы запоминания) о факторах, способствующих привлечению и снижению внимания
Мышление высшая форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми предметами и явлениями. (Цит. по Бондарчук Е.И.) Мышление это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности. (Цит. по Реан)
С О Д Е Р Ж А Н И Е М Ы Ш Л Е Н И Я Мыслительные операции Формы Виды Способы Анализ Синтез Сравнение Абстрагирование Обобщение Конкретизация Понятие Суждение Умозаключение Наглядно-действенное Образное Отвлеченное Индукция Дедукция Теоретическое Практическое
Анализ (разложение, расчленение) мысленное расчленение предмета или явления на части, выделение определенных его элементов, свойств, связей. Синтез (соединение, составление) мысленное воссоединение целого из частей, соединение различных сторон, элементов предметов или явлений в единое целое.
Формы мышления Понятие это мысль, в которой отражаются наиболее общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности. Например: учебник, студент, преподаватель. Суждение форму мышления, содержащую утверждение или отрицание связи между предметами и явлениями. Например: Сегодня солнечный день. Умозаключение форму мышления, при которой на основе нескольких суждений выводится новое суждение, называемое заключением или следствием.
Виды мышления Наглядно-действенное – мышление непосредственно включенное в деятельность. Образное – мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше. Отвлеченное – осуществляющееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.
Теоретическое мышление: направлено на познание наиболее общих законов и правил; оперирует наиболее общими категориями и отвлеченными понятиями(научные концепции, теории, методологические основания науки) составляет основу научного творчества. Виды мышления
Интеллект - внутренняя структура, которая отбирает, организует и преобразует информацию. Интеллект – это приспособление для адаптации, поскольку его наличие позволяет разумно действовать, быстро адаптироваться к изменениям и обучаться. (Ж. Пиаже и Д. Векслер)
Методы решения творческих задач и поиска творческих идей метод мозговой атаки" метод фокальных объектов метод контрольных вопросов
Стадии творчества (по Г. Уоллесу) Подготовка (зарождение идеи). Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений). Озарение (интуитивное схватывание искомого результата). Проверка.
1. Каково значение познавательных процессов в жизнедеятельности человека? 2. Что такое внимание? 3. Какие виды и свойства внимания вы можете назвать? 4. Дайте характеристику памяти как психическому познавательному процессу. 5. Какие классификации памяти вы знаете? 6. Назовите и охарактеризуйте процессы памяти. 7. Назовите причины, влияющие на продуктивность памяти. 8. Перечислите основные этапы логического запоминания. 9. Что такое мнемотехника? 10. Какие приемы продуктивного запоминания информации вы знаете? Контрольные вопросы