Презентация по психологии на тему типы темперамента. Познавательные процессы Иллюзия Болдуина Какая линия больше А или Б

Познавательные процессы – это
психические процессы, с помощью
которых человек получает знания
об окружающем мире и самом себе.

Ощущение

Ощущение -

элементарный
психический процесс,
состоящий в отражении отдельных
свойств, качеств, сторон предметов и
явлений окружающего мира и внутренних
состояний организма при
непосредственном воздействии
раздражителей на органы чувств.
Мономодальный процесс

Физиологическая основа ощущений

Нервный
процесс, возникающий
при воздействии раздражителя на
анализатор.
Анализатор – анатомофизиологический аппарат для
приема воздействий раздражителей
из внешней и внутренней среды и
переработки их в ощущения.

Возникновение ощущений

Возбуждение
Проводящие
пути
Центр в КГМ
раздражители
раздражение
Орган
ощущений
(рецептор)

Каждый анализатор состоит из трех частей:

Периферический
отдел (рецептор), где происходит
преобразование энергии внешнего воздействия в
нервные сигналы.
Афферентные (центростремительные)
проводящие пути, по которым возбуждение
передается в центральный отдел анализатора, и
эфферентные (центробежные) пути, по которым
передается ответная реакция (обратно к рецепторам).
Центральный
отдел анализатора (корковые
проекционные зоны) –участок коры головного мозга,
где происходит преобразование нервных импульсов,
приходящих из периферических отделов.

Роль органов чувств в возникновении ощущений

1.Информационная перегрузка
2.Сенсорная депривация -частичное или
полное лишение одного или более органов
чувств внешнего воздействия. Самые простые
устройства для депривации, такие как повязка на глаза
или затычки для ушей, уменьшают или убирают
воздействие на зрение и слух, в то время как более
сложные устройства могут «отключать» обоняние,
осязание, вкус, температурные рецепторы
и вестибулярный аппарат.

Свойства ощущений:

Модальность
(качество) –способность отражать
определенные состояния и формы материи (свет,
звук,
теплота),
к
воздействиям
которой
физиологически приспособлен данный анализатор.
Интенсивность–количественная
характеристика ощущения; зависит от силы
раздражителя, функционального состояния
анализатора, времени длительности
раздражителя.

Свойства ощущений:

Пространственная
локализация – пространственная
характеристика
ощущения,
позволяющая
точно
определить,
где
локализован
раздражитель
в
пространстве;
Длительность
– временная характеристика ощущения,
определяющая интервал времени, в течение которого
ощущение возникает, развивается и исчезает. Зависит от
времени действия, силы раздражителя,
функционального состояния анализатора.

Виды ощущений

Аристотель:
Вкусовые;
Зрительные;
Слуховые;
Обонятельные;
Осязательные.

По
характеру отражения
рецепторов выделяют:
и
месту
расположения
Интероцептивные ощущения.
Интерорецепторы расположены во внутренних органах
и тканях тела; объединяют сигналы, поступающие из
внутренней среды организма (самочувствие);
2.Экстероцептивные ощущения. Экстерорецепторы
расположены на поверхности тела, отражают
информацию, поступающую от внешних раздражителей.
Два вида: контактные (осязательные, вкусовые,
кожные, болевые) и дистантные (зрительные, слуховые,
обонятельные).
1.

Классификация ощущений (Ч. Шеррингтон)

3. Проприоцептивные.
Проприорецепторы расположены в
мышцах, сухожилиях, суставных сумках;
улавливают информацию о положении
тела в пространстве, обеспечивают
регуляцию наших движений.

Классификация ощущений Б.Г.Ананьева (по модальности)

1.Зрительные
2.Слуховые
3.Обонятельные
4.Вкусовые
5.Температурные
6.Тактильные (кожно-осязательные)
7.Мышечно-суставные (движения)
8.Болевые
9.Вестибулярные (положение тела в пространстве)
10.Статико-динамические (равновесие и ускорение)
11.Органические

Классификация ощущений Х.Хэда (по генетическому признаку)

Протопатические (более древние и
примитивные, менее
дифференцированные)
Эпикритические (более тонко
дифференцированные, представляют
собой более высокий уровень)

Основные характеристики ощущений

Чувствительность
Пороги
чувствительности
Диапазон
чувствительности

Чувствительность
– способность живых
организмов реагировать на изменения
окружающей и внутренней среды
проявлением
ощущений
(сенсорная
чувствительность).

Пороги чувствительности

Нижний
абсолютный порог чувствительности
– определяется минимальной величиной раздражителя,
при которой возникает едва заметное ощущение;
Верхний
абсолютный порог чувствительности –
определяется максимальной величиной раздражителя,
дальнейшее увеличение которой приводит к изменению
модальности ощущения (возникает болевое ощущение);
Диапазон чувствительности –интервал между верхним
и нижним порогами чувствительности

Органы
чувств
Величина абсолютного нижнего порога чувствительности
Зрение
Способность воспринимать ясной темной ночью пламя
свечи на расстоянии до 48 м от глаза
Слух
Различение тикания ручных часов в полной тишине на
расстоянии до 6 м
Ощущение присутствия одной чайной ложки сахара в
растворе, содержащем 8 л воды
Вкус
Запах
Ощущение наличия духов при лишь одной их капле в
помещении, состоящем из 6 комнат
Осязание
Ощущение движения воздуха, производимого падением
крыла мухи на поверхность кожи с высоты около 1 см

1.Сенсорная адаптация
Повышение или понижение
чувствительности анализаторов в
результате непрерывного или
длительного воздействия раздражителей.

Формы приспособления к внешней среде

2. Сенсибилизация – повышение
чувствительности под влиянием
различных факторов.
3.Десенсибилизация – повышение
чувствительности одних анализаторов
при понижении чувствительности других

Нарушения ощущений

Анестезия- утрата способности различать
различные виды раздражений (например, при
истерии)
Гипостезия- снижение способности различать
различные виды раздражений (при
шизофрении, при психопатии)
Гиперстезия – повышение способности
различать различные виды раздражений (при
астеническом синдроме: зрительная слуховая)

ВОСПРИЯТИЕ

Перцептивный процесс

Восприятие – это результат деятельности системы
анализаторов. Возникает на основе ощущений.
В ходе восприятия происходит упорядочение и
объединение ощущений в целостные образы вещей и
событий

Свойства восприятия:

Предметность
– способность отражать объекты и
явления реального мира не в виде не связанных
друг с другом ощущений, а в форме отдельных
предметов,
обладающих
определенными
свойствами;
Целостность – восприятие есть всегда целостный
образ предмета, в котором отдельные части
объединены в единое целое;
Избирательность

преимущественное
выделение одних объектов перед другими в
процессе восприятия;

Константность – восприятие окружающих
предметов как относительно постоянных по
форме, цвету и величине вне зависимости от
меняющихся внешних условий.
Осмысленность
- указывает на связь
восприятия с мышлением, с пониманием
сущности предметов,их характеристик и
функций.
Структурность – способность воспроизводить
определенную структуру пространства
Апперцепция зависимость восприятия от
содержания психической жизни человека, от
особенностей его личности, его опыта, знаний,
интересов и установок.

Восприятие пространства

1.Восприятие объемности и удаленности
предметов.
2. Восприятие величины и формы.
Возможно благодаря:
а. совокупному действию различных
анализаторов
б. рефлекторной деятельности головного мозга
в. бинокулярному зрению

Восприятие движения

При восприятии движения важную роль
играет выделение фигуры из фона.
Воспринимается движение того объекта,
который является для человека фигурой,
а то, что воспринимается как фон,
остается неподвижным.

Восприятие времени

На субъективную оценку временных
интервалов влияют:
1.Окружающая среда
2.Задача,стоящая перед субъектом
3.Возраст
4.Мотивация

Иллюзии восприятия

Иллюзии восприятия

это
ложное
или
искаженное
восприятие
окружающей
действительности, которое заставляет
воспринимающего
испытывать
чувственные
впечатления,
не
соответствующие действительности, и
склоняет его к ошибочным суждениям
об объекте восприятия.

Причины возникновения иллюзий

ложные
суждения человека об окружающем
мире;
оптическое несовершенство нашего глаза;
эмоциональное состояние
затрудненные условия восприятия (не то слово
послышалось)
сам объект восприятия дает предпосылки для
появления иллюзий.

Классический пример соотношения фигуры и фона Можно увидеть как вазу, так и два лица

Иллюзии восприятия размера

Явление иррадиации.
Какой из внутренних квадратов больше? Черный или белый?
Явление иррадиации состоит в том, что светлые предметы на темном
фоне кажутся увеличенными, и как бы захватывают часть темного
фона. Когда мы рассматриваем светлую поверхность на темном фоне,
как бы раздвигаются границы этой поверхности, которая кажется
больше своих истинных геометрических размеров.

Иллюзия Эббингауза (1902)

Иллюзия Болдуина Какая линия больше А или Б?

Они одинаковые

Иллюзия Мюллера-Лайера (Franz Muller-Lyer, 1889) (перенесение свойств целой фигуры на ее отдельные части)

Иллюзия цветовосприятия

Иллюзия перспективы Какой из параллелепипедов больше?

Иллюзия перспективы

Иллюзия перспективы

ВНИМАНИЕ

«сквозной» процесс

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности

Функции внимания

Организация
познавательной
деятельности;
Ориентация в окружающем мире
(адаптация);
Компонент волевой деятельности.

Свойства внимания

Устойчивость
Концентрация
Распределение
Переключаемость
Объем

Свойства внимания

1. Устойчивость – длительность сосредоточения
на объекте или явлении или удержание требуемой
интенсивности внимания в течение длительного
времени
Устойчивость внимания определяется:

особенностями организма;
2) психическим состоянием;
3) мотивацией;

осуществлении деятельности

Способы повышения устойчивости внимания

1. Активное взаимодействие с предметом
2.Раскрытие в предмете новых сторон и
связей
3.Создание эмоциональной значимости
события или ситуации

Свойства внимания

2.Концентрация
внимания –степень
сосредоточения внимания на одном объекте, при
игнорировании других при наличии помех.
Концентрация внимания определяется:
1) индивидуальными физиологическими
особенностями организма;
2) психическим состоянием;
3) мотивацией;
4) внешними обстоятельствами при
осуществлении деятельности

Свойства внимания

3. Распределение внимания – возможность
одновременного выполнения человеком двух или
более видов деятельности.
Зависит:
от
психологического и физиологического состояния
человека (при утомлении область распределения
внимания резко сужается);
от того, насколько связаны между собой объекты
от того насколько автоматизированы, привычны
действия
от степени сложности действий

Свойства внимания

4. Переключаемость внимания – способность
быстро выключаться из одних видов
деятельности и включаться в новые,
соответствующие изменившимся условиям.
Может быть:
Полной и неполной
Между различными видами деятельности и
внутри одной
Зависит
от
интереса
к
последующей
деятельности и особенностей темперамента

Свойства внимания

5. Объем внимания – количество
объектов или элементов, которые могут
быть одновременно восприняты с
одинаковой степенью ясности и
отчетливости в один момент.
Формула объема внимания: 7 ± 2

Виды внимания

1. В зависимости от степени
активности личности:
Непроизвольное
(непреднамеренное)
Произвольное (преднамеренное)
Постпроизвольное
(послепроизвольное)

Признаки раздражителя, вызывающего непроизвольное внимание

Интенсивность
Новизна
Необычность
Динамичность
объектов

Произвольное внимание

активное, целенаправленное сосредоточение
сознания, поддержание уровня которого связано
с
определенными
волевыми
усилиями,
необходимыми для борьбы с внешними
воздействиями
Целенаправленность
Организованность
Повышенная устойчивость

Постпроизвольное внимание

Вид внимания, которое сохраняется после
прекращения действия раздражителя.

Виды внимания

2. В зависимости от количества
участников:
Индивидуальное
Коллективное
Групповое

Виды внимания

В зависимости от объектов, на которое
оно направлено:
Внешнее
Внутреннее

Слайд 2

Психические явления

Психические явления – это любые проявления психики человека. Все психические явления делятся на три категории Психические процессы Психические состояния Психические свойства

Слайд 3

Понятие психических процессов

Психические процессы- наиболее быстрые, кратковременные психические явления. Они являются откликом на актуальные события. Психические процессы тесно взаимосвязаны и сливаются в один процесс психики. Взаимосвязь психических процессов заключается в том, что восприятие невозможно без ощущений, память без восприятия а внимание без мышления. К психическим процессам относятся: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение.

Слайд 4

Ощущение

Ощущение- это отражение свойств внешней среды возникающее под влиянием действия разных стимулов на органы чувств. Чарльз Шеррингтон выделил три типа ощущений: Интероцептивные – отражают состояние внутренних органов (голод, жажда, боль). Рецепторы находятся в сердце, стенках желудка, кровеносных сосудов. Проприоцептивные – рецепторы в мышцах и сухожилиях. Отражают движения человека (кинестезические) и состояние равновесия. Эсктероцептивные. Рецепторы находятся на поверхности тела и связывают с внешней средой. К ним относятся пять органов чувств

Слайд 5

Дистантные и контактные ощущения

К дистантным ощущениям относятся зрение, слух, обоняние. К контактным вкус, осязание, боль, температурные и органические ощущения (от внутренних органов) и двигательные. Также вестибулярные и вибрационные.

Слайд 6

Восприятие

Восприятие – процессы приема и переработки информации с целью создания целостного субъективного образа объекта на основе ощущений. Восприятие включает ощущения и их осмысление. Восприятие формирует образ из разных ощущений, например образ чашки кофе может включать ее вид, запах кофе и его вкус.

Слайд 7

Закономерности восприятия

Предметность – как целостные образы а не набор ощущений. Апперцептивность – зависимость от содержания психики. Константность – постоянство восприятия вне зависимости от стимульной информации. Осмысленность – предмет сознательно воспринимается. Этапы осмысления. Селекция. Предмет выделяется из потока информации Организация. Называется. Категоризация. Относится к определенной категории и наделяется ее чертами.

Слайд 8

Внутренние факторы восприятия

Опыт – восприятие в соответствии с прошлым опытом. Потребности – влияет то, в чем нуждается человек. Я-концепция. Восприятие мира группируется вокруг восприятия себя. Установка восприятия. Видим то, что ожидали и готовы увидеть. Эффект сладкой каши. Личностные особенности. Оптимизм формирует позитивные черты образа.

Слайд 9

Внимание

Внимание - избирательная направленность восприятия на определенный объект. Внимание возникает при наличии заинтересованности в чем-то, отражает направленность потребностей личности. Описывается направленностью и сосредоточенностью. Сосредоточенность означает сконцентрированность восприятия и его отвлеченность от других объектов или свойств.

Слайд 10

Свойства внимания

Переключаемость – сознательный полный перенос внимания с одного объекта на другой Объем – количество охватываемых одновременно объектов Устойчивость – способность удерживать концентрацию в течение определенного времени Концентрация – способность произвольно направлять внимание на определенный объект

Слайд 11

Виды внимания

Непроизвольное внимание – возникает независимо от воли чловека. Произвольное – связано с волевым усилием и сопровождается напряжением. Постпроизвольное – основано на сознательном выборе объекта и связано с наличием интереса. Внимание формирует фигуру и фон. На рисунке можно увидеть как девушку так и череп.

Слайд 12

Память

Память – психическая функция обеспечивающая сохранение и воспроизведение информации об окружающей среде.

Слайд 13

Классификация памяти

  • Слайд 14

    Законы памяти

    Закон повторения Закон осмысленности Закон края Закон установки Закон незавершенности Закон действия Закон оптимальной длины ряда Закон контекста Закон торможения Закон интереса

    Слайд 15

    Кратковременная и долговременная память

    Кратковременная память позволяет сохранить информацию без повторения в течение нескольких минут Джордж Миллер провел эксперименты и установил что в кратковременной памяти остается в среднем 7+-2 элементов. Сегодня чаще называют объем 4-5 элементов. Эффект группировки – емкость памяти повышается, если группировать объекты по смыслу по три. «Кривая Эббингауза» - чем больше промежуток времени, тем меньший объем информации сохраняется.

    Слайд 16

    Мышление

    Мышление – высшая ступень познания, отражения. В его ходе человек постигает те свойства, связи и отношения объектов, которые не могут быть восприняты непосредственно. Мышление использует как накопление информации, так и ее осмысление через суждения и умозаключения.

    Слайд 17

    Уровни мышления

    Наглядно-действенное. Сенсомоторный интеллект по Пиаже. Мысль неотделима от действия. Проявляется у детей от 1 до 3 лет. Конкретно-образное. Связано с формированием образов конкретных предметов и возможностью оперирования с образами отдельно от предметов. Формируется с 3 лет. Абстрактно-логическое. Способность к формированию абстрактных (обобщенных) понятий и формирование гипотетических конструктов. Появляется с 7 лет и полностью развивается к 15-16 годам.

    Слайд 18

    Операции мышления

    Сравнение – установление сходства и различия Анализ – разделение предмета на части, для изучения его свойств и структуры. Синтез – способ собрать целое из частей или явлений. Абстрагирование – отвлечение от несущественных свойств предметов и создание обобщенных понятий отражающих важные свойства. Конкретное понятие это категория предметов. Абстрактные понятия отражают свойства, например «мудрость». Конкретизация – выделение частного из общего. Например из понятия человек – мужчина и женщина. Идеализация – выделение какого то свойства предмета и доведение его до полноты, до максимума.

    Слайд 19

    Гипотеза Индукция – восхождение в процессе мышления от частного к общему. Дедукция – движение с помощью умозаключений от общего к частному. Классификация Обобщение

    Слайд 20

    Речь

    Речь – это способ общения людей с использованием языковых конструкций. Предполагает формулирование мыслей языковыми средствами и их понимание. Словесный знак имеет значение – связь с объективно существующими объектами и их свойствами. Личностный смысл- субъективное переживание содержания слова.

    Слайд 21

    И. П. Павлов считал что только речевая деятельность дает возможность для человека отвлечения от действительности и обобщения, что является особенностью человеческого мышления. Язык служит средством сохранения общественного опыта, средством общения и интеллектуальным орудием мышления.

    Слайд 22

    Воображение

    Способность создавать образы и понятия и манипулировать ими. От него зависит моделирование, планирование и игра.

    Слайд 23

    Воображение делится на: Репродуктивное (воспроизведение реальности) Продуктивное (творческое); с относительной и абсолютной новизной образов. Операции воображения: Агглютинация – создание целого из частей разных объектов. Гиперболизация – увеличение масштаба. Литолизация –уменьшение. Типизация –выделение черт сходства. Повторяющихся в разных явлениях

    Слайд 24

    Стадии творческого мышления

    Грэм Уоллес выделил стадии творческого мышления. Накопление информации Инкубация Инсайт Проверка.

    Слайд 25

    Представление

    Представление – процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств. Так же именуют сам мысленный образ. Представление можно определить как наглядный образ предмета или явления, представленный перед мысленным взором человека.

    Слайд 26

    Представления на основе восприятия. Таким представления могут быть близки к наглядным образам и иметь разные степени обобщенности. Из них складывается образ мира человека. Представления на основе мышления являются абстрактными и имеют мало конкретных черт. Представления могут формироваться на основе воображения и являться продуктом творчества.

    Посмотреть все слайды

    Слайд 1

    Лекция 3 Специфика познавательных процессов

    Слайд 2

    План лекции: Общая характеристика сенсорно-перцептивных процессов Память, внимание, мышление, воображение, речь: сущность, классификация и особенности познавательных процессов.

    Слайд 3

    Список рекомендуемой литературы: Кумкин А. Н. Основы психологии и педагогики. Севастополь, 2000 г.- раздел 1. Кумкин А. Н. Психология: Учеб.-метод. Пособие. – Севастополь: СНИЯЭи П, 2005 г. Кумкин А. Н, Ерош И. Д. Психология и педагогика в плакатах и схемах. Севастополь: СНУЯЭи П, 2000 г. Кумкин А. Н., Косцова М. В. Тесты и тестовые задания по психологии: учебно-методическое пособие. – Севастополь: СНУЯЭи П, 2008. Кумкин А. Н., Косцова М. В. Психология: I раздел. Общая психология: учеб. пособие. – Севастополь: СНУЯЭи П, 2011. – 124 с.: ил. Психологическая характеристика личности студента - метод. пособие. – Севастополь: СНУЯЭи П, 2013.- 72 с. Дружинин В. Психология. Учебник для гуманитарных вузов Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2016. – С.163 -354.

    Слайд 4

    Структура психики:

    Слайд 5

    II сигнальные системы I – образы, чувственные образы II – слова, вербально –символичная реальность

    Слайд 6

    1. Познавательные психические процессы Ощущение; Мышление; Восприятие; Воображение; Речь Представление; Память; Внимание.

    Слайд 7

    Ощущение - это отражение конкретных отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент. Анализатор – материальная основа ощущений.

    Слайд 8

    «Сенсорные образы» физика физиология психология

    Слайд 9

    Классификация ощущений: 1) по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущение - дистантные и контактные; 2) по месту расположения рецепторов: пропреоцептивные (дают информацию о мышечной системе); интероцептивные (дают информацию о состоянии внутренних органов); специфические виды ощущений, несущих информацию о времени, ускорении, вибрации и т.д.

    Слайд 10

    Виды ощущений: 3) Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, вибрационные, обонятельные и т.д. Качественная особенность тех или иных ощущений называется их модальностью

    Слайд 11

    Психофизиологические закономерности: Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к силе и продолжительности действующего раздражителя называется адаптацией. Разные анализаторы имеют различные скорость и диапазон адаптации. Адаптация к одним раздражителям происходит быстро, к другим – медленнее.

    Слайд 12

    Сенсибилизация Повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов называется сенсибилизацией (от лат. sensibilis – чувствительный). 1) взаимодействием ощущений 2) физиологическими факторами (состоянием организма, введением в организм тех или иных веществ; например, для повышения зрительной чувствительности существенное значение имеет витамин А; 3) ожиданием того или иного воздействия, его значимостью, специальной установкой на различение раздражителей; 4) упражнением, опытом (так, дегустаторы, специально упражняя вкусовую и обонятельную чувствительность, различают разнообразные сорта вин, чая и мог даже определить, когда и где изготовлен продукт).

    Слайд 13

    Сильное возбуждение одних анализаторов всегда понижает чувствительность других. Это явление называется десенсибилизацией

    Слайд 14

    Пороги ощущений – качественные показатели чувствительности анализатора Наряду с этим все виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям. Пороги ощущений - качественные показатели чувствительности анализатора Нужна известная минимальная интенсивность раздражителя для того, чтобы вызвать ощущение - . нижним абсолютным порогом. Верхний абсолютный порог, т. е. максимальная интенсивность, возможная для ощущения данного качества.

    Слайд 15

    Восприятие - это сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире.

    Слайд 16

    Четыре уровня перцептивного действия: обнаружение, различение, идентификация, опознание и объективизация

    Слайд 17

    Классификация основных видов восприятия По модальности: Зрительное; Слуховое; Осязательное; Обонятельное; Вкусовое восприятие; По форме существования материи: Восприятие пространства; Восприятие времени; Восприятие движения.

    Слайд 18

    Зрительные иллюзии Соотношение фигуры и фона

    Слайд 19

    Слайд 20

    «..ек..и.ест.о»

    Слайд 21

    «эле...ич...во»

    Слайд 22

    Свойства восприятия: ОСМЫСЛЕННОСТЬ - человек осознаёт, понимает то, что воспринимается. ПРЕДМЕТНОСТЬ - психические образы человек осознаёт не как образы, а как реальные предметы, вынося образы вовне, объективизируя их. ЦЕЛОСТНОСТЬ - в предметах и явлениях действительности отдельные их признаки и свойства находятся в постоянной устойчивой зависимости. СТРУКТУРНОСТЬ- человек узнаёт различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ - из бесчисленного количества окружающих человека предметов и явлений, он выделяет в данный момент лишь некоторые из них. КОНСТАНТНОСТЬ - одни и те же предметы воспринимаются человеком в изменяющихся условиях: при различной освещённости, с разных точек зрения, с разного расстояния и т.п.

    Слайд 23

    Апперцепция - зависимость восприятия от личности воспринимающего субъекта

    Слайд 24

    Слайд 25

    Слайд 26

    Представление - это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

    Слайд 27

    Характеристики представления: Наглядность (чувственно-наглядные образы действительности) Фрагментарность; Неустойчивость и непостоянство. Обобщенные образы. И. П. Павлов: «Представление –является первыми сигналами, на основе которых человек осуществляет свою Со деятельность»

    Слайд 28

    Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Запоминание Сохранение Воспроизведение и узнавание Забывание Амнезия Основные процессы памяти:

    Слайд 29

    Виды памяти: Краткосрочная (оперативная) Долгосрочная Произвольная (специально заучивается) Непроизвольная: информация заучивается сама собой

    Слайд 30

    125 000 000 мегабайтов Один нейрон может сохранить 105 битов 18 млн.диском CD-ROM

    Слайд 31

    Сколько слов Вы можете запомнить? Девять Обмен Камера Кольцо Жажда Штепсель Лампа Яблоко Стол Маятник Армия Банк Огонь Держатель Червяк Часы Лошадь Цвет Ребенок Меч Стол Держать Искать Скала Птица

    Слайд 32

    Аристотель: принцип ассоциации Аристотель, И. Сеченов, И. Павлов – «ассоциации – временная связь, возникающая в результате Действия или раздражителей» (И. Павлов)

    Слайд 33

    Экспериментальная кривая забывания, полученная немецким психологом Германом Эббингаузом (1850-1909). Основное «забывание» происходит в период, следующий непосредственно за заучиванием – в этот период теряется наибольший объем материала.

    Слайд 34

    Б. В. Зейгарник

    Слайд 35

    Теории памяти: А. Бине и К. Бюлер «Смысловая теория памяти» Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев:

    Слайд 36

    « Эффект края » - явление, которое состояло в том, что элементы, находившиеся в начале и конце стимульного ряда, запоминались быстрее, чем элементы, находившиеся в середине; Заучивание в целом эффективнее заучивания по частям; Если испытуемый знает, что выученный материал пригодится, запоминается лучше. Трудность заучивания пропорциональна объему или длине стимульного ряда (например, ряду слогов); С увеличением повторений скорость заучивания уменьшается. Осмысленный материал запоминается в 9 раз быстрее. ОСОБЕННОСТИ МНЕМОТЕХНИКИ (ЗАПОМИНАНИЯ):

    Слайд 37

    Внимание - это состояние направленности и сосредоточенности сознания на каких-либо объектах с одновременным отвлечением от всего остального. Под направленностью понимается селективный, избирательный характер протекания познавательной деятельности. Под сосредоточенностью подразумевается удержание внимания на одном объекте, игнорирование остальных объектов. Виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

    Слайд 38

    НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ - непреднамеренное, пассивное, эмоциональное. Существует связь между объектом внимания и эмоциями, интересами, потребностями человека. ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ зависит не от особенностей объекта, а от поставленной личностью цели, задачи. ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ – это внимание, возникающее на основе произвольного, после него, когда для его поддержания уже не требуется волевых усилий.

    Слайд 39

    Свойства внимания: Сосредоточенность внимания (концентрация) внимания на одних объектах и его отвлечение от других Устойчивость внимания проявляется в способности в течении длительного времени сохранять состояние внимания на каком – либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Переключаемость внимания - перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Распределение внимания – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Объем внимания –определяется количеством информации, одновременно (одномоментно) сохранять в сфере повышенного внимания человека.

    Слайд 40

    Таблица Шульте ЭР (Т1 Т2 Т3 Т4 Т5) / 5 ,

    Слайд 41

    Степень врабатываемости (ВР) вычисляется по формуле: ВР Т1 / ЭР Результат меньше 1,0 – показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе. Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле: ПУ Т4 / ЭР Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданий.

    Слайд 42

    Мышление - это наиболее обобщённая и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Важно отметить еще две особенности мышления: Связь с действием. Связь с речью. Человеческое мышление - это речевое мышление.

    Слайд 43

    Функция мышления - расширение границ познания путём выхода за пределы чувственного восприятия. Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений.

    Слайд 44

    ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ По форме ПО СТЕПЕНИ НОВИЗНЫ И ОРИГИНАЛЬНОСТИ ПО ХАРАКТЕРУ РЕШАЕМЫХ ЗАДАЧ ПО СТЕПЕНИ РАЗВЕРНУТОСТИ НАГЛЯДНО- ДЕЙСТВЕННОЕ Наглядно-образное Абстрактно-логическое Репродуктивное (воспроизводящее) Продуктивное (творческое) Теоретическое Практическое Дискурсивное интуитивное

    Слайд 45

    Виды мышления Наглядно-действенное мышление: Наглядно-образное мышление оперирование «действиями» Словесно-логическое (абстрактное) мышление оперирование образами Оперирование символами -

    Слайд 46

    Сравнение Основные мыслительные операции мысленное соотнесение и выделение общего в двух или нескольких различных явлениях или ситуациях мысленное соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего или различного Выделение существенных свойств предмета при отвлечении от несущественных мысленное соотнесение, сопоставление, установление связи между различными элементами мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих элементов, частей, моментов, сторон Анализ Мыслительные операции Обобщение Абстракция Синтез

    Слайд 47

    Речь и ее функции: Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию. По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека.

    Слайд 48

    Важно отличать язык от речи Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. Речь же – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением. Связывающим звеном между языком и речью выступает значение слова. Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.


    Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
    Текстовое содержимое слайдов презентации:
    ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ на тему:ТИПЫТЕМПЕРАМЕНТА Выполнили:Муртазаев Ниязи Складанюк Михаил Немного о проекте В данном проекте вы познакомитесь с особенностями каждого из типов темперамента, узнаете о том, как тот или иной тип темперамента проявляется в поведении человека. Вы найдете для себя что-то новое и интересное! СОДЕРЖАНИЕ Понятие темпераментаВиды темпераментаТестХарактеристики темпераментаТемперамент и свойств нервной системыКруг АйзенкаТип темперамента в зависимости от свойств личности ТестПроявление качеств личностив зависимости от темперамента «Отдохнём!!!» Темперамент (от латинского temperamentum – надлежащее соотношение частей), особенности психики, объясняющие образ действий человека в той или иной ситуации. Отражает динамическую, а не содержательную сторону психической деятельности. Выделяются две ведущие характеристики: Активность, в которой человек взаимодействует с окружающим миром. Она проявляется в темпе, быстроте, интенсивности действий; Эмоциональность, которая выражается в чувствительности, импульсивности и впечатлительности. Понятие темперамента содержание Виды темпераментов содержание темперамент флегматик меланхолик холерик сангвиник Проведем небольшой тест! Хотите узнать о своем типе темперамента? Для теста вам понадобится листочек и ручка! Вам будут приведены столбики: из столбиков выберете наиболее подходящие вам характеристики, подсчитав результаты, определите свой темперамент. (тест приведен на следующем слайде) САНГВИНИКБеззаботныйЛегкомысленныйЖивойАктивныйОбщительныйОтзывчивыйРазговорчивыйБыстрыйТрудоголикБолтунКрасноречивыйПоверхностныйЧуткийБолтливыйДружелюбныйЛегко приспо-сабливающийсяЯркийНетерпеливыйБезответствен-ныйНенадежныйНепостоянныйГибкийЩедрыйЛегкийСчастливый ХОЛЕРИКИмпульсивныйНеугомонныйВспыльчивыйАктивныйЛегковозбудимыйПышущий здоровьемАгрессивныйЛидерСильныйЭнергичныйЭкстравертНетерпеливыйИнициаторШумныйПрактичныйЭффективныйЗабывчивыйСпортивныйСоперничающийВыносливыйДоминирующийНетерпимыйУпрямыйСердитыйДеятельный МЕЛАНХОЛИКПессимистичныйПечальныйГрустныйСерьезныйНервныйПогруженный всебяТихийСдержанныйЗамкнутыйСкучныйПавший духомЗадумчивыйТребовательныйРанимыйЧитательМедлительныйМрачныйМыслительУмныйХорошая памятьСозерцательНеблагодарныйНеудовлетворен-ныйСамоотверженныйБезутешный ФЛЕГМАТИКВнимательныйМетодичныйУравновешенныйПассивныйМиролюбивыйЗадумчивыйСпокойныйСдержанныйРасслабленныйНеторопливыйМедлительныйНепреклонныйРазмеренныйТихийПогруженный всебяКонтролирующийсебяМечтательныйЛюбящий рутин-ный трудМедленно учитсяНастойчивыйУпрямыйЗастенчивыйМудрыйУнылый Характеристики темпераментовсангвиник Это человек весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Сангвиник быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем ещё недавно очень его волновало и притягивало к себе. Он много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания, легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная и физическая работа быстро утомляет. Сангвиник очень активен, энергичен, у него живые движения, богатая мимика. При неблагоприятных условиях и отсутствии воспитания у сангвиника могут развиваться поспешность, легкомыслие к поступкам, невнимательность. Примером сангвинического темперамента может служить знаменитый д’ Артаньян – порывистый, увлекающийся герой Дюма. Характеристики темпераментовмеланхолик Человек с меланхолическим темпераментом обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придаёт большое значение всему, что касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Меланхолик почти всегда человек сдержанный и слов на ветер не бросает. Когда он не может выполнить обещанное, то искренне страдает, даже если знает, что от него ничего не зависело. Судя по всему, принц Гамлет и Евгений Онегин были типичными меланхоликами. Характеристики темпераментовхолерик Такой человек обычно очень вспыльчив, горяч и несдержан. Вместе с тем холерик быстро остывает и успокаивается, если ему уступают и идут на встречу. Его душевные движения порывисты, но непродолжительны, настроение часто меняется. Вспомним рыцаря Дон Кихота, быстро сменявшего гнев на милость, а благородную ярость – на уныние. Характеристики темпераментовфлегматик Обладатель этого темперамента хладнокровен. Он больше склонен к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но и успокаивается постепенно. Мимика и движения флегматика невыразительны и медлительны. Илья Ильич Обломов, который проводил все время на диване, в ленивой полудреме – яркий флегматик. В жизни редко приходится встречать «стопроцентных» флегматиков или сангвиников, так как большинство людей соединяют в себе черты разных темпераментов. содержание Темперамент и свойства нервной системы Определенные устойчивые сочетания свойств нервной системыобразуют типы высшей нервной деятельности, или сокращенно – типыВНД. Темперамент, по мнению И.П.Павлова – психическое проявлениеобщего типа нервной системы, а типы ВНД могут быть соотнесены склассификацией темпераментов:«живой» тип ВНД – сильный, уравновешенный, легко приспосабливающийся (сангвиник)«безудержный» тип ВНД – сильный, неуравновешенный, подвижный, большая жизненная энергия, отсутствие самообладания, вспыльчивый, несдержанный (холерик)«инертный» тип ВНД – сильный, спокойный, медлительный (флегматик)«слабый» тип ВНД – плохая сопротивляемость к стимулам внешней среды, пассивность, высокая чувствительность (меланхолик) содержание Тип темперамента в зависимости от свойств личности Знаменитый английский психолог Айзенк предложил определить тип темперамента в зависимости от свойств личности: 1) экстраверсия - интроверсия 2) нейротизм - эмоциональная стабильность Экстравертам свойственны общительность, стремление быть среди людей, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность и высокая социальная адаптированость. Интровертам присущи: необщительность, уход в себя, богатый внутренний мир, социальная пассивность, склонность к самоанализу. Показатель "экстраверсия - интроверсия" характеризует индивидуально – психологическую ориентацию человека либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на внутренний субъективный мир (интроверсия). Показатель "нейротизма" характеризует человека со стороны эмоциональной устойчивости. Показатель типов биополярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся высокой эмоциональной устойчивостью, а на другом – нервозные, неустойчивые и плохо адаптированные индивиды. содержание открытый стабильность вспыльчивый нейротизм Круг Айзенка С Ф Х М интроверсия экстраверсия НЕУСТОЙЧИВОСТЬ обидчивый тревожный впечатлительный пессимистичный необщительный сдержанный оптимистичный лидирующий импульсивный агрессивный поддающийся насилию раздражительный пассивный старательный вдумчивый миролюбивый надежный размеренный спокойный любящий удобства беззаботный живой доступный разговорчивый общительный УСТОЙЧИВОСТь неподатливый содержание ПРОВЕДЕМ ЕЩЁ ОДИН ТЕСТ!Хотите узнать кто вы: экстраверт или интроверт? Вам понадобится листочек и ручка! На предлагаемые вопросы нужно ответить «да» или «нет», не задумываясь. (ТЕСТ И КЛЮЧ К ТЕСТУ ПРИВЕДЕНЫ НА СЛЕДУЮЩИХ СЛАЙДАХ) Верно ли, что:Вам нравится тихо сидеть наедине со своими мыслями.Вас раздражают автомобильные пробки.Вам нравится глубоко исследовать один предмет, чем постоянно искать новыеВы чувствуете, что постоянно находитесь в движении.Вы предпочитаете поговорить с клиентом по телефону, чем встречаться с ним.Вас раздражают водители, которые медленно ездят.Вы неуютно себя чувствуете, если во время разговора собеседник подходит к вам слишком близко. Вам больше нравится принимать участие в театральных постановках, чем смотреть их.Вы предпочитаете спокойный пассивный отдых активному.Вам нравится, когда одновременно происходит много интересного.Вы стараетесь избегать встреч с людьми.Вам больше нравится, когда герои романа действуют, а не говорят.Иногда вам хочется расслабится.Вы согласны с утверждением: «Чем больше, тем лучше».Вам нравится размышлять над своей жизнью.Бывают моменты, когда вы ощущаете в себе взрывную энергию и вам необходимо немедленно действовать.Предпочитаете работать в одиночку.Вас больше привлекает работа, требующая немедленного действия, а не долгого обдумывания.Вы редко рассказываете о себе своим друзьям.Вам нравится немножко пошуметь с близкими друзьями или даже знакомыми вам людьми. Ключ. Если вы ответили «да» на восемь и более четных вопросов и «нет» на восемь и более нечетных, значит, у вас экстравертный характер. Обратное распределение положительных и отрицательных ответов свидетельствует об интроспективном отношении к жизни. содержание Проявление качеств личности в зависимости от темперамента Роль в общении Самооценка Уверенность в себе Дружба и любовь Движения и походка Аппетит Сон содержание Роль в общении САНГВИНИК ХОЛЕРИК ФЛЕГМАТИК МЕЛАНХОЛИК развлекатель, старается всехразвеселить подчиняет,непреклонен,властен спокойный,созерцатель подопечный,беззащитный К началу Самооценка в зависимости от темперамента неустойчивая,повышенная,рассказывает обуспехах,у всех на виду наивысшая,стремление к первенству,соперник занижена,скромен,не на виду низкая,стеснителен,в группедержится втени сангвиник холерик флегматик меланхолик К началу Уверенность в зависимости от темперамента САНГВИНИК ХОЛЕРИК ФЛЕГМАТИК МЕЛАНХОЛИК надеется на удачу самоуверен,скрываетслабости нетсамоуверен-ности,переживаетза себя,не унывает Неуверен всебе,преувели-чиваетнедостатки,не верит вудачу К началу Дружба и любовь в зависимости от темперамента ФЛЕГМАТИК ХОЛЕРИК МЕЛАНХОЛИК САНГВИНИК дружит с немногими,другом командует,сильно привязан,склонен к гневу,ревности, к разрыву из склонности переживаетсимпатии легко,ярко и весело не склонен к выражению ярких чувств, спокойное отношение к партнеру,влюбчив, спокойная привязанность преданность,подчиняется паре,стыдится открыватьсвои чувства,однолюб К началу Движения и походка сангвиник холерик флегматик меланхолик стремительный,резкий,напряженный подвижный,быстрый,«непоседа» замедленный,плавный,расслабленный замедленный,нерешительный К началу Аппетит сангвиник холерик флегматик меланхолик хороший,«лакомка» ест быстро,много сниженный ценит процесседы, не торопится во время еды К началу Сон сангвиник холерик флегматик меланхолик с красочными сновидениями спит мало,поздно просыпается,работает ночью спит мало, вечеромощутима усталость,клонит ко сну быстро засыпает,разбудить трудно К началу Отдохнём! 1 2 3 4 Представьте: вы сидите на скамейке, рядом с вами лежит ваша шапка, к вам подходит человек и садится на неё! Как вы отреагируете??? Результаты теста Вы выбрали картинку под номером 1, это значит, что вы поведете себя в этой ситуации как сангвиник!!! выйти Вернуться к тесту Результаты теста Вы выбрали картинку под номером 2, это значит, что вы поведете себя в этой ситуации как меланхолик!!! выйти Вернуться к тесту Результаты теста Вы выбрали картинку под номером 3, это значит, что вы поведете себя в этой ситуации как холерик!!! выйти Вернуться к тесту Результаты теста Вы выбрали картинку под номером 4, это значит, что вы поведете себя в этой ситуации как флегматик!!! Выйти Вернуться к тесту


    Изучив данную тему студент должен уметь: определения мышлению, воображению, речи; основные психические процессы; характеристики внимания; классификацию памяти и внимания; формы и процессы. Студент должен иметь представление: о мнемонике (приемы запоминания) о факторах, способствующих привлечению и снижению внимания








    Мышление высшая форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми предметами и явлениями. (Цит. по Бондарчук Е.И.) Мышление это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности. (Цит. по Реан)




    С О Д Е Р Ж А Н И Е М Ы Ш Л Е Н И Я Мыслительные операции Формы Виды Способы Анализ Синтез Сравнение Абстрагирование Обобщение Конкретизация Понятие Суждение Умозаключение Наглядно-действенное Образное Отвлеченное Индукция Дедукция Теоретическое Практическое


    Анализ (разложение, расчленение) мысленное расчленение предмета или явления на части, выделение определенных его элементов, свойств, связей. Синтез (соединение, составление) мысленное воссоединение целого из частей, соединение различных сторон, элементов предметов или явлений в единое целое.








    Формы мышления Понятие это мысль, в которой отражаются наиболее общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности. Например: учебник, студент, преподаватель. Суждение форму мышления, содержащую утверждение или отрицание связи между предметами и явлениями. Например: Сегодня солнечный день. Умозаключение форму мышления, при которой на основе нескольких суждений выводится новое суждение, называемое заключением или следствием.


    Виды мышления Наглядно-действенное – мышление непосредственно включенное в деятельность. Образное – мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше. Отвлеченное – осуществляющееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.


    Теоретическое мышление: направлено на познание наиболее общих законов и правил; оперирует наиболее общими категориями и отвлеченными понятиями(научные концепции, теории, методологические основания науки) составляет основу научного творчества. Виды мышления






    Интеллект - внутренняя структура, которая отбирает, организует и преобразует информацию. Интеллект – это приспособление для адаптации, поскольку его наличие позволяет разумно действовать, быстро адаптироваться к изменениям и обучаться. (Ж. Пиаже и Д. Векслер)
















    Методы решения творческих задач и поиска творческих идей метод мозговой атаки" метод фокальных объектов метод контрольных вопросов


    Стадии творчества (по Г. Уоллесу) Подготовка (зарождение идеи). Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений). Озарение (интуитивное схватывание искомого результата). Проверка.









    1. Каково значение познавательных процессов в жизнедеятельности человека? 2. Что такое внимание? 3. Какие виды и свойства внимания вы можете назвать? 4. Дайте характеристику памяти как психическому познавательному процессу. 5. Какие классификации памяти вы знаете? 6. Назовите и охарактеризуйте процессы памяти. 7. Назовите причины, влияющие на продуктивность памяти. 8. Перечислите основные этапы логического запоминания. 9. Что такое мнемотехника? 10. Какие приемы продуктивного запоминания информации вы знаете? Контрольные вопросы

    Случайные статьи

    Вверх