Малые предприятия. Малое предприятие - это что такое? Критерии и описание малого предприятия Маленькое предприятие

Критерии, по которым субъекты хозяйствования (юрлица и индивидуальные предприниматели) относятся к малым предприятиям (МП), определены Федеральным законом от 24.07.07 г. № 209-ФЗ. Необходимо заметить, что упомянутый федеральный законодательный акт разделяет в ряду малых предприятий и так называемые микропредприятия.

С целью отнесения юрлица к разряду объектов малого предпринимательства необходимо выполнить перечень специальных требований (статья 4 выше упомянутого закона федерального значения).

Условия получения статуса МП для юрлиц


Условия статуса МП для индивидуального (частного) предпринимателя

Лицо, желающее легализовать малое предприятие, критерии отнесения к соответствующему статусу должно соблюсти следующие:

  1. Средняя штатная численность за предшествующие 365 дней не может быть больше:
    . для МП - 100 работников;
    . для микропредприятий - 15 работников.
  2. Доход от продажи товаров (в том числе услуги и работы), не учитывая налог на добавленную стоимость или стоимость активов за последние 365 дней не может быть больше:
    . для МП - 400 млн руб.

Условия статуса МП для впервые образованного юрлица или ИП

Вновь открываемое малое предприятие критерии отнесения к соответствующему статусу должно выдержать такие:

  1. На протяжении всего года, когда они зарегистрированы, величина средней штатной численности не может быть более:
    . для МП - 100 работающих;
    . для микропредприятий - 15 работающих.
  2. Доход от продажи товаров (услуг и работы), не учитывая налог на добавленную стоимость или стоимость активов за срок, который прошел с момента их госрегистрации, не может быть больше:
    . для МП - 400 млн руб.
    . для микропредприятий - 60 млн руб.

Условия установления доходного критерия

Лимитные величины дохода от продажи товаров (работы и услуг) и стоимости активов определяются Правительством России через каждые пять лет на основании статданных по работе представителей малого предпринимательства (в соответствии с пунктом 2 статьи 4 указанного выше Федерального закона). Доход от продажи товаров (работ, услуг) за календарный год устанавливается Федеральным Налоговым кодексом (пункт 7 статьи 4 упомянутого Федерального закона).

Необходимо отметить, что на современном этапе лимитные показатели стоимости активов Правительством Российской Федерации не определены. Таким образом, они не берутся во внимание при отнесении хозсубъекта к малому предпринимательству.

Малое предприятие: критерии отнесения - численность

Средняя штатная численность на предприятии за последний год устанавливается таким образом, что учитываются все его работающие, в том числе и лица, осуществляющие свою трудовую деятельность на основе договора гражданско-правового назначения или по совместительству (имеющие официально выработанное время), представителей отдаленных отделов, филиалов и обособленных структурных отделений микро- либо малых предприятий (пункт 6 статья 4). С целью вычисления средней штатной численности нужно учитывать требования, которые утверждены Приказом Росстата № 335 от 31.12.09 (Письмо Министерства экономического развития РФ № Д05-166 от 20.01.11).

Потеря и возврат статуса МП

Работающее малое предприятие, критерии отнесения 2014 и 2013 годов (последние два года) у которых по доходу и штату определяются больше нормируемых, теряет положение (пункт 4 статья 4 указанного Федерального закона).

Функционирующий хозсубъект - малое предприятие, критерии отнесения 2013 и 2014 годов (последние два года) у которых по выручке и штату сохраняется в нормируемых величинах, может вновь получить статус малого предпринимательства.

Ограничение по доходу

Малое предприятие, критерии отнесения 2014 года которого были такими, как описаны в предыдущих разделах, должны быть информированы, что этот год был последним в продолжительном периоде постоянных и не меняющихся критериев (с 1995-го). А вот с 13.07.15 г., в соответствии с Постановлением Правительства России от 13.07.15 г. № 702, все изменилось. Малое предприятие, критерии отнесения по доходу которого претерпели определенные изменения, должны выглядеть следующим образом:

  • для микропредприятий — 120 млн руб.;
  • для малых предприятий — 800 млн руб.

Господдержка малого бизнеса

Малое предприятие, критерии отнесения в 2014 году которого были в рамках вышеперечисленных параметров, несколько пересмотрены Правительством Российской Федерации. В связи с этим была утверждена специальная программа, которая должна поддержать малый бизнес. Этой программой предусматривается перечень определенных мероприятий финансового, правового и административного направлений.

Микропредприятие - это один из следующих субъектов хозяйствования: индивидуальный предприятие; рыболовецкое крестьянское хозяйство, а иногда - общество с ограниченной ответственностью. Отнесение к другим категориям субъектов хозяйствования (например, к среднему и крупному бизнесу) возможно, если указанные выше граничные показали не соответствуют установленным нормам.

Микропредприятие - это плательщик, уплачивающий следующие налоги: с доходов физических лиц; на прибыль и различные пошлины.

Порядок уплаты и ставка налога для микропредприятия

Основная ставка при налогообложении - 9% от оборота за календарный год. Однако существуют некоторые особенности. Например, при превышении количества работников в квартал пяти человек, то к обозначенной налоговой ставке (9%) прибавляется за каждого отдельного работника 2%.

Микропредприятия - это предприятия сферы малого бизнеса

В круг таких предприятий входят вновь созданные субъекты хозяйствования либо функционирующие на протяжении года с момента их регистрации.

Таким образом, любая организация с незначительными оборотами и небольшой численностью работников может быть классифицирована как микропредприятие. Критерии указанных предприятий следующие: в штате работает около 15 человек, и среднегодовая выручка не превышает 60 млн руб. Необходимо обращать внимание и на активов, исчисленную в форме остаточной стоимости основных средств с включением суммы нематериальных активов.

Определение критериев

Первый критерий - средняя численность сотрудников микропредприятия определяется за календарный год с учетом не только работающих в штате, но и работников, оформленных согласно гражданско-правовым договорам, совместителей, а также сотрудников филиалов либо иных структурных подразделений. Принимается во внимание реально отработанное время.

Второй критерий - выручка, полученная от реализации товаров за календарный год может быть определена в соответствии с налоговым законодательством.

Третий критерий - остаточная стоимость основных фондов с нематериальными активами малые и микропредприятия определяют в соответствии с соответствующим законодательством о бухгалтерском учете.

Реестр микропредприятий

Специальные государственные органы, отвечающие за поддержку таких субъектов хозяйствования, ведут соответствующие реестры с целью учета получателей указанной поддержки. При этом даже если статистика микропредприятия и говорит об отнесении его к не значит, что оно будет занесено в данный реестр. Бывает и наоборот, субъект хозяйствования находится в реестре, а не является малым.

Преимущества создания микропредприятий

Вновь созданное микропредприятие - это наличие ряда преимуществ для успешного старта. Благодаря формированию благоприятных условий многие предприниматели создают именно такие предприятия.

Одним из преимуществ для служит сниженная ставка налога (9%), включающая:

  • налог с доходов физических лиц;
  • платежи государственного значения на ;
  • госпошлину за предпринимательский риск, а также налог с дохода предприятий.

В качестве основных условий для регистрации микропредприятия принято считать:

  • участниками являются физические лица, которые одновременно могут быть и членами правления ООО (если при регистрации предприятия выбрана именно такая форма организации);
  • непревышение граничного уровня оборота предприятия (60 млн руб.);
  • число работников не должно превышать установленного норматива (15 человек).

Микропредприятие имеет право зарегистрироваться плательщиком НДС.

Плюсы и минусы существования микропредприятия

Положительные стороны функционирования такого предприятии:

  • отчет в налоговые органы подается ежеквартально, аналогично осуществляется уплата;
  • при сдаче годового отчета не нужно предоставлять заключение присяжного аудитора;
  • отсутствуют обязательства по уплате предприятий;
  • наличие возможности у сотрудников микропредприятий работать по совместительству на нескольких субъектах хозяйствования;
  • относительно небольшие затраты на ведение бухгалтерского учета на предприятии.

Негативные моменты работы микропредприятий:

  • работники таких предприятий не могут пользоваться некоторыми льготами;
  • ведение бухгалтерского учета одинаковое для всех субъектов малого бизнеса;
  • переход в иную категорию предприятий (например, среднего или возможен только с наступлением нового календарного года.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что микропредприятие - это самостоятельный субъект хозяйствования, имеющий собственные основные фонды и осуществляющий ведение бухгалтерского учета. Другими словами, такие предприятия ничем не отличаются от крупного и среднего бизнеса, кроме величины оборота и основных средств, а также численности работников.

Чтобы принять решение о выборе формы ведения собственного бизнеса, надо знать обо всех типах льгот, которые ныне действующее государственное регулирование предоставляет разным видам предприятий.

Для бизнеса, который можно отнести к малым предприятиям, предоставляются налоговые и иные льготы, дается разрешение применять упрощенный порядок бухгалтерской отчетности.

Для начала, бухгалтеру надо знать, что малое предприятие является не отдельной организационно-правовой формой, а совокупностью бизнес-критериев:

Малое предприятие – критерии отнесения

Малые предприятия, как правило, создаются в форме ООО. К малым предприятиям, при соответствии необходимым требованиям, относятся также ИП и КФХ.

Аспекты, по которым бизнес признается малым, меняются нередко. В 2008 году произошли последние на сегодняшний день изменения. Связано с экономической политикой государства и уровнем инфляции.

Так в 2014 году организация будет признана малой, если:

  1. госдоля участия в ее уставном капитале не выше 25%;
  2. она не образована при реорганизации или приватизации госпредприятия;
  3. прибыль от производства или оказания услуг за ушедший год не выше 400 миллионов рублей;
  4. среднее количество сотрудников предприятия за прошлый год – не более 100 человек.

Критерии определения размера прибыли определяет, как правило, НК РФ. При расчете количества работающих учитывают всех сотрудников, в том числе принятых по гражданско-правовым договорам и в филиалах.

Вновь сформированное юридическое лицо может быть поставлено на учет в инспекции как малое предприятие сразу после создания и в течение года с момента создания (при условии соответствия критериям по доходу и численности работников).

Действующий же бизнес должен соответствовать вышеупомянутым критериям не менее 2 лет подряд, предшествующих году подачи заявки.

Новые организации должны подать заявку в течение месяца с момента своей регистрации, существующие – не позже 31 декабря нынешнего года, чтобы иметь шанс воспользоваться льготами с 1 января нового года.

Малое предприятие может выбрать для применения как обычную форму налогообложения, так и УСНО или ЕНВД

Кроме того, малое предприятие может избрать и систему сельскогохозяйственного налогообложения (ЕСХН), если соответствует требованиям к виду бизнеса, а производство сельскохозяйственной продукции является для него основным видом бизнеса.

Льготы для малого предприятия


Государство помогает малому бизнесу многочисленными льготами.

Как правило, администрации городов предоставляют льготные ставки на аренду помещений у города, льготы по региональным налогам и сборам.

Любой субъект федерации имеет право сам принять решение, по каким из закрепленных за ним налогам он предоставит льготы малому бизнесу.

Что еще важно, малые предприятия владеют правом на ускоренную амортизацию базовых фондов (станков, недвижимости, иного оборудования), что позволяет снижать общий объем налогообложения.

Существуют и льготы по налогу на добавленную стоимость лизинговых сделок.

Для малого предпринимательства существует упрощенная система выкупа арендуемой недвижимости, установленная ФЗ №159-ФЗ.

Налоги малые предприятия уплачивают в соответствии с гл. 26.2 НК РФ, если ими была выбрана именно эта система. Как уже отмечалось выше, малое предприятие может остаться и на общей системе налогообложения.

Это важно в тех случаях, если контрагент настаивает на необходимости работать с плательщиком НДС и частично уменьшать свои затраты на оплату этого налога.

Здесь всегда нужно выбирать, и если предполагается работать преимущественно с такими клиентами, то можно не прибегать к упрощенной системе.

Хотя она достаточно выгодна и удобна. При ней не оплачивают налог на прибыль и имущество и НДС, исключая уплачиваемый при импорте продукции.

Погашению в полном размере подлежат НДФЛ и социальный налог

Налог на прибыль заменяется одной из двух форм уплаты налога на доходы:

  • на чистый доход
  • на доходы минус затраты.

В первом случае уплате подлежат 6% от всех доходов, во втором – выплачивается 15% с разницы между прибылью и затратами.

Затратами считаются не все виды расходов, а лишь некоторые, определенные НК и названные отдельной строкой. Там закрытый перечень и определение «прочие расходы» не применяют. Инспекции всегда очень тщательно проверяют допустимость разных видов затрат.

Изменять объект налогообложения разрешается не чаще одного раза в год. Устанавливая ее на будущий год, заявку в налоговую нужно подавать не позднее 20 декабря текущего.

Бухгалтерская отчетность в малых предприятиях, особенности учета


Малые предприятия в рамках упрощенной системы налогообложения применяют кассовый метод начисления дохода.

То есть деньги учитываются в бухгалтерском учете при их поступлении в кассу или на расчетный счет, а не при начислении или оформлении счета-фактуры.

Налоги уплачивают методом аванса. Авансовый платеж направляется в бюджет не позже 25 числа месяца от начала квартала.

Рассчитывается он по сведениям предшествующего налогового периода. По окончании квартала происходит перерасчет и необходимое доначисление.

Если авансовый платеж превысил фактический, подлежащий уплате, разница засчитывается в счет оплаты за будущие периоды

Бухгалтерская отчетность сдается один раз в год, в конце первого квартала года, следующего за отчетным.

Возможность использования упрощенной системы налогообложения и отчетности для малых предприятий – это единая льгота, определенная на федеральном уровне.

В этом случае нет необходимости ведения бухгалтерского баланса. Он заменяется достаточно простыми формами – книгой учета доходов и расходов (форма установлена Министерством финансов). Ведется она достаточно просто, без использования двойной записи и плана счетов.

До начала 2003 года упрощенную систему налогообложения и отчетности могли применять только малые предприятия, сейчас она, в соответствие с гл. 26.2 НК РФ, доступна и некоторым другим формам ведения бизнеса (ИП, крестьянско-фермерские хозяйства).

При ведении бухгалтерского учета, бухгалтеру малого предприятия надо иметь в виду главное:

  • если предприятие в текущем году вышло за рамки малого предприятия по выручке или численности работников,
  • оно обязано вернуться к общей системе бухучета с начала такого года и пересчитать налоги.

По этой причине отношение к критериям отнесения предприятия к малому должно быть очень щепетильным.

При необходимости получать часть платежей, превышающих допустимые объемы по обороту, после окончания годового периода. Кроме того, нужно скрупулезно вести первичную бухгалтерскую документацию, чтобы всегда можно было восстановить отчетность.

Выбор малого предприятия как формы ведения своего бизнеса обусловлен многими факторами и очень удобен для практичного и осторожного ведения бизнеса, особенно в производственной сфере.

Предприятия малого и среднего бизнеса имеют ряд преимуществ перед крупными организациями. В частности, они могут пользоваться льготными налоговыми режимами и претендовать на помощь государства на начальных этапах развития. Как определить, кто относится к категории МСП в 2018 году - читайте в этой статье.

Что такое малое предприятие?

Согласно закону №209-ФЗ "О развитии МСП в России" от 24.07.2007 г., субъектом малого и среднего предпринимательства (МСП) является любая коммерческая структура, зарегистрированная на территории страны и соотвестствующая определенным критериям.

Организационная форма в данном случае не играет существенной роли, то есть к малому бизнесу могут относиться как ИП, так и юрлица. Кроме того, приобрести статус МСП разрешено сельскохозяйственным и потребительским кооперативам, фермерским хозяйствам и хозяйственным партнерствам. Каким же критериям должна отвечать компания или ИП, чтобы считаться малым предприятием?

Критерии МСП

Критерии, позволяющие разграничить малые, средние и микропредприятия, указанны ст. 4 закона №209. Ограничения для субъектов МСП существуют по:
  • числу сотрудников,
  • размеру ежегодной прибыли,
  • доли участия в уставном капитале государства, а также других организаций.
Первые два параметра являются ключевыми и распространяются на все виды юрлиц, фермерских хозяйств и ИП. Рассмотрим критерии для субъектов МСП более детально.

В 2018 году в закон 209-ФЗ были внесены поправки, благодаря которым в России стало больше предприятий, котрые относят к субъектам МСП. Это произошло благодаря тому, что законодатели несколько подняли верхнюю планку по максимальным доходам для малого бизнеса. В частности, для микропредприятий максимальный объем заработка вырос с 60 до 120 миллионов, для малых – с 400 до 800 миллионов.

Показатели максимальной численности работников остались прежними. Для предприятий, занимающихся обработкой текстильных изделий и производством одежды, среднесписочные нормативы численности работников могут доходить до 1000 человек (постановление правительства №209-ФЗ от 22.11.2017 г.).

Изменения коснулись также того периода, в течение которого предприниматель сохраняет статус субъекта МСП после превышения лимита по численности работников или доходу. Ранее этот срок составлял два года, с 2018 года – три. Таким образом, компания, в текущем году перешагнувшая планку по численности или выручке, согласно 209-ФЗ будет входить в категорию субъектов МСП вплоть до 2021 года.

Еще один важный критерий для определения МСП – доля участия в уставном капитале фирмы. Для государственных структур, а также фондов, общественных и религиозных организаций она не может превышать 25% в УК малого предприятия. Другие коммерческие структуры могут занимать теперь до 49% До этого года ограничение составляло, как и для госструктур, - 25%.

Лимиты по доле участия государственных и коммерческих структур в УК не распространяются на:

  • участников проекта «Сколково»;
  • акционеров, работающих инновационном секторе экономики;
  • организации, применяющие на практике передовые технологические разработки их учредителей (научные, бюджетные учреждения).

Реестр субъектов МСП

Проверить статус фирмы можно, обратившись к государственному реестру субъектов МСП. Ресурс начал функционировать с 1 августа 2016 года и включает обширную базу данных по каждому представителю среднего или малого бизнеса.

Список формируется сотрудниками ФНС на основании данных, которые предприниматели подают в налоговую службу. В реестре содержится основная информация о компании: наименование, ИНН, адрес, категория, коды деятельности ОКВЭД, наличие лицензий и их виды.

По желанию бизнесменов в единую базу могут занести сведения о продукции, контакты, количество договоров, заключенных в рамках реализации программы госзакупок. Новые данные подаются в электронном виде на сайте ФНС.

Преимущества МСП

По сравнению с крупными холдингами, малые и средние предприятия обладают существенными привилегиями. Рассмотрим подробнее некоторые их них.

Организационные привилегии

1. Малый бизнес имеет право применять упрощенные режимы налогообложения, в рамках которых проще сдавать отчетность (на попуоярной УСН, сдают раз в год). Послабление не касается ООО или АО, чья выручка превышает 800 миллионов рублей в год. В таких организациях дополнительно проводится аудит.

2. Нет необходимости устанавливать лимит наличных средств по кассе. То есть бизнесмен может хранить в кассе любое количество денег.

3. Субъекты МСП обладают преимуществом перед крупными компаниями в процессе приобретения арендованной недвижимости (муниципальной, государственной).

4. Проверки надзорными органами компаний малого и среднего секторов бизнеса происходят по «щадящей» программе - не более 50 часов ежегодно. Микропредприятия инспектируют 15 часов каждый год.

Плановые проверки обязательны, если фирма или ИП ведет деятельность в области здравоохранения, теплоснабжения, образования, энергетики или общественных проектов

Налоговые льготы

Предприятие, попадающее в категорию субъектов МСП, может значительно снизить сумму налоговых отчислений. У существующих льготных систем налогообложения есть определенные условия, при которых их можно применять. Например, патентом (ПСН) юрлица воспользоваться не могут. По остальным режимам - упрощенной системе налогообложения, единому налогу на вмененный доход и единому сельхозналогу - все зависит от соответствия критериям по годовому доходу и численности организации.
Наименование системы налогообложения Лимит годового дохода Количество сотрудников
ЕНВД Не установлен Не более 100
УСН Не более 160 миллионов рублей Не более 100
ПСН (доступна только для ИП) Не более 60 миллионов рублей Не более 15
ЕСХН Доля прибыли от реализации с/х продукции - не меньше 70% от общего дохода Для ИП, предприятий в сфере рыбного хозяйства– до 300 человек, для с/х организаций – не ограничено

В 2016 году в законолательство внесли изменения, благодаря которым власти в российских регионах получили возможность снижать налоговые ставки по ЕНВД и УСН по своему усмотрению. Для единого налога на вмененный доход (ЕНВД) они могут уменьшить ставку с 15 до 7,5%, для УСН – с 7 до 1%. При этом компания или ИП должны без задержек уплачивать страховые взносы во внебюджетные фонды и создать новые рабочие места (расширять шатат).

Налоговые каникулы для МСП

В период с 2015 по 2020 год предприниматели, зарегистрировавшие свою деятельность впервые, вправе снизить налоговую ставку до 0%.

Налоговые каникулы требуют выполнения следующих условий:

  1. выбор ПСН или УСН в качестве системы налогообложения;
  2. документальное оформление компании сроком позднее даты, когда был принят закон о налоговых каникулах в пределах региона;
  3. вид деятельности должен соответствовать списку, зафиксированному в законе, принятом на региональном уровне.
Критерии, позволяющие определить субъекты МСП, в 2018 году не подверглись серьезным изменениям. Российское законодательство по-прежнему дает возможность представителям малого и среднего бизнеса самостоятельно выбирать удобную систему налогообложения и пользоваться льготами.

С 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ). Этот закон регулирует отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

Отметим, что до этого времени действовал Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 88-ФЗ), который утратит силу с момента начала действия Закона N 209-ФЗ.

Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с новым законом претерпело некоторые изменения. Так, к субъектам малого и среднего предпринимательства новым Законом относятся (ст. 4 Закона N 209-ФЗ):

Причем перечисленные выше субъекты должны соответствовать следующим критериям: только для юридических лиц - ограничение 25% суммарной доли участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, а также доли участия юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства. Исключение составляют активы акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов.

Первый критерий - ограничение средней численности работников (вне зависимости от сферы деятельности) за предшествующий календарный год:

  • - для средних предприятий - от 101 до 250 человек;
  • - для малых предприятий - до 100 человек.

Причем среди малых предприятий законодатель выделил микро предприятия, средняя численность работников которых составляет до 15 человек.

Средняя численность работников определяется с учетом всех работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

В Законе N 88-ФЗ средняя численность ставилась в зависимость от сферы деятельности предприятия.

Второй критерий - выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, определяемая в соответствии с нормами НК РФ, или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов), определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухучете, за предшествующий календарный год не должны превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации.

Предельные значения второго критерия отданы на усмотрение Правительства РФ, которое будет своим постановлением определять их для каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса. По словам директора Департамента госрегулирования в экономике МЭРТ РФ Андрея Шарова, такое постановление уже разработано и находится на согласовании. Определены следующие размеры выручки: для микробизнеса - 60 млн. руб., для малого бизнеса - 400 млн. руб., для среднего бизнеса - 1 млрд. руб.

Предельные значения активов будут устанавливаться Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за малыми и средними предприятиями.

Обращаем внимание, что данное положение вступит в силу с 1 января 2010 г. (п. 2 ст. 27 Закона N 209-ФЗ).

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных установленных значений средней численности и показателей выручки, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

Вновь созданные организации и зарегистрированные ИП могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства в течение года, в котором они зарегистрированы, если перечисленные выше показатели не превышают предельных значений со дня их регистрации.

Отдельно стоит отметить, что законодатель сохранил за субъектами малого предпринимательства, получающими поддержку в настоящее время в соответствии с нормами утратившего силу Закона N 88-ФЗ, при их несоответствии новым критериям право на получение ранее оказанной поддержки до 1 июля 2008 г. (п. 3 ст. 27 Закона N 209-ФЗ).

Таким образом, в соответствии с указанным Федеральным законом для отнесения предприятия к малому нужно принимать во внимание три критерия: численность работников и участие других организаций в уставном капитале предприятия и балансовая стоимость активов.

В международной практике для отнесения соответствующих объектов к малым предприятиям используют три показателя: численность работников (обычно до 50 человек), объем продажи продукции и балансовую стоимость имущества. Таким образом, мы приближаемся к международным стандартам.

Законом N 209-ФЗ более детально регламентированы меры, принимаемые в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, к которым, в частности, относятся:

  • - специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
  • - упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
  • - упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;
  • - льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;
  • - особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
  • - меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);
  • - меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • - меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • - иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов Закона N 209-ФЗ меры.

Таким образом, малое предприятие - вновь созданное или действующее предприятие с определенным количественным критерием численности работающих и объема хозяйственного оборота. Малое предприятие обязательно является государственным или арендным, частным или действующим на основе какой-то иной формы собственности. Его деятельность регулируется уставом, утвержденным учредителем. Оно обладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, распоряжается выпускаемой продукцией, прибылью, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, самостоятельно определяет формы, системы и размеры оплаты труда.

Случайные статьи

Вверх