Национальный стандарт рф гост. Национальный стандарт российской федерации гост р

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО

ПО ТЕХНИЧЕСОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ


НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ


ГОСТ Р

(проект, первая редакция)

Арктические операции

Настоящий проект стандарта не подлежит применению до его принятия

Москва

Стандартинформ

201
Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Газпром ВНИИГАЗ» (ООО «Газпром ВНИИГАЗ»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 23 «Техника и технологии добычи и переработки нефти и газа»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от «__» _____ 20__ г. № __
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет

© «Стандартинформ», 2013

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Содержание

1 Область применения………………………………………………………………………..1

3 Термины и определения…………………………………………………………………….5

4 Сокращения………………………………………………………………………………….6

5 Общие положения…………………………………………………………………………..6

6 Проектирование систем эвакуации и спасания персонала……………………………...14

7 Эксплуатация систем эвакуации и спасания персонала……………………………...…18

8 Методы эвакуации персонала…………………………………………………………….20

9 Методы спасания персонал……………………………………………………………….22

10 Средства эвакуации персонала………………………………………………………….24

11 Средства спасания персонала……………………………………………………………37

12 Требования к обучению сил эвакуации …………..…………...…………………….….43

Библиография…………………………………………………………………………………50
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Нефтяная и газовая промышленность

Арктические операции

Эвакуация и спасение персонала

Petroleum and natural gas industries. Offshore production installation. Evacuation and rescue

Дата введения________________г.

1 Область применения

Настоящий стандарт применим к системам эвакуации и спасания персонала морских платформ, эксплуатируемых на акваториях арктических морей, а также других морей России с холодным климатом, гидрометеорологические условия которых аналогичны арктическим.

Настоящий стандарт устанавливает:

Основные цели и задачи системам эвакуации и спасания персонала морских платформ;

Основные требования к проектированию систем эвакуации и спасания;

Основные требования к эксплуатации систем эвакуации и спасания;

Классификацию средств эвакуации и спасания персонала морских платформ;

Основные требования к методам и средствам эвакуации и спасания;

Основные требования к подготовке персонала морских платформ и сил эвакуации.

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.0.002-80 Система стандартов безопасности труда. Термины и определения

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.006-84 Система стандартов безопасности труда. Электромагнитные поля радиочастот. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля

ГОСТ 12.1.018-93 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывобезопасность статического электричества. Общие требования

ГОСТ 12.1.044-89 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

ГОСТ 12.2.007.0-75 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности

ГОСТ 22.0.05-97 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

ГОСТ 22.0.09-97 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Чрезвычайные ситуации на акваториях. Термины и определения

ГОСТ 27.003-90 Надежность в технике. Состав и общие правила задания требований по надежности

ГОСТ 29.05.002-82 Система стандартов эргономических требований и эргономического обеспечения. Индикаторы цифровые знакосинтезирующие. Общие эргономические требования

ГОСТ 10264-82 Арматура светосигнальная. Общие технические условия

ГОСТ 21786-76 Система «Человек-машина». Сигнализаторы звуковые неречевых сообщений. Общие эргономические требования

ГОСТ 21829-76 Система «Человек-машина». Кодирование зрительной информации. Общие эргономические требования

ГОСТ 27900-88 Светильники для аварийного освещения. Технические требования

ГОСТ 31251-2008 Стены наружные с внешней стороны. Метод испытаний на пожарную опасность

ГОСТ 31471-2011 Устройства экстренного открывания дверей эвакуационных и аварийных выходов. Технические условия

ГОСТ Р ИСО 7731-2007 Эргономика. Сигналы опасности для административных и рабочих помещений. Звуковые сигналы опасности

ГОСТ Р ИСО 15544 Нефтяная и газовая промышленность. Морские добычные установки. Реагирование на аварийные ситуации. Основные требования

ГОСТ Р ИСО 19906 (проект) Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения арктического шельфа

ГОСТ 18322-78 Система технического обслуживания и ремонта техники, термины и определения

ГОСТ 21452-88 Системы парашютные. Термины и определения

ГОСТ Р 51330.0-99 Электрооборудование взрывозащищенное. Часть 0. Общие требования

ГОСТ Р 52206-2004 Техника спасательная на акватории. Термины и определения

ГОСТ Р 52265-2004 Спасательные средства экипажей инженерных сооружений, эксплуатируемых на акваториях. Классификация

ГОСТ Р 52638-2006 Средства спасения экипажей инженерных сооружений, эксплуатируемых на акваториях. Общие технические требования

ГОСТ Р 52928-2010 Система спутниковая навигационная глобальная. Термины и определения

ГОСТ Р 53451-2009 Средства спасения экипажей инженерных сооружений, эксплуатируемых на акваториях, коллективные. Технические требования

ГОСТ Р 54596-2011 Средства спасения экипажей инженерных сооружений, эксплуатируемых на акваториях, индивидуальные. Технические требования

ГОСТ Р 54117-2010 Глобальные навигационные спутниковые системы. Морские дифференциальные подсистемы. Навигационная аппаратура потребителей. Технические характеристики, методы и требуемые результаты испытаний

ГОСТ Р 54118-2010 Глобальные навигационные спутниковые системы. Радионавигационные комплексы определения пространственной ориентации потребителей на водном транспорте. Технические характеристики, методы и требуемые результаты испытаний

ГОСТ Р 54119-2010 Глобальные навигационные спутниковые системы. Судовая многосистемная, многоканальная аппаратура потребителей ГНСС ГЛОНАСС/GPS/ГАЛИЛЕО. Технические характеристики, методы и требуемые результаты испытаний

ГОСТ Р 54483-2011 (ИСО 19900:2002) Нефтяная и газовая промышленность. Платформы морские для нефтегазодобычи. Общие требования

ГОСТ Р 55564-2013 Средства подбора людей с поверхности воды при спасании экипажей инженерных сооружений, эксплуатируемых на акваториях. Общие технические требования

ГОСТ Р 55946-2014 Средства спасания экипажей инженерных сооружений, эксплуатируемых на акваториях, индивидуальные. Общие технические условия

ГОСТ Р 50799-95 Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость технических средств радиосвязи к электростатическим разрядам, импульсным помехам и динамическим изменениям напряжения сети электропитания. Требования и методы испытаний

ГОСТ Р 50932-96 Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость оборудования проводной связи к электромагнитным помехам. Требования и методы испытаний

ГОСТ Р МЭК 60945-2007 Морское навигационное оборудование и средства радиосвязи. Общие требования. Методы испытаний и требуемые результаты испытаний

ГОСТ 32455-2013 Глобальная навигационная спутниковая система. Морская навигационная аппаратура потребителей. Приемные устройства. Общие требования, методы и требуемые результаты испытаний

ГОСТ Р ХХХХХХХХ Нефтяная и газовая промышленность. Арктические операции. Обслуживание объектов

ГОСТ Р ХХХХХХХХ Нефтяная и газовая промышленность. Арктические операции. Рабочая среда

ГОСТ Р ХХХХХХХХ Нефтяная и газовая промышленность. Арктические операции. Верхние строения морских платформ

ГОСТ Р ХХХХХХХХ Нефтяная и газовая промышленность. Эвакуация и спасание с морских добычных установок. Термины и определения

ГОСТ Р ХХХХХХХХ Нефтяная и газовая промышленность. Морские добычные установки. Эвакуационные пути и временные убежища. Основные требования

П р и м е ч а н и е – При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины, установленные по ГОСТ 12.0.002, ГОСТ Р 52206, ГОСТ 22.0.05, ГОСТ 22.0.09, ГОСТ 21452, ГОСТ Р XXXX, ГОСТ Р ИСО 15544 и ГОСТ Р 55311, а так же следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 система жизнеобеспечения средства эвакуации : Совокупность средств и мероприятий, обеспечивающих в обитаемом отсеке средства эвакуации поддержание энергомассообмена организма человека с окружающей средой на уровне, необходимом для сохранения его здоровья и работоспособности;

3.2 обитаемый отсек средства эвакуации : Отсек средства эвакуации, предназначенный для обеспечения условий жизнедеятельности человека;

3.3 условия жизнедеятельности в средстве эвакуации: Совокупность параметров среды обитания в средстве эвакуации, поддержание которых обеспечивает сохранение здоровья человека и поддержание его работоспособности на уровне, необходимом для выполнения задач эвакуации и спасания;

3.4 навигационное обеспечение эвакуации/спасания : Комплекс мероприятий проводимых в целях создания и поддержания благоприятных условий для навигации средств эвакуации/спасания;

3.5 посадочная площадка авиационного средства спасания: Участок земли, водной или иной поверхности, пригодный для взлета и посадки авиационного средства спасания;

3.6 специальная подготовка экипажа средства эвакуации: Система мероприятий по подготовке экипажей средств эвакуации к выполнению специальных задач по эвакуации персонала морских платформ с применением специального оборудования, установленного на средстве эвакуации;

3.7 предотвращение обледенения средств эвакуации/спасания: Меры, обеспечивающие защиту поверхностей средств эвакуации/спасения на ограниченный период времени от образования льда и накопления снега;

3.8 удаление обледенения средств эвакуации/спасания: Процедура удаления с поверхностей средств эвакуации/спасения льда, снега или ледяного налета. Эта процедура может выполняться механическими, пневматическими методами или с помощью подогретых жидкостей;

3.9 противообледенительная защита средств эвакуации/спасания : Комплекс мероприятий, включающий процессы удаления и предупреждения обледенения;

3.10 медицинское обеспечение эвакуации : комплекс мероприятий, направленных на охрану здоровья персонала морских платформ и оказание медицинской помощи пострадавшим при проведении мероприятий по эвакуации персонала с морской платформы;

3.11 медицинское обеспечение спасания : комплекс мероприятий, направленных на охрану здоровья персонала морских платформ и оказание медицинской помощи пострадавшим при проведении работ по спасанию персонала морской платформы.

4 Сокращения

В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

ВУ – временное убежище;

ГГ – горючий газ;

ГЖ – горючая жидкость;

ГСМ – горюче-смазочные материалы;

ГЛОНАСС - глобальная навигационная спутниковая система;

ГМССБ – глобальная морская система связи при бедствии;

ЛВЖ – легковоспламеняющаяся жидкость;

МП – морская платформа;

МДУ – морская добычная установка;

ОВКВ – обогрев, вентиляция и кондиционирование воздуха;

ПО – программное обеспечение;

ПБУ – плавучая буровая установка;

РС – Российский морской регистр судоходства;

РЛЭ руководство по лётной эксплуатации;

СУДС служба управления движением судов;

АAРБ авиационный аварийный радиобуй-указатель местоположения;

АРБ морской аварийный радиобуй-указатель местоположения;

РЛО радиолокационный поисково-спасательный ответчик;

СОЛАС Международная конвенция об охране человеческой жизни на море.

5 Общие положения

5.1 Основными целями системы эвакуации и системы спасания персонала МП являются:

Сохранение жизни и здоровья персонала МП при инцидентах, авариях и чрезвычайных ситуациях;

Предотвращение загрязнения природной среды в результате аварий на МП;

Минимизация ущерба, вызванного авариями на МП, и сокращение сроков ликвидации их последствий.

5.2 Основными задачами системы эвакуации персонала МП являются:

Планирование мероприятий по эвакуации персонала МП;

Управление эвакуацией персонала МП;

Обеспечение готовности сил и средств эвакуации МП;

Обеспечение готовности путей эвакуации и ВУ МП;

Обеспечение готовности персонала МП к действиям при эвакуации;

Материальное обеспечение эвакуации персонала МП;

Перемещение пострадавших в результате аварии на МП в средства эвакуации;

Навигационное обеспечение эвакуации;

Медицинское обеспечение эвакуации;

Взаимодействие с береговым штабом по оказанию помощи МП при аварийной ситуации;

Взаимодействие с морским спасательно-координационным центром, а также другими организациями обеспечивающими помощь с берега.

5.3 Планирование мероприятий по эвакуации персонала МП

5.3.1 Планирование мероприятий по эвакуации персонала МП должно предусматривать:

Разработку планов эвакуации персонала МП;

Регулярное обновление и корректировку планов эвакуации персонала МП, с учётом практического опыта проведения мероприятий по эвакуации персонала МП в аналогичных условиях, а также опыта проведении учений на МП.

5.3.2 Планирование мероприятий по эвакуации персонала МП должно быть направлено на обеспечение наиболее эффективного и согласованного использования сил и средств эвакуации.

5.3.3 Разработка плана эвакуации персонала МП, должна включать следующие этапы:

Оценка возможных условий эвакуации;

Выбор методов эвакуации;

Выбор средств эвакуации;

Планирование мероприятий по эвакуации;

Оценка ориентировочного необходимого времени на эвакуацию.

5.3.4 Планы эвакуации персонала МП должны:

Удовлетворять требованиям международных и национальных документов, регламентирующих обеспечение охраны человеческой жизни на море;

Охватывать все этапы эвакуации;

Учитывать характеристики средств эвакуации;

Согласовываться с действующим документами, разработанными для целей спасания персонала МП;

Учитывать гидрометеорологические условия в районе размещения МП и возможное состояние путей эвакуации МП на период проведения эвакуации;

Представляться в форме, обеспечивающей удобство использования и контроля.

5.3.5 План эвакуации персонала МП должен содержать следующие сведения:

Распределение организационных функций и ответственности между участниками эвакуации персонала МП;

Описание основных видов взаимодействия сил эвакуации и способов осуществления связи между ними;

Описание методов эвакуации;

Перечень и характеристики применяемых средств эвакуации;

Места размещения средств эвакуации;

Характеристика ВУ и места их размещения на МП;

Расположение и характеристики путей эвакуации.

5.4 Обеспечение готовности сил эвакуации

5.4.1 Обеспечение готовности сил эвакуации должно предусматривать:

Создание системы подготовки аварийно-спасательных формирований и экипажей средств эвакуации МП направленной на освоение технологий, приемов и способов эвакуации с МП;

Создание системы подготовки персонала МП к действиям при эвакуации;

Оснащение аварийно-спасательных формирований необходимым имуществом и средствами связи;

Проверку готовности сил эвакуации путем проведения систематических тренировок и учений.

5.4.2 Элементами системы подготовки аварийно-спасательных формирований являются:

Профессиональный отбор;

Обучение;

Тренировки;

Обмен опытом между участниками эвакуации персонала МП в арктических условиях;

Формирование коллектива (команд, партий) для их совместной деятельности.

5.4.3 Общие требования к профессиональному отбору по ГОСТ Р XXX … Рабочая среда.

5.5 Обеспечение готовности средств эвакуации должно предусматривать:

Техническое обслуживание средств эвакуации;

Регулярные проверки работоспособности;

Выполнение своевременного ремонта/замены неисправных узлов и механизмов;

Контроль технического состояния средств эвакуации соответствующим органом государственного контроля;

Подготовку средства эвакуации к применению;

Заправку топливом, маслом, жидкостями и газами;

Защиту средств эвакуации от поражающих факторов аварии на МП.

5.6 Общие требования к подготовке экипажей средств эвакуации изложены в разделе 12.

5.7 Обеспечение готовности персонала МП к действиям при эвакуации должно предусматривать:

Создание эффективной системы подготовки персонала МП;

Оснащение персонала МП средствами индивидуальной защиты и средствами связи;

Проверку готовности персонала МП путем проведения систематических тренировок и учений.

5.7.1 Элементами системы подготовки персонала МП к действиям при эвакуации являются:

Профессиональный отбор;

Обучение;

Тренировки;

5.7.2 Общие требования к профессиональному отбору по ГОСТ Р XXX … Рабочая среда.

5.7.3 Общие требования к обучению персонала МП к действиям по эвакуации изложены в разделе 12.

5.8 Материальное обеспечение эвакуации персонала МП должно предусматривать:

Прогнозирование и определение потребности в материальных средствах;

Организация выдачи материальных средств непосредственным потребителям;

Обеспечение персонала аварийным запасом пищи и воды в соответствии с физиологическими нормами, с учетом объема и интенсивности выполняемых работ при эвакуации и спасании, а также арктических климатических условий;

Дополнительное обеспечение эвакуируемого персонала средствами предотвращения гипотермии.

5.9 Перемещение пострадавших в результате аварии на МП в средства эвакуации должно обеспечиваться следующими мерами:

Обеспечением средствами транспортировки пострадавших;

Подготовкой пострадавших к транспортировке;

Обеспечение защиты пострадавших от действия поражающих факторов аварии на МП;

Обеспечение защиты пострадавших от негативных факторов окружающей среды;

Погрузка пострадавших в средства эвакуации.

5.10 Навигационное обеспечение эвакуации должно предусматривать:

Оснащение МП средствами навигации;

Эксплуатационное обслуживание средств навигации;

Обеспечение устойчивой работы средств навигации в условиях аварийной ситуации на МП.

5.11 Медицинское обеспечение эвакуации

5.11.1 Медицинское обеспечение эвакуации должно предусматривать следующие мероприятия:

Подготовку мест для размещения и оказания экстренной медицинской помощи (первой помощи) пострадавшим в результате аварии на МП во ВУ и средствах эвакуации;

Создание запасов средств оказания экстренной медицинской помощи (первой помощи) и медикаментов в соответствие с установленными нормами в местах размещения пострадавших;

Хранение, учет и контроль качества средств оказания экстренной медицинской помощи (первой помощи) и медикаментов;

Определение лиц, ответственных за оказание первой медицинской помощи в аварийных ситуациях и передачу информации об уже оказанной медицинской помощи перед дальнейшей транспортировкой пострадавших;

Хранение, учет и контроль использования сильнодействующих и психотропных медицинских препаратов с указанием ответственных лиц, имеющих право на их применение для оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

Сортировка пострадавших от аварии на МП;

Оказание экстренной медицинской помощи (первой помощи) пострадавшим;

Регистрация пострадавших;

Подготовку пострадавших к транспортировке в медицинские организации для оказания специализированной медицинской помощи.

5.11.2 Подготовка мест для размещения и оказания экстренной медицинской помощи (первой помощи) пострадавшим в результате аварии на МП во ВУ должна предусматривать создание соответствующим образом оборудованных зон:

Зоны сбора пострадавших;

Зоны сортировки пострадавших;

Зоны оказания экстренной медицинской помощи (первой помощи);

Зоны подготовки пострадавших к транспортировке.

5.12 Основными задачами система спасания персонала МП являются:

Приём, подтверждение и ретрансляция аварийных оповещений (сигнала об аварии) с МП;

Уведомление полномочных государственных органов об аварии на МП;

Планирование работ по спасанию персонала МП;

Управление работами по спасанию персонала МП;

Обеспечение взаимодействия с органами государственной власти;

Обеспечение готовности сил и средств спасания;

Обеспечение готовности персонала МП к действиям при спасании;

Обеспечение готовности персонала МП к действиям после эвакуации и к выживанию в условиях автономного существования;

Материальное обеспечение спасания;

Обеспечение снабжения спасательным оборудованием и средствами жизнеобеспечения персонала МП после эвакуации на лёд/берег;

Перемещение пострадавших в результате аварии на МП в лечебные учреждения;

Информационное обеспечение спасания;

Навигационное обеспечение спасания;

Медицинское обеспечение спасания;

Информирование общественности и средств массовой информации о ходе проведения работ по спасанию персонала МП;

Совершенствование методов и средств спасания.

5.13 Орган, осуществляющий управление эвакуацией и спасанием персонала МП, должен:

Регистрировать оперативную информацию;

Предоставлять оперативную информацию экипажам средств спасания и членам аварийно-спасательных формирований;

Вести в хронологическом порядке учет всех предпринимаемых действий;

Определять приоритетность задач;

Уведомлять полномочные государственные органы;

Вести взаимодействие с органами государственной власти;

Корректировать план проведения спасательных работ с учетом условий внешней среды и осуществлять постоянное информирование аварийно-спасательных формирований о корректировках плана проведения спасательных работ;

Планировать маршруты движения средств спасания;

Контролировать состояние системы связи;

Анализировать гидрометеорологическую обстановку в районе проведения работ по спасанию персонала МП, в местах базирования средств спасания и на маршрутах движения средств спасания, информировать экипажи средств спасания об ее изменениях;

Контролировать местонахождение и степень готовности дежурных спасательных сил и средств;

Принимать решение о вовлечении дополнительных сил и средств сторонних организаций, находящихся в районе аварийной ситуации или в непосредственной близости от него.

5.14 Планирование работ по спасанию персонала МП

5.14.1 Планирование работ по спасанию персонал МП должно предусматривать:

Разработку плана проведения спасательных работ;

Регулярное обновление и корректировку планов проведения спасательных работ с учётом практического опыта проведения спасательных работ в аналогичных условиях, а также опыта проведении учений на МП.

5.14.2 Разработка плана проведения спасательных работ должна включать следующие этапы:

Оценку возможных условий спасания;

Выбор методов спасания;

Выбор средств спасания;

Деление района проведения работ по спасанию персонала МП на подрайоны, и распределение по подрайонам сил и средств спасания;

Планирование действий в районе (подрайоне) проведения работ по спасанию персонала МП;

Оценку рисков загрязнения окружающей среды при различных вариантах аварий, разработку мер по их снижению и обеспечению минимизации последствий возможных загрязнений.

5.14.3 План проведения спасательных работ должен:

Удовлетворять требованиям международных документов, регламентирующих обеспечение охраны человеческой жизни на море;

Охватывать весь период проведения работ по спасанию персонал МП;

Учитывать все сценарии аварийных ситуаций на МП;

Учитывать характеристики действующей системы эвакуации персонала с МП;

Согласовываться с действующим планом эвакуации персонала с МП;

Представляться в форме, обеспечивающей удобство использования.

5.14.4 План проведения спасательных работ в общем случае должен содержать следующие сведения:

Распределение организационных функций и ответственности между участниками спасания персонала МП;

Права участников спасания персонала МП;

Описание способов проведения работ по спасанию персонала МП;

Привлекаемые средства спасания и места их дислокации;

Маршруты движения средств спасания в район проведения работ по спасанию персонала МП;

Возможные передислокации средств спасания, вызванные изменениями метеорологической или ледовой обстановкой;

Перечень используемого спасательного оборудования, его размещение и порядок применения;

Способы доставки спасательного оборудования в район проведения работ по спасанию персонал МП;

Методы аварийного оповещение морских и воздушных судов, находящихся или следующих в район проведения работ по спасанию персонал МП;

Возможные места размещения персонала МП после аварии;

Порядок получения метеосводок и прогнозов погоды;

Методы наведения авиационных спасательных средств;

Меры по взаимодействию с заинтересованными ведомствами, органами организации воздушного и морского движения, навигационной поддержки, лоцманской проводки, СУДС и портовыми службами;

Другие необходимые сведения.

5.15 Обеспечение готовности персонала МП к действиям после эвакуации и к выживанию в условиях автономного существования

5.15.1 Обеспечение готовности персонала МП к действиям после эвакуации и к выживанию в условиях автономного существования должно предусматривать:

Создание эффективной системы подготовки персонала к действиям после эвакуации и к выживанию в условиях автономного существования;

Оснащение средствами жизнеобеспечения в условиях автономного существования.

5.15.2 Элементами системы подготовки персонала МП к действиям по выживанию в условиях автономного существования после эвакуации являются:

Профессиональный отбор;

Обучение.

5.15.3 Общие требования к профессиональному отбору по ГОСТ Р XXX … Рабочая среда

5.15.4 Общие требования к обучению персонала МП действиям по выживанию в условиях автономного существования после эвакуации изложены в разделе 12.

5.16 Материальное обеспечение спасания должно предусматривать:

Прогнозирование и определение потребности в материальных средствах при проведении работ по спасанию персонала МП;

Создание запасов материальных средств, в соответствии с установленными нормами;

Хранение, учёт и контроль качества материальных средств;

Организацию выдачи материальных средств непосредственным потребителям;

Организацию доставки средств материального обеспечения в район проведения работ по спасанию персонала МП.

5.17 Обеспечение спасательным оборудованием и средствами жизнеобеспечения персонала МП после эвакуации на лёд/берег должно предусматривать:

Комплекс мероприятий по подготовке спасательного оборудования и средств жизнеобеспечения к транспортировке в район проведения работ по спасанию персонала МП;

Обеспечение готовности транспортных средств доставки спасательного оборудования и средств жизнеобеспечения;

Доставка спасательного оборудования и средств жизнеобеспечения в район проведения работ по спасанию персонала МП.

5.18 Медицинское обеспечение спасания

5.18.1 Медицинское обеспечение спасания должно предусматривать следующие мероприятия:

Подготовку мест для размещения и оказания экстренной медицинской помощи (первой помощи);

Создание запасов средств оказания экстренной медицинской помощи (первой помощи) и медикаментов в соответствии с установленными нормами в местах размещения пострадавших;

Организация дистанционных консультаций с использованием IT-технологий (при необходимости);

Организацию учета и хранения средств оказания экстренной медицинской помощи (первой помощи) и медикаментов;

Оказание экстренной медицинской помощи (первой помощи);

Подготовку пострадавшего к транспортировке в медицинские организации для оказания специализированной медицинской помощи;

Транспортировку пострадавших в медицинские организации для оказания специализированной медицинской помощи.

5.18.2 Транспортировка пострадавших в результате аварии на МП в медицинские организации должна предусматривать:

Погрузку и размещение пострадавших в средствах спасания;

Контроль состояния пострадавших при транспортировке в средствах спасания;

Оказание экстренной медицинской помощи (первой помощи) при транспортировке в средствах спасания.

5.19 Информационное обеспечение спасания должно предусматривать:

Обеспечение климатическими данными статистически обработанными и систематизированными за ряд лет сведениями о гидрометеорологическом режиме в районе проведения работ по спасанию персонал МП и на маршрутах движения спасательных средств;

Обеспечение погодными данными сведениями о реальной гидрометеорологической обстановке в районе проведения работ по спасанию персонала МП и на маршрутах движения средств спасания, а также прогноз изменения гидрометеорологической обстановки на промежуток времени, в течение которого осуществляется работы по спасанию персонала МП;

Обеспечение навигационными рекомендациями, предупреждениями о неблагоприятных и об опасных гидрометеорологических явлениях, воздействие которых может привести к гибели людей, повреждению средств спасания и существенному снижению эффективности работ по спасанию персонала МП.

    Приложение А (обязательное). Годовой отчет секретариата технического комитета Приложение Б (обязательное). Бизнес-план технического комитета Приложение В (обязательное). Форма для представления перечня действующих национальных (межгосударственных) и международных (региональных) стандартов в области деятельности технического комитета Приложение Г (обязательное). Форма заявления о создании технического комитета Приложение Д (обязательное). Форма для представления замечаний по проекту национального (межгосударственного) стандарта Приложение Е (обязательное). Форма для представления замечаний по проекту международного (регионального) стандарта (исключено)

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 1.1-2005
"Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Порядок создания и деятельности"
(утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. N 537-ст)

С изменениями и дополнениями от:

Standardization in the Russian Federation. Technical committees for standardization.
Order of creation and activity

Введен впервые

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Введение

Технические комитеты по стандартизации действуют во многих промышленно развитых странах и являются, по своей сути, форумами, свободный доступ к которым имеют все предприятия и организации, в той или иной степени заинтересованные в развитии работ по национальной, региональной и международной стандартизации. Широкое представительство в технических комитетах по стандартизации организаций, являющихся непосредственными участниками рынка продукции и услуг, обусловливает рыночный характер принимаемых ими решений, а сотрудничество в них наиболее прогрессивных в научно-техническом и экономическом отношении предприятий способствует высокому уровню разрабатываемых документов.

Механизм ответственности за результаты деятельности технических комитетов по стандартизации устанавливается настоящим стандартом посредством привлечения к работе в них экспертов по стандартизации. Обязательства этического характера, которые принимает на себя лицо при получении сертификата эксперта по стандартизации, позволяют техническому комитету по стандартизации осуществлять деятельность в интересах национальной экономики в целом, а не отдельных предприятий и групп.

1. Область применения

Настоящий стандарт устанавливает порядок организации и основные функции технических комитетов по стандартизации (далее - ТК), требования к секретариату , председателю, ответственному секретарю и членам ТК, порядок регистрации и контроля деятельности ТК национальным органом по стандартизации.

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и классификаторы:

3.1.3 эксперт (по стандартизации) : Специалист, который обладает компетентностью, необходимой для проведения экспертизы проектов стандартов, и имеет сертификат соответствия эксперта в системе добровольной сертификации персонала, зарегистрированной Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

Примечание - Согласно настоящему стандарту к экспертам (по стандартизации) могут быть отнесены специалисты национального органа по стандартизации, специалисты - члены технических комитетов, а также специалисты, имеющие длительный опыт работы в организациях, функционирующих в области стандартизации, если эти специалисты уполномочены для осуществления деятельности в качестве экспертов по стандартизации национальным органом по стандартизации в установленном порядке.

Информация об изменениях:

Свой почтовый и юридический адрес;

Организационную форму;

Фамилию, имя и отчество руководителя;

Фамилию, имя и отчество полномочного представителя с указанием номеров телефона и факса, а также адреса электронной почты;

Сведения о квалификации специалистов в области деятельности ТК.

Члены ТК - частные лица сообщают в секретариат:

Фамилию, имя и отчество;

Почтовый адрес с указанием номера телефона, а также адрес электронной почты (при наличии);

Сведения о квалификации в области деятельности ТК.

Член ТК должен в течение пяти дней известить секретариат об изменении реквизитов организации (частного лица) и/или замене своего полномочного представителя. Раз в два года секретариат проводит перерегистрацию членов ТК в целях актуализации базы данных и подтверждения организациями намерения продолжать свою работу в ТК.

Член ТК имеет право выйти из его состава, письменно уведомив об этом секретариат.

5.2 Представители организации - члена технического комитета

Организация участвует в работе ТК через своих сотрудников: полномочного представителя, экспертов .

Полномочный представитель осуществляет связь своей организации с секретариатом ТК . Он получает всю корреспонденцию, рассылаемую секретариатом, и несет ответственность за своевременную передачу материалов сотрудникам организации для дальнейшей работы или в секретариат, участвует в заседаниях ТК и голосует от имени своей организации.

Полномочный представитель должен иметь письмо-доверенность, подписанное руководителем организации - члена ТК, для принятия решения по финансовым вопросам, обсуждаемым на заседании ТК.

Примечание - В заседании ТК может участвовать делегация от организации - члена ТК. В этом случае должно быть определено лицо, голосующее от имени организации.

5.3 Права и обязанности членов технического комитета

Обеспечивать участие своих представителей в работе ТК;

Добиваться принятия решений ТК на основе консенсуса;

Не осуществлять действий, способных дискредитировать идеи и цели национальной стандартизации;

Давать заключение на проекты стандартов и изменений действующих стандартов по тематике ТК, присылаемые секретариатом ТК, в установленные им сроки, либо сообщать о незаинтересованности члена ТК в применении рассматриваемого стандарта.

Невыполнение членом ТК принятых обязательств дает право секретариату направить в его адрес предупреждение. В случае если член ТК будет и в дальнейшем отступать от своих обязательств, на общем заседании ТК может быть принято решение о его исключении из состава ТК.

Обязанности члена ТК в отношении работ, проводимых по специальным проектам, должны быть определены при организации работ по этим проектам.

6. Председатель технического комитета

Организация, на базе которой создается секретариат ТК, предлагает членам ТК на рассмотрение кандидатуру на пост председателя ТК. Кандидатура на пост председателя ТК может также предлагаться на рассмотрение другими членами ТК. Решение членов ТК по кандидатуре председателя ТК должно быть утверждено национальным органом по стандартизации.

Председателя ТК избирают из числа специалистов, которые имеют общепризнанный авторитет в области деятельности ТК, работы (публикации) либо иные заслуги в этой области. Председатель организует совместно с секретариатом и членами ТК разработку стратегии деятельности, заседания ТК, экспертизу проектов стандартов.

Председатель сообщает о созданных подкомитетах в для внесения информации в АИС "Технические комитеты".

Председатель представляет ТК во всех государственных и общественных организациях и несет ответственность по всем вопросам, входящим в компетенцию ТК, включая актуализацию информации.

7. Секретариат технического комитета

Организация разработки проектов стандартов и других документов по стандартизации для их рассмотрения, согласования, принятия (утверждения) и регистрации;

Ведение делопроизводства и отчетности в соответствии с действующими положениями;

Организация выполнения аутентичных переводов материалов, необходимых для работы;

Организация ведения фонда документов по закрепленной за ТК тематике.

Секретариат должен располагать следующими техническими и информационными ресурсами:

Оргтехникой (компьютер, копировальный аппарат, сканер) и лицензионным или открытым программным обеспечением для создания и распространения документов;

Доступом к глобальной сети Интернет и АИС, разрабатываемым и поддерживаемым национальным органом по стандартизации;

Средствами коммуникации (телефон, факс, электронная почта);

Библиотекой стандартов (национальных, межгосударственных, международных, региональных, зарубежных стран) в области деятельности ТК , в том числе основополагающими стандартами и другими нормативными документами национального органа по стандартизации, определяющими правила организации и проведения работ в области национальной и межгосударственной стандартизации;

Директивами ИСО/МЭК;

Другими ресурсами, позволяющими организовывать (самостоятельно или с помощью других организаций) и проводить заседания ТК.

Обязанности секретариата включают в себя:

Проверку правильности оформления документов, представленных разработчиком, включая проекты стандартов, пояснительные записки, сводки отзывов, экспертные заключения в шаблонах и формах АИС;

Распространение документов (как правило, по электронной почте или через сайт) среди членов ТК и по запросам заинтересованных лиц и представление документов, включая отчетные, в национальный орган по стандартизации (см. таблицу 1);

Таблица 1 - Основные документы, рассылаемые секретариатом членам ТК и направляемые в национальный орган по стандартизации

Вид документа

Срок представления

Годовой отчет за прошедший год

Члены ТК, национальный орган по стандартизации

В 1-м квартале текущего года

Повестка заседания ТК

Члены ТК, национальный орган по стандартизации

За 1 месяц до заседания

За 2 недели до заседания

Решения заседания ТК, протоколы согласительных совещаний

В течение двух недель после заседания

Предложения в ПРНС

Национальный орган по стандартизации

Устанавливается национальным органом по стандартизации

Проекты стандартов, экспертные заключения

Национальный орган по стандартизации

В рабочем порядке

ПРНС на текущий год

В течение двух недель после принятия

* В начале каждого года осуществляют корректировку бизнес-плана, исключая устаревшую информацию и дополняя его новыми сведениями.

Подготовку предложений в ПРНС и участие в работах по межгосударственной стандартизации;

Проверку выполнения разработчиком стандарта установленных законами и основополагающими документами национальной системы стандартизации процедур;

Разработку бизнес-плана ТК;

Ввод данных в АИС национального органа по стандартизации;

Организацию взаимодействия с другими ТК и организациями, проводящими работу по стандартизации и техническому регулированию;

Организацию переводов на русский язык (и обеспечение их технического редактирования) международных стандартов, относящихся к области деятельности ТК, и представление их в Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов;

Оформление решений ТК с позицией Российской Федерации по проектам международных стандартов.

После этого организация подает заявление о регистрации ТК по форме приложения Г в национальный орган по стандартизации вместе с оригиналами писем от организаций, выражающих поддержку создания ТК и согласие участвовать в его работе.

Национальный орган по стандартизации рассматривает поступившее заявление и принимает решение о регистрации ТК.

Отказ в регистрации возможен по следующим основаниям:

ТК с областью деятельности, аналогичной заявленной, уже существует;

Обоснования целесообразности работ по стандартизации в данной области и возможности привлечения к ним ресурсов, изложенные в бизнес-плане, недостаточны;

К заявлению не приложен необходимый комплект документов (бизнес-план, перечень национальных и межгосударственных стандартов в области деятельности ТК, письма организаций в поддержку создания ТК), заявление выполнено не по форме приложения Г или в нем приведены не все сведения, установленные в форме приложения Г;

У национального органа по стандартизации имеются обоснованные сомнения в том, что организация, претендующая на ведение секретариата, способна обеспечить равный учет интересов всех членов ТК.

Оформление создания ТК (регистрация), закрепление за ним объектов стандартизации (областей деятельности), утверждение председателя и ответственного секретаря, утверждение структуры и состава ТК осуществляют приказом национального органа по стандартизации.

Обозначение ТК включает в себя буквы "ТК", идентификационный номер и наименование. Краткое обозначение включает в себя буквы "ТК" и идентификационный номер.

Сведения о ТК вносят в АИС "Технические комитеты" национального органа по стандартизации. Информацию о создании ТК публикуют в печатных органах национального органа по стандартизации и на его сайте.

9. Заседания технического комитета

Решения ТК принимают, как правило, путем заочного голосования (или голосования по переписке), организуемых его секретариатом.

Решение по любому вопросу может быть принято голосованием по переписке (заочным голосованием с помощью бюллетеней) или с использованием других электронных средств (например, телеконференций).

Заседания ТК проводятся по мере необходимости по решению председателя ТК и секретариата ТК. Организации - члены ТК могут предложить рассмотреть какой-либо вопрос на заседании ТК. Для этого член ТК - инициатор проведения заседания должен направить председателю ТК письмо с соответствующим мотивированным предложением. Секретариат ТК извещает всех членов ТК о поступившем предложении. Заседание проводится в том случае, если его проведение поддержало более 1/2 списочного состава ТК. Кворум для проведения заседания ТК составляет 2/3 списочного состава ТК. При отсутствии кворума голосование проводится по переписке (в том числе электронным голосованием).

За проведение заседания по какому-либо вопросу должно быть организовано голосование среди всех членов ТК.

Секретариат извещает членов ТК о дате и месте проведения заседания и рассылает повестку заседания (или размещает ее на своем сайте) не позднее чем за месяц до начала заседания.

Если на заседании предполагают обсудить документы (включая проекты стандартов), разосланные секретариатом членам ТК для получения заключений (отзывов), заседание не должно начинаться ранее чем через две недели после оповещения секретариатом членов ТК о полученных заключениях и рассылки сводки отзывов.

Для участия в заседании член ТК направляет своего полномочного представителя или формирует делегацию и назначает руководителя делегации, который имеет право голосовать от имени организации. Информацию о составе делегации и ее руководителе направляют в секретариат не менее чем за неделю до начала заседания.

В случае если председатель ТК не может по каким-либо причинам вести заседание, председателя замещает назначенное им лицо. В обязанности ведущего заседание входит обеспечение права каждого участника на изложение своей точки зрения.

При необходимости рассмотрения на заседании проектов стандартов рекомендуется в начале заседания проводить собрания рабочих групп из заинтересованных представителей для обсуждения каждого проекта, чтобы на заключительном заседании принять по ним окончательное решение. Рассмотрение рекомендуется проводить с участием всех экспертов , назначенных по данному проекту.

Участники заседания должны прилагать все усилия, чтобы решения заседания - особенно по проектам национальных и межгосударственных стандартов - были приняты на основе консенсуса. Для формального принятия решения по всем вопросам, за исключением голосования по проектам стандартов, достаточно простого большинства голосов членов ТК , принявших участие в заседании, каждый из которых имеет при голосовании один голос независимо от численности его делегации.

Перед процедурой принятия решений секретариат должен обеспечить всех членов ТК письменными проектами решений. Если в ходе обсуждения в проект решения было внесено изменение, ведущий заседание должен четко огласить окончательный вариант, выносимый на голосование, и дать возможность всем участникам голосования внести в текст необходимые правки.

Заседания ТК являются открытыми, т.е. в них могут принимать участие представители любых организаций и любые физические лица, в частности подавшие замечания по проектам стандартов в период их публичного обсуждения. Для этого они должны не менее чем за неделю до начала заседания поставить в известность секретариат о своем намерении участвовать в заседании. Представители этих организаций не могут участвовать в голосовании.

Мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта национального стандарта принимается квалифицированным большинством голосов членов ТК, мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта предварительного национального стандарта принимается простым большинством голосов членов ТК. При равенстве голосов членов ТК принятым считается предложение об утверждении проекта предварительного национального стандарта.

Примечание - Квалифицированное большинство - большинство в 2/3 голосов членов ТК.

10. Апелляции

Апелляция может быть подана в национальный орган по стандартизации любым юридическим или физическим лицом в отношении:

Поданная апелляция должна быть максимально аргументирована и документирована в целях повышения объективности ее рассмотрения.

В случае подачи апелляции национальный орган по стандартизации назначает лицо, ответственное за ее рассмотрение (не позднее одного месяца после ее получения). Для рассмотрения апелляции приглашают представителя организации или физическое лицо, подавшее апелляцию, председателя и ответственного секретаря ТК. При необходимости к рассмотрению апелляции могут быть привлечены независимые специалисты. Решение, принятое при рассмотрении апелляции национальным органом по стандартизации, является окончательным. обеспечивает поддержание на современном уровне фонда национальных (межгосударственных) стандартов в своей области деятельности через разработку новых стандартов, пересмотр действующих стандартов или внесение в них изменений и отмену устаревших стандартов.

Правила осуществления отмены национального стандарта установлены в разделе 6 ГОСТ Р 1.2, прекращения применения в Российской Федерации межгосударственных стандартов - в разделе 9 ГОСТ Р 1.8.

Если несколько ТК указали один и тот же национальный (межгосударственный) стандарт как относящийся к их области деятельности, отмена его возможна только при получении согласия всех заинтересованных ТК. ТК, инициировавший отмену стандарта, несет ответственность за оповещение всех заинтересованных ТК.

Пересмотр и/или изменение стандарта, относящегося к области деятельности ТК, могут быть инициированы по предложению другого ТК. Секретариат обязан отслеживать предложения других ТК в своей области деятельности, чтобы обеспечить экспертизу разрабатываемого стандарта или изменения.

11.1.3 Долгосрочная программа разработки стандартов

Экспертиза (научно-техническая, терминологическая, метрологическая, правовая и др.) предусматривает оценку проекта стандарта на соответствие законам Российской Федерации, требованиям национальных, в том числе основополагающих, стандартов, в частности относящимся к метрологии, применяемой терминологии, правилам построения, изложения и оформления стандартов. Результаты экспертизы оформляют соответствующим документом и используют для доработки проекта стандарта.

По результатам экспертизы проекта стандарта ТК готовит мотивированное предложение (заключение ТК) об утверждении или отклонении рассматриваемого документа и направляет его в национальный орган по стандартизации.

ТК , он может принять участие в проведении экспертизы проекта технического регламента в составе экспертной комиссии. Состав экспертной комиссии утверждается федеральным органом исполнительной власти.

12. Контроль деятельности технических комитетов национальным органом по стандартизации

Национальный орган по стандартизации контролирует деятельность ТК через отчетные документы, представляемые секретариатом (см. таблицу 1), а также через соответствующие АИС, формирующие отчетность по заполняемым формам и вкладываемым документам. При отсутствии в течение двух лет предложений от ТК по разработке, пересмотру или изменению стандартов по закрепленной за ним области деятельности национальный орган по стандартизации рассматривает целесообразность сохранения или расформирования ТК и передачи его тематики другому ТК.

В целях информационной поддержки деятельности секретариатов ТК национальный орган по стандартизации обеспечивает им доступ к следующим документам и базам данных:

Приказам национального органа по стандартизации;

Нормативным документам, устанавливающим правила работ по стандартизации в Российской Федерации;

АИС "Программа разработки национальных стандартов", "Разработка стандартов", "Разработка международных стандартов", "Технические комитеты", общероссийским классификаторам ОК (МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96) 001 , ОК 002 , ОК 004 , ОК 005 ;

Национальным, межгосударственным, международным и, по возможности, региональным стандартам в области деятельности ТК.

Секретариат и члены ТК не могут издавать и (или) распространять документы, полученные от национального органа по стандартизации, если с ним не заключено соответствующее соглашение.

______________________________ Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Национальный (государственный) стандарт - стандарт , принятый органом по стандартизации государства-члена Евразийского экономического союза :п. 2 . В более широком смысле: стандарт, принятый национальным органом по стандартизации любого государства и доступный широкому кругу пользователей . В России стандарт, принятый национальным (компетентным) органом (организацией) по стандартизации иного государства носит название «стандарт иностранного государства» .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ National Standard Examination in chemistry 2012-2013 (Organic chemistry questions) part 1

    ✪ National Standard of Competency for Architects

Субтитры

Органы по стандартизации

Индекс страна национальный орган по стандартизации
AZS Азербайджан Азербайджанский государственный комитет по стандартизации, метрологии и патентам
АСТ Армения Управление стандартизации, метрологии и сертификации при Правительстве Республики Армения (Армгосстандарт)
СТБ Беларусь Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь
Грузия ЮЛПП Национальное Агентство стандартов и метрологии (Грузстандарт)
СТ РК Казахстан Комитет технического регулирования и метрологии Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан (Госстандарт Республики Казахстан)
КМС Киргизия Национальный институт стандартов и метрологии Кыргызской Республики (Кыргызстандарт)
SM Молдавия Департамент стандартизации и метрологии (Молдовастандарт)
ГОСТ Р (ГОСТ РФ), ПНСТ, РСТ Россия Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
Таджикистан Агентство по стандартизации, метрологии, сертификации и торговой инспекции при Министерстве экономики и торговли (Таджикстандарт)
ТДС Туркменистан Главная государственная служба Туркменистана «Туркменстандартлары» (Главгосслужба «Туркменстандартлары»)
ТСТУ Узбекистан Узбекское агентство стандартизации, метрологии и сертификации при Кабинете Министров Республики Узбекистан (Узстандарт)
ДСТУ Украина Государственный комитет Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики (Госпотребстандарт Украины)
DIN Германия Deutsches Institut für Normung
Великобритания
JIS Япония Комитет по промышленным стандартам Японии
ANSI США

США

Стандарт признается национальным после утверждения . В случае, если принятый стандарт не проходил утверждения ANSI, он является отраслевым стандартом, имеющим более узкое применение. Такие стандарты на практике также именуются как «de facto standards». Добровольный стандарт (как имеющий, так и не имеющий статус национального) может стать обязательным (mandatory standard) в случае решения уполномоченным органом власти либо на федеральном уровне, либо на уровне штата. Статус обязательного стандарт приобретает с момента его публикации в Федеральном регистре (Federal Register) .

Россия

В России национальные стандарты имеют добровольное применение :Ст. 4 . за исключением применения стандартов для оборонной продукции и для защиты сведений, составляющих государственную тайну или иную информацию ограниченного доступа :Ст. 6 . Также обязательны для применения документы по стандартизации, включённые в определённый Правительством Российской Федерации перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации . Обязательность применения документов по стандартизации устанавливается только законом «О стандартизации в Российской Федерации» :Ст. 2 , при этом применение документов по стандартизации для целей технического регулирования устанавливается в соответствии с законом «О техническом регулировании» :Ст. 5 .

Документы по стандартизации:

Разработчиком документов национальной системы стандартизации, за исключением национальных основополагающих стандартов и правил стандартизации, может быть любое юридическое или физическое лицо или общественное объединение :Ст. 23 .

Документы по стандартизации оборонной продукции :п. 6:

  • межгосударственные военные стандарты;
  • государственные военные стандарты;
  • отраслевые военные стандарты;
  • межгосударственные стандарты с военными дополнениями к ним;
  • национальные стандарты с военными дополнениями к ним;
  • отраслевые стандарты с военными дополнениями к ним;
  • государственные военные стандарты с дополнениями к ним на период военного положения;
  • национальные стандарты с дополнениями к ним на период военного положения;
  • отраслевые военные стандарты с дополнениями к ним на период военного положения;
  • отраслевые стандарты с дополнениями к ним на период военного положения;
  • государственные военные стандарты военного положения;
  • государственные стандарты военного положения;
  • отраслевые военные стандарты военного положения;
  • отраслевые стандарты военного положения;
  • межгосударственные и национальные стандарты с едиными требованиями для оборонной и народно-хозяйственной продукции;
  • отраслевые стандарты с едиными требованиями для оборонной и народно-хозяйственной продукции;
  • межгосударственные стандарты, национальные стандарты, отраслевые стандарты и информационно-технические справочники;
  • стандарты организаций, а также технические условия (как вид стандарта организации);
  • правила стандартизации и рекомендации по стандартизации оборонной продукции;
  • классификатор стандартов на оборонную продукцию;
  • общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
  • единый кодификатор предметов снабжения для федеральных государственных нужд;
  • нормативно-технические документы системы общих технических требований к видам вооружения и военной техники;
  • основополагающие государственные военные стандарты.

В отношении объектов стандартизации, создаваемых и (или) поставляемых вне государственного оборонного заказа, могут утверждаться документы по стандартизации, содержащие сведения, составляющие государственную тайну и (или) относимые к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа. Такие документы утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и имеют название «национальный стандарт ограниченного распространения» .

История

Республиканские стандарты на продукцию (РСТ РСФСР) утверждались Госпланом РСФСР по номенклатуре продукции. Большей частью номенклатура включала в себя предметы быта и продукты питания. Республиканские стандарты на продукцию были обязательны для министерств и ведомств РСФСР и всех предприятий, организаций и учреждений, расположенных на территории РСФСР, независимо от их ведомственной подчинённости .

В 1990 году было установлено, что государственные стандарты СССР и республиканские стандарты содержат обязательные и рекомендуемые требования. К обязательным относятся требования к качеству продукции, обеспечивающие её безопасность для жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции .

Государственный стандарт Российской Федерации с 1992 года имеет обозначение ГОСТ Р .

В 1997 году было установлено, что государственные стандарты Российской Федерации в части устанавливаемых в них обязательных требований относятся к техническим регламентам .

Принятый в 1993 году закон «О стандартизации» установил название «государственный стандарт Российской Федерации». В 2003 году при отмене закона «О стандартизации» и принятии закона «О техническом регулировании» название было установлено «национальный стандарт». В 2015-2016 годах был принят закон «О стандартизации в Российской Федерации» и разграничены области действия технического регулирования и стандартизации. В настоящее время используется термин «национальный стандарт Российской Федерации».

В 2003 году произошел переход от государственной системы стандартизации к национальной . Государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 года, признаны национальными .

Использование ГОСТ СССР

Постановлением Верховного Совета о введении в действие Закона Российской Федерации «О стандартизации» в 1993 году было установлено, что до принятия решений о переводе действующих ГОСТ СССР в нормативные документы по стандартизации Российской Федерации ГОСТ СССР применяются постольку, поскольку они не противоречат действующему законодательству . В 2003 году были признаны (приказ был отменён в 2004 году ) национальными стандартами действующие государственные и межгосударственные стандарты, введённые в действие до 1 июля 2003 года для применения в Российской Федерации .

Положения закона «О стандартизации» 1993 года были отменены при введении закона «О техническом регулировании». Применение межгосударственных стандартов в России регулируется этим законом :Ст. 26 . При этом на территории Евразийского экономического союза межгосударственные стандарты применяются добровольно :п. 1 .

Использование межгосударственных стандартов

Классификация стандартов

В этой системе используется индекс категории стандарта - ГОСТ; для стандартов, принимаемых только в России, применяется индекс категории стандарта ГОСТ Р. Код самого стандарта состоит из номера и года утверждения стандарта, разделённых дефисом. Номер, в основном, определяется последовательностью принятия или, если это систематизированное семейство, то номер содержит код семейства, точку и номер внутри семейства. Например, стандарт с номером, содержащим префикс «2.», относится к Единой системе конструкторской документации (ЕСКД), «4.» - к Системе показателей качества продукции (СПКП) и т. д.

Общероссийский классификатор стандартов (ОКС) разработан ВНИИ классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству. Он представляет собой полный текст Международного классификатора стандартов (МКС), принятого ИСО .

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года № 966 внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 года № 500 , утверждена новая редакция «Положения о федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов» и единой информационной системе по техническому регулированию. Была начата публикация стандартов в интернете на сайтах gost.ru и protect.gost.ru . Но при этом Ростехрегулирование подошло к публикации стандартов на своём сайте формально: доступны лишь отсканированные листы документов, неудобная постраничная навигация, отсутствует текстовый поиск.

На официальном сайте Росстандарта был открыт бесплатный доступ к стандартам и изменениям стандартов, однако документы представлены в графических копиях низкого разрешения, с «водяными знаками» и защитой от копирования.

По итогам первого полугодия 2016 года «Стандартинформ» вошёл в пятерку крупнейших издательств России наряду с «Эксмо», «АСТ», «Просвещение», «Азбука-Аттикус».

См. также

Примечания

  1. Приложение № 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе. Протокол о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза
  2. ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения п.4.1.1.3
  3. Закон «О техническом регулировании» Статья 2. Основные понятия
Случайные статьи

Вверх