Дифференциация общественной жизни. Социальная дифференциация, социальная стратификация, теории и школы, типы

расслоение общества на различные, часто враждующие группы по национальному, имущественному, социокультурному, религиозному, политическому и иным признакам, способные привести к соперничеству и конфликтам.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

различия между макро- и микрогруппами, а также индивидами, выделяемые по многим основаниям. Отношение к Д.с. составляет специфику разных идеологий, политич. течений и культуп На одном полюсе - отношение к Д.с. как к самостоятельной ценности, источнику соц. разнообразия; множество соц. сред, уровней дает человеку возможность выбора, поощряет его к активности и вместе с тем обеспечивает взаимодополнение или конструктивное противоречие разных образов жизни. Отсюда динамизм и многовариантность обществ. развития. В этом контексте особенное внимание отводится индивидуальным различиям. Признание самоценности каждой личности, ее уникальности, а значит, и права на собственное самоутверждение, на автономию в группе, об-ве, в этич. смысле означает высокую взаимную терпимость, широкое пространство для личностного суверенитета. В политич. смысле это означает развитую свободу вертикальной и горизонтальной мобильности особый статус меньшинства, а также принятие индивидом на себя ответственности за свою судьбу, за риск собственного выбора. На противоположном полюсе - отношение к Д.с. как пороку об-ва, источнику несправедливости и массовых конфликтов. Вызываемое Д.с. имущественное и статусное неравенство неизбежно приводит к эксплуатации, классовой борьбе угнетенных с угнетателями. Поэтому Д.с. нуждается в преодолении, а об-во - в выравнивании любых соц. различий. Индивид в этой ориентации выступает как элемент целого, его ценность определяется вкладом в целое (организацию, общий труд). Между обоими полюсами сложились промежуточные варианты отношения к Д.с. Основания для Д.с. могут относиться как к объективным признакам (экономич., профессиональным, образовательным, демографич. и т.п.), так и к признакам массового и индивидуального сознания. Эти основания не всегда совпадают. Так, нек-рые группы сознания - макро- и микрогруппы - охватывают разные профессиональные, возрастные и иные группы (напр., по идеологии, культурным пристрастиям). Анализ Д.с. очень важен для управления соц. процессами. Особенно в переходные периоды развития об-ва. Такой анализ имеет большое значение, напр., для определения соц. базы реформ, т. е. поиска той категории населения, на к-рую может опираться та или иная реформа. Скажем, коммерциализация народного хозяйства требует выделения т.н. соц.-активного элемента об-ва как структурного образования, являющегося носителем инновационного начала в об-ве. По мере развития об-ва одни основания для Д.с. могут нарастать (напр., имущественные, идеологии, и т. д.), а др. способны исчезать (сословные), соц. значение третьих сглаживаться (половые), а вариативность четвертых может нарастать (религиозные). См. также Концепции социальной дифференциации. Лит.: Пригожин А.И. Перестройка: переходные процессы и механизмы. М., 1990. A.M. Пригожин

Социальная дифференциация - это разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение. Принято различать экономическую, политическую и профессиональную дифференциацию. Экономическая дифференциация выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых, бедных и средних слоев населения. Деление общества на управляющих и управляемых, политических лидеров и массу есть проявление политической дифференциации. К профессиональной дифференциации можно отнести выделение в обществе различных групп по роду их деятельности, занятиям.

Социальная стратификация – это система социального неравенства, состоящая из совокупности взаимосвязанных и иерархически организованных социальных слоев (страт). Это процесс и результат дифференциации общества на различные социальные слои, отличающие по своему общественному статусу.

Понятие стратификации дает возможность измерять характеристики людей, слоев, общностей с целью их сравнения, сопоставления их положения в различных странах и внутри одной страны и определения степени социальных различий между ними. Для социальной стратификации основными показателями являются социальный статус, престиж, оценка и самооценка социального положения.

Теории:

Представители

Основная идея

Платон, Ж. Руссо, Ф. Ницше, В. Парето, Н. Бердяев

Люди не равны по своей природе – разделение общества на высших и низших естественно. Именно потому, что люди сильнее, умнее, выносливее, красивее других людей, они становятся выше последних и в социальном отношении, т.е. богатыми, почитаемыми. Для того чтобы общество функционировало наилучшим образом, двигалось в нужном направлении и избегало потрясений, чтобы оно имело соответствующие законы, у власти должны находиться более мудрые, деятельные граждане, т.е. лучшие, аристократия.

Т. Мор, Т. Кампанелла, Ж. Мелье

Люди изначально, по природе своей равны, а неравенство есть злоумышленное действие отдельных людей.

К. Маркс и его последователи

Социальное неравенство – явление, возникающее в определенных исторических условиях. Условия, которые позволяют индивиду иметь некоторый избыточный продукт, осваивать и концентрировать основную его массу в руках немногих лиц. С появлением земледелия и скотоводства, общество, ранее бывшее социально однородным, расслаивается на класс бедных и класс богатых.

Различия в собственности порождают экономические классы, различия, имеющие отношения к власти, порождают политические партии, различия в почестях дают статусные группировки или страты.

Т.Парсонс, Р.Мертон, Б. Мур

Причину стратификации - в разделении функций в обществе на более и менее важные для его устойчивого существования. Наиболее одаренные должны занимать главные функции. Общество само устанавливает основания социальной стратификации и регулирует неравенство.

Типы:

Традиционно выделяется четыре главных исторических типа стратификационных систем - рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип - открытые. Закрытым является такое обществе, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены.

Соответственно, открытым называется общество, где перемещения из одной страты в другую никак официально не ограничены.

Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей,

граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.

Каста – это социальная группа (страту), членством в ко­торой че­ловек обязан исключительно своим рождением.

Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанно­стями.

Класс – это большая социальная группа людей, не владеющих средствами производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения дохода.

Таблица с основными и не основными типами

Тип системы

Основа дифференциации

Способ детерминации различий

Физико-генетическая

Естественные признаки: пол, возраст, физические данные

Физическое принуждение, обычай

Рабовладельческая

Права собственности и гражданства

Военное принуждение

Кастовая система

Происхождение

Религиозный ритуал

Сословная

Обязанности перед государством

Этакратическая

Ранги во властной иерархии

Военно-политическое господство

Классовая

Размеры собственности (на средства производства)

Рыночный обмен

Социально-профессиональная

Род занятий и квалификация

Образовательные сертификаты

Культурно-нормативная

Стиль жизни

Моральное регулирование и подражание

Культурно-символическая

Обладание сакральным (священным) знанием

Манипулирование (религиозное, технократическое, идеологическое)

Социальная дифференциация - внутригрупповой процесс, определяющий положение, статус членов данной общности. Социальная дифференциация общества - атрибут, присущий всем типам обществ. Уже в первобытных культурах, где еще не было различий между людьми по уровню богатства, имелись различия, обусловленные личными качествами индивидов - физической силой, опытом, полом. Человек мог занимать более высокое положение благодаря успешной охоте, сбору плодов. Индивидуальные различия продолжают играть важную роль и в современных обществах.

Согласно теории функционализма, в любом обществе одни виды деятельности считаются более важными, чем другие. Это ведет к дифференциации как отдельных индивидов, так и профессиональных групп. Занятие разными по значимости для общества видами деятельности лежит в основе существующих неравенств и, следовательно, обусловливает неодинаковый доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж.

Системы социальной дифференциации различаются по степени их стабильности. В относительно устойчивых обществах социальная дифференциация более или менее ясно определена, прозрачна, отражает известный алгоритм ее функционирования. В изменяющемся обществе социальная дифференциация диффузна, трудно предсказуема, алгоритмы ее функционирования скрыты или не определены.

Поведение личности во многом определяется фактором социального неравенства, которое в обществе ранжируется, стратифицируется по разным системам, основаниям или показателям:

Социальному происхождению;

Этнической принадлежности;

Уровню образования;

Должности;

Профессиональной принадлежности;

Доходу и богатству;

Образу жизни.

Вопрос 15. Социальное неравенство и социальная справедливость.(интересно).

Социальная стратификация всегда связана с социальным неравенством, т.е. неравным доступом к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж, образование и проч. Социальное неравенство находит свое выражение в неравенстве условий жизни, в неравенстве возможностей при достижении желаемых целей и в неравенстве результатов. В различных обществах те или иные аспекты неравенства расценивались как несправедливые, и потому требующие устранения или смягчения.

Представление о справедливости возникает в процессе социального взаимодействия, взаимообмена деятельностью и ее результатами. В самом общем виде понятие справедливости связано с пониманием меры, масштаба, критериев соотнесения действий одних людей с действиями других. Справедливость предполагает воздаяние: преступление должно быть наказано, добрые дела вознаграждены, почести должны быть по заслугам, правам соответствуют обязанности.

Понятию справедливости близко понятие равенства, поскольку неравенство или равенство социальных групп может расцениваться как справедливое и как несправедливое. И все же в отличие от понятия справедливости понятие равенства акцентирует внимание на совпадении, одинаковости, сходности, взаимозаменяемости целей, ценностей, позиций, престижа, доступности благ различных социальных групп. Конкретный смысл понятий справедливости и равенства всегда изменчив и зависит от исторических обстоятельств.

В закрытых обществах, где социальный контроль направлен на сохранение существующего социального порядка, где человек прикреплен к своему социальному слою и не имеет возможности продвижения в другие страты, социальное неравенство сохраняется и постоянно воспроизводится. Правящими социальными группами таких обществ социальное неравенство расценивалось как воплощение справедливого общественного устройства, а потому всякое отступление от установленного социального порядка должно решительно пресекаться.

Однако те, кто был не согласен с таким принципом мироустройства, связывали представление о социальной справедливости с уничтожением социальных барьеров и утверждением полного социального равенства. Полное равенство понималось как равенство уравнительное, воплощающееся в принципе "всем одно и то же". Чем сильнее социальное неравенство, тем больше у его противников проявляются уравнительные настроения, особенно в сфере распределения благ. Попытки реализовать полное равенство на практике всегда приводили к возникновению новой системы социального неравенства.

В открытых обществах социальное неравенство сохраняется, особенно на уровне доходов. Человек из обеспеченной семьи имеет возможность получить образование в престижных учебных заведениях и быстрее продвинуться по социальной лестнице, чем человек из низших классов. Тем не менее существующий в открытом обществе механизм социальной мобильности способствует смягчению социального неравенства, хотя и не устраняет его. Социальная справедливость понимается как возможность занять престижное место в социальной иерархии сообразно личным достоинствам, способностям, трудолюбию, талантам, знаниям, образованности.

Принцип социальной справедливости трактуется как принцип "справедливого неравенства", находящего свое выражение в требованиях "равная плата – за равный труд" или "свободу сильным – защиту слабым". Именно с точки зрения социальной справедливости решается вопрос, в чем люди равны, а в чем – нет. Выступая мерой распределения социальных благ, справедливость служит основанием для социальной защиты интересов детей, стариков, инвалидов и других социальных групп, которые испытывают трудности в повышении социального статуса.

В открытом обществе требование равенства, понимаемого как полное уравнивание каждого человека со всеми другими по любому из жизненных параметров, ставит под угрозу само существование личности, которая никогда не может быть тождественной всем другим. Девиз открытого общества не "всем поровну!", а "каждый имеет право на достижение более высокого статуса, на признание своих заслуг и достоинств со стороны окружающих!". В открытом обществе социальное равенство означает создание в обществе таких условий, которые способствовали бы реализации принципа равных возможностей для каждого человека, каждой социальной группы. Тогда данный принцип поддерживается требованием равенства юридического, т.е. равенства всех граждан перед законом, а также требованием морального равенства, т.е. равенства всех перед нравственными нормами.

Возможно ли преодоление социального неравенства? Ответ на этот вопрос связан с пониманием причин стратификации общества. К. Маркс полагал, что причиной разделения общества на классы является частная собственность, выступающая источником эксплуатации имущими классами неимущих. Поэтому справедливо, что уничтожение частной собственности приведет к ликвидации социального неравенства. В случае реализации марксистской программы отмены частной собственности вместе с социальным неравенством должна уйти в небытие сама социальная стратификация. Все люди будут занимать совершенно одинаковое положение, а само общество станет одномерным, "плоским". Отношения между социальными группами в таком обществе должны будут строиться по принципу не подчинения, а координации.

Сторонники универсальности стратификации убеждены в том, что существующая система неравенства стимулирует усилия людей к достижению более высокого статуса. Кроме того, отдавая предпочтение тем или иным группам, общество обретает уверенность, что необходимая работа будет выполнена хорошо. При этом важно создать механизмы социального контроля (нормы, законы, правила), регулирующие социальное неравенство и не позволяющие возникнуть такому социальному напряжению, которое будет иметь разрушительные для общества последствия. В этом случае справедливость выступает средством смягчения социального неравенства, гармонизации интересов социальных групп, регуляции отношений между группами и членами внутри них. Таким образом, социальная справедливость, с одной стороны, является фактором стабилизации общественной системы, а с другой – силой, объединяющей людей в борьбе с неравенством.

Вопрос 16. Общая характеристика социальных институтов. И вопрос 17. Классификация социальных институтов. И вопрос 18. Экономические институты и экономические отношения. И вопрос 19. Семья как социальный институт, её функции.

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

Можно выделить следующие комплексы институтов в обществе: 1. экономические институты, выполняющие функции производства и распределения товаров и услуг; 2. политические институты, регулирующие функции власти и доступ к ней; 3. институты родства, связанные с семьей, браком и воспитанием детей; 4. институты культуры, связанные с религией, образованием, наукой и др.

Институализацией называется процесс, в ходе которого социальные практики становятся достаточно регулярными и долговременными.

Деятельность института определяется:

· набором специфических социальных норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения;

· интеграцией его в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества, что позволяет узаконить формально-правовую основу социального института;

· наличием материальных средств и условий, обеспечивающих выполнение функций.

Явные функции социальных институтов

Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым.

Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения.

Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей.

Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт.

Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами.

Латентные функции. Наряду с прямыми результатами действий социальных институтов существуют другие результаты, которые находятся вне непосредственных целей человека, не запланированы заранее. Эти результаты могут иметь большое значение для общества. Так, церковь стремится в наибольшей степени закрепить свое влияние через идеологию, внедрение веры и часто достигает успеха в этом, Однако независимо от целей церкви появляются люди, которые ради религии оставляют производственную деятельность. Фанатики начинают гонения на иноверцев, и может появиться возможность крупных социальных конфликтов на религиозной почве. Семья стремится социализировать ребенка к принятым нормам семейной жизни, однако чаек бывает так, что семейное воспитание приводит к конфликту индивида культурной группой и служит защите интересов определенных социальных слоев.

Можно не читать(Наиболее выпукло существование латентных функций институте показано Т. Вебленом , который писал, что было б наивно утверждать, что люди едят черную икру потому, что хот утолить голод, и покупают роскошный "Кадиллак" потому, что хот приобрести хорошую машину. Очевидно, что эти вещи приобретают не ради удовлетворения явных насущных потребностей. Т. Веблен делает отсюда вывод о том, что производство предметов потребления выполняет скрытую, латентную функцию - оно удовлетворяет потребности людей в повышении собственного престижа. Такое понимание действий института как производства предметов потребления в корне меняет мнение о его деятельности, задачах и условиях функционирования.

Таким образом, очевидно, что только с помощью изучения латентных функций институтов мы можем определить истинную картину социальной жизни. Например, очень часто социологи сталкиваются с непонятным на первый взгляд явлением, когда институт продолжает успешно существовать, даже если он не только не выполняет своих функций, но и препятствует их выполнению. У такого института, очевидно, существуют скрытые функции, с помощью которых он удовлетворяет потребности определенных социальных групп. Подобное явление особенно часто можно наблюдать среди политических институтов, у которых латентные функции развиты в наибольшей степени.

Латентные функции, следовательно, являются тем предметом, который прежде всего должен интересовать исследователя социальных структур. Трудность в их распознании компенсируется созданием достоверной картины социальных связей и особенностей социальных объектов, а также возможностью для контроля за их развитием и для управления протекающими в них социальными процессами.)

Экономические институты . Экономика как подсистема общества сама является социальным институтом, но в этой важной сфере общественной жизни можно назвать также целый ряд социальных институтов, посредством которых организуется экономическая жизнь общества: рынок, собственность, деньги, предпринимательство, труд, биржа и т.д. Особенностью экономических институтов общества является их огромное влияние на все сферы жизнедеятельности людей. Экономика как социальный институт не только ответственна за производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг, необходимых для жизнедеятельности людей, она также воздействует на социальные отношения, активность социальных групп и социальную стратификацию общества. По сути дела положение различных социальных групп в обществе определяется системой экономических отношений, хотя другие социальные институты также играют роль в конфигурации социальной структуры общества.

семья - это малая социальная группа, для которой характерны определенные внутригрупповые процессы и явления.

Основные функции семьи:

1.Репродуктивная
2. Хозяйственно-бытовая
3. Экономическая
4. Духовная
5. Коммуникативная
6. Досуговая (рекреационная)

(Еще Э. Дюркгеймом статистически было показано, что одинокие, вдовые или разведенные чаще подвержены самоубийству, чем женатые, а женатые, но не имеющие детей, - чаще, чем имеющие детей. Процент самоубийств тем меньше, чем сплоченнее семья. Около 30% умышленных убийств - это убийства одними членами семьи других ее членов.)

Применительно к современному обществу в социологии обычно выделяют три основных класса - высший, средний и низший. При этом распределение населения по этим уровням происходит на основе множественных критериев, где к числу базовых факторов относится собственность, престиж, власть и образование. Значимость каждого из оснований стратификации, как правило, определяется господствующими в обществе ценностями и нормами, социальными институтами и идеологическими установками (например, если в современном западном обществе высоко ценится свобода, то соответственно на первый план будет и цениться то, что се обеспечивает, т.е. материальная независимость, высокий доход и т.д.).

Однако слоев в реальности может быть гораздо больше, чем эти три, условно выделяемых как основные. Каждый из них в свою очередь может расслаиваться на множество подклассов и подгрупп.

Показательной в этом отношении является широко известная в социологической науке, начиная с 1930-х гг., модель стратификации американского социолога У. Уорнера, в рамках которой он выделяет шесть основных страт, или классов, применительно к американскому обществу:

  • 1. Верхний высший класс - богатые люди со знатным происхождением, крупные политические деятели. Это «аристократы по крови», с особым образом жизни, безупречным вкусом и поведением.
  • 2. Нижний высший класс - люди высокого достатка - владельцы крупного капитала (новые богатые), военачальники, профессура, а также выдающиеся спортсмены, кино- или эстрадные звезды, получающие крупные гонорары.
  • 3. Верхний средний класс - высокообразованные люди, занятые научным или престижным трудом: крупные адвокаты, врачи, актеры или телекомментаторы, преподаватели вузов. Их называют «золотыми воротничками».
  • 4. Нижний средний класс - так называемые «белые воротнички» - самая крупная прослойка индустриально-развитого общества: конторские служащие, среднеоплачиваемые профессионалы, менеджеры, преподаватели, учителя среднего уровня и даже высококвалифицированные рабочие.
  • 5. Верхний низший класс - в основном так называемые «синие воротнички» - средне- и малоквалифицированные рабочие, занятые в массовом производстве, на местных фабриках. Они живут в относительном достатке, но имеют невысокое образование, ведут пассивный досуг и имеют примитивные развлечения, используют ненормативную лексику и зачастую чрезмерно употребляют спиртное.
  • 6. Нижний низший класс - безработные или те, кто перебивается случайной, временной работой, люмпенизированные слои населения: обитатели трущоб, подвалов, чердаков.

Возвращаясь к выделяемым большинством социологов трем уровням положения населения в обществе, следует указать, что их характеристики в основной массе совпадают. Так, высший класс (или элита) всегда небольшой по численности, концентрирует в своих руках материальные, финансовые, политические ресурсы. Противоположную позицию занимает низший слой. Если на этой позиции оказывается основная масса населения, это означает, что в таком обществе существует высокий уровень социального неравенства.

В странах с развитой рыночной экономикой (например, страны Западной Европы, США, Япония) модель социальной структуры общества, по мнению специалистов, выглядит как ромб («лимон», «яйцо»): с развитой центральной частью (средние слои), относительно небольшими полюсами высшего класса (элитой) и группами беднейших слоев. К среднему классу относят примерно 60-80% населения (рис. 2.).

Рис. 2.

Рис. 3.

Для социальной структуры многих стран Восточной Европы характерна фигура придавленной к земле пирамиды, где большинство населения (80%) «прижато» книзу, богатые составляют ее вершину (3-5%), а средний класс крайне малочисленен (ок. 15%).

Аналогичная картина складывается и в странах зоны бывшего СССР. Как показал анализ крупнейших экономик СНГ постсоветского пространства - России, Украины, Белоруссии, Казахстана и Азербайджана - подавляющее большинство населения в этих странах относится к категории наиболее нуждающихся и низкообеспеченных слоев, а средне- и высокообеспеченные граждане либо составляют меньшинство, либо статистически отсутствуют (такой вывод социологи и статистики делают на основе анализа национальных сводок о доходах и прожиточных минимумах) (рис. 3.).

Схожая пирамидальная модель видится специалистами и применительно к странам развивающимся, к примеру, латиноамериканская модель социальной структуры напоминает Эйфелеву башню, где широкое основание представлено беднейшими слоями, вытянутая средняя часть - средними слоями и верхушка - элитой.

Как свидетельствует опыт развитых стран, неравенство в распределении доходов со временем сокращается.

Согласно гипотезе американского социолога Г. Ленски, уровень социального неравенства уменьшается в связи с общественным развитием. Эпохи рабовладения и феодализма характеризовались глубоким неравенством. Меньшую степень неравенства Ленски видел применительно к промышленному обществу, которую объяснял меньшей концентрацией власти у управляющих, наличием демократических правительств, борьбой за влияние между профсоюзами и предпринимателями, высоким уровнем социальной мобильности и развитой системой социального обеспечения, которая повышает жизненный уровень неимущих до определенных, вполне приемлемых стандартов.

Как измеряется социальное неравенство? В мировой практике существуют различные единицы измерения социального неравенства: коэффициент неравенства Джини, индекс Тейла, децильный коэффициент неравенства доходов и др. Среди них широко используется децильный коэффициент неравенства доходов (или коэффициент дифференциации доходов), который характеризует степень расслоения общества и показывает отношение среднего уровня доходов 10% самых богатых граждан к среднему уровню доходов 10% самых бедных. Чем больше значение ДКНД, тем выше уровень неравенства в обществе.

На 2010 г. значение ДКНД составляло: в Скандинавских странах -1:3-5, в Евросоюзе - 1:5-8, в Японии и Северной Африке - 1:6, в США - 1:10-15, в Латинской Америке - 1:30, в Африке -1:50.

В России, согласно данным, приводимым в журнале «Вопросы статистики» за 2002 г., начиная с 1991 г. в РФ ДКНД регулярно увеличивался до 19 и даже до 25 (при норме до 10!). Сегодня, по официальным данным Госкомстата, ДНКД в России составляет 1:14-15, а, по мнению ряда социологов - 1:30-40. Для сравнения: в СССР этот показатель укладывался в интервале от 3,5 до 4,5; в царской России, по приближенным оценкам, ДКНД достигал 25-30.

Правило, когда ДК достигает 10, то в стране создаются условия для социальных беспорядков, не действует в США - там этот уровень дифференциации считается нормальным в соответствии со сложившимися либеральными ценностями у большинства американцев.

Кого считать бедным? В мировой, в том числе и российской научной практике, определение бедности характеризуется своей неоднозначностью. Под ней понимается и определенный уровень дохода, и низкие денежные доходы, и отсутствие других экономических ресурсов, и невозможность поддержания воспринимаемых как «нормальные» стандартов образа жизни. В самом общем смысле бедность - это характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не в состоянии удовлетворить определенный круг своих минимальных потребностей для существования . При этом бедность является относительным понятием и зависит от общего стандарта уровня жизни в данном обществе.

На Западе бедность чаще всего измеряется на основании прожиточного минимума, с помощью которого устанавливается черта бедности - уровень среднедушевого дохода. Черта бедности при этом устанавливается через возможность удовлетворения основных материальных потребностей, для чего следует выбрать минимальное количество необходимых товаров, а затем определить их стоимость.

В Евросоюзе, с одной стороны, бедными считаются те граждане, чей доход (включая социальные выплаты) меньше 60% от уровня зарплаты в стране проживания. С другой стороны, бедность в Европе определяется не по уровню доходов, а по наличию материальных благ. Eurostat (Европейское статистическое агентство) выделяет 9 видов материальных благ: возможность питаться мясом (птицей, рыбой) как минимум через день, наличие автомобиля, стиральной машины, телевизора, телефона, возможность хотя бы недельного отпуска вдали от дома, способность оплатить непредвиденные расходы (т.е. наличие сбережений), возможность поддерживать в своем жилье необходимую температуру и т.д. Если хотя бы 3 из этих материальных благ отсутствуют, то семью следует считать бедной.

В США стандарт бедности исчисляется из прожиточного минимума, умноженного на коэффициент 2,5, и составляет ок. 1 тыс. $ в месяц. При этом прожиточный минимум представляет собой стоимость набора материальных благ и услуг, обеспечивающих минимально допустимый уровень личного потребления.

На данной основе в мировой практике сложились и используются две основные концепции в подходе к определению уровня бедности: концепция абсолютной бедности как отсутствие дохода, необходимого для обеспечения минимальных жизненных потребностей личности или семьи, и концепция относительной бедности как отношение доходов самых нижних слоев общества ко всем остальным. При таком подходе в отдельных странах бедными считаются те, чей доход нс превышает 50% (40% или 60%) среднего дохода по стране. Однако на практике ни та, ни другая концепция не применяется в чистом виде.

По международным стандартам бедность считается не от прожиточного минимума, а от так называемого медианного дохода (если взять все население и распределить по уровню доходов, то там, где пройдет 50 и 51-й процент, и сеть медиана). Если люди имеют доход ниже этого уровня, то они не могут поддерживать тот стандарт жизни, который считается общепринятым.

Другим способом определения бедности является анализ доли семейного дохода, затрачиваемого на питание. Чем беднее индивид, тем большая часть дохода тратится на питание, и наоборот. Богатые платят за продовольствие всего 5-7% дохода.

Данный принцип основывается на законе Энгеля, выведенному еще в сер. XIX в., согласно которому, чем ниже доход, тем большая доля расхода должна быть предназначена для питания. С ростом доходов семьи абсолютные расходы на питание возрастают, но в отношении ко всем расходам семьи они снижаются, причем доля расходов на одежду, отопление и освещение изменяется незначительно, и резко возрастает доля расходов на удовлетворение культурных потребностей.

Позже были найдены и другие законы потребления: закон Швабе (1868 г.) - чем беднее семья, тем выше доля расходов на жилище; закон Райта (1875 г.) - чем выше доход, тем выше уровень сбережений и доля их в расходе.

Существует практика измерения бедности уровнем жизни - если он невысокий, то считается, что его представители принадлежат к бедным. Однако измерять бедность уровнем жизни довольно проблематично, поскольку он не всегда совпадает с доходами.

К примеру, можно взять двух человек, один из которых зарабатывает 14 000 рублей, а другой - 7000. У одного доходы больше, но у него больная мать и ребенок заканчивает школу. У второго - работающая жена и нет детей, на которых идет множество неучтенных расходов.

Существуют и другие характеристики бедности, например, опережающее ухудшение положения. Это когда доходы вроде бы растут (напр., увеличивается пенсия, выплачивается дополнительное пособие), но при этом их рост не обеспечивает восстановления имеющегося имущества, оставшегося с давних времен. В итоге получается ситуация, когда денег становится чуть больше, но жизнь ухудшается.

В других случаях считается, что бедные и богатые различаются по степени удовлетворения потребностей в товарах культурно-бытового назначения, особенно более дорогих, приобретаемых не очень часто.

В хозяйствах, имеющих доход в 3 раза больше некоторого базисного уровня, имеется в 1,5 раза больше предметов группы культурно-бытового назначения. По данным бюджетных обследований, в низкодоходных группах в 1,5 раза меньше холодильников, в 3 раза - магнитофонов, в 9 раз - фотоаппаратов, в 12 - пылесосов, нежели в высокодоходных. Уровень среднедушевых потребительских расходов малообеспеченных хозяйств составил примерно 30% их величины в высокодоходных хозяйствах [Добренько В.И., Кравченко А.И. Социология, Т. 2.).

При всей сложности определения бедности следует помнить, что это будет иметь свою специфику в зависимости от того или иного общества, от принятых там стандартов жизни и от того круга потребностей, удовлетворение которых признаётся общественно необходимым.

Современные концепции социальной стратификации.

Определенные различия в общественном положении людей имели место и на ранних этапах развития человеческого сообщества, но в основе этого лежала не социальная, аестественная (природная) дифференциация –естественные физико-генетические и демографические различия между людьми. Общественное положение человека определялось полом, возрастом, наличием определенных физических и личностных качеств.

Однако решающими моментами, определяющими собственно структуру социума, являются факторы, связанные не с естественными физико-генетическими и демографическими различиями между людьми, а с явлениями социальной дифференциации.

Социальная дифференциация – продукт более высокого уровня развития цивилизации. Это сложный феномен порожден уже не естественными (природными), а социальными факторами жизни и, прежде всего, объективной потребностью общества в разделении труда.

Дифференциация видов деятельности проявляется в форме социальных различий между группами людей по характеру их трудовой деятельности и функций, а следовательно, по стилю жизни, интересам и потребностям.

Социальную дифференциацию часто обозначают понятием «горизонтальная дифференциация». Параметры, которыми описывается горизонтальная дифференциация, называются «номинальные параметры», в отличие от «ранговых параметров», используемых для характеристики людей в иерархическом плане. Иерархия (от греческого hierarchia – буквально священная власть) – форма построения сложных социальных систем на основе подчинения и субординации, когда социальные группы находятся как бы «выше» или «ниже» на социальной лестнице.

Номинальные различия устанавливаются в обществе в процессе естественно-природных различий между людьми и как элемент общественного разделения труда. На основании этих различий между людьми в обществе нельзя определить, кто из них занимает более «высокое», а кто более «низкое» место в социальной структуре (пример: нельзя поставить мужчину выше женщины только потому, что он мужчина, так же как и людей разных национальностей).

Горизонтальная дифференциация не может дать целостную картину социального структурирования общества. В полном объеме социальную структуру общества можно описать лишь в двух плоскостях – горизонтальной и вертикальной.

Вертикальное структурирование возникает вследствие неодинакового распределения между людьми результатов общественного разделения труда. Там, где структурная дифференциация групп принимает иерархический характер, определяемый на основе ранговых параметров, говорят о социальной стратификации.

Исходя из изложенных замечаний можно сказать, что социальная стратификация означает такую форму дифференциации общества, которая принимает форму социальной иерархии – вертикальной дифференциации населения на неравные по своему общественному положению группы и слои. Это иерархически организованная структура социального неравенства.



Американский социолог П. Блау разработал систему параметров, которые описывают положение индивида в обществе в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

Номинальные параметры: пол, раса, этническая принадлежность, вероисповедание, место жительства, область деятельности, политическая ориентация, язык.

Ранговые параметры: образование, доход, богатство, престиж, власть, происхождение, возраст, административная должность, интеллект.

С помощью номинальных параметров исследуются рядоположенные позиции индивидов, на основе ранговых описывается иерархическая или статусная структура.

На современном этапе исследований в области социальной стратификации возник ряд новых парадигм. Целые десятилетия после Второй мировой войны главной концептуальной моделью западной социологии служили классовая теория К. Маркса и ее модификации. Это было обусловлено существованием ряда обществ, построивших свою организацию на основе марксистских идей. Провал социалистического эксперимента в мировом масштабе обусловил утрату популярности неомарксизма в социологии и массовый поворот исследователей к другим идеям, например к теориям М. Фуко и Н. Лумана .

У Н. Лумана само понятие социального неравенства рассматривается как результат устаревшей дискурсивной модели социологического мышления. По его мнению, социальные различия в современном западном обществе не уменьшаются, а возрастают, и нет оснований рассчитывать на то, что когда-либо неравенство будет ликвидировано. Негативный смысл понятия неравенства проистекает из оценочно-дискурсивной природы концепции социальной стратификации. Согласно Н. Луману, следует сменить парадигму и рассматривать общество не как стратифицированное, а как дифференцированное, т. е. использовать понятие функциональной дифференциации вместо понятия стратификации. Дифференциация – ценностно-нейтральное понятие, означающее только, что в обществе присутствуют внутренние членения, границы, которые оно само продуцирует и поддерживает.

Кроме того, классовая концепция стратификации стала подвергаться все большей критике из-за выхода на первый план других аспектов неравенства – тендерных, расовых, этнических. Марксистская теория рассматривала все эти аспекты как производные от классового неравенства, утверждая, что с его ликвидацией они исчезнут сами собой. Однако, к примеру, феминисты показали, что социальное неравенство полов существовало задолго до возникновения классов и сохранялось в советском обществе. Социологи, исследующие эти аспекты неравенства, утверждают, что их нельзя свести к классам: они существуют как автономные формы социальных отношений.

Признание того факта, что разные виды социального неравенства невозможно объяснить с помощью единой монистической теории, ведет к осознанию сложности реального феномена неравенства и утверждению новой парадигмы в социологии – парадигмы постмодерна.

Американский социолог Л. Уорнер предложил свою гипотезу социальной стратификации. В качестве определяющих признаков группы он выделил четыре параметра: доход, престиж профессии, образование, этническую принадлежность. На основе этих признаков правящую элиту он подразделил на шесть групп: высшую, высшую промежуточную, средне-высшую, средне-промежуточную, промежуточно-высшую, про-межуточно-промежуточную.

Другой же американский социолог Б. Барбер провел стратификацию по шести показателям: 1) престиж, профессия, власть и могущество; 2) уровень дохода; 3) уровень образования; 4) степень религиозности; 5) положение родственников; 6) этническая принадлежность.

Французский социолог А. Турен считает, что все эти критерии уже устарели и предлагает определять группы по доступу к информации. Господствующее положение, по его мнению, занимают те люди, которые имеют доступ к наибольшему количеству информации.

Социология постмодерна в отличие от прежних концепций утверждает, что социальная реальность сложна и плюралистична. Она рассматривает общество как множество отдельных социальных групп, имеющих собственные жизненные стили, свою культуру и модели поведения, а новые общественные движения – как реальное отражение происходящих в этих группах изменений. Кроме того, она предполагает, что любая единая теория социального неравенства скорее представляет собой разновидность современного мифа, нечто вроде «великого повествования», нежели реальное описание сложной и многоплановой социальной реальности, которая не подлежит причинно-следственному объяснению. Поэтому в ее контексте социальный анализ принимает более скромную форму, воздерживаясь от слишком широких обобщений и направляясь на конкретные фрагменты социальной реальности. Концептуальные конструкции, построенные на применении наиболее общих категорий, таких, как «классы» или «пол», уступают место понятиям типа «различие», «дивергенция» и «фрагментация». Например, представители постструктурализма Д. Харуэй иД. Райли полагают, что использование категории «женщины» свидетельствует об упрощенном бинарном понимании тендерной стратификации и вуалирует ее реальную сложность. Отметим, что понятие фрагментации не является новым. Признание того факта, что классы имеют внутренние деления, восходит к эпохе К. Маркса и М. Вебера. Однако в настоящее время интерес к изучению природы фрагментации усилился, так как выяснилось, что она принимает разнообразные формы. Выделяют четыре типа фрагментации:

1) внутреннюю фрагментацию – внутриклассовые деления;

2) внешнюю фрагментацию, вырастающую из взаимодействия различных динамик различения, например, когда тендерная практика мужчин и женщин различается в зависимости от их возраста, этнической принадлежности и класса;

3) фрагментацию, вырастающую из процессов социальных изменений, например, вызываемую феминизацией современных трудовых отношений, когда возникает поляризация между молодыми женщинами, имеющими образование и перспективы карьеры, и пожилыми с менее высокой квалификацией, которые такой перспективы не имеют и занимаются по-прежнему низкооплачиваемым простым трудом;

4) фрагментацию, которая влечет за собой рост индивидуализма, вырывающего человека из привычной групповой и семейной среды, побуждающего его к большей мобильности и резкому изменению жизненного стиля по сравнению с его родителями.

Фрагментация предполагает взаимодействие между различными измерениями неравенства. Многие индивиды существуют как бы на пересечении социальных динамик – классовой, тендерной, этнической, возрастной, региональной и др. При этом говорят о многопозиционности таких индивидов, что открывает простор для множества способов социальной идентификации. Именно поэтому, утверждает Ф. Бредли , невозможно разработать такую абстрактную всеобщую теорию неравенства.

Еще одна интересная концепция, связанная с феноменом фрагментации, построена на понятии «гибридность». Под гибридностью здесь понимается промежуточное состояние между различными социальными локусами. Чтобы понять, что это такое, обратимся к примеру, который приводит Д. Харуэй . Социальный гибрид – это своего рода киборг, лишенный гендерных различий в силу того, что представляет собой полумеханизм-полуорганизм. Понятие социальной гибридности может быть весьма плодотворным при исследовании классов. Оно как бы бросает вызов традиции классового анализа, состоящей в том, чтобы прочно закреплять индивидов в социальных структурах. В действительности в современном обществе лишь единицы ощущают свою абсолютную идентификацию с каким-то конкретным классом. Изменения в экономике, рост безработицы и расширение системы массового образования привели к высокой степени социальной мобильности. Люди сплошь и рядом меняют свою классовую локализацию и заканчивают жизнь, принадлежа не тому классу, к которому относились от рождения. Все подобные ситуации могут рассматриваться как проявления социальной гибридности.

Случайные статьи

Вверх