Рынок труда молодых специалистов. Основные проблемы рынка труда молодых специалистов в российской федерации

По данным портала Career.ru (проект HeadHunter), в первом полугодии 2018 г. молодые люди разместили на HeadHunter 2,3 млн резюме, но работодатели смогли предоставить им всего 250 183 вакансии. На одно рабочее место в среднем претендовало 7,4 человека – конкуренция среди молодых специалистов гораздо выше, чем среди всех остальных соискателей (4,5 резюме на место). В июне этого года уровень безработицы в России составлял 5%, а среди молодежи в возрасте 20–24 лет – 13,5%, сообщается в исследовании.

Тем не менее число вакансий для молодежи растет. В первом полугодии 2018 г. по сравнению с таким же периодом 2017 г. их было больше на 22%. Однако число резюме на HeadHunter за это время выросло еще больше – на 34%, сообщает HeadHunter. Так где молодежи сегодня проще найти работу?

Отрасли для молодых

Исследование показало, что в последние годы спрос на молодежь рос в нескольких отраслях и профессиональных областях. Максимальная доля вакансий для молодых специалистов в общем числе вакансий – 51% – в продажах. На 2-м месте обслуживающий персонал в туристических компаниях, гостиницах и ресторанах (20%), на третьем – административный персонал (18%). Спрос на молодежь есть, хотя и в меньших масштабах, в финансовых компаниях и банках (14%). Берут начинающих и в подразделения информационных технологий, а также в IT-компании (11%). Меньше всего ждут молодых специалистов на производстве (5%).

НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ

Рынок труда и профессий е.я. КуЗЬМИН,аспирант для молодых специалистов:

Ф;:щ:в:?2тглт проблемы и пути

их решения

В статье рассматриваются вопросы влияния экономических кризисов на рыток труда и профессий для молодых специалистов, только что окончивших вузы. Отмечается необходимость социальной поддержки занятости еще профессионально не окрепшей категории граждан. Показаны проблемы безработицы среди молодых специалистов и дисбаланса между потребностью экономики и действующей системой образования. Предлагаются меры преодоления безработицы среди выпускников вузов.

Ключевые слова: рынок труда, рынок профессий, социальная группа, молодые специалисты, экономический кризис, безработица.

К концу 2012 г. перед нашей страной встает реальная перспектива второй волны кризиса, которая тревожит работников, еще помнящих массовые увольнения в

2008 г. При ухудшении экономической ситуации избежать увольнений и найти работу будет непросто. При этом, по мнению нобелевского лауреата по экономике Пола Кругмана , в условиях ухудшения экономической конъюнктуры больше всего страдает именно молодежный рынок труда. Молодые специалисты являются первыми претендентами на увольнение в связи с их непродолжительным пребыванием в организации. Как для выпускников, так и для молодых специалистов невозможность устроиться на новую работу оборачивается серьезными личностными и профессиональными кризисами. Студенты,оканчивающие университет в плохой для экономики период, почти никогда не могут полностью оправиться. Их доходы, как правило, остаются низкими на всю жизнь.

В связи с этим представляются интересными результаты исследования рынка труда в условиях кризиса 2008-2009 гг. в Москве, проведенного сайтами по поиску работы: hh.ru, joblist.ru и career.ru . Уровень распространения Интернета среди молодежи 18-24 лет очень высок - 83% , и

именно при помощи него вчерашние выпускники ищут работу. Исследование специализированных Интернет-сайтов было подготовлено на основе статистического анализа 48 032 вакансий и 218 364 резюме. Основные выводы исследования заключаются в том, что молодые специалисты серьезнее всех пострадали от кризиса: в 1-м квартале 2009 г. спрос на них снизился на 79% относительно 1-го квартала 2008 г. Только к 2011 г., то есть за три года, количество вакансий для молодых специалистов увеличилось почти в два раза. Больше всего молодые специалисты востребованы в таких профессиональных сферах, как «Продажи» (21% вакансий), «Административный персонал» (18%) и «Информационные технологии» (12%). Проще всего устраиваются молодые специалисты инженерных профессий, особенно работающие в сфере 1Т и программирования. При этом «снижение спроса на специалистов-эконо-мистов » является весьма обобщенным утверждением. Маркетологи, бухгалтеры, финансисты, имеющие даже небольшой практический опыт работы, остаются востребованными работодателями. Самыми желанными для работодателя являются молодые специалисты с дипломами МГУ им. М.В. Ломоносова и МГТУ им. Н.Э. Баума-

Научный дебют

на. Уровень зарплат молодых специалистов в значительной мере связан с изменениями в экономике. Например, зарплата ассистента отдела в 1-м квартале 2008 г. составила почти 33 тыс. руб., в 1-м квартале 2009 г. - около 28 тыс. руб., а в 1-м квартале 2010 г. - всего 26 тыс. руб. В 2011 г. доход этого специалиста достиг 30 тыс. рублей.

Таким образом, в условиях кризиса в экономике особенно остро стоит главная проблема российской системы высшего образования - сложившийся дисбаланс специальностей, по которым выпускаются молодые специалисты, и их востребованность на рынке труда и профессий. Так, в 2010 г. 1 358 тыс. студентов окончили вузы. Диплом экономиста получили 39%, и только 1,6% выпускников российских вузов получили специальности в области физико-математических и естественных наук - квалификации, необходимые для формирования инженерного корпуса .

Государство проводит политику снижения количества бюджетных мест по экономическим специальностям в российских вузах. Так, за пять лет (2006-2011)сокращение составило примерно 50%, в то же время был увеличен прием на бюджетные места по техническим специальностям (металлургия, морская техника, геология и разработка полезных ископаемых) . Одновременно ведется политика консолидации (объединения) вузов для сокращения их числа. Но, несмотря на все эти нововведения, выпускники вузов каждый год сталкиваются с одной и той же проблемой -невозможностью устроиться на работу, и перед ними неизбежно встает вопрос: нужно ли было учиться 4-6 лет для того, чтобы стать безработным?

В настоящее время по специальности трудоустраиваются только около 30% выпускников вузов. Такие данные приводят как представители государственных органов власти, так и Интернет-сайты по поиску вакансий (например, по данным компа-

нии Headhunter, - около 35%). Однако цифры могут отличаться в зависимости от профиля образования: 75% выпускников-медиков работают по полученной или смежной специальности, тогда как среди выпускников педагогических вузов - всего 15% . Аналогичные данные были сообщены мэром Москвы С. Собяниным, по словам которого только треть выпускников трудоустраиваются по специальности . Значит, остальные 70% выпускников вузов остаются не у дел? Значит, государственные деньги пропали? Сколько - легко посчитать. По данным Министерства образования РФ, государство выделяет на обучение одного бюджетного студента 80-90 тысяч рублей ежегодно. В среднем за год выпускается 380 тысяч студентов, обучающихся на бюджетной основе. За пять лет обучения на выпускников расходуется около 161,5 млрд. рублей. Значит, лишь треть средств (около 50 млрд. рублей) возвращается государству в результате деятельности «нужных специалистов »?

Конечно, сказать, что государство не умеет считать деньги или самоустранилось в решении данного вопроса, нельзя. Учитывая кризисные последствия в 2008-

2009 гг., оно старалось поддерживать молодых специалистов и выпускников. По данным Федеральной службы по труду и занятости, за три года (2009-2011 гг.) в специальных государственных программах приняли участие порядка 400 тысяч молодых специалистов. Почти 80% из тех, кто прошел стажировку на предприятиях в рамках дополнительных программ по содействию занятости населению в РФ, продолжили там работать . Но это, как говорится, капля в море.

Лучше всего дела с трудоустройством выпускников вузов обстоят в Москве. По мнению государственных органов труда и занятости, безработицы среди выпускников московских вузов в настоящее время нет (март 2012 г.) . По словам главы Департамента семейной и молодежной поли-

140 Высшее образование в России № 12, 2012

тики Москвы Л. Гусевой, все студенты 45-х курсов уже трудоустроены, по крайней мере, временно. Без работы остаются лишь 1365 человек, однако у них уважительные причины. Но снова встает вопрос: «Главная задача государства - просто трудоустроить, или все-таки целесообразно устраивать работать выпускников вузов по специальности?».

Главную роль в адаптации выпускников на рынке труда и профессий должно взять на себя государство, учитывая что, несмотря на рыночные механизмы, оно продолжает играть существенную роль в экономике. Решить проблему трудоустройства молодых специалистов можно только при активной поддержке государства, которому следует, с одной стороны, сделать образование более ориентированным на запросы рынка труда, а с другой - обязать всех участников рынка работать не только на себя, но и на общество, создавая рабочие места и предоставляя социальные гарантии, в том числе и для молодых специалистов.

Во-первых, государству следует разработать долгосрочные прогнозы потребностей экономики в различных специальностях. Как отметил заместитель министра образования и науки Игорь Реморенко, такой прогноз до 2030 г. существует и размещен на сайте министерства . Согласно данному прогнозу экономика будет испытывать потребность в специалистах лесной, химической промышленности, энергетики, судостроения. Но слышал ли о нем кто-нибудь из нынешних выпускников школ? И почему прогноз не учитывает творческие и гуманитарные специальности? Разве они не нужны государству? На наш взгляд, недостаточно просто разработать прогноз, нужно его данные донести до каждого, кто только еще выбирает свой путь..

Во-вторых, государство может ввести обязательные квоты на прием молодых специалистов как в государственных, так и в частных организациях и компаниях, но обязательно законодательно закрепить их со-

циальные гарантии. При этом имеет смысл обратиться к опыту зарубежных стран, чтобы не повторить их ошибок. Например, во Франции в 2006 г. был принят закон «О равенстве шансов», по которому все компании должны ежегодно принимать на работу сотрудников моложе 25 лет и без опыта работы. Однако когда этим сотрудникам исполнялось 26 лет, их могли уволить без объяснения причин. Государство хотело подтолкнуть молодежь к поискам работы, а работодателей - к приему молодых специалистов. Однако все это вылилось в массовые беспорядки недовольных.

В-третьих, необходимо вернуться к системе обязательного распределения тех, кто обучался на бюджетных местах, и контролировать возврат на рабочие места тех, кто обучался по целевым направлениям от различных министерств и ведомств.

Еще одним рыночным механизмом, который может способствовать трудоустройству молодых специалистов (при возможном кризисе), является вступление России в ВТО, так как это приведет к росту конкуренции не только между производителями товаров и услуг, но и между участниками трудовых отношений. Иностранные компании станут открывать свои представительства и неизбежно столкнутся с дефицитом кадров, который они будут компенсировать за счет молодых специалистов. Но это дело будущего. Решать проблемы молодых специалистов на рынке труда и профессий необходимо уже сегодня.

Литература

1. Krugman P. Wasting Our Minds. URL: http://

www.nytimes.com/ 2012/04/ 30/ opinion/ krugman-wasting-our-minds.html

2. Headhunter. Рынок труда для молодых спе-

3. ФОМ. Интернет в России. Весна 2011. Вып. 33. С. 12.

4. Труд и занятость в России - 2011 г.: Стат.

сб. / Росстат. M., 2011. 637 с.

Научный дебют

5. РИА Новости. Прием на бюджет в эконо-

мические вузы РФ сократился за 5 лет вдвое. Март 2011. URL: http://ria.ru/ edu_priem/ 20110310/ 344498759.html

6. Headhunter. Рынок труда для молодых спе-

циалистов в 3 квартале 2011 года. URL: http://hh.ru/ article.xml?articleId=978

7. С. Собянин выступает за создание при мос-

ковских вузах центров трудоустройства молодых специалистов. URL:http:// www.labor.ru/?id=1506

8. Стажировки дают шанс 80% молодых спе-

циалистов остаться на предприятиях. URL: http://www.labor.ru/index.php?id =1716

9. Молодым везде в Москве дорога. URL: http://

www.rusnovosti.ru/ print.aspx?id=194615

10. За мобильники будем выгонять с экзаменов. Интервью с заместителем министра образования и науки Игорем Реморенко. URL: http://www.kommersant.ru/doc/ 1917215?themeID=285

KUZMINE. LABOR AND PROFESSIONS MARKET FOR YOUNG PROFESSIONALS IN THE FACE OF ECONOMIC CRISIS: CHALLENGES AND SOLUTIONS.

The author analyzes the impact of the economic crisis on the labor market for young professionals, which have j ust graduated from universities. The article asserts the need for state support of this category in job placing. The problem of unemployment among young professionals and the imbalance between the economy needs and the current education system is discussed.

Key words: labor market, profession market, social group, young professionals, economic crisis, unemployment.

Г.В. НИКИТИНА, аспирант Тобольская государственная социально-педагогическая академия

Потенциал социальной практики

В статье актуализируется вопрос о поиске современных средств подготовки студентов педагогических вузов к профессионально-педагогической деятельности. В качестве такового предлагается использовать социальную практику - социально-значимую и педагогически направленную деятельность, основанную на взаимодействии студентов с социально-образовательными учреждениями и организациями с применением элементов технологии социального проектирования. Определяется потенциал социальной практики для подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности.

Ключевые слова: подготовка к профессионально-педагогической деятельности, социальная практика, потенциальные стажировочные площадки социальных практик студентов педагогических вузов.

Осуществляя профессиональную деятельность, педагог активно включается в социальное взаимодействие не только с учениками, но и с родителями учащихся, коллегами, социальными партнерами. Поэтому сегодня актуальной задачей для педагогических вузов является формирование и развитие социально значимых качеств личности будущего педагога с высоким уровнем компетенции социального взаимодействия.

В системе подготовки большинства пе-

дагогических вузов для решения данной задачи, как правило, используются учебные и производственные практики, а также различные формы внеаудиторной и воспитательной работы . Однако насколько эффективными, с точки зрения подготовки современных студентов к профессионально-педагогической деятельности, являются данные формы работы вузов?

Чтобы ответить на этот и другие интересующие нас вопросы, нами было организовано анкетирование студентов педагоги-

Для расчёта экспертных оценок присвоим следующие ранговые коэффициенты вариантам ответов респондентов (Табл. 8.1).

Таблица 8.1. Ранговые оценки вариантов ответов респондентов

Расчет уровня востребованности целесообразно проводить по нашей эмпирической формуле (11.1):

Где: U - Уровень востребованности молодых

специалистов;

а г

а 2 - Частота выбора ответа 1 (%);

а 3 - Частота выбора ответа 1 (%);

а 4 - Частота выбора ответа 1 (%);

а 5 - Частота выбора ответа 1 (%);

R t - Ранг i-варианта ответа (-2

Уровень востребованности молодых специалистов по видам деятельности имеет следующие значения (Табл. 8.2 и рис. 8.1).

Таблица 8.3. Уровень востребованности молодых специалистов по масштабам деятельности__

по видам деятельности

Таблица 8.2. Уровень востребованности молодых специалистов


Рис. 8.1.

Уровень востребованности молодых специалистов по масштабу деятельности представлен в табл. 8.3 и на рисунке 8.2.


Рис. 8.2.

Данные таблиц 8.2, 8.3 и рис. 8.1, 8.2 наглядно показывают, что уровень востребованности молодых специалистов на рынке труда города Москвы относительно невысок. Наибольшую заинтересованность к их вовлечению в трудовую деятельность испытываю учреждения из сферы «Государственная служба» и, отчасти «Медицина и здравоохранение».

По масштабам деятельности респондентов относительно высокий уровень заинтересованности к трудоустройству молодых специалистов испытывают респонденты из категории «Другое», куда в основном и были отнесены опрошенные из сфер деятельности «Государственная служба» и «Медицина и здравоохранение».

Наиболее сложными для трудоустройства молодых специалистов является такой вид деятельности, как категория «Другое» и «Наука и образование».

По масштабу деятельности респондентов - это «Средний и крупный бизнес».

По прогнозам бывшего Департамента труда и занятости населения города Москвы, потребность в специалистах постоянно растет (табл. 8.4). Однако устроиться на работу молодому специалисту подчас очень сложно.

Таблица 8.4. Прогноз потребности города Москвы в специалистах разного уровня и направления образования на период до 2020

года_

Прогноз (чел)

Высшее профессиональное образование (ВПО)

Физико-математические

Естественные науки

Г уманитарные науки

Социальные науки

Образование и педагогика

Здравоохранение

Культура и искусство

Экономика и управление

Информационная безопасность

Сфера обслуживания

Сельское и рыбное хозяйство

Геодезия и землеустройство

Геология, разведка и разработка полезных ископаемых

Оружие и системы вооружения

Морская техника

Транспортные средства

Уровень образования и Код ОКСО

Укрупненные группы специальностей

Прогноз (чел)

Приборостроение и оптотехника

Автоматика и управление

Химическая и биотехнологии

Архитектура и строительство

Среднее профессиональное образование (СПО)

Физико-математические

Естественные науки

Г уманитарные науки

Социальные науки

Образование и педагогика

Здравоохранение

Культура и искусство

Экономика и управление

Информационная безопасность

Сфера обслуживания

Сельское и рыбное хозяйство

Геодезия и землеустройство

Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника

Уровень образования и Код OKCO

Укрупненные группы специальностей

Прогноз (чел)

Металлургия, машиностроение и материало- обработка

Авиационная и ракетно- космическая техника

Оружие и системы вооружения

Морская техника

Транспортные средства

Приборостроение и оптотехника

Электронная техника, радиотехника и связь

Автоматика и управление

Информатика и вычислительная техника

Химическая и биотехнологии

Воспроизводство и переработка лесных ресурсов

Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров

Архитектура и строительство

Безопасность жизнедеятельности, природообу- стройство и защита окружающей среды

Одна из главных проблем трудоустройства молодежи - несоответствие запросов профессиональным навыкам. Выпускники предпочитают рабочим специальностям офисные, при этом уровень ожиданий у них явно завышен. Помимо высокой зарплаты, они предъявляют высокие требования к комфортным условиям проживания. Так, согласно нашим данным, полученным на основе опросов студентов ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова» более половины молодежи, приехавшей на учебу в г. Москву из малых городов и сел, не хотят уезжать обратно. Даже на высокооплачиваемую работу в места своего рождения. Большинству выпускников важнее жить в городе, для них более привлекательна досуговая составляющая, нежели высокая зарплата. К тому же выпускники плохо ориентируются на рынке труда, вчерашние студенты не умеют правильно себя презентовать перед работодателями, требования которых растут с каждым годом.

Опросы студентов РЭУ им. Г.В.Плеханова показали и другие «любопытные» результаты:

47,5 % опрошенных студентов высоко оценивают возможность трудоустройства по своей специальности;

при этом более 50 % из них считают получаемое в вузе образование не соответствующим запросам рынка труда, либо затруднились ответить на поставленный вопрос;

^ выпускники стали более адекватно оценивать уровень зарплаты, на который они могут претендовать. Основная часть студентов определяет желаемую заработную плату на начальном периоде в диапазоне 25000-30000 руб.;

главной проблемой, затрудняющей трудоустройство по специальности, студенты считают отсутствие опыта и стажа , об этом заявили 80 % респондентов;

S уровень трудовой мобильности выпускников низок, они не готовы переезжать в отдаленные сельские территории, даже при наличии там вакансий по специальности;

часть выпускников достаточно пассивны при трудоустройстве, не прикладывают каких-либо усилий, чтобы найти работу самостоятельно и надеются на помощь вуза или специализированных структур;

на большинстве предприятий города Москвы отсутствует понятие «молодой специалист»: к выпускникам применяются те же самые требования и нормы при приеме на работу, что и к прочим кандидатам на вакантное место;

наличие у выпускников проблем социально-психологического характера: неготовность молодых людей к рабочему распорядку, ориентация на офисный характер работы, неспособность работать в команде, инфантильность, излишняя амбициозность и, вместе с тем, неуверенность в себе. В связи с чем, по мнению работодателей, вузовское образование должно быть более ориентированным на практику.

На большинстве предприятий города наблюдаются признаки кадрового дефицита, на рынке труда конкуренция работников за получение рабочего места сменяется конкуренцией работодателей за рабочую силу, удовлетворяющую предъявляемым требованиям. При этом сами работодатели, высказываясь по данной проблеме, зачастую отмечают, что уровень подготовки кадров в образовательных учреждениях не всегда их устраивает. Высказываются претензии и к номенклатуре специалистов, подготавливаемых образовательными учреждениями. В связи с чем множество выпускников сегодня вынуждены работать не по полученным специальностям.

Однако отметим, на наш взгляд, сегодня предприятия сталкиваются с проблемой кадрового голода отнюдь не по причине нехватки специалистов, а потому что сегодня только очень небольшая часть компаний проводит осознанную политику формирования кадрового резерва. Необходимо прогнозировать потребности своего предприятия, правильно оценивать имеющийся потенциал и возможности его развития, вкладывать средства в подготовку специалистов, исходя из стратегических целей.

С внедрением новых технологий повышаются требования не только к профессиональной, но и к психологической, социальной и личностной готовности кадров. Поэтому одной из наиболее существенных проблем рынка труда, несомненно, можно считать проблему структурного дисбаланса. В числе причин, не позволяющих обеспечить эффективность трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования: отсутствие механизмов, обеспечивающих взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг;

низкая заинтересованность учреждений системы профессионального образования в трудоустройстве выпускников, организации профориентационной работы с абитуриентами и студентами, мониторинге изменений в требованиях к квалификации специалистов на рынке труда, емкости и развития самого рынка по конкретным профессиям и специальностям работников;

кадровая политика большинства российских организаций, ориентированная в большей степени на достижение текущих результатов, а не на перспективное развитие;

отсутствие у большинства выпускников необходимых навыков самоопределения на рынке труда, развития трудовой карьеры, ведения переговоров с работодателями по вопросам трудоустройства;

S завышенная самооценка своего профессиональноквалификационного уровня у значительной части выпускников учреждений профессионального образования.

Чем успешнее будут сформированы характеристики (компетенции) эффективности трудоустройства выпускников, тем успешнее они будут востребованы работодателями и трудоустроены. При этом рынок труда определяет и изменяет критерии профессиональной подготовки в соответствии с темпами развития науки и экономики. В этом контексте возникает потребность в разработке перечня критериев оценки конкурентоспособности молодого специалиста, удовлетворяющего перспективным требованиям рынка труда, который определяет эффективность трудоустройства выпускника.

Представляется, что избежать многих проблем и ошибок трудоустройства молодых специалистов на рынке труда города Москвы можно за счет комплекса следующих мер.

S развитие системы профориентации молодого поколения, начиная со школы. Помочь в этом могут как сами выпускники и учащиеся вузов, так и преподаватели, специалисты вузовских агентств по трудоустройству, сотрудники ЦЗН и работодатели.

внедрение системы социально-профессиональной адаптации студентов. Не только школе необходимо помогать выпускникам в осознании своих возможностей в выборе профессии, но и профессиональным учебным заведениям следует заниматься социально-профессиональной адаптацией студентов, ориентируясь на реальные потребности рынка труда. Сегодня содействие в трудоустройстве выпускников является важным направлением деятельности учреждений профессионального образования, став одним из показателей конкурентоспособности и востребованности учебных заведений. В ряде вузов в учебный процесс включены специальные занятия по вопросам технологии поиска работы, успешной адаптации выпускников на рынке труда, проводятся мастер-классы по технологиям поиска работы. Введены факультативные курсы «Навыки эффективного поиска работы» и практикумы трудоустройства, проводятся семинары- тренинги по формированию навыков самопрезентации.

формирование системы мониторинга рынка труда и рынка образовательных услуг, постоянного анализа соответствия спроса и предложения рабочей силы по профилю и уровню квалификации в разрезе специальностей (профессий), отраслей, муниципальных образований региона, а также анализа причин дисбаланса спроса и предложения на рынке труда и причин не трудоустройства выпускников по полученной специальности. Мониторинг проблем трудоустройства молодых специалистов и других участников данного процесса, учитывающий их потребности и интересы сегодня должен выступать как социально-культурная норма проектирования образовательного процесса в высшем учебном заведении.

На наш взгляд, показатель «уровень трудоустройства выпускников вузов» должен сегодня стать одним из главных критериев эффективности функционирования не только самой системы высшего образования, но и рынка труда, и экономики в целом, при этом во многом зависящий от продуктивности самого процесса подготовки и приспособления выпускников вузов к выходу на рынок труда.

В настоящее время оценка профессиональной подготовки выпускника работодателем рассматривается как фактор, влияющий на его трудоустройство. Однако в зависимости от характера работы, каждое предприятие и организация устанавливает свои требования отбора. При этом законченное высшее образование воспринимается как минимальная основа для трудоустройства и своеобразная гарантия культурного уровня.

Сегодня рынок труда нуждается в квалификационных компетенциях, не зависящих от конкретного процесса труда. Все большее значение приобретает требования «умение обучаться», «способность к генерации идей и саморазвитию», «наличие аналитического склада ума» и личностные качества претендентов, которые повышают возможности трудоустройства, облегчает вертикальную и горизонтальную мобильность работников как на рынке труда, так и в трудовой сфере.

Рассматривая требования рынка труда к молодым специалистам и предложения со стороны образования, следует признать, что образование отстает от требований работодателей. Поэтому среди актуальных проблем, стоящих перед образованием, выделяется проблема подготовки молодых специалистов, способных грамотно ориентироваться и добиваться жизненного успеха в новых рыночных условиях. Однако решить проблему взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг без учета интересов непосредственно потребителя образовательных услуг, который имеет свои цели, задачи, мотивацию относительно освоения профессии и выбора сферы трудовой деятельности, невозможно.

Анализ отечественного опыта показывает, что значительное количество выпускников испытывает серьезные трудности при переходе от учебы к работе, оказывается занятым на неквалифицированных рабочих местах или остается без работы. В настоящее время отдельные функции мониторинга трудоустройства выпускников вузов проводят все учреждения системы образования города Москвы, при этом в каждом вузе созданы и работают Центры по трудоустройству или Центры карьеры, проводятся ярмарки вакансий, встречи с работодателями.

Большое значение для трудоустройства молодых специалистов имела бы и разработка системы прогнозирования качественной и количественной потребности экономики региона в специалистах с учетом уровня и профиля подготовки, территориальной специфики экономики. Это позволило бы системе профессионального образования города Москвы выпускать конкурентоспособных и востребованных рынком труда специалистов с необходимой квалификацией, компетенциями и уровнем образования.

  • См. http://trud.mos.ru/statistika_i_analitika/prognozirovanie/prognoz_sostoyaniya/

Исследование рынка труда в Москве

Исследование подготовлено на основе статистического анализа 48 032 вакансий и 218 364 резюме, размещенных на сайтах сайт, joblist.ru и career.ru в 2008 - 2011 гг.

Исследование содержит:

  • Общую динамику рынка труда для молодых специалистов;
  • структуру спроса на специалистов по профессиональным сферам;
  • структуру спроса на специалистов по типу образования;
  • рейтинг упоминаемости вузов и зарплат в вакансиях;
  • анализ зарплат наиболее популярных профессий в исследуемой сфере;
  • анализ дефицитности наиболее востребованных профессий исследуемой сферы (hh.индекс);
  • портрет молодого соискателя;
  • рейтинг модных профессий для молодого специалиста;
  • анализ понятия "успешная карьера" для молодого специалиста.

Основные выводы:

  • за три года количество вакансий для молодых специалистов увеличилось почти в 2 раза;
  • молодые специалисты серьезнее других пострадали от кризиса - в 1 квартале 2009 года спрос на них снизился на 79% относительно 1 квартала 2008 года;
  • больше всего вакансий для молодых специалистов размещается в профессиональных сферах "Продажи" (21% вакансий), "Административный персонал" (18%) и "Информационные технологии" (12%).
  • наиболее востребованным у молодых специалистов является экономическое образование;
  • самым упоминаемым вузом является МГУ им. Ломоносова и МГТУ им. Н. Э. Баумана;
  • уровень зарплат в исследуемой сфере наиболее чувствителен к изменениям в экономике. Например, зарплата ассистента отдела в 1 квартале 2008 года составила почти 33 тыс. руб., в 1 квартале 2009 года - около 28 тыс. руб., а в 1 квартале 2010 года - всего 26 тыс. руб. В настоящее время доход этого специалиста немного вырос и практически достиг 30 тыс. руб.
  • младшие программисты являются самыми дефицитными для работодателя. На одну вакансию приходится порядка 1-2 человек;
  • PR-менеджер, фотограф и дизайнер - самые модные профессии, по мнению студентов;
  • больше всего студентов через 5 лет видят себя специалистами в одной из крупных компаний;
  • комфортные условия труда и материальный достаток - главные синонимы "успешной карьеры";
  • основным способом построения успешной карьеры студенты считают подработки и хорошую учебу;
  • ради успешной карьеры студенты готовы пожертвовать только свободным временем.

Рынок труда в сфере "Начало карьеры/Студенты"

Категория молодых специалистов и студентов - одна из самых незащищенных на рынке труда. В самый разгар кризиса, в начале 2009 года, количество вакансий для молодых специалистов и студентов сократилось на 79% по сравнению с 1 кварталом 2008 года. Восстановление на рынке труда для молодых специалистов наметилось всего год назад, во 2 квартале 2010 года, когда спрос превысил докризисный уровень на 26%.
В 2011 году рынок труда для молодых специалистов вошел в активную фазу роста, последние два квартала опережая по темпам прироста рынок труда в целом.


Всего на долю вакансий для молодых специалистов и студентов сейчас приходится около 5%, т.е. каждая 21-я вакансия. Для сравнения: во 2 квартале 2009 года лишь каждая 75-я вакансия подходила молодому специалисту или студенту.



Структура спроса по профессиональным сферам из года в год меняется незначительно. Можно отметить лишь смещение спроса на молодых специалистов из сферы "Административный персонал" в сторону специалистов сферы продаж и ИТ-сферы. В настоящее время на долю вакансий сферы "Продажи" приходится 21% (на 9 п.п. больше, чем в 2008 году), на сферу "Административный персонал" - 18% вакансий (на 5 п.п. меньше) и на ИТ-сферу - 12% (на 2 п.п. больше).
В целом же на топ-10 профессиональных сфер приходится почти 90% всех вакансий на рынке труда для молодых специалистов.



Самым популярным требуемым образованием для молодых специалистов является экономическое. На долю вакансий с упоминанием такого образования приходится 36%. Спрос на молодых специалистов с финансовым образованием составляет 24% от общего числа вакансий. Технические специалисты интересны в 22% вакансиях.
Менее популярны специалисты с математическим образованием - 7%. На долю остальных видов образования пришлось 10% (это юридическое, социологическое и лингвистическое образование).




Самыми популярными вузами, которые встречаются в вакансиях, являются МГУ им. Ломоносова (23% от всех вакансий), МГТУ им. Н. Э. Баумана (18%), МИФИ (13%), МФТИ (11%) и МАИ (5%). На долю топ-5 вузов пришлось порядка 70% всех вакансий, в которых упоминалось название вуза.
Менее популярными оказались ГУ-ВШЭ и МЭСИ (по 4% каждый), МЭИ (3%), ГУУ, МАДИ, МТУСИ, МИСИ-МГСУ, МИРЭА, РЭУ им. Г. В. Плеханова (по 2% каждый) и МАТИ (1%).

На высокую зарплату могут рассчитывать студенты и выпускники МАИ - более 40 400 руб. Уровень зарплат, в котором встречается упоминание МАДИ, составил ровно 40 000 руб. Представителям РЭУ им. Г. В. Плеханова предлагают в среднем 39 200 руб., ГУ - ВШЭ - 37 700 руб., МГУ - 35 800 руб.
Меньше всего (среди упомянутых вузов) платят студентам и выпускникам ГУУ - 26 900 руб., МТУСИ - 27 500 руб. и МГТУ им. Н. Э. Баумана - 33 300 руб.





В кризис уровень зарплат многих молодых специалистов сократился. Зарплата младшего программиста в 1 квартале 2009 года уменьшилась практически на 15 000 руб. по сравнению с 1 кварталом 2008 года, зарплата менеджера по продажам - на 3 000 руб., ассистента отдела - на 5 000 руб.
Сейчас на рынке наблюдается восстановление зарплат, но не по всем позициям. Так, зарплаты ассистентов отдела и младших программистов еще не достигли уровня 1 квартала 2008 года.





Сейчас ожидаемые зарплаты на позицию младшего аналитика на 26% выше, чем предлагаемые зарплаты. Ожидания младших юристов на 24% выше, а менеджеров по продажам и ассистентов отдела - на 17% выше. Различия в ожидаемых и предлагаемых зарплатах младшего инженера меньше - всего на 12%. Предлагаемые и ожидаемые зарплаты младшего программиста совпадают.


Одним из дефицитных специалистов на рынке труда для студентов и молодых специалистов является младший программист (менее 2 человек на одно вакантное место). Самая высокая конкуренция при трудоустройстве - на должность младшего инженера (6 человек на одно место).



Помимо дефицитных и востребованных профессий на рынке труда для молодых специалистов существуют так называемые "модные" профессии, ставшие популярными совсем недавно. Согласно онлайн-опросу, проведенному порталом по поиску работы career.ru 9-16 августа 2011 года, самой модной профессией среди студентов стал PR-менеджер (его отметили 27%отпрошенных). Тройку лидеров замкнули фотограф и дизайнер.
Кроме того, в десятку модных профессий попали HR-менеджер, арт-директор, программист, блогер, стилист, fashion-editor и модель.


Портрет молодого специалиста за три года изменился незначительно. Большинство кандидатов не имеют опыта работы, обладают базовыми знаниями английского языка и ожидают получать 20-30 тыс. руб.
Примечательно, что сейчас активнее ищут работу женщины: на их долю приходит 59% всех резюме, в то время как три года назад - всего 38%.

Портрет молодого соискателя 2008 г. 2011 г.
Пол
мужской 62% 41%
женский 38% 59%
Образование
Высшее 42% 49%
Среднее 58% 51%
Владение английским языком
не владею 11% 11%
базовые знания 46% 48%
читаю профессиональную литературу 11% 12%
могу проходить интервью 14% 14%
свободно владею 17% 15%
Опыт работы
Нет опыта 74% 76%
От 1 года до 3 лет 23% 19%
От 3 до 6 лет 3% 3%
Более 6 лет 1% 2%
Заработные платы
5-10 тыс. руб. 3% 2%
10-15 тыс. руб. 12% 7%
15-20 тыс. руб. 25% 20%
20-30 тыс. руб. 43% 45%
30-40 тыс. руб. 12% 20%
40-60 тыс. руб. 5% 6%
60-80 тыс. руб. 0% 0%
80-100 тыс. руб. 0% 0%
100-300 тыс. руб. 0% 0%
Более 300 тыс. руб. 0% 0%

Основные требования, предъявляемые к молодым специалистам

  • Высшее/неоконченное высшее образование/студент последнего курса
  • Отличные теоретические знания своей и смежных областей
  • Желательно наличие практики или стажировки
  • Хорошее знание иностранного языка
  • Отличное знание ПК
  • Желателен опыт работы
  • Возраст от 20 лет
  • Навыки работы в команде
  • Умение и желание обучаться
  • Желательно наличие дополнительных квалификационных сертификатов
  • Ответственность
  • Стрессоустойчивость
  • Аккуратность, внимание к деталям

Согласно онлайн-опросу, проведенному порталом по поиску работы career.ru 5-12 июля 2011 года, 40% опрошенных молодых специалистов через 5 лет видят себя в роли специалиста, работающего в крупной компании. Около 35% рассчитывают через 5 лет руководить отделом в компании. Порядка 14% считают, что будут иметь свой маленький бизнес, и лишь 3% видят себя большим боссом.



Для многих опрошенных успешная работа - это комфортные условия труда и материальный достаток (53%), для 26% молодых специалистов - это руководящая должность, и лишь для 17% - высокая зарплата.



Большинство опрошенных для построения успешной карьеры подрабатывают (65%), а также хорошо учатся (63%); чуть меньше респондентов уделяют внимание дополнительным предметам (41%) и налаживают связи в бизнес-среде (31%).
Стоит отметить, что каждый 15-й студент ничего не делает, чтобы построить успешную карьеру.


Чтобы построить успешную карьеру, большинство опрошенных готовы пожертвовать свободным временем (85%). Значительно меньшее количество людей готовы пожертвовать временем с семьей (28%) и деньгами (27%). Порядка 7% опрошенных не готовы ничем жертвовать ради успешной карьеры.


* допускалось несколько вариантов ответа

Проблема трудоустройства молодых специалистов в условиях рыночной экономики очень актуальна, что подтверждается приведен­ными ниже материалами с одного из самых популярных порталов по трудоустройству – www.hh.ru .

Быть молодым или «стартовым» специалистом, ищущим при­влекательную работу в реальном секторе экономики, в настоящее время трудно. Ведь кто такой «молодой специалист»? В первую оче­редь, это человек с определенным багажом теоретических знаний, только что получивший диплом. К сожалению, не более 30 % выпу­скников на сегодняшний день могут похвастаться практическим опы­том работы по специальности к моменту получения диплома. Столкнувшись с задачей поиска работы, остальные 70 % видят следую­щее в описании вакансий: «Требуемый опыт работы от 1–1,5 лет» . Возникает резонный вопрос: где же взять этот опыт, если я молодой специалист? Последние годы ведется активная дискуссия (как в рам­ках самих вузов, так и среди работодателей), как оценивать кан­дидата-студента, совмещающего работу
и учебу. И здесь не может быть од­ного правильного ответа. Есть те, кто успешно сочетает учебу с рабо­той, укрепляя свои профессиональные знания, и есть те, кто наоборот, полностью посвящает себя процессу «зарабатывания» денег, поставив свое обучение на второй план. Это сознательный вы­бор каждого и он может состоять из следующих важных этапов .

Во-первых, надо определить, что является основной це­лью – получение практического опыта по своей специальности или «зара­батывание» денег . Первый вариант, скорее всего, приведет в крупную компанию, где даже в кризисный период сохраняется возмож­ность ста­жировок или работы на позиции «Ассистент отдела» . На примере крупной компании проще описать карьерный путь для мо­лодого спе­циалиста. Например, он может быть следующим: Асси­стент отдела -> Специалист отдела -> Ведущий специалист -> Ру­ководитель группы -> Руководитель отдела -> Руководитель депар­тамента . Второй вариант с большей вероятностью приведет в ма­ленькую фирму, где за счет рас-ширенного функционала появится реальная воз­можность зарабатывать, но, к сожалению, карьерный путь слож­но прог­нозировать, так как при наличии смежного функ­ционала есть возможность получить практический опыт в совсем дру­гой специализации.

Во-вторых, следует оценить реальный уровень своих знаний и умений для того, чтобы определить, на какие компании имеет смысл обращать внимание. К сожалению, многие выпускники игнорируют требования, указанные в описании вакансий, такие как уровень знания иностранного языка, различных специализированных программ, хотя это является критичным при приеме на работу. Тем самым они отре­зают себе путь в данную компанию. В таком случае более пра­вильным, но и более сложным, будет приобретение этих навыков. На­пример, в резюме стоит указывать так: «Уровень знания английского языка pre-intermediate
(в процессе изучения)»
.


В-третьих, важно определить список ресурсов для поиска ра­боты. Это могут быть ведущие рекрутинговые агентства, которые за­нимаются трудоустройством молодых специалистов, ключевые интер­нет-порталы и т. д.

В-четвертых, не стоит забывать об еще одном, совсем немало­важном факторе – факторе «горящих глаз» . О нем в последнее время все чаще говорят работодатели. Работодатель ожидает увидеть не просто стопроцентное соответствие требованиям вакантной пози­ции, но
и искренний интерес к работе именно в данной компании. Это можно продемонстрировать элементарно: предварительно подгото­виться к собеседованию, просмотрев интернет-источники и собрав рекомендации
о компании от работающих в ней знакомых и т. д.

Кроме того, для предотвращения проблем при трудо­устройстве
и получения любой привлекательной работы с официаль­ным трудоустройством необходимо очень четко понимать следующее.

Во-первых, за счет чего вы сможете постоянно приносить при­быль будущему работодателю, так как при рыночной экономике:

– именно получение прибыли является главной целью любых внебюджетных хозяйственных субъектов (ОАО, ЗАО, ООО и т. п.);

– выплачивать вам заработную плату любая внебюджетная ор­ганизация или индивидуальный предприниматель могут только за счет получаемой в результате вашей деятельности прибыли (как правило,
в результате обеспечения продаж любых товаров и услуг), так как дру­гих источников для самофинансирования у них нет, причем ваша зар­плата обязательно будет намного меньше объемов продаж (осо­бенно, если продается любой материальный товар, а не компьютерные прог­раммы, подключение к Интернету или кабельному телевидению и т. п.), так как необходимы большие финансовые затраты для обеспече­ния хозяйственной деятельности данного юридического лица, выплаты зарплаты другим сотрудникам и получения прибыли собственником.

Во-вторых, как вы сможете убедить любого работода­теля в ре­альном секторе экономике, что в случае вашего приема на ра­боту он быстро начнет получать финансовую выгоду и не будет иметь ни­каких проблем, т. е. вы уже подготовлены для ус­пешной работы или сможете быстро войти в курс дела и приносить прибыль. Это осо­бенно важно для официального трудоустройства де­вушек и женщин в любые внебюджетные организации, так как в соот­ветствии с дейст­вующим законодательством Российской Федерации беременные жен­щины и имеющие детей до определенного возраста защищены от увольнения, поэтому если они не будут отрабатывать свою зарплату, то работода­тель все равно должен будет ее платить или иметь в дальнейшем проблемы.

В-третьих, желательно к моменту трудоустройства опре­делиться, чтобы не тратить напрасно время, какую именно работу вы хотите получить, так как реально возможны только два варианта:

– работа, при которой вы непосредственно занимаетесь прода­жей товаров и услуг и получаете в итоге свой процент от объема про­даж в качестве заработной платы (при продажах реальных товаров он обычно бывает в разы меньше, чем при продаже услуг, так как в по­следнем случае затраты и риски любого работодателя гораздо ниже);

– работа в бюджетных или внебюджетных организациях, не свя­занная с непосредственной продажей вами лю­бых товаров и услуг.

Основным требованием, которое работодатели предъявляют к потенциальным сотрудникам, является наличие успешного опыта ра­боты на аналогичных должностях. Но откуда ему взяться, если моло­дой специалист только что окончил вуз?!

Некоторые сту­денты начинают работать еще с первых курсов. Найти рабо­ту студенту-очнику очень сложно, ведь большинство ра­бо­тодателей предпочитает принимать на работу не только состоявшихся специалистов, но и тех, кто спосо­бен работать полный рабочий день,
а при необходимости и задержи­ваться сверх установленного вре­мени.
И все-таки найти работу, связанную с получением навыков и опыта работы по специальности, все заинтересованные студенты могут.

Одним из ва­риантов такой ра­боты может быть описанная в учебно-тренировочная работа по до­го­ворам подряда в созданной ТГПУ им. Л. Н. Тол­стого в соответствии с Федеральным Законом от 02.08.2009 № 217-ФЗ инновационной фирме – ООО Инновационно-внед­ренче­ское учебно-производственное предп­риятие «Энергосбережение, безо­пас­ность жизнедеятельности, эконо­мия» (сокращенно – ООО ИВУПП «ЭБЖЭ»).

При поиске работы надо учитывать, что компании по-разному относятся к перспективе найма специалистов без опыта работы. Кто-то по-прежнему считает это пустой тратой времени, а другие, наоборот, видят неоспоримое преимущество в найме, обучении и последующем развитии вчерашних выпускников. В любом случае трудоустройству некоторых выпускников мешает то, что, как отмечают на портале www.hh.ru , уже тенденцией становится ситуация, при которой:

– студенты часто не могут адекватно оценить себя, переоценивая свою привлекательность для работодателей на рынке труда;

– сту­денты и молодые специалисты без опыта работы, в лучшем случае имеющие лишь высшее образование, пытаются навязать свои условия работодателю. Чрезмерные амбиции и желание получить все и сразу не являются залогом успеха в деле поиска ра­боты. По­этому эксперты советуют при поиске работы лучше руково­дствоваться реальными знания­ми и умениями, а не желанием зараба­тывать как можно больше, и не завышать свои финансовые ожидания.

Выпускники, начавшие работать еще в студенческие годы, как правило, добиваются в карьере большего успеха, чем те, кто присту­пает
к поиску работы только после получения диплома. Им проще сделать карьеру, так как к моменту получения диплома они уже закла­дывают прочный фундамент на будущее. Идеален вариант, когда сту­дент старших курсов прихо­дит в компанию и, работая на неполной за­нятости, получает первый профессиональный опыт. Для всех заинтересованных студентов существует такая возможность .

Случайные статьи

Вверх