Учебно-исследовательская работа по Окружающему миру «Воробей мой, воробьишка. Проектно-исследовательская работа «Зимующие птицы моей малой Родины Исследовательская работа на тему птицы

Бабенко Дарья

Работа посвящена актуальной проблеме – изучению зимующих птиц города Покачи и помощи птицам в зимнее время. Описаны некоторые виды птиц, которые встречающиеся в нашем городе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА

ГОРОД ПОКАЧИ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2

Конкурс

учебно-исследовательских и творческих работ

«Юность в науке»

Направление: Естественные науки и

современный мир

Зимующие птицы нашего города

Бабенко Дарья Сергеевна

Класс: 2 б

Научный руководитель:

Порошина Светлана Алексеевна,

Учитель начальных классов

муниципального бюджетного общеобразовательного

Учреждения средней общеобразовательной школы №2

2014 г.


Предварительный просмотр:

Зимующие птицы нашего города

Аннотация

Работа посвящена актуальной проблеме – изучению зимующих птиц города Покачи и помощи птицам в зимнее время. Описаны некоторые виды птиц, которые встречающиеся в нашем городе. Часто мы не замечаем этих маленьких пернатых, но, познакомившись с ними поближе, мы понимаем, что они делают очень много полезного. И не надо забывать, что птицам нужна наша помощь.

Выявлено, что учащиеся начальной нашей школы ещё мало знают о птицах и не всегда задумываются о помощи пернатым друзьям.

Тема исследования родилась после акции «Помоги птицам!», проведённой в 2013 году в 1 классе. Исследование проводилось в течение 5 месяцев.

Актуальность. Большое количество птиц гибнет в зимние холода от голода. Человек может помочь птицам пережить стужу. А для этого нужно знать, какие птицы зимуют в нашем городе, чем питаются и как правильно организовать их подкормку зимой.

Цель данной работы – изучить образ жизни зимующих птиц нашего города. Узнать, чем птицы питаются зимой, какой корм и какие кормушки предпочитают.

При работе над темой я поставила следующие задачи:

  1. Собрать сведения о зимующих птицах нашего города в различных источниках информации.
  2. Расширить и пополнить знания сверстников о зимующих птицах города.
  3. Провести опрос среди сверстников о зимующих птицах нашего города.
  4. Собрать, проанализировать и обобщить информацию о зимующих птицах города.

Объект исследования : птицы.

Предмет исследования : образ жизни зимующих птиц нашего города.

В ходе исследования использовались следующие методы:

  • Работа с литературой.
  • Экскурсия в музей.
  • Наблюдение за птицами.
  • Анкетирование.
  • Поиск в Интернете.

Вывод. В своем исследовании я узнала, какие птицы зимуют в нашем городе, их поведение и повадки, чем питаются, какие кормушки предпочитают. Исследование оказалось не только полезным, но и очень интересным, а также принесло пользу не одним птицам, а мне и моим сверстникам, с которыми я поделилась своими знаниями и наблюдениями. А еще я узнала, что 15 января – Всероссийский День зимующих птиц.


Предварительный просмотр:

Аннотация………………………………………………………………………………………..2

План исследований.……………………………………………………………………………..4

Основная часть исследования ………………………………………………………………….6

1. Введение……..…………………………………………………………………………….6

2. Виды зимующих птиц нашего города…………….……………………..………………7

3. Особенности изготовления и размещения кормушек…………..................................…8

4. Подкормка и наблюдение за птицами………………...…………………………………9

5. Изготовление информационного материала для сверстников…….………………….11

6. Анкетирование …………………………………………………………………………..11

Заключение.……………………………………………………………………..………………13

Источники информации……..………………………………………………….……………...14

Приложение ……………………………………………………………………….…………….


Предварительный просмотр:

Зимующие птицы нашего города

План исследований

Проблемные вопросы: какие птицы зимуют в нашем городе, их образ жизни, чем и как правильно их кормить, какие кормушки изготавливать ?

Гипотеза исследования: Я предполагаю, что у многих моих сверстников возникает множество вопросов, какие птицы зимуют в нашем городе, какими повадками обладают, чем и как правильно кормить птиц зимой, какие кормушки изготавливать, а значит, не все они знакомы с образом жизни зимующих птиц нашего города.

План

1.Определить зоны поиска материалов о зимующих птицах нашего города:

1) школьная и городская библиотека;

2) музей города;

3) наблюдение за птицами;

4) Интернет.

2.Изучить печатный материал по теме исследования:

а) посетить школьную и городскую библиотеку и изучить имеющуюся в наличии печатную литературу о зимующих птицах нашего города:

  • «Краснокнижные виды Югры» [Текст] / Байкалова А., Стрельников Е.,

Стрельникова О.

  • «Птицы. Полная энциклопедия» [Текст] / Школьник Ю.К.
  • «Большая книга леса» [Текст] / Стишковская Л.

б) найти в Интернете сайты об исследуемых птицах, их образе жизни, питании, поведении, повадках и записать интересную информацию, необходимую для работы;

3. Посетить краеведческий музей города Покачи с целью сбора информации о зимующих птицах нашего города.

4. Изготовить кормушки, установить в удобном месте и провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц нашего города.

5.Расширить и пополнить знания моих сверстников о зимующих птицах города, путем:

а) изготовление и распространение листовок - призывов «Поможем зимующим птицам!»;

б) изготовление стенгазет на тему «Зимующие птицы нашего города», «Помоги птицам зимой!»;

в) проведение классных часов.

6. Составить анкету и провести анкетирование среди сверстников.

Вопросы анкеты:

  1. Если есть, то какие?
  2. Каким кормом кормите птиц?

7. Проанализировать полученные результаты анкетирования, сделать вывод.

8. Оформить исследовательскую работу в электронном и бумажном носителе.

9. Защитить исследовательскую работу.


Предварительный просмотр:

Зимующие птицы нашего города

Основная часть исследования

1. Введение

В августе 2012 года президент нашей страны Владимир Владимирович Путин подписал Указ об объявлении 2013 года годом экологии. Наш класс, конечно же, не остался в стороне от этого события, и начало Российского года экологии мы встретили замечательной экологической акцией "Помоги птицам!". Кроме того, наша акция была приурочена ко Дню зимующих птиц, который отмечается в нашей стране 15 января. Все ребята нашего класса вместе с родителями смастерили кормушки, никто не остался равнодушным. В результате было изготовлено 25 кормушек. Мы с папой, смастерили из фанеры кормушку – домик.

Все кормушки мы развесили на деревьях возле школы и на улицах, где сами живём. Эта работа доставила нам много удовольствия. Каждый принес с собой корм, им мы наполнили кормушки. В дальнейшем следили, чтобы птичьи столовые не оставались пустыми, чтобы их не заносило снегом, не сдувало ветром.

Таким образом, мы кормили птиц и наблюдали за ними. Ведь зимой им приходится особенно трудно. Давно оклевали они те семена, что оставались с осени на деревьях и на кустах. Да и с земли, покрытой глубоким снегом, трудно достать еду.

Я очень удивилась, что зимой на кормушках сидит очень много разных птиц, летом же птичек совсем не видно. Хотя я знаю, почему большинство птиц улетает в тёплые края. Оказывается, улетают они потому, что корма с приходом осени становится всё меньше и меньше. Ведь насекомые исчезают, травянистые растения увядают. Зимой многие птицы не смогли бы прокормиться. А как же те птицы, которые не улетают на зиму в теплые страны? Мне стало интересно узнать, какие птицы зимуют вместе с нами, чем они будут питаться, как мы можем им помочь перезимовать. Ведь в морозы и снегопады погибает много птиц, поэтому мы должны кормить своих друзей – птиц!

Я решила провести исследование. Свою работу я назвала «Зимующие птицы нашего города».

2. Виды зимующих птиц нашего города 1

На интересующие меня вопросы, я стала собирать сведения в различных источниках информации: в домашней библиотеке, посетила школьную и городскую библиотеки, городской краеведческий музей, наблюдала за птицами, вела поиск информации в сети Интернет. И вот, что я узнала…

__________________________

1 См. Приложение 1

Зимуют в нашем городе не все птицы, а только приспособленные к выживанию в жестких погодных условиях. По моим наблюдениям, в городе зимуют следующие птицы: воробей, синица, голубь, сорока, ворон, серая ворона, снегирь, дятел, свиристель.

Краткое описание птиц:

  • Воробей - верх головы серый, горло и верхняя часть груди чёрные, от клюва через глаз к уху идёт коричневая полоса. Спина коричневая с чёрными пестринами на спине и крыльях, брюшко беловатое; самка серо-коричневая. Издаёт разнообразный щебет, чаще всего известное всем чириканье.
  • Синица – голова чёрная с белыми щёками и затылком, спинная сторона зеленоватая (реже голубоватая), брюшко ярко – жёлтое с чёрной продольной полосой. Песня – громкий перезвон «ци-ци-ци-пи», «ин-чи-ин-чи».
  • Голубь – голова, шея и грудь пепельно-сизые с зеленоватым, желтоватым либо пурпурным металлическим отливом на шее и груди. Такой же отлив может быть выражен на крыльях. Вокруг глаз имеются участки неоперённой, голубовато–серой кожи. Оперение густое и плотное, но при этом перья слабо закреплены в коже. Воркование и низкое протяжное стонущее гудение: «ууу…ууу».
  • Сорока – немного крупнее голубя. Голова, спина, крылья и хвост чёрные; брюшко, грудь и полисы на плечах белые; хвост длинный, ступенчатый. Издаёт резкое стрекотание.
  • Ворон – величиной с утку, полностью чёрный с синеватым металлическим отливом. Клюв очень мощный. Хвост клиновидный, что особенно заметно в полёте. Перья на голове заострены, постоянно их топорщит. Издаёт громкое трубное гортанное «крук», разнообразное карканье, барабанные дроби.
  • Серая ворона – серая с чёрной головой, крыльями и хвостом. Издаёт хриплое «карр» и другие звуки.
  • Снегирь – птица чуть крупнее воробья, очень плотного сложения, голубовато- серая сверху с чёрными шапочкой, подбородком, крыльями и хвостом, белыми надхвостьем и полосой на крыле. Молодые птицы без чёрной шапочки. Полоса на крыле чисто-белая; щёки и грудь у самцов красные или красно-розовые; у самок и молодых птиц – буровато-серые. Голос – мягкое протяжное «дню» или «фью-фью»; песня трескучая, с флейтовыми и свистовыми звуками.
  • Дятел – у этой птицы красивое пестрое оперение. На крыле большое белое

округлое пятно, спина чёрная, бока белые, на голове у молодых дятлов – красная шапочка, на груди иногда пестрины, у самцов красное пятно на затылке. Подхвостье розовое. Ноги четырёхпалые (два пальца – вперёд, два – назад); клюв прочный и острый. Издаёт резкое «ки-ки-ки»; барабанная дробь короткая (около одной секунды), сливающаяся.

  • Свиристель – с густым пушистым оперением и большим хохлом на голове. Окраска розовато-серая, крылья чёрные с жёлтыми и белыми полосками, хвост, горло и полоска через глаз чёрные. Кончики второстепенных маховых перьев превращены в маленькие ярко – красные пластинки, заметные только вблизи. По краю хвоста жёлтая полоса, на крыле узкая белая полоска. Издаёт нежную журчащую трель «свириририри».

3. Особенности изготовления и размещения кормушек 2

Для того, чтобы птицы не погибли зимой, необходимо устанавливать кормушки. Я узнала, что очень важно изготовить кормушки задолго до наступления холодов, а лучше всего уже осенью установить кормушки в разных местах на территории города.

Существует много различных видов кормушек: кормушки – домики, кормушки – булавки, кормушки – сетки, кормушки – крючки, кормовые столики и другие виды.

Я поняла, что построить простейшую кормушку можно из любого подручного материала. В дело можно пустить: фанеру, доски, палочки, веточки, фольгу, плетеные корзинки или их части, пустые пластиковые бутылки разной емкости, пакеты из-под молока, сока, конфет, торта, старые игрушки и многое другое.

Главное, я уяснила, что при изготовлении кормушек, важно помнить несколько основных правил:

  • кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (плотное крепление, никаких острых краев);
  • у кормушки должно быть два широких отверстия (вход и выход), чтобы птицы спокойно могли проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее;
  • у кормушки обязательно должна быть крыша или иное приспособление, чтобы корм не засыпало снегом и не залило дождем;
  • у кормушки должен быть порог или бортик, чтобы корм не рассыпался;
  • кормушку необходимо регулярно чистить.

Также следует учесть особенности размещения кормушек, а именно: вешать кормушки лучше всего на южной стороне (в том числе, на стволах деревьев, на окне, на балконе) на высоте 1,5–2,5 м от земли, чтобы защитить ее от ветра и снега, кошек и собак. Очень важно, чтобы кормушки ежегодно располагались в одном и том же месте. Птицы запоминают их (осенью старые вместе с молодыми появляются в местах прежней подкормки).

____________________________

2 См. Приложение 2

4. Подкормка и наблюдение за птицами 3

В этом году в январе-феврале погода была неустойчивой: температура воздуха колебалась от -5 о С до - 46 о С, выпало много снега, дул сильный ветер. Это значит, что птицам было очень тяжело в этот период. Поэтому, чтобы птицам выдержать холодную погоду и выжить, их следует подкармливать.

Самым универсальным кормом для всех зимующих птиц являются семена подсолнечника, которые должны быть не жареные и не соленые. Большое количество растительных жиров находится внутри семян подсолнечника, делает их важным источником энергии в условиях зимних холодов. Еще птиц можно кормить семечками тыквы, дыни, арбуза.

Одним из любимых кормов птиц являются семена различных растений, особенно злаков, например: пшено, просо, овес, пшеница.

Ягоды рябины, шиповника и боярышника привлекают самых красивых зимних обитателей - снегирей и свиристелей. Плоды рябины, шиповника и боярышника, нужно заготовить и высушить заранее, с осени.

Несоленое сало или мясо очень любят синицы, воробьи, дятлы и другие птицы. Как правило, кусочки сала или мяса кладут в сетку или нанизываются на веревку, которые вешаются на ветвях деревьев или кустарников.

Заготовив с осени шишки, орехи и жёлуди, вы можете привлечь на свою кормушку не только дятлов, но и белок.

Кроме перечисленных выше кормов практически все птицы могут поедать крошки белого хлеба.

Главное, птицам нельзя давать следующие продукты: жареные и солёные семечки, соленое сало или мясо, горох, гречку и чечевицу, чёрный хлеб, цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов, молоко, арахис, испорченные продукты!

Весь этот корм может привести птиц к гибели.

Также, я запомнила несколько правил, которые необходимо помнить, когда кормишь птиц:

  • Во время кормления не сорить, то есть, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки и другой мусор;
  • Подкармливать в одном и том же месте, желательно, в одно и то же время. Птицы будут сами прилетать к этому времени и ждать вас.

__________________________

3 См. Приложение 3

  • Кормить птиц регулярно, ежедневно. Нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить.
  • Корм должен быть сухим. Класть корма нужно немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время птиц.

Для наблюдения за птицами я с родителями изготовила шесть кормушек: четыре кормушки из картонных коробок (из-под молока и конфет); две кормушки из пластиковых бутылок емкостью 2 литра и 5 литров. Также завела дневник наблюдений.

В декабре - начале января, когда на улице было тепло, и температура не превышала – 10 о С, я стала развешивать кормушки. Кормушки из картонных коробок и пластиковую бутылку емкостью 2 литра я разместила на стволах деревьев по маршруту из дома в школу и обратно. Кормушку из пластиковой бутылки емкостью 5 литров я принесла в школу, где вместе с классным руководителем прикрепили ее за окном к подоконнику в классе, чтобы удобно было наблюдать за птицами из окна.

Корм в кормушки я старалась класть разный, в небольшом количестве, чтобы птицы успевали его съесть. Я приносила птицам несоленое сало, пшено, кусочки свежих яблок, крошки белого хлеба, арбузные семечки, семечки подсолнечника, тыквенные семечки, которые самостоятельно заготовила с осени.

Кроме того, птиц я подкармливала и без кормушек, путем разбрасывания корма на снег, где припекало солнышко и сидели стайки воробьев и синиц. Птицы были очень рады корму, жадно его склевывали, крича и споря между собой за корм. Когда наевшись, они улетали, то на смену им прилетали голуби или одинокая сорока.

Также в течение месяца я наблюдала за птицами, которые прилетали кормиться в кормушку, установленную на подоконнике в классе.

Первые три дня мою кормушку никто не посетил, и я уже начала расстраиваться. К концу недели я заметила, что в кормушку прилетела 1 синичка, робко оглядываясь по сторонам, поела семечки подсолнечника и быстро улетела. В последующие дни, недели к кормушке регулярно, в период с 13 ч 30 мин до 15 ч 00 мин, стали прилетать по 2-3 синицы и 3-4 воробья. Ели они по одному, дожидаясь друг друга и не выгоняя из кормушки. Я заметила, что чаще птицы прилетали к кормушке перед изменением погоды, особенно перед похолоданием. В холодные дни птицы практически не прилетали, а если и прилетали, то по 1-2 птицы, быстро клевали корм и улетали. Быстрее всего съедали семечки подсолнечника, крошки хлеба, а затем, арбузные и тыквенные семечки, пшено. (Выдержки из дневника наблюдения. Приложение 3)

Из изученного материала и собственных наблюдений я поняла, что если взялись подкармливать птиц зимой, то делать это надо регулярно – по мере расходования корма. Иначе можно погубить привыкших к подкормке птиц.

5. Изготовление информационного материала для сверстников 4

После того, как я узнала, как трудно зимующим птицам приходится в холод без корма, я решила рассказать об этом сверстникам, а также призвать их помочь зимующим птицам нашего города.

В связи с этим, мной была изготовлена листовка – призыв «Поможем зимующим птицам!». Данная листовка – призыв была размножена и роздана ученикам с 1 по 4 класс нашей школы, а также размещена на информационной доске в холле школы.

С целью проинформировать сверстников о видах зимующих птиц нашего города, чем мы можем помочь, какие кормушки изготовить и каким кормом подкормить, мной были изготовлены познавательные газеты на темы: «Зимующие птицы нашего города» и «Помоги птицам зимой!». В газете «Зимующие птицы нашего города» была указана интересная информация о повадках птиц и народных приметах зимующих птиц.

6. Анкетирование

Я выдвинула гипотезу, что у многих моих сверстников возникает множество вопросов, какие птицы зимуют в нашем городе, какими повадками обладают, чем и как правильно кормить птиц зимой, а значит, не все они знакомы с образом жизни зимующих птиц нашего города.

Чтобы её проверить, я провела среди учеников вторых и четвёртых классов анкетирование. В анкетировании участвовало 50 человек. Вопросы звучали так:

  1. Есть ли у нас в городе зимующие птицы?
  2. Если есть, то какие?
  3. Делаете ли Вы для птиц кормушки?
  4. Подкармливаете ли Вы птиц зимой?
  5. Каким кормом кормите птиц?
  6. Наблюдаете ли Вы за жизнью птиц?

После обработки анкет, выяснила, что на первый вопрос все участники ответили «Да», то есть в городе есть зимующие птицы.

На второй вопрос 49 участников ответило, что знают зимующих птиц, а именно: воробья – 27 участников, синицу – 43 участника, голубя – 18 участников, снегиря – 19

участников, сороку – 1 участник, ворону – 19 участников, серую ворону – 1 участник,

___________________________

4 См. Приложение 4

дятла – 2 участника. 1 участник ответил «Нет», то есть он не знает, какие птицы зимуют в нашем городе.

На третий вопрос 45 участников ответило «Да», 5 участников – «Нет».

На четвёртый вопрос 47 участников ответило «Да», то есть подкармливают птиц зимой, 3 участника ответили «Нет».

На пятый вопрос 46 участников ответило, каким кормом кормят птиц, а именно: хлебом – 25 участников, семечками – 26 участников, пшеном (зерном) – 29 участников, салом – 4 участника. 4 участника ответили «Нет», из чего можно сделать вывод, что птиц они не подкармливают или не знаю, чем их кормить.

И на последний вопрос 41 участник ответило, что наблюдают за жизнью птиц, 9 участников ответили «Нет».

Из анкет видно, что ребята хотя и знают зимующих птиц нашего города, но не всех. Не все стараются помочь птицам зимой – изготовить кормушки. Также слабо знают, чем именно кормить птиц зимой.

Таким образом, мы подтвердили свою гипотезу о том, что у моих сверстников возникают вопросы, связанные с образом жизни зимующих птиц нашего города, чем и как правильно кормить птиц зимой.

Ученикам – посетить школьную и городскую библиотеку, прочитать о зимующих птицах, чем и как правильно кормить птиц зимой, как правильно изготовить кормушки.

Учителям – уделять больше внимания вопросам о живой природе нашего города на классных часах.

Учащиеся, принимавшие участие в анкетировании, были ознакомлены с результатами анкетирования и изъявили желание побольше узнать о зимующих птицах нашего города, какие кормушки надо изготавливать и где развешивать, какой корм выбирать и как правильно подкармливать птиц. Я решила, что на одном из классных часов охотно поделюсь своими знаниями и умениями с ребятами.

Заключение 5

Благодаря исследовательской работе я получила большой объем знаний по интересующей меня теме. Узнала, какие птицы зимуют в нашем городе, их образ жизни, какой корм и какие кормушки предпочитают и другую интересную информацию. Кроме того, я научилась:

Полученные знания я решила проверить во Всероссийской дистанционной викторине «Знатоки птиц» для 1-4 классов, где по результатам викторины я заняла I место.

Я продолжу исследование по этой теме. Хочу узнать больше о зимующих птицах не только нашего города, но и всего Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, России. Новыми знаниями буду делиться со сверстниками и взрослыми. Продолжу изготавливать кормушки и подкармливать птиц зимой, к чему буду призывать своих сверстников. Свою работу я хочу закончить стихотворением:

«Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов,
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И не страшна,
Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть,
И для птиц тепло.

____________________________

5 См. Приложение 5

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать,
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз,
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну».

Источники информации

1. Иваницкий В. Фотоэнциклопедия «Природа России» «Птицы». – «АСТ» «АСТРЕЛЬ», 1999 г.

2. Стишковская Л. «Большая книга леса».- Москва: ООО «Издательство» Росмэн – Пресс», 2005 г.

3. Стрельникова О., Стрельников Е. «Краснокнижные виды Югры»: Дидактический материал. – Тюмень: издательство Ю.Мандрики, 2001 г.

4. Хоершелманн Г. «Птицы». – Москва издательство «Мир книги», 2007 г.

5. Школьник Ю.К. «Птицы.Полная энциклопедия».– Москва: издательство «Эксмо»,

2007 г.

6. Элдертон Д. «Всемирная энциклопедия птиц».– Москва: издательство «Эксмо», 2007 г.

7. Югория: Энциклопедия Ханты–Мансийского автономного округа – Ханты – Мансийск, ИД «Сократ», 2000 г.

ru.wikipedia.org/ Птицы – Википедия/

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Распределение корма для птиц по кормушкам

Выдержки из дневника наблюдения

Дата

Температура воздуха, о С

Какие птицы прилетали

Какой корм ели

Примечание

10.01.2014г.

10 о С

установили на подоконнике кормушку в классе

16.01.2014г.

5 о С

1 синица

семечки подсолнуха,

несоленое сало

быстро поела и улетела

17.01.2014г.

18 о С

2 синицы

семечки подсолнуха, крошки хлеба

поели по очереди и улетели

18.01.2014г.

16 о С

2 синицы

семечки подсолнуха, семечки тыквы

поели по очереди, не спеша и улетели

20.01.2014г.

20 о С

3 синицы,

2 воробья

21.01.2014г.

27 о С

3 синицы,

4 воробья

семечки подсолнуха, крошки хлеба, пшено

быстро поели по очереди, сначала синицы, затем воробьи

03.02.2014г.

20 о С

2 синицы

семечки подсолнуха, крошки хлеба, пшено

быстро поели по очереди и улетели

04.02.2014г.

22 о С

2 синицы,

1 воробей

семечки подсолнуха, семечки тыквы,

пшено,

поели по очереди, сначала синицы, затем воробьи

05.02.2014г.

24 о С

3 синицы,

4 воробья

семечки подсолнуха, крошки хлеба, пшено

поели по очереди, сначала синицы, затем воробьи

15.02.2014г.

23 о С

2 синицы

семечки подсолнуха,

крошки хлеба

поели по очереди и улетели

17.02.2014г.

20 о С

3 синицы

семечки подсолнуха

поели по очереди и улетели

18.02.2014г.

27 о С

2 синицы,

3 воробья

несоленое сало,

семечки подсолнуха

поели по очереди, сначала синицы, затем воробьи

Народные приметы о зимующих птицах

  • Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло.
  • В марте птички щебечут к хорошей погоде.
  • Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
  • Перед сильным ветром воробьи стайками перелетают с места на место.
  • Синичка с утра начинает пищать – ожидай ночью мороз.
  • Синицы порхают под окном – к холоду.
  • Если сядет тебе на руку синица, нужно загадать желание. Если вещая птаха подаёт голос – загаданному, сбыться.
  • Снегирь под окном чирикает – к оттепели.
  • Снегирь свистит скоро зима.
  • Ворона под крыло клюв прячет – к холоду.
  • Вороны зимой собираются стаей, кричат, каркают - жди снега или мороза.
  • В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер.
  • Если сорока летает близко от жилья и под кровлю лезет, будет вьюга.

Повадки птиц

Воробьи – юркие, веселые, подвижные, часто ссорятся. Они задиры, любят выхватить из-под носа синички ее семечки, держатся стайкой.

Синички - очень подвижная птица, при поиске пищи подвешивается вниз головой или вниз спиной на концах ветвей. Полет волнообразный, с частыми взмахами крыльев. Найденную пищу прижимает лапкой и расклевывает.

Снегири – спокойные, степенные птицы. И звук голоса у них особый – они тихо посвистывают (звенят, как бубенцы). Если им надо куда-то перелететь, то они оживляются, перекликаются и всей стайкой улетают.

Дятлы – держатся на стволах или на ветвях, реже на земле. Полет быстрый, типично ныряющий. По стволу дерева передвигаются рывками по спирали снизу вверх. Все движения порывисты.

Голуби - медлительные, спокойные, не такие пугливые, близко подходят к человеку.

Вороны, сороки – в лесу они всегда улетают от людей, а в городе они людей меньше боятся. Вечером они летают стаями над городом, а потом прилетают в парк, садятся на ветви деревьев и засыпают до утра. Вороны умные, близко не подходят к человеку, осторожные, ходят вперевалочку. Сорока подвижная и шумная птица, выдаёт себя характерным голосом (стрекотание) , подпрыгивает.

Свиристели - сидят эти птички на ветке и щебечут, а потом нежданно-негаданно как свистнут!.. Но не от испуга, нет. Бояться им совсем некого, привыкли они к людям.

Приложение 4

Изготовление информационного материала для сверстников

Листовка - призыв «Поможем зимующим птицам!»

Газета «Зимующие птицы нашего города»

Газета «Помоги птицам зимой!»

Приложение 5

Моё участие во Всероссийской дистанционной викторине «Знатоки птиц»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Песчанская средняя общеобразовательная школа» Беловского района Курской области

Проектно – исследовательская работа

«Покормите птиц зимой!»

Выполнили:

обучающиеся 3 класса

Песчанской СОШ.

Руководитель: Воробьева Е.А.

Песчаное 2017г.

Покормите птиц

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

А. Яшин

Обоснование темы:
Я выбрала эту тему, чтобы больше узнать о состоянии зимующих птиц в нашей местности.

Актуальность:

Во время зимы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода погибает много диких птиц.

Гипотеза :

Предположим, что если человеку зимой подкармливать птиц, то гибнущих станет меньше.

Цель:
Изучение образа жизни зимующих птиц нашей местности. Оказание помощи птицам в зимний период.

Задачи:

1. Выяснить какие птицы остаются зимовать.

2. Определить, чем питаются птицы зимой.

3. Сделать кормушки и подкармливать птиц.

4. Привлечь друзей к оказанию помощи птицам зимой.

3. Проанализировать собранную информацию и сделать выводы.

Предмет исследования : зимующие птицы

Методы исследования:
- изучение литературы;
- наблюдение;
- анализ.

I этап – подготовительный

Птицы имеют большое значение в природе и жизни человека. Люди верили, что пернатые на своих крыльях приносят весну и поэтому старались птиц зимой подкармливать.

Пернатым особенно трудно в суровые морозы, сильные снегопады, а также когда почва, ветки и стволы деревьев покрываются ледяной коркой. Естественный корм в таких условиях становится практически недоступным.

В нашем селе зимуют воробьи, сороки, голуби, снегири, синицы, клесты, дятлы. Мне захотелось узнать подробнее о каждой птице. С помощью интернета, на страницах книг я рассмотрела фотографии птиц, узнала об особенностях их зимовки. Вот, что я узнала:

Зимующие птицы могут переносить холода. Например: дятел прячется в дуплах деревьев. Синицы, сороки, прилетают к жилью человека. Вороны, галки, голуби ночуют, прижавшись, друг к другу. Перья помогают птицам сохранять тепло. Между перышками у птиц – воздух. Он не подпускает холод и задерживает тепло. Вот и не мерзнут они.

Зимующие птицы могут сами находить себе корм – ягоды и плоды. Например, дятел умеет добывать насекомых из под коры. Семена, которые созревают осенью на деревьях, кустарниках – то же корм для птиц. Клест даже выводит птенцов в январе, потому что для них есть много корма – семян из еловых шишек. (Приложение)

II этап – основной (практический)

1. Изготовление кормушек . (Приложение)

Я привлекла своих друзей к оказанию помощи птицам. Вместе с одноклассниками сделали кормушки и развесили их. Узнали чем можно кормить птиц. И вместе со своими друзьями стала наблюдать.

Мы кормушки смастерили, мы столовую открыли.
Воробей, снегирь–сосед, будет вам зимой обед!

Первыми кто был замечен в кормушке, это воробьи. Воробьи зимой стараются держаться поближе к человеку. В сильные морозы им холодно ночевать под открытым небом, поэтому они забиваются на ночь в щели домов и под крыши сараев.

Воробьи питались в кормушке, которая была прибита к столбу. Они любят кормушки, которые не раскачиваются на ветру, они пугливые, но очень хулиганят в ней. Смотря на то, как воробьи дерутся, мы насыпали пшено на стол и все птицы дружно клевали его.

Затем начали прилетать синицы. Синицы почти круглый год живут в лесах, парках, садах. Зимой в поисках корма они собираются в стайки и перебираются ближе к жилью человека.

Синицы вели себя на кормушке культурно, не спеша, не толкаясь. Их не пугают качающиеся кормушки, поэтому они питались в деревянной и картонной кормушках.

Воробьи, вороны и голуби – были главными гостями. А вот синицы прилетали когда мы уходили. Они видимо, очень пугливы и осторожны.

2. Питание птиц . (Приложение)

Обучающиеся нашего класса с большим трепетом каждый день бегут проверять кормушки - очищают их от снега и пополняют их кормом. А птицы не заставляют себя долго ждать.

Во время подкормки мы выполняем правила поведения возле кормушек: громко не кричим, не сорим, не оставляем газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.

Мы узнали, что корма в кормушках должно быть немного, только нужного птицам и что птиц кормить необходимо регулярно. Нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна наша поддержка.

Подкармливая птиц, мы наблюдали и узнали, что: почти все птицы едят семена подсолнечника и, в первую очередь, синицы. Но они не любят семена дыни и тыквы, а воробьи едят с удовольствием. Пшено и просо – любимая еда воробьев. Хлебные крошки едят синицы и воробьи. Но хлеб в большом количестве вреден для птиц. А снегири на наши кормушки ещё не прилетели, мы для них приготовили ягоды рябины. Но будем их ждать – надеемся, что прилетят.

Результаты исследования:

Теперь я знаю зимующих птиц и могу определить их по внешнему виду.

Моя гипотеза подтвердилась :

Остаются зимовать только те птицы, которые могут переносить холод и находить себе корм, но им нужна наша помощь. Если повесить кормушки и подкармливать птиц, то весной будет больше их и мы будем слушать дивное пение.

III -Заключительная часть.

Используя свои наблюдения, и наблюдения ребят я сделала следующие выводы:

1) Число птиц, посещающих кормушки в холодную погоду больше, чем птиц, посещающих кормушки в более тёплую погоду

2) Птицы довольно успешно могут перезимовать в том случае, если вокруг много подходящего корма

3) В нашей местности рядом с человеком зимуют воробьи, вороны, голуби, синицы; прилетают из леса покормиться снегири.

4)Зима – трудный период в жизни птиц. Если человек будет о них заботиться, им легче будет перенести холод и голод.

Медленно – медленно падает снег.

Тихо по снегу идет человек.

В шапке и шубе своей меховой

Деревянные санки везет за собой.

В санках желтеет кормушка для птиц

Для корольков, снегирей и синиц.

Падает снег…

Доброй дороги тебе человек! ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ!

Приложение

Памятка «Как кормить птиц».

1. Если начал птиц кормить,

Ты уж не бросай!

И пустой кормушку ты

Им не оставляй!

2. Так доверчивы они,

Верят нам, как дети.

Помни – ты их приручил,

Ты за них в ответе!

3. Мало сделать кормушку, надо ещё знать, что в неё можно положить. Арбузные и дынные семечки любят синицы и дятлы. Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят синички. Только сало не должно быть солёным. Овёс охотно съедят синицы, воробьи. Подсолнечник – особенно мелкий, но не жареный, - лучший корм для синиц и воробьёв. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить. Можно давать пшено, хлебные крошки (только пшеничные!)

МБОУ «Алтуховская СОШ»

Проект

«ПОМОЩЬ ЗИМУЮЩИМ ПТИЦАМ»

Логутова Анастасия, учащаяся 2 класса

Клименко Диана, учащаяся 2 класса

Либенкова Полина, учащаяся 2 класса

Руководитель

учитель начальных классов

Костюкова Наталья Михайловна

2015 год

Проект: ПОМОЩЬ ЗИМУЮЩИМ ПТИЦАМ

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3

1. Актуальность выбранной темы ………………………. ……………3

1.1.Проблема проекта ……………………………………. ……………4

2. Цель и задачи проекта ………………………........……. …………….4

2.1.Планируемые результаты ……………………………. …………...4

2.2. Методы и приёмы работы над проектом …………... ……….…5

3.Этапы реализации проекта……………………..………... ………….5

3.1. Информационный этап …………………………...…… ………….5

3.2.Практический этап …………………………...……….................... . 6

3.3 Наблюдения……………………………………………..................7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………................................8

Список используемой литературы……………………..…………… 8

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………… 9-10

Введение

Идея создания проекта - проблема зимовки птиц нашей местности. Зимой птицам очень трудно найти корм из-за глубокого снега. В морозы огромное количество птиц погибает. Если постоянно подкармливать зимующих птиц можно помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега. А также сохранить их численность. Вот мы и решили вместе с родителями нашего класса создать проект о зимующих птицах.

Актуальность выбранной темы

Зима для птиц – самое трудное время года. Во время метелей и сильных морозов много пернатых погибает от голода и холода. Из-за глубокого снега корм становится малодоступен для маленькой птахи. Да и день короток. За несколько часов ей нужно найти достаточное количество корма, которого хватило бы на долгую холодную ночь. Особенно опасны для них обледенение и налипание мокрого снега. А остаться совсем без корма, да еще в сильные холода, даже для здоровой птицы означают верную гибель. Таким путем мы не спасаем птиц от полного вымирания, но благодаря нашей помощи до весны их доживет намного больше. Богаче будут наши леса и парки. Многие люди стремятся помочь пернатым соседям пережить этот трудный период, устраивая кормушки. Доброй традицией для учеников начального звена нашей школы стала работа по благоустройству «птичьей столовой» в школьном дворе.

Нам захотелось узнать: достаточно ли птицы зимой получают корма?

В этом году мы, ученики 2 класса, решили украсить уголок под окнами нашего класса кормушками. Это будет для птиц полезное и уютное место обитания, а для нас – красивый уголок, который будет вызывать положительные эмоции. Вот почему свой проект мы считаем очень значимым и актуальным. Тогда мы задали два важных вопроса.

Какие птицы остаются зимовать?

Какую помощь должен оказывать человек зимующим птицам?

Цель проекта:

Изучить зимующих птиц нашей местности и способы оказания им помощи в трудное зимнее время.

Задачи проекта:

1.Расширить представления об особенностях жизни зимующих птиц нашей местности и о роли человека в жизни птиц;

2.Наблюдать за поведением зимующих птиц и изучать отличительные признаки внешнего вида пернатых;

3.Изучить «зимнее меню» наших пернатых соседей и открыть новую «птичью столовую» « Налетай-ка!»;

План наших действий:

1.Обсуждение целей и задач

2.Придумывание эскизов кормушек.

3.Изготовление кормушек из разного материала.

4. Открытие «Птичьей столовой».

5. Наблюдение за поведением и подкормка птиц на кормушках.

6. Фотоотчет по теме «Как мы помогали зимующим птицам»

7. Оформление и раздача листовок "Покормите птиц зимой".

Планируемые результаты:

Иметь представление о зимующих птицах;

Совместно с родителями изготовить кормушку;

Регулярно подкармливать птиц зимой;

Наблюдать и фиксировать наблюдения в дневнике;

Любить и бережно относиться к природе.

Фотоотчет по теме «Как мы помогали зимующим птицам»

2. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

1.Наблюдения;

2. Сбор информации;

3. Работа с литературой;

4. Экскурсии;

5. Обработка собранной информации;

3. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1. Информационный (Логутова Анастасия учащаяся 2 класса).

Задачи: расширить представления о жизни зимующих птиц в условиях сельской местности, о приспособленности, особенностях их поведения и питания.

На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным ковром. Пруд покрыт льдом. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в наших краях. Многие птички погибают. Вот мы и решили помочь птицам.

Мы придумали листовки и раздали их учащимся нашей школы. (приложение 1)

Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду.

Синицы селятся в самых разных местах. Любят жить в лиственных лесах, устраивают гнёзда в старых гнёздах белок, в дуплах дятлов. Зимой часто ищут ночлега возле жилых домов. Иногда поселяются и в почтовых ящиках. Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм.

На ветках рябины устраивают столовую снегири. Кормится ягодами, выедая из них семена, оставляя мякоть.

Основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.

Вывод: зимуют в нашей местности только те птицы, которые хорошо приспособились к выживанию: синицы, воробьи, дятлы, сойки, клесты, снегири, вороны.

2. Практический (Клименко Диана учащаяся 2 кл).

Задачи: сделать и развесить кормушки для птиц, содержать их в чистоте. Следить, чтобы в кормушках постоянно был корм.

После информационного этапа мы приступили к практическому. Мы сделали и повесили 10 кормушек.

Кормушки лучше делать самые простые – использовать пакеты из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни. Птицы возле кормушек появляются с самого рассвета, поэтому корма надо засыпать с вечера. Во время морозов и метелей это нужно делать каждый вечер.

Мы составили памятку “Как подкармливать птиц” (приложение №2) и раздали ребятам начальных классов.

Вывод : зимующие птицы постоянные гости кормушек. (Приложение №3)

3. Наблюдение (Либенкова Полина учащаяся 2 класса).

Задачи: отмечать в дневниках наблюдений результаты: какие птицы прилетали к кормушкам, какой корм употребляли; подсчитывать число птиц, прилетающих к кормушке в течение одного часа, наблюдать за поведением птиц.

Пример из таблицы наблюдений за птицами Либенковой Полины. (приложение3)

РЕЗУЛЬТАТЫ НАБЛЮДЕНИЙ

Изучив литературу, мы составили таблицу о видах корма для птиц, которых мы наблюдаем на территории школы (Приложение 3). Из таблицы видно, что основной корм для птиц семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь – крупные замерзшие куски они не смогут клевать. Чёрный ржаной хлеб птицам вреден. Нельзя предлагать птицам (перловую крупу, горох и чечевицу), разбухая в желудке, они могут вызвать мучительную смерть. Из круп птицы охотно любят поедать овсянку "Геркулес" и пшено. Любят птицы клевать ягоды рябины. Каждый день мы наполняли кормушки различными видами корма и проводили наблюдения за кормушками в течение часа. Наблюдения проводились как на улице на территории школы, так и из окна класса.

Выводы :

После того как мы повесили кормушки, мы заметили что птиц на территории школы стало больше. В холодную погоду на кормушки прилетает больше пернатых гостей, чем в тёплую. Поэтому обязательно нужно подкармливать птиц.

Мы заметили, что на территорию школы прилетают снегири, воробьи, синицы, вороны. Больше всего на кормушки прилетало воробьёв. При анализе наблюдений мы выяснили, что синицы прилетали в те кормушки, в которые мы клали кусочки сала, мяса и семечки, а воробьи в любую кормушку, снегирь же прилетал в удалённые кормушки с семенами и ягодами рябины.

Таким образом, если постоянно подкармливать зимующих птиц, мы поможем им пережить холодный период года, и сохраним их численность.

4.Заключение:

Проведя наблюдения, мы сделали следующие выводы:

1. В нашем крае зимуют только приспособленные к выживанию в холодных погодных условиях птицы.

2. Сытой птице мороз не страшен.

3. Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.

Список литературы

1. Амченков Ю.А. Великолепная энциклопедия животных / Ю.А. Амченков // ООО «Издательская группа Аттикус». - 2008. - 256с.

(с.123)

4. «Птицы. Атлас- определитель»,М. «Просвещение»,1999г.

5. «Я познаю мир. Птицы», М. «АСТ», 2001г.

6. Ресурсы Интернета: http://www.ecosystema.ru/

Приложение №1.

Листовка – обращение.

Дорогие ребята!

Зимой очень трудно птицам. Они ждут нашей помощи.

Сделайте и развесьте кормушки!

Не забывайте подсыпать корм! Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.

Птицы – наши друзья! Весной они нас отблагодарят.

Ученики 2 класса.

Приложение №2.

Памятка “Как подкармливать птиц”.

1. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.

2. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.

3. Кормушки нужно держать в чистоте.

4. Следите, чтобы в кормушке не было снега.

5. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.

Приложение № 3

Птицы

Кормушка

Корм

Способ употребления

Число птиц за 1 час

Воробьи

Устойчивая крепкая

любой

Клюет у кормушки

0-6

Синицы

Маленькая из-под молочных продуктов

Семечки подсолнечника, тыквы, дыни, сало, овсянка, пшено.

Выбирает по зернышку, клюёт зажимая лапками

0-4

Снегири

Бусы из семян и фруктов

Рябина, семена

Клюёт аккуратно, без мусора.

0-2

Вороны

На земле

Всё

Ест смело, быстро

0-1

Приложение № 4


Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный.

Возраст детей-участников: 5-6 лет.

Участники: педагог, дети и родители группы.

Актуальность:

В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц), удалось установить, что из 22 опрошенных воспитанников меньше половины группы (10 детей) узнали и назвали правильно почти всех предъявленных птиц, каждый третий (8 детей) смог узнать и уверенно назвать 6 птиц, а каждый восьмой (4 детей) смог вспомнить и назвать только 4 птиц. Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.

Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Задачи:

1.Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

2.Пополнить развивающую среду группы материалами и оборудованием по теме проекта.

3.Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Подготовительный этап

— Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.

— Анкетирование родителей.

— Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.

— Подбор необходимой литературы по данной теме.

Основной этап.

Взаимодействие с детьми.

1 неделя.

Задача: закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

Понедельник — беседа«Что ты знаешь о птицах?»

Вторник — дидактические игры«Птички на кормушках», «Какихптиц зимой не увидишь».

Цель.Уточнить знания детей об особенностях обитания зимующих птиц (чем они питаются).

Рис. 1. Зимующие птицы.

Чтение художественной литературы: В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», Ю.Никонова «Зимние гости».

Рассматривание изображений зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Среда — Отгадывание загадок о зимующих птицах.

Грудка ярче, чем заря,

У кого?..

У снегиря.

Всех я за день навещу,

Всё, что знаю, растрещу.

Сорока.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

Синица.

В серой шубке перьевой,

И в морозы он герой,

Назови его скорей,

Кто там скачет?

Воробей.

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей,

Прячется в морозных кронах,

А зовут её …

Ворона.

Эти птички с хохолком,

Очень яркие притом.

На рябину прилетели,

Птички эти…

Свиристели.

Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица – почтальон,

Пролетит любой маршрут.

Голубь.

Над жуком и короедом

Держит он всегда победу.

По деревьям тук да тук:

Кто для леса верный друг?

Дятел.

Рисование «Снегири на ветке рябины»

Цель. Учить передавать внешний вид снегирей.

Четверг — изготовление шапочек – масок с изображениями птиц для подвижных игр.

Рис. 2. Маска сороки.

Пятница -дидактические игры «Четвёртый лишний», «Один – много».

2 неделя.

Задача: пополнить развивающую среду группового помещения материалами и оборудованием по теме проекта.

Понедельник – внести в уголок книг подборку литературы о птицах.

Вторник – заучивание стихотворения «Воробей» Н. Рубцов.

Среда — оформление альбома: «Зимующие птицы».

Четверг — оформление картотеки загадок, стихов о птицах.

— ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке (ежедневно).

Рис. 3. Календарь наблюдений за птицами зимой. 1 — старшая; 2 – подготовительная группа.

Пятница — оформление плаката «Зимующие птицы».

3 неделя.

Задача: воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Понедельник — беседа«Трудно птицам зимовать».

Вторник — заучивание стихотворений А. Прокофьева «Снегири», А. Барто «Свиристели», скороговорок, считалок о птицах.

Среда — рисование «Моя любимая птичка».

Пятница — чтение худ. литературы: Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», О.Григорьева «Синица», А.Яшин «Покормите птиц зимой»;

— заготовка корма для птиц;

— подвижные игры«Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова»;

Взаимодействие с родителями

1 неделя.

Понедельник оформление ширмы «Зимующие птицы».

2 неделя.

Консультации «Покормите птиц зимой», « Они остались зимовать, мы им будем помогать».

Заключительный этап.

Взаимодействие с родителями

Конкурс поделок -«Мастерим кормушки для птиц»

Фото 1. Птицы на кормушке.

Взаимодействие с детьми.

Викторина «Кто больше знает о птицах?»

Цель: закрепить знания о зимующих птицах, умение их различать.

Ожидаемый результат:

У детей сформирована система знаний о зимующих птицах;

— созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.

У детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.

Трансляция проекта:

Выступление с сообщением из опыта работы на педагогическом совете ДОУ.

Перспективы проекта: В дальнейшем планирую разработать весенний проект «Перелётные птицы».

Сценарий праздника «Синичкин день» с детьми 5-6 лет

Задачи:

  • поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающего мира, устанавливая связи между его объектами;
  • продолжать учить детей заботиться о птицах, которые живут рядом с нами;
  • использовать в продуктивных видах деятельности экологические знания и практический опыт.

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, экран, аудиозапись песен «Как прекрасен этот мир» (сл.В.Харитонов, муз. Д. Тухманов), «Три синички танцевали» (сл. А. Барто, чешская народная мелодия, обработка М.Раухвергера), мольберт, картинки с изображениями зимующих и перелетных птиц, кормушка, скворечник, семена подсолнечника, отварной рис, свиной жир, сухари, сырые овсяные хлопья, орехи, сухофрукты, сыр, ложка, пластмассовые лотки и емкости, фартук.

Активизация словаря: зимующие птицы, «Синичкин день», ингредиенты, семечки подсолнечника, овсяные хлопья, рис, ёмкость, сухофрукты.

Ход мероприятия

Звучит аудиозапись песни «Как прекрасен этот мир». Музыкальный зал оформлен рисунками с изображением зимующих птиц, плакатами на тему «Берегите птиц», «Больше синиц в садах – меньше повреждённых яблок».

Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Мы не зря включили песню «Как прекрасен этот мир, посмотри!». Именно она призывает нас остановиться и оглядеться вокруг. Да, он действительно прекрасен этот мир, полный чудес и загадок. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую-нибудь загадку природы.

Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.

Исполняется песня «Три синички танцевали» слова А.Барто, чешская народная мелодия, обработка М.Раухвергера.

Воспитатель. Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев. Они сбросили свой пестрый наряд из листвы. Откружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь.

И как только на улице похолодало, многие птицы засуетились, как будто их кто- то напугал. Почему это происходит?

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

Другие – те народ иной:

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

К их пёрышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки.

К. Мухаммади

Дети отвечают.

Воспитатель. Да, одни птицы улетели в теплые края, другие наоборот прилетели зимовать к нам. Сейчас мы проверим, знаете ли вы зимующих и перелетных птиц.

Проводится Игра «Найдите зимующих птиц» .

Воспитатель предлагает детям выбрать для себя картинку с изображением птицы.

Воспитатель. А сейчас вы превратитесь в стайку птиц. По условному музыкальному звуку зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих в их рядах.

Игра повторяется с обменом карточек.

Рис. 4. Карточки к игре.

Воспитатель. А знаете ребята, что с давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день – день встречи зимующих птиц. Издавна к этому дню люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Почему этот день называется «Синичкин день»? Да потому что в народе говорили, что «синица для Руси божья птица». Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». А какие ещё приметы, связанные с птицами вы знаете?

Дети отвечают.

Воспитатель. Не только птичка – синичка остаётся с нами зимовать, но и другие птицы тоже пережидают в наших лесах и парках зимнюю стужу. Как мы можем помочь птицам зимой?

Дети отвечают, что можно смастерить кормушки, принести корм, подкармливать птиц.

Воспитатель. Да, наша задача не дать погибнуть зимой от голода птицам, сделать для них кормушки и ежедневно их подкармливать. Пернатые друзья приносят пользу, а кто из вас знает, какую?

Заранее подготовленные дети по очереди говорят

1 ребенок. Дятлы, скворцы и синицы истребляют огромное количество насекомых. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

2 ребенок. Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток.

3 ребенок. Семья ласточек за лето – около миллиона различных вредных насекомых.

4 ребенок. Грач за день уничтожает до 400 червей и вредителей растений.

5 ребенок. Птицы склёвывают семена и плоды сорняков, снижают засорённость местности.

6 ребенок. Многие птицы – санитары, способствуют оздоровлению местности.

Воспитатель. А мы должны сделать всё, чтобы наши пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу.

Воспитатель. Ребята с родителями смастерили кормушки, давайте их рассмотрим.

Взрослые и дети показывают кормушки и рассказывают, как их мастерили.

Фото 2. Кормушка для птиц.

Воспитатель. А сейчас забавная задача ожидает вас. Сосчитайте, сколько птичек прилетело, в этот час?

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Поползень, лесной – сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости первый день недели.
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду.
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог.
Налетело семь сорок.

З. Александрова «Новая столовая»

Я предлагаю вам смоделировать эту задачу. Выбрать картинки с изображением птиц в необходимом количестве и посадить их в кормушку.

Демонстрируется модель кормушки и картинки с изображением птиц. Дети прикрепляют изображения птиц на кормушку при помощи магнитов.

Рис. 6. Модель кормушки.

Воспитатель. Посчитайте, сколько прилетело на нашу кормушку поползней, синиц, воробьёв, голубей, сорок? Ответьте на вопросы:
1. Какие птицы прилетали первыми на кормушку?
2. В какой день недели прилетали вороны?
3. Сколько ворон прилетало?
4. Чем лакомился голубь на кормушке?
5. Чем угощались сороки?
6. Сколько было сорок на кормушке?
Молодцы, и с этим заданием справились!

Воспитатель. Раз сегодня Синичкин праздник, то надо именинницам приготовить угощение. А какое главное угощение на праздничном столе?

Дети предлагают различные варианты ответов.

Фото 3. Угощение для птиц.

Воспитатель. Я предлагаю вам для синиц приготовить торт. Наш торт будет трехслойный, над изготовлением каждого слоя будет работать группа. Объединитесь в три группы и подойдите к столу. На столе продукты, которые вам понадобятся для приготовления торта.

Задание первой группе. Вы должны будете приготовить самый большой слой торта. Основным ингредиентом этого слоя является растопленное свиное сало, сухари и семя подсолнечника. Ваша задача — все ингредиенты перемешать и поместить в большую емкость.

Задание второй группе. Вам предстоит приготовить средний слой торта. Ингредиенты: отварной рис, очищенные несоленые орехи, сыр. Всё перемешайте и поместите в среднюю ёмкость.

Задание третьей группе. Вы будете готовить самый верхний слой — он самый маленький. Ингредиенты: размоченные овсяные хлопья, сухофрукты. Всё перемешайте и поместите в маленькую ёмкость.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Коржи готовы. Теперь их нужно поместить на некоторое время в холодильник, чтобы они застыли. А пока мы отдохнём, викторину проведём и споём!

Проводится викторина «Что мы знаем о птицах».

Взрослый задает вопросы, дети отвечают. Выигрывает участник, давший большее количество правильных ответов.

Вопросы к викторине:

1. Какая птица на земле самая большая?

2. Какая птица самая маленькая на земле?

3. Какие птицы не умеют летать?

4. Какие птицы устраивают танцы на болотах?

5. Птенцы, какой птицы не знают своей мамы?

6. Какую птицу называют «лесным доктором»?

7. Какую птицу называют «лесным санитаром»?

Проводится игра «Птичий концерт».

Каждой группе ребят из 3-х человек даётся название птицы и предлагается хором продемонстрировать, как эти птицы поют:

Воробьи – чирик – чирик.

Синицы – тинь – тинь.

Ворона – кар – кар.

Дятел – тррр – тррр.

Снегирь – дю – дю – дю.

Клёст – цок – цок – цок.

Свиристель – тюр –тюр – тюр.

Воспитатель. Коржи готовы, теперь, давайте соорудим торт из трёх слоёв и празднично его украсим сухофруктами и цукатами.

Дети вынимают замерзшие коржи, складывают их один на другой по принципу пирамиды и украшают их.

Фото 4. Торт для птиц.

Воспитатель. Вот и готов наш торт. Ребята, будем помнить, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно. Из 10 синиц доживает до весны только одна. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим друзьям. А вот и синичка прилетела.

Синица (заранее подготовленный ребенок).

Всё короче зимний день.
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика, ни мушки
Всюду только снег, да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек.

Ю. Синицын

Воспитатель. Ребята, вот вам семейное задание. Повесьте кормушки у себя во дворе и подкармливайте птиц зимой. А сейчас, когда вы все оденетесь, мы пойдём на улицу и повесим кормушки на участке. Когда будете в них насыпать корм, то приговаривайте: «Птичка, птичка, вот тебе крошки с моей ладошки». В заключение нашей с встречи, я хочу подарить каждому участнику буклеты «Что любят птицы» и «Как кормить птиц». Передайте их друзьям, знакомым, соседям. Как только вы начнете регулярно подкармливать птиц, они станут вашими постоянными гостями!

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо.

Случайные статьи

Вверх