Проект по предмету орксэ журнал "счастливые минутки". Смысл жизни Счастье и смысл жизни этика проект

Основы светской этики

«Счастье и смысл жизни» Цели урока:

  • познакомить с новыми понятиями;
  • создать условия для правильного представления о смысле человеческой жизни и счастье;
  • учить рассуждать на нравственные темы.
Притча-это маленький поучительный рассказ заключающий в себе моральные или религиозные поучения (премудрость) Притча о Счастье Однажды, прогуливаясь по лесу, три брата увидели глубокую яму. В ней сидело Счастье. Один, из братьев подошел, наклонился к яме и сказал: - Если бы у меня было много денег, я был бы счастлив Счастье подарило ему много денег, брат ушел счастливым. Другой брат, наклонившись к яме и попросил: - Красивая женщина, если бы она украсила мою жизнь, тем, чтоб была рядом, вот тогда бы я был счастлив. Счастье выполнило и его желание, брат убежал с женщиной, вне себя от счастья. Третий брат подойдя к яме наклонился: - А Тебе, что нужно? - спросило Счастье. - Что нужно Тебе? - переспросил брат. - Я бы хотела, чтоб меня вытащили из этой ямы, - сказало Счастье. Брат, протянув руку, вытащил из ямы Счастье и пошел прочь своей дорогой. А Счастье довольное побежало за ним... Э. Асадов “Что такое счастье” Одни говорят, что счастье – Это большое участье: Забота, тепло, вниманье И общность переживания. Ещё есть такое мнение, Что счастье – это горение: Поиск, мечта, работа И дерзкие крылья взлёта! А счастье, по-моему, просто Бывает разного роста: От кочки и до Казбека, В зависимости от человека. Счастье (праславянское объясняют из «хороший» и «часть», то есть «хороший удел»- состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. Счастье (праславянское объясняют из «хороший» и «часть», то есть «хороший удел»- состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. Катаев В.П. «Цветик-семицветик» Смысл жизни
  • Смысл жизни - то, ради чего проживается человеком его индивидуальная жизнь.
  • Видение смысла жизни - это видение перспективы, видение будущего, ради которого стоит жить.
Люди делятся на четыре типа личностей:
  • Первый тип личности - это учёные (люди склонные к эффективному обучению и изучению). Они стремятся к познанию и хотят делиться и давать знание другим людям. Основная главная черта этих людей - честность.
  • Второй тип личности - это люди, склонные к эффективному управлению, руководству, защите, установлению правил, законов. Они чего бы это не стоило, стремятся сделать жизнь справедливой, правильной. Основная их черта характера - стремление к милосердию и справедливости.
  • Третий тип личности - люди, склонные заниматься торговой и хозяйственной деятельностью. Их основная черта – щедрость и одновременно желание богатства.
  • Четвёртый тип - люди, которые любят мастерить, делать какую-то практическую работу. Основная их черта - трудолюбие.
В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для другого.
  • В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для другого.
  • Лев Николаевич Толстой
  • Лучшее наслаждение, самая высокая радость в жизни - чувствовать себя нужным близким людям!
  • Антон Павлович Чехов
Счастливая жизнь – это жизнь разносторонняя, полнокровная. Она включает все стороны жизнедеятельности человека – активное участие в общественно-политической жизни, в управлении делами общества и коллектива, добросовестный труд на благо общества, благополучие в семейной жизни, товарищеское отношение в коллективе – всё это необходимые компоненты счастливой жизни. Счастливая жизнь – это жизнь разносторонняя, полнокровная. Она включает все стороны жизнедеятельности человека – активное участие в общественно-политической жизни, в управлении делами общества и коллектива, добросовестный труд на благо общества, благополучие в семейной жизни, товарищеское отношение в коллективе – всё это необходимые компоненты счастливой жизни. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ И РАБОТУ ВОПРОСЫ ДЛЯ ВАС : Зачем живёт человек? Каково его предназначение в мире? В чём счастье человеческой жизни? Домашнее задание: ответить на вопросы и работа в творческих группах по вариантам: 1. Создать волшебную карту поиска своего счастья. 2. Коллаж «Счастливые минуты». 3. Семейные фотографии « Счастье рядом, беру себе».

1. Просмотр отрывка из мультфильма «Цветик семицветик»

Отрывок из какого произведения мы просмотрели?

В чём его волшебство?

Как звали главную героиню сказки?

Может быть, он поможет нам узнать, что такое счастье?

Какое последнее желание загадала Женя?

Почему это желание оказалось полезным?

- Стал ли мальчик счастлив после этого?
-Что для мальчика счастье?

Какой же вывод можно сделать?

А стала ли счастлива девочка Женя, ведь она использовала свой последний лепесток? Почему?

Может ли помощь другим людям, добрые дела сделать человека счастливым?

2.Чтение стихотворения
Послушайте стихотворение Агнии Барто. Может оно нам подскажет: Что такое счастье?

Было утром тихо в доме,
Я писала на ладони
Имя мамино.
Не в тетрадке, на листке,
Не на стенке каменной,
Я писала на руке
Имя мамино.
Было утром тихо в доме,
Стало шумно среди дня.
- Что ты спрятала в ладони? -
Стали спрашивать меня.
Я ладонь разжала:
Счастье я держала.

- Что является счастьем для девочки?

- Мама - самое священное слово на земле. Человек рождается и умирает с этим словом. Это самый светлый, самый лучший, дорогой и близкий для каждого из нас человек.

А какие ласковые обращения к маме вы знаете?

Все самые дорогие Святыни названы и озарены именем Матери.

- Одним из лучших образов живописи является икона «Владимирская Богоматерь»

- Посмотрите на мать и младенца и скажите, что льётся и идёт от их образов?

- Да, действительно какой свет, какое счастье льётся от матери и младенца, который обвил рукой мамину шею и нежно прижался личиком к материнской щеке.

- Мать - у каждого из нас она одна. В пословице так и говорится: «Одна у человека мать, одна у него и Родина».

Нашу Родину называют матушкой, прочитав отрывок из текста К. Д. Ушинского о Родине, вы узнаете, почему её так называют. (Чтение детьми текста)

- Как вы думаете, ребята, считает ли себя счастливым тот человек, у которого есть Родина ?

Хлебороб с благодарностью и любовью произносит:

«Спасибо, кормилица - мать Земля, я счастлив, что ты есть у меня»

Счастье ли это ребята, иметь Землю, на которой выращивают хлеб?

(Показ плаката «Родина Мать зовёт»)

-«Родина - Мать зовёт!» - знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Тоидзе в 1941 году.

- Какие слова вы бы подобрали к образу Матери?

- Сколько русских солдат погибло за Родину- мать! За счастливое будущее на Земле! За Победу!»

- Не счастье ли это, отдать свою жизнь за Счастливое будущее своих детей, своего народа, за Мир на земле, как вы думаете?

Как вы думаете, кто должен сделать человека счастливым?

3.Притча

- Может вам поможет ответить на этот вопрос древняя притча, которая так и называется "Счастье". Послушайте его.

Счастье

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок, что еще слепить тебе? - спросил Бог.

Слепи мне счастье, - попросил человек.

Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Теперь ответьте на вопросы:

Как вы думаете, Бог выполнил просьбу человека?

Кто же должен сделать человека счастливым?

4. Творческая работа

Ну, а сейчас, ребята, к аждый из вас, должен составить своё предложение о счастье.

Можете начать со слов: Счастье это - …

Как вы считаете, что же является настоящим счастьем для человека?

5. Игра «Вопросы о счастье"

Вопросы и задания:

1.Расскажите о тех моментах своей жизни, когда вы чувствовали себя счастливым.

2.Расскажите о каком-либо своем поступке, который принес счастье окружающим.

3.Как вы понимаете мудрое изречение: "Счастье на деньги не купишь".

4.Представьте, что вы попали на планету счастья. Опишите свои ощущения.

5.Как вы думаете, почему от счастья и радости часто плачут? Плакали ли вы от сча-стья и радости?

6.Как вы думаете, какую роль играет улыбка в жизни людей?

7.Как вы думаете, если бы люди совсем не улыбались, какой бы стала жизнь?

6. Просмотр мультфильма «Смысл жизни»

- А счастье, ребята, неразрывно связано со смыслом жизни,

Что вы поняли просмотрев мультфильм?

Смысл жизни каждый для себя определяет сам, в соответствии с типом своей личности в соответствии со своими ценностями, в меру своей фантазии и интеллекта.

Например, потребительский смысл приумножения собственного благосостояния - «построить дом». Или идея защиты окружающей среды - «посадить дерево». А кого-то больше вдохновляет затея выживания - «вырастить сына».

7.Презентация. Слайд № 6 «В чем смысл жизни»

Может быть цель нашей жизни в удовлетворении пищей?

Возможно цель нашей жизни в работе или в полном покое?

Может цель нашей жизни в богатстве?

Власть и слава?

Жизнь ради детей?

Жить ради знаний? Так ли это?

План-конспект

урока по курсу ОРКСЭ

по модулю «Основы светской этики»

Е.В.Тертишникова МБОУ « СОШ № 23» учитель начальных классов г.Южно-Сахалинск

Тема: «Смысл жизни и счастье»

Цели урока:

    познакомить с новыми понятиями, создать условия для правильного представления о смысле человеческой жизни и счастье;

    учить рассуждать на нравственные темы.

Задачи :

    развивать речь учащихся;

    воспитывать умение анализировать свои поступки и слова, соотносить их с общечеловеческими ценностями;

    развивать коммуникативные навыки.

Оборудование: Мультимедиа, учебник, цветные карандаши, белый лист формата А4

Основные термины и понятия: Смысл жизни, счастье, притча.

Ход урока:

1. Организация деятельности учащихся.

Сегодня на уроке нам предстоит найти ответ на очень сложный, но интересный вопрос.

Урок я хотела бы начать с притчи. Знаете ли вы, что такое притча?

(Притча-это маленький поучительный рассказ заключающий в себе моральные или религиозные поучения (премудрость)

Закройте глаза, сейчас вы услышите притчу, слушайте внимательно, постарайтесь определить, о чем эта притча?

Слайд №4

- Слушают притчу (читает учитель)

Притча о Счастье

Однажды, прогуливаясь по лесу, три брата увидели глубокую яму. В ней сидело Счастье.

Один, из братьев подошел, наклонился к яме и сказал: - Если бы у меня было много денег, я был бы счастлив

Счастье подарило ему много денег, брат ушел счастливым.

Другой брат, наклонившись к яме и попросил: - Красивая женщина, если бы она украсила мою жизнь, тем, чтоб была рядом, вот тогда бы я был счастлив.

Счастье выполнило и его желание, брат убежал с женщиной, вне себя от счастья.

Третий брат подойдя к яме наклонился:

- А Тебе, что нужно? - спросило Счастье.

- Что нужно Тебе? - переспросил брат.

- Я бы хотела, чтоб меня вытащили из этой ямы, - сказало Счастье.

Брат, протянув руку, вытащил из ямы Счастье и пошел прочь своей дорогой.

А Счастье довольное побежало за ним...

Как вы думаете, о чём эта притча? (ответы детей) (эта притча о счастье)

Что для первого брата было счастьем? Для второго брата? Третьего брата?

На какой же вопрос нам предстоит найти ответ? (что такое счастье и смысл жизни?)

Да, ребята, сегодня мы попробуем ответить на вопрос что такое счастье и в чём смысл жизни человека.

Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Смысл жизни и счастье»

Может вы уже сейчас готовы ответить на этот вопрос?

Ребята посмотрите на слайд и скажите: какое состояние души отражают лица этих людей?

Ответы детей (счастливое, довольное, ласковое, улыбающиеся)

Как же можно обобщить ваши высказывания одним словом?

Ответы детей (они счастливы)

Первичная проверка понимания изученного

Предлагает актуализировать имеющиеся по теме знания.

Слайд №6

Э. Асадов “Что такое счастье”

Одни говорят, что счастье –

Это большое участье:

Забота, тепло, вниманье

И общность переживания.

Ещё есть такое мнение,

Что счастье – это горение:

Поиск, мечта, работа

И дерзкие крылья взлёта!

А счастье, по-моему, просто

Бывает разного роста:

От кочки и до Казбека,

В зависимости от человека.

Актуализируют имеющиеся по теме знания, используют ассоциации.

Как вы поняли строки этого стихотворения?

О чём оно? Какова главная мысль?

(визуальный ряд – разное счастье, что это?)

Что возникает у вас в душе, когда вы слышите слово “счастье”? Назовите, какие слова “притягивает” это слово, слова-ассоциации.

Слайд №7

Счастье (праславянское объясняют из «хороший» и «часть», то есть «хороший удел»- состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.

Счастье - состояние полноты существования , когда все есть и больше ничего не надо. Человек может быть ситуативно счастлив (выспался, поел, вдоволь поплавал или вкусно понежился), но жить при этом без смысла жизни, не иметь радости смысла жизни. Другой в это время в неуюте и напряжении, но видит ради чего все это - и просыпается в каждый новый день с радостью, поскольку знает, зачем живет.

Представление о счастье зависит от возраста. Для маленького ребенка счастье - это мама. Присутствие мамы приносит его сердцу и душе покой и улыбку. Ребенку не нужны деньги, слава, друзья, его не привлекают дорогие подарки, золото и драгоценности. Он их даже не замечает. Есть мама - и он счастлив. Когда мама уходит, ребенок плачет - его счастье исчезает. Понятие счастья с возрастом меняется для ребенка. Ценность счастья малышки переходит от мамы к игрушкам. Став немножечко старше, девочка уже не восхищается мамой так, как раньше. Она еще любит маму, но игрушки доставляют ей гораздо большее удовольствие, и потому девочка с радостью уже больше времени проводит с игрушками - больше думает о них и ищет любую возможность, чтобы больше играть. Она может даже обидеться на маму из-за этих игрушек.
Становясь еще старше, девочка находит гораздо больше счастья в играх, мультфильмах и книгах, чем в игрушках. Она больше предпочитает общаться с друзьями, чем общаться с мамой или с игрушками. Прежние объекты счастья уже потеряли для нее свою привлекательность и т.д.

Давайте вспомним рассказ «Цветик-семицветик» В.Катаева.

ЦВЕТИК –СЕМИЦВЕТИК – это волшебный цветок. Он поможет нам понять, что такое счастье.

А из какого произведения этот цветок? Кто его автор? (В.Катаев)

Давайте вспомним волшебные слова, которые говорила девочка Женя

Лети, лети лепесток через запад на восток,…

(вспоминаем сказку по этапам)

- А кто помнит, какое последнее желание загадала Женя? (Женя пожелала, чтобы выздоровел больной мальчик)

Почему это желание стало полезным? (она помогла мальчику, он выздоровел, смог ходить)

Стал ли мальчик счастлив после этого? Что для мальчика счастье? (Мальчик стал счастлив. Для него счастье – это здоровье.)

Для некоторых людей счастье это –здоровье, для других,…….

У каждого человека свое счастье.

Составление интеллект-карты по группам

- А счастье, ребята, неразрывно связано со смыслом жизни

- Подумайте что такое смысл жизни?

Слайд №10

Смысл жизни - то, ради чего проживается человеком его индивидуальная жизнь. Видение смысла жизни - это видение перспективы, видение будущего, ради которого стоит жить.

Источник - « http://www.psychologos.ru/Счастье_и_смысл_жизни »

Разнообразие смыслов жизни

Слайд №11

Посмотрите на слайд и определите к какому типу личности вы относите себя?

Смысл жизни каждый для себя определяет сам, в соответствии с типом своей личности в соответствии со своими ценностями, в меру своей фантазии и интеллекта.

Например, потребительский смысл приумножения собственного благосостояния - «построить дом». Или идея защиты окружающей среды - «посадить дерево». А кого-то больше вдохновляет затея выживания - «вырастить сына».

Может быть цель нашей жизни в удовлетворении пищей? (мы принимаем пищу для того чтобы жить, а не живем для того чтобы есть)

Возможно цель нашей жизни в работе или в полном покое?

Может цель нашей жизни в богатстве?

Власть и слава? (стремление к славе мы не можем считать целью жизни)

Жизнь ради детей?

Жить ради знаний? Так ли это? Цель жизни должна быть для всех достижимой, знаниями может овладеть не каждый. Всеми науками не овладеть.

У одного царя был поистине мудрый слуга. однажды он не смог выполнить какое-то поручение. Тогда царь сказал ему: «За что же я тебе плачу?» « Ты мне платишь за то, что я знаю и умею,- ответил он. –Если бы ты платил мне за то, чего я не умею и не знаю, то тебе не хватило бы денег всей Франции.

Сохранение здоровья? (однако, здоровье не вечно, мы можем своими усилиями продлить здоровье)

Итак, каждый по своему понимает в чем смысл жизни.

Слайд №12

Задание для работы в парах

А вот как видел смысл жизни Л.Н.Толстой и А.П.Чехов.

Обсудите в парах смысл их изречений.

Беседа с учащимися по вопросам.

Зачем живёт человек?

Каково его предназначение в мире?

Слайд №13

Счастливая жизнь – это жизнь разносторонняя, полнокровная. Она включает все стороны жизнедеятельности человека – активное участие в общественно-политической жизни, в управлении делами общества и коллектива, добросовестный труд на благо общества, благополучие в семейной жизни, товарищеское отношение в коллективе – всё это необходимые компоненты счастливой жизни.

Рефлексия.

С какими новыми понятиями работали сегодня?

Что вы сможете рассказать родителям о счастье и смысле жизни?

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 12

городского округа город Нефтекамск

Республики Башкортостан

Конспект урока по курсу

«Основы религиозных культур и светской этики»

Учитель: Паюршина В.В.

Пояснительная записка

Класс: 4

Модуль: Основы светской этики

Тема урока: « Счастье и смысл жизни »

Цели урока:

    Дать представления о понятиях: что такое счастье и смысл жизни

    Учить систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементах, нравственных понятиях).

    Формировать представление о том, как надо поступать, чтобы быть счастливым.

Задачи урока:

    развивать речь учащихся;

    воспитывать умение анализировать свои поступки и слова, соотносить их с общечеловеческими ценностями;

    развивать коммуникативные навыки.

Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Развитие универсальных учебных действий (УУД):

    Познавательных : - самостоятельно находить информацию в учебнике;

Находить в тексте нужную информацию;

Анализировать полученную информацию, делать выводы;

Понимать информацию, представленную в неявном виде.

- и нтерпретировать и обобщать информацию.

    Регулятивных: - определять цель деятельности на уроке;

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Принимать и сохранять учебную задачу;

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

3) Коммуникативных : - высказывать свое мнение, слышать и понимать других;

Вести диалог с учителем и одноклассниками;

Приходить к общему мнению путем обсуждения

проблемы и собственных рассуждений.

4) Личностных: - ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков;

Сопереживать окружающим людям, понимать чувства других людей.

Методы:

Проблемно-поисковый

Словесный

Наглядно-иллюстративный

Проблемный диалог

Формы организации познавательной деятельности :

Коллективная

Фронтальная

Групповая

Оборудование : м/медийная установка, экран, аудиозапись «Мы желаем счастья вам», презентация, пословицы, проблемные ситуации, видеофильм «Притча о счастье», афоризмы великих людей, словарь С.И.Ожегова.

Используемая литература:

1.Методические и организационные условия преподавания учебного курса «ОРКСЭ» в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие-Уфа:Издательство ИРО РБ, 2013.

2.Организация учебной деятельности в рамках преподавания предмета «ОРКСЭ»-Уфа:Издательство ИРО РБ,2013

3.Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. Материалы для общеобразовательных учреждений/Б.Х.Бражников, О.В.Воскресенский, А.В.Гольцер и др.; под ред. В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой.- М.:Просвещение, 2010.

4.Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы/А.Я.Данилюк.-М.:Просвещение,2010.

5.Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.

6.Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: электронное учебное пособие для 4-5 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.

Интернет – ресурсы:

Конспект урока

1. Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Какой сейчас урок?



2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Отгадайте загадку:

Вставь в замочек, поверни.
Дверь любую отопри
Ростом мал, но так могуч.
Называется он… (ключ) !

3. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

Рассмотрите иллюстрацию с.30. Кто изображён? Какие чувства испытывает мальчик? А почему? Какой момент изобразил художник?

Прочитаем текст на с. 30 по ролям.

Что бы вы ответили Рустаму на его замечание: «Мы столько разных дел делаем, а для чего – не задумываемся»? Что вызвало у вас удивление? Над каким вопросом задумались ребята?

4. Определение темы и задач урока.

(Ради чего человек совершает те или иные поступки? Что такое счастье? В чем заключается смысл жизни?)

5. Решение проблемы, открытие новых знаний.

Давайте посмотрим притчу (видеофильм«притча о счастье»)

Один,

Другой брат, наклонившись к яме попросил: - Красивая женщина, если бы она украсила мою жизнь, тем, чтоб была рядом, вот тогда бы я был счастлив. Счастье выполнило и его желание, брат убежал с женщиной, вне себя от счастья.

Третий

-

-

-

А что для вас счастье?

Проводится игра « Для меня счастье-это..»( выстраивание «дома –счастья») Каждый из вас будет писать на каждом кирпичике слова, которые «притягивает» это слово, слова-ассоциации. Объясните свой выбор. (Счастье - здоровье, везенье, успех, родители…) Приложение

Физкультминутка

Продолжим наше путешествие. Работа с текстом «Счастье – это когда...» (стр.31)

Давайте заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И.Ожегова. (

Счастье-

1.Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.(Семейное счастье)

2. Успех, удача. (Посчастливилось)

«смысл жизни»? (Работа с иллюстрациями стр.32 )

В чём же этот смысл жизни? (Для разных людей он в разном. Для одного – это любовь, для другого – дом, дача, квартира, машина, для третьего – любимая работа, для кого-то – семья, кто-то живёт для других, кто-то из любопытства, одни стремятся к власти, другие – к общению.)
– Вспомним основной вопрос урока. (Ради чего человек совершает те или иные поступки?)

(«Каждый человек ставит перед собой цели, мечтает и стремится к счастью. Со временем среди многих целей выделяется главная – смысл жизни».) стр.33

Цель жизни человека – это его планы на будущее. Цель придаёт жизни смысл, помогает осознанно относиться к учению, развитию своего интеллекта, укреплению здоровья, развивать свой талант в творчестве.

6. Выполнение продуктивных заданий по теме .

Работа с высказываниями.

Работа в группах

Приложение

Пословицы:

Игра «Конверт дружеских вопросов» (по рядам)

Вопросы и задания:

7. Итог урока.

Блицопрос, обобщение.

Как вы думаете, с какой целью авторы учебника написали тексты, которые мы читали сегодня? Заставляют ли они о чём-то задуматься.

Нет прекраснее чувства, чем счастье… Это великое чувство, которое даёт нам желание жить!

8. Домашнее задание. (Выбор по желанию)

1. Одно слово : существительное 2. Два прилагательных :

3. Три глагола : 4. Краткое предложение :

5. Одно слово(ассоциация):

9. Рефлексия.

Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Я почувствовал, что… Я научился… У меня получилось … Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…

Как вы думаете, удалось ли нам узнать от чего этот ключ и разгадать, что за этим скрывалось?

Ключ к счастью лежит в наших сердцах. Счастлив тот, чьё горячее сердце легко чувствует красоту и радостно отзывается на нее. Улыбнитесь от всего сердца одноклассникам, а потом мысленно пошлите свою любовь и улыбки родным, любимым людям. Я желаю, чтобы вы были счастливы, чтобы вы смеялись, радовались, чтобы другие, глядя на вас, становились тоже счастливыми.

Раскрасьте свои ключики и подарите своим друзьям. Пусть они тоже откроют эту заветную дверь. Дарите ощущение счастья и уверенности окружающим, от этого вам станет только ещё лучше!

Звучит песня «Мы желаем счастья вам

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Самоопределение к деятельности(организационный момент)

Какой сейчас урок?

(проверка готовности класса к уроку;
позитивный настрой на восприятие темы)

Закройте глаза, положите правую руку на сердце.
-Почувствуйте, как оно бьётся и посылает нам импульсы любви, добра, счастья.
-Давайте эти импульсы пошлём друг другу, чтобы в нашем классе все любили друг друга, совершали только добрые поступки и были всегда счастливы.

Проверяют готовность к уроку

Мотивация учебной деятельности

Постановка проблемного вопроса

Определение темы и задач урока

Решение проблемы, открытие новых знаний

Физкультминутка

Выполнение продуктивных заданий по теме

Итог урока

Домашнее задание

Рефлексия

. Отгадайте загадку:

Вставь в замочек, поверни.
Дверь любую отопри
Ростом мал, но так могуч.
Называется он… (ключ) !

В руках у меня ключ. Как вы думаете, что можно открыть с помощью этого ключа? А что может скрываться за потайной дверью? В какой сказке встречалась вам похожая ситуация?

Буратино предполагал, что «за дверцей хранится что-нибудь замечательное, удивительное…». Золотым ключиком «нужно отворить какую-то дверь, и это принесёт счастье…».

Мы тоже с вами на уроке попробуем узнать от какой двери этот ключ и что за ней скрывается. Как говорится в сказке «если есть ключ, то дверь обязательно найдётся».

Рассмотрите иллюстрацию с.30. Какие чувства испытывает мальчик?

А почему?

Какой момент изобразил художник?

Прочитаем текст на с. 30 по ролям.

О чём спорили дети? (Для чего они занимаются разными делами.)

Так почему же Антошка и другие мальчики вскочили и с удовольствием побежали играть в футбол, а Анюта вздохнула и пошла читать книжку?

Что бы вы ответили Рустаму на его замечание: «Мы столько разных дел делаем, а для чего – не задумываемся»?

Что вызвало у вас удивление?

Над каким вопросом задумались ребята?

Давайте сравним ваш вопрос с авторским. На какой же вопрос нам предстоит найти ответ? Определите тему урока.

Какие задачи мы поставим перед собой на этот урок?

Давайте посмотрим притчу (видео «притча о счастье»)

Однажды, прогуливаясь по лесу, три брата увидели глубокую яму. В ней сидело Счастье.

Один, из братьев подошел, наклонился к яме и сказал: - Если бы у меня было много денег, я был бы счастлив.

Счастье подарило ему много денег, брат ушел счастливым.

Другой брат, наклонившись к яме попросил: - Красивая женщина, если бы она украсила мою жизнь, тем, чтоб была рядом, вот тогда бы я был счастлив.

Счастье выполнило и его желание, брат убежал с женщиной, вне себя от счастья.

Третий брат подойдя к яме наклонился:

- А Тебе, что нужно? - спросило Счастье.

- Что нужно Тебе? - переспросил брат.

- Я бы хотела, чтоб меня вытащили из этой ямы, - сказало Счастье.

Брат, протянув руку, вытащил из ямы Счастье и пошел прочь своей дорогой.

А Счастье довольное побежало за ним...

Что для первого брата было счастьем? Для второго брата? Третьего брата?

А что для вас счастье?

Проводится игра « Для меня счастье-это..»(выстраивание «дома –счастья»)

Каждый из вас будет писать на каждом кирпичике слова, которые «притягивает» это слово, слова-ассоциации. Объясните свой выбор.(Счастье-здоровье, везенье, успех,родители…)

Приложение

Работа с текстом «Счастье – это когда...»

Как вы думаете, почему авторы так странно озаглавили этот текст? Почему, например, они не написали «Счастье – это когда тебе подарили собаку» или «Счастье – это когда у тебя в руках любимая книга»? (Для каждого человека представления о счастье свои, автор хочет, чтобы мы задумались, поразмышляли.)

А что об этом сказано в тексте?

Давайте заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И.Ожегова.

Как вы думаете, счастье – это краткий момент или длительное состояние?

Можете обратиться ещё раз к тексту, в нём есть подсказка. (В тексте есть слова: миг, момент; значит, скорее всего, это небольшое время. Потому что счастье – это чувство высшей радости.)

Вы когда-нибудь задавали себе вопрос: ради чего человек живёт? А спрашивали ли вы об этом родителей, бабушек, дедушек, друзей?

Как вы понимаете значение выражения «смысл жизни»?


- В чём же этот смысл жизни? Для разных людей он в разном. Для одного – это любовь, для другого – дом, дача, квартира, машина, для третьего – любимая работа, для кого-то – семья, кто-то живёт для других, кто-то из любопытства, одни стремятся к власти, другие – к общению.

Вспомним основной вопрос урока. (Ради чего человек совершает те или иные поступки?)

Какой вывод мы можем сделать?

Один из возможных ответов таков: «Человек живёт, чтобы достигнуть своих целей, исполнить мечты».

Давайте сравним свой вывод с авторским. («Каждый человек ставит перед собой цели, мечтает и стремится к счастью. Со временем среди многих целей выделяется главная – смысл жизни».)

Цель жизни человека – это его планы на будущее. Цель придаёт жизни смысл, помогает осознанно относиться к учению, развитию своего интеллекта, укреплению здоровья, развивать свой талант в творчестве.

Жить – значит, не только удовлетворять материальные запросы организма, но, главным образом, сознавать своё человеческое достоинство

Как вы считаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы не ошибиться в жизненном выборе? (Высказывания детей: быть талантливым; быть верным себе, своим идеалам и целям; быть целеустремлённым, трудолюбивым; иметь силу воли, чтобы доводить начатое дело до конца; быть оптимистом – во всём видеть только положительное.)

Работа с высказываниями.

Скажите, кто бы мог произнести такие слова:

«Для меня счастье, когда ребёнок здоров!» (Мама, детский доктор.)

«Для меня счастье, когда ученики готовы к уроку!» (Учитель.)

«Счастье, когда тебе дарят собаку». (Малыш из книги А. Линдгрен или любой человек, мечтающий о собаке.)

«Для меня счастье – банка варенья». (Карлсон.)

«Я счастлива, когда начинаются каникулы!» (Девочка-школьница.)

Работа в группах

На ваших столах лежат листочки. Соберите из них мудрые изречения и объясните смысл.

Пословицы:

    Счастье в воздухе не вьется – оно трудом дается.

    Счастья ключи - в своих руках ищи.

    Не родись красивым, а родись счастливым.

    Счастлив тот, у кого совесть спокойна.

    Иногда горсточка счастья лучше воза ума.

Игра «Конверт дружеских вопросов»

Вопросы и задания:

    Расскажите о тех моментах своей жизни, когда вы чувствовали себя счастливым?

    Как вы понимаете мудрое изречение: «счастье за деньги не купишь».

    Представьте, что вы попали на планету счастья. Опишите свои ощущения.

    Как вы думаете, почему от счастья некоторые плачут? Плакали ли вы от счастья?

    Как вы думаете, какую роль играет улыбка в жизни людей?

    Как вы думаете, если бы люди совсем не улыбались, какой бы стала жизнь?

Блицопрос, обобщение.

Внимательно слушайте и отвечайте одним-двумя словами на мои вопросы и высказывания:

«Их человек ставит для того, чтобы чего-то достичь». (Цели.)

«Девочка хочет получить пятёрку за урок. Это какая цель?» (Близкая.)

«Мальчик хочет стать президентом. А это какая цель?» (Далёкая.)

«Если девушка мечтает о новом платье, это цель для кого?» (Для себя.)

«Учёный работает над созданием нового лекарства. На кого направлена эта цель?» (На других.)

«Главная цель, ради которой человек готов действовать, развиваться, улучшать самого себя». (Смысл жизни.)

«Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл», – писал Альберт Эйнштейн. А что вы думаете об этом?

Какие выводы вы сделали в ходе урока?

Как вы думаете, с какой целью авторы учебника написали тексты, которые мы читали сегодня? Заставляют ли они о чём-то задуматься?

Журнал «Счастливые минутки» (стихи, пословицы, поговорки о счастье), мини-сочинение «Что такое счастье?», синквейн «Что такое счастье?»

1. Одно слово : существительное

2. Два прилагательных :

3. Три глагола :

4. Краткое предложение :

5. Одно слово(ассоциация):

Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно…

Я понял, что… Я почувствовал, что… Я научился…

У меня получилось … Меня удивило… Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Ключ к счастью лежит в наших сердцах. Счастлив тот, чьё горячее сердце легко чувствует красоту и радостно отзывается на нее. Улыбнитесь от всего сердца одноклассникам, а потом мысленно пошлите свою любовь и улыбки родным, любимым людям. Я желаю, чтобы вы были счастливы, чтобы вы смеялись, радовались, чтобы другие, глядя на вас, становились тоже счастливыми.

Звучит песня «Мы желаем счастья вам»

Отвечают на вопросы (Коммуникативные УУД)

Высказывают мнения

(Познавательные УУД

Коммуникативные УУД)

определяют тему урока

(Ради чего человек совершает те или иные поступки? Что такое счастье? В чем заключается смысл жизни?) (Регулятивные УУД)

Определяют задачи

(Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД)

Высказывают предположения, делают выводы (Познавательные УУД

Коммуникативные УУД)

Высказывают мнения, используют ассоциации

(Познавательные УУД

Коммуникативные УУД)

Комментированное чтение текста (Познавательные УУД

Коммуникативные УУД)

Работа со словарём(Познавательные УУД) Толкование слова «счастье» в словаре. У каждого на парте лежит словарь, самостоятельно находят информацию)

Работа с текстом (Познавательные УУД

Коммуникативные УУД)

Отвечают на вопросы, опираясь на собственный опыт (Познавательные УУД

Личностные УУД

Коммуникативные УУД)

Делают выводы (Регулятивные УУД)

Высказывают мнения

Выполняют продуктивные задания по теме урока (с. 33).

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД)

Дети высказывают свои мнения.

(Коммуникативные УУД

Личностные УУД)

Отвечают на вопросы, самооценка (Познавательные УУД

Личностные УУД

Регулятивные УУД)

Рефлексия (Познавательные УУД

Личностные УУД

Регулятивные УУД)

План-конспект урока по курсу ОРКСЭ модуль «Основы светской этики»

Тема: «Смысл жизни и счастье»

Цели урока:

    познакомить с новыми понятиями, создать условия для правильного представления о смысле человеческой жизни и счастье;

    учить рассуждать на нравственные темы.

Задачи:

    развивать речь учащихся;

    воспитывать умение анализировать свои поступки и слова, соотносить их с общечеловеческими ценностями;

    развивать коммуникативные навыки.

Оборудование:

Мультимедиа, учебник, цветные карандаши, белый лист формата «А4».

Основные термины и понятия: Смысл жизни, счастье, притча.

Ход урока:

1 . Организация деятельности учащихся.

Сегодня на уроке нам предстоит найти ответ на очень сложный, но интересный вопрос, который волнует нас всех.

Знаете ли, вы, что такое притча? Урок я хотела бы начать с притчи.

Притча - это маленький поучительный рассказ , заключающий в себе моральные или религиозные поучения (премудрость)

Сейчас вы услышите притчу, слушайте внимательно, постарайтесь определить, о чем эта притча?

Читает притчу учитель, а обучающие слушают её.

Притча о Счастье

Однажды, прогуливаясь по лесу, три брата увидели глубокую яму. В ней сидело Счастье.

Один, из братьев подошел, наклонился к яме и сказал: - Если бы у меня было много денег, я был бы счастлив

Счастье подарило ему много денег, брат ушел счастливым.

Другой брат , наклонившись к яме, попросил: - Красивая женщина, если бы она украсила мою жизнь, тем, чтоб была рядом, вот тогда бы я был счастлив.

Счастье выполнило и его желание, брат убежал с женщиной, вне себя от счастья.

Третий брат, подойдя к яме, наклонился:

- А Тебе, что нужно? - спросило Счастье.

- Что нужно Тебе? - переспросил брат.

- Я бы хотела, чтоб меня вытащили из этой ямы, - сказало Счастье.

Брат, протянув руку, вытащил из ямы Счастье и пошел прочь своей дорогой.

А Счастье довольное побежало за ним...

Как вы думаете, о чём эта притча? (ответы детей) (эта притча о счастье)

Что для первого брата было счастьем? Для второго брата? Третьего брата?

На какой же вопрос нам предстоит найти ответ? (что такое счастье и смысл жизни?)

Да, ребята, сегодня мы попробуем ответить на вопрос что такое счастье и в чём смысл жизни человека.

Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Смысл жизни и счастье»

Может вы уже сейчас готовы ответить на этот вопрос?

Задание: Ребята, скажите: какое состояние души могут отражать лица людей?

Ответы детей (счастливое, довольное, ласковое, улыбающиеся)

Как же можно обобщить ваши высказывания, одним словом?

Ответы детей (они счастливы)

Первичная проверка понимания изученного

Предлагает актуализировать имеющиеся по теме знания.

Э. Асадов “Что такое счастье”

Одни говорят, что счастье –

Это большое участье:

Забота, тепло, вниманье

И общность переживания.

Ещё есть такое мнение,

Что счастье – это горение:

Поиск, мечта, работа

И дерзкие крылья взлёта!

А счастье, по-моему, просто

Бывает разного роста:

От кочки и до Казбека,

В зависимости от человека.

Актуализируют имеющиеся по теме знания, используют ассоциации.

Как вы поняли строки этого стихотворения?

О чём оно? Какова главная мысль?

(визуальный ряд – разное счастье, что это?)

Что возникает у вас в душе, когда вы слышите слово “счастье”? Назовите, какие слова “притягивает” это слово, слова-ассоциации

Счастье (праславянское объясняют из «хороший» и «часть», то есть «хороший удел»)- состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.

Счастье - состояние полноты существования, когда все есть и больше ничего не надо. Человек может быть ситуативно счастлив (выспался, поел, вдоволь поплавал или вкусно понежился), но жить при этом без смысла жизни, не иметь радости смысла жизни. Другой в это время в неуюте и напряжении, но видит ради чего все это - и просыпается в каждый новый день с радостью, поскольку знает, зачем живет.

Представление о счастье зависит от возраста . Для маленького ребенка счастье - это мама. Присутствие мамы приносит его сердцу и душе покой и улыбку. Ребенку не нужны деньги, слава, друзья, его не привлекают дорогие подарки, золото и драгоценности. Он их даже не замечает. Есть мама - и он счастлив. Когда мама уходит, ребенок плачет - его счастье исчезает. Понятие счастья с возрастом меняется для ребенка. Ценность счастья малышки переходит от мамы к игрушкам. Став немножечко старше, девочка уже не восхищается мамой так, как раньше. Она еще любит маму, но игрушки доставляют ей гораздо большее удовольствие, и потому девочка с радостью уже больше времени проводит с игрушками - больше думает о них и ищет любую возможность, чтобы больше играть. Она может даже обидеться на маму из-за этих игрушек.
Становясь еще старше, девочка находит гораздо больше счастья в играх, мультфильмах и книгах, чем в игрушках. Она больше предпочитает общаться с друзьями, чем общаться с мамой или с игрушками. Прежние объекты счастья уже потеряли для нее свою привлекательность и т.д.

Давайте вспомним рассказ «Цветик-семицветик» В.Катаева. ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК – это волшебный цветок. Он поможет нам понять, что такое счастье.

А из, какого произведения этот цветок? Кто его автор? (В. Катаев)

Давайте вспомним волшебные слова, которые говорила девочка Женя:

«Лети, лети лепесток через запад на восток, »…

(вспоминаем сказку по этапам)

- А кто помнит, какое последнее желание загадала Женя? (Женя пожелала, чтобы выздоровел больной мальчик)

Почему это желание стало полезным? (она помогла мальчику, он выздоровел, смог ходить)

Стал ли мальчик счастлив после этого? Что для мальчика счастье? (Мальчик стал счастлив. Для него счастье – это здоровье.)

Для некоторых людей счастье это – здоровье, для других,…….

У каждого человека свое счастье.

Составление интеллект - карты по группам

А счастье, ребята, неразрывно связано со смыслом жизни

Подумайте что такое смысл жизни?

Смысл жизни - то, ради чего проживается человеком его индивидуальная жизнь. Видение смысла жизни - это видение перспективы, видение будущего, ради которого стоит жить.

Источник - « »

Разнообразие смыслов жизни

Смысл жизни каждый для себя определяет сам, в соответствии с типом своей в соответствии со своими ценностями, в меру своей фантазии и интеллекта.

Например, потребительский смысл приумножения собственного благосостояния - «построить дом». Или идея защиты окружающей среды - «посадить дерево». А кого-то больше вдохновляет затея выживания - «вырастить сына».

Может быть, цель нашей жизни в удовлетворении пищей? (мы принимаем пищу для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть)

Возможно цель нашей жизни в работе или в полном покое?

Может цель нашей жизни в богатстве?

Власть и слава? (стремление к славе мы не можем считать целью жизни)

Жизнь ради детей?

Жить ради знаний? Так ли это? Цель жизни должна быть для всех достижимой, знаниями может овладеть не каждый. Всеми науками не овладеть.

У одного царя был поистине мудрый слуга. Однажды он не смог выполнить какое-то поручение. Тогда царь сказал ему: «За что же я тебе плачу?» « Ты мне платишь за то, что я знаю и умею,- ответил он. – Если бы ты платил мне за то, чего я не умею и не знаю, то тебе не хватило бы денег всей Франции.

Сохранение здоровья? (мы можем своими усилиями продлить здоровье)

Итак, каждый по своему понимает, в чем смысл жизни.

Задание для работы в парах

А вот как видел смысл жизни Л.Н.Толстой и А.П.Чехов.

Обсудите в парах смысл их изречений.

Беседа с учащимися по вопросам.

Зачем живёт человек?

Каково его предназначение в мире?

Счастливая жизнь – это жизнь разносторонняя, полнокровная. Она включает все стороны жизнедеятельности человека – активное участие в общественно-политической жизни, в управлении делами общества и коллектива, добросовестный труд на благо общества, благополучие в семейной жизни, товарищеское отношение в коллективе – всё это необходимые компоненты счастливой жизни.

Рефлексия.

С какими новыми понятиями работали сегодня?

Что вы сможете рассказать родителям о счастье и смысле жизни?

Случайные статьи

Вверх