Особенности и перспективы легкой промышленности в россии. Швейная промышленность как отрасль лёгкой промышленности

  • 3. Определение по половозрастной пирамиде типа воспроизводства населения страны.
  • 1. Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Западной Европы.
  • 3. Определение и сравнение средней плотности населения двух стран (по выбору учителя) и объяснение причин различий.
  • 1. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Оценка ресурсообеспеченности страны.
  • 2. Значение транспорта в мировом хозяйстве страны, виды транспорта и их особенности. Транспорт и окружающая среда.
  • 3. Определение и сравнение показателей прироста населения в разных странах (по выбору учителя).
  • 1. Закономерности размещения минеральных ресурсов и страны, выделяющиеся по их запасам. Проблемы рационального использования ресурсов.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Западной Европы (по выбору учащегося).
  • 3. Сравнительная характеристика транспортных систем двух стран (по выбору учителя).
  • 1. Земельные ресурсы. Географические различия в обеспеченности земельными ресурсами. Проблемы их рационального использования.
  • 2. Топливно-энергетическая промышленность. Состав, значение в хозяйстве, особенности размещения. Энергетическая проблема человечества и пути ее решения. Проблемы охраны окружающей среды.
  • 3. Характеристика по картам эгп (экономико-географического положения) страны (по выбору учителя).
  • 1. Водные ресурсы суши и их распределение на планете. Проблема водообеспечения и возможные пути ее решения.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Восточной Европы.
  • 3. Определение по статистическим материалам тенденций изменения отраслевой структуры страны (по выбору учителя).
  • 1. Лесные ресурсы мира и их значение для жизни и деятельности человечества. Проблемы рационального использования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Восточной Европы (по выбору учащегося).
  • 3. Определение и сравнение соотношения городского и сельского населения в разных регионах мира (по выбору учителя).
  • 1. Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные, энергетические и биологические. Проблемы рационального использования ресурсов Мирового океана.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика сша.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков железной руды.
  • 1. Рекреационные ресурсы и их размещение на планете. Проблемы рационального использования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика Японии.
  • 3. Объяснение по картам направлений основных грузопотоков нефти.
  • 1. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества. Виды загрязнений и их распространение. Пути решения экологических проблем человечества.
  • 2. Сельское хозяйство. Состав, особенности развития в развитых и развивающихся странах. Сельское хозяйство и окружающая среда.
  • 3. Составление сравнительной характеристики двух промышленных районов (по выбору учителя).
  • 1. Численность населения мира и ее изменения. Естественный прирост населения и факторы, влияющие на его изменение. Два типа воспроизводства населения и их распространение в разных странах.
  • 2. Растениеводство: границы размещения, основные культуры и районы их возделывания, страны-экспортеры.
  • 3. Сравнение международной специализации одной из развитых и одной из развивающихся стран, объяснение различий.
  • 1. «Демографический взрыв». Проблема численности населения и ее особенности в разных странах. Демографическая политика.
  • 2. Химическая промышленность: состав, значение, особенности размещения. Химическая промышленность и проблемы охраны окружающей среды.
  • 3. Оценка по картам и статистическим материалам ресурсообеспеченности одной из стран (по выбору учителя).
  • 1. Возрастной и половой состав населения мира. Географические различия. Половозрастные пирамиды.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Латинской Америки.
  • 3. Сравнительная характеристика по карте обеспеченности отдельных регионов и стран пахотными землями.
  • 1. Национальный состав населения мира. Его изменения и географические различия. Крупнейшие народы мира.
  • 2. Машиностроение - ведущая отрасль современной промышленности. Состав, особенности размещения. Страны, выделяющиеся по уровню развития машиностроения.
  • 3. Определение основных статей экспорта и импорта одной из стран мира (по выбору учителя).
  • 1. Размещение населения по территории Земли. Факторы, влияющие на размещение населения. Наиболее густонаселенные районы мира.
  • 2. Электроэнергетика: значение, страны, выделяющиеся по абсолютным и душевым показателям производства электроэнергии.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров зерна.
  • 1. Миграции населения и их причины. Влияние миграций на изменение народонаселения, примеры внутренних и внешних миграций.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика кнр.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков угля.
  • 1. Городское и сельское население мира. Урбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации. Проблемы и последствия урбанизации в современном мире.
  • 2. Животноводство: распространение, основные отрасли, особенности размещения, страны-экспортеры.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков газа.
  • 1. Мировое хозяйство: сущность и основные этапы формирования. Международное географическое разделение труда и его примеры.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Латинской Америки (по выбору учащегося).
  • 3. Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов и стран водными ресурсами.
  • 1. Международная экономическая интеграция. Экономические группировки стран современного мира.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Африки.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров хлопка.
  • 1. Топливная промышленность: состав, размещение главных районов добычи топлива. Важнейшие страны-производители и экспортеры. Главные международные грузопотоки топлива.
  • 2. Международные экономические отношения: формы и географические особенности.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров сахара.
  • 1. Металлургическая промышленность: состав, особенности размещения. Главные страны-производители и экспортеры. Металлургия и проблема охраны окружающей среды.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Африки (по выбору учащегося).
  • 3. Составление сравнительной характеристики двух сельскохозяйственных районов (по выбору учителя).
  • 1. Лесная и деревообрабатывающая промышленность: состав, размещение. Географические различия.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Азии.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров кофе.
  • 1. Легкая промышленность: состав, особенности размещения. Проблемы и перспективы развития.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Азии (по выбору учащегося).
  • 3. Обозначение на контурной карте географических объектов, знание которых предусмотрено программой (по выбору учителя).
  • 1. Легкая промышленность: состав, особенности размещения. Проблемы и перспективы развития.

    2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Азии (по выбору учащегося).

    3. Обозначение на контурной карте географических объектов, знание которых предусмотрено программой (по выбору учителя).

    1. Лёгкая промышленность: состав, особенности размещения. Проблемы и перспективы развития.

    Лёгкая промышленность - одна из главных отраслей промышленности мира. Она включает текстильную, швейную, трикотажную, кожевенную, обувную и ряд других крупных отраслей. Предприятия лёгкой промышленности получают сырьё от сельского хозяйства, как правило, очищенное, прошедшее первичную обработку. Это сырьё отличается высокой степенью транспортабельности и хорошей сохранностью.

    Такие же свойства присущи и готовой продукции отрасли. Это позволяет размещать предприятия, как в районах производства сырья, так и в местах потребления продукции. Предприятия лёгкой промышленности в меньшей степени загрязняют воду и воздух. Поэтому они могут располагаться в больших городах, не усиливая загрязнения окружающей среды. В тоже время это - трудоёмкая отрасль, которая нуждается в основном в труде женщин.

    Одной из ведущих отраслей лёгкой промышленности является текстильная, производящая различные виды тканей: хлопчатобумажные, шерстяные, льняные, шёлковые и трикотажные. Их изготовляют из натуральных волокон растительного (хлопок, лён, джут) или животного (шерсть, шёлк) происхождения, обычно с добавлением химических волокон. К концу XX века в мире производилось более 115 млрд. кв. метров тканей из натурального и химического волокна. Если учитывать и кустарное производство, эта отрасль представлена во всех странах мира. В мировой текстильной промышленности сложились 5 главных регионов: Восточная Азия, Южная Азия, СНГ, Зарубежная Европа и США.

    На I месте стоит производство хлопчатобумажных тканей, где лидерами являются Китай, Индия, Россия и ряд развивающихся стран.

    II место принадлежит выпуску тканей из химического волокна - лидеры по производству: США, Индия, Япония и ряд развивающихся государств.

    III место - производство шёлковых и шерстяных тканей - лидируют: США, Япония, КНР. Главные экспортёры продукции (первенство принадлежит развивающимся странам): Гонконг, Пакистан, Индия, Египет, Бразилия и др. Проблемы и перспективы развития: Начиная с 50-ых гг., доля экономически развитых стран в мировом производстве тканей и одежды всё время уменьшается, многие старопромышленные текстильные районы пришли в упадок.

    К сведению: Великобритания, ранее занимавшая первое место в мире по выпуску тканей, теперь оказалась в конце второго десятка стран-производителей. Из крупнейшего экспортёра тканей она превратилась в их импортёра. В отличие от подобных стран доля Китая продолжает расти. Ещё быстрее увеличивается доля развивающихся государств, где текстильная и швейная промышленность переживает настоящий бум, ориентируясь прежде всего на дешёвую рабочую силу. В той же мере это относится и к изготовлению готовой одежды.

    2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Азии (по выбору учащегося).

    Возьмём, к примеру, Индию. Это государство расположено на юге Евразии. Площадь территории - 3288 тысяч кв. км. Столица - г. Дели.

    1) Экономико-географическое положение: Страна находится на юге Азии. Её территория по форме напоминает гигантский треугольник, как бы отгороженный от остальной Азии стеной Гималаев. С севера на юг протягивается на 3.2 тыс.км, а с запада на восток - на 2.9 тысяч км. Граничит с Мьянмой, Непалом, Китаем, Пакистаном, Афганистаном. Хотя длина морских границ страны меньше, чем сухопутных (проходящих по труднодоступным горным рубежам), именно они позволяют Индии выходить на торговые пути, идущие из Средиземного моря в Индийский и Тихий океаны.

    2) Природные условия и ресурсы:

    · формы рельефа: на севере страны - Гималаи; большая же часть - равнинная (Индо-Гангская низменность, плоскогорье Декан);

    · минеральные ресурсы: очень богаты и разнообразны; мирового значения - железная и марганцевая руды, хромиты, титановые, циркониевые, мусковит; имеются запасы - угля, золота, нефти и т.д.

    · климат: субтропический и субэкваториальный климатические пояса; температуры летом - от +24 до +32, зимой - от +16 до +24 градусов; осадков - от 500 до 3000 мм и более;

    · агроклиматические ресурсы: очень значительны; возможна непрерывная вегетация растений в течении года, но в некоторых районах наблюдается недостаток осадков; условия благоприятны для выращивания - риса, хлопчатника, масличных, бобовых, чая и т.д.

    · воды: реки - Инд, Ганг, Брахмапутра;

    · водные ресурсы: источник орошения и гидроэлектроэнергии, хотя по обеспеченности ресурсами полного речного стока на душу населения (от 2.5 до 5 тысяч кубометров за год) наблюдается недостаток влаги;

    · почвы: красные ферраллитные, чёрные, серые и т.д.;

    · земельные ресурсы: очень богаты; земли в основном заняты под пашню;

    · леса - переменно-влажные (муссонные);

    · лесные ресурсы: значительная часть вырублена; обеспеченность лесными ресурсами на душу населения - 0.08 га (недостаточно).

    3) Население:

    а) численность - 850 млн. человек (II место в мире после Китая);

    б) плотность населения - в предгорьях Гималаев невелика - 2-4 человека/кв.км, на Индо-Гангской низменности - около 500, в центре - от 50 до 100 человек/кв. км.

    в) тип воспроизводства - I; высокая рождаемость, средняя смертность, достаточно высокий естественный прирост - до 25 человек на 1000 жителей;

    г) преобладание молодых возрастов;

    д) мужчин больше, чем женщин;

    е) этнический состав: Индия - самая многонациональная страна в мире. Языковая семья - индоевропейская. Народы - хиндустанцы, бенгальцы, бихарцы, пенджабцы, телугу, маратхи, тамилы и др.

    ё) религии - индуизм (исповедует 4/5 индийцев), ислам (1/10 индийцев). В связи с большой национальной пестротой и религиозным составом возникают межнациональные и кастовые противоречия (особенно на севере страны - в Пенджабе);

    ж) уровень урбанизации - до 40 % - невысокий. Крупнейшие города - Калькутта, Мадрас, Бомбей.

    з) трудовые ресурсы: уровень квалификации низкий, наблюдается их избыток, в связи с чем возникает безработица, многие люди живут за чертой бедности.

    4) Экономика и хозяйство страны:

    Индия - один из лидеров среди развивающихся стран мира. И тем не менее, она остаётся ещё государством очень больших контрастов. По общему объёму производства она занимает 11 место в мире, но по уровню национального дохода на душу населения - только 102-ое. Почти 2/5 её жителей имеет достаток ниже официального уровня бедности.

    а) сельское хозяйство: является доминирующей отраслью, в нём занято 3/5 активного населения Индии.

    По объёму сельскохозяйственного производства страна занимает 4 место в мире. В результате государственных вложений, использования достижений «зелёной революции» сбор зерновых культур увеличился, и государство стало в основном обеспечивать себя зерном, хотя и на очень низком уровне потребления (230 - 240 кг на душу населения). К тому же уровень агротехники и механизации остаётся низким.

    · Растениеводство:

    Рис (главная производственная культура)

    Выращивается в речных дельтах, в нижнем и среднем течении Ганга и Брахмапутры;

    Пшеница - в более засушливых районах верховьев Ганга;

    Сахарный тростник (в долине Ганга);

    Хлопчатник - на плоскогорье Декан, в Индо-Гангском междуречье;

    Джут - в дельте Ганга и долине Брахмапутры;

    Чай - в предгорьях Восточной Индии. Кроме того, выращивают арахис, зернобобовые, специи, табак, цитрусовые и т.п.

    · Животноводство: развито слабее.

    В Индии насчитывается около 200 млн. голов крупного рогатого скота (I место в мире). Но так как корова здесь - священное животное, то её запрещено убивать и употреблять её мясо в пищу. Развито разведение тутового шелкопряда.

    б) промышленность: в ней занято 1/5 часть активного населения. Индустриализация началась с развития лёгкой промышленности. Однако, сегодня страна превращается в индустриальное государство с преобладанием отраслей тяжёлой промышленности. Отрасли:

    · горнодобывающая (см. минеральные ресурсы);

    · чёрная металлургия (г. Бокаро, Роуркела, Бхилаи и др.; выплавка стали в год - 15 млн. тонн);

    · машиностроение (станки, тепловозы, автомобили, тракторы, телевизоры, ЭВМ, оборудование для АЭС и космических исследований; г. Бомбей, Калькутта, Дели и др.);

    · химическая промышленность (производство минеральных удобрений, лаков, красок, лекарств; г. Синдри, Дели);

    · энергетика (значительная доля ТЭС и ГЭС, базирующихся на собственном сырье);

    · лёгкая промышленность (производство тканей повсеместно, особенно хлопчатобумажных, из джута; швейная).

    в) транспорт: довольно высокий уровень развития. По протяжённости железных дорог Индия входит в число 5 ведущих стран мира (но часть из них являются узкоколейными). Развит автомобильный вид, однако, часть дорог не имеет твёрдого покрытия. Большие перспективы у морского транспорта. Повсеместно развит гужевой вид перевозок (волы, мулы).

    5) Внутренние различия: В стране не существует доминирующего центра. Здесь как бы четыре «экономические столицы» - Бомбей, Калькутта, Дели и Мадрас. Они связаны между собой важнейшими транспортными магистралями.

    6) Внешние экономические связи: На мировой рынок Индия поставляет ювелирные изделия, драгоценные камни, машины, одежду, кожаные изделия, ткани, железные руды, продукцию сельского хозяйства. Одним из крупных экономических партнёров Индии является Россия.

    3. Обозначение на контурной карте географических объектов, знание которых предусмотрено программой (по выбору учителя).

    Для работы могут быть предложены:

    1) страны-экспортёры основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции (выборочно):

    · нефти - ОАЭ, Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Венесуэла, Нигерия, Алжир, Ливия, Россия;

    · газа - Россия, Канада, Алжир, Иран, Индонезия, Норвегия;

    · угля - США, Россия, Австралия, ЮАР, Китай, Польша, Казахстан;

    · железной руды - Бразилия, Австралия, Индия, ЮАР, Либерия, Венесуэла, Канада;

    · бокситов и глинозёмов - Гана, Ямайка, Австралия, Сьерра-Леоне;

    · медных концентратов и меди - Перу, Чили;

    · стали - Япония, Великобритания, Россия, Украина;

    · продукции машиностроения и металлообработки - Япония, США, страны Западной Европы (по выбору);

    Пшеницы - США, Канада, Аргентина, Австралия, Украина;

    Риса - США, Мьянма, Таиланд, Индия;

    Кукурузы - США, Канада, Аргентина, Австралия, Франция;

    Хлопчатника - США, Индия, Пакистан, Китай, Узбекистан, Бразилия;

    Тростниковый сахар-сырец - Бразилия, Куба, Австралия, Маврикий;

    Натурального каучука, шерсти - Индонезия, Малайзия.

    2) страны-участницы крупных экономических союзов и объединений:

    · Европейское Сообщество - Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Австрия.

    · АСЕАН (Ассоциация государств в Юго-Восточной Азии) - Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины и Бруней.

    · СНГ - Россия, Украина, Белоруссия, Грузия, Молдова, Армения, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения, Киргизия.

    · ОПЕК (Организация стран-экспортёров нефти) - Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия, Иран, Ирак, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Саудовская Аравия, Эквадор.

    · «Большая Семёрка» - США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия, Канада.

    3) местоположение стран мира и их столиц... По этому поводу пришлось бы расписывать слишком долго, и в конце концов это оказалось бы бесполезным для Вас, дорогой друг, а такую информацию должен знать каждый, поэтому придётся всё же поработать с картами и самостоятельно!

    Тяжёлый случай лёгкой промышленности

    Какие меры необходимы для оживления российского легпрома? Чаще всего понятие лёгкой промышленности у большинства людей ассоциируется с чем-то несерьёзным. Что такое рубашка по сравнению с атомным ледоколом? Один среднемагистральный авиалайнер, скажем, Boeing-767-300ER, стоит примерно 115,5 млн долл. США . Чтобы выручить такую же сумму, необходимо произвести и продать 5,77 млн штук среднестатистических футболок-поло. Однако если присмотреться к деталям, картина начинает играть совсем другими красками.

    В крупнейшей экономике мира Китае (ВВП по ППС 21,2 трлн долл. за 2016 год) на долю лёгкой промышленности пришёлся 21% . Это всего на 2% меньше, чем Поднебесная получает за счёт сельского хозяйства , и половина от совокупной доли обрабатывающей промышленности страны. Больше доля только у Португалии – 22%. У других стран меньше: Италия – 12%, Германия – 6%, США – 4%. Но учитывая размеры их экономик, это всё равно значительные деньги и серьёзный вклад в общую занятость трудоспособного населения. Последнее в особенности важно, учитывая нынешние кризисные тенденции как в мировой экономике, так и в экономике России . Таким образом, вопрос развития лёгкой промышленности в РФ приобретает особую важность, в том числе и потому, что эта отрасль отличается существенно более высокими темпами отдачи от инвестиций по сравнению с тяжёлой промышленностью, автомобилестроением или вычислительной техникой.

    Китайская швейная фабрика в Ганьджоу

    Мировая практика показывает, что новый радиоэлектронный завод окупается в среднем за 5–6 лет, в то время как швейная фабрика на самоокупаемость выходит уже через 2,5–3 года. И по инвестиционной ёмкости она значительно ниже, чем новый прокатный стан.

    К тому же продукция лёгкой промышленности – это постельное бельё, одежда, обувь, то есть товары буквально повседневного спроса , мало чем, по сути, отличающиеся от продовольствия. Почему же тогда доля российского легпрома с 11,9% в 1990 году рухнула до 1% и только недавно едва дотянулась до 1,5% ВВП?

    Международное разделение «лёгкого» труда

    Прежде чем браться за анализ перспектив развития отечественной экономики , необходимо рассмотреть внешние условия, влияющие на доступность возможностей и динамику процессов в целом.

    В самых общих чертах мировой легпром представлен следующими ключевыми направлениями: текстильное, обувное и швейное, из которых текстильная промышленность занимает основное место (свыше 65%). Важной отличительной чертой отрасли является прогрессирующая неравномерность в распределении доходов от продажи готовой продукции.

    Если век назад производители сырья получали до 50% выручки , а производители полуфабрикатов и фурнитуры забирали ещё до 25%, то сегодня свыше 60% прибыли формируется производством готовых изделий и каналами сбыта, а на долю исходного сырья приходится менее 10%.

    Последнее особенно важно, так как прямо указывает на крайне высокую степень конкуренции, препятствующей простому и быстрому возрождению производства необходимых видов сырья в России. Если выделка кожи привязана к животноводству, которое, кроме шкур, дает ещё мясо и молоко, то возделывание хлопка и шёлка теснейшим образом связано с климатическими условиями , которые в Китае, на Тайване, в Южной Корее , Индии, Турции и даже Средней Азии существенно лучше российских.

    Потому не стоит удивляться, что 30% хлопчатобумажных тканей в мире производит Китай, 14% – Малайзия, 10% – Индия, 7% – Турция. Из 30–35 млрд м² мирового производства хлопчатобумажных тканей в год доля России составляет всего 1,4 млрд. Не последнюю роль тут сыграла советская ориентация текстильной промышленности на лён, шерсть и шёлк, доля которых в современном мировом потреблении сократилась до 10% и продолжает снижаться. Например, совокупное потребление шерстяных тканей в 2015 году составило всего 3 млрд м².

    В свою очередь, наблюдается бурный рост спроса на смесовые ткани , где доля натурального волокна не превышает 50%, остальное составляют искусственные материалы, например, вискоза. В настоящий момент их потребление достигло 35–40 млрд м² и продолжает расти темпами в 7% ежегодно.

    Хлопок и синтетика – наиболее широко используемые ткани в мире.

    Важно отметить, что ткацкое производство достаточно тесно связано с производством исходного сырья, но ещё критичнее оно зависит от расположения швейных фабрик . Причина кроется в логистических расходах.

    На одно и то же расстояние перевезти хлопок-сырец стоит в 5,5–6 раз дешевле, чем изготовленную из него ткань, и почти в 11 раз дешевле, чем сшитую из этой ткани одежду. Потому сегодня швейные производства локализованы прежде всего в регионах с дешёвой рабочей силой.

    Так, в частности, средняя почасовая ставка работника в Индонезии составляет 0,24 долл. США; в Пакистане – 0,4; в Индии и Китае – 0,6; в США – 13 (с перспективой выхода к 2020 году до 15); во Франции – 14–15; в Германии – 21–22 долл. США.

    В итоге весь сегмент массового производства занят всё теми же Китаем, Индонезией, Индией, Пакистаном и Турцией , а во Франции, Германии и США остаются только мелкосерийные объёмы очень дорогих, потому строго нишевых брендов.

    Исключений из этого правила немного, пожалуй, разве что испанская Zara, которая производит 50% одежды в Галисии.

    Ткацкая фабрика в Малайзии. Сотрудники там не только работают, но и ночуют . Так было в Японии в конце XIX – начале XX века.

    В части потребления мир выглядит строго наоборот. Примерно 32% продукции лёгкой промышленности потребляет Европа , около 28% – США , до 30% – Китай . На весь остальной мир приходятся оставшиеся 10%.

    Нужно искать уникальный путь

    Анализ внешних условий показывает, что лёгкая промышленность для России важна и вполне может служить важным локомотивом экономики страны. В конце концов, в СССР она обеспечивала на порядок больший вклад в ВВП. Но в нынешних внешних и внутренних условиях идти традиционным путём через возрождение собственного производства, или делая ставку на низкую стоимость рабочей силы, мы не можем.

    Сводные показатели лёгкой промышленности РФ за 2013–2016 годы

    Средняя месячная зарплата работника лёгкой промышленности в нашей стране, по данным Минлегпрома, – 18 596 рублей, или 1,96 долл. в час, что втрое выше уровня Китая и в пять раз выше Пакистана, не говоря уже о Бангладеш или африканских странах.

    Причём если для Африки 40 центов в час являются вполне существенными деньгами, то менее двух долларов в час в России считается явно недостаточным уровнем. Означает ли это заведомую невозможность успешной конкуренции с нынешними лидерами? Безусловно, нет. Если считать не через зарплату в час, а переходить, как это начали делать некоторые китайские производители, на размер издержек на единицу продукции. И учитывать специфику спроса.

    Климатические условия не позволяют России выращивать конкурентоспособный хлопок. Однако при этом мы располагаем источниками сырья (нефть и газ) для производства искусственных нетканых материалов, спрос на которые растёт. Особенно в сегментах технических тканей, отделочных материалов (например, в автомобилестроении и мебельной промышленности), товаров для отдыха (особенно плащевые ткани, а также ткани для туристической амуниции) и для пошива верхней одежды (например, демисезонных и зимних курток). Если в 1950 году спрос на искусственные материалы составлял всего 5–7% от общего потребления, то сегодня более 70% – это смесовые ткани . Один только мировой рынок технического текстиля оценивается в 130 млрд долл., в то время как в России он едва превышает 77 млрд рублей. Это по меньшей мере странно, учитывая, например, программу импортозамещения в автомобильной промышленности, где доля текстильных компонентов достигает 20 кг на один автомобиль. К сожалению, на 92–98% там по-прежнему применяется импорт. В частности, тот же Китай за последние три года нарастил объём выпуска полиамида на 170%, полиэфирных волокон – на 200% и к настоящему моменту контролирует 46% рынка нетканых материалов. В 2015 году их в Россию было импортировано на сумму в 3 млрд долларов.

    Вообще говоря, в части продукции лёгкой промышленности отечественный рынок демонстрирует откровенно неоднозначную ситуацию. С одной стороны, отрасль как бы растёт. За 2017 год данных пока нет, но за предыдущий, 2016-й, рост составил 20% в долевом отношении и 18% в размере поступлений в бюджет. При этом доля экспорта растёт незначительно, практически вся продукция потребляется на внутреннем рынке, где от 60 до 80% предложения составляет импорт, половина из которого – контрафакт.

    В то же время мы пока не имеем возможности успешно конкурировать с малайзийскими или индийскими швейными предприятиями в Европе , но только перекрытие контрафактных поставок (чаще всего из Польши и стран Восточной Европы) позволяет минимум утроить ёмкость внутреннего рынка для товаров отечественного производства. Особенно в таких сегментах, как, например, постельное бельё, где фактор бренда ключевой роли не играет, в то время как качество является определяющим. Потенциально это может обеспечить рост выручки на 100–120 млрд рублей только в одной нише и до триллиона рублей по отрасли в целом.

    О том, что именно так правильно, говорят итоги импортозамещения. После начала санкционной войны и введения ограничений на ввоз продукции из Евросоюза , под которые попали и источники контрафакта, доля отечественного трикотажа на российском рынке поднялась с 4% в 2014 до 12% в 2016 году, а прибыль до налогообложения по средним и крупным предприятиям увеличилась с 9 до 19%.

    Вклад текстильной и швейной промышленности в экономику РФ

    Напрашивается очевидный вывод.

    Чтобы выйти на экономические показатели, позволяющие успешно конкурировать на мировом рынке с нынешними ведущими мировыми производителями, российской лёгкой промышленности необходимо минимум на полпорядка нарастить масштабы производства.

    Только так возможно оптимизировать издержки и развить до нужного уровня логистику. Для этого необходимо вернуть контроль над внутренним рынком, заодно восстановив и уровень производственной компетентности. Потому что доля импорта в продаваемых в стране швейных изделиях держится на уровне 82–84%, обуви – 85–88%.

    Причём в первую очередь вопрос касается общего потребительского рынка, а не бурно растущего сегмента рабочей спецодежды. Да, потенциально сегмент спецодежды в стране «пустой» более чем на 3/4, но его завоевание принесёт пользу только в части наращивания производства отечественных тканей, тогда как непосредственно пошивом заняты прежде всего предприятия Федеральной службы исполнения наказаний, что исключает возможность их эффективного использования для пошива одежды других видов, требующей принципиально иного подхода к дизайну, качеству и ассортименту.

    Внутренние препятствия росту

    Однако лёгкая промышленность – это не надстройка из цехов и швей, это ещё и фундамент из средств производства. Более чем десятикратное сокращение отрасли за прошедшую четверть века привело не только к снижению производства самой продукции, куда важнее, что вместе с этим полностью перестало существовать производство средств производства, то есть ассортимента оборудования, необходимого отрасли.

    По состоянию на 2016 год доля станков со сроком эксплуатации до 10 лет составила 37%; от 11 до 20 лет – 24%; более 20 лет – 39%. Если учесть, что средний срок использования оборудования сегодня в мире колеблется около 15–18 лет, приходится признать, что львиная доля производственного парка отрасли безнадёжно устарела и необходимых технических (и экономических) показателей обеспечить не в состоянии. Но заменить его, кроме импорта, пока нечем. Сложился замкнутый круг.

    Промышленные предприятия не берутся за разработку и организацию производства станков для лёгкой промышленности по причине отсутствия на них массового спроса ввиду незначительности размеров отрасли. Но отрасль наращивать размеры не может, потому что ресурсы имеющегося технического парка исчерпаны, а обновить его нечем. Российская промышленность конкурентоспособного оборудования не предлагает, а импорт дорог. К тому же дело усложняется различными коллизиями внешнеполитического характера. Тупик.

    Предполагается, что помочь отрасли должна принятая Министерством торговли и промышленности России «Стратегия развития лёгкой промышленности до 2025 года», и многое в ней действительно пойдёт на пользу. Однако приходится признать, что ключевого вопроса – стимулирования разработки и производства отечественного оборудования – она как раз почти не касается. А без него отвоёвывать даже внутренний рынок представляется достаточно проблематичным. Равно как и без развития собственного производства сопутствующей фурнитуры (от ниток до заклёпок, молний и пуговиц).

    Есть проблема и с финансами . Нынешняя банковская система умеет финансировать либо проекты, гарантированные государством, либо проекты, сулящие быстрый оборот и высокую прибыль. Лёгкая промышленность банкирами воспринимается как только своего рода магазин одежды. Тому способствует сезонная специфика работы отрасли, сосредоточивающая бизнес-процессы вокруг сезонных коллекций. Дизайнеры быстро, в пределах 8–10 недель, придумали линию моделей следующего сезона. Технологи за 2–3 недели разложили её в конкретные выкройки и подробный техпроцесс, а завод за три месяца сшил партию, которая ещё через две недели поступила в розничную сеть. 3/4 расходов на партию товара отбивается за первые 5–6 недель продаж. Потому банки полагают, что дольше чем на 2–2,5 года выдавать кредиты предприятиям смысла нет. Причём по коммерческим ставкам, одним из самых высоких по сравнению с другими отраслями. И требования к залогам минимум на 20% выше, чем для других видов деятельности. Тем самым отрасль оказывается сильно ограничена в финансовых ресурсах для собственной модернизации.

    На форуме лёгкой промышленности , проведённом под эгидой Минпромторга РФ, ведущие представители отрасли предложили правительству концептуальную программу развития, включающую предложения по решению финансовых затруднений, в том числе механизмом целевых программ. Есть надежда, что если не все, то значительная часть её пунктов будет реализована на практике.

    Пока же следует отметить, что кризис – это не только проблемы и сложности. Недаром в китайском языке это понятие обозначается сочетанием двух иероглифов, означающих опасность и шанс (возможность). Санкции, падение курса рубля , снижение покупательской способности населения, вызванное замедлением темпов роста экономики страны, – всё это, безусловно, создаёт проблемы. Однако в то же время это открывает и новые возможности. Так, например, в стране в частности, да и на рынке в целом, набирает темп тенденция снижения привлекательности брендов. Потребителю не так важно, что написано на логотипе, главное, насколько изделие удобно, красиво, функционально и доступно по цене. Опросы показывают, что интерес к брендовой одежде и обуви в Европе за прошедшие два года сократился на 26%. В России этот показатель оказался даже больше – 34,7%. Тем самым расширяется ниша для отечественных производителей. В особенности это касается мужских костюмов и мужской и женской верхней одежды, прежде всего курток.

    В целом отечественные предприятия шить красиво и достаточно качественно уже научились. Осталось нарастить объём производства до такого уровня, когда шить внутри России станет так же выгодно, как заказывать в Турции или странах ЮВА. Уже в этом случае экономия на логистике даст существенное преимущество. Остаётся нарастить масштабы до отметки, позволяющей успешно конкурировать по цене конечной продукции не только на внутреннем, но и на экспортных рынках, по крайней мере в Европе.

    Отрасль легкой промышленности - одна из наиболее глобализированных в мире. В то же время производство тканей и одежды является важным источником дохода и занятости для многих стран, в частности, для многих развивающихся стран. Согласно статистическим данным, на долю легкой промышленности приходится 5,7% стоимости мирового промышленного производства и более 14% занятых на производстве.

    Доля Европы в мировом производстве текстиля составляет 29% - ровно столько же, сколько и суммарное производство обеих Америк,

    однако меньше, чем доля Азии - 39%. Что касается одежды, Европа и Америка с долей в 26% каждая намного отстают от Азии, где этот показатель составляет 45%.

    В то же время Европа является крупнейшим мировым импортером текстиля - 40% мирового импорта и готовой одежды - более 45%. Почти 90% продукции отрасли легкой промышленности, потребляемой США, импортируется. Почти половина этого бизнеса в 76 млрд долл, в год принадлежит Азии. Относительно экспорта продукции легкой промышленности Европа занимает второе место после Китая, если не учитывать экспорт внутри Европы. Лидерство Китая более выражено в отношении экспорта готовой одежды с долей в 23,7% мирового экспорта, в то время как на Европу приходится только 8,8%. Что касается текстиля, Европа выглядит такой же сильной, как и Китай с долей в мировом экспорте 15,2%.

    Современная история квот на продукцию легкой промышленности уходит корнями ко Второй мировой войне, когда производители отрасли во всем развитом мире потребовали защиты от дешевого импорта. Квоты, предоставляемые крупными нациями-потребителями во главе с Америкой, были чем-то вроде разрешения на производство продукции отрасли, которую бы они импортировали. Со временем система квот привела к формированию мировой отрасли легкой промышленности. Следует отметить, что не всегда у производителей с низкими издержками, таких как Индия и Китай, было преимущество. Новые текстильные компании возникали по всей Юго-Восточной Азии.

    Борьба приняла вид военной кампании с налаженной системой поставок, армией работников и наступательными маневрами с использованием квот.

    Несмотря на режим квотирования, около 70% импорта продукции легкой промышленности в ЕС (в стоимостном отношении) ввозится без каких-либо количественных ограничений. Так, режим квотирования в ЕС не распространяется в отношении импорта США, Канады, стран Центральной и Восточной Европы, средиземноморских стран и многих малоразвитых стран. В этом году были отменены ограничительные квоты на экспорт в страны ЕС и украинских текстильных товаров, что стало возможным благодаря поэтапному внедрению соглашения о взаимовыгодной торговле текстильными изделиями между Украиной и ЕС в период 2001-2004 гг. Остальные же страны вынуждены платить следующие тарифы в ЕС: 0% - на сырье, 4% - на пряжу, 8% - на ткань и составные части и 12% - на готовую одежду. На этом фоне торговый режим США относительно продукции легкой промышленности является более жестким. США устанавливают квоты относительно большего количества стран, имеют преференциальный режим торговли с ограниченным количеством стран и применяют куда более высокие тарифы на импорт. Учитывая опыт торговой политики США относительно защиты внутреннего рынка, следует ожидать, что без введения новых протекционистских барьеров Вашингтон от квот так просто не откажется.

    В то же время развивающиеся страны также устанавливают целый ряд ограничений, основной целью которых является не допустить импорт с других развивающихся рынков. Однако в большинстве таких стран существуют, иногда даже довольно значительные, сегменты рынка с высокими доходами. Эти «ниши» могут быть довольно привлекательными для элитной и, соответственно, более дорогой продукции развитых стран, особенно в странах с большим населением.

    Фактически режим квотирования служил не только защитной мерой, но и обеспечивал «гарантированную» долю на основных потребительских рынках мира для многих развивающихся стран. Полная либерализация рынка устранит положительный эффект от импортных ограничений, существующий на данный момент, и многие поставщики рискуют потерять свою долю рынка в пользу текстильных гигантов Азии.

    Однако и в самом азиатском регионе ожидаются крупные перемены. Центром этой революции станет Гонконг. Город является вторым крупнейшим в мире экспортером продукции легкой промышленности после Китая. Большая часть экспорта продукции легкой промышленности, оцениваемого в 24,2 млрд долл, является реэкспортом из Китая, направляющимся в США. Таким образом, Гонконг, являясь основным посредническим городом, мостом между западными покупателями и китайскими производителями, вскоре может оказаться не у дел. Вероятность такого развития событий увеличивается в свете предстоящего вступления Китая в ВТО.

    При рассмотрении перспектив отрасли легкой промышленности Европы особое внимание привлекает рынок ЕС. В период с 1988 по 2000 гг. дефицит торгового баланса ЕС по позиции легкой промышленности увеличился с 6,5 млрд до 27 млрд евро, причиной чему стало увеличение торговли со странами Центральной и Восточной Европы (в основном с Польшей, Венгрией, Словакией, Чехией, Болгарией, Румынией, Словенией, Эстонией, Литвой и Латвией) и странами региона Магриб (Тунис, Алжир, Марокко). В основном этому способствовало использование такого преимущества этих стран, как низкий уровень оплаты труда при высоком качестве продукции. Так, согласно данным Werner International, стоимость рабочей силы на предприятиях легкой промышленности Эстонии составляет в среднем 1,64 евро в час, 1,73 евро в час - в Словакии, 2,11 евро в час - в Чехии и 2,99 евро в час - в Литве. Однако со временем, по мере развития этих стран, это преимущество уменьшится, в то время как повышение конкуренции на мировых рынках вследствие аннулирования количественных ограничений оставляет мало надежд на то, что продукция «новых» европейских стран окажется более конкурентоспособной по сравнению с продукцией стран Азии.

    В экономиках многих европейских стран значение легкой промышленности намного больше, чем в среднем по ЕС (так, в легкой промышленности Литвы работает около 24% всех занятых на производстве). В 2000 г. на продукцию легкой отрасли приходилось 11% всего экспорта Эстонии, причем 80% экспортных поставок приходилось на рынок ЕС. В 2000 г. экспорт продукции легкой промышленности Эстонии превысил 6 млрд эстонских крон, увеличившись за период 1995-2000 гг. более чем в два раза. Более скромно, однако не менее значимо для национальной экономики, выглядит легкая промышленность Украины. Благодаря подписанию двустороннего соглашения с ЕС за три месяца этого года объем экспорта украинского текстиля в ЕС увеличился на 26%, а к концу года это увеличение достигнет 100 млн долл. Расширение торговли с ЕС способствовало тому, что уже в 2000 г. объемы производства в отрасли Украины увеличились на 39%.

    Парадокс, но кризис в августе 1998 г. в России способствовал развитию национальной отрасли легкой промышленности. Тогда цены на импорт резко выросли, вследствие чего в течение 1999-2000 гг. наблюдался рост внутреннего спроса на российскую продукцию. В январе-июле 2001 г. российские предприятия легкой промышленности произвели 1394 млн м 2 ткани. Прирост составил 7,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако процесс импортозамещения постепенно сходит на нет, и уже в следующем году этот фактор уже не влияет на объемы производства в легкой промышленности, а планируемое правительством введение НДС на хлопок, ввозимый ныне беспошлинно, приводит к резкому удорожанию российской продукции.

    В случае либерализации рынка ЕС теряет важный инструмент развития торговых отношений со своими соседями. Поэтому в настоящий момент это должно послужить стимулом сотрудничества европейских инвесторов со странами Центральной Европы. Следует подчеркнуть приоритет качества этого сотрудничества, т.е. не принимать на себя роль субподрядчиков ведущих европейских групп-производителей одежды, а напрямую выходить на рынок ЕС, а также перспективный рынок стран Восточной Европы.

    В настоящее время хоть Правительство РФ и тратит большое количество средств и сил на стабилизацию легкой промышленности, но тем не менее, всё равно осталось большое количество проблем развития легкой промышленности, которые необходимо решать, чтобы добиться желаемого результата.

    Основные проблемы отрасли:

    · низкий уровень заработной платы. Лёгкая промышленность непривлекательна для молодежи и специалистов. В январе 2006 года среднероссийский уровень заработной платы в текстильном и швейном производствах составлял 4054 рубля (46% от среднего уровня заработной платы в перерабатывающих отраслях промышленности).

    · использование морально и физически устаревшего технологического оборудования. На начало 2008 доля оборудования, эксплуатируемого более 10 лет, составляла 77,4%. Ежегодное обновление парка оборудования в отрасли не превышало 3-4%, в то время как в экономически развитых странах аналогичный показатель составлял 14-16%.

    · высокая доля теневого и незаконно ввезенного товара на потребительском рынке. Более 62% изделий лёгкой промышленности, представленных на российском рынке - товары теневого производства или товары, незаконно ввезенные на территорию России.

    · большинство предприятий сосредоточено в провинции и многие из них являются градообразующими. В случае банкротства таких предприятий без работы останется значительная часть населения таких городов.

    · нехватка у предприятий собственных средств на развитие производства.

    Основной поставщик натурального сырья для легкой промышленности - сельское хозяйство. Льноводство - традиционная отрасль в России - находится в очень сложном положении. Из года в год сокращаются посевы льна - долгунца, падает его урожайность. Россия в 80-е годы не обеспечивала сырьем для льняной промышленности, которое ввозила преимущественно из Украины. Размещено льноводство неравномерно: свыше 60% заготавливаемого сырья приходится на Центральный район, 25% - Северо-западный и Вологодскую область Северного района и только 15% - на все остальные (Волго-Вятский, Уральский, Западносибирский и Восточносибирский). В настоящее время решается вопрос о возрождении отечественного льноводства взамен закупаемого хлопка.

    Натуральную шерсть дают преимущественно овцы, очень небольшую долю (менее 1,5%) - козы и др. К началу 2004 по сравнению с 2001 поголовье овец сократилось на 25%, производство шерсти на 23%, резко ухудшилось качество поставляемой шерсти, основная масса которой не соответствует мировым стандартам. В настоящее время потребности шерстяной промышленности в натуральном сырье не удовлетворяются. Основные регионы - поставщики сырья: Северокавказский, Поволжский и Восточносибирский.

    Натуральным кожевенным сырьем легкая промышленность могла бы обеспечить себя практически полностью, однако из России значительная часть его вывозится. Взамен приходится закупать полуфабрикаты для производства обуви и другой продукции, что повышает цену готовых изделий, влияет на цену и рост затрат на производство кожсырья вследствие удорожания содержания скота (расходов на корма, оборудование, удобрения).

    Хлопчатник в России не выращивается, поэтому развитая хлопчатобумажная промышленность полностью базируется на импортном сырье. Хлопок-сырец поступает преимущественно из среднеазиатских государств (основная часть из Узбекистана, а также из Туркмении, Таджикистана, Кыргызстана), небольшая часть - из Казахстана, Азербайджана, Египта, Сирии, Судана и др. В последние годы часто нарушаются поставки сырья из государств - бывших союзных республик, которые, стремясь заработать валюту, предлагают хлопок по демпинговым ценам за границу. Все это серьезно дестабилизирует работу хлопчатобумажной промышленности России.

    Кроме натурального сырья, в легкой промышленности широко используются синтетические и химические волокна, искусственные кожи, поставляемые химической промышленностью. Исходное сырье для их производства - отходы нефтепереработки, природный газ, каменноугольная смола. Основные районы - поставщики химических волокон - Центр и Поволжье, а также Западносибирский, Северокавказский, Центрально-Черноземный экономические районы. Некоторые виды искусственной кожи, синтетических волокон в России не производятся. Например, пока почти не освоен выпуск высококачественной искусственной кожи для производства сумок и перчаточно-рукавичных изделий, традиционно поставлявшихся из Узбекистана, Молдовы и Украины. В настоящие время многие поставщики для нас потеряны.

    Ведущей отраслью легкой индустрии по объему производства и числу занятых является текстильная промышленность. Она включает первичную обработку сырья и производство всех видов тканей, трикотажа, текстильной галантереи, нетканых материалов и других изделий на основе волокнистого сырья.

    Размещалась текстильная промышленность крайне неравномерно. На долю Центрального и Северо-западного районов приходилось более 80% выпуска всей продукции текстильной промышленности. Причем в Центральном районе производство тканей было не только сосредоточено в крупных городах, но и рассеяно по так называемым фабричным и кустарным селам. За прошедшие десятилетия предприятия текстильной промышленности были созданы в новых районах, главным образом в Сибири. В начале 90-х на долю восточной зоны России приходилось 6% производства всех видов тканей в стране.

    Ведущая отрасль текстильной промышленности - хлопчатобумажная, дающая более 70% всех тканей России, среди которых преобладают ткани бытового значения (ситцы, сатины, бельевые). По производству хлопчатобумажных тканей в 2005 Россия занимала четвертое место в мире.

    Среднегодовая мощность по выпуску хлопчатобумажных тканей в 2005 определена в 5 млрд. кв. м, а уровень ее использования составил лишь 28%. Такое катастрофическое положение связано с острой нехваткой сырья, ростом цен на него, неспособностью конкурировать с более дешевой продукцией других стран, неумением реализовывать конъюнктурные особенности российского рынка.

    Второе место по объему вырабатываемой продукции занимают шелковая промышленность - более 11% выпуска тканей в стране. В связи с широким использованием в качестве сырья искусственных и синтетических волокон зависимость от поставок натурального сырья из Средней Азии, Молдавии и с Украины, где разводят тутовый шелкопряд, сведена до минимума.

    Льняная промышленность - старейшая и исконно русская отрасль текстильного производства. В структуре выпуска тканей она занимает третье место - 7,5% тканей в России), изготовляя примерно в равном соотношении ткани бытового значения, технические и тарные. Отличительной особенностью отрасли является относительная обеспеченность собственной сырьевой базой. Возделывание льна - долгунца и заготовки льноволокна сосредоточены в Центральном, Северо - Западном, Северном и Волго-Вятском районах, где в силу высокой материалоемкости производства представлен выпуск тканей.

    Шерстяная промышленность выпускает разнообразные изделия: камвольные и суконные ткани, ковры, платки, пряжу для трикотажа. Это одно из старейших производств, возникшее еще при Петре I. На долю шерстяной промышленности приходится 4,1% выпуска тканей в стране. По общему объему производства шерстяных тканей Россия занимает седьмое место в мире.

    Проблем в развитии легкой промышленности в России много, но самыми обширными являются теневое производство и изношенность оборудования и предприятий. Для того чтобы разобраться с этими проблемами Правительство РФ активно инвестирует и финансирует отрасль.

    Развитие швейной промышленности на сегодняшний день происходит под сильным влиянием новых технологий. При этом в жестких условиях рыночной экономики поддерживать спрос на свою продукцию удается лишь тем игрокам, которые предлагают не просто качественные, но и оригинальные в эстетическом и дизайнерском плане изделия. Существуют и ниши, в которых задействуются типовые методы производства текстильных изделий, чаще используемых в бытовых нуждах. Независимо от направления работы фабрики, швейная промышленность требует от участников этого рыночного сегмента регулярного обновления производственной инфраструктуры. Сегодня это не просто вопрос перехода на автоматические линии, а задача комплексной модернизации технической инфраструктуры.

    Технологии швейной промышленности

    Технологические процессы швейного производства можно разделить на три категории: раскройка, изготовление и контроль. В первую входят технологии формирования карты раскроя, расчет материала, подготовка сырья и настила, составление схемы расположения лекал и т. д. В зависимости от того, какие задачи швейной промышленности решает конкретное предприятие, сотрудники используют те или иные методы. К примеру, непосредственно раскрой материала реализуется ручным или механизированным способом, путем резки или вырубания.

    Технологии изготовления швейных изделий также представляют обширную группу методик. Среди них можно выделить непосредственно пошив, ниточное соединение, стачивание, притачивание, настрочку швов и выстегивание. Каждая операция тоже реализуется несколькими способами, выбор которых зависит от условий работы фабрики.

    Что касается технологий обеспечения контроля продукции, то на производствах обычно выполняется своего рода ревизия материалов по качественным и количественным признакам, после чего осуществляется разбраковка и составляется паспорт изделия. Современная швейная промышленность активно внедряет этапы контроля с применением автоматизированного оборудования или специальных измерительных инструментов, позволяющих точно оценить характеристики продукции.

    Оборудование для изготовления швейной продукции

    Значительный прорыв технической модернизации в сфере швейной промышленности произошел лет 20 назад, когда инженеры и технологи смогли достичь резкого повышения скорости работы машин. На данный момент существующие показатели темпов шитья считаются оптимальными. Работу в нескольких режимах сегодня реализуют агрегаты с тиристорным управлением и приводами переменного тока. При этом технологический процесс может выполняться в отдельном порядке или как один из группы задач, которые решает универсальная установка.

    Например, существуют специальные агрегаты для прокладки отделочных строчек по краям обтачных материалов. К таким заготовкам можно отнести манжеты, клапаны, воротники сорочек и т. д.

    Важно подчеркнуть, что технология швейной промышленности в виде той же прострочки или раскроя реализуется с разными параметрами. То есть, даже если машина ориентирована на выполнение одной функции, оператор может задавать характеристики осуществления операции в разных форматах.

    Например, упомянутое тиристорное управление подразумевает возможность изменения длины стежка и направления линейки, идущей по краю. В наиболее совершенных механизмах также предусматривается способность машин осуществлять автоматические коррекции рабочего процесса в зависимости от показателей датчиков. Разумеется, не обходится швейная промышленность и без В эту группу можно включить агрегаты поддержки, фиксации и транспортировки, которые реализуют косвенную дополнительную функцию в производственном процессе. Обычно это полуавтоматические машины, управляемые самими операторами.

    Концепция связанных комплектов оборудования

    Практика показывает, что эффективная возможна лишь при условии эксплуатации не разрозненного, а объединенного в один комплекс оборудования. Разработчики швейных машин давно работают в этом направлении, предлагая многофункциональные установки. Такие модели выполняют несколько операций одновременно, на выходе предоставляя изделие с определенной степенью готовности. Нельзя сказать, что комплексный метод позволяет охватить полный перечень технологических действий и также нельзя говорить о том, что агрегаты объединяются в одну машину. Все-таки эта концепция условная и лишь демонстрирует принцип подхода, при котором достигается плотное сопряжение технической оснастки, предельно оптимизирующей технику изготовления продукции.

    В частности, современная швейная промышленность эксплуатирует машины, позволяющие выполнять лизирование пройм по спинке и по полочке, присбаривание рукавных окатов, втачивание рукава и другие смежные операции в едином комплексе нескольких машин.

    Но важно учитывать и другой аспект. Хотя комплексные производственные линии, безусловно, обеспечивают высокую эффективность при минимальных трудовых затратах, они не всегда могут конкурировать с традиционным разрозненным подходом выполнения технических швейных действий в качественных параметрах.

    Управление производственным процессом

    Традиционные способы контроля и управления сводятся в первую очередь к методам технической организации отдельных участков производственного цеха. Физически операции могут управляться тремя способами: ручным, полуавтоматическим и автоматическим. В некоторых моделях оборудования предусматривается сразу три режима, но это бывает редко - чаще встречаются два формата, один из которых автоматический.

    С помощью пользовательского интерфейса оператор задает программу, по которой реализуется та или иная операция с определенными параметрами. В частности, современная швейная фабрика может выполнять раскладку лекал автоматически в соответствии со схемой, которая была заложена в компьютер. Сами же схемы и команды обычно задаются при помощи меню. Механизированные способы управления тоже окончательно не выходят из отрасли, поскольку в некоторых случаях оказываются более эффективными и экономными. Это касается небольших предприятий и отдельных линий, в которых экономически неоправданно применение автоматизированного производства.

    Компьютерные технологии как средство управления

    Контроллеры и микропроцессоры активно внедряются в швейной промышленности. Это небольшие устройства, отвечающие за контроль разных технологических процессов. Например, один микропроцессор может управлять одновременно десятками операций.

    Разумеется, физически действия выполняются посредством механизированных гидравлических и электромеханических агрегатов и узлов, на которые как раз и подаются команды от контроллера. Исходным же звеном для генерации тех или иных решений выступают датчики и детекторы. Это может быть, например, устройство контроля оставшейся длины нити. По мере ее окончания на процессор поступает соответствующий сигнал, после чего контроллер дает команду по автоматической закладке новой катушки. Яркой иллюстрацией таких подходов является и механизм обрезки нитей. С таким оснащением швейная фабрика без участия оператора может автоматически уменьшать длину обрезаемых окончаний ниток так, чтобы они соответствовали толщине игольного ушка. Чаще всего обрезные подвижные механизмы используются в машинах зигзагообразного стежка.

    Сложность эксплуатации компьютеризированных производств заключается в том, что оператор или группа обслуживающего персонала должна детально прорабатывать программы и режимы функционирования контроллера, иначе малейшая ошибка в закладываемых параметрах приведет к браку в больших масштабах, если дело касается серийного производства.

    Используемое в производстве сырье

    Швейное производство требует использования широкого спектра материалов, в том числе и фурнитуры. Сырьевую базу формирую преимущественно текстильные материалы. К ним можно отнести полиэстеровые, шерстяные, полушерстяные, хлопчатобумажные и вискозные ткани. Для некоторых моделей одежды также требуется группа дублирующих материалов, в которую входит дублерин, флизелин и различные подкладки в виде саржи, полиэстера и вискозы. Также пользуется спросом мех натурального и искусственного происхождения. Можно сказать, это премиальное сырье для швейной промышленности, которое в итоге сказывается и на ценниках изделий.

    Что касается фурнитурных и отделочных материалов, то к ним можно отнести швейные хлопколавсановые нитки, армирующие волокна, пуговицы, заклепки и различные метизы. Важно отметить, что фурнитура отличается по множеству характеристик, даже если функционально одни и те же элементы соответствуют друг другу. Через форму, цвет и текстуру изготовители передают дизайнерские оттенки конкретной детали.

    Выпускаемые изделия

    Ассортимент одежды огромен, при этом не стоит забывать, что швейные фабрики занимаются не только производством подобных вещей, но и выпускают технические изделия с применением того же текстиля. Так или иначе, основой ассортимента любой швейной фабрики является одежда, которая представлена в разных группах и подгруппах. В частности, это могут быть пальто, головные уборы, штаны, сарафаны, купальники и т. д.

    Для упорядочения и классификации продукции применяются разные признаки. В частности, изделия различают по материалу, форме, сезонности, назначению и другим параметрам. Соответствующим образом можно классифицировать и отрасли швейной промышленности, которые специализируются на производстве тех или иных изделий.

    В последнее время распространение получают и узкоспециализированные фабрики, которые охватывают конкретный сегмент и стремятся в нем занимать место лидера. К таким можно отнести предприятия, занимающиеся изготовлением экстремальной одежды, униформ, вещей для рыболовов и путешественников и т. д.

    Основные потребители швейной продукции

    Большая часть производимых изделий приходится на покрытие сегмента бытовых нужд. Участники этого рынка ориентируются на запросы рядового потребителя, предлагая не только одежду, но и ковровые материалы, домашний текстиль, товары повседневного спроса. Опять же, специализированные предприятия швейной промышленности нередко сотрудничают с силовыми ведомствами, медицинскими учреждениями и представителями строительной сферы. Они предлагают этим группам потребителей изделия в виде геотекстиля, мембранных изоляторов, подложек и других специфических материалов.

    К отдельным областям, в которых также представляют свою продукцию швейные фабрики, можно отнести мебельное производство, спорт, туризм, а также машиностроение. В этих направлениях швейное производство легкой промышленности представлено лишь косвенно, но некоторые изделия данного сегмента выпускаются только с применением текстиля. Например, для туристов производители предлагают рюкзаки, лежаки и палатки, изготовленные из материалов повышенной прочности. Крупные фабрики разрабатывают уникальные технологии производства исходных материалов, которые подвергаются многоступенчатой обработке с получением необходимых защитных свойств.

    Развитие швейной промышленности в России

    Будущее отрасли во многом зависит от технологических инноваций, но не только они определяют направление дальнейшего развития. Все большее внимание мелкие и крупные предприятия уделяют логистической оптимизации. Транспортировка, хранение сырья, оборот внутри производственных линий - эти и другие этапы требуют поддержания высокой эффективности, иначе их организация обходится в неоправданно высокую стоимость. Конечно, швейная промышленность в России за последние годы продвинулась и в технологическом обеспечении. Но, в отличие от зарубежных производителей те же автоматизированные и роботизированные линии чаще используются на конвейерах крупных предприятий, изготавливающих типовые изделия.

    Оригинальная продукция, выпускаемая в мелкосерийных форматах, все еще производится в условиях традиционного механизированного оснащения. Компьютеризация, в свою очередь, накладывает отпечаток не только на средства управления.

    Благодаря специальным программам швейная промышленность в России получила возможность эффективной разработки новых дизайнерских решений в рамках отдельных производственных единиц.

    Заключение

    Успешность швейных фабрик зависит от широкого спектра различных факторов. Среди них и уровень технического оснащения, и качество используемого сырья, а также производительность труда. При этом современная швейная промышленность не может не ориентироваться и на запросы целевой аудитории. Часть производителей изначально выбирают конкретную узкую нишу, а другие фабрики охватывают широкую аудиторию потребителей, корректируя направленность производства в зависимости от тренда. Также выбранный подход развития в немалой степени определяет и методы планирования деятельности предприятия.

    Случайные статьи

    Вверх