Конспект по развитию речи для старшей логопедической группы "Домашние птицы". Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста с ОНР на тему: «Домашние птицы» Развивающее занятие на тему домашние

Юлия Канищева
Открытое занятие по развитию речи в средней группе «Домашние птицы»

Цели :

Образовательные :

Закрепление знаний детей о характерных признаках домашних птиц . Расширение представлений детей о домашних птицах , их внешнем виде, образе жизни.

Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи , слоговой структуры слов, связной речи .

Развивающие :

Развитие речевой активности , диалогической речи , речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения.

Воспитательные :

Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности.

Материалы :

Мультимедийные технологии : экран, проектор, компьютер; видеозапись птичьего двора, веселая музыка, магнитофон, предметные картинки домашних птиц , аудиозапись «Голоса птиц » .

Ход занятия.

1. Приветствие.

Сегодня к нам пришли гости. Они хотят посмотреть, как вы выросли, повзрослели, чему научились. Но сначала нужно поприветствовать гостей. (Дети хором приветствуют гостей)

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй маленький дубок!

Мы живем в одном краю,

Всех я вас приветствую!

Здравствуйте милые дети, вы лучше всех на свете. Вот таких хороших я приглашаю в путешествие. Хотите? (Да) . Подумайте и скажите, на чем можно путешествовать? (Выслушиваем ответы детей) .

Сегодня я вас приглашаю отправиться на птичий двор на велосипеде. (Дети садятся на стульчик, держась за спинку стула, и изображают, как едут на велосипеде. Смотрят налево, направо. Включается веселая музыка.)

2. Речевая зарядка.

Вот мы и приехали на птичий двор. (Воспитатель включает звуки домашних птиц на магнитофоне .) Кого вы услышали? (Отвечают дети.) Я предлагаю вам поиграть.

Ра-ра-ра- начинается игра.

Ле-ле-ле- много птиц у нас в селе .

Ал-ал-ал- наш цыпленок очень мал.

Ол-ол-ол- индюшонок сел на пол.

Лу-лу-лу- гусенок спрятался в углу.

Ре-ре-ре- много уток во дворе.

Лю-лю-лю- я домашних птиц люблю .

3. Развитие фонематического слуха.

К нам пришел волшебник злой,

Он ужасный и большой.

Он руками замахал,

Птичек всех заколдовал.

Но пришли друзья – детишки,

Озорные шалунишки

Стали думать и гадать,

Как друзей расколдовать!

Я сейчас буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите правильное название птицы .

Бетух, петюх, пытух, петух.

Усыня, гузыня, гусиня, гусыня.

Интюк, индук, интук, индюк.

Удочка, утотька, уточка.

4. Закрепление название частей тела птицы .

Ребята, как одним словом назвать петуха, индюка, утку, гуся? Почему их так называют? Какую пользу приносят домашние птицы человеку ?

Превращу – ка я вас в петушков. Голова есть?. есть. туловище? …есть. Вместо рук?. крылья, вместо ног? …лапы. Вместо ногтей? …когти. Вместо рта?. клюв. отрастет сзади - …хвост, на голове – гребешок, под клювом…бородка.

5. Развитие координации речи с движением .

Давайте «петушки» встанем в круг и произнесем слова :

Ах ты, Петя – Петушок,

На макушке гребешок,

А под клювом – то бородка,

Очень гордая походка.

Рано- рано по утру

Он кричит : «Ку-ка-ре-ку!» .

(Дети повторяют слова и соответствующие движения) .

6. Закрепление понятий «тихо- громко» . Учить произносить звукоподражание в соответствии с жестом взрослого.

А сейчас поиграем в игру «Кто как кричит?» . Я буду называть и показывать домашних птиц , а вы мне ответите, кто как голос подает. Для этого разделимся на две команды : девочки будут мамами, а мальчики – птенцами. Мамы будут звать своих деток громко, а детки громко кричать не умеют, они будут отвечать тихо. (Воспитатель жестом показывает на мальчиков или девочек) .

Наши уточки с утра – кря-кря-кря. А утята отвечают тихо : кря-кря-кря.

Наши гуси у пруда –га-га-га. А гусята тихо повторяют.

Наши курочки в окно –ко-ко-ко. А цыплята тихо повторяют.

А индюк среди двора – бл-бл-бл . А индюшать тихо повторяют.

А как Петя – Петушок нам поет (все вместе) КУ-КА-РЕ-КУ!

7. Развитие тонкой моторики . Речь с движением.

В петушков я вас превращала, а теперь : два раза покружись и в гуся превратись.

Есть у нас драчливый гусь (поочередно прикоснуться большим пальцем к остальным)

Очень я его боюсь (руки в кулачки и прижать к телу)

Выгнет шею и гогочет (правая рука вверх, пальцы в щепотку

Ущипнуть меня он хочет (ритмичные «щипки» ).

8. Физкультминутка.

Вы, ребята, устали, давайте мы с вами отдохнем.

Вышли уточки на луг, кря-кря-кря! (шагают)

Пролетел веселый жук, ж-ж-ж! (машем руками – крыльями)

Гуси шеи выгибают, га-га-га! (круговые вращения шеей)

Клювом перья расправляют! (повороты туловища влево – вправо)

Ветер ветки раскачал (какчае поднятыми руками вверх)

Шарик тоже зарычал, р-р-р! (руки на поясе, наклонившись вперед смотрим перед собой)

Зашептал в воде камыш, ш-ш-ш! (подняли вверх руки, потянулись) .

И опять настала тишь, ш-ш-ш! (присели) .

9. Закрепить в речи названия птичьей семьи. Работа над звуко – слоговой структурой слова. Развивать умение верно отстукивать ритм слова и называть количество слогов.

Присаживайтесь за столы и возьмите любую картинку с изображением домашних птиц . (По одной карточке на ребенка. Воспитатель задает каждому ребенку разные вопросы : назови птицу , раздели слово на части хлопками, как называется семья, назови ласково, кто детеныш, что умеют делать)

10. Организация окончания занятия .

Ребята, давайте еще раз посмотрим на птичий двор.

Смотрим видеоклип «Птичий двор» .

Кого вы увидели в маленьком видеофильме? Где мы с вами побывали? О ком и о чем говорили? Что вам понравилось? Что показалось трудным?

Вы сегодня очень постарались, давайте похвалим за это себя. Психогимнастика и самоанализ.

Нас ждут велосипеды, пора возвращаться в детский сад. На прощание я подарю вам медальки с цыпленком.

Занятие в старшей группе компенсирующей направленности

Тема: «Домашние птицы»

Логопед: Кузнецова М.Ю.

Цель : Сформировать у детей представления о домашних птицах, развивать творческие познавательные способности в процессе решения поставленных задач.

Задачи:

1. Закрепить словарь по теме.

2. Систематизировать представления детей о домашних птицах, местах их обитания, как они подают голос, об их питании, членах семей, пользе для человека.

3. Развивать наблюдательность, творческое воображение, познавательный интерес к жизни домашних птиц, память, связную речь.

4. Учить сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

5. Воспитывать заботливое и внимательное отношение к домашним птицам.

Оборудование: картинки и иллюстрации по теме, магнитная доска, перья, заготовки для аппликации, клей.

Ход занятия.

I. Орг. момент.

Сегодня к нам пришел гость. Угадайте кто это.

Он у нас горластый,

По утрам кричит он: «Здравствуй!»

На ногах его сапожки,

На ушах его сережки,

На головке – гребешок,

Вот какой он ….!

Посмотрите, какой необычный петушок пришел к нам в гости. Что у нашего петушка не так? (художник не раскрасил хвост у петушка) Сможем ему помочь?

Конечно, поможем ему! Он станет разноцветным, когда мы выполним различные задания. После выполнения каждого задания будем дарить петушку по одной краске.

II. Основная часть.

1. – Посмотрите на петушка. Что есть у петушка? (голова, туловище, хвост, лапы, шпоры, когти, клюв, перья, крыло, глаза, гребешок, бородка)

Закончите предложения:

У петушка есть одна ….

У петушка есть один ….

У петушка есть одно ….

У петушка есть два ….

У петуха есть две …

2. Упражнение «Голоса птиц»

Где живет петух? А кто с ним еще живет? Послушайте и угадайте, кто живет на птичьем дворе.

Петух – кукарекает

Курица – кудахчет

Гусь – гогочет

Утка – крякает

Индюк – болобочет

Молодцы, хорошо и правильно вы справились с заданием. Подарим петушку краску.

3. Беседа по картине «Птичий двор»

Посмотрите, где мы оказались. Здесь большое оживленье – птицы в разном оперении. Какие это птицы? Почему их называют домашними? Кто ухаживает за птицами? Что они едят? Какая польза от птиц?

Петух может похвастаться красивым гребешком, а остальные птицы чем могут похвастаться?

Индюк – красивым хвостом

Курица – пестрые перья

Гусь – длинная шея

Утка – широкие лапы.

Молодцы! Дарим петушку краску.

4 . Физминутка. Фонетическая ритмика со звуками.

5 . Исследовательская деятельность с пером.

Обратить внимание на перья на столе.

Что это? Какое оно? (цвет, вес) Для чего нужно перо? Как человек использует?

Молодцы, дарим еще одну краску петушку.

6 . Игра «Бывает – не бывает»

Инструкция: если это бывает – хлопаем, если не бывает – топаем.

Курица улетела в теплые края.

Курица снесла яйцо.

Петух нырнул в речку.

Цыпленок взлетел на забор.

Петух нашел зернышко.

Утка громко закукарекала.

На пруду громко кудахтали гуси.

Петух распустил хвост веером.

Индейка высиживает индюшат.

Молодцы, хорошо и правильно вы справились с заданием. Подарим петушку краску.

7 . Игра «Доскажи словечко»

Шею вытянул гусенок,

Озирается спросонок,

Еле-еле соню сына

Под крылом нашла …(гусыня)

А кто папа у гусят? (гусак) (вывешивается картинка «Гуси»)

Эй, утята, вы куда?

Здесь собачья будка!

Ждет вас около пруда

Ваша мама … (утка)

Кто папа у утят? (селезень) (вывешивается картинка «Утки»)

Что стряслось у индюшат. Почему они спешат?

У сарая за кадушкой червяка нашла … (индюшка)

Кто папа у индюшат? (индюк) (вывешивается картинка «Индюки»)

Ну-ка марш назад цыплятки.

Залезать нельзя на грядки!

Ищет вас волнуется ваша мама … (курица)

Кто папа у цыплят? (петух) (вывешивается картина «Куры»)

Молодцы, давайте подарим петушку еще одну краску.

III. Итог занятия.

Ребята, кому мы сегодня помогли? Как вы думаете петушок остался довольным?

Про каких птиц сегодня говорили?

Полезны ли для человека домашние птицы? Чем?

Надо ли человеку ухаживать за птицами? Почему?

Мы многое сегодня вспомнили и повторили. Молодцы!

Инна Бухарова
Конспект занятия на тему «Домашние птицы»

Тема : «Домашние птицы » .

Цели : Коррекционно-образовательные : уточнить, расширить и активизировать словарь по теме, формировать обобщающие понятия «домашние птицы » , учить называть части тела, учить образовывать глаголы от звукоподражаний, учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, учить находить слова с противоположным значением, учить образовывать притяжательные прилагательные.

Коррекционно -развивающие : развивать память, внимание, мышление, связную речь, общую моторику.

Коррекционно-воспитательная : воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к домашним птицам .

Оборудование : картина «Птичий двор", картинки с изображением домашней птицы и их птенцов

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Загадки :

Сидел на заборе, кричал,

А как все собрались, замолчал.

Шапочка алая,

Жилеточка нетканая,

Кафтанчик рябенький.

Явился в жёлтой шубке :

Прощайте, две скорлупки!

Пёстрая крякушка

Ловит лягушек.

В воде купался, сух остался.

Распускает хвост павлином,

Ходит важный господином,

По земле ногами - стук.

Как его зовут. ?

2. Основной момент.

Дети, сегодня мы с вами отправляемся в деревню, к нашей знакомой бабушке Маше на птичий двор.

А) Работа с картинками.

Посмотрите и назовите, кто живёт у бабушке Маше?

Как можно назвать их одним словом?

Чем питаются?

Какую пользу приносят?

Б) Игра «Собери семью»

(петух-курица-цыплёнок, утка-селезень-утёнок,гусь-гусыня-гусёнок,индюк-индюшка-индюшонок.

В) Игра «Что есть у.»

(голова, шея, туловище, хвост, крылья, лапы, клюв)

Курица кудахчет. Утка крякает. Гусь гогочет. Петух кукарекает Индюк балаболит

Физкультминутка.

Наши уточки с утра – Идут по кругу вперевалочку, подражая

Кря – кря- кря! Кря – кря- кря! походке уток

Наши гуси у пруда – Идут по кругу, вытянув шеи вперёд и

Га – га- га! Га – га- га! отставив руки – «крылья» назад

Наши курочки в окно – Останавливаются, встают лицом в круг,

Ко – ко – ко! Ко – ко – ко! бьют руками по бокам

А как Петя – петушок Встают спиной в круг, вытягивают шею вверх,

Рано – рано поутру поднимаются на цыпочки

Нам споёт : ку – ка – ре – ку!

Д) Игра «Назовите ласково» .(петушок,курочка,цыплёночек,уточка,утёночек,индюшечка,индюшоночек,гусачок,гусёночек)

Е) Игра «Скажи наоборот»

Утка большая, а утенок…

Цыпленок молодой, а петух …

Утка плавает, а курица…

Цыпленок легкий, а петух…

Гусь кричит громко, а гусенок…

Утка плавает быстро, а утенок…

Ж) Игра «Чья, чей, чьё, чьи» . (Голова (чья) -утиная….)

3. Итог занятия . Оценка работы детей.

Дети, о ком мы сегодня говорили на занятии ?

Назовите домашних птиц . Какие игры вам понравились? Какие игры показались сложными?

Молодцы! Вы сегодня постарались. Занятие окончено . Отдыхайте.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Домашние птицы. Звук [К] и буква К» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №62» д. Старая «ДОМАШНИЕ ПТИЦ. ЗВУК И БУКВА [К]».

Конспект интегрированного занятия «Домашние животные и птицы» (средняя группа) Тема: «Домашние животные и птицы» Цель: закрепить и обобщить знания детей по теме «Домашние животные и птицы» Задачи: Познавательное развитие:.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Домашние птицы» Цель: Развивать активный словарь и грамматический строй речи по теме «Домашние птицы» Задачи: Образовательные: Обогащать словарь по теме:.

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Домашние птицы» Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Домашние птицы» Задачи: Образовательные: Закрепить знания детей о характерных.

Тема: «Домашние птицы» Цели: 1. Развитие координации движений со сменой темпа в зависимости от темпа музыки. 2. Улучшение функции дыхания,.

Задачи:Образовательные:формировать у детей представления о домашних птицах и их птенцах, закрепить умение различать, называть птиц по внешнему.

Конспект Нод «Познание» для детей 5-6 лет

Тема: Домашние птицы

Цель: Расширить и систематизировать знания детей о домашних птицах (уточнить, из каких частей состоит их тело, чем оно покрыто; рассказать, чем питаются птицы, где живут, кто за ними ухаживает).
Образовательные задачи:
- Развивать у детей интерес к устному народному творчеству: загадка.
- Расширять знания у детей о домашних птицах; обратить внимание на их отличительные особенности.

Развивающие задачи :

Развивать память, внимание, мышление.
- Обогатить эмоциональное, речевое и двигательное развитие детей.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать доброжелательное отношение к природе

Материалы и оборудование:
Игрушки: курица, петух, цыплята, гусь, гусыня, гусенок, утка, утенок, селезень, индюк, индейка, индюшонок, маски курицы и цыплят, мешочек с зерном.

Ход занятия

1. Организационный момент:(Дети рассаживаются полукругом)

2. Работа с загадками:
Воспит: Ребята, а вы загадки любите отгадывать?
Дети: Да.
Воспит: Замечательно, тогда отгадайте и мои загадки!

Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит. (Петух)

Квохчет, квохчет,
Детей под крыло собирает. (Курица)

Желтый крошка
Ищет хлеба крошку.
Если встретит червяка –
Наклюет ему бока. (Цыпленок)

Спит или купается,
Все не разувается:
День и ночь на ножках
Красные сапожки. (Гусь)

Кто живет у нас в сарае?
Без команды в строй встают,
Отправляются на пруд.
Кто идет цепочкой длинной,
Кто так любит дисциплину? (Гусыня с гусятами)

Воспит: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.

Воспит: Ребята, а где живут эти птицы?
Дети: На птичьем дворе.
Воспит: Ребята, хотите отправиться на птичий двор!
Дети: Да!

Презентация »Птичий двор» 

Беседа о домашних птицах и их детенышах.

Птичий двор, чей это дом? (Домашних птиц)

А что еще называют их домом? (Птицеферма)

Кто здесь ухаживает за домашними птицами? (Птичница)

Еще кто может? (Птичник)

Что делают птичница и птичник? (Кормят, поят, убирают, ухаживают)

Из чего едят здесь птицы? (Из кормушки)

Из чего пьют? (Из поилки)

Что едят домашние птицы?(Специальный корм, зерно, пшено, хлебные крошки, червяков, мошек, жуков, гусениц)

Игра «Посмотри и назови»

Я буду показывать картинки с домашними птицами, а вы –называть их.

Каких же домашних птиц мы здесь встретили?(Петуха, курицу, гуся, утку, индюка)

Давайте вспомним, что есть у петуха(голова, туловище, хвост, лапы, шпоры, когти, клюв, перья, крыло, глаза, гребешок, бородка)

Пальчиковая гимнастика « Утята»

Будем поочередно сгибать пальцы, начиная с большого, а со слов «пи-пи» ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук .

Первый, второй-шли утята.

Третий, четвертый -за водой.

А за ними плелся пятый,

Позади бежал шестой,

А седьмой от них отстал,

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал,

А десятый испугался.

Громко-громко запищал:

Пи-пи-пи, пи- пи-пи,

Не пищи, поищи!

Воспит :А вот курочка с цыплятами. Курочка по двору ходит, цыпляток гулять водит. Красивая курочка?

Дети (Да. Красивая)

Воспит: А что на голове у курочки?

Дети (Гребешок)

Воспит: Чем курочка от петушка отличается?

Дети(У петушка хвост и гребешок большие, а у курочки-маленькие)

Воспит:Как курочка цыпляток зовет?

Дети(Ко-ко-ко)

Воспит:А цыплята какие?

Дети(Маленькие, желтые, пушистые)

Воспит:молодцы! Давайте поиграем!Я буду курочкой, а вы моими цыплятками (Можно использовать маски)

Вышла курочка гулять(ходим по кругу, спрятав руки за спину)

Свежей травки пощипать(присядьте на корточки и изобразите, будто щиплете траву)

А за ней цыплятки,

Желтые ребятки(бегайте и машите руками-крылышками)

Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко(погрозите указательным пальцем правой руки)

Лапками гребите,

Зернышки ищите(сложите руки перед грудью и покажите, как вы гребете)

Съели толстого жука(сложите ладошки вместе)

Дождевого червяка(указательными пальчиками изобразите спиральки)

Выпили водицы

Полное корыто(вытягиваем губы и как будто пьем из сложенных вместе рук)

Воспит:Молодцы, ребята Можно дать определить зерно на ощупь

Игра» У кого кто в семье»

Я буду показывать домашних птиц на картинке, а вы будете называть членов каждой домашней птицы.

Петух-курица-цыпленок

Гусь-гусыня-гусенок

Утка-селезень-утенок

Индюк-индюшка-индюшонок.

Воспит: Молодцы! Вот мы и побывали на птичьем дворе. Познакомились с его обитателями, давайте поиграем с мячом и назовем ласково всех домашних птиц.

Игра с мячом «Назови ласково»

Птенец-птенчик

Петух- петушок.

Курица-курочка.

Гусь-гусик.

Утка-уточка

Цыпленок-цыпленочек.

Индюшка-индюшечка.

Индюшонок-индюшоночек.

Воспит:

Игра «Хвастуны»

Я буду на картинке показывать часть тела, которой хвалится птица, а вы будете хвалить эту птицу.

У индюка –не хвост, а хвостище.

У утки - не лапы, а лапищи.

У гуся –не шея, а шеища.

У курицы-не крыло, а крылище.

У селезня-не клюв, а клювище.

Угусыни-не перо. А перище.

Итог занятия:

Вам понравилось наше путешествие?

У кого в гостях мы были?(У петушка, курочки, гуся, гусыни, индюка, индейки, утки, селезня и их деток).

Полезны ли для человека домашние птицы? Чем?(они дают мясо, яйца, перо, пух).

Надо ли человеку ухаживать за птицами? Почему? Всем спасибо.

Оксана Доблер
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Домашние птицы»

Цель : Развивать активный словарь и грамматический строй речи по теме «Домашние птицы »

Задачи :

Образовательные :

Обогащать словарь по теме : “Домашние птицы” .

Формировать желание высказать свое мнение при обсуждении.

Упражнять в использовании в самостоятельной речи предлогов;

Упражнять в словообразовании (существительных за счет стечения основ, с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, притяжательных прилагательных)

Упражнять в словоизменении (называние сущ-х в творительном падеже множественном) .

Уточнять представления детей о многозначности слов;

Развивать внимание, зрительныйгнозис и мнезис;

Автоматизировать в самостоятельной речи поставленные звуки;

Развивающие :

Развивать память, воображение мышление, творческое воображение, интерес к проведению опытов ;

Развивать у детей коммуникативные качества и воображение.

Развивать произвольное внимание.

Развитие дружеских взаимоотношений через игру, развитие эмпатии.

Работа по развитию самоконтроля.

Воспитывающие :

Воспитывать умение выслушивать ответ собеседника, не перебивать, не выкрикивать свой ответ;

Воспитывать бережное и ответственное отношение к домашним птицам .

Воспитывать умение работать в коллективе;

Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, умение работать в коллективе.

Педагогический замысел

В области «Познавательное развитие» :

Упражнять в понимании многозначности слов,

Учить делать выводы по результатам проведенного опыта,

Развитие мышления в д/и «Четвертый лишний» .

В области «Речевое развитие» :

Упражнять в словообразовании (с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; за счет слияния основ;) и образовании притяжательных прилагательных, совершенствовать навык подачи ответа полным предложением.

В области «Социализации – коммуникативное развитие» :

Формировать умение и желание активно участвовать в ходе занятия , отвечать, прислушиваться к мнению других, обосновывать свой ответ.

В области «Художественно-эстетическое развитие»

Упражнять детей в перенесении графического образа на песок, используя различный природный или бросовый материал

В области «Физическое развитие» :

Развитие кинезиологических умений и мелкой моторики

Форма организации : подгрупповое занятие

стертая дизартрия, ЭВН, Дефицит внимания)

Формы работы :игровая, беседы, слушание, обсуждение,

Оборудование :

Аудио-записи (песенка «Мои цыплятки» , «детский плач» , «голоса домашних птиц » , «Песенка цыплят» , «Воспи-пи-пи-питание» ,

Слайд-шоу «Птичьи семейки» ,

Презентации(«4 лишний» ,«Многозначное слово» )

Демонстрационные иллюстрации с домашними птицами ,

Психотерапевтическая юнгианская песочница,

Фигурки домашних птиц и животных , домик из конструктора «Курятник»

Кукла-перчатка «Девочка Катюша» ,

Маленькие песочницы с кинетическим песком,

Материал для работы в песочнице (декоративные камушки, фасоль, природный и бросовый материал,

Контурное точечное изображение цыпленка,

Оборудование к эксперименту (бумажные перья, растительное масло, жесткие кисти,досочки (клееночки) для работы с масломемкости с водой – по количеству детей,

Цветные фрагменты заборчика (по Люшеру,

Парные карточки,

Иллюстрации домашние птицы .

Ход непосредственно образовательной деятельности

Дети играют в группе . Звучит фонограмма «Детский плач»

На столе психотерапевтическая юнгианская песочница. В ней 1 домик (птиц , ширма, кукла-перчатка (девочка, игрушечные фигурки домашних птиц и животных .

Психолог и дети становятся вокруг песочницы :

Ребята, как вы думаете, кто это плачет? (девочка)

Посмотрите на животных и на птиц и попробуйте догадаться, из-за чего она расстроена?

Логопед. Фонограмма – шум птичьего двора

Дети : ….потому что, птицы и животные перепутались.

Психолог

Безопасно или маленьким домашним птицам гулять среди больших домашних животных ? (опасно)

Как вы думаете, что надо сделать? (отогнать)

Психолог

Так от чего Катюша ты птиц не отгоняешь ?

Психолог наклоняется к кукле, как будто куколка шепчет.

Ребята, оказывается Катюша, не знает названия домашних птиц . Поможем Катюше?

Ребята, в какое безопасное место на птичьем дворе мы можем спрятать домашних птиц (в домик, курятник)

А чтобы птички не боялись, позовем их в домик ласково?

1.«Назови ласково» (словообразование)

Дети выполняют задание, называя птицу ласково , ставят ее в домик.

Логопед :

Молодцы, вы справились с этим заданием. Отправили всех птичек в дом, а там ждали их семейки.

А теперь давайте их назовем.

На магнитную доску с проговариванием помещаются иллюстрации птиц .

1. Словообразование (называние птенцов и притяжательных прилагательных)

Утка и селезень с … утятами

У утки семья чья? (утиная)

Гусь и гусыня, с ….гусятами

У гуся семья чья? (гусиная)

Индюк и индюшка с …. индюшатами

У индюка семья чья? (индюшиная)

Курица и петух с …. цыплятами

У петуха семья? (петушиная)

Психолог :

Какие вы молодцы, знаете названия птиц . Катюша вас слушает и все запоминает. Вот вам следующее задание : Стоя на одном месте найдите, где спрятался петушок. (петушок стоит на интерактивном столе ) .

2. «4-й лишний»

Посмотрите внимательно, какая картинка не подходит.

Молодцы, давайте отдохнем, возьмем подушечки и поиграем с язычком

3. Артикуляционная гимнастика

Тянем клювики вперед

Пусть никто не отстает. (улыбка - трубочка)

За забором мы сидим (показывают зубы)

Во все стороны глядим. (Часики)

Наш индюк громко балбочет

Напугать, наверно, хочет. (похлопывание верхней губы языком)

Индюшатам толстеньким

Живется очень простенько. («Толстушки» )

А утятки-малыши

Пьют водичку от души («Худышки» втягивают щеки)

Психолог :

Давайте поиграем с пальчиками и еще раз вспомним название домашних птиц (дети продолжают сидеть на подушечках) .

4. Пальчиковая гимнастика

Большой палец касается по очереди остальных.

Есть у курицы цыпленок,

У гусыни есть гусенок,

У индюшки - индюшонок,

А у утки есть утенок.

Большим пальцем поочередно касаются остальных, начиная с мизинца.

У каждой мамы малыши

Все красивы, хороши!

Сжимают и разжимают кулачки.

Психолог :

5. Игра с кинетическим песком, фасолью, декоративными камушками «Кто играет в песке»

Птенчики очень любят играть в песке. А вы? Кто внимательный, кто заметил, где находятся наши песочницы?

Работать в песочницах мы сегодня будем парами. Возьмите картинки и найдите себе пару и крепко возьмитесь за руки. (Дети ищут друг друга по парным карточкам)

Давайте подойдем к Маленьким песочницам. Работать мы будем,не разрывая рук. Посмотрите, рядом с песочницами находятся очень необычные картинки. Как вы думаете, кто на них изображен?

(на столе небольшие песочницы, рассчитанные на совместную работу двух детей, а т. ж. контурное точечное изображение цыплят, декоративный и бросовый материал для выкладывания контурных изображений в песке).

Возьмите ту картинку и тот материал, который вам больше нравится.

Дети с помощью фасоли, декоративных камушков выкладывают картинку по образцу. Логопед включает музыку (Детские песни о цыплятках)

Логопед :

Вот какие чудесные цыплятки у вас получились! А теперь давайте придумаем красивые слова, чтобы описать какие они.

6. Словообразование за счет сложения основ

У цыпленка острый клюв, значит он … (остроклювый)

У цыпленка короткий хвост …

У цыпленка короткая шея ….

У цыпленка короткие лапы ….

У цыпленка и яркий и желтый пух….

Пока дети доделывают работу, логопед включает презентацию «Многозначное слово»

7. Работа с многозначными словами

Какие же все птенчики красивые и разные. Давайте вспомним названия частей тела у птиц… (последними называют крылья)

Давайте вспомним, а только ли у птиц бывают крылья ? (самолет, крыло велосипеда, крылья носа)

Хотите увидеть, что еще модно назвать словом «крыло» или «крылья» . (да)

Тогда подойдите туда, где увидите огромное крыло (на проекторе)

Презентация

Ребята, как называются слова, у которых много значений? (Многозначные)

8. Эксперимент с перьями

Психолог :

Ой мне кажется Катюша опять захныкала. («шепчет» психологу на ушко)

Катюша у нас спрашивает, что означает поговорка «Как с гуся вода» и предлагает нам посмотреть, как гуси плавают

Логопед включает видео ролик

Психолог

Мокрым ли гусь выходит из воды? (сухим)

Смачивает водой перо, выясняют, что вода на перьях вода не задерживается.

Что происходит с водой? (скатывается)

А почему вода скатывается

Чтобы понять эту пословицу, давайте проведем эксперимент. А вы хотите в нем поучаствовать?

Дети подходят к столу и рассматривают перья (гусиные, куриные)

У водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой гуси и утки при помощи клюва смазывают перья. Вот поэтому и говорят «Как с гуся вода»

Как вы думаете, что нужно сделать с бумажными перьями, чтобы они стали жирными? (надо смочить растительным маслом)

Дети наносят на бумагу растительное масло, смачивают лист водой, смотрят, что произошло (вода скатилась, бумага осталась сухой) (рассуждения детей)

Вывод :

Психолог

Ребята, а вы запомнили, почему говорят «Как с гуся вода» ?

Вот и Катюша говорит вам Спасибо, за то, что помогли понять поговорку. И многому научили. Теперь Катюша плакать не будет.

Логопед :

Чему мы научили Катюшу говорить? (называть ласково, называть птенцов и т. д)

Психолог :

А как же сделать так, чтоб домашние птицы у Катюши больше не убегали к домашним животным ? (нужно построить забор)

Психолог :

Правильно. Нужно построить забор. Возьмите тот фрагмент заборчика, цвет, которого вам нравится больше всего.

9. Забор по Люшеру.

Посмотрите, какой яркий заборчик у вас получился? Это значит, что с этого занятия вы уходите в хорошем настроении…

Случайные статьи

Вверх