Игорь спасский конструктор подводных лодок биография. На смертельной глубине

17.05.2017

Спасский Игорь Дмитриевич

Российский Ученый

Проедприниматель

Новости и события

Игорь Спасский родился 2 августа 1926 года в городе Ногинск, Московская область. В 1949 году Спасский окончил паросиловой факультет Военно-морского инженерного училища имени Ф.Э.Дзержинского, после чего короткое время был инженером на строящемся крейсере «Фрунзе».

В 1950 году Спасский начал участвовать в разработке подводных лодок, сначала в СКБ-143. С 1953 года Спасский работал в ЦКБ-18. В 1956 году стал заместителем главного инженера, в 1968 - главным инженером, а в 1974 году - начальником ЛПМБМ «Рубин», главным конструктором, возглавляющим бюро.

В общей сложности по его проектам построено 187 субмарин, которые составляли и составляют ядро советского и российского флотов.

В 1973 году он стал кандидатом технических наук, в 1978 году - доктором технических наук, в 1984 году - профессором и членом-корреспондентом Академии наук СССР по специальности «Механика и процессы управления», в 1987 году - действительным членом Академии наук СССР.

Стартовая платформа «Одиссей» плавучего космодрома «Морской Старт» в порту приписки Лонг-Бич

С началом перестройки и последующим развалом СССР количество государственных заказов на новые АПЛ резко упало. Спасский все же продолжил работу над атомными субмаринами, включая новый проект подводной лодки четвертого поколения - «Юрий Долгорукий». Чтобы удержать бюро «на плаву», он расширил сферу его деятельности.

Примером этого расширения может служить разработка и постройка нефтяных платформ, которые используются сейчас при добыче нефти вокруг острова Сахалин, в Охотском море и неподалеку от побережья Южной Кореи.

Другим важным проектом «Рубина» был «Морской старт», плавучий космодром, созданный из переделанной нефтяной платформы. Так как космодром расположен в экваториальной части Тихого океана, где имеются оптимальные условия для запуска ракет-носителей, запуски с него почти в десять раз дешевле, чем предлагаемые НАСА. Спасский был главным конструктором морской части проекта.

Помимо этого, Спасский руководил такими экзотическими проектами, как строительство грузовой подлодки для круглогодичных операций в Северном Ледовитом океане и морская ледостойкая платформа для добычи нефти с океанского шельфа, а также более скромные проекты вроде модернизации городских трамваев. Также он стал генеральным директором консорциума, строящего неядерные субмарины для российских ВМС и на экспорт - для Индии, Польши и некоторых других стран.

Губернатор Санкт-Петербурга Анатолий Собчак шутливо называл Спасского «Героем Капиталистического Труда», имея в виду успешность «Рубина» в условиях рыночной экономики.

Часть вырученных средств Спасский тратил на благотворительность: реконструкцию Николо-Богоявленского собора в Петербурге и церкви Иоанна Предтечи в Старой Ладоге, постройку памятника к 300-летию русского флота, празднование столетия Русского музея и многие другие проекты. За филантропическую деятельность Русская православная церковь наградила его «орденом святого благоверного князя Даниила Московского».

... читать ещё >

И́горь Дми́триевич Спа́сский (родился 2 августа 1926 года , Ногинск) - советский и российский учёный, инженер, предприниматель, генеральный конструктор около 200 советских и российских субмарин и бывший глава ЦКБ «Рубин» .

Биография

СССР

Другим важным проектом «Рубина» был «Морской старт », плавучий космодром , созданный из переделанной нефтяной платформы. Так как космодром расположен в экваториальной части Тихого океана , где имеются оптимальные условия для запуска ракет-носителей (можно максимально эффективно использовать инерцию вращения Земли), запуски с него почти в десять раз дешевле, чем предлагаемые НАСА . Спасский был главным конструктором морской части проекта.

Помимо этого, Спасский руководил такими экзотическими проектами, как строительство грузовой подлодки для круглогодичных операций в Северном Ледовитом океане и морская ледостойкая платформа для добычи нефти с океанского шельфа, а также более скромные проекты вроде модернизации городских трамваев. Также он стал генеральным директором консорциума (в него входят ЦКБ «Рубин», Адмиралтейские верфи и несколько других судостроительных предприятий), строящего неядерные субмарины для российских ВМС (например дизель-электрические субмарины проекта 677 «Лада») и на экспорт - для Индии, Польши и некоторых других стран (например, подлодки «Амур» или «Садко» - так называемые «туристические субмарины»).

Губернатор Санкт-Петербурга Анатолий Собчак шутливо называл Спасского «Героем Капиталистического Труда», имея в виду успешность «Рубина» в условиях рыночной экономики.

Часть вырученных средств Спасский тратил на благотворительность: реконструкцию Николо-Богоявленского собора в Петербурге и церкви Иоанна Предтечи в Старой Ладоге , постройку памятника к 300-летию русского флота, празднование столетия Русского музея и многие другие проекты. За филантропическую деятельность Русская православная церковь наградила его «орденом святого благоверного князя Даниила Московского ».

АПЛ «Курск»

Спасский был главой ЦКБ «Рубин», разработавшего АПЛ Курск , последнюю субмарину класса «Антей» , поступившей на вооружение ВМФ России . 12 августа 2000 года на борту подлодки произошёл взрыв торпеды, и она затонула. Большая часть экипажа погибла во время взрыва, но некоторые моряки выжили и прожили ещё несколько дней в девятом, хвостовом отсеке корабля. Спасательные работы, замедленные бюрократическими проволочками, потерпели неудачу. К тому моменту, когда спасатели добрались до отсека, моряки уже были давно мертвы.

Во время спасательной операции Спасский был консультантом, и некоторые журналисты утверждают, что именно он несёт ответственность за неэффективные действия военных спасателей в первые дни после взрыва. Также пресса обвиняла ЦКБ «Рубин» в недостатках конструкции, приведших к гибели экипажа. Некоторые журналисты, например Елена Милашина из «Новой газеты » , задавались вопросом, почему большая часть происшествий на российских атомных субмаринах в последние годы произошла именно на подлодках, спроектированных ЦКБ «Рубин». В открытом письме «Новой газете» вице-президент компании Александр Завалишин и генеральный конструктор атомных подлодок Игорь Баранов ответили, что ни один корабль не может выдержать одновременной детонации торпед, каждая из которых предназначена для уничтожения военных кораблей, и «Курск» не был исключением. Они также отметили, что более чем три четверти российских атомных подлодок спроектированы «Рубином», и если взять процентное соотношение, то оно никак не отражает особую аварийность их подлодок. Следователи, разбиравшие катастрофу «Курска», заявили, что автоматическая система заглушения ядерного реактора сработала превосходно и спасла Баренцево море от ядерной катастрофы.

Когда было объявлено о планах поднятия подлодки с грунта, поступило более 500 предложений по их осуществлению. Правительство выбрало план бюро «Рубин». Разрушенная и целая части подлодки были разделены, после чего целая часть была поднята на поверхность и отбуксированы на ремонтную верфь в Росляково (посёлок недалеко от Североморска); Спасский контролировал работы по разрезанию и поднятию лодки, буксированием и докованием занимались другая международная команда.

Награды и звания

Примечания

Ссылки

Спасский, Игорь Дмитриевич на сайте «Герои страны »

С 1953 г. деятельность Игоря Спасского неразрывно связана с ЦКБ-18 (ныне ЦКБ МТ "Рубин"). Участвуя в работах по созданию атомных подводных ракетоносцев первого и второго поколений, он прошел по всем ступеням конструкторских должностей от конструктора до главного инженера конструкторского бюро.

В 1974 г. Спасский возглавил Центральное конструкторское бюро "Рубин" сначала как главный, а с 1983 г. - как генеральный конструктор предприятия.

Спасский разработал ряд фундаментальных технических направлений, обеспечивающих эффективность и безопасность эксплуатации подводных лодок и их атомных энергетических установок. Вклад Спасского в науку и технику реализован в строительстве почти 200 атомных и дизель-электрических подводных лодок различных проектов.

Позиция Спасского определила в свое время сохранение в составе ВМФ дизель-электрических подводных лодок и создание целого семейства малошумных и высокоэффективных ДЭПЛ, которые пользуются стабильным спросом на мировом рынке вооружений.

Под руководством Спасского узкоспециализированное конструкторское бюро превратилось в современное многопрофильное предприятие. При нем ЦКБ МТ "Рубин" начало проектировать морскую технику для освоения шельфа.

С 2007 г. Спасский отошел от административной работы и сосредоточился на проблемах создания передовой военно-морской техники. В настоящее время академик Спасский является научным руководителем работ по специальной тематике ОАО "ЦКБ МТ "Рубин".

Доктор технических наук (1978 г.), профессор (1984 г.), в 1987 г. Игорь Спасский стал действительным членом Академии наук (АН СССР - РАН).

Деятельность Спасского неразрывно связана с Санкт-Петербургом. При его самом непосредственном участии:

Воссозданы музей-квартира А.С.Пушкина и Литературное кафе (Вольф и Беранже),
- выполнен капитальный ремонт Николо-Богоявленского Морского собора,
- проведена реставрация храма Св. Василия Великого в Лодейном поле и церкви Иоанна Предтечи XII века в Старой Ладоге,
- созданы современные высококлассные международные деловые центры на Невском проспекте и Обводном канале; первый в России океанариум.

Петербург украсили музей-памятник "Подводная лодка "Д-2" - филиал ЦВММ, памятники "Слава Российскому флоту", "От "Дельфина" до "Тайфуна", разработкой проектов и созданием которых руководил Спасский. По его инициативе оказывается постоянная адресная помощь ряду культурных центров, детским, медицинским и спортивным учреждениям. Академик Игорь Спасский, член Общественного Совета города, удостоен высшего знака признания петербуржцев - звания "Почетный гражданин Санкт-Петербурга" (2002 г.).

Деятельность Спасского отмечена присуждением Ленинской премии (1965 г.), Государственной премии СССР (1983 г.), Государственной премии РФ (2007 г.), присвоением звания Героя Социалистического Труда (1978 г.). Он награжден двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, "За заслуги перед Отечеством" II степени, "Знак Почета", медалями, многочисленными орденами и высшими знаками различных отраслевых и общественных организаций, Русской православной церкви.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

(1926-08-02 ) (92 года)

И́горь Дми́триевич Спа́сский (родился 2 августа 1926 года , Ногинск) - советский и российский учёный, инженер , генеральный конструктор около 200 советских и российских субмарин и бывший глава ЦКБ МТ «Рубин» , предприниматель. Герой Социалистического Труда . Лауреат Ленинской премии. Академик РАН (до 1992 года - академик АН СССР).

Биография [ | ]

СССР [ | ]

Другим важным проектом «Рубина» был «Морской старт », плавучий космодром , созданный из переделанной нефтяной платформы. Так как космодром расположен в экваториальной части Тихого океана , где имеются оптимальные условия для запуска ракет-носителей (можно максимально эффективно использовать инерцию вращения Земли), запуски с него почти в десять раз дешевле, чем предлагаемые НАСА . Спасский был главным конструктором морской части проекта.

Помимо этого, Спасский руководил такими экзотическими проектами, как строительство грузовой подлодки для круглогодичных операций в Северном Ледовитом океане и морская ледостойкая платформа для добычи нефти с океанского шельфа, а также более скромные проекты вроде модернизации городских трамваев. Также он стал генеральным директором консорциума (в него входят ЦКБ «Рубин», Адмиралтейские верфи и несколько других судостроительных предприятий), строящего неядерные субмарины для российских ВМС (например дизель-электрические субмарины проекта 677 «Лада») и на экспорт - для Индии, Польши и некоторых других стран (например, подлодки «Амур» или «Садко» - так называемые «туристические субмарины»).

Губернатор Санкт-Петербурга Анатолий Собчак шутливо называл Спасского «Героем Капиталистического Труда», имея в виду успешность «Рубина» в условиях рыночной экономики.

Часть вырученных средств Спасский тратил на благотворительность: реконструкцию Николо-Богоявленского собора в Петербурге и церкви Иоанна Предтечи в Старой Ладоге , постройку памятника к 300-летию русского флота, празднование столетия Русского музея и многие другие проекты. За филантропическую деятельность Русская православная церковь наградила его «орденом святого благоверного князя Даниила Московского ».

АПЛ «Курск» [ | ]

Спасский был главой ЦКБ «Рубин», разработавшего АПЛ Курск , последнюю субмарину класса «Антей» , поступившей на вооружение ВМФ России .

12 августа 2000 года во время учений Северного флота подлодка затонула. В результате проведённого в последующем расследования было установлено, что в 11 часов 28 минут 26 секунд по московскому времени произошёл взрыв торпеды 65-76А («Кит») в торпедном аппарате № 4 АПЛ Курск. Таким образом, подлодка получила первоначальное повреждение из-за взрыва собственной торпеды, который привёл к последующему взрыву других торпед. Причиной первого взрыва стала утечка компонентов топлива (пероксид водорода) двигателя торпеды. Бо́льшая часть экипажа погибла сразу же, но некоторые моряки выжили и прожили ещё несколько дней в девятом, кормовом отсеке корабля. Спасательные работы, замедленные бюрократическими проволочками, потерпели неудачу. Лишь 20 августа к спасательным работам было привлечено норвежское спасательное судно «Seaway Eagle». 21 августа , к моменту, когда пришедшие на помощь норвежские водолазы добрались до кормового отсека и вскрыли его, российские подводники были уже мертвы.

Во время спасательной операции Спасский был консультантом, и некоторые журналисты утверждают, что именно он несёт ответственность за неэффективные действия военных спасателей в первые дни после взрыва. Также пресса обвиняла ЦКБ «Рубин» в недостатках конструкции, приведших к гибели экипажа. Некоторые журналисты, например Елена Милашина из «Новой газеты » , задавались вопросом, почему большая часть происшествий на российских атомных субмаринах в последние годы произошла именно на подлодках, спроектированных ЦКБ «Рубин». В открытом письме «Новой газете» вице-президент компании Александр Завалишин и генеральный конструктор атомных подлодок Игорь Баранов ответили, что ни один корабль не может выдержать одновременной детонации торпед, каждая из которых предназначена для уничтожения военных кораблей, и «Курск» не был исключением. Они также отметили, что более чем три четверти российских атомных подлодок спроектированы «Рубином», и если взять процентное соотношение, то оно никак не отражает особую аварийность их подлодок. Следователи, разбиравшие катастрофу «Курска», заявили, что автоматическая система заглушения ядерного реактора сработала своевременно и спасла Баренцево море от ядерной катастрофы.

Когда было объявлено о планах поднятия подлодки с грунта, поступило более 500 предложений по их осуществлению. Правительство выбрало план бюро «Рубин». Разрушенная и целая части подлодки были разделены, после чего целая часть была поднята на поверхность и отбуксированы на ремонтную верфь в Росляково (посёлок недалеко от

Мы встретились с академиком, Героем социалистического труда, почетным гражданином Петербурга Игорем Спасским , накануне юбилея - сегодня, 2 августа, Игорю Дмитриевичу исполнилось 90 лет. Юбиляр пригласил нас в гости в Шалово – тихую деревеньку в 130 километрах от Северной столицы. Прежде чем начать разговор, хозяин проводит для нас экскурсию по участку. Зелень, цветы, яблони... На углу стоит миниатюрная кирпичная баня.

– Малогабаритная она только с виду, – загадочно говорит Игорь Дмитриевич и вставляет ключ в замок.

За дверью скрывается... целый банный комплекс! Здание разделено на три этажа, один из которых подземный. Там есть душевая, парилка, сауна, бассейн...

– Неужели после подводных лодок я не спроектирую себе достойную баню? – смеется ученый.

ТАЙНАЯ «РУКА» ИЗ МОСКВЫ

2 августа академику Спасскому исполнится 90 лет. Ученый, долгое время возглавлявший Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», является создателем около 200 советских и российских подводных лодок. Как атомных, так и дизельных.

– Ну, что вы... Я никогда не говорил и никогда не скажу, что я – «создатель той или иной подводной лодки». Заявить об этом мне не позволят моя культура и совесть. Подводная лодка – сооружение многодельное и сложное. Создать ее может только коллектив. Так что вы явно преувеличиваете мои заслуги, – скромничает академик.

Игорь Дмитриевич ушел с должности генерального конструктора ЦКБ МТ «Рубин» в 2006 году. Он руководил организацией 33 года. За это время у него накопилось больше двадцати неотгулянных отпусков - почти два года чистого времени!.

– Никогда не любил отпуска: после отдыха очень трудно входить в рабочий ритм. А так вкалываешь себе и вкалываешь... Так даже и легче, – говорит академик.

Игорь Спасский (справа) руководил конструкторским бюро более 30 лет. ФОТО: ЦКБ МТ "Рубин"

– Игорь Дмитриевич, большую часть своей жизни вы посвятили подводным лодкам. Как и многие конструкторы, вы наверняка заинтересовались субмаринами еще в детстве?..

– Отнюдь, ведь я жил в Советском союзе! Никто не спрашивал, какие у меня интересы и предпочтения... Я окончил «Дзержинку» и получил диплом инженера-механика. В 1949 году я попал на строящийся крейсер «Фрунзе ». Но прослужил там всего три месяца. В один прекрасный день к нам пришла телеграмма из столицы: «Просим откомандировать лейтенанта Спасского в Москву ». Командир крейсера вызвал меня и спросил: «Ты что, в Москве «руку» свою имеешь?!». Но я даже не понял, о чем он, – пожимает плечами Игорь Дмитриевич. – Из Москвы меня перенаправили в ленинградский «Рубин» (тогда он назывался ЦКБ-18). По образованию я был чистым надводником. Но жизнь решила свести меня с подводными лодками...

Кто был инициатором перевода в Ленинград , академик не знает до сих пор.

– Все есть случайность, – философски замечает он.

СПАСИБО ЕЛЬЦИНУ

По мнению Игоря Спасского, «Рубин» всегда был ведущим конструкторским бюро, проектирующим подводные лодки. При этом компания зарабатывала и зарабатывает на своем производстве. За это покойный губернатор Петербурга Анатолий Собчак называл Игоря Дмитриевича «Героем... капиталистического труда».

– Как вы познакомились с Собчаком?

– Очень просто. Когда нас с ним избрали народными депутатами СССР , то распределили в одну и ту же ячейку. Почему? Да потому что у нас фамилии с одной буквы! – объясняет Спасский. – Анатолий Александрович был очень сложным человеком. Я сразу понял, что с ним можно только начистоту. Но мы сработались, подружились.

Академик был на короткой ноге со многими известными политиками. Например, с первым президентом России Борисом Ельциным .

– Я искреннее благодарен Борису Николаевичу. Он первый руководитель государства, от которого я услышал заветную фразу: «Работайте так, как считаете нужным». Нас наконец-то выпустили за границу! Во время правления Ельцина я побывал в 28 странах, – вспоминает Игорь Дмитриевич. – Появилась хоть какая-то возможность раскрепоститься. Дело в том, что во времена СССР за нами очень жестко следили. Шаг влево, шаг вправо – расстрел. Все это было глупо... Ученые из разных стран должны контактировать друг с другом, какими бы секретными данными они ни обладали... Люди моего опыта и класса не сказали бы и слова лишнего, хоть ты нас железом каленым пытай. Наоборот, мы бы только тумана напустили...

– Есть что-то, чтобы бы вы хотели вернуть из советского прошлого?

– Безусловно. Это дух коллективизма. То, что мы практически утратили, потеряли, – отвечает академик. – Как бы там ни было, советских людей всегда тянуло к дружбе и взаимопомощи. А теперь... Мы стали жить по западной модели «я – индивидуум».


"Рубин" - ведущее конструкторское бюро. ФОТО: ЦКБ МТ "Рубин"

«БРАУНИНГ» НЕ ДЛЯ ПОДЛОДКИ

– На четверку с плюсом. Это высокая оценка, – говорит Спасский. – Россия , как и США , уже приступила к разработке подводных лодок пятого поколения. Это – грандиозная работа. Уже есть идеи и определенные разработки.

– Пятое поколение – это...

– Переход из поколения в поколение – что-то вроде процесса эволюции. Если какой-то «компонент» подлодки устаревает, то его заменяют чем-то новым, – начинает Игорь Дмитриевич. – Если объяснять на пальцах, то подводная лодка есть... подводная лодка. Корпус – это корпус. Тут что-либо поменять уже очень сложно. Но все зависит от «начинки» – механизмов, электронных систем, оборудования связи. Постепенно увеличивается глубина погружения, скорость... Сейчас вот материаловеды трудятся над разработкой высокопрочной стали. Усовершенствуется и оружие – его дальность, сила взрывных элементов. Пистолет «Браунинг» на подлодку не установишь – нужно что-нибудь эдакое! Тут работы еще на долгие и долгие годы, но лично я ожидаю сильный прирост качества уже в этом десятилетии.

– Вы сами часто плавали на подводных лодках?

– Приходилось... Да я и рад был. Я наплавал около 40 тысяч километров – экватор земного шара. Кстати! Я заметил такую вещь: экипаж подводной лодки очень сплочен. Как будто бы все – родственники, – считает экс-глава ЦКБ «Рубин». – Понимаете, конструкторы разрабатывали подводные лодки и были первыми, кто их тестирует. Это абсолютно нормальная практика. Субмарина – это несколько тысяч связанных элементов. Все надо как следует проверить. Я считаю себя ответственным за личный состав каждой подводной лодки, спроектированной под моим руководством. Непроверенных вещей для экипажа я старался не оставлять. Не дай бог что...

«КУРСК» МОГ РАЗВАЛИТЬСЯ

Трагедия случилась 12 августа 2000 года. Атомная подлодка «Курск » затонула в Баренцевом море из-за взрыва двух торпед. Погибло 118 человек. АПЛ класса «Антей» была спроектирована ЦКБ МТ «Рубин», когда Игорь Спасский был генеральным конструктором бюро.

– Вы вспоминаете об этой катастрофе?

– Каждая подводная лодка – это судьба (на минуту задумывается ). Судьба многих человек – отцов и мужей, детей и друзей. Произошедшее с «Курском» – это память на всю жизнь, рана на сердце все еще свежа, – признается Игорь Дмитриевич. – Так что вспоминаю.

В августе 2000 года академик Спасский несколько раз встречался с президентом России Владимиром Путиным в Кремле. Речь шла о возможности проведения судоподъемной операции.

– Одно из экстренных совещаний прошло в два часа ночи. Президент спросил меня, нужно ли поднимать «Курск». Я ответил: «Безусловно». Владимир Владимирович поднял вверх указательный палец, посмотрел мне в глаза и твердым голосом сказал: «Тогда вы и поднимайте». Стопроцентного результата я гарантировать не мог, но выполнить задачу пообещал, – вспоминает Игорь Дмитриевич.

Мужик сказал – мужик сделал. «Курск» был поднят в 2001 году. Операцией руководил Спасский.

– Больше всего я волновался из-за того, как подводная лодка оторвется от дна. В этот момент «Курск» мог развалиться, и тогда все наши старания пошли бы насмарку. Мы с Мишей (вице-адмиралом Барсковым , – прим. авт. ) следили за этим, затаив дыхание... К счастью, отрыв получился мягким, а за дальнейший ход операции мы и не беспокоились, – рассказывает академик. – Жалко, Миша два года назад скончался...

О ЛИЧНОМ

– Настроение у меня всегда хорошее. Хоть перед юбилеем, хоть в любой другой день, – делится Игорь Дмитриевич.

Академик Спасский известен не только своими разработками, но и благотворительностью. При его участии был выполнен капитальный ремонт Николо-Богоявленского Морского собора, проведена реставрация храма Св. Василия Великого в Лодейном поле и церкви Иоанна Предтечи XII в Старой Ладоге ... За филантропическую деятельность РПЦ наградила ученого орденом святого благоверного князя Даниила Московского.

– В Бога я... не верю. Отец пытался затащить меня в церковь, но я так и не проникся всем этим, – признается академик. – Однако вере я по мере сил и возможностей помогаю. Зачем?.. Потому что это нужно людям.

– Игорь Дмитриевич, вы следите за тем, что происходит в мире? Везде льется кровь...

– Слежу. Мне кажется, последний год должен открыть глаза руководителям многих стран. Если они не изменят свою политику и не прекратят заниматься ерундой, то грош им всем цена, – говорит ученый. – Вместо того чтобы оказывать давление на Россию, я бы посоветовал им навести порядок у себя на границах. Но пока что конца всему этому безумию я не вижу...

СПРАВКА «КП»

Игорь Спасский родился 2 августа 1926 года в Ногинске (Московская губерния). Участвовать в разработке подводных лодок Игорь Дмитриевич начал в 1950 году. В ЦКБ «Рубин» он прошел путь от простого инженера до генерального конструктора. Изобретенные им методы строительства субмарин не только снизили сроки и стоимость их возведения, но и значительно повысили их боевые характеристики.

x HTML-код

"Комсомолка" побывала в гостях у академика Спасского. Александр ГЛУЗ, Анатолий ЗАЙОНЧКОВСКИЙ

Случайные статьи

Вверх