Тест на знание этапов продаж для продавцов. Тест для ваших продающих менеджеров, продавцов

Предлагаем Вашему вниманию обучающий тест для продающих специалистов.

Вы можете пройти этот тест сами или предложить пройти его своим продающим специалистам. Благодаря этому тесту можно не только оценить свои навыки как продающего специалиста, но и понять что в работе с клиентом будет правильным действием, а что — нет, а так же увидеть для себя направления развития.

Кстати, на один вопрос в некоторых случаях может быть несколько правильных ответов:

  • Стратегии продаж — сколько их и какие они:
    • А) 5 — компания, бренд, цена, я, товар.
    • Б) 8 — цена, товар, я, бренд, услуга, ценовая политика, условия сотрудничества, лояльность.
    • С) 7 — компания, я, ценность, товар, бренд, клиент, цена.
  • Воздействовать на логику клиента можно следующими способами:
    • А) аксиома, факт, статистика, таблицы, чертежи, диаграммы, схемы.
    • Б) расчёты, мнение экспертов, абсурд, ассоциация, аналогия, результаты исследований.
  • Перечислите органы чувств человека:
  • Какие модели поведения покупателей Вы знаете, перечислите:
  • Какие функции продаж Вы знаете, перечислите:
  • Виды клиентов по классификации "ГЛЭП":
    • А) гордецы, подражатели, подлецы, экономисты;
    • Б) подражатели, гордецы, зазанаватели, ленивцы;
    • С) гордецы, экономисты, ленивцы, подражатели.
  • Магические слова — это:
    • А) слова, которые произносил Гарри Поттер при заклинаниях.
    • Б) слова, которые адресованы только соответствующему им типу клиентов, а потому оказывающие на клиентов нужное автору воздействие.
    • С) слова, которые обладают целительной силой.
  • Какие стратегии взаимодействия с клиентами могут быть:
    • А) подавление, уклонение, развитие, сотрудничество.
    • Б) конкуренция, компромисс, приспособление, сотрудничество, уклонение.
    • С) приспособление, компромисс, партнёрство, подавление, игнорирование.
  • Технология продаж состоит из следующих этапов:
    • А) установление контакта, презентация, работа с возражениями и продажа;
    • Б) поиск клиента, установление контакта, выявление желаний, презентация, работа с возражениями, завершение сделки, анализ;
    • С) поиск директора, установление контакта, выявление желаний, презентация, работа с возражениями, завершение сделки, анализ последствий.
  • Возражения возникают, если:
    • А) не нашли директора;
    • Б) продающий специалист перескочил через этапы, цели;
    • С) клиент перескочил через этапы, цели.
  • Какие модели можно использовать для подготовки презентации:
    • А) AIDA, Adoption, Dagmar, 3У.
    • Б) AIDA, Agаhtion, Dagmar.
    • С) AIDA, Loailhen, Gagmar, Skuns.
  • Выявлять потребности можно при помощи следующих вопросов:
    • А) открытые, закрытые, альтернативные, безальтернативные, встречные;
    • Б) встречные, альтернативные, обоснованные, СПИН, проверочные, закрытые, открытые;
    • С) уточняющие, извлекающие, развлекающие, сомнительные и встречные.
  • Когда клиент раздражён, то поможет:
    • А) фраза "Успокойтесь, пожалуйста".
    • Б) выяснение причин раздражения, сочувствие, понимание, присоединение, поиск решения.
    • С) выяснение причин беспокойства, сочувствие, понимание, присоединение и фраза "Да из-за такого пустяка так переживать".
    • Д) выслушивание, сочувствие, уточнение, согласие, извинение, благодарность, поиск решения, реализация решения, контроль удовлетворённости клиента выполнением решением.
  • Ключевыми шагами в алгоритме совершения звонка, встречи, написания письма являются:
    • А) подготовка к звонку, встрече и действия в соответствии с достигнутыми договорённостями;
    • Б) приветствие и подведение итогов;
    • С) приветствие, обсуждение вопроса и подведение итогов с назначением дел, ответственных, сроков.
  • Если Вам и клиенту комфортно, то это означает что Вы использовали:
    • А) подстройку;
    • Б) присоединение;
    • С) надстройку.
  • Работать с возражениями можно при помощи следующих техник:
    • А) Интеллект — карты, ЦНП, техника Q;
    • Б) техника Q, СПИН, ЦНП, "6 из 7", "Да, но", метод мелких шагов, ДДП, ЧЧП, "удиви клиента", "проверка на логику", "игнорирование", "проверка на истину", "и я о том же", "ленивый продавец";
    • С) "Тотальное Да", "Да, но", ЦНП, "2 из 3", СПИН, техника вопросов, народная мудрость, "философский контекст", "аксиому" и др.
  • Завершать сделку можно следующими фразами:
    • А) Определились Вы уже? Покупать будете?
    • Б) Хороший выбор, а как Вы считаете? Если у Вас нет других вопросов и Вам все нравится, то тогда давайте перейдём к вопросу … (на кого будет оформлять договор).
    • С) Будете оплачивать налом или по безналу?
    • Д) Если мы устраним этот нюанс, Вы были бы готовы принять положительное решение?
  • К опасным вопросам относятся:
    • А) почему, откуда, вы кто?
    • Б) почему, откуда, как вы могли, когда вы собираетесь.
    • С) что побудило сделать Вас такое предположение, в течении какого времени Вы планируете заключить договор?
  • Идеальная конверсия продаж — это:
    • А) когда 1 звонок = 1 продаже, 1 приход клиента = продаже;
    • Б) валюта, на которую ориентируются при формировании цены;
    • С) количество звонков и встреч, которые провёл менеджер.
  • Анализировать свои переговоры нужно, для того чтобы:
    • А) предупредить коллегу об эффективных и неэффективных технологиях;
    • Б) пожаловаться директору на то, что конкуренты занимаются чёрной магией, а иначе как им удаётся продавать больше и переманивать у нас клиентов;
    • С) чётко осознавать, что помогает моим продажам, что мешает.
  • Клиент Вам сказал: "Ну…, если честно, я не знаю чего хочу. Столько предложений! Сложно во всем в этом разобраться". Ваши действия:
    • А) Спрашиваете: "А чего тогда пришли? Сначала определитесь!"
    • Б) Говорите: "Давайте с Вами посмотрим варианты, которые у нас есть сейчас в наличии".
    • С) Спрашиваете: "Может тогда вот это посмотрим? Или вот это?"
    • Д) Спрашиваете: "А чего бы Вы точно не хотели? Какой вариант Вас точно не устроит?"
  • Клиент Вам сказал: "Какая — то Вы странная компания. Сомнительная у Вас репутация" . Ваши действия:
  • Как Вы определите является ли покупатель реальным?
    • А) Почувствую.
    • Б) Знаю я таких — время зря тратят моё и своё.
    • С) Задам вопросы: "Покупаете для себя или своих близких? Что для Вас важно при выборе …? Какие рассматриваете варианты? Знаком ли Вам этот …? Возможно Вы хотели бы сначала…?"
    • Д) Задам вопросы: "Откуда у Вас столько денег? Вы их честно заработали? А где гарантия, что Вы сможете…?"
    • Е) Скандалит — значит точно купит.
  • Что нельзя делать при возражениях клиента:
    • А) принимать всё на свой личный счёт.
    • Б) считать, что теперь он точно ничего не купит.
    • С) доказывать и убеждать, что клиент не прав.
    • Д) уточнять, задавать вопросы, обосновывать.
  • Когда Вы назовёте цену?
    • А) сразу, чтоб клиент понял — по карману ему это или нет.
    • Б) как только спросит.
    • С) после того, как сформировал ценности нашего предложения.
  • Как вы назовёте цену?
    • А) только цену — что тут ещё можно добавить.
    • Б) цену и важные для покупателя свойства предложения.
    • С) цену и обоснования её выгодности.
  • Какое из перечисленных качеств, умений, на Ваш взгляд, важно для менеджера по продажам:
    • А) всё знает.
    • Б) умение вызывать доверие.
    • С) умение настоять на своём.
    • Д) навязчивость.
    • Е) умение быть "лапочкой".
  • У Ваших конкурентов более выгодное предложение. Ваши действия:
    • А) расскажу клиентам все печальную правду о конкурентах.
    • Б) буду нахваливать конкурентов.
    • С) скажу несколько тёплых слов в адрес конкурентов и сосредоточу внимание клиента на наших преимуществах и достоинствах.
    • Д) скажу ему, что он не прав и обосную в чём именно.
  • У Вас планируется акция. Ваши действия:
    • А) клиенту надо — пусть и изучает.
    • Б) изучу все материалы, поищу аналогичную информацию в Интернете, чтоб лучше понять акцию, предусмотрю возможные вопросы клиентов и заранее подготовлю на них ответы.
    • С) попрошу коллегу объяснить мне: "Что это за фигня происходит?".
    • Д) если клиент спросит, то конечно же расскажу.
  • Ели клиент отказывается покупать у Вас, то Ваши действия:
  • Демонстрационная папка (папка менеджера), рабочий стол должны быть:
    • А) любыми, как захочет менеджер, ведь какая разница — это папка, стол менеджера.
    • Б) чистыми, опрятными.
    • С) заваленными бумагами, документами, чтоб показать клиенту — работы у нас много, клиентов тоже.
    • Д) в порядке, а ещё лучше с элементами фирменного стиля, продвижения.
  • Вы уже давно общаетесь с клиентом, но он каждый раз говорит: "Я подумаю" . Ваши действия:
  • У Вас в продаже товар, услуга, в которых есть дефект, недостаток. Вы понимаете, что это вызовет непонимание, недовольство клиента. Ваши действия:

P.S. Если Вы хотите получить лист для оценки теста, то отправьте письмо с темой "Получить лист оценки" на почту [email protected].

Бесконечно часто руководители совершают одну и ту же ошибку при приеме на работу сотрудников в отдел продаж, а именно – надеются: «а вдруг сможет, а вдруг разойдется и начнет продавать, а если поучить чуть-чуть, то точно дотянет до нужных результатов» и т. д. Раньше и у меня были ситуации, когда я понимала, что работать некому, и лучше я возьму любого сотрудника, чем останусь с вакансией. Но, разумеется, такой сотрудник тратил мои деньги, время и нервы, а потом мы расставались.

Сейчас я понимаю, что, если я в чем-то сомневаюсь, даже немного, то лучше такого сотрудника не брать на работу, все равно вероятность, что что-то получится, достаточно низкая, если не вообще нулевая.

В процессе работы я отобрала 3 очень простых и интересных теста, которые можно провести прямо во время собеседования, и сразу же понять, стоит ли дальше общаться с этим человеком или лучше закончить наше взаимодействие. Предлагаю их попробовать и вам.

1. Проактивный или реактивный человек

Проактивный человек – это тот, кто действует в соответствии со своими глубинными целями и принципами, опирается на себя при принятии решений, а не на кого-то другого, объясняет свои результаты своими действиями, а не условиями и обстоятельствами. Все наоборот у реактивного человека . Он склонен обвинять других или жизнь в своих неудачах, видит ресурсы вне, а не внутри себя и т. д.

Подробнее про проактивность можно посмотреть !--noindex--> или !--noindex-->. Еще одна ссылка !--noindex--> может оказаться полезной. Также Стивен Кови много об этом писал в своей известной книге «7 навыков высокоэффективных людей».

Конечно, излишне говорить, что в каждом из нас есть и проактивность, и реактивность. И чем выше наша проактивность, тем лучше наш результат. Кто будет больше продавать? Тот, кто считает, что объем продаж зависит от его умений и усилий (проактивность), или тот, кто объясняет, что результаты продаж зависят от условий на рынке и от того, что кризис на дворе (реактивность)?

Одно небольшое задание во время собеседования поможет вам определиться с тем, какой человек перед вами – проактивный или реактивный. Вы просите собеседника оценить фразы в бланке по шкале от 1 до 5 (1 – минимально согласен, 5 – максимально согласен, одну цифру можно использовать только один раз). Кстати, прежде чем читать анализ этого задания, попробуйте сами – расставьте баллы, чтобы оценить себя и найти способы работать над собой.

Ситуация

Результат

Ситуация 1

Больше реактивности, чем проактивности.

Ситуация 2

Речь проактивного человека.

Ситуация 3

Проактивность в речи этого человека.

Ситуация 4

Речь реактивного человека.

Как подвести итоги?

Хорошо, если сотрудник, которого вы нанимаете на работу, поставил высокие баллы ситуации 2 и 3, и низкие баллы оставил для 1 и 4 ситуаций. Если наоборот, то нужно задуматься, возможно, реактивности у этого человека больше, чем проактивности.

2. Стиль управления Адизеса

Дополнительная информация по инструменту: paei.denero.ru !--noindex--> – тем, кто ленится проходить тестирование в простом бумажном формате и хочется использовать современные технологии (тест представлен в электронном виде). Если захотите подробнее прочитать о стилях Адизеса, то можно посмотреть !--noindex-->.

3. Мотивационный тип В.И. Герчикова

Так как эту теорию я люблю, то писали мы о ней в блоге очень много. Ссылки по результатам разместим позже, чтобы вы могли пройти сначала тестирование.

Вы можете прямо сейчас пройти тестирование онлайн.

«Определение своего стиля» – для оценки менеджеров по продажам или руководителей отделов продаж на собеседовании при приеме на работу.

Тест для скачивания

«Мотивационный тип» – для оценки менеджеров по продажам или руководителей отделов продаж на собеседовании при приеме на работу.

Обработка результатов теста

По результатам тестирования у вас или у вашего будущего сотрудника получится 2-3 ведущих типа. Их разное сочетание, наличие тех или иных мотивационных факторов и определяет индивидуальную мотивацию каждого специалиста. Подробнее о типах мы писали и .

Если коротко – берите людей с инструментальным мотивационным типом в отдел продаж и гоните в шею людей люмпенизированного типа. Но помните, что нет хорошей и плохой мотивации. Я видела, как прекрасно могли работать в отделе продаж люди профессионального и патриотического типов мотивации, и как иногда подводили компанию люди с инструментальным типом мотивации, которая является почти идеальной для отдела продаж.


Надеюсь, что я выполнила свое обещание и познакомила вас с тремя простыми и понятными тестами, которые можно провести прямо во время собеседования. Помните, что тестирование, как и любые другие инструменты руководителя, имеют свои ограничения и недостатки. И, конечно, бывает, что лучшие ваши сотрудники окажутся неподходящими по этому тесту. Но, как говорится, в очень известном анекдоте про поручика Ржевского – чаще другое 😊

Тест по продажам для целеустремлённых продавцов. Почему одни люди зарабатывают серьёзные деньги, а другие просто гроши в продажах? Почему одни заключают крупные сделки, а другие проваливают всё, что только возможно? Вы думаете, что одним просто везёт, а другим нет? А вот и нет!

Ключевое отличие первых от вторых - в знаниях и навыках, количестве и качестве используемых в работе техник продаж, убеждения, техник завершения сделки, грамотной реакции на возражения и так далее. К счастью, все эти навыки успешно тренируются и развиваются. Просто "счастливчики" ими овладели, а "лузеры" в продажах - нет! Хочется надеяться, что пока не овладели.

  • Данный тест на умение продавать поможет определить уровень вашего мастерства в древнем и прекрасном искусстве продаж.

Пожалуйста, максимально объективно ответьте на вопросы теста, отталкиваясь не от того, кем вы могли бы или хотели бы стать, ответив на все вопросы правильно, а от того, кем вы являетесь на данный момент. В каждом вопросе теста выберите только один вариант ответа, который именно вы используете в продажах.

ТЕСТ ПО ПРОДАЖАМ ;

1. Сколько книг в месяц вы читаете?:

а) 1
б) 2
в) 3
г) 0

2. Как правило, нестандартные возражения вас:

а) Пугают;
б) Раздражают, но вы стараетесь как-то отреагировать;
в) Радуют;
г) «Заводят», в хорошем смысле слова.

3. Планируете ли вы распорядок дня, недели?:

а) Время от времени;
б) Всегда;
в) Никогда.

4. На воображаемой охоте вы бы поохотились на:

а) Медведя;
б) Утку;
в) Кабана;
г) Тушканчика.

5. В преддверии встречи с важным клиентом, вы:

а) Побаиваетесь неизвестности;
б) Не можете дождаться встречи, так как всё давно спланировали и всесторонне подготовились;
в) Паникуете и суетитесь, но понимаете, что встречаться всё равно надо, ведь семью необходимо как-то кормить.

6. Вы идёте на первое свидание. Как правило, вы:

а) Слушаете все советы, и выполняете все пожелания мамы;
б) В принципе интересно мнение друзей о новой девушке/парне, но это не главное;
в) Советы «мотаю на ус», но делаю по-своему.

7. Представьте, вы едете в автобусе в 15-ти часовой туристической поездке по разным странам. Вы, наиболее вероятно:

а) Познакомитесь с ближайшим соседом и проведёте приятно время;
б) Всю дорогу будете читать и/или слушать музыку;
в) Познакомитесь с несколькими ближайшими соседями и проведёте весело время поездки.

8. Время вашего ежедневного просмотра ТВ:

а) До 2 часов в день;
б) До 1 часа в день;
в) Свыше 3 часов в день.

9. Будьте, пожалуйста, объективны. При общении с клиентом:

а) Вы очень внимательно слушаете собеседника, соглашаясь со всеми доводами и возражениями;
б) Вы внимательно слушаете собеседника, при этом, в подходящий момент, задаёте наводящие вопросы;
в) «Молотите» как комбайн, и вас трудно остановить;
г) «Молотите», при этом искренне стараетесь услышать доводы клиента и, одновременно, частенько решаете мысленно свои личные проблемы.

10. Если клиент задаёт неудобный вопрос о товаре, вы:

а) Иногда оказываетесь в затруднительном положении, но, в большинстве случаев, грамотно выкручиваетесь;
б) Судорожно пытаетесь найти вразумительный и логичный ответ;
в) С лёгкостью убеждаете клиента, что очевидный некоторый недостаток товара с лихвой компенсируется ещё более очевидными его преимуществами;
г) Выпучиваете перепуганные глаза.

11. Вас приглашают зайти в кабинет руководителя крупной компании, для презентации вашей продукции. Войдя, вы обнаруживаете в кабинете ещё человек 12 (сотрудников), которых руководитель попросил остаться, дабы послушать информацию о действительно интересном и нужном ему товаре, вы:

а) Спрашиваете, можно ли зайти позже, когда босс будет более свободен;
б) Пугаетесь, смущаетесь и теряетесь;
в) Берёте себя в руки, стараясь быстрее «выпалить» всю известную вам информацию о товаре;
г) Представляете себя артистом, выступающим перед своими слушателями, и с блеском проводите презентацию;
д) Много людей вас немного угнетают, приготовленную заранее речь вы постоянно комкаете.

12. В компании, где вы сейчас работаете, есть план продаж для каждого продавца:

а) Иногда вы справляетесь с планом;
б) Почти всегда выполняете данный план;
в) Понимаете, что заявленный план, - это всего лишь усреднённый показатель, рассчитанный на среднего продавца, поэтому ставите себе гораздо более высокие личные планы продаж;
г) Никак не можете достичь плановых показателей.

13. Для повышения личного дохода, вы:

а) Усиленно работаете;
б) Усиленно работаете, периодически читая литературу по продажам;
в) Работаете не так усиленно, при этом процветаете, благодаря постоянному изучению литературы по продажам, посещению тренингов и систематическому изучению Интернет-ресурсов по продажам, при этом активно общаясь с профессионалами в вашей сфере деятельности;
г) На чтение объективно нет времени;
д) Время на чтение есть, но не читаете ничего в принципе.

14. При первом звонке клиенту, вы:

а) Очень стараетесь продать свой товар;
б) Постараетесь убедить клиента встретиться с вами лично;
в) Постараетесь встретиться с клиентом лично, при этом разбудив желание увидеть вас и ваш товар;
г) Стремитесь обаянием покорить клиента. Даже если товар ему не очень нужен, в следующий раз ему будет приятно с вами пообщаться.

15. Готовясь к встрече с группой фермеров для продажи им сельхозтехники, вы:

а) Оденете красивый элегантный костюм;
б) Оденетесь ярко и броско, чтобы сельские жители хорошо вас запомнили среди других продавцов;
в) Вы – личность! Ваша одежда – это способ подчеркнуть индивидуальность;
г) Оденетесь просто, чем-то напоминая фермера;
д) Оденетесь как бомж.

16. Клиент спрашивает о продукции вашего главного конкурента:

а) Заявляете, что конкурент достойный, но на данный момент ваша компания может предоставить лучшие условия;
б) Быстро парируете, что конкурент очень недостойный;
в) Отвечаете, что конкурент очень недостойный, и перечисляете его слабые стороны;
г) Дипломатично игнорируете вопрос, с целью перевести разговор в другое русло.

17. Проанализируйте: при общении с клиентами, они узнают цену вашего товара чаще:

а) В конце презентации;
б) Где-то в середине;
в) В начале презентации;
г) В самом конце, после тезисного повторения вами основных пунктов своей презентации.

18. Ваши самые запоминающиеся и крупные сделки были заключены, по большей части, в результате:

а) Предоставленной вами максимально возможной скидки;
б) В результате определённых действий вы постоянно «подогревали» желание клиента иметь ваш товар или услугу;
в) Клиент изначально был благосклонно расположен к покупке вашей продукции;
г) Таких вещей не помните...

19. При жалобе клиента на плохое качество товара, вы:

а) Практически всегда стараетесь реагировать;
б) Иногда реагируете;
в) Никогда не реагируете, руководствуясь правилом 80/20, и не тратите своё ценное время на 20 % вечно недовольных клиентов;
г) Реагируете всегда.

20. Ваше привычное отношение к самому обычному клиенту:

а) Нейтральное;
б) Простак, лох, недалёкий человек, которому просто необходимо «впарить товар»;
в) Уважительное, как к настоящей личности;
г) Клиент, каких много;
д) Клиент;
е) Купил – ваше уважение, нет – лох.

21. Вашему потенциальному клиенту конкуренты предложили крутую скидку. Ваши действия:

а) Объясните, что предложенная им скидка, - это ерунда. Вы можете легко её перекрыть;
б) Честно расскажете, что товар конкурента оставляет желать лучшего;
в) Объясните, что конкурент-то - фирма хорошая, но, так как у него отсутствует доставка, да гарантийный срок меньше, в результате, его товар окажется дороже вашего;
г) Объясните, почему ваша компания более солидная, надёжная и т.д.;
д) Расскажете секретную информацию, порочащую вашего конкурента.

22. В следующем месяце вас собираются уволить за плохие показатели продаж. Вы срочно решаете прочесть парочку хороших книг. Вы выберете:

а) У. Баффет, Р. Киосаки;
б) З. Фрейд, Ф. Ницше;
в) Б. Трейси, З. Зиглар;
г) Р. Брэнсон, Ли Якокка.

23. Возмущённый клиент звонит и заявляет, что вы продали ему какое-то барахло:

а) Вы объясните ему, что сам он «барахло»;
б) Стараетесь беречь нервы и здоровье, избегая разговоров с «бушующим» клиентом;
в) Очень мило спрашиваете: - «А какие именно характеристики вас не устраивают?» Услышав ответ, просто предлагаете решение проблемы с подходящими клиенту характеристиками;
г) Доказываете клиенту, что товар-то стоящий, это он что-то не так понял, не разобрался;
д) Огорчаетесь и весь день ходите сам не свой.

24. Перед самой сделкой крупный клиент резко меняет свои условия:

а) Вы, конечно же, соглашаетесь;
б) Это вас обычно очень расстраивает, но делать нечего;
в) Просите дать время на размышления;
г) Просите возможность связаться со своим боссом;
д) Скажете, что ваше руководство также только что подняло неожиданно цены на вашу продукцию. Таким образом, побыстрее предложите заключить сделку на старых условиях, дабы не начинать новых утомительных переговоров;
е) Объясните клиенту, что, мягко говоря, - он не прав.

25. С каким человеком наиболее предпочтительно вести переговоры о крупной сделке:

а) Начальник отдела закупок;
б) Начальник отдела маркетинга;
в) Главный бухгалтер;
г) Руководитель компании;
д) Коммерческий директор;
е) Технический директор;
ж) Родственник руководителя, работающий в компании;
з) Личный секретарь босса.

26. Что предпочтительнее сказать сразу после взаимного приветствия с клиентом:

а) Можно присесть (если клиент сидит), дабы быть в равной позиции, а не позиции просителя?;
б) Комплимент;
в) Я вас не сильно отвлекаю?;
г) Как ваши дела?;
д) Вы никуда не торопитесь?

27. В каком темпе речи вы обычно говорите с клиентом:

а) Быстрее клиента, дабы ничего не забыть и не пропустить;
б) В своём природном темпе речи;
в) На такое обычно внимание не обращаете;
г) Делаете незаметно темп своей речи идентичным с собеседником;
д) Стараетесь говорить медленнее клиента, чтоб он всё услышал правильно и всё понял.

28. В начале и в конце встречи, какие вопросы задавать нельзя?:

а) Закрытые вопросы;
б) Общие вопросы о компании клиента;
в) Уточняющие вопросы о компании клиента;
г) Вопросы пробного завершения сделки;
д) Альтернативные вопросы.

29. Что именно вы продаёте, продавая телевизор SONY:

а) Телевизор «SONY»;
б) Престижность марки «SONY»;
в) Легендарный бренд “SONY», вместе с легендарной историей этой компании, а также с не менее легендарным создателем этой марки;
г) Хорошее настроение для всей семьи покупателя от качественного просмотра телепередач;
д) Престижность представляемой вами компании.

30. На каком этапе процесса продажи необходимо пробовать завершить сделку:

а) Лучше не пробовать;
б) На каждом этапе;
в) В середине процесса продажи;
г) В конце презентации;
д) Когда клиент проявляет некоторую заинтересованность;
е) Всё само логически придёт к завершению.

31. Если клиент согласен купить ваш товар, но хочет такие сроки поставки, которые точно знаете, компания ни за что не успеет выполнить. Вы:

а) Соглашаетесь, дабы не терять хорошую сделку;
б) Объясните, что в этот срок вы не вложитесь по причине высокого спроса на данный товар, и, если конкуренты готовы поставить свою продукцию чуть ли не моментально, значит она мало кого интересует;
в) Честно объясните клиенту, что данные сроки нереальны;
г) Соглашаетесь, надеясь, что небольшая задержка клиенту особо не повредит;
д) Согласитесь, так как сделаете всё возможное, чтобы клиент не был разочарован;
е) Предложите раньше данного срока отгрузить половину товара, затем остальное.

32. После презентации клиент согласен купить ваш товар, но называет заниженную цену от той, что вы ему озвучили:

а) Обычно соглашаетесь;
б) Обычно не соглашаетесь;
в) Это ставит вас обычно в тупик, и вообще - это очень неприятный момент в продаже, так как по такой цене ваши комиссионные окажутся минимальными;
г) Грамотно выкручиваетесь, придя в результате к «золотой середине»;
д) Обосновываете по каждому пункту вашего предложения справедливость названной цены;
е) Говорите, что это слишком мало;
ж) Начинаете демонстративно собирать свои материалы, в надежде, что клиент «одумается»;
з) Встаёте и уходите.

33. Явную заинтересованность клиента выдаёт:

а) Расширившиеся глаза;
б) Прищуренный взгляд;
в) Увеличение зрачка;
г) Сужение зрачка;
д) Холодный пристальный взгляд;
е) На такое не обращаете внимания.

34. Сразу после вашего вопроса: "Вы согласны купить данный товар?", – следует сделать:

а) Попытаться понравиться клиенту удачным комплиментом;
б) Встать со стула;
в) Выдержать паузу;
г) Протянуть ручку для подписания;
д) Спросить: "Вам ведь нравится данный товар?";
е) Разрядить напряжённый момент шуткой.

35. Вы ведёте переговоры с крупной компанией. Помимо директора компании вас слушают ещё 9 человек: 2 заместителя директора, технический, коммерческий и директор по маркетингу, а также 4 офисных работника, которым в случае покупки вашего оборудования предстоит с ним непосредственно работать. Основное внимание более правильно направить на:

а) Генерального директора;
б) На 2-х заместителей директора;
в) Коммерческого директора и директора по маркетингу;
г) На всех сразу;
д) Технического директора и 4-х офисных сотрудников;
е) На 4-х офисных сотрудников;
ж) На руководство в целом.

36. Вы пишете благодарственное письмо клиенту после крупной продажи. Лучше для этого подойдёт:

а) Письмо, написанное от руки;
б) Электронное письмо;
в) Электронное письмо с очень красивым оформлением;
г) Печатное письмо;
д) Благодарственные письма не пишете никогда;
е) Благодарственные письма пишете иногда.

37. Как вы думаете? Люди, купившие какое-нибудь изделие и, видя рекламу его где-нибудь:

38. Вы видите, что ваше оборудование объективно клиенту абсолютно не нужно, но клиент имеет деньги, вы:

а) Очень постараетесь продать ему это оборудование;
б) Не будете даже пытаться;
в) Сильно упорствовать не будете, «купит не купит»;
г) Для вас дело чести получить деньги клиента.

39. Чем более похож ваш товар по всем параметрам с продукцией конкурентов, тем более важны:

а) Солидность вашей фирмы;
б) Цена;
в) Условия доставки;
г) Гарантийные обязательства;
д) Вы.

40. Начальник отдела закупок говорит: «Мне нужно посоветоваться с боссом». Ваши действия:

а) Пожелаете всяческой удачи;
б) Напроситесь вместе сходить на встречу;
в) Будете где-то рядом, вдруг возникнут какие-нибудь вопросы;
г) Постараетесь убедить начальника отдела продаж, что от него всё зависит;
д) Попросите, если что - звонить.

41. Клиент обманывает вас, если:

а) Глаза на мгновение вверх;
б) Глаза на мгновение вниз;
в) Устремляет на вас пристальный взгляд;
г) Прищурился;
д) На мгновение широко открыл глаза.

42. Вы продавец бутика. В какой последовательности нужно продавать товар, чтобы в результате продать больше?:

а) Ремень – $20, рубашка - $40, брюки - $60, куртка - $80;
б) Куртка - $80, брюки - $60, рубашка - $40, ремень - $20;
в) Брюки - $60, куртка - $80, ремень – $20, рубашка - $40;
г) Рубашка - $40, брюки - $60, ремень – $20, куртка - $80;
д) Куртка - $80, ремень - $20, рубашка - $40, брюки - $60;
е) Роли не играет.

43. Клиент – заядлый автомобилист. Лучше сказать ему, что:

а) Вы обожаете рыбалку;
б) Обожаете футбол;
в) Вы – фанат автомобилей;
г) Ваше хобби – футбол и пиво;
д) Вы – большой ценитель искусства.

44. Существенное повышение шансов заключить сделку даёт фраза:

а) Наши счётчики позволят вам сэкономить 50% воды в месяц;
б) Вы сэкономите ваши счета на воду на 50% в месяц;
в) Не установив наши счётчики, каждый месяц вы будете терять 50% денег на воду;
г) Сэкономите, так как не будете ежемесячно терять и выбрасывать 50% денег на воду;
д) Новые счета обрадуют вас, так как вы существенно будете экономить ежемесячно.

45. Как вы себя позиционируете в сознании клиента:

а) Менеджер – профессионал;
б) Приятный продавец;
в) Помощник;
г) Приятный и обаятельный человек;
д) Высокооплачиваемый продавец;
е) Интересный собеседник.

46. На переговорах вас просят об уступке. Вы:

а) Чаще не соглашаетесь;
б) Чаще соглашаетесь;
в) Просите об аналогичной уступке со стороны клиента;
г) Идёте на все просьбы клиента;
д) Просите дать вам время на размышления.

47. Вы хотите, чтобы группа слушателей запомнила важный тезис о товаре. Вы скажете:

а) Запомните, пожалуйста…;
б) Запомните, пожалуйста, важную информацию;
в) Запомните, пожалуйста, это важно;
г) Хотелось бы привлечь ваше внимание к…;
д) Ну, это можно вообще не запоминать...

48. Клиент интересуется положением дел вашей компании на рынке. Вы скажете:

а) Хотелось бы лучше;
б) Лучше не бывает;
в) Правду, какой бы она ни была;
г) Грамотно уйдёте от прямого ответа;
д) А у вашей компании?

49. Спрашивая потенциального клиента, есть ли у него время для разговора, слышите: «Вообще-то я занят, но коротко скажите, что там у вас».

а) Бегло расскажете о своём предложении;
б) Очень постараетесь, чтобы клиент уделил вам максимально возможное время из возможного в данной ситуации;
в) Спросите, когда клиент будет максимально свободен;
г) Постараетесь быстро рассказать основные тезисы вашего предложения;
д) Постараетесь быстро рассказать основные тезисы вашего предложения, а также озвучите его стоимость;
е) Передадите клиенту свои материалы.

50. Что покупает женщина, покупая помаду?:

а) Надежду быть красивой;
б) Надежду понравиться мужчине;
в) Известный бренд;
г) Уникальный состав, цвет помады;
д) Эксклюзив;
е) Надежду быть желанной;
ж) Товар.

51. Какая группа людей, купивших ваш товар и, оставшись им полностью удовлетворённой, будет гораздо активнее рекомендовать его своим знакомым:

а) Пожилые люди;
б) Мужчины;
в) Женщины;
г) Подростки;
д) Дети;
е) Успешные люди.

52. Каждый месяц, по разным причинам, любая компания теряет определённый процент своих клиентов. Ваше мнение о главной причине:

а) Реально сильная конкуренция на рынке;
б) Неудовлетворённость клиента качеством вашего товара;
в) Безразличное отношение продавца к покупателю, и потеря контактов с продавцом;
г) Люди периодически переезжают с места на место;
д) Существует определённый процент людей, которые всегда чем-то недовольны.

Подсчёт баллов теста:
1. а) - 2; б) – 3; в) – 4; г) – 0;
2. а) - 0; б) – 1; в) – 3; г) – 3;
3. а) - 1; б) – 3; в) – 0;
4. а) - 3; б) – 1; в) – 2; г) – 0;
5. а) - 1; б) – 4; в) – 1;
6. а) - 1; б) – 2; в) – 3;
7. а) - 2; б) – 1; в) – 3;
8. а) - 1; б) – 2; в) – 0;
9. а) - 2; б) – 4; в) – 0; г) – 1;
10. а) - 2; б) – 1; в) – 4; г) – 0;
11. а) - 1; б) – 0; в) – 1; г) – 4; д) – 1;
12. а) - 1; б) – 2; в) – 4; г) – 0;
13. а) - 1; б) – 2; в) – 4; г) – 1; д) – 0;
14. а) - 2; б) – 2; в) – 4; г) – 1;
15. а) - 1; б) – 1; в) – 3; г) – 4; д) – 0;
16. а) - 4; б) – 1; в) – 1; г) – 2;
17. а) - 3; б) – 1; в) – 0; г) – 4;
18. а) - 1; б) – 4; в) – 1; г) – 0;
19. а) - 3; б) – 1; в) – 0; г) – 4;
20. а) - 1; б) – 0; в) – 4; г) – 2; д) – 4; е) – 1;
21. а) - 1; б) – 2; в) – 4; г) – 3; д) – 1;
22. а) - 2; б) – 1; в) – 4; г) – 2;
23. а) - 0; б) – 0; в) – 4; г) – 2; д) – 0;
24. а) - 1; б) – 1; в) – 2; г) – 2; д) – 4; е) – 0;
25. а) - 2; б) – 2; в) – 0; г) – 4; д) – 2; е) – 2; ж) – 1; з) – 1;
26. а) - 2; б) – 4; в) – 1; г) – 2; д) – 1;
27. а) - 1; б) – 1; в) – 0; г) – 4; д) – 2;
28. а) - 4; б) – 2; в) – 2; г) – 2; д) – 2;
29. а) - 1; б) – 3; в) – 3; г) – 4; д) – 1;
30. а) - 0; б) – 4; в) – 1; г) – 3; д) – 2; е) – 0;
31. а) - 1; б) – 4; в) – 2; г) – 1; д) – 2; е) – 4;
32. а) - 1; б) – 1; в) – 1; г) – 3; д) – 4; е) – 1; ж) – 0; з) – 0;
33. а) - 1; б) – 1; в) – 4; г) – 0; д) – 1; е) – 0;
34. а) - 1; б) – 1; в) – 4; г) – 1; д) – 1; е) – 1;
35. а) - 2; б) – 2; в) – 2; г) – 4; д) – 2; е) – 1; ж) – 2;
36. а) - 4; б) – 3; в) – 3; г) – 3; д) – 0; е) – 1;
37. а) - 1; б) – 4; в) – 0; г) – 1;
38. а) - 1; б) – 3; в) – 1; г) – 1;
39. а) - 3; б) – 2; в) – 2; г) – 2; д) – 4;
40. а) - 1; б) – 4; в) – 2; г) – 2; д) – 0
41. а) - 4; б) – 0; в) – 1; г) – 1; д) – 1;
42. а) - 1; б) – 4; в) – 2; г) – 1; д) – 2; е) – 0;
43. а) - 1; б) – 1; в) – 4; г) – 1; д) – 2;
44. а) - 2; б) – 2; в) – 4; г) – 4; д) – 1;
45. а) - 3; б) – 3; в) – 4; г) – 3; д) – 2; е) – 3;
46. а) - 2; б) – 2; в) – 4; г) – 2; д) – 2;
47. а) - 1; б) – 2; в) – 2; г) – 1; д) – 4;
48. а) - 1; б) – 4; в) – 3; г) – 1; д) – 0;
49. а) - 1; б) – 2; в) – 4; г) – 2; д) – 1; е) – 0;
50. а) - 4; б) – 4; в) – 2; г) – 2; д) – 2; е) – 4; ж) – 1;
51. а) - 2; б) – 1; в) – 4; г) – 1; д) – 1; е) – 1;
52. а) - 2; б) – 2; в) – 4; г) – 1; д) – 1.

0 – 133. На данный момент в продажах, вы, к сожалению, полный «чайник». Но есть и хорошая новость: так как вы не и прошли этот тест по продажам, значит собственная судьба вам не безразлична. Читайте, развивайтесь и, поверьте, достичь определённого мастерства в продажах можно довольно быстро.

133 – 166. Вы - типичный «середнячок», как правило, периодически выполняющий план продаж. Если вы непродолжительное время находитесь на этой стадии, всеми силами стремитесь наверх, не планируя долго на ней задерживаться, то этот этап для вас - всего лишь короткий миг, за которым последует нечто большее и лучшее.

Если долгое время находитесь на данной стадии, то вы - либо недостаточно амбициозны, либо просто ленивый человек, пренебрегающий саморазвитием, либо большие заработки вас не интересуют. Во втором варианте «лечение» сложнее. В обоих случаях в ваших же интересах быстрее перейти на следующий этап, так как находясь в данной колонке вам никогда не достичь уважения руководства и коллег, хороших заработков и не сделать настоящей карьеры.

  • Только самодисциплина и интенсивное изучение соответствующей литературы помогут ступить на следующую ступень мастерства и, соответственно, доходов.

166 – 195. В данной графе играет значение каждый балл. Если вы набрали около 170 баллов, вы – молодец! Около 190 – вы практически мастер. Повторяем, здесь играют роль не те знания, о которых вы где-то читали, слышали, проходили на тренингах или интуитивно догадались. Только если попали в данную графу благодаря тому, что всё это применяете на практике, тогда все вы находитесь в своих компаниях на верхних позициях продаж, вы достаточно грамотные и приятные в общении люди. Вы изобретательны, находчивы, творчески мыслите.

  • Это тот случай, где при одинаковом товаре с конкурентами, решающую роль для вашей компании играет ваша личность.

195 – 200. БРАВО! ВЫ – МАСТЕР! ИСКРЕННИЕ ПОЗДРАВЛЕНИЯ! Для любого амбициозного продавца из предыдущих колонок было бы приятно иметь такого наставника. А для вас приятным является то, что вы являетесь «мотором» вашей компании, и, вообще, двигателем экономики, поскольку, продавая в подходящее время, определённым компаниям, нужный товар, - вы способствуете общему развитию всей экономики страны.

  • Пределы своего развития и размеры заработков вы устанавливаете себе сами. БРАВО!

Какой бы уровень вашего мастерства не показал этот тест по продажам , при правильном развитии своих способностей и совершенствовании мастерства, каждый целеустремлённый и трудолюбивый человек способен попасть в 10% любой компании, и даже выше!

Вы сможете дать объявление, которое привлечет перспективных кандидатов, узнать, чего на самом деле хочет потенциальный менеджер по продажам, проверить способности соискателя с помощью секретаря и расчески.

Сегодня в нашем департаменте продаж работает 16 человек. Он включает три отдела:

  • отдел по работе с клиентами - начальник и шесть менеджеров по продажам;
  • экспортный отдел - начальник и два менеджера по продажам;
  • отдел активных продаж - начальник и пять менеджеров по продажам.

Бизнес постояно расширяет территорию, выходит в новые регионы, поэтому новых продавцов ищем раз в квартал. При подборе кандидатов используем метод ассессмент-центра 1 . Соискатели заполняют и , которые максимально показывают, соответствует человек нашим требованиям или нет. Расскажем поэтапно, как с помощью тестов на собеседовании с менеджерами по продажам выбираем лучших кандидатов.

1 Ассессмент-центр - один из методов комплексной оценки персонала, основанный на использовании взаимодополняющих методик и ориентированный на определение реальных качеств сотрудников.

  • Этапы проведения собеседования, или Как найти хорошего менеджера по продажам

Шаг 1. Написать правильное объявление о вакансии

Будущих продавцов находим на открытом рынке - размещаем объявления на профильных и специализированных сайтах. Чтобы гарантированно привлечь внимание соискателей, пишем: «В связи с расширением сферы деятельности компании объявляется конкурс на вакантную должность «управляющий проектами…». Обязательно уточняем, что обучаем новых сотрудников за свой счет, в том числе навыкам переговоров. Указываем, из чего складывается зарплата, отмечаем, что верхней планки дохода нет: «Зарплата = оклад + персональный процент от продаж + командный бонус + бонус за ключевые показатели. Уровень дохода не ограничен».

Объявление размещаем за две недели до конкурса. В назначенный день приглашаем в офис на одно и то же время всех кандидатов, обычно человек 20–30. Затем проводим отбор, который длится четыре-пять часов. Если итоги неутешительны, через две недели повторяем конкурс.

Шаг 2. Разместить кандидатов

Когда приходят соискатели, рассаживаем их в специальном зале. Стулья ставим в шахматном порядке, чтобы всех было видно. Выдаем каждому планшет - с его помощью кандидаты заполняют анкеты и проходят тесты. Конкурс начинаем в назначенный час, например в 16:00. Если кто‑то опаздывает, у него остается меньше времени. Перед началом тестирования кратко рассказываем о фирме, приветствуем соискателей: «Рады видеть вас в нашей компании. Мы работаем на рынке уже 25 лет и постоянно расширяемся. Для всех есть хорошая новость - вам не придется ждать, решение о принятии (или непринятии) на работу мы озвучим уже сегодня. Желаем вам удачи!».

  • Опасные сотрудники: находим тех, кто убивает ваш бизнес

Шаг 3. Тестирование

На заполнение анкеты и четырех тестов выделяем полтора-два часа. В зале находятся два наших сотрудника, которые помогают кандидатам, если возникают вопросы.

Уникальность тестов в том, что мы сразу видим, есть ли у человека предрасположенность к продажам, командный ли он игрок, насколько стрессоустойчив и пр. Бывает, соискатели отказываются выполнять тестовые задания. Это тоже плюс: мы потратили минимум времени на того, кто нам не подходит. Как правило, на этом этапе отсеиваются 15–20 % претендентов.

Анкета. Кандидат указывает основные данные о себе, отвечает на некоторые вопросы, которые его характеризуют: чем увлекается, как относится к алкоголю и курению. Здесь же спрашиваем: «Каковы три главные причины, по которым вы должны быть приняты на эту работу? Что отличает вас от других?».

Тест на определение потребностей в мотивации. Это ключевой тест, который выявляет главные мотивы соискателя и оценивает степень удовлетворенности пяти базовых потребностей на момент заполнения. Как он работает? Человек видит 15 утверждений, каждое из которых должен сравнить с остальными (образец документа). Например, «добиться признания и уважения» и «иметь теплые отношения с людьми» - кандидат выбирает, что для него важнее. Ответ записывает в специальной матрице (рисунок 1).

Итог теста - график, который показывает степень удовлетворенности каждой из пяти базовых потребностей соискателя. У идеального сейлза график похож на букву V (рисунок 2). Важно, чтобы у кандидата были высокие материальные потребности, которые частично не удовлетворены. Низкое значение показателя «социальные потребности» указывает на бесконфликтность человека, умение налаживать контакты и разрешать споры. Среднее значение показателя «потребности в безопасности» свидетельствует, что соискатель не консерватор и в то же время нуждается в стабильности положения в разумных пределах.

Тест Белбина. Этот тест выявляет сильные и слабые стороны кандидата. Кроме того, определяет, какую из восьми ролей человек играет в команде. На должность менеджера по продажам идеально подходят люди с такими ролями (в порядке убывания приоритета):

  • разведчик, или исследователь ресурсов, - ответственен, создает полезные внешние контакты для команды, собирает нужные ресурсы;
  • доводчик, или завершающий работу, - продвигается вперед и настаивает на выполнении плана или проекта, когда энтузиазм других членов команды уже исчерпан, хорошо выполняет и доводит до конца командные задачи;
  • исполнитель - часто выполняет задачи, которыми другие заниматься не хотят, систематически составляет планы и эффективно претворяет их в жизнь.

Тест для сейлза. Включает 17 вопросов-ситуаций с вариантами ответов. Тестирование показывает, насколько организован кандидат, правильно ли представляет работу продавца, умеет ли расставлять приоритеты, как будет действовать в нестандартных обстоятельствах. Вот пример вопроса:

«На первой встрече с заказчиком, которая ограничена по времени, наиболее важно:

  • дать максимум информации о вашей компании;
  • потратить максимум времени на выяснение проблем и потребностей заказчика;
  • дать максимум сведений о характеристиках и преимуществах вашего товара».

Правильный ответ - второй. Клиенту надо продать не продукт, а решение проблемы. Поэтому время надо потратить на выявление потребностей заказчика и сложностей в работе.

Тест на общетехнические знания. Работаем со сложным оборудованием. Клиенты - люди подкованные, поэтому менеджеры по продажам должны обладать базовыми знаниями в области физики и иметь представление о технике, которую мы продаем. В тесте, например, есть вопрос: «Расстояние между молекулами больше размеров молекул. Двигаясь в разных направлениях и не взаимодействуя друг с другом, молекулы быстро распределяются по сосуду. В каком состоянии находится вещество:

  • газообразном;
  • жидком;
  • твердом;
  • газообразном или жидком?».

Правильный ответ - первый.

Чек-лист руководителя для собеседования с кандидатом

Скачайте чек-лист от журнала «Коммерческий Директор», который поможет вам отбирать только нужных людей, принимать взвешенные решения на собеседовании, не поддаваться обаянию кандидата.

Как провести тестирование на собеседовании: 3 этапа

1. «Почему мы?»

Мы засекаем час с момента начала тестирования. Затем по очереди вызываем соискателей на первое блиц-собеседование. Тратим по две-три минуты на каждого кандидата, пытаясь создать о нем первое впечатление. Пока неважно, что человек не закончил проходить тесты, поскольку потом он возвращается в зал и продолжает выполнять задания.

Собеседования обычно проводим вчетвером: начальники департамента и отделов продаж. Соискатель рассказывает о себе, отвечает на вопрос, почему именно его мы должны взять, что от этого выиграет компания. Важно, чтó ответит соискатель и как он это сделает, - это первая проверка на лояльность и стрессоустойчивость. Также оцениваем внешний вид, дикцию, умение держаться и пр. По каждому соискателю делаем пометки в специальной анкете.

2. «Разведка боем»

Второе собеседование начинаем, когда получим результаты всех тестов. Сначала изучаем анкету. Например, там есть вопрос: «Какое достижение вы считаете наиболее важным в вашей жизни?». Один соискатель ответил, что похудел на 30 кг. Значит, есть сила воли. Далее смотрим результаты теста на выявление потребностей. Кандидаты с графиком в виде буквы V нам наиболее интересны. Анализируем итоги теста Белбина. Если ищем менеджера для активных продаж, то обращаем внимание на тех, у кого роль по тесту - разведчик. Итоги тестов на знание методик продаж и общетехнических вопросов тоже анализируем. Если кандидат в этом недостаточно силен, сможем его подтянуть. Изучив результаты тестов, начинаем «разведку боем».

Холодный звонок. Независимо от опыта кандидата, предлагаем ему совершить холодный звонок. Говорим: «Ваш клиент - такое‑то предприятие, задача - позвонить, узнать имя и отчество главного метролога». Наша сотрудница выступает в роли секретаря и «отвечает на звонок». По результатам делаем вывод об опыте работы кандидата, гибкости его ума и умении контактировать с незнакомыми людьми.

«Продай расческу». Тест проводит начальник департамента продаж, поскольку давно не обладает роскошной шевелюрой. Достает расческу и говорит: «Пожалуйста, продайте мне вот этот предмет». Из большого числа кандидатов, что у нас были, это удалось трем-четырем. Теперь они лучшие менеджеры. Например, один предложил применить расческу для забивания мелких гвоздей.

После второго собеседования проводим совещание. Обсуждаем, с кем работать дальше, а кому отказать. После собрания начальник департамента продаж выходит к соискателям и называет фамилии тех, кто остается. С другими прощаемся. Как правило, на третье собеседование попадают три-четыре человека, не больше.

3. «Зачем вам это нужно?»

На этом этапе смотрим, насколько человек стремится работать в нашей компании. Для этого начинаем отговаривать соискателя, убеждаем, что работа сложная: командировки - две недели в месяц. Далее наблюдаем за реакцией. Один кандидат убедил нас так: «На прежнем месте мне неинтересно, я готов обучаться и приносить компании прибыль». Мы возразили: «У вас жена и маленький ребенок». Соискатель ответил: «Мы уже все согласовали. Я хочу, чтобы вы меня взяли».

Еще задаем вопрос: «Если мы примем положительное решение, вы готовы завтра выйти на работу?». Кандидата, которого действительно хотим заполучить, готовы и подождать несколько дней.

На этом же собеседовании уточняем финансовые запросы соискателя. После того как человек сформулирует требования, начальник департамента продаж подводит его к мысли, что ожидания по зарплате завышены. Однако чтобы не отпугнуть кандидата, обязательно рассказываем, как формируется доход продавца, сколько он будет получать при выполнении плана и какие зарплаты у опытных менеджеров. Для справки: на стабильный доход новый сотрудник выходит за первый год работы.

  • 3 инструмента, которые позволят выбрать отличного руководителя отдела продаж

Обучение

Соискателей, по которым приняли положительное решение, берем на работу с испытательным сроком. Обучаем в течение месяца. Зарплата на этот период - средняя по рынку. Затем проводим аттестацию: проверяем технические знания, навыки переговорщика, знание продукции. Для тех, кто сдал экзамен, устанавливаем испытательный срок в три месяца с зарплатой в размере повышенного оклада. Если в это время новый сотрудник заключает сделки, то по их завершении получает процент от маржинального дохода.

Каждому новичку выделяем наставника - опытного менеджера или руководителя отдела продаж. Этот человек ездит вместе с начинающим продавцом на первые десять встреч с клиентами. Кроме того, каждую пятницу после подведения итогов проводим тренинг по продажам и продукции.

Пять видов мотивации

Мы применяем как материальную, так и нематериальную мотивацию.

Проценты с маржи. Если с клиентом работаем давно, платим стандартный процент от маржи. Если предприятие новое, или продавец вернул заказчика, с которым год не работали, или удвоил оборот с действующим покупателем, то выплачиваем повышенный процент. Главное правило: у нас нет верхнего порога. Так, в 2016 году несколько наших сотрудников одновременно сделали первые взносы по ипотеке, купили автомобили и поехали отдыхать за границу.

Командная премия. Если компания за месяц выполнила план по продажам и по выставленным счетам, то каждый сотрудник получает премию. Ее размер для менеджеров и «бюджетников» (бухгалтеры, логисты) - порядка 5 тыс. руб., для начальников отделов - выше.

Личная премия за квартал. У каждого работника есть личный план на квартал. Планы на месяц определять неразумно, так как у нас длинные продажи - сделки могут занимать несколько месяцев. Если менеджер выполнил личный план, то получает дополнительную квартальную премию.

Оплата проезда. Продавцы проводит в командировках 30–50 % времени. Если предстоит поездка в город в пределах 1000 км от Самары, то менеджер, отработавший менее года, едет в плацкартном вагоне. Опытные продавцы вправе выбрать купе. Если командировка дальняя (свыше 1000 км), сотрудник летит на самолете. Выделяются деньги и на такси, потому что львиная доля клиентов находится в промзонах.

Нематериальная мотивация. Рабочий день у нас длится с 9:00 до 17:30. Обедают сотрудники за счет компании: еду привозят каждый день из кафе. Еще оплачиваем сотовую связь, отмечаем дни рождения, свадьбы, появление детей. Лучшему сотруднику месяца в каждом отделе вручаем переходящее красное кресло.

  • 10 лучших вопросов для собеседования с менеджером по продажам

Результаты

Текучести кадров в нашей компании практически нет: за последние полтора года уволились только два человека. В 2016 году по сравнению с 2015‑м рост бизнеса составил 60 %, средний чек увеличился на 70 %. К середине ноября 2016 года мы уже выполнили годовой план продаж и оставшиеся полтора месяца работали на перевыполнение. В 2017 году запланировали рост еще на 50 %, поэтому регулярно устраиваем отбор кандидатов с использованиемтестов на собеседовании для менеджеров по продажам.

Более 70 % российских компаний регулярно производят оценку персонала, сколько же из них используют аттестационные процедуры, сказать сложно. Более того, мнения экспертов о целесообразности аттестации именно коммерческих служб разнятся. Как бы то ни было, полтора года назад мы приняли коллегиальное решение о запуске собственной программы дифференциации персонала и не прогадали. Производительность подразделения увеличилась в среднем на 10 %. Рассказываем, в чем ее суть.

Виталий Лоханков,

генеральный директор, «ТБМ-Поволжье»

В этой статье вы прочитаете:

    Что дает аттестация менеджеров по продажам компании

    Как провести оценку работы менеджеров по продажам

    Готовая программа аттестации персонала от практиков

Аттестация менеджеров по продажам не закреплена в российском законодательстве. Поэтому она давно уже стала комплексом HR-методик, адаптированных для отдельно взятого предприятия. Мы при формировании такого комплекса использовали метод дифференциации персонала и элементы классической аттестации для оценки работы менеджеров по продажам.

Из «классики» почерпнули основное: оценке подлежит весь коммерческий персонал; оцениваются как личностно-деловые характеристики (компетенции) работников, так и результаты их труда; оценка проводится экспертным методом и регулируется специально разработанным положением; периодичность процедуры - два раза в год.

  • Делегирование полномочий в организации: эффективные методы

Идея дифференциации персонала тоже не нова, в конце ХХ века она получила развитие и была реализована в передовых западных компаниях, таких как General Electriс, Knorr-Bremse Systeme fuer Nutzfahrzeuge GmbH, Zahnradfabrik Friedrichshafen AG, Cummins Inc. и др. Дифференциация персонала предполагает оценку и разделение разных по эффективности сотрудников на группы (рисунок 1).

Понятно, что распределение сотрудников по группам прежде всего влияет на систему вознаграждений, удержание лучших сотрудников, увольнение работников с низкой результативностью.

В декабре 2010 года в компании был открыт проект «Дифференциация коммерческого персонала». В состав рабочей группы вошли сотрудники службы управления персоналом, директора филиалов, лучшие сотрудники из категории коммерческого персонала. В течение полугода команда разрабатывала методику оценки коммерческой службы (выездных менеджеров, региональных представителей, офис-менеджеров, продукт-менеджеров, офис-продукт-менеджеров). Для начала мы определили цели дифференциации(рисунок 2).

Когда руководство компании поддержало предложение рабочей группы аттестовать сотрудников, было разработано положение «О дифференциации коммерческого персонала компании «ТБМ», и в июле 2011-го была запущена процедура дифференциации службы сбыта. В рамках нашей процедуры оценки существует два основных рейтинга - эффективности и потенциала персонала.

Рейтинг эффективности ежеквартально автоматически формируется для каждой должности по заранее утвержденным показателям (например, динамика оборота по участку, выполнение плана продаж по участку и динамика оплаты задолженностей), после чего размещается на внутреннем корпоративном портале (таблица 1).

  • Как правильно проводить собеседование: ключевые правила

Рейтинг потенциала составляется на основе оценки личностно-деловых качеств сотрудника (лидерство, профессионализм, ориентация на результат и т. д.). Экспертами выступают непосредственные руководители и коллеги оцениваемых сотрудников (таблица 2). Показатели в таблице - это уровень развития каждой из компетенций сотрудника (в баллах от 1 до 4).

Первый уровень - уровень некомпетентности: компетенция слабо выражена, менеджер не понимает ее важности, не пытается ее применять и развивать. Второй уровень - уровень развития: работник находится в процессе освоения данной компетенции, понимает важность, но пока не в полной мере проявляет необходимые умения и навыки в работе, компетенция нуждается в значительном развитии. Третий уровень - уровень опыта:сотрудник эффективно проявляет компетенцию во всех базовых рабочих ситуациях, деятельность требует незначительной корректировки. Четвертый уровень - уровень мастерства: высокий профессионализм, менеджер без труда справляется с задачами в нестандартных и сложных ситуациях.

По итогам двух рейтингов формируется оценочная матрица, которая позволяет руководителю подразделения принимать комплексные меры для более эффективного применения таланта сотрудника, пересмотра должностного оклада, карьерного роста, обучения, формирования кадрового резерва компании, выявления несоответствия компетенций должностным обязанностям (таблица 3).

Процедура дифференциации проходит с сотрудником в форме беседы, в ходе которой обсуждаются причины отклонений в результатах, перспективы развития сотрудника. Руководители подразделений совместно со службой управления персоналом на основании таких бесед формируют план продвижения сотрудников, пути реализации развивающих и стимулирующих мероприятий.

Наши руководители сбытовых подразделений применили аттестацию, чтобы качественно оценить эффективность сотрудников и грамотно распределить между ними нагрузку.

Виталий Лоханков окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. В «ТБМ-Поволжье» пришел в 2002 году на позицию офис-менеджера. С 2004 года - генеральный директор.

«ТБМ-Поволжье» - торговая компания, осуществляет поставку комплектующих и фурнитуры для производства окон, дверей и мебели. Основана в 1997 году, имеет 4 филиала и 6 региональных представительств. Штат - более 120 сотрудников. Входит в холдинг «ТБМ». Официальный сайт - www.tbm.ru

Обсудить статью с коллегами можно

Случайные статьи

Вверх