Выбор внешней вспышки. Коротко о главном

Если вы серьезно увлекаетесь фотографией, вы задумывались над покупкой внешней вспышки для вашего фотоаппарата. Внешняя вспышка дает фотографу огромные возможности как при репортажной съемки, так и для проведения постановочных фотосессий. Но как выбрать вспышку, которая нужна именно вам? В этой статье мы расскажем о самых важных характеристиках вспышек, на которые необходимо обратить внимание при покупке, а также поможем выбрать нужную вам вспышку.

Покупая какую-либо вещь надо прежде всего почитать о ее характеристиках. И выбор вспышки — не исключение. Поэтому прежде всего узнаем, какие характеристики особенно важны при выборе вспышки. Понимание этих вещей поможет вам в дальнейшем разобраться в модельном ряду и выбрать подходящую вам вспышку.

Ведущее число — основная характеристика вспышки, говорящая о её максимально мощности.

Ведущее число указывает максимальное расстояние в метрах с которого можно получить правильно экспонированный кадр при ISO 100 и диафрагме 1.

Проще говоря, чем больше ведущее число, тем больше максимальная мощность вспышки.

TTL — это технология по которой камера замеряет экспозицию и выставляет мощность вспышки для получения правильно экспонированного кадра. Иногда, вспышка делает предварительный импульс перед кадром для оценки степени освещенности.
Каждый производитель фототехники использует свои наработки для улучшения обычного TTL, например, Nikon использует i-TTL, а Canon — E-TTL.

Автоматический зум. Снимая зум объективом, фотограф часто изменяет фокусное расстояние. Для того, чтобы соответствовать изменению фокусного расстояния вспышки оснащаются автоматическим зумом. Он представляет собой рассеивающую линзу, находящуюся сразу перед лампой вспышки. Перемещаясь, она меняет рассеивание света.

Таким образом, используя зум, вспышка может сосредотачивать импульс в центре кадра, либо давать более заполняющий свет. А значит, вспышка будет сама подстраиваться под кадр который вы снимаете, будь то групповая фотография или крупноплановый портрет снятый на длинном фокусном расстоянии.

Минимальное время перезарядки — указывается время перезарядки вспышки при использовании новых АА батарей. Эта характеристика особенно важна, если вы планируете снимать репортажи, где от скорости перезарядки вспышки зависит — успеете ли вы «поймать» кадр или нет.

Контроль экспозиции — эта опция описывает доступные режимы съемки для вспышки, например — медленная синхронизация, подавление эффекта «красных глаз», синхронизация по задней шторке, автоматическая высокоскоростная синхронизация FP, блокировка мощности вспышки и прочие.

Поворотная головка позволяет менять направление светового потока. Проще говоря, эта характеристика говорит о том, сможете ли вы направить головку вспышки в потолок или в сторону.

Это основные характеристики вспышек. Так же в зависимости от модели есть такие возможности, как пробное срабатывание, тестирующие предвспышки, вспомогательная подсветка АФ, моделирующий свет и прочие «фишки».

Теперь, когда мы знаем, что означают характеристики вспышки, попробуем выбрать модель, которая подходит именно вам.

Прежде всего, надо определиться — для каких съемок вам нужна вспышка и исходя из этого выбирать модель, которая вам подойдет.

По сути все вспышки можно разделить на три класса:

Отдельный тип вспышек это макровспышки .

Если вы увлекаетесь макрофотографией — снимаете цветы, растения или насекомых, вам нужна именно такая вспышка. Суть макровспышки в том, что она крепиться на сам объектив, тем самым ее свет будет идти прямо на объект съемки. При использовании обычной вспышки, свет идет сверху от объектива. А значит, если вы снимаете маленький объект, свет может просто на него не попасть или вы получите некрасивые тени. Макровспышка подсветит тени на вашем объекте съемки и вы сможете получить интересную фотографию.

Как вы видите, самое главное, это определиться с тем, что вы хотите снимать. Нужна ли вам вспышка просто для съемки друзей на вечеринках или для серьезных репортажных съемок — для каждой цели вы можете найти нужную вам модель.

Выбор внешней вспышки для фотоаппарата – с такой задачей сталкиваются многие владельцы «зеркалок». В этой статье мы разберем – какими бывают внешние вспышки, чем они различаются между собой, и в каких целях применяются, так, чтобы Вы смогли сделать наиболее обоснованный выбор! Фотолюбители также называют это устройство "блиц" или "пыха".

Вообще-то в большинстве аппаратов уже есть встроенная вспышка. Что заставляет людей «изменить» ей, чем внешняя вспышка может оказаться полезнее, чем встроенная в Ваш фотоаппарат?

Мощность (ведущее число) вспышки

В первую очередь – практически любая внешняя вспышка гораздо мощнее (ярче) – встроенного решения. Однако и внешние вспышки – имеют различную мощность, называемую «ведущим числом» вспышки фотоаппарата. Если процитировать Википедию - то ведущее число - это максимальное расстояние в метрах от фотовспышки до объекта съемки при котором обеспечивается получение нормально экспонированного изображения среднего (18 % серого) объекта при чувствительности 100 единиц ISO и диафрагме f/1. В общем этот показатель характеризует максимальную энергию светового импульса данной фотовспышки , и для нас это – главное!

Это и есть – первая и важнейшая характеристика вспышки. Часто – ведущее число вспышки фотоаппарата даже фигурирует в ее названии.

Например: Canon EX 580 II . Ее ведущее число равняется 58, и такая вспышка считается довольно мощной . А у вспышки Metz mecablitz 36 AF-5 ведущее число – равняется 36 – эта вспышка считается «средненькой », но также гораздо более мощной – чем любая встроенная. Для сравнения, скажем – ведущее число встроенной вспышки в фотоаппарате Nikon D5100 - равняется 12.

Чем мощнее вспышка – тем более объёмные помещения Вы сможете с ее помощью освещать, тем более далеко находящиеся объекты – подсвечивать

Но мощность – не единственная характеристика, на которую стоит обращать внимание при выборе и покупке вспышки.

Совместимость фотовспышки

Вторая важнейшая характеристика – совместимость фотовспышки с Вашим фотоаппаратом. Да, практически все вспышки Canon – совместимы с фотоаппаратами Canon, но если Вы покупаете вспышку Metz, или Sigma – то важно не ошибиться! Некоторые производители фотографических принадлежностей – такие как Metz, или Sigma, Acmepower – выпускают вспышки для камер разных производителей, и между собой они не совместимы, поскольку система крепления к фотоаппарату у них разная!

Рекомендуется использовать вспышки – произведенные тем же изготовителем, что и сам фотоаппарат, это обеспечит наиболее четкую, бесперебойную работу с пыхой. Хотя, при стеснении в финансах, можно выбрать и сторонних производителей.

Наличие поворотной головки

У некоторых – наиболее дешевых вспышек – нет поворотной головки, в связи с чем снимать такой вспышкой можно только «в лоб», что не всегда хорошо, такие пыхи лучше всего использовать в качестве дополнительных (если снимаете не одной вспышкой).

Для повседневного использования – рекомендую выбирать вспышку с поворотной головкой, и с такой, чтобы угол поворота головки в верх – был не менее 90 градусов. И чтобы по бокам она также поворачивалась свободно – на все 180 градусов. Это поможет Вам при создании различных световых эффектов.

Ручной зум

У хорошей вспышки должна быть возможность ручного «зума». «Зуммирование» вспышки используется тогда – когда Вы пользуетесь объективами с переменным фокусным расстоянием, или несколькими объективами с постоянным фокусом – с помощью механизма зума вспышка адаптируется под конкретный угол обзора объектива, «фокусируясь» вместе с объективом. Но иногда этот механизм может работать не так, как Вы желаете – для этого и желательно иметь возможность вручную подправить «зум».

В характеристиках фотовспышки часто можно увидеть максимальный и минимальный углы освещения, или фокусные расстояния объективов – под которые может подстраиваться вспышка. Например: 28 - 85 мм. Чем меньше первое число, и чем больше второе – тем лучше, тем удобнее будет работать с различными объективами.

Широкоугольный диффузор (рассеиватель)

Диффузор – он же рассеиватель – очень желательный элемент вспышки. С его помощью Вы сможете получить наиболее равномерное освещение при использовании широкоугольного объектива.

Широкоугольный рассеиватель внешней вспышки фотокамеры

Управление мощностью вспышки

Обычно бывает TTL, E-TTL, и ручная. E-TTL, и ручная настройка мощности вспышки – крайне полезна в повседневной работе.

Тип синхронизации

Бывает «по передней шторке» и «по задней шторке» затвора. Лучше, чтобы можно было настроить оба варианта. Иметь оба варианта - необходимо для некоторых художественных эффектов.

Способность выступать в роли ведущей или ведомой вспышки

В процессе фотосессии - иногда требуется использовать несколько вспышек - одновременно. Например - при . На этот случай - у большинства внешних вспышек - есть специальная подставка, и практически все вспышки могут работать в качестве дополнительных (ведомых) - вспыхивая одновременно с ведущей вспышкой, но не все (особенно - не все встроенные) они умеют быть "ведущими" - и "поджигать" другие внешние вспышки.

Стробоскоп

Функция стробоскопа – бывает не лишней для некоторых фотографических эффектов, но большого внимания на нее обращать не стоит.

Питание вспышки фотоаппарата

Желательно, чтобы вспышка могла «питаться» от пальчиковых батареек и аккумуляторов. Тогда при необходимости – Вы сможете купить их в любом месте.

Обратите, также, внимание на число срабатываний от одного комплекта батарей. Чем оно больше – тем лучше. Авто отключение также поможет Вашей вспышке сохранить заряд аккумуляторов.

Пыле и влагозащищенность

Не многие вспышки могут похвастаться пыле/влагозащищенной конструкцией. Такое удовольствие - стоит денег...

Цена вспышки для фотоаппарата

Чем больше мощность вспышки, и чем больше других функций, «наворотов» - тем дороже блиц, поэтому перед покупкой важно определиться – какие из функций Вам будут необходимы, дабы не потратить деньги напрасно.

Наличие аксессуаров для вспышки

Например - наличие кронштейна для установки пыхи с боку фотоаппарата, наличие кабеля выносной колодки, дополнительного внешнего блока питания... все это необходимо учитывать - при необходимости.

Приведем для примере - комплект аксессуаров для вспышки Canon 580EX II


Аксессуары для вспышки фотоаппарата Canon 580 EX II

  1. Вспышка Speedlite 580EX II (На камере/ведущая)
  2. Передатчик ST-E2 для вспышек Speedlite. Специальный передатчик для беспроводного дистанционного управления ведомыми вспышками 580EX II/430EX.
  3. Компактный блок элементов питания CP-E4. Компактный и легкий переносной блок внешних элементов питания. Обеспечивает тот же уровень пыле- и влагозащищенности, что и у пыхи 580EX II. Предназначен для установки восьми щелочных элементов питания или Ni-MH аккумуляторов типоразмера AA. Также допускается использование литиевых элементов питания типоразмера AA.
  4. Вспышка Speedlite серии EX с функцией ведомой.
  5. Кабель выносной колодки OC-E3. Обеспечивает подключение 580EX II, расположенной на расстоянии не более 60 см/2 футов от камеры. Обеспечивает тот же уровень пыле- и влагозащищенности, что и у 580EX II. Возможно использование всех автоматических функций камеры EOS.
  6. Кронштейн SB-E2 для вспышек Speedlite

В отдельный разряд вспышек можно выделить макро-вспышки

Макро -вспышки отличаются от обычных - своей конструкцией и предназначением. Их мощность - меньше чем у обычных внешних вспышек, но большей и не требуется - ведь съемка производится на очень близком расстоянии. Но выбор макро- вспышки для фотоаппарата - тема отдельная...


Проверка внешней фотовспышки

Проверка вспышки - в общем-то не не составляет большого труда, и особых премудростей тут нет.

Рекомендую, при покупке - нацепить пыху на Ваш (обязательно - на ВАШ!) фотоаппарат, установить настройки на автоматические, и попробовать сфотографировать продавца или Вашего друга - со вспышкой направленной напрямую "в лоб" - сначала с расстояния в 1 метр, потом - с расстояния в 3 метра. Если ни в том ни в другом случае пересветов не будет - то вспышку можно смело брать!

Толковое видео на тему съемки со вспышкой:

Если у Вас имеются какие-либо дополнительные вопросы посвященные выбору фотовспышки , прошу задавать их в комментариях этой статьи!

В данной статье я рассмотрю только ‘родные’ вспышки Nikon Speedlight серии SB, которые могут работать в современном режиме i-TTL.

Перед самой покупкой советую подумать над тем, нужна ли она вообще. Для этого советую ознакомиться с материалами в статье на тему ‘ ‘. Если же покупка вспышки оправдана, то компания Nikon предоставляет вот такие внешние вспышки:

Вспышка Вес, г Зум Master Slave Подсветка В.Ч., м Комментарий
SB-300 97 27мм, без зума нет нет нет 18 Самая легкая вспышка Nikon. Очень простая. Использует маленькие батарейки ААА, не поддерживает FP.
127 27мм, без зума нет нет нет 21 Очень простая вспышка. Нет режима FP.
226 24мм, без зума есть (только на старших камерах) есть есть 24 Маленькая вспышка без дисплея, но умеющая хороший набор базовых функций.
300 24-85мм нет есть есть 30 Морально устаревшая любительская вспышка, неплохой функционал за свои деньги
360 24-120мм есть есть есть 28 Легкая функциональная вспышка. Очень хороший вариант. Рекомендую.
350 24-105мм есть есть есть 38 Мощная, но устаревшая профессиональная вспышка.
425 17-200мм есть есть есть 34 Хорошая профессиональная вспышка .
420 17-200мм есть есть есть 34 Флагманская модель. Одна из лучших
SB-5000 420 17-200мм есть есть есть 34.5 Флагманская модель. Лучшая в своем роде .
SB-R200 120 35мм, без зума нет есть нет 10 Может работать только как ведомая вспышка с помощью , не может быть использована на камере. Нет дисплея для управления вспышкой. Эта вспышка предназначена для макросъемки.

Зум — пределы зумирования головки вспышки, Master — возможность дистанционного управления другими вспышками, Slave — возможность работы в ведомом режиме, Подсветка — возможность вспомогательной подсветки для автоматической фокусировки, В.Ч — .

Если быть предельно кратким, то лучшими внешними вспышками являются флагманские профессиональные вспышки Nikon Speedlight SB-5000 и . Разница между и не столь велика, про отличия 900-тки и 910-тки я детально описал в обзоре . Для профессиональной съемки нет других родных альтернатив, так как морально устарела, да и не выпускают ее больше. Вспышки , 900, 910, в отличие от всех остальных из данной статьи имеют .

Если же снимать днями напролет со вспышкой не нужно, то для более простых задач очень хорошо подойдут вспышки и . Жаль, но уже не выпускают, эта вспышка достаточно легкая, функциональная, но не умеет управлять другими вспышками с помощью . Вспышка стоит достаточно дешево, но найти ее новой очень сложно. В отличии от , новая имеет более широкий зум, более простое управление через большой дисплей и умеет работать в режиме Master.

И SB-300 являются самыми простыми и самыми дешевыми внешними вспышками от Nikon. Эти вспышки очень легкие, а потому с ними не будет никаких проблем с распределением веса при использовании на любительских камерах по типу , и т.п. Эти вспышки идеально подходят для камер Nikon Coolpix. Правда, с и SB-300 нельзя будет почувствовать все преимущества работы с внешней вспышкой, такие как подсветка фокусировки, быстрая синхронизация или удаленное управления. Внимание: вспышки Nikon SB-300 и никак нельзя использовать с нечипованными объективами ( объективы, и т.д.) и некоторыми камерами ( , точный список неизвестен).

Личный опыт

Я пользовался практически всеми вспышками от Nikon, все они имеют свои особенности. В последнее время у меня на службе две вспышки: и . Очень хорошим вариантом для любительской и несложной профессиональной съемки может выступать . Если очень сильно абстрагироваться, то выбирать приходиться из 900\910 и 700тки.

Считаю, что на 2017 год является лучшим вариантом по критерию цена/качество.

Этот вопрос часто беспокоит начинающего фотографа, который решился на покупку серьезного источника света и недоволен встроенной вспышкой. Аксессуары и приспособления для встроенных вспышек, распространенные на рынке – это не реальная помощь, а просто еще один способ заработать деньги. Внешняя вспышка открывает целый мир новых возможностей освещения перед фотографом. Особенно если выбор пал на фотовспышки от производителя камеры. Так какую же вспышку выбрать?

У каждого производителя есть целая линейка вспышек по разной цене. Многие фотографы пугаются цен на профессиональные вспышки беспричинно. Дешевые вспышки ограничены по функциям и не такие мощные.

Для начала ответим на вопрос, зачем фотографу нужна вспышка? Вот яркий портрет маленькой девочки на руках у мамы:

Чтобы получить такой мягкий, направленный свет, вспышку нужно отразить. При отражении площадь падающего света становится больше, и свет выглядит мягче. Одного потолка над головой фотографа для таких целей не хватит. При отражении от потолка получится плоский свет, который не подчеркнет форму и объем объекта съемки. Посмотрите на портрет внимательно: правая сторона лица девочки освещена больше, чем левая.

Именно взаимодействие света и тени в этом освещении делает портрет интересным. Чтобы получить такой свет, мне пришлось рассчитать его направление и развернуть вспышку так, чтобы свет от нее отразился от интерьера комнаты и попал на объект сбоку.

Таким образом, получить мягкий направленный свет, мне нужна вспышка, головка которой будет вращаться как вверх, так и в разные стороны . Поэтому, размышляя над тем, как выбрать вспышку, не берите в расчет фотовспышки, которые можно направить только вверх, либо совсем невозможно развернуть. Любые ограничения – это лишняя трата денег. Лучше подкопить больше денег на гибкую, функциональную вспышку.

Кроме того, при отражении вспышки теряется много света. Однако наша цель не использовать свет эффективно, а получить мягкий и направленный его поток, поэтому, чтобы получить свет достаточной яркости для освещения объекта, нужно выбрать мощную вспышку. Таким образом, второе условие – это большая мощность вспышки . Чем мощнее, тем лучше.

Я активно использую TTL-технологию в своей работе, поэтому горячо рекомендую приобрести вспышку с поддержкой TTL и полной интеграцией с фотоаппаратом .

Вывод: я рекомендую каждому фотографу, даже тому, кто впервые покупает импульсный свет, приобрести самую мощную и дорогую вспышку конкретного производителя. Даже если вам кажется, что цена слишком высока по сравнению с камерой или объективом, сочетание гибкости, мощности вспышки и ее интеграции с камерой – это лучший аргумент в пользу дорогого продукта. Простая и нефункциональная вспышка малой мощности только расстроит покупателя своим ограниченным потенциалом. Полнофункциональная фотовспышка, наделенная лучшими характеристиками, упростит жизнь фотографа и обеспечит ему свободу творчества.

Если у вас Nikon, очевидный выбор – Nikon SB-910 Speedlight. Это полнофункциональная мощная вспышка, которую можно развернуть на 180 градусов в обе стороны, что обеспечивает ее гибкость при отражении света.

Если у вас фотокамера Canon, лучший выбор для этого бренда – фотовспышка Canon 580EX II Speedlite. Эту вспышку также можно развернуть на 180 градусов в обе стороны. Такая функция доступна только в дорогих моделях.

Если у вас фотоаппарат другого производителя, то я рекомендую Pentax AF-540 FGZ P-TTL для владельцев Pentax, Sony HVL-F58AM для владельцев Sony и Olympus FL-50R для владельцев Olympus. Они дорогие, но не ограничивают творческий потенциал фотографа.

Перевод: Екатерина Симаченко

Любой человек, имевший дело с фототехникой, пусть даже в виде камеры смартфона, знает, что качество фотографий сильно зависит от освещения. При слабом свете фотографии не получаются, либо имеют низкое качество. При этом, чем ярче освещен объект, тем больше простор для выбора настроек. Освещение может быть естественным (например, солнце) или искусственным. Искусственное освещение, в свою очередь, может быть постоянным или импульсным . Импульсным освещением являются различные устройства, объединяемые общим понятием “вспышка”. Именно о них будет наша статья.

Для начала, расскажем о достоинствах и особенностях фотовспышек.

    Энергоэффективность. Вспышка, как можно понять, работает очень малый промежуток времени. Если быть точным, это время даже меньше, чем выдержка обычной фотокамеры. Поэтому энергия источника питания не будет тратиться на создание потока света, когда он не нужен.

    Единство цветовой температуры. Все вспышки имеют одинаковую цветовую температуру. То есть, если вам нужно использовать одновременно несколько вспышек, можно использовать разные, от разных производителей.

    Широкие творческие возможности. Вспышки имеют высокую яркость, благодаря чему можно использовать отраженный свет, либо свет, прошедший через какой-либо рассеиватель. Яркость вспышек может быть сильнее, чем у прямых солнечных лучей: вы даже на ярком солнце можете создать тот светотеневой рисунок, который вам нужен.

    Удобство. Современные фотовспышки надежны, имеют простое управление и небольшую стоимость. Например, пара накамерных вспышек легче, чем набор объективов для камеры со сменной оптикой, но дает не меньшие творческие возможности.

Как говорилось, все фотовспышки достаточно четко разделяются на накамерные и студийные. Расскажем о них по отдельности.

Накамерные вспышки

Накамерные вспышки, как понятно из их названию, устанавливаются на камеру, снабженную так называемым “горячим башмаком”. Данные крепления, несмотря на внешнюю схожесть, имеют разное расположение электрических контактов, поэтому накамерные вспышки в большинстве случаев рассчитаны на камеры определенного производителя.


Внимательнее рассмотрев крепление у какой-либо вспышки, мы увидим, что контактов достаточно много, благодаря чему становится понятно: они служат для передачи данных. Это связано с автоматическими режимами работы камеры, о чем рассказано ниже.

Будучи портативными устройствами, накамерные вспышки имеют облегченную конструкцию, то есть пластиковый корпус и оптику.

При выборе накамерной вспышки следует обратить внимание на следующее:

Фокусное расстояние

Накамерные вспышки с помощью собственной встроенной оптики могут “подстраиваться” под эквивалентное фокусное расстояние объектива. Собственно, в настройках вспышки вы можете указать это фокусное расстояние, дабы максимально эффективно использовать её мощность.


Ведущее число

Это условная величина, измеряемая в метрах, характеризующая мощность вспышки.

В основных характеристиках накамерных вспышек всегда указывается ведущее число на максимальном зуме вспышки, так как оно просто больше. На это стоит обратить внимание. Поэтому современные вспышки с ведущим числом 60 на фокусном расстоянии 200 мм не отличаются по мощности от вспышек предыдущего поколения с ведущим числом 58 на 120 мм.

Режимы

Вход для синхрокабеля представляет собой разъем jack 3,5 мм, реже jack 6,3 мм (аналогичен аудио разъему наушников). При замыкании его контактов срабатывает вспышка. Для этого на фотокамерах может присутствовать так называемый PC-разъем, который и соединяется со вспышкой синхрокабелем для синхронизации вспышки со срабатыванием разъема камеры.

Для несложных задач студийной съемки могут использоваться так называемые лампы-вспышки. Они представляют собой вспышку в корпусе, рассчитанном под патрон E27, отличаются низкой ценой и простотой в использовании. Минус таких вспышек - невысокая мощность.


Выводы

Рассматривая основные характеристики современных вспышек, приходишь к выводу, что они не так сильно меняются со временем. Например, десять лет назад функционал накамерных и студийных вспышек был очень схож с тем, что есть сейчас. Однако, с приходом китайских производителей поменялось и кое-что очень важное - цена. Она уменьшилась в три-четыре раза, как на накамерные, так и на студийные вспышки (относительно стоимости фотоаппаратов и объективов). В итоге, съемка с искусственным освещением стала доступной, многие покупают студийный свет в личное пользование. Так что, если вы задумываетесь о том, как реализовать творческие возможности вашей камеры, советуем присмотреться именно к различным фотовспышкам.

Случайные статьи

Вверх