Тургенев «Воробей. Воробей: детям о природе Рассказ про воробья художественная литература

Но это мини сказка - ни совсем про воробья

Жила-была девочка Аня. Вроде бы обычная девочка, но только очень любила она задавать сама себе вопросы и придумывать разные забавные ответы. Однажды бледно-серым, мокрым осенним днём сидела Анечка на подоконнике и смотрела в окошко. Уныло капал дождик, вечер качал раздетые деревья и только воробьи будто бы и не замечали грусти этого дня - летали на перегонки, весело щебетали и даже не мёрзли.
- Интересно, - подумала Аня, - а птицы когда-нибудь грустят? Они умеют думать, радоваться, мечтать? И как это когда ты такой маленький, а мир вокруг такой большой? Побыть бы хотя бы денёк воробушком - полетать, почирикать, наверное, это действительно очень весело. И только Аня так подумала, как вдруг мир вокруг неё закрутился-завертелся и стал мгновенно увеличиваться в размерах. Или это Аня стала уменьшаться.. Ещё минутка и в форточку выпорхнул маленький, пушистый комочек цвета осеннего дождя. То ли Ане показалось, то ли это правда всё случилось с ней, но она ощущала, что на самом деле летает и такой большой-большой мир вокруг неё принадлежит ей целиком. Как же тут не радоваться, когда НЕБО - ТВОЁ, ЗЕМЛЯ ВНИЗУ - ТВОЯ, СВОБОДА И РАДОСТЬ ПОЛЁТА В ТВОИХ КРЫЛЬЯХ. И пусть ты такой маленький, но кажется, что всё, что хочешь, тебе подвластно. Ведь ты летаааааааешь... Оказывается, осень совсем не унылая и дождь вовсе не противный - это просто время года, подготовка ко сну. Есть время для солнца, есть время для дождей, время для снега, для цветения - для всего-всего есть время. Это просто есть- не плохо и не хорошо. И не стоит об этом печалиться. Дождь - это только дождь. А грусть - грусть не в природе, грусть в душе. Так же как и радость. Как всё оказывается понятно и просто, - подумала Аня-воробушек. Как просто радоваться, если хочешь радоваться. Она гоняла на перегонки со стайкой других воробьёв, клевала зёрнышки на дорожке рядом с булочной, сало, заботливо прикреплённое чьими-то добрыми руками к ветвям дерева, грелась на чердаке под крышей высотного дома и снова летала-летала-летала... Как здорово, - размышляла она, - просто быть здоровой, сытой, свободной. Как сильно всё усложняют люди. А мечтать... да... мы - птицы не мечтаем. Мечты - это то, что тебе недостаёт и ты хочешь, чтоб это принадлежало тебе. А у нас... у птиц... всё есть. Вот НЕБО, вот ЗЕМЛЯ, вот ЦЕЛЫЙ МИР - это и так уже слишком много и слишком прекрасно, чтоб мечтать о чём-то другом. :)

Мир снова закружился, уменьшился (или это увеличился воробушек? ;)), день прошёл, Аня снова стала девочкой Аней (или,может, ей всё просто приснилась?), но за это время девочка поняла для себя нечто очень-очень важное. Полёт и радость не только на кончиках крыльев, полёт - внутри тебя. И настоящее богатство, настоящее счастье - это очень просто. Это жить и ощущать, что владеешь бесценными сокровищами - Небом, Землёй, Миром, собой. И уметь замечать то хорошее, что есть у тебя каждый день в твоей жизни. И тогда даже осень окажется не выцвевшей картиной за окошком, а просто осенью. А грусть, если и постучится в сердце, будет светлой и лёгкой, как маленькое облачко, уплывающее за горизонт за нашими мечтами.

У воробьев совсем так же, как у людей: взрослые воробьи и воробьихи — пичужки скучные и обо всем говорят, как в книжках написано, а молодежь — живет своим умом.

Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик, а жил он над окошком бани, за верхним наличником, в теплом гнезде из пакли, моховинок и других мягких материалов. Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал и всё выглядывал из гнезда: хотелось поскорее узнать — что такое божий мир и годится ли он для него?

— Что, что? — спрашивала его воробьиха-мама.
Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал:
— Чересчур черна, чересчур!
Прилетал папаша, приносил букашек Пудику и хвастался:
— Чив ли я?
Мама-воробьиха одобряла его:
— Чив, чив!

А Пудик глотал букашек и думал: «Чем чванятся — червяка с ножками дали — чудо!» И всё высовывался из гнезда, всё разглядывал.

— Чадо, чадо, — беспокоилась мать, — смотри — чебурахнешься!
— Чем, чем? — спрашивал Пудик.
— Да не чем, а упадешь на землю, кошка — чик! и слопает! — объяснял отец, улетая на охоту.

Так всё и шло, а крылья расти не торопились. Подул однажды ветер Пудик спрашивает:
— Что, что?
— Ветер. Дунет он на тебя — чирик! и сбросит на землю — кошке! — объяснила мать.

Это не понравилось Пудику, он и сказал:
— А зачем деревья качаются? Пусть перестанут, тогда ветра не будет…

Пробовала мать объяснить ему, что это не так, но он не поверил — он любил объяснять всё по-своему.

Идет мимо бани мужик, машет руками.
— Чисто крылья ему оборвала кошка, — сказал Пудик, — одни косточки остались!
— Это человек, они все бескрылые! — сказала воробьиха.
— Почему?
— У них такой чин, чтобы жить без крыльев, они всегда на ногах прыгают, чу?
— Зачем?
— Будь-ка у них крылья, так они бы и ловили нас, как мы с папой мошек…
— Чушь! — сказал Пудик. — Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Чать, на земле хуже, чем в воздухе!.. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.

Пудик не верил маме; он еще не знал, что если маме не верить, это плохо кончится. Он сидел на самом краю гнезда и во всё горло распевал стихи собственного сочинения:

Эх, бескрылый человек,
У тебя две ножки,
Хоть и очень ты велик,
Едят тебя мошки!
А я маленький совсем,
Зато сам мошек ем.

Пел, пел да и вывалился из гнезда, а воробьиха за ним, а кошка — рыжая, зеленые глаза — тут как тут.

Испугался Пудик, растопырил крылья, качается на сереньких ногах и чирикает:
— Честь имею, имею честь…

А воробьиха отталкивает его в сторону, перья у нее дыбом встали — страшная, храбрая, клюв раскрыла — в глаз кошке целит.
— Прочь, прочь! Лети, Пудик, лети на окно, лети…

Страх приподнял с земли воробьишку, он подпрыгнул, замахал крыльями — раз, раз и — на окне! Тут и мама подлетела — без хвоста, но в большой радости, села рядом с ним, клюнула его в затылок и говорит:
— Что, что?
— Ну что ж! — сказал Пудик. — Всему сразу не научишься!

А кошка сидит на земле, счищая с лапы воробьихины перья, смотрит на них — рыжая, зеленые глаза — и сожалительно мяукает:
— Мяа-аконький такой воробушек, словно мы-ышка… мя-увы…

И всё кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста…

Воробей: детям о птицах. Загадки, стихи, народные игры, заклички, познавательные сказки, мультфильмы о жизни воробьев. Развивающие задания для детей. Откройте интересное в давно знакомом Вам воробье вместе с детьми! Приятного путешествия в мир природы и творчества!

Воробья знают все. И, казалось бы, – что может быть интересного у такой знакомой птички? На самом же деле, эта птица не зря встречается во многих сказках и любима русским фольклором. Давайте попробуем узнать ее тайны! Здесь на новой страничке «Энциклопедии зимующих птиц для малышей», посвященной воробью, Вы найдете много игр и заданий для детей и сможете выбрать из них то, что подходит Вашему малышу.

Откуда произошло слово «воробей»?

Первая тайна воробьев – это почему их так называют? Попросите ребенка угадать, откуда взялось такое название у воробья: «Вора – бей! Вора – бей!» Ой, так ведь получается «вора бей». Значит, воробушек-то наш воришка! Что же он ворует? Наверное, зернышки. А еще что? Крошки. У кого воробей зерна да крошки ворует? У голубей, собак, кошек и даже у людей (Конечно же, Вы видели с детьми, как проворные воробышки таскают крошки прямо из-под носа неповоротливых медлительных голубей. Да и на птичьей кормушке воробьи не растеряются и без корма не останутся! И из-под носа собаки прямо из ее миски могут крошку ухватить). Получается, что пока другие зазеваются, воробей тут как тут – зернышко утащит. И в этом «вора бей» звучит характер птички – шустрый, проворный, хитрый, драчливый, смелый. задиристый.

А вот ученые думают иначе. Они считают, что вовсе и не вор наш воробей. Они говорят, что слово «воробей» произошло от древнего «вор». От этого «вор» произошли такие известные нам слова как «забор» или «ворота». Почему же тогда «воро — бей»? Потому что воробей — это птичка, которая на заборе и на воротах сидит, рядом с человеком давно живет.

Есть и другое мнение. Что в основе слова «воробей» слово «ворк» — ворковать, ворчать. И получили свое название воробьи за то, что они беспокойные и все время чирикают,

Что за птица воробей, или путешествие в воробьиную жизнь.

Воробьи уже давно живут рядом с нами в городах и деревнях. Они поселяются под карнизами домов, на чердаках, в нишах стен. И, кажется, что всё о воробьях нам должно быть хорошо известно. Однако это не так! У воробья много тайн, о которых многие не знают. Расскажите об этих тайнах Вашим малышам, и они взглянут на привычного им воробья совсем другими глазами!

Какие бывают воробьи?

Оказывается, что воробьи бывают разные. Но отличить их друг от друга сложно – уже очень два вида воробьев похожи друг на друга. Есть воробьи домовые – городские . Попросите малыша догадаться, где они живут? Конечно, раз городские, то живут в городе. Спросите ребенка, почему городских воробьев называют «домовыми»? От какого слова слово «домовой» получилось? Конечно, от слова «дом». Значит, домовые воробьи рядом с нашими домами живут. Вот их так и называют.

А есть воробьи полевые (деревенские) . Попросите ребенка догадаться, где живут деревенские полевые воробьи. В полях, садах, деревнях. Иногда их можно встретить в старых городских парках и садах. Не любят они наших городских домов, подальше от нас улетают.

Сравните с ребенком двух воробьев: «Посмотри, чем похожи городской и деревенский воробей? (Они маленького размера. У них есть голова, крылья, маленький хвостик, маленькие ножки, клюв. Они летают и др. У них коричневая окраска перышек) А чем они отличаются?»

  • У полевого деревенского воробья верх головы коричневый, на щеке есть черное пятно.
  • У домового городского воробья верх головы и щеки серые, шея сверху коричневая, на горле и груди есть черная манишка. А вот темных пятен на щеках у городского воробья не бывает! Поэтому по воробьиным щечкам очень легко определить, какой это воробей и где он любит жить.

Как живут воробьи?

Воробьи встают очень рано, когда еще темно, и громко чирикают. Пока на улице светло, они ищут корм. Воробей – птица очень бойкая, себя в обиду не даст, еду себе добудет. А на ночь воробышки собираются снова в стайку, прижимаются друг к другу, чтобы было теплее, и так ночуют.

У воробьев в стайке есть воробей – сторож. Что же он сторожит? (Попросите ребенка догадаться и высказать свои предположения). Сторож – это воробей, который всегда внимательно смотрит вокруг. Если заметит кошку или ястреба или другого врага, сразу резко закричит «Чррррр», и все воробьи успеют улететь.

Воробьи по характеру птицы смелые, даже драчливые. Но несмотря на свой «боевой» характер, воробьи — это очень дружные птички. Они друг другу помогают – если найдет один воробей корм, обязательно всех друзей позовет. Никогда так не бывает, чтобы нашел воробей крошки и все эти крошки сам съел, друзьям не оставил. Вот какая птица – маленькая, а что такое дружба уже знает!!! И всегда с друзьями делится! Спросите малыша, а он делится с друзьями? В каких сказках он видел птиц и животных, которые дружили и помогали друг другу, делились друг с другом?

Скажите малышу: «Бывают, конечно, воробьи, которые решают не делиться со всеми. Хочешь знать, что с ними происходит?» И посмотрите вместе мультфильм «Воробьишка – хвастунишка» о том, как воробьи готовятся к зиме и о том, как птицы помогают друг другу. В мультфильме малыш увидит воробьев, которые живут в южной стране в кишлаке. Объясните малышу, что воробьи – это птички, которые живут и на севере и на юге и никогда не улетают на зиму, потому что могут найти себе корм и зимой.

Спросите ребенка, как он думает: воробей – это полезная птица или нет? Почему? Какую же пользу приносят воробьи? Прочитайте сказку «Зимние долги» о том, как воробьи «отдают долг» тем людям, которые их подкармливали зимой, как они их благодарят.

Зимние долги. Н. Сладков.

Расчирикался Воробей на навозной куче − так и подскакивает! А Ворона-карга как каркнет своим противным голосом:
− Чему, Воробей, возрадовался, чего расчирикался?
− Крылья зудят, Ворона, нос чешется, − отвечает Воробей. − Страсть драться охота! А ты тут не каркай, не порть мне весеннего настроения!
− А вот испорчу! − не отстаёт Ворона. − Как задам вопрос!
− Во напугала!
− И напугаю. Ты крошки зимой на помойке клевал?
− Клевал.
− А зёрна у скотного двора подбирал?
− Подбирал.
− А в птичьей столовой у школы обедал?
− Спасибо ребятам, подкармливали.
− То-то! − надрывается Ворона. − А чем ты за всё это расплачиваться думаешь? Своим чикчириканьем?
− А я один, что ли, пользовался? − растерялся Воробей. − И Синица там была, и Дятел, и Сорока, и Галка. И ты, Ворона, была…
− Ты других не путай! − хрипит Ворона. − Ты за себя отвечай. Брал в долг − отдавай! Как все порядочные птицы делают.
− Порядочные, может, и делают, − рассердился Воробей. − А вот делаешь ли ты, Ворона?
− Я раньше всех расплачусь! Слышишь, в поле трактор пашет? А я за ним из борозды всяких корнеедов и корнегрызунов выбираю. А Сорока с Галкой мне помогают. А на нас глядя, и другие птицы стараются.
− Ты тоже за других не ручайся! − упирается Воробей. − Другие, может, и думать забыли.
Но Ворона не унимается:
− А ты слетай да проверь!
Полетел Воробей проверить. Прилетел в сад, там Синица в новой дуплянке живёт.
− Поздравляю с новосельем! − Воробей говорит. − На радостях-то небось и про долги забыла!
− Не забыла, Воробей, что ты! − отвечает Синица. − Меня ребята зимой вкусным сальцем угощали, а я их осенью сладкими яблочками угощу. Сад стерегу от плодожорок и листогрызов.
Делать нечего, полетел Воробей дальше. Прилетел в лес, там Дятел стучит. Увидел Воробья, удивился:
− По какой нужде, Воробей, ко мне в лес прилетел?
− Да вот расчёт с меня требуют, − чирикает Воробей. − А ты, Дятел, как расплачиваешься? Как расплачиваешься?
− Уж так-то стараюсь, − отвечает Дятел. − Лес от древоточцев и короедов оберегаю. Бьюсь с ними не щадя живота! Растолстел даже…
«Ишь ты, − задумался Воробей. − А я думал…»
Вернулся воробей на навозную кучу и говорит Вороне:
− Твоя, карга, правда! Все за зимние долги отрабатывают. А я что хуже других? Как начну вот птенцов своих комарами, слепнями да мухами кормить! Чтобы кровососы эти ребят не кусали! Мигом долги верну!
Сказал так и давай опять на куче навозной подскакивать и чирикать. Пока свободное время есть. Пока воробьята в гнезде не вылупились.

После чтения сказки спросите ребенка: Как помогает людям Ворона? Синица? Дятел? А как помогают воробьи? Какую пользу они приносят? (Они истребляют врагов растений – жучков, гусениц и этим спасают урожай). Эта сказка очень хороша для инсценирования ее с детьми. Причем персонажей сказки можно менять — добавлять новых птиц или зверей.

Интересный факт: Когда-то в Китае было уничтожено множество деревенских воробьев. И … на следующий год весь урожай был полностью съеден вредителями! Люди остались без урожая!

Воробьи помогают людям. А как мы можем помочь им? Когда воробьям очень нужна наша помощь? (Зимой корма мало. Поэтому мы подкармливаем птиц зерном и крошками)

Стихи о воробье

Птичьи гнезда опустели,
Птицы к югу улетели.
Оказался всех храбрей
Наш дворовый воробей.
Холодов не испугался,
С нами на зиму остался.
Снег всю землю покрывает –
Воробьи не унывают:
Стайкой весело снуют,
Всё, что встретится клюют.
Хлебных крошек не жалей:
Заслужил их воробей.
Ты приладь ему кормушку-
Кликнет он свою подружку,
И друзья все тут как тут,
Крошки весело клюют.
И пошел веселый стук-
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук.
Тук-тук-тук.

Почему воробья называют храбрым в этом стихотворении? (Он на зиму не улетел, остался с нами) Как можно помочь воробьям зимой? Что за стук «тук-тук» раздается? Что делают воробушки?

Скажите ребенку: «Если у воробышка в морозы не будет еды, то он замерзнет и погибнет. Как же мы можем ему помочь? Как ты думаешь, в какую погоду воробышку тяжелее всего найти себе корм?» (в снежную погоду, когда все зернышки занесло снегом или в гололед, в такую погоду очень много воробьев гибнет зимой от голода). Когда будете кормить воробья на прогулке, прочитайте малышу одно из стихотворений о воробьях.

На дворе морозище
Градусов под сорок.
Плачутся воробышки
Что весна не скоро,
Что в морозы лютые
Плохо греют шубки…
Я принес воробышкам
На тарелке крупки:
Кушайте, воробышки,
Кушайте, хорошие!
Я бы вам и валенки
Подарил с калошами.
Но сказала мама:
«Воробей ведь маленький!»
Сразу как запрыгает,
Потеряет валенки! (В. Звягина)

Скачет-скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
«Киньте крошек воробью –
Я вам песенку спою:
Чик-Чирик!
Киньте просо и ячмень –
Буду петь вам целый день:
«Чик-Чирик!»

На дворе белым-бело,
Землю снегом замело.
Трудно птицам зимовать,
Трудно пищу добывать.
Подлетай, воробей,
Подлетай, не робей!
Видишь девочку? Она
Принесла тебе зерна.
Подошла к крылечку,
Сыплет на дощечку.
Подлетай, воробей,
Угощайся, не робей! (И. Беляков)

Воробьи весной: как появляются птенцы.

Рады ли воробьи зиме? А весне? Почему? (зиме они не радуются, потому что зимой им очень трудно прокормиться. А весной радуются, чирикают, купаются в лужах) Послушай, о чем они поют, когда зима заканчивается.

О чем поют воробушки
В последний день зимы?
-Мы выжили!
-Мы дожили!
Мы живы!
-Живы мы!
В.Берестов

Весной воробьи строят гнезда под карнизами, на чердаках, в щелях, в заброшенных дуплах. Они утепляют их тряпочками, волосками, перышками. Гнезда у воробьев не очень красивые, наспех сделанные. Ведь они особые птички. Они два-три раза за теплое время года успевают птенцов вывести и вырастить! А все другие птички успевают вывести птенцов только один раз!

Потом мама – воробьиха откладывает яйца и их высиживает. Малыши вылупляются совсем голые, без перышек, и не могут вылетать из гнезда. Но маленькие воробушки быстро подрастают и уже через 2 недели могут покинуть гнездо.

Взрослые воробьи едят семена, пшено, крошки. А птенцов, которые появятся весной, они выкармливают насекомыми. Когда птенец подрастает, он тоже начинаем питаться семенами и зернами.

У воробьев есть немало врагов. И с самым главным врагом воробьев и их птенчиков ты познакомишься в мультфильме «Высокая горка». А также узнаешь, что может произойти с воробьем, который не захотел дружить с другими воробьями. Ведь у птиц, как и у настоящих друзей «Один за всех и все за одного!»


Воробей – это птичка, очень любимая в русских народных играх и забавах и в современных сказках и мультфильмах. О ней придумано множество интересных хороводных игр, стихов, песен, с которыми я и хочу вас познакомить сейчас.

Народные игры

Народная игра «Воробушек» (русская народная игра)

Очень увлекательная игра для детей от 5 лет и старше и даже для взрослых. Можно проводить ее в семейных походах или праздниках.

Сначала выберите водящего. Это будет воробушек. Все другие игроки должны придумать, каким деревом или кустарником они будут называться. Например, кто-то будет сиренью, кто-то березой, кто-то рябиной и т.д.

Все игроки кроме воробушка садятся в круг. В центре круга нужно поставить стул (табурет или скамеечку) для воробышка. Это будет «столбичек».

Каждый игрок должен громко сказать всем, кем он будет в этой игре: «Я осина. А я дуб. Я сосна». Эти слова нужно всем запомнить.

Воробышек сидит «на столбичке» и приговаривает ритмично. Остальные играющие ему подпевают – приговаривают с ним.

Чив-чив-чив, воробушек
Сидел-сидел на столбичке,
Слетел-слетел воробушек на малину!

Тот игрок, кто в этой игре назвал себя «малиной», должен подхватить песню:

Чив-чив-чив, воробушек
Сидел-сидел на столбичке.
Слетел-слетел воробушек на березку!

Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не ошибется и не скажет «на столбичек» или не назовет то дерево, которого нет в игре! Когда произойдет ошибка, все игроки должны быстро поменяться местами, в том числе и воробышек. Столбичек занимать нельзя!

Кто остался без места, в следующей игре становится воробышком. Он садится на столбичек, и игра продолжается.

Народная игра «Огородник и Воробей».

В этой игре передан характер воробьев – шустрый и боевой.

Из всех игроков нужно выбрать того, кто будет Воробьем и кто будет Огородником.

Все игроки встают в круг и берутся за руки. В центр круга – в огород — кладутся орехи (можно класть и что-то другое, изображающее семена). В 10 шагах от огорода чертят круг. Это будет гнездо.

Хоровод медленно движется по кругу, все игроки приговаривают ритмично или поют:

Воробей маленький.
Серенький, удаленький,
По двору шныряет,
Крошки собирает;
В огороде ночует,
Ягоды ворует.

Воробей вбегает в хоровод, берет один орех (или что-то другое, что обозначает еду воробья: семечко, сушеную ягоду, шарик и т.п.) и старается унести его в свое гнездо (Дети поднимают руки, пропуская его). Огородник пытается помешать ему. Он сторожит воробья и начинает его ловить.

Если воробью удалось добежать до гнезда и положить орех в свое гнездо, и огородник до него не дотронулся, то Воробей участвует в следующей игре в своей же роли. Если же огородник поймал воробья – дотронулся до него, то воробей становится в хоровод, а на его роль назначается следующий игрок. Но перед этим пойманному воробью надо выполнить задание огородника – спеть, сллясать, загадать загадку, прочитать стишок и т.д. После того, как он выполнит задание огородника, все ему поют:

Уж век воробышку не лётывать,
В огороде ягод не клёвывать,
На дубовой тычинке не сиживать.
А ты, воробышек, садись на лужочек,
А ты, серенький, садись во кружочек.
Не пора ли тебе встать и полетать,
В хороводе нашем поплясать!>

Вариант игры: После того, как несколько игроков побывали в роли воробья, определяется, кто из воробьев принес больше всех орехов (ягод, веточек, семечек) в гнездо. Он становится победителем в игре.

Народная игра «Воробей».Самая любимая!

Эта игра одна из самых любимых мной и самых увлекательных и полезных игр для детей. Она может использоваться в обучении всему чему угодно. Если только… не просто копировать один ее вариант данный во всех книжках, а заглянуть поглубже в содержание и увидеть новый смысл и бесконечное многообразие вариантов ее проведения.

Эта игра существует как хороводная. Но как и все народные игры уникальна и многофункциональна, так как в ней можно обыграть с малышами и детьми постарше любую тему. Причем обыграть интересно для детей! Для этого в игре с детьми нужно изменять слова и придумывать новые действия, вводить новые темы. Например:

  • по теме «кто как зимует» воробей увидел «как синицы пляшут», «как летает дятел», «как лиса крадется», «как петляет зайчик», «как медведи спят».
  • по теме «Транспорт» воробей может увидеть «как звенит трамвайчик», «как машина едет» и «как плывет кораблик», «как летает вертолет».
  • по теме «Человек» — «как идет ребенок», «как идет старушка», «как молодцы ходят».
  • по теме «Профессии» воробей увидит, «как строитель строит», «как летчик летает», « как печет кондитер», «как учит учитель», «как поет певица», «что делает ткач».

Дети обожают придумывать и придумывать всё новые и новые рифмы-задания к игре, что одновременно развивает и языковые способности, и творчество, и умение самим находить новые варианты знакомых игр. Поэтому чаще всего игра проходит так. Вы придумываете первые три задания в рифму, а дальше кто-то из детей придумал уже новый куплет, поем сразу же придуманный ребенком куплет. А тут уже и другой сообразил и предложил следующий куплет. Можно придумывать по очереди. Это увлекательный процесс совместного творчества с малышами и детьми постарше! Можно играть и вдвоем с ребенком, придумывая вместе следующие куплеты. Еще одна замечательная особенность этой игры –хотя она задумана как хороводная, но можно играть в нее и индивидуально с ребенком, и подгруппой, и целой группой, и проводить ее как физкультминутку. Если эта игра проходит как физкульминутка, то тогда не выбирается водящий, и все дети выполняют движения в кругу: все показывают и как летает воробей, и как ходят молодцы, девушки, старушки. Движения можно придумать разные. Например, молодцы могут ходить с высоко поднятой головой и поднимать высоко колени. Или приседать как русской пляске. Девушки могут плыть как павы с высоко поднятой головой.

Вот народные слова игры. Ниже после слов представлена аудиозапись ее мелодии.

Летал, летал воробей,
Летал, летал молодой
По за синю морю - 2р.
По за синему морю - 2р.
По за чисту полю - 2р.

Видел, видел воробей,
Видел, видел молодой
Как девушки ходят - 2р.
А девушки ходят этак - 2р.
Вот они вот этак - 2р.

Летал, летал воробей,
Летал, летал молодой
По за синю морю - 2р.
По за синему морю - 2р.
По за чисту полю - 2р.

Видел, видел воробей,
Видел, видел молодой
Как молодцы ходят - 2р.
А молодцы ходят этак - 2р.
Вот они вот этак - 2р.

Летал, летал воробей,
Летал, летал молодой
По за синю морю - 2р.
По за синему морю - 2р.
По за чисту полю - 2р.

Видел, видел воробей,
Видел, видел молодой
Как старушки ходят - 2р.
А старушки ходят этак - 2р.
Вот они вот этак - 2р.

Я уверена, что Вы тоже полюбите эту игру и придумаете множество ее вариантов. Придумали свои варианты этой игры? Присылайте на сайт, делитесь в комментариях!

Музыку к игре можно услышать в этом видео.

Подвижные игры для малышей о воробьях и других птицах.

Голуби, воробьи и ворона.

Дети – голуби и воробьи. Ведущий – ворона. Дети изображают повадки своих птичек – как они ходят, как клюют зернышки. Голуби ходят медленно, важно, воробушки прыгают шустро.

Вылетает ворона! Птички должны убежать за очерченную линию от вороны. Кто не успел, и кого ворона задела становится ведущим в следующей игре.

Воробушки и автомобиль.

Игра для детей 3- 4 лет. Воробушки прыгают, клюют зернышки. Когда появляется автомобиль (ребенок в рулем в руках, который дудит: «Бип-биииип-бип»), воробушки разлетаются кто куда от автомобиля

Воробьи и вороны.

Очень веселая игра для детей, которую часто проводят на народных праздниках или в семейных походах. Начертите на земле или на полу две линии. Линии должны располагаться в трех шагах друг от друга и должны быть параллельными. Отступив от этих линий еще 20-30 шагов нарисуйте еще две параллельные линии.

Все игроки разделяются на две команды. Одна команда ворон, другая команда воробьев. Они становятся спиной друг к другу на двух линиях в середине игрового поля.

Ведущий громко произносит команду: «Воро — пауза — бьи!» или «Воро — пауза — ны!». Названная ведущим команда бежит к дальней линии. Игроки другой команды пытаются догнать их и запятнать.

Выигравшей считается команда, которая в течение игры запятнала больше игроков второй команды. Игра повторяется шесть – восемь раз.

Заклички, потешки и дразнилки о воробье

Познакомьте малышей с народными закличками, которые говорят нараспев, увидев воробьев на улице. Скажите ритмично:

Воробей, воробей!
Не гоняй голубей!
Не клюй песок,
Не тупи носок!
Пригодится носок
На овсяный колосок.

Не все дети понимают, что означают в этой закличке слова «не тупи носок». Поэтому спросите малышей, почему нельзя воробышку «тупить его нос – носок» и объясните, что здесь этим словом назвал клювик воробья. А клюв ему еще пригодится чтобы клевать зернышки овса.

Первый раз проговорите закличку сами, а потом малыш может договаривать за Вами последние слова в рифму: «Пригодится носок на овсяный… ? (Колосок!)»

Воробьев дразнили так:

Чирик-чири-воробей!
Клюй, клюй конопель!
Трещи – пищи,
Конопель тащи!

Чио, чио, фью-фью-фью!
Чики-чирик! Чью-чью-чью!
Чин чина больше! Чин чина больше!

Еще одна потешка о воробье для самых маленьких, чтение которой сопровождают движениями рук малыша

Прилетели воробьишки в огород (машем руками).
Спрашивают: «Чей горох? Чей горох?» (повороты головы вправо-влево)
Дима (имя ребенка) говорит: «Мой горох! Мой горох!» (показ ладошками на себя)
Воробьишки говорят «Чиви-чиви-чиви!» (повороты головы вправо-влево)
Дима говорит: «Кыш! Кыш!» (отгоняющие движения ладошками)
Воробьишки: «Прррр! Полетели и на головку Диме сели!»

Загадки про воробья

1. Эта маленькая пташка
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки.

2. Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край я не летаю.
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый … (воробей)

3. Озорной Ивашка
Серая рубашка.
Скачет по дорожкам
К семечкам и крошкам.
В холод и в жару
Скачет по двору.
Не боится стужи.
Купается в луже.

4.Эта серенькая птица
Во дворах людей гнездится.
Серых пёрышек наряд.
Глазки — бусинки блестят.
Прыг да скок и «чик- чирик»
Суетлив и невелик.
Крошки сыпь и не жалей!
Кто склюёт их?

Когда так говорят? Известные народные выражения о воробье.

Попросите ребенка угадать смысл этих выражений. Объясните малышу, когда мы используем эти выражения и что они означают. Вспомните ситуации из Вашей жизни, к которым подходят эти выражения.

  • Нахохлился как воробей (замерз, съежился)
  • Воробью по колено (об очень неглубом ручейке, лужице, речке)
  • Стреляный воробей – опытный, бывалый
  • Шумят как воробьи на дождь (шуметь, болтать без умолку)
  • Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь!
  • Время – не воробей, упустишь – не поймаешь!

Рассказы про воробья для детей.

Без слов (Н. Сладков)

— Чего они, дурачки, меня боятся? — спросила Люся.
— Кто боится тебя? — спросил я.
— Воробьи.
В скверике прыгали воробьи. Люся кидала им крошки, а они в страхе улетали.
— Почему они улетают? — удивлялась Люся.
Загадала девочка мне загадку! Действительно — почему? Раньше я не думал об этом: боятся и боятся. На то они и дикие птицы. Но вот девочка хочет их накормить, воробьи голодны, но они улетают.
Почему?
— Почему они меня боятся? Я ведь никогда их не обижала! — говорит Люся.
— Ты не виновата, — успокаиваю я её.
— А кто виноват?
— Мы виноваты. Все-все. Одни — потому что всегда птиц обижали, другие — потому что позволяли обижать.
— Но за что же их обижать? Они ведь маленькие…
— Ничего, — сказал я Люсе. — Ты бросай и бросай им крошки, и они поймут, что ты им друг.
— Вы думаете, они поймут?
— Непременно поймут! Ведь поняли же они, что надо спасаться, когда в них кидают камни.
— Я им скажу, что я бросаю не камни, а крошки!
— Ничего не нужно говорить, Люся. Они поймут без слов.
— Без слов? А я-то думала, что они дурачки! — сказала Люся.
Птицы поняли Люсю.

Воробей (Евгений Чарушин)

Пошёл Никита с папой гулять. Гулял он, гулял и вдруг слышит — кто-то чирикает:
- Чилик-чилик! Чилик-чилик! Чилик-чилик!
И видит Никита, что это маленький воробушек прыгает по дороге. Нахохлённый такой, прямо как шарик катится. Хвостик у него коротенький, клюв жёлтый, и никуда он не улетает. Видно, ещё не умеет.
- Смотри-ка, папа, — закричал Никита, — воробей не настоящий!
А папа говорит:
- Нет, это настоящий воробей, да только маленький. Это, наверно, птенчик выпал из своего гнезда.
Тут побежал Никита ловить воробья и поймал.
И стал этот воробушек жить у нас дома в клетке, а Никита кормил его мухами, червяками и булкой с молоком.
Вот живёт воробей у Никиты. Всё время кричит — есть просит. Ну и обжора какой! Чуть утром солнце покажется, — он зачирикает и всех разбудит.
Тогда Никита сказал:
- Я научу его летать и выпущу.
Достал воробья из клетки, посадил на пол и стал учить.
- Ты крыльями вот так маши, — сказал Никита и показал руками, как надо летать.
А воробей ускакал под комод.
Покормили воробья ещё денёк. Опять его посадил Никита на пол учить летать.
Никита замахал руками, и воробей замахал крыльями. Полетел воробей!
Вот он через карандаш перелетел.
Вот через красный пожарный автомобиль перелетел. А как стал через неживую кошку-игрушку перелетать, наткнулся на неё и упал.
- Плохо ты ещё летаешь, — говорит ему Никита. — Давай-ка я тебя ещё денёк покормлю.
Покормил, покормил, а назавтра воробушек через Никитину скамейку перелетел.
Через стул перелетел.
Через стол с кувшином перелетел.
Вот только через комод не мог перелететь — свалился.
Видно, надо его ещё кормить.
На другой день Никита взял воробья с собой в сад, да там и выпустил.
Воробей через кирпич перелетел.
Через пенёк перелетел.
И стал уж через забор перелетать, да об него стукнулся и повалился.
А на следующий день он и через забор перелетел.
И через дерево перелетел.
И через дом перелетел.
И совсем от Никиты улетел.
Вот как здорово научился летать!

Воробьишко. М. Горький

Воробей — птичка удивительная! Живет рядом с нами, нам помогает, утром нас песнями своими встречает. Буду рада, если заклички, стихи, рассказы, сказки о воробье понравятся Вашему малышу и помогут ему полюбить братьев наших меньших.

Еще о воробье и других зимующих птицах Вы можете почитать:

А в заключении этой статьи я хочу предложить вам вместе с детьми посмотреть добрый мультфильм «Растрепанный воробей» по одноименной сказке К. Паустовского.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Описание воробья для детей поможет написать сочинение и подготовиться к уроку.

Описание воробья

А обращали ли вы когда-нибудь внимание на воробьев? Казалось бы, это обычные птички, всегда на виду, ничего особенного.
Как правило, воробья можно найти у человеческого жилья. Эта очень маленькая и быстрая птичка имеет достаточно задиристый характер. Часто можно увидеть амбициозную драку воробьев за последнее зернышко или кусочек хлеба.
Воробей имеет маленькие черные глаза, похожие на бусинки. Его клюв конической формы — достаточно прочный. Это помогает птице прытко и надежно схватить свой трофей: насекомое, или зернышко. Окраска в воробья серая с черной шейкой и коричневыми крылышками, что с легкостью маскирует его на деревьях. Ножки птицы — маленькие и тоненькие с едва заметными крохотными коготками. Поэтому воробьи смешно передвигаются, прыгая с ветки на ветку.
Интересны эти воробьи! Чирикают себе весело из-под крыш над человеческими жилищами. И с радостью принимают любое угощение.

Научное описание воробья

Весит воробей 23-35 граммов, а тело может быть длиной до 16 сантиметров. Оперение у него коричневато-бурое сверху и беловатое снизу. У самца, в отличие от самки, большое черное пятно на подбородке, горле, зобе и верхней части груди и верх головы темно-серый. У самки же серые голова и горло и бледная серо-желтая полоска над глазом. У воробьев маленький короткий хвост и достаточно мощный клюв.

Человеческая доброта и сострадание могут творить чудеса. Примером этого послужила душевная история о том, как добрые люди помогли выжить птенцу воробья и подарили ему вторую жизнь.

“Однажды, после грозовой ночи, мы нашли на земле под нашим балконом воробьиного птенца. Он был совсем маленьким, еще слепым, и сначала нам показалось, что он был мертвым”.


“Но он оказался живым, и мы принесли его домой и положили в коробку в нашей комнате. Мы пытались его кормить, но безуспешно. А когда он начал громко чирикать, мы вынесли коробку на балкон.”


“Он не переставал чирикать часа три подряд и, наконец, к нам на балкон прилетел другой воробей – отец птенца, который стал его кормить. Каждые 15 минут он приносил ему жуков и хлебные крошки.”


“Так родитель кормил его на протяжении двух недель.”

“Птенец заметно вырос и окреп, но еще оставался слепым”.


“Мы обратились к ветеринару, который прописал нашему питомцу глазные капли.”


“Вскоре воробушек совсем поправился и стал играть с нами, прячась за цветами, которые стояли в горшках на балконе.”


“Отец продолжал навещать птенца и однажды показал ему, как улететь в открытое окно”.


“Мы знали, что этот момент настанет, что он поправится и покинет нас.”


“Но мы очень волновались, поскольку, когда он улетел, опять началась ужасная погода, которая держалась еще несколько дней.”


“Как же мы были приятно удивлены, когда наш воробей вернулся к нам. Мы обнаружили его на балконе спокойно спящим среди его любимых цветов.”

Случайные статьи

Вверх