Ну конечно, а что здесь особенного? А еще нужно в избе прибраться – посмотри, паутина кругом, полы не мыты, горшки не чищены.
ЦАРЕВНА:
Ты и умеешь только издеваться. Я ведь царская дочка, мне грязной работой заниматься не положено.
АДРИАН:
Почему же это работа грязная – самая обыкновенная. Ты только попробуй – тебе самой приятно станет, что ты все своими руками сделала.
ЦАРЕВНА:
Но ведь я не умею, я не смогу.
АДРИАН:
А ты помолись хорошенько, Господь и поможет. А вечером будь готова, пойдем с тобой в храм – Великий Пост все-таки, а пост без молитвы – как война без битвы.
Адриан берет инструменты, одевается и уходит.
СЦЕНА 15
Царевна возвращается с коромыслом и полными ведрами. Садится в изнеможении на скамью.
ЦАРЕВНА:
Куда я попала? Не жизнь, а каторга какая-то. Еще и пост.Поневоле начнешь жалеть, что во дворце капризничала много. Но надо как-то выкручиваться. Итак, хлеб.
(ходит по избе в раздумье)
Хлеб, хлеб – из чего же его делают?
(достает маленькие мешочки из-за печки)
Песок - не то, известь – не то. Ой, Господи, помоги!
АДРИАН
(за дверью)
:
Жалко мне ее. Хорошая ведь она, но больно уж избалованная. Вот и Господа просит ей помочь. А может это меня Господь к ней привел, что бы научить уму разуму. Но ведь она от меня ни какой помощи не примет, больно уж гордая. Переоденусь-ка я странником убогим, если она с добром странника примет, то и он ей добром отплатит, всему ее научит.
(Адриан перед дверью переодевается в странника и заходит)
.
СТРАННИК:
Здравствуй хозяюшка, я бедный странник, иду издалека, не найдется ли у тебя кусочка хлеба для меня или хоть сухарика?
ЦАРЕВНА:
Заходи, добрый человек, не заперто, только вот хлеб я еще не испекла, не успела, может ты отдохнешь немного, а я тем временем испеку хлеба.
СТРАННИК:
Вижу я девушка ты добрая, работящая, да только отдыхать то мне и не хочется, давай я лучше помогу тебе хлеб печь, а что бы у тебя всегда помощница была, я подарю тебе одну волшебную книгу за твою доброту. Читать то ты умеешь?
ЦАРЕВНА
(в сторону)
:
Слава Богу, хоть этому меня во дворце научили.
(страннику)
Умею немного, надеюсь, что смогу разобраться.
СТРАННИК:
Ну, вот смотри, находим в оглавлении слово хлеб и страницу, а на ней уж все написано, читай.
Сначала муки два горшочка берем,
И сеем ее через сито на стол.
За тем два горшочка воды потеплей
И ложку дрожжей растворяем мы в ней
Добавим туда соль и сахар по ложке
Смешаем, дадим постоять им немножко.
Потом половину добавим муки
Замесим опару и ты отдохни.
Когда часа два или три так пройдет
Тогда и опара твоя подойдет.
Затем из оставленной нами муки
Замесим мы тесто на хлеб, пироги
СТРАННИК:
Все поняла?
ЦАРЕВНА
(в сторону)
:
Кто бы мне еще объяснил, что такое мука.
(страннику)
Почти все, ты ложись, полежи, а я попробую испечь хлеб.
СТРАННИК:
Ну, хорошо, прилягу ненадолго на лавке
(ложится и все время наблюдает за царевной)
ЦАРЕВНА
: А может в книге есть и про муку, так еще на букву «М». Мука это белое или серое сыпучее вещество, которое получают, перемалывая пшеницу или рожь. Ох, да я же видела такое вещество за печкой в мешке, а я думала, что это мел. Вот она мука, вот здорово, какую полезную книгу мне странник подарил. Это мне все Бог помог, ведь я ему помолилась, перед тем как странник пришел, помолюсь-ка я еще, перед тем как печь хлеб.
(Молится, потом начинает печь хлеб)
Ох, как это трудно месить тесто, особенно когда тебя этому ни кто не учил.
СТРАННИК:
Ну, вот и отдохнул я малость, теперь помогу тебе справиться с тестом, нужно месить его до тех пор, пока оно не станет отлипать от рук. Теперь тесто готово, накрой его чистой тряпочкой, пусть постоит.
ЦАРЕВНА:
Да уж больно долго получается хлеб-то печь, я уж с голоду помираю.
СТРАННИК:
А ты, что бы не скучать, прибери-ка пока в избе, вот время-то и быстро пролетит.
Если веник в руки взять,
Можно пол им подметать,
Все сметаешь в уголочек,
а потом берешь совочек.
Тряпку в руки ты возьмешь
Пыль везде ты ей сотрешь.
И потом заметишь вдруг
чисто стало все вокруг
ЦАРЕВНА:
И, правда, как стало чисто. Ой, уже и тесто вылезает из кастрюли, что теперь с ним делать?
СТРАННИК:
А теперь кладем его в форму и ставим в печь и через каких-то 30-40 минут он будет готов, смотри на часы, что бы он не сгорел.
(царевна ставит перед собой часы и садится около печки, и незаметно засыпает, странник уходит и переодевается в Адриана, заходит в дверь)
АДРИАН:
Эй, жена, что же ты спишь средь бела дня, я уже обедать пришел, чем кормить-то будешь?
ЦАРЕВНА:
А я тебе хлеб испекла, только он в печке.
АДРИАН:
Давай, доставай скорее, а то есть ужасно хочется.
ЦАРЕВНА
(в сторону)
: А то я то и не знаю, как его из печки доставать.
Адриан берет ухват и достает хлеб.
ЦАРЕВНА
(в сторону)
: Ах, вот зачем эта рогулька нужна!
АДРИАН:
Неужели ты сама такой красивый хлеб испекла, отрезает и пробует, а вкусный-то какой.
Царевна пробует хлеб.
ЦАРЕВНА:
Ты знаешь Андрюша, я никогда в жизни такого вкусного хлеба не пробовала. Да ведь я не одна его пекла, мне странник помогал,
АДРИАН:
А где же он?
ЦАРЕВНА:
Как же так, он ушел и хлеба не дождался.
АДРИАН:
Ну, наверное ему нужно было срочно куда–то идти, наверное в церковь на службу боялся опоздать, может на обратном пути зайдет, тогда его и поблагодаришь.
ЦАРЕВНА:
Он мне еще и книжку волшебную подарил, теперь я все для тебя готовить смогу.
АДРИАН:
Пока пост идет, и готовить-то ничего особенного не надо, разве только картошку в печке испечь, а соленые огурцы и капуста есть в погребе, я с осени заготовил, а на пасху придется тебе куличи печь, что бы и батюшку царя угостить и самим разговеться.
СЦЕНА 16
Царевна ест хлеб, запивает квасом и читает поваренную книгу.
ЦАРЕВНА:
Осетрина заливная с хреном, язык под белым соусом с изюмом, цыпленок запеченный в тесте, да давно я уж ничего этого не едала.
Стук в дверь.
ЦАРЕВНА
: Входите!
Входит нянька, бросается к царевне и обнимает ее.
НЯНЬКА:
Дитятко мое, солнышко мое!
ЦАРЕВНА:
Здравствуй, нянечка.
НЯНЬКА:
Ну как, милая, не скучно тебе здесь, не тоскливо?
ЦАРЕВНА
: Да скучать-то здесь и некогда, а то с голоду умрешь.
НЯНЬКА:
Бедная моя, ты так побледнела, исхудала. А это что у вас на столе?
ЦАРЕВНА:
Угощайся, нянечка. Вот квас, вот хлеб, вот картошка печеная.
НЯНЬКА:
Изверги! Они тебе совсем уморить хотят! Возьми вот гостинцы тебе из дворца, а я побегу.
(ставит на стол корзинку)
Боюсь, как бы не заметил царь моего отсутствия.
Уходит.
СЦЕНА 17
ЦАРЕВНА:
Пост... А есть-то как хочется, вкусненького чего-нибудь! Вот во дворце бывало
(закрывает глаза и представляет на ладошках как на тарелках)
стерляжья уха, лебяжьи потроха, слойка немецкая, халва турецкая… Интересно, а что мне нянюшка принесла?
(открывает корзинку)
О, это мои любимые бутерброды – с маслом с сыром, с ветчиной! Что ж, съем потихонечку – Андрюша и не узнает.
Садится за стол, берет бутерброд и широко открывает рот. Стук в дверь. Царевна вскакивает и прячет бутерброды.
ЦАРЕВНА:
(громко)
Входите!
Входит странник.
СТРАННИК:
Здравствуй доченька, узнаешь меня.
ЦАРЕВНА
: Как же мне вас не узнать, ведь вы мне прошлый раз так помогли, только вот хлеба так и не отведали. Андрюша, мой муж решил, что вы, наверное, на службу торопились…
СТРАННИК:
Прав был твой муж, на службе постоишь и есть не хочется, Бог силы дает.
ЦАРЕВНА
: Садись дедушка, поешь вот картошечки с огурчиком и запей кваском. Я и квас теперь научилась делать, все по твоей книге.
СТРАННИК:
Спасибо милая, а это у тебя что такое, глазами я слаб стал, но пахнет чем то вкусным.
ЦАРЕВНА
(смущаясь)
: Да это мне моя знакомая принесла будерброды всякие, с ветчинной, с сыром.
СТРАННИК:
Во грех, значит, хотела тебя ввести, ну Бог ей судья, а мы с тобой отдадим все это птичкам. Сейчас им голодно и холодно, их и подкормить можно
ЦАРЕВНА
: Как ты хорошо это дедушка придумал, сейчас и сделаем это, вот только ты поешь.
СТРАННИК:
Пост уже подходит к концу, незаметно уж 40 дней пролетели и завтра уж вербное воскресенье.
ЦАРЕВНА:
Вот придет с работы мой муж, мы с ним пойдем за вербой в лес, а завтра утром в храм. Хочешь, оставайся у нас, вместе с нами пойдешь.
СТРАННИК:
Нет, спасибо, у меня еще дел много к знакомым надо зайти, а я уж к тебе перед пасхой приду, куличи помогу печь, до свидания.
ЦАРЕВНА:
Ну вот, и не пришлось мне попробовать лакомств, ну и хорошо. Радость на сердце у меня какая-то появилась. Откуда? От того ли, что бедным помогла, от того ли, что Господь от греха избавил. И не скучно мне нисколечко. А когда Андрюше моя стряпня нравится – так особенно приятно. Может, и не стоит жалеть, что из дворца ушла?
СЦЕНА 18
У Царевны в гостях сидит странник
СТРАННИК:
Ну, что доченька, незаметно пост то прошел.
ЦАРЕВНА:
Незаметно, дедушка, вот уже и Пасха завтра, а сначала думала, что и не дождусь никогда, вот теперь и куличи надо печь, и яйца красить, ты мне прошлый раз обещал помочь?
СТРАННИК
: Конечно помогу, раз обещал, да ты уж и сама многому научилась, бери-ка свою книгу и за дело. Я тебе вот из города всяких принадлежностей для кулича принес, добрые люди дали, тут и яйца, и изюм, и миндальные орехи, и масло, и все остальное.
ЦАРЕВНА:
Спасибо тебе дедушка сейчас прочитаю.
Чтоб был кулич наш попышней и посдобней, и повкусней
Десяток мы яиц возьмем и вместе с сахаром взобьем.
Миндаль, цукаты, ванилин и маслица стакан один
В опару все это кладем и все по формам разольем
Как подойдет, поставим в печь и будем минут сорок печь,
Когда кулич остынет наш, его украсим в тот же час
Помадкой, мармеладом, посыпкой, шоколадом
А после в церкви освятить его, конечно, надо.
СТРАННИК:
Ну вот и хорошо. Что такое опара ты уже знаешь, а дальше все по порядку
(начинают печь)
.
СЦЕНА 19
Адриан входит к царю и кланяется в пояс и дает яичко.
АДРИАН:
Христос Воскресе, царь батюшка!
ЦАРЬ
: Воистину Воскресе, Адриан. А где же Апполинария?
НЯНЬКА:
Да можешь не отвечать, знаю я: она небось от усталости и голода встать не может и лежит
(плачущим голосом)
бедняжка в избе, и праздник ей не в праздник.
АДРИАН:
А вот и не так. Она сейчас у дворцовых ворот с бедняками христосуется, всем гостинцы раздает, расспрашивает, у кого какая нужда есть.
ЦАРЬ:
Ты расскажи, как она, так до сих пор и капризничает?
АДРИАН:
Да что ты! Как безделье ее прекратилось, так и капризы как рукой сняло – сил просто не оставалось. Она ведь на деле–то девушка и добрая и трудолюбивая оказалась. Это ее нерадивые воспитатели во дворце испортили, не будем показывать на них пальцем.
НЯНЬКА:
Так я ведь ее жалела, голубушку, уберечь от всех бед старалась.
ЦАРЬ
: Значит, сработал наш план, царевич?
АДРИАН:
Сработал. Вы свою дочь дочь просто не узнаете, а все потому, что она у Бога помощи во всем просила, вот и легко ей было со всем справиться.
СЦЕНА 20
Входит царевна
ЦАРЕВНА:
Христос Воскресе, батюшка, Христос Воскресе, нянюшка.
ВСЕ:
Воистину Воскресе.
ЦАРЬ
: Доченька, какая ты стала красивая, да румяная, да улыбка у тебя какая,
ЦАРЕВНА:
Вот тебе батюшка куличи да яйца, мы с Андрюшей сами в Церкви освятили.
ЦАРЬ
: Неужели ты сама это испекла?
ЦАРЕВНА
: Конечно сама, правда, мне один знакомый странник всему научиться помог.
ЦАРЬ
: Какой такой странник?
ЦАРЕВНА
: Я тебе потом царь батюшка объясню, а сейчас ты лучше попробуй-ка кулича.
ЦАРЬ
(пробует)
: Да, таких вкусных куличей я за всю жизнь не едал. Ну что, Андрюша, откроем принцессе тайну?
АДРИАН
: Тайна не одна, а целых две, во–первых, я не Андрюха, а Царевич Адриан, и мы с тобой с детства знакомы, а во – вторых странником-то тоже был я, это меня Бог вразумил помочь тебе таким образом.
ЦАРЕВНА:
Так это вы с папой такую комедию ради меня устроили?
ЦАРЬ:
Дочка, ты только не обижайся, мы ведь хотели, как лучше.
ЦАРЕВНА:
Папочка, да ты не представляешь, какой счастливой я себя чувствую. Я теперь знаю целых три верных средства против уныния и тоски.
НЯНЬКА:
Какие же?
ЦАРЕВНА
: Пост, молитва и работа. Мне, знаете, странник, то есть Адриан сказал: нужно молиться так, как будто все в твоей жизни зависит только от Бога, а работать так, как будто все зависит только от тебя. И тогда всегда на сердце будет настоящая Пасха.
АДРИАН:
Мудрые слова, только это не я их придумал, я мой наставник из монастыря.
Финальная песня
Сценарий пасхального спектакля по сказке Г.Х. Андерсена «Пятеро из одного стручка». Материалы предоставлены воскресно-приходской школой «Город Золотой» при Свято-Никольском храме с. Усолье Самарской области.
1 действие
Ведущие, горошины.
Звучит музыка – тема горошин.
Ведущие выходят под музыку, разворачивая «стручок» — зелёную ткань. Во время слов первого ведущего выскакивают 5 весёлых горошин и садятся на корточки на фоне зелёного стручка. Они толкаются, «растут» — встают в полный рост, но из стручка не высовываются.
1-ый Ведущий:
В стручке сидело пять горошин; сами они были зелёные, стручок тоже зелёный, ну, они и думали, что и весь мир зелёный; так и должно было быть! Стручок рос, росли и горошины; они приноравливались к помещению и сидели все в ряд.
2-ой Ведущий:
Солнышко освещало и пригревало стручок, дождик поливал его, и он делался все чище, прозрачнее; горошинам было хорошо и уютно, светло днём и темно ночью, как и следует.
2-ой ведущий в это время проводит над головами горошин «солнышко», потом тучку (из картона, на ручке), как бы поливая их, горошины при этом радуются, подпрыгивают, моются, смеются.
Они всё росли да росли и всё больше думали, сидя в стручке, что пора им что-то предпринять.
Горошины изображают, как они думают – все встают в разные «думательные» позы.
1-ая горошина (с вызовом):
Век, что ли, сидеть нам тут?
2-ая горошина (с тревогой):
Как бы нам не засохнуть от такого сидения!..
3-я горошина (сделав из ладошки козырёк и поглядев вдаль туда – сюда):
Сдаётся мне, есть что-то и за нашим стручком! Уж такое у меня предчувствие!
1-ый Ведущий:
Прошло несколько недель; горошины пожелтели, стручок тоже пожелтел.
Ведущие переворачивают «стручок»-ткань жёлтой стороной.
Все горшины хором (оглядываясь, с удивлением):
Весь мир желтеет!
1-ый Ведущий:
Вдруг они почувствовали сильный толчок!
Музыка звучит громче, горошины кричат и толкаются, держатся друг за друга, каждая кричит своё, причём одновременно:
— Ой, мамочки!
— Что же это делается!
— Ай, ай, ай!
— Это землетрясение!
— Конец света!
Они сцепляются локтями, катятся сначала в одну сторону, потом в другую, в результате падают и пищат громко, по-девчачьи.
4-ая горошина (вставая и приводя себя в порядок):
Ну, вот теперь скоро нас выпустят на волю!
1-ая горошина (любуясь в зеркальце и поправляя наряд после толчка, с вызовом глядя на остальных):
А хотелось бы мне знать, кто из нас пойдет дальше всех! Впрочем, скоро увидим!
5-ая горошина (скромно):
Будь что будет!
Музыка – тема горошин.
2-ой Ведущий:
Но вот стручок созрел и лопнул, и все пять горошин выкатились на яркое солнце.
Горошины раскатываются по краям сцены – кружатся и при этом выкрикивают свои слова.
1-ая горошина:
Лечу, лечу, куда хочу! Лови, кто может!
Летит через всю сцену.
2-ая горошина:
А я полечу прямо на солнце; вот настоящий-то стручок! Как раз по мне!
Летит в другую сторону.
3-ья, 4-ая горошины:
А мы куда придем, там и заснём! Но мы все же до чего-нибудь докатимся! Мы дальше всех пойдем!
В обнимку улетают.
5-ая горошина:
Будь что будет!
2-ой Ведущий:
Она взлетела кверху, попала на старую деревянную крышу и закатилась в щель как раз под окошком чердачной каморки. В щели был мох и рыхлая земля, мох укрыл горошину; так она и осталась там, скрытая, но не забытая Господом Богом.
— Будь что будет!
5-ая горошина прячется за окошком, и её пока не видно.
2 действие
Мать, дочка, ведущие, ангел.
Звучит музыка – тема матери.
Мать хлопочет по хозяйству: переставляет чугунок, подметает полы, проверяет, как там дочка…
1-ый Ведущий:
А в каморке жила бедная женщина. Она ходила на поденную работу: чистила печи, пилила дрова, словом, бралась за всё, что подвернется; сил у неё было довольно, охоты работать тоже не занимать стать, но из нужды она всё-таки не выбивалась! Дома оставалась у неё единственная дочка, подросток. Она была такая худенькая, тщедушная; целый год уж лежала в постели: не жила и не умирала.
Мать (стоит далеко от кровати ребёнка и говорит зрителям):
Она уйдет к сестренке! У меня ведь их две было. Тяжело было мне кормить двоих; ну, вот Господь Бог и поделил со мною заботу, взял одну к себе! Другую-то мне хотелось бы сохранить, да Он, видно, не хочет разлучать сестёр! Но будь что будет!
Подходит к дочери, гладит по голове, успокаивает её и себя:
Доченька, скоро Пасха, будем с тобой яички красить?
Девочка (сидит в кроватке, облокотившись на подушку, очень слабенькая, тщедушная, раскрашивая пасхальное яичко на картинке):
Да, мамочка, они такие красивые становятся, горят, как угольки! А ты не знаешь, почему на Пасху яички должны быть красные?
Показывает матери картинку, которую перед этим раскрашивала – яичко.
Фрагмент спектакля. Девочка раскрашивает яичко
Мать (присаживаясь на край кроватки и гладя девочку по голове):
Об этом существует даже легенда. Помнишь, я тебе рассказывала, что такое Пасха?
Девочка:
Мамочка, расскажи! Я так люблю, когда ты про Боженьку рассказываешь!
Мать:
Давай я тебе подушечку поправлю, ты глазки закрывай, а я буду читать, хорошо?
3 Действие
Мироносицы, ангел.
Девочка засыпает, слушая мать. На первое четверостишие мать сидит рядом с дочкой, потом, когда начинаются слова мироносиц, укрывает дочку и тихонько выходит. Здесь же разворачивается действие у Гроба Господня.
Мать (читая книгу, перелистывая страницу):
В рассветный час пошли ко Гробу,
Росу стряхая с сонных трав,
Неся из смирны и алоя
Благоухающий состав.
Начинает звучать музыка – грустная и торжественная – тема мироносиц 1.
Мироносицы торжественно идут из глубины зала, между зрителями, скорбно неся сосуды, и на ходу начинают говорить слова.
1-ая мироносица:
Мы шли, не думая о чуде,
В холодном, розовом луче.
Ты миро в глиняном сосуде,
Склонясь, держала на плече.
2-ая мироносица:
И так нам страшно вспомнить было
Его позор, и смерть, и боль…
Как раны знойные омыла
Твоих волос ночная смоль.
Как из Его ладоней гвозди
Ты, тихо плача, извлекла,
Смотря на кровь, что, как из гроздей,
Густыми каплями текла.
3-я мироносица:
Мария Мать и ты — вы обе
Его приняли от солдат
И положили в новом гробе,
Возлив на тело аромат.
Смотри: минула ночь субботы,
И новый день сменяет мрак.
Сестра, скажи мне, отчего ты
Нежданно ускоряешь шаг?
Мироносицы останавливаются у Гроба и пробираются к нему в зарослях ветвей.
1-ая мироносица:
Уж близок сад. Вот лилий чаши
Сверкнули из рассветной мглы.
Сестра, зачем одежды наши
Так неестественно белы?
Как ветви здесь нависли густо.
Давай сосуд. Пришли. Пора.
Вот и пещера. Где Он? Пусто!
Кто взял Его? О, кто, сестра?
Музыка звучит громче, нужно показать, как они в ужасе отпрянули от входа в пещеру, смятение, страх.
2-ая мироносица (мечется между другими, ища ответа):
Кем вход в пещеру отгорожен?
Что совершилося в ночи?
Пустой покров белеет, сложен,
В пещере белые лучи.
Музыка – торжественная, тема мироносиц 2.
Где труп? Где стража? Где ограда?
Всё – только белые цветы.
Бегу навстречу! Нет, не надо.
Ты возлюбила – встретишь ты!
Ангел очень торжественно, медленно взмахивая крыльями, появляется со стороны пещеры, мироносицы при его появлении пятятся назад, освобождая дорогу и склоняют головы в поклоне.
Ангел:
Не ищите Иисуса, Он воскрес.
Он на небе и опять сойдёт с небес.
Ангел взмахивает крылом в сторону мироносиц, проходит мимо них, идёт в сторону спящей девочки, останавливается, гладит её по головке, проходит мимо окна, откуда ему машет веточкой 5-ая горошинка, он тоже взмахивает крылом в её сторону, торжественно удаляется, пройдя таким образом круг. За ним уходят и мироносицы.
Музыка звучит громче и торжественней.
Мироносицы торжественно удаляются, остаётся 1-ая мироносица Мария Магдалина.
Мария Магдалина (идёт постепенно к краю сцены, читает очень проникновенно):
Я первая узнала, что Христос
Воскрес из мертвых. Рано поутру
Я шла помазать миром Его тело,
Но камень, закрывавший путь в пещеру,
Отвален был Неведомой рукой,
А гроб был пуст, лишь пелены лежали –
Одежды погребальные Его,
Когда в недоуменье я стояла,
Вдруг чудный свет всю озарил пещеру,
Предстал передо мною Ангел Божий…
И возгласил…
– Нет с мёртвыми Живого,
Христа здесь не ищите –
Он воскрес!
Музыка, тема мироносиц 2.
Проходит по сцене, будто вспоминая и восстанавливая в памяти события.
Потом Учитель пробыл с нами сорок дней
А, возносясь к Отцу на небо,
Он нас на проповедь послал.
И я, как все ученики Христовы,
Хожу по свету из страны в страну,
Благовествуя о Христе воскресшем,
Евангелие возвещаю миру.
На сцене появляется трон императора, торжественно выходит Тиберий в сопровождении слуги, усаживается на трон, слуга стоит с опахалом чуть позади.
Ведущий (на краю сцены):
Так в славный город Рим однажды
Мария к императору пришла…
У входа во дворец стояла стража,
И гости знатные с богатыми дарами
Спешили к императору в покои.
3 Действие
Тиберий, слуга, 3 гостя, ангел, Мария Магдалина.
Рим. Дворец императора Тиберия.
Звучит музыка – тема Тиберия.
1-й гость (торжественно войдя и преклоняя колени перед императором):
Великий император и владыка,
Прими ты в дар вот это ожерелье,
Из жемчуга, рубинов и сапфиров.
2-ой гость:
Великий царь Тиберий! В дар от нас
Прими ты это золото в избытке,
Пусть золото усилит власть твою,
И укрепит могущество державы.
3-ий гость:
С Сицилии мы привезли алмаз,
Огромной ценности и очень редких свойств,
Достоин он сиять в короне царской.
Тиберий благосклонно кивает, принимая подарки, каждый из которых слуга складывает на блюдо.
Появляется Мария Магдалина. Император очень грозно смотрит на неё.
Приглушённо звучит музыка – тема мироносиц 2.
Мария Магдалина:
Когда-то я была очень богата
И приносила ценные подарки.
Сегодня я богата только верой
В Спасителя и Господа Христа.
Что я могу сегодня подарить?
Вот дар – яичко, символ жизни, –
Христос воскрес!
Показывает императору яичко и тоже кладёт его на блюдо с другими подарками.
Тиберий (удивленно и гневно, поднимаясь с трона и подходя к Марии):
Как может кто-нибудь воскреснуть?
Невероятно это, невозможно.
Тогда лишь только я поверю в воскресенье,
Когда яичко это станет красным.
Слуга (в ужасе, бросая опахало):
О, император, посмотри скорее,
Яичко розовеет, нет, темнеет,
О чудо!
Оно стало ярко-красным!
(На блюде среди ткани нужно заранее спрятать красное яичко, которое слуга поднимет и даст императору.)
Тиберий берет в руки и показывает в великом удивлении всем красное яичко, произносит хором с Марией:
— Воистину Иисус Христос воскрес!
Замирают на краю сцены, император держит в поднятой руке яичко, Мария стоит рядом.
Звучит пасхальный тропарь – мужской хор.
Очень торжественно выходит тот же ангел, обходит вокруг императора и Марии, махнув на них крылом. Они удаляются, ангел проходит вдоль пещеры и уходит.
4 Действие
Девочка, мать, 5-я горошина.
Быстро убирается трон. Входит мать, убирается по дому, вешает на окно чистые занавески.
Девочка (просыпается):
Мамочка, какой чудесный сон мне приснился! Яичко стало красным! А что, чудеса и вправду бывают?
Мать (с надеждой):
Всё в руках Божиих.
Девочка:
Но как же Господь может помочь всем сразу, ведь людей много на земле!
Мать:
Понимаешь, помощь иной раз приходит как будто сама, бывает, мы даже не замечаем, что это Господь её послал. Она может прийти через человека или даже через какой-то неживой предмет. Ведь император же поверил, что Христос Воскрес, когда увидел яичко?
Девочка очень внимательно слушает.
Девочка:
Да, правда…
Мать отходит, начинает собираться на службу, надевает белый платок, снимает фартук, берёт корзину с яичками.
Девочка:
Мамочка, что это там зеленеет за окном? Так и колышется от ветра!
Мать подходит к окну и приотворяет его.
Мать:
Ишь ты! Да это горошинка пустила ростки! И как она попала сюда в щель? Ну, вот у тебя теперь будет свой садик! Доченька, я схожу на службу, ведь завтра Пасха. И принесу тебе освящённое яичко.
Мать целует девочку и уходит.
Музыка звучит громче, под неё горошинка всё больше и больше вырастает и играет с девочкой в мячик, мячик падает, а девочка не может встать и показывает горошинке руками, что не может, тогда горошинка пускает из окошка мыльные пузыри, девочка радуется, ловит их, смеётся.
Мать возвращается, протягивает яичко, но останавливается, она удивлена и потрясена: видит, как девочка садится на кровати, разговаривает с горошинкой.
Девочка (увидев мать, запыхавшись):
Мама, я думаю, что поправлюсь! Солнышко сегодня так пригрело меня. Горошинка, видишь, как славно растёт на солнышке? Я тоже поправлюсь, начну вставать и выйду на солнышко.
Мать:
Дай-то Бог! А вот тебе яичко! Христос воскрес!
Девочка:
Воистину воскрес!
Мать (подходит к окну, чтоб открыть занавеску):
Смотри-ка, да горошинка – то скоро зацветёт!
Мать на минуту отворачивается от девочки, чтобы снять платок, поставить корзинку в угол, поэтому не сразу замечает, что происходит за её спиной.
Девочка:
Девочка начинает вставать и очень неуверенными шагами, покачиваясь, идёт к окну. Горошинка протягивает ей свои руки, девочка тянет руки навстречу.
Звучит музыка – тема девочки.
Мать бросается к дочери поддержать её, потом выводит девочку и горошину на середину сцены, плачет и радуется, обнимает девочку и горошину.
Мать:
Господь Сам посадил и вырастил цветочек, чтобы порадовать тебя, милая, да и меня тоже! Чудо, Господи!
Звучит счастливая и торжественная музыка, под неё выходят все участники, выстраиваются в 2 ряда, впереди ведущие.
2-ой Ведущий:
Ну, а другие-то горошины? Вы не забыли про них, дорогие зрители? Та, что летела, куда хотела — лови, дескать, кто может, — попала в водосточный жёлоб, а оттуда в голубиный зоб и лежала там, как Иона во чреве кита.
1-ый Ведущий:
2-ой Ведущий:
А вторая, что собиралась залететь на солнце, упала в канаву и пролежала несколько недель в затхлой воде, пока не разбухла.
2-ая горошина:
Как я славно раздобрела! Право, я скоро лопну, а уж большего, я думаю, не сумела достичь ни одна горошина. Я самая замечательная из всех пяти!
Остальные горошины тянут её за юбочку и смеются над хвастунишкой.
Все артисты (хором, разводя руками в сторону зрителей):
А вы как считаете?
Музыка звучит громче. Все участники спектакля кланяются, выходя на край сцены в таком порядке:
— девочка и мама;
— горошины;
— мироносицы,ангел;
— Тиберий, слуга, гости;
— ведущие.
Два ведущих – девочки-старшеклассницы с хорошей дикцией.
Пять горошин (девочки 7-9 лет)
Мать – девочка-подросток 13-14 лет.
Девочка – худенькая девочка 10-11 лет
Ангел – девочка или мальчик 5-6 лет
Тиберий – ученик старших классов или студент
Слуга – мальчик или девочка 10-12 лет
Три императорских гостя – мальчики 10-12 лет
1-ая Мироносица Мария Магдалина и еще две мироносицы – девочки 12-15 лет или старше.
Декорации и реквизит:
Кровать.
Стул (старый).
Окно с занавеской (можно сделать из театральной ширмы).
Лавка или тумбочка под окном.
Стручок (жёлтая ткань, зелёная ткань 1х2 м.).
Вход в пещеру (драпировка из тёмных тканей, вьющиеся «заросли», можно крупные растения в горшках, пальмы).
Трон (кресло, красивая ткань для декора).
Опахало.
Жезл Тиберия.
2 сосуда.
Подарки царю: «золото», «сапфир», «ожерелье».
Детский мячик.
Мыльные пузыри.
Букет цветущий (для горошины).
Веник.
Подсвечник со свечой.
Горшок с кашей.
Полотенце.
Книга.
2 яичка – красное и белое.
Красивая занавеска.
Вьющееся растение (искусственное).
Альбом с нарисованным яичком.
Цветные карандаши.
«Солнышко» и «тучка» с дождиком (можно сделать из картона).
Чашка, ложка, миска, подушка, одеяло, корзинка.
Костюмы:
Ведущие – парадная одежда, розовые шарфы.
Горошины – зелёные сарафаны, белые водолазки, белые колготки и туфли, в косичках зелёные бантики.
Тиберий – мантия, сандалии, нижняя накидка, жезл, корона.
Слуга – тога, опахало.
Гости – шляпы, тоги.
Мироносицы – длинные накидки с капюшонами или что-то еще, покрывающее голову, сосуды в руках.
Ангел – белый стихарь, золотая ленточка на голове, крылья (их можно купить).
Мать – длинная юбка, кофта, чепец, платок праздничный, фартук, полотенце, полосатые гольфы, грубые босоножки без задников.
Девочка – бедное бледное платье, кофточка, платочек, сандалики.
Расположение на сцене декораций:
Посередине сцены, ближе к правым кулисам, стоит кровать девочки.
Справа от кровати – окно, наполовину повёрнутое к зрителям, чтобы было видно, что за ним происходит. У окна – лавка, застеленная скромной тканью.
Рядом с кроватью – старый стул или табуретка, на которые мать ставит для девочки еду.
С левой стороны сцены – вполоборота к зрителю – вход в пещеру (можно сделать из лестниц, задрапированных тёмными тканями и увитыми искусственной зеленью).
В момент появления Тиберия декорации не убираются, но с левой стороны от кровати, ближе к зрителю, ставится императорский трон.
Сценарий пасхального спектакля.
По мотивам сказки И. Рутенина “Премудрый царь”
Действующие лица:
Царь
Данила – старший сын
Гаврила – средний сын
Иван-Царевич - младший сын
Старшая невестка
Средняя невестка
Младшая невестка
Ангел I – Хранитель Старшей невестки
Ангел II – Хранитель Средней невестки
Ангел III – Хранитель Младшей невестки
Игуменья
Странник
Царский слуга
Ведущий
Сцена 1
Во дворце на троне сидит Царь. По старшинству входят царевичи.
Ведущий:
Жил-был царь. Всем он был хорош: и добр, и справедлив, и вера у него в Бога крепкая была. Да вот только стар годами стал. Пришла пора ему думать, кому после себя царство оставить, кому корону передать. А было у него три сына: Данила, Гаврила, да Иван-Царевич. Вот и стал он их испытывать. Послал на войну, а они все победителями вернулись. Тогда загадал им Царь загадки.
Царь:
Скажите, сыновья мои милые, что это: “Стоит мост на семь верст, за ним яблоня цветет, а её цвет покрыл собой весь свет?”
(Слуга раздает сыновьям берестяные грамотки и перья. Сыновья молча пишут. Слуга подает грамотки царю).
Царь:
Вот ведь удальцы какие! Все верно написали! “Великий пост и Пасха”! Ну идите, идите!
(Царевичи кланяются, уходят. Слуга уходит).
Царь (задумчиво)
:
Что же мне делать? Как достойного выбрать?
Ведущий:
Вот пришла к нему раз старица-Игуменья.
(Входит Игуменья).
Игуменья:
Знаю, Царь-Государь, о чем печалишься. Послушай совета моего. Повели сыновьям, чтобы они сами себе невесту выбрали, и обвенчай их. А потом и узнаешь, у кого какая жена. Ведь не зря в народе говорят: какова жена – таков и муж.
Царь:
Благодарю тебя, матушка Игуменья.
Хороший совет ты мне дала. Так и сделаю!
(Игуменья уходит).
Ведущий:
Сказано – сделано. Вот приводят царевичи во дворец своих молодых жен. Старший Гаврила выбрал себе боярскую дочь. И богатая, и знатная, и хороша собой.
(Гаврила выводит свою царевну).
Средний Данила выбрал дочь купеческую. Приданное у нее такое, что день и ночь считай – не пересчитаешь. А как пойдет – словно лебедь белая проплывет.
(Данила выводит свою царевну).
Только у Ивана-Царевича невеста незнатная, небогатая, хоть и мила собой, да уж больно скромна. На царевну совсем не похожа.
(Иван-Царевич выводит свою царевну).
Царь:
Ну, невестушки мои любезные, живите мирно. О сыновьях моих заботьтесь. А в подарок вам от меня по ларчику с драгоценными украшениями да каменьями самоцветными.
Слуга раздает царевнам ларчики. Старшие невестки открывают крышки и ахают. Младшая кланяется царю. Все уходят.
Сцена 2
(Светлица. На лавочке сидит старшая невестка, любуется украшениями).
Ведущий:
Царь же велел узнать, как невестки распорядятся его подарками.
Старшая невестка:
Ах! Какие камушки! Сколько алмазов, изумрудов! Велю-ка я сшить себе сто платьев, и все их драгоценными украшениями изукрасить. Никто так красиво не одевается, значит, мне царицей быть.
(Появляется Ангел I).
Старшая невестка (не глядя на Ангела, машет на него рукой)
:
Вот ещё! Если с бедными да убогими делиться, какая же я буду царица?
(Ангел грустно вздыхает и удаляется. Старшая невестка уходит. На её место садится Средняя невестка. Также любуется украшениями).
Средняя невестка:
Сколько здесь драгоценностей! Верно, старый царь меня хочет царицей сделать! Припрячу-ка я это все до поры до времени.
(Появляется Ангел II).
Ангел II:
Чем сокровища в сундуке собирать, лучше больным да несчастным раздать.
Средняя невестка (машет рукой)
:
Да как же мы с мужем будем на царском троне восседать, если все свое богатство больным да несчастным раздать.
(Ангел II вздыхает, уходит. Средняя невестка уходит. На её место садится Младшая невестка с ларчиком).
Младшая невестка:
Зачем мне столько добра? Всю жизнь его носить – не переносить, только на полках, да в сундуках пылить. (Входит Игуменья).
Здравствуй, матушка Игуменья! Как хорошо, что ты пришла. Вот тебе ларчик. Это на монастырь, а драгоценными каменьями икону Божией Матери украсьте.
(Игуменья берет ларчик, кланяется и уходит. Появляется Ангел III).
Ангел III:
Доброе сердце знает, как поступить, чтобы Господу Богу и Его Пречистой Матери угодить.
(Ангел III уходит. Невестка уходит).
Сцена 3
(Дворец. На троне сидит Царь).
Ведущий:
Узнал обо всем этом царь, порадовался за свою Младшую невестку. И велел снова всем во дворец собираться, потому, как задумал новое испытание для молодых царевен. (Входят все три невестки).
Нашел он на дороге нищего, калеку, да ещё и немого. (Входит Странник).
И говорит Царь.
Царь:
Вот старец святой. Он нигде более трех ночей не задерживается. Примите его, дорогие мои невестушки, окажите честь.
Невестки:
Хорошо, Царь-батюшка!
(Кланяются и уходят).
Ведущий:
Вот что из этого получилось.
Все уходят...
Сцена 4
Светлица. На лавочке сидит старшая невестка.
Слышен стук.
Старшая невестка:
Входи, входи, старец святой! (Входит Странник).
Не моему ли мужу судьба царем быть?
(Странник в ответ разводит руками, ничего не может сказать. Появляется Ангел I).
Ангел I:
Не выпытывай, не расспрашивай, а милость окажи – накорми, и спать уложи.
Старшая невестка:
Вот ещё! Если он не прозорливый, не святой, да зачем мне нужен такой!
(Машет руками, выгоняет Странника.
Ангел I вздыхает, уходит. Странник уходит. Невестка уходит.
На её место садится Средняя невестка. Слышен стук).
Средняя невестка:
Входи, Странник святой, да расскажи, не моему ли мужу судьба царем быть выпадает?
(Входит Странник. В ответ разводит руками, ничего не может сказать. Появляется Ангел II).
Ангел II:
Прими убогого, не требуй многого. Милосердие окажи, Богу послужи!
Средняя невестка:
Да если он ничего не знает, пусть в конюшню ступает.
(Дает кусок хлеба и прогоняет.
Странник уходит. Ангел II вздыхает, уходит. Средняя невестка уходит. На её место садится младшая невестка.
Слышен стук. Входит Странник).
Младшая невестка:
Входи, входи добрый человек. Устал с дороги? Садись за стол, пусть отдохнут твои ноги. Вот хлеб, вот борщ, кваску хлебнешь, а потом приляжешь и отдохнешь.
(Появляется Ангел III).
Ангел III:
Добрая душа любому гостю рада. Будет ей от Господа достойная награда.
Все уходят.
Сцена 5
Дворец. На троне сидит царь.
Ведущий:
Узнал обо всем этом Царь-батюшка и опять порадовался за свою Младшую невестку. А через некоторое время снова велит всем во дворце собираться.
(Входят все невестки).
Царь:
Ну, невестки мои любезные, хочу узнать, какие вы мастерицы. Испеките-ка вы мне к завтрашнему дню что-нибудь эдакое!
Невестки (кланяясь)
:
Хорошо, Царь-батюшка!
(Невестки уходят).
Ведущий:
А говорил он им опять слово с хитростью. Ведь была в тот день Суббота Страстная. Вот на следующий день ни свет, ни заря спешат к нему старшие невестки, уж больно им царицами стать хочется.
(Входят Гаврила со Старшей невесткой).
Старшая невестка:
Вот, Царь-батюшка, пирог тебе яблочный - пышный да пахучий.
(Кланяются.
Входит слуга, берет пирог на подносе и уносит. Входят Данила со Средней невесткой).
Средняя невестка:
А вот тебе, Царь-батюшка, торт - весь сахарными узорами, да миндалем изукрашенный!
(Кланяются.
Входит слуга, берет пирог на подносе и уносит).
Царь:
Что же Младшей моей невестки нет? Почему не торопится?
(Входят Иван- Царевич и Младшая невестка).
Царь:
Что спала так долго? Старшие невестки уж с раннего утра мне гостинцы принесли.
Младшая невестка:
Не прогневайся, мой Царь, в церкви я всю ночь была, Богу за всех нас молилась, и тебе я принесла...
(Иван-Царевич открывает полотенце, и на подносе все видят кулич и пасхальные яички).
Младшая невестка:
Христос Воскресе, Царь-батюшка!
Царь:
Воистину Воскресе!
(Выходит слуга, принимает поднос и уносит его).
Ведущий:
Возрадовался Царь радостью великой и сделал царем мужа своей Младшей невестки.
(Царь надевает свою корону на голову Ивана-Царевича).
Ведущий:
С тех пор той державой стал управлять Иван-Царевич, а царицей стала его скромная, добрая жена. Старшие же невестки, видя кроткий свет её добродетели, исправились, и во всем старались подражать своей милосердной царице.