Проекты судов и кораблей польской постройки. Корабли получат названия бывших польских городов

Вскоре у Польши останется только одна субмарина - советская, класса "Кило".


К 2015 году Польша может остаться без военно-морского флота. Такой вывод содержится в секретном докладе польского ВМФ для комиссии по делам национальной обороны нижней палаты польского парламента. Корабли и подлодки стремительно устаревают, а денег на их модернизацию и замену нет из-за покупки американских истребителей F-16.

Всего военно-морские силы Польши насчитывают сейчас 41 судно. Ядро боевого потенциала флота составляют два больших ракетных фрегата, три малых ракетных корабля, корвет и пять подводных лодок.

В конфиденциальном докладе, к тексту которого получили доступ журналисты «Газеты Выборча», говорится, что за последние двадцать лет польский ВМФ не получил ни одного нового корабля. По оценкам авторов доклада, к 2015 году польский ВМФ, большая часть кораблей которого была произведена во второй половине 1960-х годов, будет вынужден списать большинство своих боевых единиц. Через семь лет наступит конец срока эксплуатации двух ракетных фрегатов, двух малых ракетных кораблей и четырех подводных лодок. Это приведет к «утрате боеспособности» флота.

В докладе сообщается, что основу ударной мощи польского ВМФ составляют два больших ракетных фрегата «Пуласки» и «Костюшко». Оба были спущены на воду в 1980 году. В 2001 году Польша получила их от США. Они вооружены относительно современными ракетами Standard и Harpoon. Проблема, как сообщается в докладе, заключается в том, что в 2014 году в США останавливают производство запасных частей для кораблей такого класса. Сложности также связаны с тем, что на фрегатах используются вертолеты Kaman Super Seasprite. От них американские военно-морские силы отказались еще в 2001 году. Сохранение на вооружении старых вертолетов, по оценкам авторов доклада, очень затратно.

Надо отметить, что и сейчас эксплуатация этих кораблей – удовольствие не из дешевых. По сведениям польского издания «NIE», приведение американских «подарков» в порядок обошлось польским налогоплательщикам в десятки миллионов долларов. Дело в том, что после двадцатилетнего использования фрегаты нуждались в капитальном ремонте. Американцы сэкономили на нем, передав корабли полякам и при этом заработав на запчастях, технической помощи и обучении персонала.

Не лучше обстоит ситуация с подводными лодками. Самая молодая из четырех подлодок класса «Коббен», которые были переданы Польше Норвегией, имеет 40 лет от роду. Первоначально предусмотренный срок использования составляет 25 лет, однако они эксплуатируются по сей день. Сейчас флот испытывает серьезные проблемы с запчастями к подлодкам: те, что есть, уже подходят к концу.

В докладе говорится, что ремонт большинства подлодок уже невозможен. За годы эксплуатации из-за борьбы с ржавчиной стенки корпусов серьезно истончились. Через несколько лет может случиться так, что единственной польской подлодкой на ходу окажется советская субмарина «Орел» класса «Кило» 1986 года выпуска.

По оценкам авторов доклада, для того, чтобы ВМФ Польши сохранял боевую готовность, в течение 10 лет в него нужно вложить $8-10 млрд. Однако, как отмечают польские СМИ и члены парламента, до 2015 годы в бюджете в отношении военных нужд будут иные приоритеты: необходимо заплатить несколько миллиардов долларов за купленные у США истребители F-16. Поэтому свободных средств не будет.

Помимо этого есть и еще одна проблема: срок выполнения заказа. Строительство среднего военного корабля занимает порядка пяти лет. То есть решение о начале работ необходимо принимать уже сейчас.

Когда содержание доклада стало достоянием общественности, комиссия верхней палаты польского парламента обратилась к правительству. Депутаты хотят, чтобы последнее одобрило «Национальную программу строительства кораблей» (НПСК). В обращении парламентариев говорится, что если это не будет сделано и не начнется обновление польского ВМФ, то после 2018 года польский военный флот будет не в состоянии выполнять поставленные перед ним задачи.

Необходимость появления на свет НПСК обсуждается в Польше уже довольно давно. Еще осенью прошлого года заместитель командующего ВМФ сообщил, что готовится такая программа, а на ее цели предназначаются 15-17 млрд злотых ($7,5-8,5 млрд) до 2020 года. Интересно, что еще в мае 2006 года на модернизацию ВМФ предполагалось выделить в два раза больше средств.

Однако очевидно, что и прошлогодний урезанный вариант программы – это труднодостижимая цель. Это понимают и парламентарии. Поэтому в обращении к правительству нет каких-либо амбициозных требований. Депутаты хотят поддержать ВМФ таким образом, «чтобы сохранить только минимальный потенциал военно-морских сил».

Положение, действительно, очень серьезное. По словам Януша Земке, главы комиссии по делам национальной обороны нижней палаты польского парламента, «мы впервые сталкиваемся с ситуацией, когда один из родов войск может просто прекратить существование».

Гжегош Холданович – редактор одного из изданий, посвященных военной тематике, – оценивает состояние ВМФ как критическое. По его мнению, это следствие заблуждения середины 1990-х гг., когда было принято думать, что «нам ничто не угрожает и можно отложить модернизацию на более поздний срок».

Польские СМИ отмечают парадоксальность сложившейся ситуации: по планам НАТО, именно Польша отвечает за положение дел на Балтике. Германия и Дания базируют свои флоты на Северном море. В определенном смысле это на руку России. Если натовский форпост на Балтийском море находится в плачевном состоянии – это хорошо. Есть только одно «но»: проблема старения флота весьма актуальна и для российского военно-морского флота.

Первый корабль будет называться «Львов» (Lwów). Такое название решило присвоить Польское морское пароходство новому кораблю, который скоро будет спущен на воду после окончания строительства на судоверфи в Китае. Судно будет иметь грузоподъемность 39 тысяч тонн.

Контекст

Львов - не Польша, Крым - не Россия

Петр и Мазепа 25.09.2017

Польша хочет вернуть Львов

Haqqin.az 11.09.2017

Львов превращается в мусорную свалку

The Guardian 26.04.2017

Литовцы «завоевывают» Львов

Delfi.lt 20.09.2016

Другие корабли получат названия бывших польских городов Тернополь (Tarnopol) и Вильнюс (Wilno), расположенных сегодня на Западной Украине и в Литве. Об этом сообщил представитель госкомпании Польское морское пароходство Павел Бжезицкий (Paweł Brzezicki).

«Мы меняем названия кораблей, которые уже готовы на китайских верфях… Для всей западной Польши эти названия приятные и ностальгические…» — подчеркнул Бжезицкий.

До начала Второй мировой войны польский учебный парусник носил название «Львов». По словам Бжезицкого, названия новых польских кораблей не спровоцируют скандал или споры на политическом уровне.

«Всего будет построено пять кораблей. Первый из них — „Львов“. Это политически нейтральное название. В течение многих лет один из наших кораблей носил название „Львовские орлята“ (Orlęta lwowskie — название польских ополченцев, с оружием в руках принимавших участие в обороне Львова во время Польско-украинской войны 1918-1919, — прим. ред.) . И никого это не удивляло, тоже самое можно сказать и о названии „Львов“», — говорит Бжезицкий. В немецком флоте есть ледокол Stettin (назван в честь ныне польского города Щецин. Этот город с 1720 года до XX века находился в составе Пруссии, — прим. ред.) .

Польское государство возникло после первой мировой войны на территории, отколовшейся от Германской и Российской империй. Молодое государство получило выход к Балтийскому морю, но возникла проблема, где взять боевые корабли. От германского флота удалось получить только несколько небольших миноносцев.

Проблему попытались решить после советско-польской войны 1920 года. На мирных переговорах в Риге в 1921 году Польша потребовала от РСФСР часть кораблей Балтийского флота: 2 линкора типа “Гангут”, 10 больших эсминцев, 5 подводных лодок, 10 тральщиков, 21 вспомогательный корабль, а также 2 недостроенных крейсера типа “Светлана”. И все это для защиты 42 миль побережья, на котором к тому же не было ни одного приличного порта. Советской делегации удалось добиться снижения квоты, а затем и вовсе отклонить эти притязания.

Однако польские мечты о великом флоте не угасли. Вице-адмирал Казимеж Порембский (бывший старший офицер легендарного крейсера “Новик” и последний командир линкора “Императрица Мария”) разработал перспективный план развития польского флота, куда включены и два линкора. Вскоре стало ясно, что эту программу Польше не осилить.

В двадцатых годах польский флот планировали пополнить американскими додредноутами, правда, не совсем ясно, какого типа. В некоторых изданиях говорится о пяти линкорах типа “Коннектикут”, но их было построено всего два (“Коннектикут” ВВ-18 и “Луизиана” ВВ-19). Современники говорили о возможности приобретения “Нью-Джерси” ВВ-16, а польский историк Ежи Пертек считает, что предметом переговоров стали линкоры типа “Нью-Гемпшир”.

В любом случае речь идет о достаточно старых кораблях, построенных в период с 1904 по 1909 год, но не это остановило поляков. Расчеты, произведенные в Штабе обороны побережья, показали, что только на окраску этих кораблей уйдут чуть ли не все средства, выделенные на польский военно-морской флот, а содержание этих “престарелых гигантов” сожрет весь госбюджет.

Через некоторое время, когда экономика Польши встала на ноги, снова появились мечты о строительстве бригады линкоров. На конференции по разоружению в Женеве Польша объявила о желании создать флот общим водоизмещением 150000 т. Польский публицист Юлиан Гинсберт опубликовал проект судостроительной программы, в которую были включены два линкора, 2 тяжелых крейсера, 9 эсминцев, 9 миноносцев, 18 подводных лодок, 21 тральщик, 24 сторожевика и много вспомогательных кораблей. Линкоры должны были обладать следующими характеристиками:

Водоизмещение: 25000 т;

Бронирование: 350 мм;

Вооружение: 9 305-мм и 12 150-мм орудий.

Общая стоимость программы достигла миллиарда злотых (200 миллионов долларов), поэтому и эта программа тоже осталась на бумаге.

Во время второй мировой войны в 1940 году после капитуляции Франции англичане предложили полякам (польскому правительству, находившемуся тогда в Лондоне) линейный корабль “Париж” (один из четырех французских линкоров типа “Курбэ”), заложенный 10 ноября 1911 г. на верфи “Форж и Шантье” в Ле Сейне.

Польское командование сначала весьма благосклонно отнеслось к включению в состав своего немногочисленного флота линкора. Решили даже не менять старое название корабля и использовать его в качестве учебного судна и плавучей зенитной батареи. Командующий польским флотом адмирал Ежи Свирский после войны говорил, что он опасался, что если на линкоре будет поднят польский флаг, то немцы предпримут против него свои меры, а потеря корабля больно ударит по боевому духу поляков.

Но кроме высоких соображений польское командование останавливали и более прозаические: у него было слишком мало людей, чтобы укомплектовать устаревший линкор. Именно в этот период полякам передавались эсминцы, сторожевики и торпедные катера, которые и “съели” весь личный состав. Идея была похоронена, и на этом завершились мечты гордых поляков о своем линейном флоте.

Из книги Техника и вооружение 2005 04 автора Журнал «Техника и вооружение»

ПОЛЬША Боевые машины пехоты BVVP-1 и BWP-1MСоветская БМП-1, производившаяся в Польше по лицензии, получила обозначение BWP-1 (Bojowy Woz Piechoty-1, прямой перевод БМП-1). На 2000 г. сухопутные войска Республики Польша насчитывали более 1400 БМП, однако около половины этих машин уже выработали

Из книги Messerschmitt Bf 110 автора Иванов С. В.

Польша Германия напала на Польшу 1 сентября 1939 г. Над Польшей получили боевое крещение элитные части Геринга – Zerstorergreppen: 1(Z)/LG-1 и I/ZG-1 в составе 1 -го воздушного флота Кессельринга, действовавшего в районе границы Польши и Восточной Пруссии; I/ ZG-76 на юге в составе 4-го

Из книги Gloster Gladiator автора Иванов С. В.

Польша В польских эскадрильях Королевских ВВС «Гладиаторы» использовались только на вспомогательных ролях. Например, офицер связи 25-й авиагруппы подполковник Ян Бялый использовал курьерские «Гладиаторы» К7927, К8049 и К8046. На «Гладиаторе Mk I» K7927 (прежде служившем в 603-й

Из книги Учебник выживания снайпера [«Стреляй редко, но метко!»] автора Федосеев Семён Леонидович

Польша Магазинная снайперская винтовка SKW «Алекс» Несмотря на наличие собственной оружейной промышленности, польская армия использовала зарубежные снайперские винтовки или их модификации. Однако периодически предлагались собственные разработки. Так, в 2005 г.

Из книги Hawker Hurricane. Часть 2 автора Иванов С. В.

Польша Поляки заказали «Харрикейны» в Англии весной 1939 года. Английское правительство в это время выделило крупный кредит для Польши, на который в Англии были закуплены самолеты. Выбор поляками «Харрикейна» объяснялся просто. Это был единственный тип английского

Из книги Fieseler Storch автора Иванов С. В.

Из книги МиГ-29 автора Иванов С. В.

Польша У нас нет архивных данных, которыми можно было подтвердить число «Шторьхов», переданных в Польшу после войны, а также проследить их судьбу. Известно, что первый «Шторьх», брошенный немцами, был 23 января 1945 года передан в юношескую авиашколу АК в Быдгощи. Передача

Из книги Самозарядные пистолеты автора Каштанов Владислав Владимирович

Польша В 1989 г. Польша получила десять истребителей МиГ-29 и три спарки МиГ- 29УБ, самолеты поступили на вооружение 1-го истребительного авиационного полка «Варшава», базировавшегося на аэродроме Минск-Мазовецки. Этот полк стал первым в ВВС Польши, получившим реактивные

Из книги Нацистская Германия автора Колли Руперт

Польша VIS 35 Radom VIS 35 выпуска 1938 года VIS 35 выпуска 1939 годаПистолет VIS был принят на вооружение Войска Польского незадолго до начала Второй Мировой войны. Создателями пистолета являются польский конструктор Петр Вильневчиц, выпускник Михайловской артиллерийской академии,

Из книги Разведка Судоплатова. Зафронтовая диверсионная работа НКВД-НКГБ в 1941-1945 гг. автора Колпакиди Александр Иванович

Польша: гарантии Версальский мирный договор отрезал Восточную Пруссию от остальной Германии полоской земли, известной как «польский коридор». В конце этого коридора, на берегу Балтийского моря, располагался бывший немецкий город Данциг, объявленный теперь «вольным

Из книги Солдатский долг [Воспоминания генерала вермахта о войне на западе и востоке Европы. 1939–1945] автора фон Хольтиц Дитрих

Глава 22. Польша Согласно официальным советским данным, в годы Второй мировой войны на территории Польши действовало 90 советских партизанских отрядов и групп общей численностью около 20 тыс. человек. При этом нужно учитывать, что в 1942–1944 годах в составе советских

Из книги Энциклопедия спецназа стран мира автора Наумов Юрий Юрьевич

Польша Промежуток времени между чехословацкими событиями и вторжением в Польшу был проведен с пользой. Мы совершенствовали свою подготовку, стараясь сохранить свои подразделения в прекрасном состоянии. Другие полки 22-й дивизии тоже начали тренировки по высадке с

Из книги Линкоры второстепенных морских держав автора Трубицын Сергей Борисович

РЕСПУБЛИКА ПОЛЬША Пистолет WIST-94L Пистолет WIST-94 был разработан польским военным институтом техники и вооружений WITU (Wо]skowy InstytutTechniczny Uzbrojenia) в 1992–1994 гг. Производится заводом Ргехег, расположенным в городе Лодзь. Пистолет WIST-94 в 1997 г. принят на вооружение польской

Из книги Гитлер. Император из тьмы автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

Польша Польское государство возникло после первой мировой войны на территории, отколовшейся от Германской и Российской империй. Молодое государство получило выход к Балтийскому морю, но возникла проблема, где взять боевые корабли. От германского флота удалось получить

Из книги Бронетанковая техника стран Европы 1939-1945 гг. автора Барятинский Михаил

24. Как сгинула Польша Большинство немцев с радостью восприняло подписание договора с Россией. Ведь в самые тяжелые времена, после Версаля, наша страна показала себя надежным другом Германии. Славили мудрость фюрера – вон какой молодец, подурачил Запад, урвал все

Из книги автора

Польша Эмблема броневых сил Польши.Формирование польских танковых войск началось в 1919 году, сразу после окончания Первой мировой войны и предоставления Польше независимости от России. Этот процесс проходил при мощной финансовой и материальной поддержке со стороны

Александр ВАНИН

К синдрому утраченной державности нужно относиться с пониманием. Однако эта вполне простительная слабость наших ближайших западных соседей временами перерастает в болезненную манию, что не может не вызывать беспокойства.

Вот свежий пример. Бюро национальной безопасности Польши 10 февраля 2017 г. представило стратегическую концепцию морской безопасности страны. Документ этот достаточно «сырой», то есть в нем трудно обнаружить более-менее четкие параметры строительства будущего польского флота. Есть только одна константа – угроза, исходящая, якобы, от России. Дескать, Москва осуществляет в Балтийском море и на его берегах «милитаризацию, связанную прежде всего с развитием российского военного потенциала, в частности, с возможностью сдерживания и недопущения доступа в Калининградскую область, что приводит к росту значимости вооруженных сил как инструмента, используемого в международных отношениях в регионе». Еще одна российская, точнее антироссийская страшилка – «монополистическая позиция России в сфере поставок энергосырья, слишком сильная зависимость некоторых государств от импорта из РФ, а также от российской транспортной инфраструктуры».

Другими словами, если Россия поставляет свои нефть и газ на внешние рынки, а также вывозит другие товары, пользующиеся спросом за рубежом, дает возможность пользоваться своими коммуникациями для транзита грузов зарубежных государств, – это плохо. А если Россия укрепляет свою обороноспособность в Калининградской области, вокруг которой Североатлантический блок организует военные игрища с имитацией вторжения в этот отрезанный от остальной территории страны анклав, – это вообще из рук вон.

Составители концепции рекомендуют создать в Польше военно-морские силы «средней численности», например, близкие по составу к норвежским ВМС (23 боевые единицы). Этот «средний» флот должен иметь возможность действовать не только в Балтийском море, но и вдали от территориальных вод в сотрудничестве с «большими флотами». Под «большими флотами», очевидно, подразумеваются ВМС США, поскольку иных «больших» в Североатлантическом альянсе сегодня не наблюдается. Даже некогда великий британский Royal Navy нынче превратился в весьма скромное объединение из 48 вымпелов. Разумеется, суммарно военно-морские силы НАТО – весьма мощные, но они недостаточно сбалансированы и далеко не всегда способны отвечать на вызовы времени.

В стратегической концепции отмечается, что польский флот должен быть современным при одновременном сокращении числа кораблей, не «отвечающих нужному боевому уровню». Что под этим конкретно подразумевается, трудно сказать. Поэтому, дабы разобраться, посмотрим, что представляют собой Военно-морские силы Польши – Marynarka Wojenna, как именуются они, сегодня.

В составе ВМС – два фрегата типа Oliver H. Perry, списанные американским флотом и переданные польскому после вступления страны в НАТО. Их боеспособность изначально подвергалась сомнению. Еще более десяти лет назад на выставке Balt-Military-Expo, которая проводится в Гданьске, доводилось слышать от польских офицеров, что эти корабли для поддержания технической готовности нуждаются в постоянных ремонтах, поскольку на них все время что-то ломается, а это часто затруднительно, особенно в условиях плавания. По их мнению, бывшие американские фрегаты вообще нужны Marynarka Wojenna как рыбе зонтик, поскольку в условиях Балтики представляют собой легко обнаруживаемые цели, а, следовательно, в случае боевых действий неизбежно будут потоплены противокорабельными ракетами противника.

Из относительно крупных надводных кораблей польский флот располагает также корветом Kaszub проекта 620 полным водоизмещением 1183 т национальной постройки. Он вошел в строй в 1987 году. Корвет проектировался при участии Зеленодольского ПКБ и является польским аналогом советских малых противолодочных кораблей проекта 1124. Его вооружение преимущественно состоит из советских образцов: 76-мм универсальной артиллерийской установки АК-176, двух двухтрубных 533-мм противолодочных торпедных аппаратов и двух РБУ-6000, ПЗРК «Стрела». Польского «происхождения» – только три спаренные 23-мм зенитные артиллерийские установки Wrobel, впрочем, сделанные на основе советской ЗУ-23-2 50-х годов прошлого века. Недавно на корабле установили для испытаний новый польский 35-мм автомат Tryton. Kaszub, конечно, может еще послужить, но его вооружение и радиоэлектронное оснащение не соответствуют стандартам НАТО.

По списку в польском флоте числятся пять подводных лодок: ДЭПЛ Orzeі проекта 877Э «Варшавянка», которая вступила в строй в 1986 г., и четыре бывшие норвежские субмарины типа Kobben водоизмещением 485 т, построенные еще в середине 60-х годов прошлого века западногерманской верфью Nordseewerke по проекту 207. Эти подлодки устарели, особенно типа Kobben, чей возраст достиг уже пятидесяти лет. Поэтому они фактически списаны. Orzeі останется в строю до 2022 г. – преимущественно для тренировки противолодочных сил НАТО, поскольку характеристики субмарины, как нетрудно догадаться, близки к тем, что имеются у ДЭПЛ российского флота.

Ударный корвет Grom проекта 660.

У Marynarka Wojenna имеются пять средних десантных кораблей проекта 767 (тип Lublin) полным водоизмещением 1750 т, построенных на рубеже 80-90-х годов прошлого века. Они способны транспортировать девять плавающих транспортеров и до 135 морских пехотинцев. Эти СДК активно используются на учениях НАТО и могут ставить мины.

Польский флот располагает почти двумя десятками базовых тральщиков, спроектированных и построенных еще в социалистические времена. Их вооружение и оснащение морально и физически устарели.

Самыми боеспособными единицами Marynarka Wojenna следует признать три ракетных катера проекта 660 (тип Orkan), которые в Польше и в НАТО классифицируются как корветы. Они создавались в ГДР при активном участии специалистов ЦМКБ «Алмаз» как проект 151 (Balcom 10 – по классификации НАТО). Их полное водоизмещение – 369 т, длина – 48,9 м, максимальная скорость хода – 36 узлов, дальность плавания – 1620 миль. РКА предполагалось вооружить КРК «Уран», 76-мм артиллерийской установкой АК-176, шестиствольным 30-мм автоматом АК-630 и двумя ПЗРК «Стрела-2М». К моменту крушения ГДР на Peenewerft в Вольгасте в разных стадиях готовности находилось 10 корпусов РКА проекта 151, на которые «ураны» еще не были поставлены. Власти ФРГ после снятия вооружения и переоборудования два катера передали германской Береговой охране, а три корпуса продали Польше, где их достроили по проекту 660 и назвали Orkan, Piorun и Grom. Остальные РКА, находившиеся в невысокой степени готовности, разобрали.

Пусковые установки ракет RBS-15 Mk3 на корвете Piorun проекта 660.

В 2006 г. при участии французского концерна Thales и шведской компании Saab началась модернизация трех польских корветов проекта 660, которая из-за проблем с финансированием продолжалась почти десять лет. В результате это трио получило современные системы боевого управления, РЛС Sea Giraffe 3-D и по восемь ракет RBS-15 Mk3. Ими можно поражать не только морские, но и береговые цели на дальности более 200 км. То есть эти корабли представляют серьезную угрозу кораблям Балтийского флота и объектам в Калининградской области.

Еще один элемент беспокойства – береговые ракетные комплексы NSM (Naval Strike Missile – «Морская ударная ракета») производства норвежской компании Kongsberg Defence & Aerospace. С 2013 г. эти БРК развертываются на побережье Балтийского моря, примыкающему к Калининграду. Малозаметные ракеты NSM со 125-килограммовой боевой частью и дальностью стрельбы до 185 км тоже предназначены для поражения надводных и береговых целей.

После того как ВМС Польши обзавелись корветами типа Orkan с ПКР RBS-15 Mk3 и развернули БРК с ракетами NSM, вызывают удивление истерики Варшавы по поводу переброшенных в Калининградскую область Россией в качестве ответной меры ЗРС С-400 «Триумф», оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер-М», БРК «Бастион» со сверхзвуковыми противокорабельными ракетами «Оникс», способными стрелять по береговым объектам, а на Балтику – малых ракетных кораблей проекта 21631 «Буян-М» с многофункциональными «калибрами».

Пусковая установка БРК NSM на огневой позиции.

Следует заметить, что со времени роспуска Варшавского договора, то есть за более чем четверть века, Marynarka Wojenna не пополнились ни одним новым боевым кораблем, если не считать за таковой многоцелевое судно логистической поддержки Kontradmiral Xawery Czernicki полным водоизмещением 2390 т и 14-узловой скоростью хода. Оно перестроено из судна размагничивания проекта 130, сборка которого велась в Гданьске по заказу ВМФ СССР, а после распада Советского Союза была заморожена. Это вспомогательное судно, предназначенное для транспортировки различных грузов в контейнерах, перевозки 140 военнослужащих, которые, благодаря наличию вертолетной площадки, могут перебрасываться на берег вертолетами. Kontradmiral Xawery Czernicki принимал участие в антипиратских миссиях в районе Африканского Рога, то есть использовался в качестве экспедиционного корабля. Наличие спаренной 23-мм артиллерийской установки Wrobel обеспечивало вполне надежную защиту от нападений флибустьеров Аравийского моря. Однако боевым кораблем его считать нельзя.

Впрочем, попытки укрепить польские ВМС предпринимались. На верфи Stocznia Marynarki Wojennej в Гдыне 28 ноября 2001 г. заложили корвет Slazak – головной проекта 621 Gawron II в серии из семи единиц. За его прототип был взят немецкий проект MEKO А-100. При полном водоизмещении 2050 т, длине 90,1 м, максимальной скорости хода в 29,5 узла он должен был нести две счетверенные пусковые установки противокорабельных ракет Saab RBS-15 Mk3, ЗРК ESSM или Mica, 76-мм артиллерийскую установку OTO Melara, торпедные аппараты для стрельбы противолодочными торпедами MU90 Impact, вертолетом Kaman SH-2G Super Seasprite с размещением в ангаре. То есть Slazak в полной мере отвечал современным требованиям, предъявляемым к кораблям класса «корвет».

Однако дело не заладилось. Польские кораблестроители за десять лет фактического простоя, минувшие после «освобождения от ига социализма», утратили квалификацию. А ведь они прежде строили быстро и качественно. Достаточно напомнить, что большие десантные корабли проекта 775, осуществляющие львиную долю перевозок на так называемой линии «сирийских экспрессов», снабжающих ВКС России в САР боеприпасами и другими средствами материально-технического снабжения, построены в Польше. Оттуда же родом значительная часть вспомогательных судов российского ВМФ. Но теперь все изменилось.

Стоимость сборки Slazak росла, а дело продвигалось медленно и конца ему видно не было. Наконец, в феврале 2012 г., когда цена корвета взяла планку в 1,5 млрд. злотых (360 млн. евро), тогдашний премьер-министр страны Дональд Туск, ныне занимающий пост председателя Европейского совета, закрыл программу Gawron II. Однако некоторое время спустя Slazak, в который уже были вложены большие деньги, решили все-таки достроить, но уже в качестве патрульного корабля. Серьезным образом поменялся состав его вооружения. Теперь бывший корвет оснастят 76-мм пушкой Oto Melara, четырьмя ПЗРК Grom, 30- или 35-мм автоматом и четырьмя 12,7-мм пулеметами. Вертолетная площадка останется, а вот ангара для винтокрылой машины не будет.

Но и этот упрощенный вариант достраивается крайне долго. В этом году планируется начать заводские ходовые испытания Slazak, а к началу 2018 г. передать корабль флоту.

Тогда же, когда Дональд Туск прекратил финансирование программы Gawron II, был оглашен план полного обновления ВМС Польши до 2030 года. Предполагалось ежегодный объем закупок на нужды Marynarka Wojenna удерживать на уровне 900 млн. злотых (216 млн. евро), что позволило бы «обеспечить качественный скачок с ограниченными финансовыми ресурсами». План предусматривал строительство трех подводных лодок, которые были отнесены к категории «стратегически важных», трех кораблей «обороны побережья» – легких корветов водоизмещением по 1000 т каждый, трех базовых тральщиков-искателей мин типа Kormoran II, трех патрульных кораблей с противоминными возможностями, двух кораблей радиоэлектронной разведки, двух спасательных судов и семи судов обеспечения. Предполагалась также закупка шести новых противолодочных и шести поисково-спасательных вертолетов, шести беспилотных летательных аппаратов (трех корабельного и трех берегового базирования), десяти дистанционно управляемых противоминных комплексов для оснащения тральщиков, а также двух комплексов ЗРК для обеспечения ПВО главной базы флота.

С тех пор минуло четыре года, но кроме головного тральщика-искателя мин Kormoran ничего не построено, да и тот пока не завершил испытания. Его полное водоизмещение – 850 т, длина – 58,5 м, ширина – 10,3 м, осадка – 2,7 м, максимальная скорость хода – 15 узлов, дальность плавания – 2500 миль. Экипаж состоит из 45 человек, еще 7 – морские пехотинцы или боевые пловцы. Главное вооружение корабля – противоминные аппараты Double Eagle шведской фирмы Saab, а также контактные и неконтактные тралы. Артиллерия представлена спаренной 23-мм зенитной установкой Wrobel, которую в перспективе предполагается заменить на 35-мм автомат Tryton. Кроме того, имеются четыре ПЗРК Grom и четыре 12,7-мм пулемета. На строительство всех трех тральщиков предполагается затратить 1,2 млрд. злотых ($332 млн.). Но когда это случится, точно никто сказать не может. По-прежнему деньги на военно-морское строительство выделяются крайне неохотно, хотя правящая сейчас в стране националистическая партия «Право и справедливость» заявила о намерении восстановить былое величие судостроительной промышленности Польши.

Не могли в «Праве и справедливости» равнодушно смотреть и на кораблестроительную программу ненавистного ей Дональда Туска, бывшего лидера партии «Гражданская платформа», которая находится в оппозиции нынешним властям. Это – тоже одна из причин появления новой стратегической концепции морской безопасности страны. «Предлагаемая модель флота требует в том числе получения многоцелевых фрегатов, способных обеспечить противовоздушную оборону, изменения структуры и активизации флота в союзнических операциях, – говориться в документе. – Только так Польша, дескать, способна нейтрализовать потенциальные угрозы, исходящие в том числе от России, а также продемонстрировать союзническую солидарность».

О том, как судостроительная промышленность Польши справилась со строительством корветов, мы знаем. Вряд ли дело пойдет бойчее с большими по водоизмещению фрегатами. Скорее наоборот. Да и денег в бюджете страны на них не хватит, даже если их придется заказывать за рубежом, что для националистов из «Права и справедливости» принципиально не допустимо.

Авторы концепции объясняют свое пристрастие к фрегатам так: «В условиях конфликта в связи с невыгодными для нее географическими условиями на Балтике Российская Федерация попытается использовать прежде всего возможности нападения с воздуха для воздействия на страны НАТО, а также Швецию и Финляндию – без необходимости использования в первую очередь сил ВМФ и проведения десантной операции». А по сему фрегаты с более широкими возможностями ПВО/ПРО более подходят для Marynarka Wojenna. Но польский флот должен вести не только оборонительные, но и активные наступательные действия в акваториях, прилегающих к российским портам, которые находятся в северо-восточной части Балтики, то есть в Санкт-Петербурге и в Ленинградской области. «В случае сотрудничества с силами НАТО, или по крайней мере с финскими и шведскими, – указывается в концепции, – эти выходы могут быть легко перекрыты ВМС Республики Польши в содействии с воздушными силами, способными уничтожать корабли». Войну на море против России требуется интенсивно вести в четырех сферах: на водной поверхности, под водой, в воздухе и в киберпространстве. Поэтому «Польша должна получить морские платформы, которые наилучшим образом подходят для совместных действий флота с ВВС», то есть фрегаты.

Вот так – говорили о взаимодействии со странами НАТО, а завернули в сторону Швеции и Финляндии, в Североатлантический альянс не входящими. Начали с мешающей жить Варшаве Калининградской области, а закончили штурмом северной столицы России. Вот до чего доводит мания утраты великой державности. Следует напомнить только, что две мировые войны прокатились по Польше кровавым колесом. В случае развязывания третьей от этой страны не останется камня на камне.


...Программа строительства Польшей многоцелевого корвета "Gawron" была одной из самых важных программ по модернизации польского флота. Первоначально планировалось построить 7 корветов на основе немецкого проекта EKO A-100. Это должны были быть современные корабли, построенные по технологии "stealth", вооруженные противокорабельными ракетными комплексами, средствами ПВО, торпедами и артиллерийским комплексом.

Строительство первого корабля было начато в 2001 году на военно-морской верфи в Гдыне. Очень скоро стало ясно, что бюджет ВМС не выдержит нагрузки по строительству 7 кораблей. Поэтому количество строящихся корветов сначала было уменьшено до 3-х единиц, а потом - до одного, - сообщает польское издание WIADOMOSCI 24. Это решение еще больше спровоцировало серьезные финансовые проблемы судоверфи, которая вложила свои средства в производство новых кораблей. Кроме того, уменьшение количества единиц серии привело к увеличению стоимости одного корвета. В итоге новый корабль по стоимости получился дороже, чем самый современный американский фрегат, строящийся по программе Littoral Combat Ship (боевой корабль прибрежной зоны).

Более чем за десятилетнее строительство корпуса из бюджета было потрачено более 400 млн. злотых. По оценкам МО Польши, для завершения всех работ по постройке корвета требовалось еще 1.1 млрд. злотых - слишком дорого как для такого проекта. В связи со сложившейся ситуацией премьер-министр Польши Д.Туск 24 февраля этого года заявил об окончательной остановке национальной программы по строительству корветов класса "Gawron". Это значит, что после списания из состава ВМС Польши фрегатов американского производства типа "Olivier Hazard Perry", средний возраст которых превышает 30 лет, национальный флот останется без больших военных кораблей.

Отсутствие средств у МО Польши на своевременную постройку привело к тому, что на ряд деталей, закупленных для корвета, гарантия закончилась еще до их установки. Технический спуск на воду первого и единственного корпуса корабля был проведен в 2009 году, через 8 лет после начала строительства. Вскоре после этого события тогдашний министр обороны Б.Клих приостановил строительство корвета, в результате чего военно-морская верфь Гдыни обанкротилась.

А 24 февраля 2012 года, как указывалось выше, премьер-министр Д.Туск объявил об окончательной остановке программы корвета "Gawron", назвав ее бессмысленной.

Польские обозреватели неоднозначно оценивают отказ от строительства корвета. Расчет затрат показывает, что стоимость одной единицы значительно выше, чем стоимость серийного корабля. Когда строится десяток кораблей, стоимость проекта, разработка различных узлов, создание новой технологической линии разбиваются на всю серию. А в случае с единственным корветом цена его будет дороже, чем на более и лучше вооруженный корабль, строящийся в рамках серийного производства. Иметь современный боевой корабль - это, конечно, престижа для флота. Тем не менее, один корабль, лишь слегка может усилить ВМС. Минимум необходимо иметь три единицы: один корабль находится в ремонте, второй - готовится к отплытию, либо движется к заданному району действий, а третий - выполняет поставленную задачу.

Один корабль большую часть времени не в состоянии выполнять возложенные на него задачи. Несколько схожая проблема существует у ВМС Франции с ее единственным авианосцем "Шарль де Голль", хотя планировалось построить два корабля такого класса. Таким образом, в течение месячных ремонтов авианосца ВМС Франции лишены своего корабля, на содержание которого расходуются огромные суммы, что приводит к временному снижению боевого потенциала флота.

С другой стороны, в ситуации с ВМС Польши поставка даже одного корвета имела бы огромное значение, - пишет WIADOMOSCI 24. Устарелые фрегаты типа "Olivier Hazard Perry", доставшиеся от США, через несколько лет будут списаны. Для большинства моряков, проходящих службу на этих кораблях, в военном плане будущего не будет. И они, - высоко квалифицированные специалисты, - будут вынуждены отправиться на "гражданку". В будущем с нуля восстановить качественный личный состав персонал будет очень дорого и займет много лет. В случае возникновения кризисной ситуации на это может не хватить времени. Таким образом, даже один современный корвет поможет оставить специалистов в армии.

Нужны ли Польше корветы?

Премьер-министр Д.Туск в одном из своих последних выступлений заявил, что программа по строительству корветов была аннулирована в связи с тем, что Польше на Балтике не нужны корабли подобного класса. Польских обозревателей, мягко говоря, удивила такая позиция премьера. Балтийское море является относительно небольшим и для корветов является вполне пригодным районом. Эти корабли могут вступать бой с надводными силами противника, вести противолодочную борьбу и в ограниченной степени создавать противовоздушную оборону для себя и других кораблей.

Корабли меньшей водотоннажности не имеют таких возможностей. Для примера - модернизированный проект 660 типа "Orkan" (малый ракетный корабль), находящийся в составе ВМС Польши. На вооружении он имеет противокорабельные ракеты RBS-15 Mk 3, артиллерийское орудие АК-176, 30-мм автоматическую корабельную артустановку АК-630 и ПЗРК "Стрела-2М". Эти орудия не в состоянии бороться с подводными лодками и их зенитное оружие подходит для самообороны только на короткие расстояния и в ограниченном виде, не говоря уже о возможности базирования вертолета. Стоит отметить, что флот также не имеет истребителей, которые могли бы защитить суда от нападения с воздуха.

Эффективное проведение операций на морях и океанах может обеспечить только корабль класса корвет, - подчеркивают WIADOMOSCI 24. Меньший - просто не подходит для этого. Издание также напоминает, что Польша, вступая в НАТО, взяла на себя обязательства по поддержанию своих ВС, включая ВМС, на уровне, обеспечивающим эффективную оборону, самостоятельно и в составе союзных войск. Отказ от строительства корветов класса "Gawron" и отсутствие планов по развитию ВМС Польши является сознательным нарушением положений устава НАТО, которые обязались соблюдать, - указывает издание.

Вместе с тем польское МО пока не отказывается от приобретения в ближайшие годы 3-х новых подводных лодкок. Скорее всего, это будут либо французские "Scorpène", либо немецкие U-214.

Ранее МО Польши подписало контракт на приобретение у Норвегии береговых ракетных дивизионов Kongsberg, вооруженных противокорабельными ракетами, что, безусловно, является укреплением ВМС, но не может заменить корветы. Этого явно недостаточно для такой страны, как Польша, с устремлениями сопоставимыми, как минимум, с Италией или Испанией. Если отношение политиков к вопросам обороны не изменится, то к 2020 году флот будет не в состоянии защитить государство и его интересы в мире, - пишет издание.

Прокуратора завела дело

Как сообщает TVN 24, прокуратура рассматривает возможность привлечения к уголовной ответственности высокопоставленных офицеров ВМС Польши за строительство корвета "Gawron". По мнению прокуратуры, проблемы со строительством корвета были связаны с тем, что контракт на строительство корабля был подписан с серьезными просчетами. Кроме того, в контракте отсутствовала конкретика, которую пытались скрыть во множестве поправок.

Также прокуратуру интересует тот факт, на каком основании договор был подписан с судостроительным предприятием Гдыни, которое находилось в затруднительном финансовом положении и в течение срока действия договора подало заявление о банкротстве. Следователи считают, что при выборе верфи по строительству корвета не обошлось без огромнейших взяток.

Но и это еще не конец истории. Согласно документам МО и правительства Польши от 2001 года, кабинет министров, сокращая расходы, приказал министерствам экономить во всех сферах. В след за этим МО запретило подчиненным структурам подписывать многомиллионные контракты. Но командование ВМС ослушалось гражданского начальства из МО и через месяц после официального запрета подписало контракт на строительство корветов.

Как видим, не только в Украине любят зарабатывать "крохи на жизнь" за счет боевого потенциала страны.



Добавить коментарий
Последние публикации

П олитотдел редакции «ИНФОРМЕРа» продолжает рассказывать читателям о происходящих в Севастополе политических процессах.&nbs

Двухдневное пребывание в Городе-Герое председателя Союза Болгарских журналистов Снежаны Тодоровой завершилось подписанием Меморандума о перспективах
Случайные статьи

Вверх