Презентация на тему деревянное зодчество. Презентация на тему "Деревянное зодчество Древней Руси – наше культурное наследие"

Cлайд 1

Зодчество Зодчество - это отрасль строительного искусства, занимающаяся художественной отделкой и возведением зданий в соответствии с законами красоты.

Cлайд 2

ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ В ЛАДОГЕ. Георгиевская церковь – один из самых известных храмов до монгольского периода. Храм кубический в объеме, массивный в основании, с тремя полукруглыми апсидами. Шлемовидный купол увенчивает световой барабан с восьмью окнами. Высота церкви 15 метров. Фасады с полукружиями закомар и щелевидными окнами (по четыре на северной и южной стенах) расчленены лопатками в строгом соответствии с внутренним устройством храма. Арочный поясок барабана украшают зубцы фигурного кирпича. Существует вполне правдоподобная легенда о пребывании на хорах двадцатилетнего князя Александра Ярославича перед битвой на Неве в 1240 году. «Ладожская невеста» - так называют церковь Георгия ладожане за ее удивительно светлый, стройный вид.

Cлайд 3

ЦЕРКОВЬ СПАСА НА НЕРЕДИЦЕ ПОД НОВГОРОДОМ. История Построена за один сезон около 1198 года при новгородском князе Ярославе Владимировиче. Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и наиболее значительных живописных ансамблей России. На Городище вокруг церкви существовал Спасо-Нередицкий, или Спас на Городище мужской монастырь (приписанный к Юрьеву монастырю). В период Великой Отечественной войны церковь находилась в районе активных боевых действий, и на протяжении 1941-1943 годов непрерывно обстреливалась артиллерией. В результате от церкви сохранилась только восточная часть: апсиды и небольшие куски северной и южной стены. Практически все росписи были утрачены. Церковь восстановлена в 1956-1958 годах. В 2001 году Новгородская архитектурно-археологическая экспедиция провела раскопки внутри храма. Среди прочих многочисленных находок, за изъятой подсыпкой под пол были обнаружены участки первоначальной живописи 1199 года.

Cлайд 4

Cлайд 5

УСПЕНСКИЙ СОБОР ВО ВЛАДИМИРЕ. От первоначальных фресок Успенского собора до наших дней сохранились только фрагменты. Вновь собор был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Чёрным (1408). От росписи сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма. Рядом с собором в 1810 году была сооружена стройная колокольня. Колокольня представляет собой четырёхъярусное сооружение, имеющее в основании четыре угловых столба, с арочными проёмами (ныне заложены), и завершающееся высоким золоченым шпилем.

Cлайд 6

Боголюбово - бывшая резиденция князя Андрея Боголюбского (правил с 1157 по 1174). Боголюбово было основано в 1158 по распоряжению князя Андрея в это месте, так как Нерль связывала бассейн Оки с бассейном верхней Волги. Основание Боголюбова связывалось духовенством с легендой о явлении Богоматери князю Андрею: когда князь Андрей вез икону Божией Матери из Владимира в Ростов, в 10 км до Владимира лошади встали, и никакими способами не получалось заставить их идти дальше. На этом месте и заночевали. В ту ночь и произошло явление Божией Матери, а на этом самом месте был основан монастырь. Боголюбово - бывшая резиденция князя Андрея Боголюбского

Cлайд 7

Cлайд 8

Cлайд 9

ДМИТРОВСКИЙ СОБОР ВО ВЛАДИМИРЕ. Дми триевский собор города Владимира (Дмитровский) - придворный храм, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе. Построен в 1194-1197 гг.; по летописным данным, обнаруженным в 1990-е годы.

Деревянное зодчество Древней Руси. Работа выполнена ученицей 6 «Б» класса Коммунарского лицея. Казаковой Екатериной год.


Суздальский храм. Русское средневековое зодчество - одна из наиболее ярких страниц в истории культуры Руси. Памятники архитектуры наполняют живым, образным содержанием наши представления о развитии культуры, помогают понять многие стороны истории, не нашедшие отражения в письменных источниках.


История изучения. История зодчества Древней Руси - молодая наука. Еще в XVIII в. памятники древнерусской архитектуры обычно называли готическими. Сам термин свидетельствует, что памятники эти отличали от построек античного и нового времени, но не отделяли от архитектуры других стран, не видели национальной специфики русского зодчества. Средневековые памятники в продолжение всего XVIII в. считали варварскими, памятниками дурного вкуса, недо­ стойными изучения.


Часовня Михаила Архангела, XVII-XVIII в. Часовня Архангела Михаила из деревни Леликозеро - одна из архитектурных жемчужин Русского Севера. Кроме того, как и многие другие часовни, она была самым красивым строением деревни и дарила жителям немало светлых, праздничных минут.


Вознесенская кубоватая церковь, 1669 г. На побережье Белого моря тип кубоватого храма был широко распространен. Кубом называют сложную форму покрытия, напоминающую четырехгранную луковицу. Отличительная особенность архитектурного облика северных кубоватых церквей - их красота, изящество и гармония.




Часовня Трех Святителей, XVII в. На самом высоком холме лесистой местности в Кондопожском районе Карелии когда-то располагалась деревня Кавгора. Здесь, окруженная кольцом валунов, в соседстве с елями-великанами высилась часовня Трех святителей: Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова.


Дом Сергеевой из деревни Липовицы, конец XIX - начало XX вв. Типичный заонежский дом, построенный на рубеже веков, в котором старинные конструктивные приемы сочетаются с новыми тенденциями деревянного зодчества. Прекрасный образец народного строительного искусства.


Архитектурный ансамбль Спасского Кижского погоста, XVII в. "Погост Спасский на Кижах на Онеге озере. А на погосте церковь Преображенье спасово, а другая церковь Покров Святии Богородицы" (из писцовой книги московского дьяка Андрея Плещеева о заонежских погостах гг.)


Фрагмент веранды Один из наиболее распространенных в Заонежье домов- комплексов, получивших название "кошель". Под одной крышей объединены избы, кладовые, сараи, скотные дворы с хлевом и сеновалы. Нарядная часть дома, обращенная к озеру, отводилась под жилье.

Слайд 2

На большей территории Древней Руси именно из дерева, как из наиболее доступного строительного материала, были выработаны многие архитектурные формы еще до появления каменных построек. Леса покрывали большую часть земель Киевской Руси и все земли Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского, Тверского и Московского княжеств. Это и предопределило главенствующую роль дерева как строительного материала, легко обрабатываемого и доступного самым широким слоям населения Руси.

Слайд 3

Памятники деревянного зодчества - весьма хрупкая часть историко-культурного наследия. Расцвет их приходится на XVII-XVIII вв. и их можно, вероятно, отнести к своеобразному «русскому барокко». Десятки музеев деревянного зодчества возникли на территории Российской Федерации. Эволюция деревянных построек великолепно прослеживается в крупных музеях деревянного зодчества под открытым небом, прежде всего в Кижах и Малых Корелах, где представлены десятки разнообразных сооружений.

Слайд 4

Слайд 5

  • В лесной зоне Европейской территории России осталось множество заброшенных храмов, часовен, колоколен, да и за Уралом, в Сибири, сохранились уникальные объекты деревянного зодчества. Долгое время трудности пути закрывали к ним доступ, позволяя им медленно стареть и дряхлеть.
  • Но не только время разрушало памятники деревянного зодчества, но и удары молний поджигали горделиво возвышающиеся над окружающим ландшафтом колокольни, огромные избы со взвозами. Беззащитны были они и от бродяг, находивших временный приют под их крышами, а позже, и от туристов, забывших погасить костер.
  • Слайд 6

    Вознесенская церковь. Село Кушерка. Архангельская область. 1669 г.

    Слайд 7

    ТИПЫ ХРАМОВ РУССКОГО ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА 17 века

    • Типы храмов
    • КЛЕТСКИЕ храмы, представляющие собой прямоугольный сруб (клеть), покрытый двусторонней кровлей, увенчанной маковкой с крестом
    • ШАТРОВЫЕ храмы, основу конструкций которых составляли восьмерик на крестообразном основании или четверик, покрытый шатром
    • ЯРУСНЫЕ храмы – особый тип высотной композиции, представляющий собой нарастание уменьшающихся четвериков и восьмериков
    • МНОГОГЛАВЫЕ храмы, состоящие из двух и более глав
  • Слайд 8

    Клетские церкви и часовни

    Лазаревская церковь Муромского монастыря-самый древний из всех сохранившихся до наших дней памятников русского деревянного зодчества. Построена она шестьсот лет назад, в конце XIV века, и относится к простейшему типу клетских церквей, существовавших на Руси с незапамятных времен вплоть до начала XIX века. Размеры 9х3,5 м.

    Слайд 9

    Спасо-Преображенская церковь села Спас-Вежи

    Двухскатная с высоким, крутым подъемом – «клинчатая» крыша

    Слайд 10

    Шатровые храмы

    В русском деревянном зодчестве шатёр является распространённой, хотя далеко не единственной, формой завершения деревянных церквей. Так как с древнейших времен деревянное строительство на Руси было преобладающим, то большинство христианских храмов так же строилось из дерева. Типология церковной архитектуры перенималась Древней Русью из Византии. Однако в дереве чрезвычайно трудно передать форму купола - необходимого элемента храма византийского типа. Вероятно, именно техническими трудностями вызвана замена в деревянных храмах куполов шатровыми завершениями.

  • Слайд 11

    • Воскресенская церковь
    • село Потакино
    • (Музей деревянного зодчества в Суздале).
    • 1776 год.
  • Слайд 12

    Ярусные церкви

    • Ярусные деревянные церкви появились в конце XVII в.
    • Их основа – 4-угольный сруб, на котором крепится сложная конструкция, увенчанная одной или несколькими главами. Таких церквей сохранилось немного.
    • Церковь Иоанна Богослова в селе Богослов Ярославской области
  • Слайд 13

    • Деревянная церковь Иоанна Предтечи Богослова
    • в Широкове. 1697 г.
  • Слайд 14

    Кубоватые церкви

    • Такие храмы строились с середины XVII до конца XVIII века, район их постройки ограничивался Поонежьем и поморским побережьем Белого моря. Куб представляет собой трехсоставную фигуру: квадратный четырехгранный пояс, на который снизу и сверху поставлены две четырехгранные пирамиды, при этом верхняя пирамида всегда выше нижней.
    • Вознесенская церковь.
    • Село Кушерка.
    • Архангельская область. 1669 г.
  • Слайд 15

    Многоглавые храмы

    • Многоглавые храмы являются лебединой песней древнерусского деревянного зодчества.
    • Многоглавие использовалось еще в XVII в., как прием организации верха и приобрело каноническое воплощение в виде девятиглавия, символизирующие девять чинов ангельских или девять чинов святых угодников.
    • Девятиглавие реализовывалось следующим образом: четыре главы ставились по углам четверика, пятиглавие на крещатой бочке или кубе, завершавшем храм.
    • Преображенская церковь.
    • Погост Кижи. Карелия. 1714 г.
  • «Деревянное зодчество Руси» – презентация, которая познакомит с историей и многообразными типами древнерусских деревянных построек. Эта работа является логическим завершением серии презентаций, посвящённых древнерусскому зодчеству .

    Деревянное зодчество Руси

    «Деревянная Русь:
    колокольни шатровые,
    Колыханье лесов,

    деревеньки в снегу,
    Вой метельных ветров

    да закаты багровые,
    И дрожанье ракит

    на речном берегу».

    Любовь Полякова

    Корни древнерусского зодчества уходят в глубину времён. На Руси самым распространённым строительным материалом было дерево. Именно от него получили своё название русские деревни. Из дерева рождались и неповторимые по красоте, лёгкие, гармоничные, радостные, соразмерные человеку храмы.

    Русская деревня

    Не счесть сёл и деревень на бескрайних просторах Руси.Но все они такие разные. В одной – избы взбираются по косогору и рассыпаются вдоль ручья, перекатившись через него. В другой – дома смотрятся с обрыва в реку, утопая в пахучей черёмухе. В третьей – отражаются в блестящей глади пруда.

    Но все деревни так умело и органично вписываются в окружающую природу, что кажутся её продолжением. Русские мастера умели использовать особенности ландшафта: высокий берег реки, вершину косогора, перекрёсток дорог, чтобы строение могло показаться с лучшей свой стороны. Здание и окружающая природа существовали в полной гармонии. К возведению здания относились как к писанию икон.Конечно, квадратную клеть в одно окно, с плоской односкатной крышей любой мужик поставить умел. Но вот справный дом, чтобы подвал был, и крыльцо с балясинами, и резные украшения – полотенца и причелины – по фасаду, и верхняя горница, − по плечу лишь настоящему мастеру. Послушное умелой руке дерево любую форму принимало, позволяло при отделке и причудливое кружево выплетать, и затейливый узор во всю стену пустить.

    Русская деревня. Художник Ярцев

    Восьмое чудо света

    К 17 столетию русские зодчие достигли таких высот в своём мастерстве, что любую постройку: и боярские хоромы, и церковь и башню сторожевую возводили не только прочной, но и украшенной с фантазией и выдумкой людям на радость. Похожим на сказочный, вдруг предстал перед восхищёнными взорами людей огромный деревянный дворец, выстроенный в 1666-1671 годах для царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское. Всё, чего достигли мастера-древоделы, вобрало в себя это произведение искусства.

    Башенки, переходы, гульбища, крылечки – весь дворец, в уборе богатой резьбы, украшенный шатрами, скирдами, бочками, маковками, разноцветной кровлей и куполами, сияющий позолотой, казался настоящим чудом света.

    Дворец Алексея Михайловича в Коломенском

    К концу 18 века по приказу императрицы Екатерины дворец был разобран до последнего бревна. В 2010 году, благодаря сохранившемуся макету, это чудо удалось реконструировать, правда, уже на новом месте.

    Дворец Алексея Михайловича в Коломенском. Реконструкция

    Деревянная сказка

    Дерево долго не живёт, и большая часть богато и причудливо украшенных деревянных построек до наших дней не сохранилось. Но есть на Онежском озере остров Кижи, здесь существует один из немногих музеев деревянного зодчества. Жемчужинами этого музея являются две церкви. Обе они сказочно хороши, но особенно прекрасен 22-двуглавый Преображенский храм, созданный словно мановением волшебной палочки.

    «Купола, купола, купола … Двадцать два. Разметали в стороны свои крылья стрельчатые «бочки» – словно кокошники русских красавиц. А на гребнях – стройные барабаны и луковичные главы с крестами, покрытые чешуёй серебристого лемеха. В северные белые ночи светятся они загадочным фосфорическим блеском; на закате полыхают торжественным багрянцем … Один ярус, другой, третий, четвёртый … Всё выше, выше, и в самое небо врезалась верхняя глава, венчающая всю эту грандиозную тридцатисемиметровую пирамиду». Ополовников А., Островский Г. Русь деревянная

    Случайные статьи

    Вверх