(Продолжение Брянского квеста ч
Листки с нужными телефонами, правда, сохраняются на застекленных досках. Но такие информативные стенды за стеклом можно...
Соли азотной кислоты. Как называются соли азотной кислоты? Нитраты. Нитраты K, Na, NH4+ называют селитрами. KNO3. NaNO3. NH4NO3. Нитраты – белые кристаллические вещества. Сильные электролиты, в растворах полностью диссоциируют на ионы. Вступают в реакции обмена. Каким способом можно определить нитрат-ион в растворе? К соли (содержащей нитрат-ион) добавляют серную кислоту и медь. Смесь слегка подогревают. Выделение бурого газа (NO2) указывает на наличие нитрат-иона. Составьте формулы перечисленных солей.
Слайд 21 из презентации «Азотная кислота» к урокам химии на тему «Названия кислот»Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке химии, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Азотная кислота.ppt» можно в zip-архиве размером 1534 КБ.
Скачать презентацию«Угольная кислота и её соли» - Правильные ответы: 1 вариант – 1, 2, 3, 4, 8, 10 2 вариант – 3, 5, 6, 7, 9, 10. О каких оксидах углерода говорится в следующих высказываниях? Ввести в схему. О каком явлении идет речь? Очень ядовит Не горит и не поддерживает горения Используется в металлургии при выплавке чугуна Образуется при полном сгорании топлива В нем горит магний Типичный кислотный оксид.
«Жирные кислоты» - Экстракты липидов. n-6. 2. Арахидоновая кислота и другие полиеновые жирные кислоты как сигнальные молекулы. Полиненасыщенные жирные кислоты как сигнальные молекулы. С 1978 г. С.Д. Варфоломеев, А.Т. Мевх, Г.Ф. Судьина, П.В. Вржещ и др. 1. PGE2. А. TxA2 PGI2 PGE2 PGF2a PGD2. Тромбоциты: [АA]о = 5 мМ 1% - 50 mМ (св) Лейкоциты: 0,1-1 mМ (св) Островки Лангерганса: 15 mМ (св) [АA]внекл = 1-10 mМ DHA~50% клетки мозга.
«Физические и химические свойства кислот» - 1. По содержанию кислорода. 2. По количеству атомов водорода. Ты над брюками держал С кислотой пробирку? Нn+1 (KO)-n. Соляная кислота. Сероводородная кислота. Одно-основные hcl HNO3. Кислоты. Фосфорная кислота. HCI H2SO4 H3PO4 HNO3 H2S НNO2 H 2SO3 H2CO3 н2sio4. Азотистая кислота. Угольная кислота. Вред кислот.
«Серная кислота урок» - Как взаимодействует разбавленная серная кислота с металлами? Отрицательное воздействие на среду". Каковы особенные свойства концентрированной серной кислоты? Девиз урока: Какие индикаторы позволяют обнаружить кислоты? Кислотный дождь. Какие общие свойства кислот характерны для серной кислоты? Цель урока:
«Производство серной кислоты» - Очистка от крупной пыли. Технология производства. III стадия. Очистка от мелкой пыли Сетка заряжена положительно Проволока отрицательно. 2 SO2(г) + O2(г) ? 2 SO3(г) + Q Соединения Экзотермическая Гомогенная Каталитическая Обратимая Окислительно-восстановительная. II стадия. В контактном аппарате полки с катализатором V2O5.
Слайд 2
Это вещество было описано арабским химиком в VIII веке Джабиром ибн Хайяном (Гебер) в его труде «Ямщик мудрости», а с ХV века это вещество добывалось для производственных целей - Благодаря этому веществу русский учёный В.Ф. Петрушевский в 1866 году впервые получил динамит. Это вещество является компонентом ракетного топлива, его использовали для двигателя первого в мире советского реактивного самолёта БИ – 1 Это вещество – прародитель большинства взрывчатых веществ (например, тротила, или тола) - Это вещество в смеси с соляной кислотой растворяет платину и золото, признанное «царём» металлов. Сама смесь, состоящая из 1-ого объёма этого вещества и 3-ёх объёмов соляной кислоты, называется «царской водкой».
Слайд 3
Её величество Азотная кислота Яконюк Вера Сергеевна учитель химии МОУ Знаменская СОШ Урок химии 9класс
Слайд 4
Слайд 5
Впервые азотную кислоту получили алхимики, нагревая смесь селитры и железного купороса: 4KNO3 + 2(FeSO4 · 7H2O) (t°) → Fe2O3 + 2K2SO4 + 2HNO3 + NO2 + 13H2O Чистую азотную кислоту получил впервые Иоганн Рудольф Глаубер, действуя на селитру концентрированной серной кислотой: KNO3 + H2SO4(конц.) (t°) → KHSO4 + HNO3 Дальнейшей дистилляцией может быть получена т. н. «дымящая азотная кислота», практически не содержащая воды Историческая справка
Слайд 6
Опытным путем доказано, что двойная связь равномерно распределена между двумя атомами кислорода. Степень окисления азота в азотной кислоте равна +5, а валентность (обратите внимание) равна четырем, ибо имеются только четыре общие электронные пары.Связь – ковалентнаяполярная. Кристаллическаярешетка – молекулярная Строение
Слайд 7
Получение HNO 3 Лабороторный способ получения: NaNO3 + H2SO4 t NaHSO4 + HNO3 при этом получается дымящая азотная кислота
Слайд 8
Промышленный способ 1. Окисления аммиaка в NO в присутствии платино-родиевого катализатора: 4NH3 + 5O2 = 4NO + 6H2O 3. Поглощения NO2 водой в присутствии кислорода: 4NO2 + 2H2O + O2= 4HNO3 Массовая доля HNO3 составляет около 60% 2. Окисления NO в NO2 на холоду под давлением (10 ат): 2NO + O2 = 2NO2
Слайд 9
Физические свойства Физические свойства бесцветная жидкость tпл=-41,60C tкип=82,60C неограниченно смешивается с водой летучая – на воздухе « дымит» Конц. азотная кислота обычно окрашена в желтый цвет,
Слайд 10
Исследования (задания по группам): (Повторение ПТБ!). 1 группа: провести реакцию раствора азотной кислоты и оксида меди (II), записать уравнение реакции, определить ее тип 2 группа: получить нерастворимое основание Cu(OH)2; провести реакцию раствора азотной кислоты и гидроксида меди (II); записать уравнение реакции, определить ее тип 3 группа: провести реакцию растворов азотной кислоты и карбоната натрия, записать уравнение реакции, определить ее тип Для всех: провести реакцию растворов азотной кислоты и Гидроксидакалияв присутствии фенолфталеина, записать уравнение реакции, определить ее тип
Слайд 11
Группа №1 CuO + 2 HNO3 = Cu(NO3)2 + H2O - реакция ионного обмена, необратимая CuO + 2H+ + 2 NO3- = Cu2+ + 2 NO3- + H2O CuO + 2H+ = Cu2+ + H2O Группа №2 CuCl2 + 2 NaOH = Cu(OH)2↓ + 2 NaCl (получение нерастворимого основания) Cu(OH)2 ↓+ 2 HNO3 = Cu(NO3)2 + 2 H2O - реакция ионного обмена, необратимая Cu(OH)2 ↓ + 2H+ + 2 NO3- = Cu2+ + 2 NO3- + 2 H2O Cu(OH)2↓ + 2H+ = Cu2+ + 2 H2O Признак реакции – растворение голубого осадка Cu(OH)2 Группа №3 2 HNO3 + Na2CO3 = 2 NaNO3 + H2O + CO2 - реакция ионного обмена, необратимая 2 H+ + 2NO3- + 2 Na+ + CO32- = 2 Na+ +NO3- + H2O + CO2 2 H+ + CO32- = H2O + CO2 Признак реакции – характерное «вскипание».
Слайд 12
Общие с другими кислотами: 1. Сильный электролит, хорошо диссоциируют на ионы HNO3 -> H+ +NO3- Изменяет окраску индикатора. 2. Реагирует с основными оксидами СuO+2 HNO3 -> Cu(NO3)2 +H2O 3. Реагирует с основаниями HNO3 + KOH -> KNO3 + H2O 4. Реагирует с солями более летучих кислот Na2CO3 + 2HNO3 -> 2NaNO3 +H2CO3 cухая /\ H2OCO2
Слайд 13
Специфические: При нагревании и под действием света разлагается 4HNO3 = 2H2O + 4NO2 + O2 Реагирует с неметаллами С + 4HNO3(конц.) = CO2 + 4NO2 + 2H2O S+6HNO3(60%) =H2SO4+6NO2+2H2O S+2HNO3(40%) =H2SO4+2NO P+5HNO3(60%) =H3PO4+5NO2+ H2O P+5HNO3(30%)+2H2O =3H3PO4+5NO NOнеMe + HNO3NO2 . Азотная кислота окисляет неметаллы
Слайд 14
Взаимодействие азотной кислоты с металлами изучено довольно хорошо, т.к. конц. HNO3 используется в качестве окислителя ракетного топлива. Смысл заключается в том, что продукты реакции зависят от двух факторов:1) концентрация азотной кислоты;2) активность металла Комбинацией этих двух параметров и определяется состав продуктов реакции.Что может быть?а) металл может вступать в реакцию, а может не вступать (не реагировать вообще, пассивироваться);б) состав газов смешанный (как правило выделяется не один газообразный продукт, а смесь газов, иногда какой-то газ преобладает над другими);в) обычно водород в этих процессах не выделяется (есть исключение, когда на практике доказывается, что Mn + разб. HNO3 действительно выделяется газ водород)Главное правило: Чем активнее металл и чем разбавленнее азотная кислота, тем глубже идёт восстановление азотной кислоты (крайний вариант - восстановление до амммиака NH3, точнее до NH4NO3 ; здесь процесс воссстановления N{+5} + 8e ----> N{-3}). Возможны промежуточные варианты восстановления до NO2, NO, N2O, N2Общая схема процесса:HNO3 + Me ---> соль азотной кислоты (нитрат) + продукт восстановления азотной кислоты + H2O
Слайд 15
Взаимодействие с металлами: При взаимодействии с металлами образуются нитрат, вода и третий продукт по схеме: HNO3(р.)+Me(до H2)→нитрат+H2O+NH3(NH4NO3) HNO3(р.)+Me(после H2)→нитрат+H2O+NO HNO3(к.)+Me(до H2)→нитрат+H2O+N2O(N2) HNO3(к.)+Me(после H2)→нитрат+H2O+NO2 Концентрированная HNO3на Al, Cr, Fe,Au, Pt не действует.
Слайд 16
P.S концентрированная HNO3 >60% разбавленная HNO3 = 30-60% очень разбавленнаяHNO3
Слайд 17
Производство азотных и комбинированных удобрений, -взрывчатых веществ (тринитротолуола и др.), -органических красителей. -как окислитель ракетного топлива. - В металлургии Азотная кислота применяют для травления и растворения металлов, а также для разделения золота и серебра.
Слайд 18
Вдыхание паров Азотная кислота приводит к отравлению, попадание Азотная кислота (особенно концентрированной) на кожу вызывает ожоги. Предельно допустимое содержание Азотная кислота в воздухе промышленных помещений равно 50 мг/м3 в пересчёте на N2O5Концентрированная Азотная кислота при соприкосновении с органическими веществами вызывает пожары и взрывы
Слайд 19
Степень окисления азота в HNO3 а)-3 б)0 в)+5 г)+4 При хранении на свету HNO3 а) краснеет б) желтеет в) остается бесцветной При взаимодействии с металлами азотная кислота является: а)окислителем, б)восстановителем, в)и тем, и другим. Азотная кислота в растворе не реагирует с веществом, формула которого:а) CO2 ; б) NaOH; в) Al(OH)3 ; г) NH3 . Царская водка- это а)концентрированный спирт б)3 объема HCl и 1 объем HNO3 в)концентрированная азотная кислота
Слайд 20
1 - в 2 - б 3 - а 4 - а 5 - б
Слайд 21
1. Азотной кислоте характерны общие свойства кислот: реакция на индикатор, взаимодействие с оксидами металлов, гидроксидами, солями более слабых кислот обусловленные наличием в молекулах иона Н+; 2. Сильные окислительные свойства азотной кислоты обусловлены строением ее молекулы; При ее взаимодействии с металлами никогда не образуется водород, а образуются нитраты, оксиды азота или другие его соединения (азот, нитрат аммония) и вода в зависимости от концентрации кислоты и активности металла; 3. Сильные окислительные способности HNO3 широко применяются для получения различных важных продуктов народного хозяйства (удобрения, лекарства, пластики и т.д.)
Слайд 22
§26 упр 4,5 Творческое задание –презентация история открытия азотной кислоты. Применение азотной кислоты
Слайд 23
Спасибо за урок
Слайд 24
О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов Настольная книга учителя химии 9 класс. Дрофа 2003 Лидин Р.А., Молочко В.А., Андреева Л.Л. Химические свойства неорганических веществ Химия2000 http://ru.wikipedia.org/wiki/HNO3http://centralnyj.fis.ru/Petrochemicalshttp://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/61981/%D0%90%D0%B7%D0%BE%D1
Посмотреть все слайды
Кириллова
Маргарита Алексеевна
учитель химии лицея № 369
Красносельского района
У атома азота имеется три неспаренных p-электрона на внешнем слое, за счет которых он образует с атомами кислорода три σ-связи. За счет неподеленной электронной пары образуется четвертая ковалентная связь. Электронное облако
делокализовано между
двумя атомами кислорода.
Валентность – IV
Степень окисления -5
Бесцветная жидкость, дымящая
на воздухе.
Едкий запах.
Желтый цвет концентрированной
кислоты (разложение с образованием
NO2). 4HNO3 = 4NO2 + 2H2O + O2
Плотность 1,52 г/см3.
Температура кипения – 860С.
Температура затвердевания – -41,60С.
Гигроскопична.
С водой смешивается в любых
соотношениях.
Разбавленная азотная кислота проявляет свойства, общие для всех кислот:
Диссоциация в водном растворе:
HNO3 → H++ NO3-
Реакция с основаниями:
NaOH + HNO3 = NaNO3 + H2O
Cu(OH)2 + 2HNO3 = Cu(NO3)2 + 2H2O
Реакция с основными оксидами:
CaO + 2HNO3 = Ca(NO3)2 + H2O
Реакция с солями:
Na2CO3 + 2HNO3 = 2NaNO3 + H2O + CO2
Окисление металлов:
Продукты восстановления
зависят от активности
металла и разбавленности
азотной кислоты.
HNO3(конц)+ в-ль
II. Азотная кислота – сильный окислитель
Al, Fe, Co, Ni, Cr без нагревания не взаимодействуют
HNO3(конц)+ в-ль
К,Ca,Na, Mg,Zn…
К,Ca,Na, Mg,Zn…
4HNO3(конц) + Hg = Hg(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O
4Zn + 10HNO3(разб)= 4Zn(NO3)2 + NH4NO3 + 3H2O
3Cu + 8HNO3(разб) = 3Cu(NO3)2 + 2NO + 4H2O
Cu + 4HNO3(конц) = Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O
Zn + 4HNO3(конц) = Zn(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O
Al + HNO3(конц) =
Fe+ HNO3(конц) =
Р + 5HNO3(конц) = H3PO4 + 5NO2 + H2O
Окисление неметаллов и органических
C + 4HNO3(конц) = 4NO2 + CO2 + 2H2O
Органические вещества окисляются
и воспламеняются в азотной кислоте.
В промышленности – окислением
4NH3 + 5O2 = 4NO + 6H2O
4NO2 + O2 + 2H2O = 4HNO3
В лаборатории – взаимодействием
калиевой или натриевой селитры с
концентрированной серной кислотой
при нагревании:
KNO3 + H2SO4 = HNO3 + KHSO4
Получаются при взаимодействии азотной кислоты с металлами,оксидами металлов, основаниями,
аммиаком и некоторыми солями.
Физические свойства. Это твердые кристаллические вещества, хорошо растворимые в воде.
Химические свойства. Сильные электролиты,
проявляют все свойства солей.
NaNO3 Na+ + NO3-
Cu(NO3)2 + 2KOH = Cu(OH)2↓ + 2KNO3
AgNO3 + NaCl = AgCl↓ + NaNO3
Pb(NO3)2 + Zn = Pb + Zn(NO3)2
Ba(NO3)2 + H2SO4 = BaSO4↓ + 2HNO3
MexOy + NO2 + O2
2KNO3 = 2KNO2 + O2
2Cu(NO3)2 = 2CuO + 4NO2 + O2
2AgNO3 = 2Ag + 2NO2 + O2
Разложение нитрата аммония:
NH4NO3 = N2O + 2H2O
NaNO3 + H2SO4 = NaHSO4 + HNO3
4HNO3 + Cu = Cu(NO3)2 + 2NO2 +2H2O
Бурый газ
Твердые нитраты. Щепотку соли
бросают в огонь горелки.
Происходит яркая вспышка.
красители
лекарства
удобрения
пластмасса
пиротехника
взрывчатые
вещества
HNO3 и нитраты
Урок имеет ярко выраженную практическую направленность. Учащиеся проводят химический эксперимент, изучают свойства нитратов и раскрывают их практическое значение для расений и человека....
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Урок на тему «Азотная кислота» 9 класс Учитель химии: Матюшкина Т.С.
На уроке мы: -продолжим изучать соединения азота -подробно рассмотрим свойства HNO 3 - будем совершенствовать навыки написания уравнений реакций -узнаем об областях практического применения HNO 3 и ее солей
Химическая разминка: 1.Формула аммиака: а) NH 2 б) NH 4 в) NH 3 г) N 2 2.Аммиак: а)легче воздуха, б)тяжелее воздуха, в)не легче и не тяжелее 3.Аммиак является: а)окислителем, б)восстановителем, в)и тем,и другим. 4.Ион аммония а) NH 2 + б) NH 4 + в) NH 3 – г) NH 3 5.Донором электронов при образовании иона аммония является а) атом азота, б)ион водорода, в)ион аммония 6.Степень окисления азота в аммиаке: а)0, б)-3, 4)+3, 5)8
Химическая разминка Определите степени окисления азота в каждом оксиде
Азотная кислота HNO 3 –одна из наиболее сильных кислот Физические свойства: -бесцветная жидкость - на воздухе «дымит», t кип = 84 о С, t пл = -42 о С -на свету желтеет из-за выделения NO 2: 4HNO 3 =2H 2 O +4NO 2 + O 2
Получение HNO 3
Химические свойства Типичные свойства кислот
Химические свойства С металлами реагирует особо:
Химические свойства: Взаимодействие с неметаллами
Для любознательных:
Применение солей HNO 3 -в сельском хозяйстве -для крашения тканей -в медицине -в пиротехнике
Проверь себя: Степень окисления азота в HNO 3 а)-3 б)0 в)+5 г)+4 При хранении на свету HNO 3 а) краснеет б) желтеет в) остается бесцветной Азотная кислота является: а)окислителем, б)восстановителем, в)и тем,и другим. Проявляет ли HNO 3 общие с другими кислотами свойства? а)да б)нет в)зависит от погоды Царская водка- это а)концентрированный спирт б)3 объема HCl и 1 объем HNO 3 в) концентрированная азотная кислота
Закончите предложения: -сегодня на уроке я узнал… -я потренировался… -я увидел…
Домашнее задание: Выучить теорию: стр. 118-121 Упражнения 2, 3,4 стр.121
Клочкова Виолетта Михайловна, учитель химии МБОУ СОШ № 2 имени И. И. Тарасенко ст. Выселки Краснодарского края....
Конспект комбинированного урока по теме " Азотная кислота". В данном уроке рассматриваются физические, общие и специфические свойства, лабораторные и промышленные способы получения азотной кисло...
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
н и один сосуд не вмещает больше своего объема, кроме сосуда знаний; он постоянно расширяется. Арабская пословица
Это вещество в Европе называют «китайским снегом» ; в 808 году китайский алхимик Цинь на его основе изобрел дымный порох. Определите молекулярную формулу вещества, если в его состав входит 38,61 % калия, 13,86 % азота и кислород.
Соли азотной кислоты
Номенклатура солей Нитраты: Ba (NO₃)₂ , AgNO ₃ , Zn(NO₃)₂ , NaNO ₃ Селитры: NaNO ₃ , KNO₃ , Ca(NO₃)₂ , NH₄NO₃
Строение и физические свойства нитратов Тип химической связи – ионная Тип кристаллической решетки - ионная Агрегатное состояние – твердые кристаллические вещества Растворимость в воде – большинство растворимы
Химические свойства, общие с другими солями Электролиты Реакции с кислотами Ba (NO₃)₂ + H₂SO₄ со щелочами Fe(NO₃)₃ + NaOH с солями AgNO ₃ + BaCl ₂ с металлами Cu(NO₃)₂ + Fe
Особые свойства нитратов Термическое разложение Даром времени не тратя, Разберемся как нитраты В печке разлагаются. Что же получается? Щелочной металл такой активный, Он командным тоном говорит: «Быть нитратом - это так противно Лучше превращусь - ка я в нитрит!» А металлы из компании от магния до меди, Цинк, железо и другие их соседи Осторожно и спокойно, без обид, Из нитрата извлекают свой оксид. Ну а что же серебро и ртуть? Металлы, что считают себя благородными, Желают стать совсем-совсем свободными.
Особые свойства нитратов Качественная реакция на NO₃⁻ NaNO ₃ + Cu + H₂SO₄
Нитраты: « за» и «против»
Название растения Рекомендации по применению Патиссон Лучше срезать верхнюю часть, примыкающую к плодоножке Огурец Очистить огурец от кожицы и отрезать хвостик Капуста Снимать верхние кроющие листья и выбрасывать кочерыжку Кабачки Срезать кожицу Свёкла Отрезать верхнюю и нижнюю часть корнеплода Картофель Очищенный картофель залить на сутки 1%-ной поваренной соли или аскорбиновой кислоты Морковь Отрезать верхнюю и нижнюю часть корнеплода Таблица. Накопление нитратов в различных частях продуктивных органов растений.
Данный урок рассматривается первым по счету в разделе «Компьютерные презентации». На данном уроке учащиеся знакомятся с программой POWERPOINT, учатся изменять дизайн и макет слайдов....
Презентация "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания"
В презентации "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания" даются советы по оформлению и наполнению презентаций....
Разработка урока и презентации "The Sightseeng Tours" London and Saint-Petersburg c презентацией
Цели: развитие речевого умения (монологическое высказывание); совершенствование грамматических навыков чтения и говорения (прошедшее неопределенное время, определенный артикль) Задачи: учи...
Презентация "Рекомендации по созданию мультимедийных презентаций"