Что такое электронный документооборот и его преимущества для бизнеса Преимущества для IT-структуры предприятия
Информационные технологии проникают в различные сферы бизнеса с такой скоростью, что иногда сложно оценить их уместность....
Комментарий к разделу X "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 24 июля 2002 г. N 97-ФЗ, от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ, от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ, от 27 апреля 2004 г. N 32-ФЗ, от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, от 29 декабря 2004 г. N 201-ФЗ, от 09 мая 2005 г. N 45-ФЗ, от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ, от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ, от 21 июля 2007 г. N 194-ФЗ, от 01 октября 2007 г. N 224-ФЗ, от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ, от 01 декабря 2007 г. N 309-ФЗ, от 28 февраля 2008 г. N 13-ФЗ, от 22 июля 2008 г. N 157-ФЗ, от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ, от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ, от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ, от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ, от 30 декабря 2008 г. N 313-ФЗ, от 07 мая 2009 г. N 80-ФЗ, от 17 июля 2009 г. N 167-ФЗ, от 24 июля 2009 г. N 206-ФЗ, от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ, от 10 ноября 2009 г. N 260-ФЗ, от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ, от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ, от 23 декабря 2010 г. N 387-ФЗ, от 29 декабря 2010 г. N 437-ФЗ, от 17 июня 2011 г. N 146-ФЗ, от 01 июля 2011 г. N 169-ФЗ, от 18 июля 2011 г. N 238-ФЗ, от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ, от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ, от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ, от 07 ноября 2011 г. N 303-ФЗ, от 07 ноября 2011 г. N 305-ФЗ, от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ, от 22 ноября 2011 г. N 334-ФЗ, от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ, от 30 ноября 2011 г. N 353-ФЗ, от 07 декабря 2011 г. N 417-ФЗ, от 29 февраля 2012 г. N 16-ФЗ, от 01 апреля 2012 г. N 27-ФЗ, от 23 апреля 2012 г. N 35-ФЗ, от 28 июля 2012 г. N 136-ФЗ, от 12 ноября 2012 г. N 188-ФЗ, от 03 декабря 2012 г. N 231-ФЗ, от 03 декабря 2012 г. N 234-ФЗ, от 03 декабря 2012 г. N 236-ФЗ, от 29 декабря 2012 г. N 280-ФЗ, от 05 апреля 2013 г. N 58-ФЗ, от 05 апреля 2013 г. N 60-ФЗ, от 07 мая 2013 г. N 95-ФЗ, от 07 мая 2013 г. N 99-ФЗ, от 07 мая 2013 г. N 102-ФЗ, от 07 июня 2013 г. N 108-ФЗ, от 07 июня 2013 г. N 125-ФЗ, от 02 июля 2013 г. N 157-ФЗ, от 02 июля 2013 г. N 162-ФЗ, от 02 июля 2013 г. N 185-ФЗ, от 23 июля 2013 г. N 204-ФЗ, от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ, от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ, от 02 апреля 2014 г. N 50-ФЗ, от 02 апреля 2014 г. N 55-ФЗ, от 02 апреля 2014 г. N 56-ФЗ, от 05 мая 2014 г. N 116-ФЗ, от 28 июня 2014 г. N 199-ФЗ, от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ, от 04 ноября 2014 г. N 333-ФЗ, от 24 ноября 2014 г. N 358-ФЗ, от 01 декабря 2014 г. N 409-ФЗ, от 22 декабря 2014 г. N 432-ФЗ, от 22 декабря 2014 г. N 443-ФЗ, от 29 декабря 2014 г. N 457-ФЗ, от 31 декабря 2014 г. N 489-ФЗ, от 31 декабря 2014 г. N 519-ФЗ, от 06 апреля 2015 г. N 82-ФЗ, от 08 июня 2015 г. N 152-ФЗ, от 29 июня 2015 г. N 200-ФЗ, от 29 июня 2015 г. N 201-ФЗ, от 13 июля 2015 г. N 230-ФЗ, от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ, от 13 июля 2015 г. N 237-ФЗ, от 13 июля 2015 г. N 242-ФЗ, от 05 октября 2015 г. N 285-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 марта 2005 г. N 3-П, Определениями Конституционного Суда РФ от 11 июля 2006 г. N 213-О, от 03 ноября 2009 г. N 1369-О-П, Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2011 г. N 28-П, Федеральными законами от 04 июня 2014 г. N 145-ФЗ, от 02 мая 2015 г. N 122-ФЗ)
1.2. Вторым ключевым признаком понятия "охрана труда" является связь с трудовой деятельностью. Это значит, что достижение целей сохранения жизни и здоровья работников осуществляется в рамках их трудовой деятельности и не распространяется на школьников, студентов (за исключением производственной практики), воспитанников дошкольных учреждений, а также бытовые ситуации. На практике в системе образования зачастую проводят инструктажи по охране труда школьников, что в корне неверно, к данному процессу правильнее применить понятие "инструктаж по мерам безопасности". В связи с этим представляется необходимым обратить внимание на применение в повседневной практике рудиментарного понятия "техника безопасности", которое используется не только обычными гражданами, но и должностными лицами, подменяя термин "охрана труда". Термин "техника безопасности" не имеет правового смысла и, как следствие, не должен применяться, в том числе в локальных актах.
1.3. Достижение целей сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности осуществляется путем реализации набора мероприятий.
К правовым мероприятиям относятся: разработка законов и подзаконных актов, определение ответственности за их несоблюдение. В охране труда применяются все виды ответственности, предусмотренные российским законодательством: дисциплинарная, административная, гражданско-правовая (возмещение морального вреда) и уголовная.
К социально-экономическим мероприятиям относятся процедуры установления гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, а также социального обеспечения пострадавших на производстве и получивших профессиональные заболевания. Последнее осуществляется в соответствии с "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в виде выплаты пособия по временной нетрудоспособности, единовременных и ежемесячных выплат, оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией пострадавших. Указанным законом также предусмотрены меры экономического стимулирования работодателей к соблюдению требований охраны труда в виде скидок (надбавок) по обязательным перечислениям по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и частичного финансирования предупредительных мероприятий за счет средств Фонда социального страхования РФ. В соответствием с установленным порядком финансирования предупредительных мероприятий до 20% от годовых перечислений организации можно направить на реализацию таких мероприятий, как приобретение средств защиты, обучение отдельных категорий по охране труда, проведение обязательных медосмотров и специальной оценки условий труда, приобретение аптечек, алкотестеров и тахографов. Вектор изменения законодательства о страховании от несчастных случаев на производстве направлен на повышение доли затрат Фонда социального страхования РФ на финансирование предупредительных мероприятий, планируется увеличить объем финансирования с 20% до 30%.
Социально востребованным на сегодня остается инструмент предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда. К данным гарантиям следует отнести предоставление льготных пенсий, повышения оплаты труда, сокращения продолжительности рабочей недели и предоставления дополнительных дней отпуска. В основном, данные гарантии регламентируются РФ с применением подзаконных актов советского периода, предоставление льготных пенсий регулируется пенсионным законодательством.
Принятие "О специальной оценке условий труда" кардинально изменило концепцию предоставления гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда. В данном случае прослеживается тенденция изменения законодательства в сторону сокращения объема предоставляемых гарантий и компенсаций. Определение вредных и (или) опасных условий труда для указанных целей основывается на статьях РФ и результатах оценки условий труда и предполагает исключение из нормирования списков, принятых в советское время.
К организационно-техническим мероприятиям относятся разработка технологических процессов с учетом требований безопасного производства работ, издание распорядительных актов в виде стандартов предприятий, положений, нарядов-допусков, назначение соответствующих должностных лиц в качестве руководителей работ, наблюдающих, допускающих, ответственных за охрану труда. Оборудование систем сигнализации и оповещения, блокировок, элементов аварийной остановки, ограждений и защитных кожухов обеспечивает техническую сторону безопасности.
К санитарно-гигиеническим мероприятиям следует отнести вопросы организации медицинских осмотров, проведения производственного контроля за соблюдением санитарных норм и правил, оборудование санузлов и душевых комнат, создание условий труда, соответствующих санитарным нормам, проведение санитарно-гигиенического обучения, обеспечение работников смывающими и обезвреживающими средствами.
Обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием, молоком и равноценными продуктами, проведение медицинских осмотров составляют лечебно-профилактические мероприятия.
К реабилитационным относятся такие мероприятия, как приобретение лекарственных препаратов и медицинских изделий, посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за пострадавшими санаторно-курортное лечение пострадавших, изготовление и ремонт протезов, обеспечение техническими средствами реабилитации, обеспечение транспортными средствами, профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования, проезд пострадавших к месту лечения и обратно, лечение пострадавших непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности. Для лиц, получивших тяжелые травмы на производстве, законом предусмотрены мероприятия ранней реабилитации в виде оплаты хирургического лечения по показаниям медработников за счет сред Фонда социального страхования РФ. На данный момент Фондом социального страхования РФ в ряде субъектов РФ запущены пилотные проекты по содействию в трудоустройстве инвалидов, получивших тяжелые травмы на производстве, с привлечением органов государственной власти, служб занятости, объединений работодателей и профессиональных союзов.
2. Вторым понятием, раскрываемым в , являются "условия труда", под которыми понимается совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Следуя определению, условия труда - это набор, комплекс факторов, воздействующих на человека. При этом в ряде источников, имеющих непосредственное отношение к нормативному регулированию, под условиями труда понимают класс условий труда, хотя класс условий труда является производной, характеризующей количественное, а не качественное содержание вредных факторов на рабочем месте.
Факторы производственной среды делятся на физические (шум, вибрация, микроклимат, освещенность, электромагнитные поля и др.), химические (химические вещества и смеси, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), которые получают химическим синтезом и (или) для контроля содержания которых используют методы химического анализа), биологические (микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы - возбудители инфекционных заболеваний).
К факторам трудового процесса относят тяжесть трудового процесса (характеристика физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат и на функциональные системы организма работника) и напряженность трудового процесса (характеристика сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника).
К сожалению, из числа факторов, идентифицируемых во время специальной оценки условий труда, исключены микроклимат на открытом воздухе и в производственных помещениях, естественное освещение, пульсация освещенности, эмоциональные и интеллектуальные нагрузки, которые существенно влияют на состояние здоровья и производительность работников.
Исключение оценки микроклимата на открытом воздухе искажает характеристику условий труда работников организаций социально значимых видов экономической деятельности (строительство, транспорт, энергетика, связь).
Исключение из оценки микроклимата в закрытых помещениях при отсутствии технологических источников нагрева или охлаждения скрывает проблемы в обеспечении нормальных условий труда в теплые периоды (люди жалуются на тепловые удары и перегрев), а длительное воздействие холодной температуры влечет развитие респираторных заболеваний, бесплодие.
Исключение из оценки естественного освещения искажает характеристику условий труда продавцов, операторов и консультантов в крупных торговых центрах, работников, занятых на подземных работах, в складских помещениях. Научно доказано, что отсутствие естественного света нарушает биохимические процессы, влияет на психоэмоциональное состояние работников, провоцирует стрессовые ситуации и, как следствие, обострение заболеваний и гибель людей.
Упрощение оценки напряженности трудового процесса за счет исключения показателей эмоциональных и интеллектуальных нагрузок создало противоречия в действующем законодательстве. Это отразилось на характеристике труда социально значимых сфер - образования и здравоохранения, испытывающих потребность в достаточном количестве квалифицированного персонала. Данная проблема затронула также руководителей производственных подразделений, несущих уголовную и административную ответственность за причинения вреда жизни и здоровью подчиненного персонала, хотя по действующей системе оценки их условия труда считаются нормальными и бесстрессовыми. Количество случаев смерти на производстве, основной причиной которых является производственный стресс, сравнимо, а порой выше производственного травматизма, повлекшего смерть работников.
3. Понятие "условия труда" неразрывно взаимосвязано с двумя другими понятиями: "вредный производственный фактор" и "опасный производственный фактор". Данные понятия являются составляющей условий труда и характеризуют негативные последствия для жизни и здоровья, которые могут наступить в результате производственной деятельности.
3.1. Учитывая, что воздействие на работника вредного производственного фактора может привести к его заболеванию, можно сделать вывод, что практически под вредными факторами понимается санитарно-гигиеническая составляющая условий труда. Условиями для возникновения юридически признаваемого профессионального заболевания служат три обстоятельства - совпадение диагноза с заболеванием, попадающим в перечень профессиональных заболеваний, контакт с вредным фактором, вызывающим данное заболевание и наличие превышений уровней и концентраций данного фактора относительно предельно допустимых. Выделяются острые и хронические профессиональные заболевания. В случае значительного превышения концентрации либо уровня вредного фактора в рабочей зоне у человека может возникнуть резкое ухудшение здоровья (отравление) либо смерть. В случае хронического заболевания устойчивое отклонение состояния здоровья от нормального обусловлено длительностью воздействия вредного фактора (16-23 года). Превышение концентрации либо уровня воздействия вредного фактора является связующим элементом между понятиями "вредный фактор" и "вредные условия труда", при этом следует заметить, что не в каждом случае наличие вредного фактора создает вредные условия труда. В повседневной жизни нас постоянно окружают вредные факторы: фенолы и формальдегиды в мебели и строительных материалах, высокая либо низкая температура воздуха, отсутствие естественного света, электромагнитные поля от электросетей и бытовых приборов, шум, бытовая химия. Аналогичная ситуация складывается в трудовой сфере, правда при этом возрастает не только вероятность воздействия вредных факторов, но и вероятность повышения уровней воздействия данных факторов.
Невозможно быть изолированным от воздействия вредных факторов, при этом следует понимать, что человеческий организм может терпеть воздействие данных факторов до определенного предела, при превышении которого физиологически нарушаются процессы нормальной жизнедеятельности, формируется стойкое отклонение здоровья от нормы, провоцирующее развитие заболевания.
3.2. Вторая негативная составляющая - опасный производственный фактор, создающий предпосылки к возникновению травмы. Перечень опасных производственных факторов большой, при этом необходимо понимать, что не только воздействие технологического оборудования может привести к травме, ее могут вызвать и иные обстоятельства, такие как воздействие животных и третьих лиц. Основные опасные факторы можно охарактеризовать, обратившись к классификатору причин несчастных случаев и видов происшествий согласно формам отчетности, утвержденным приказом Федеральной службы по труду и занятости от 21 февраля 2005 г. N 21. Данный классификатор показывает, что производственный травматизм обусловлен воздействием движущихся и разлетающихся предметов, падением работников не только с высоты, но и на скользкой поверхности, обрушением и обвалами предметов, воздействием электрического тока, укусами животных и насекомых, воздействием дыма и огня и многим другим.
4. Отсутствие вредных (опасных) производственных факторов или их низкий уровень (концентрация) создают безопасные условия труда, т.е. такие условия, при которых невозможно получить профессиональное либо профессионально обусловленное заболевание или травму. Опираясь на определение безопасных условий труда, можно заметить, что законодатель при корректировке ТК РФ в связи с принятием "О специальной оценке условий труда" невнимательно подошел к редактированию содержания в части отмены предоставления гарантий и компенсаций за вредные и (или) опасные условия труда. Основанием отмены гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда является создание безопасных условий труда, т.е. тех условий, на которых нет не только вредных, но и опасных факторов. При этом подтверждением данных условий является по данной норме только специальная оценка условий труда. В этом и заключается противоречие, так как процедура специальной оценки условий труда не предусматривает оценку опасных (травмирующих) факторов. В связи с упущениями в применении понятийного аппарата работники имеют возможность претендовать на предоставление гарантий за работу в опасных условиях труда в связи с наличием на рабочем месте травмирующих (опасных) факторов, при которых условия труда нельзя назвать безопасными. Обоснованием данной позиции может служить анализ производственного травматизма на аналогичных рабочих местах, содержание правил и инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации.
5. Важным понятием, связанным с процедурой оценки условий труда, является понятие "рабочее место". Следует отметить, что формулировка данного понятия послужила поводом для научных исследований и дискуссий на предмет его соответствия сложившейся практике. Несмотря на изначально не соответствующее реальным жизненным ситуациям определение рабочего места, оно еще более стало размываться при введении в практику трудовых отношений термина "дистанционный работник". Основным признаком рабочего места, следуя определению, является географическая связь выполнения трудовой функции с наличием контроля работодателя. Однако на рабочих местах социальных работников, участковых врачей, работников жилищно-коммунальной сферы отсутствует даже косвенный контроль работодателя за местами выполнения поручаемой работы, так как работодатель не имеет права доступа в данные географические точки - квартиры заказчиков. В то же время в этих местах работником выполняются трудовые обязанности, следовательно, эти места также являются рабочим местом, что не вписывается в понятие рабочего места, существующее на сегодня. Для приведения данной нормы в соответствие с реальными общественными отношениями законодателю следует провести существенную доработку определения рабочего места либо ввести понятие "стационарное рабочее место" и "нестационарное рабочее место".
Практика показывает, что при проведении процедуры аттестации рабочих мест и специальной оценки условий труда даже специализированные организации допускают ошибки в определении рабочих мест, что в дальнейшем искажает класс условий труда.
Пример: так, неправильное определение рабочих мест при проведении аттестации рабочих мест в ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" побудило к обращению в суд Свердловское областное объединение организаций профсоюзов "Федерация Профсоюзов Свердловской области" (далее - ФПСО). ФПСО обратилась в Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в защиту прав работников о признании незаконными и отмене оспариваемых карт аттестации рабочих мест, на которых оценка условий была проведена с нарушениями трудового законодательства. ЗАО "Клинский институт охраны и условий труда", как организация, участвовавшая в аттестации рабочих мест, был привлечен к рассмотрению дела в суде в качестве третьего лица и занимал позицию ответчика.
В судебных актах первой и апелляционной инстанций указывалось, что при проведении аттестации рабочих мест в 2013 году результаты измерений уровня шума и тяжести труда производились ЗАО "Клинский институт охраны и условий труда" относительно каждого оборудования в отдельности и отражены по одному рабочему месту в двух картах аттестации, без учета того, что рабочее место работника одно - производственный отдел, в котором расположено все оборудование. В должностной инструкции работника между тем была установлена его обязанность эксплуатировать не только то оборудование, относительно которого была проведена аттестация рабочих мест, но и другое оборудование (всего 13 наименований оборудования). Исходя из этого и в соответствии с понятием рабочего места как совокупности всех мест присутствия работника, на которых он должен исполнять трудовые обязанности, оценке должно было подвергаться все эксплуатируемое работником оборудование с отражением результатов в одной карте аттестации рабочего места, а не в двух картах, как это было фактически сделано.
Решением Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 16 октября 2014 г. результаты аттестации рабочих мест, оформленные без учета требований ТК РФ, были признаны незаконными и отменены (см. подробнее определение Свердловского областного суда от 13 февраля 2015 г. N 33-1509/2015).
6. Наличие вредных и опасных производственных факторов требует внедрения защитных мероприятий. Одним из таких мероприятий является применение средств защиты. Для этого законодатель вводит понятие "средства индивидуальной и коллективной защиты". Из самого понятия следует разделение средств защиты на индивидуальные - выдаваемые и используемые лично работником, а также средства защиты, обеспечивающие коллективную защиту работников в масштабе цеха, участка, отдела в виде систем вентиляции, фильтрации, кондиционирования. Следует отметить, что средства защиты предназначены для защиты не только от вредных и (или) опасных производственных факторов, но и от загрязнений. На практике мы можем заметить, что большинству работников сферы торговли и обслуживания средства защиты выдаются именно для этой цели. Система защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов построена по принципу "от общего к частному". Это обусловлено тем, что в силу экономической нецелесообразности, а порой и технической невозможности коллективные средства защиты не обеспечивают полной нейтрализации вредных и (или) опасных производственных факторов, что влечет необходимость создания дополнительного барьера за счет применения средств индивидуальной защиты. В то же время следует отметить, что коллективные средства защиты оптимизируют трудовую деятельность, в отличие от средств индивидуальной защиты. Чрезмерное увлечение средствами индивидуальной защиты отягощает производственный процесс, снижает производительность труда, это подтверждается фактами осознанного отказа работников от применения средств защиты. Дополнительная нагрузка на дыхательную систему, дискомфорт от применения наушников, очков и масок провоцирует работников на отказ от применения средств защиты, невзирая на угрозу негативного воздействия вредных факторов на организм. Классификация средств индивидуальной защиты дана в "Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация", введенном в действие постановлением Госстандарта от 27 октября 1989 г. N 3222. Подробнее вопрос обеспечения средствами индивидуальной защиты рассмотрен в
Ст 212 ТК РФ с комментариями и изменениями 2018-2019 года.
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить:
1. Учитывая, что многие обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, закрепленные в ст 212 ТК РФ, конкретизированы в отдельных статьях раздела "Охрана труда" и других разделов и освещаются в комментариях к этим статьям, здесь они рассматриваться не будут (вместо этого даются отсылки к соответствующим статьям).
2. Обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов означает, что названные процессы должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда.
О государственных нормативных требованиях охраны труда см. коммент. к ст. 211.
Об обеспечении безопасности применяемых в производстве оборудования, технологических процессов, сырья и материалов см. коммент. к ст. 215.
3. Для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения работники должны за счет работодателя обеспечиваться средствами индивидуальной защиты (специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты) и средствами коллективной защиты (техническими средствами защиты от воздействия, например, движущихся частей оборудования, являющихся источником опасности; от попадания в рабочую зону используемых в работе опасных веществ и материалов или инструмента), прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством РФ о техническом регулировании порядке.
Содержание понятий сертификации, указанных в п 3 ч 2 статьи 212 ТК РФ как формы подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров и декларирования соответствия как формы подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов раскрыто в ст. 2 Закона о техническом регулировании.
Порядок прохождения обязательной сертификации и декларирования соответствия закреплен в гл. 4 указанного Закона.
Об обеспечении средствами индивидуальной защиты см. коммент. к ст. 221.
Обеспечение работников сертифицированными средствами коллективной защиты осуществляется работодателем в соответствии со строительными нормами и правилами, санитарными правилами и нормами, межотраслевыми и отраслевыми правилами по охране труда и другими нормативными правовыми актами, которыми установлены требования безопасности к конкретному виду производства, производственному процессу, оборудованию, инструменту и т.д.
4. Обеспечение работодателем соответствия рабочих мест требованиям охраны труда означает, что их расположение и организация, а также оборудование и инструменты для работы, воздушная среда и др. должны быть безопасными и не угрожать жизни и здоровью работников. Как указывалось в комментарии к ст. 211 ТК, государственные нормативные требования охраны труда содержатся в федеральных законах, законах субъектов РФ и подзаконных нормативных правовых актах. Например, организациям г. Москвы при оборудовании рабочих мест и поддержании их в безопасном состоянии рекомендуется соблюдать следующие требования охраны труда.
Рабочие места должны быть обеспечены необходимой технологической оснасткой, предохранительными устройствами, приспособлениями и другими средствами, обеспечивающими здоровые и безопасные условия труда. Оборудование, оргоснастка, вспомогательные приспособления, режущий, измерительный и вспомогательный инструменты, материалы, заготовки, комплектующие и готовые детали, изделия и предметы ухода за рабочим местом должны размещаться на рабочем месте так, чтобы были обеспечены условия для безопасной работы.
У рабочих мест должны быть предусмотрены площадки для размещения материалов и деталей на период их обработки. Заготовки и обработанные детали должны размещаться только на отведенной для этой цели площадке в специальной таре или в устойчивых стопах (штабелях, пакетах) высотой не более 1 м для металлических деталей и 1,7 м - для деревянных.
На оборудовании, столах, механизмах и т.п. не должны находиться предметы, не требующиеся по условиям производства.
Рабочие места электросварки, находящиеся в производственном помещении, должны быть ограждены постоянными или переносными щитами высотой не менее 1,8 м, а многопостовые трансформаторы и генераторы должны быть ограждены переборками высотой 2,5 м, исключающими доступ посторонних лиц, и т.д. (разд. 11 "Организация рабочего места" Методических указаний по охране труда для организаций города Москвы, утв. распоряжением правительства Москвы от 1 июля 2003 г. N 1140-РП, с приложением Перечня нормативных правовых актов по охране труда, на которые имеются ссылки в тексте Методических указаний, с внесенными изм. и доп. (Вестник мэра и правительства Москвы. 2003. N 42).
Безопасные условия труда и надлежащее техническое оборудование всех рабочих мест обеспечиваются путем рационального использования производственных помещений; совершенствования технологических процессов и модернизации технологического оборудования; механизации и автоматизации технологических операций, связанных с транспортированием и использованием ядовитых, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей; внедрения систем автоматического или дистанционного управления оборудованием вредных и опасных производств и другими способами, отвечающими требованиям единых межотраслевых и отраслевых правил по охране труда, санитарным правилам и нормам, утверждаемым в установленном порядке.
Для определения соответствия условий труда на каждом рабочем месте требованиям охраны труда работодатель должен организовать эффективный производственный контроль за уровнем воздействия вредных или опасных производственных факторов на здоровье работников. На крупных и средних предприятиях в этих целях могут создаваться собственные лаборатории, оснащенные необходимыми приборами и укомплектованные квалифицированными специалистами. В более мелких организациях подобная работа может выполняться по договорам с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.
Конкретные обязанности по обеспечению охраны труда работодатель возлагает на руководителей структурных подразделений и закрепляет в должностных инструкциях или утверждает приказом по организации, доводит до соответствующего должностного лица под расписку при приеме на работу (назначении на новую должность).
Перед началом работ их руководитель (начальник производства, мастер, бригадир и т.п.) обязан проверить оборудование, приспособления, оргоснастку, работу вентиляции, заземляющие, пусковые, сигнальные устройства, места работы, убедиться в полной их исправности и безопасности.
Порядок проведения отдельных видов производственного контроля закреплен нормативными правовыми актами. Например, организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий регулируются Санитарными правилами СП 1.1.1058-01, введенными в действие с 1 января 2002 г. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13 июля 2001 г. N 18 (БНА РФ. 2001. N 45).
В соответствии со ст. 11 Закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов Постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. утверждены Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте (СЗ РФ. 1999. N 11. Ст. 1305).
На основании указанных Правил каждая организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты, разрабатывает положение о производственном контроле с учетом профиля производственного объекта, которое утверждается руководителем эксплуатирующей организации при обязательном согласовании с территориальным органом, осуществляющим государственный надзор в области промышленной безопасности.
Ответственность за организацию и осуществление производственного контроля несут руководитель эксплуатирующей организации и лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством РФ.
При выявлении нарушений требований безопасности и санитарных правил на объекте производственного контроля работодатель должен принять меры, направленные на устранение выявленных нарушений и недопущение их возникновения, в т.ч.: приостановить либо прекратить деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг; прекратить использование в производстве сырья, материалов, не соответствующих установленным требованиям и не обеспечивающих выпуск продукции, безопасной для человека, и др.
Особые требования к работодателю предъявляются в связи с необходимостью обеспечить радиационную безопасность при обращении работников с источниками ионизирующего излучения. В частности, работодатель обязан регулярно информировать работников (персонал) об уровнях ионизирующего излучения на их рабочих местах и о величине полученных ими индивидуальных доз облучения; планировать и осуществлять специальные мероприятия; осуществлять систематический производственный контроль за радиационной обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на территориях организаций, а также за выбросом и сбросом радиоактивных веществ (ст. 14 Закона о радиационной безопасности населения).
С 1998 г. введена ежегодная радиационно-гигиеническая паспортизация организаций - системная оценка влияния основных источников ионизирующего излучения (техногенных и естественных) в зависимости от состояния среды обитания и условий жизнедеятельности.
Типовые формы радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий утверждены 21 июня 1999 г. Приказом Минздрава России N 240, Госатомнадзора России N 65, Госкомэкологии России N 289 (БНА РФ. 1999. N 30).
Работодатель обязан также осуществлять специальные мероприятия по профилактике канцерогенной опасности, а именно: принимать меры, исключающие возможность контакта работников с канцерогенными веществами; заменять канцерогенные вещества и факторы неканцерогенными или менее канцерогенными веществами и факторами; максимально ограничивать число лиц, подвергающихся воздействию канцерогенных факторов; при проектировании или реконструкции производств отдавать предпочтение непрерывным, безотходным технологическим процессам с максимальной степенью автоматизации и механизации, а также герметичному оборудованию и др. (см. СанПин 1.2.2353-08 "Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ // БНА РФ. 2008. N 23).
Для выявления и учета предприятий, технологических процессов, отдельных цехов и производственных участков, на которых работники подвергаются или могут подвергаться воздействию канцерогенных факторов, разработки мероприятий по профилактике злокачественных новообразований, своевременного проведения мероприятий по охране здоровья работников проводится санитарно-гигиеническая паспортизация канцерогенноопасных производств в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными в установленном порядке, и в сроки, согласованные с территориальными органами Роспотребнадзора (МУ 1.1.688-98 - Охрана труда и социальное страхование. 1999. N 8. С. 71).
5. Соответствие рабочих мест требованиям охраны труда, прогрессивным техническим, технологическим, организационным решениям, а также передовому опыту, нормативам и стандартам определяется в ходе аттестации рабочих мест.
Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Эта работа регулируется Приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" (БНА РФ. 2008. N 10) и предусматривает порядок осуществления деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда.
Указанным Порядком надлежит руководствоваться также и организациям, привлекаемым для аттестации рабочих мест по условиям труда, - аттестующим организациям.
Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.
Обязательной повторной аттестации рабочих мест по условиям труда (переаттестации) подлежат рабочие места:
Вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию.
Для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав и, при необходимости, состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организаций, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.
Аттестационная комиссия создается организацией, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, и аттестующей организацией на паритетной основе в целях координации, методического руководства и контроля за проведением работы по аттестации рабочих мест.
Аттестационная комиссия формируется, как правило, из специалистов, прошедших подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях, уполномоченных на этот вид обучения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны труда.
В состав аттестационной комиссии организации рекомендуется включать руководителей структурных подразделений организации, юристов, специалистов служб охраны труда, специалистов по кадрам, специалистов по труду и заработной плате, представителей лабораторных подразделений, главных специалистов, медицинских работников, представителей профсоюзных организаций или других уполномоченных работниками представительных органов, представителей комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива, представителей аттестующей организации.
Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.
Нормативной базой проведения аттестации рабочих мест по условиям труда являются: Трудовой кодекс РФ, нормативные акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, а также другие документы по охране труда.
В ходе аттестации должно использоваться Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда Р 2.2.2006-05 утверждены Роспотребнадзором 29 июля 2005 г.
По результатам аттестации рабочих мест по условиям труда аттестационная комиссия разрабатывает план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, куда включаются в т.ч. мероприятия, требующие материальных затрат. При этом указываются источники финансирования мероприятий, сроки их исполнения, исполнители и устраняемые вредные и (или) опасные производственные факторы по конкретным рабочим местам. План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации подписывается председателем аттестационной комиссии и после согласования с комитетом (комиссией) по охране труда, профсоюзным или иным уполномоченным работником и представительным органом утверждается работодателем и включается в коллективный договор. Помимо этого комиссия вносит предложения о готовности к сертификации организации работ по охране труда.
Согласно п. 5.3 Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2008 - 2010 годы порядок проведения аттестации рабочих мест подлежит дальнейшему совершенствованию.
6. Об обеспечении режима труда и отдыха работников в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ см. коммент. к статьям разделов ТК "Рабочее время" и "Время отдыха" (п 5 ч 2 ст 212 ТК РФ).
7. Об обучении работников безопасным приемам и методам работы см. коммент. к ст. 225.
8. Об организации контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения средств индивидуальной и коллективной защиты см. коммент. к ст. 217.
9. Об организации проведения медицинских осмотров см. коммент. к ст. 213.
10. Работодатель обязан информировать работников об условиях труда в местах, где им надлежит выполнять работу: о факторах производственной среды и самого трудового процесса, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты. Такая информация должна предоставляться как при приеме на работу, так и в последующее время.
Например, если работник принимается на работу с вредными или опасными условиями труда, он должен быть поставлен в известность, с какими именно неблагоприятными производственными факторами ему придется иметь дело, каков риск для его здоровья (получение травмы, профессионального заболевания), какие применяются меры защиты от воздействия неблагоприятных факторов (установлены меры коллективной защиты, выдаются средства индивидуальной защиты), какие полагаются компенсации в связи с воздействием вредных и опасных производственных факторов (установлены повышенная оплата труда, сокращенное рабочее время и дополнительные отпуска, бесплатно выдается молоко или лечебно-профилактическое питание и др.).
Работодатель обязан информировать работников о состоянии условий труда на рабочих местах и в организации в целом, в частности сообщать им о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда. Непосредственное информирование работников от лица работодателя о состоянии условий труда на рабочем месте, а также о принятых мерах по защите от опасных и вредных производственных факторов входит в должностные обязанности начальника отдела охраны труда (разд. I Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37. М.: Приор, 2000). Проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование об их результатах - также обязанность комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых в организациях (см. коммент. к ст. 218).
В случае непредоставления работникам информации об условиях труда на их рабочих местах они вправе обращаться в вышестоящие в порядке подчиненности органы (если такие органы имеются), в органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда (см. коммент. к ст. 353), а также в органы общественного контроля (см. коммент. к ст. 370). О порядке рассмотрения обращений см. коммент. к п. 9 ст. 219.
11. Работодатель обязан предотвращать аварийные ситуации. Эта обязанность реализуется им путем закрепления в инструкциях по охране труда для работников специальных разделов о требованиях безопасности в аварийных ситуациях, где указываются: перечень основных возможных аварийных ситуаций и причины, их вызывающие; действия работников при возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к нежелательным последствиям; действия по оказанию первой помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и внезапном заболевании и др. (разд. IV и V Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утв. Постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г. N 80 // Бюллетень Минтруда России. 2003. N 5). Кроме того, работодатель должен разработать комплекс мер по предотвращению и ликвидации последствий аварий.
Так, организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, обязаны: проводить подготовку и аттестацию работников в области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки; планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников; обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и содержать указанные системы в пригодном к использованию состоянии (ст. ст. 9, 10 Закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов).
Организации, эксплуатирующие ядерные установки, радиационные источники или пункты хранения ядерных материалов, обязаны обеспечивать: разработку и реализацию мер по предотвращению аварий (на ядерной установке, на радиационном источнике и в пункте хранения) и снижению их негативных последствий для работников указанных объектов, населения и окружающей среды; разработку и реализацию в пределах своей компетенции мер по защите работников и населения в случае аварии; подбор, подготовку и поддержание квалификации работников эксплуатирующих организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и другие меры (ст. 35 Закона об использовании атомной энергии).
Необходимость разработки плана действий, предупреждающих возникновение чрезвычайных ситуаций и ликвидирующих их последствия, предусмотрена также для объектов по хранению и уничтожению химического оружия и при его перевозке (ст. ст. 14, 15 Закона об уничтожении химического оружия).
12. Для оценки качества деятельности работодателя по обеспечению безопасных условий труда в организациях, деятельности службы охраны труда, работы по проведению аттестации рабочих мест, обучению и профессиональной подготовке работников в области охраны труда и др. ст 212 ТК РФ предусматривает необходимость проведения сертификации работ по охране труда. В этих целях в соответствии с Постановлением Минтруда России от 24 апреля 2002 г. N 28 создана Система сертификации работ по охране труда в организациях (ССОТ), а также утверждены Положение о Системе сертификации работ по охране труда в организациях и Правила сертификации работ по охране труда (БНА РФ. 2002. N 33).
Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, ведающим вопросами охраны труда, поручено провести подготовительную работу для введения сертификации работ по охране труда в организациях.
Организационную структуру ССОТ образуют:
Сертификация работ по охране труда осуществляется в соответствии с заявками организаций по мере их готовности к проверке и оценке указанных работ органами по сертификации на соответствие нормам и требованиям охраны труда и получению сертификата безопасности.
Наличие сертификата безопасности свидетельствует о том, что состояние работы по охране труда в данной организации соответствует установленным государственным нормативным требованиям охраны труда и ей могут быть сделаны скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, устанавливаемые Фондом социального страхования РФ на текущий год в соответствии с Правилами установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2001 г. N 652 (СЗ РФ. 2001. N 37. Ст. 3696).
13. Социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется работодателем (страхователем) за счет собственных средств путем перечисления Фонду социального страхования РФ (страховщику) в установленном порядке обязательных платежей (ст. 17 Закона о страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний).
Размер страховых взносов определяется исходя из страховых тарифов, устанавливаемых в законодательном порядке.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 186-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" (СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3800) установлено, что в 2008 году и в плановый период 2009 и 2010 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год" (СЗ РФ. 2005. N 52 (ч. I). Ст. 5592).
Размер тарифов установлен в процентах к начисленной работодателем оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска. Таких классов профессионального риска названным Федеральным законом установлено 32. Значит, по виду экономической деятельности, отнесенному к 4 классу профессионального риска, размер страховых взносов составит 0,5% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных; по видам экономической деятельности, отнесенным к 22 классу профессионального риска, - 3,4%. Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска утверждены Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. N 713 (СЗ РФ. 2005. N 50. Ст. 5300). Порядок начисления, учета и расходования средств на обязательное социальное страхование регулируется соответствующими Правилами (Правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. N 184 // СЗ РФ. 2000. N 11. Ст. 1181).
Порядок внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определен Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2000 г. N 863 // СЗ РФ. 2000. N 48. Ст. 4693).
Капитализированные платежи вносятся ликвидационной комиссией (конкурсным управляющим) по месту регистрации страхователя путем их перечисления в установленном порядке на счет страховщика.
Перечисляются эти платежи в порядке очередности, установленной гражданским законодательством. В соответствии со ст. 64 ГК страховщику они должны перечисляться в первоочередном порядке.
Аккумулированные Фондом социального страхования РФ страховые взносы используются этим Фондом на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованных при исполнении ими трудовых обязанностей по трудовому договору, и в иных установленных Законом о страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний случаях путем предоставления застрахованным в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию (см. коммент. к ст. 184).
14. Статья 212 ТК РФ не только закрепляет обязанности работодателя по созданию безопасных условий и охраны труда, но и обязывает его обеспечивать беспрепятственный допуск должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда, органов Фонда социального страхования РФ, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выполнять предписания должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, и рассматривать представления органов общественного контроля в установленные Трудовым кодексом, иными федеральными законами сроки.
Минтруд подготовил проект поправок в 10 раздел Трудового кодекса. В статье - к чему нужно подготовиться уже сейчас, что именно изменится в работе специалистов по охране труда после их принятия, к каким трудностям организация должна быть готова и наглядная таблица изменений для скачивания.
Из статьи вы узнаете:
Целью нововведений является приоритет профилактики несчастных случаев, а также использование . Для этого Минтруд подготовил семьдесят методов оценки уровня рисков, по которым работодатель обязан будет и оповещать об этом работников. Однако пока для проведения оценки профрисков документационное обеспечение в виде НПА не установлено. Методик много, но они сами требуют оценки на эффективность.
Изменятся коренным образом:
1. Требования к специалисту по охране труда в .
2. Обязанности работодателя в .
3. Порядок расследования несчастных случаев в .
Кроме того, вводятся запрет на работу в опасных условиях и ограничения на применение вредных и опасных веществ.
Минтруд готовит поправки в Х раздел Трудового кодекса, которые изменят работу специалистов по охране труда. Редакция журнала "Справочник специалиста по охране труда" провела онлайн-конференцию, на которой рассказали о главных грядущих изменениях. Также поговорили об оценке рисков, новом порядке обучения по охране труда и единых нормах выдачи СИЗ. Редакция подготовила статью с видеовыступлениями экспертов и их презентациями. Узнайте, как нужно будет перестроить свою работу.
В проекте присутствует тенденция к уменьшению количества специалистов по охране труда за счет улучшения качества их подготовки. Центры оценки квалификации должны отсеять тех специалистов, которые не отвечают требованиям, . Помимо требований по квалификации в виде наличия диплома о высшем образовании или диплома о профпереподготовке , специалист по ОТ в ЦОК должен продемонстрировать свои реальные навыки по планированию, организации, контролю и совершенствованию управления охраной труда.
Многие инновации должны вступить в силу поэтапно, например, с 2021, с 2023 года. Поэтапное введение новых требований понадобится, поскольку на сегодняшний день необходимая нормативная база для еще не сформирована, также нет и судебной практики.
Работодателю изменения в 10 разделе принесут дополнительные обязанности. Если не назначить специалиста по ОТ в компании со штатом до 100 работающих, то функции управления охраной труда должен взять на себя сам работодатель, либо назначенный им работник, либо ИП/организация, включенная в реестр аккредитации Минтруда .
Подсластить горькую пилюлю призвано еще одно грядущее изменение в главе 10 ТК РФ. Если работодатель впервые совершил правонарушение, и оно не связано с угрозой причинения вреда и жизни здоровью, он получит не денежный штраф, а отделается лишь предупреждением.
К причиняющим вред относятся следующие нарушения: работодатель не выдал СИЗ, не провел обучение по ОТ, не провел медосмотр, не провел испытания, частичные и полные технические освидетельствования зданий и сооружений, машин и оборудования.
Не причинят вред:
За такие «мелкие» правонарушения, совершенные впервые, административный штраф может быть не назначен. Однако если работодатель является «рецидивистом» по этим нарушениям, отделаться предупреждением он уже не сможет.
Постепенно уменьшать количество рабочих мест с опасными условиями труда. Сделать это можно с помощью закупки более безопасного современного оборудования и внедрения использования наилучших доступных технологий на предприятии.
Можно понемногу вводить на предприятии регистрацию микротравм. Это поможет приучать сотрудников к мысли, что незначительные повреждения тоже опасны, и там где в первый раз работник слегка ударился головой, во второй он может получить сотрясение мозга.
Также можно подготовить необходимы сервисы для ведения документаоборота в электронном виде.
Определение понятия «охрана труда»
Основные понятия охраны труда законодательно определены в ст. 209 ТК РФ. Так, собственно охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Она включает в себя комплекс правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий. Соответствующий раздел ТК РФ подробно рассматривает основные права работников (на безопасный труд, отдых), гарантии возмещения вреда, возникшего при выполнении своих должностных обязанностей, и др.
Цели работодателя должны быть четко обозначены в соответствующем разделе положения о СУОТ (системе управления охраной труда), принятом на предприятии, и соотноситься с политикой по охране труда (типовое положение о СУОТ, утвержденное приказом Минтруда РФ от 19.08.2016 № 438н). Количество целей и их формулировки зависят от специфики деятельности организации, но они должны быть измеримы и поддаваться оценке.
Самыми распространенными целями работодателей в области охраны труда являются:
ВАЖНО! По состоянию на конец 2017 года нормативно-правовой акт, регламентирующий сроки создания предприятием положения о СУОТ, отсутствует, хотя на практике сотрудники трудовой инспекции проверяют, есть ли в наличии данный документ. При этом его отсутствие наказывается штрафом (до 5000 руб. — для руководителя, до 80 000 руб. для организации; эти суммы могут увеличиться до 40 000 руб. для должностного лица и 200 000 руб. для юридического лица в случае, если нарушение не устранено к моменту повторной проверки) или приостановкой деятельности организации. Данные санкции обозначены в ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Не знаете свои права?
Права и обязанности сотрудника и работодателя, касающиеся охраны труда, техники безопасности и гигиены регламентируются рядом документов:
Каждый работодатель несет административную и уголовную ответственность за несоблюдение требований по охране труда. Нередки ситуации, когда на предприятиях (чаще всего функционирующих в сфере оказания услуг и относящихся к малым) они игнорируются. Однако, хотя вопросы охраны труда имеют большее значение для крупных производственных организаций, их необходимо соблюдать на любом предприятии.
К общим требованиям относятся:
На каждом предприятии должны быть разработаны свои требования по охране труда с учетом индивидуальных особенностей. Задача руководства — ознакомить с ними каждого сотрудника под подпись.
Чтобы все необходимые требования по охране труда выполнялись, ст. 217 ТК РФ установлено следующее:
К основным задачам охраны труда относятся:
Задачи могут дополняться исходя из индивидуальных особенностей предприятия, но основная задача в любом случае неизменна — исключение или, по крайней мере, минимизация производственного травматизма. Соблюдение требований по охране труда является залогом того, что жизнь и здоровье работников предприятия не будут подвергаться угрозам в ходе их профессиональной деятельности. Также это помогает руководству предприятия успешно проходить проверки, проводимые трудовой инспекцией.
Трудовой кодекс Российской Федерации оговаривает все тонкости и нюансы в вопросах охраны труда в компании.
ТК РФ в целом регулирует все, что связано с вопросами осуществления профессиональной деятельности человеком в составе компании. Указанные нормы охватывают весь спектр действий и мероприятий по исполнению работающим и руководителем взятых на себя рабочих обязательств.
Не исключение здесь и обеспечение безопасности для работников. Это, пожалуй, самое важное направление, поскольку оно направлено на сохранность здоровья и жизни людей. Если с этим будут проблемы, то любое функционирование теряет смысл.
К таковым относятся:
Организация мероприятий по охране труда в компании установлена главой 35 ТК РФ.
Прежде всего, она подразумевает государственный контроль, который включает в себя:
Руководители также обязаны осуществлять некоторые действия для создания системы охраны труда в компании.
Согласно статье 218 ТК РФ, в организации по намерению руководителя либо по инициативе работающих должна быть создана специальная .
В такую группу включаются компетентные специалисты, имеющие необходимое профильное образование. Обязательным условием является наличие внутреннего положения, которое регулирует деятельность указанной группы.
Комиссия занимается всеми вопросами, связанными с охраной труда, а также проводит проверки в случаях нарушений или разногласий. Также в ее компетенцию входит внесение предложений по оптимизации условий труда и внедрению в практику новых оптимальных способов выполнения работниками функциональных обязанностей.
Еще одним обязательством руководителя по охране труда является создание специальной структуры внутри компании. Такое правило закреплено в статье 217 ТК РФ.
Такая структура создается в целях контроля за каждым работающим по соблюдению установленных положений.
В организациях с малой численностью эти обязанности могут быть возложены на отдельного специалиста. Если количество работников более пятидесяти, должна быть создана целая служба.
Не всегда в штате компании имеется необходимая профильная должность. В такой ситуации контролировать весь процесс может сам руководитель. Но для этого последний должен пройти специальное обучение, сдать экзамен и получить специальный документ, подтверждающий компетентность начальника.
Действующие нормы дают возможность любому руководителю обратиться к профильным организациям, оказывающим услуги подобного рода. Такие инстанции должны иметь в наличии специальный сертификат, которые подтверждает специфические полномочия.
Структура службы и ее численность определяется самим руководителем исходя из количества работников, объема и специфики деятельности организации.
На структуру возлагаются следующие функции:
Любой работающий имеет определенный круг прав по охране труда. Это закреплено в статье 219 ТК РФ.
К ним отнесено:
Раздел 10 ТК РФ закрепляет гарантию для работников по обеспечению средствами личной защиты. Такое правило указано в статье 221 ТК РФ.
Людям, чья профессиональная деятельность осуществляется при наличии вредных и опасных факторов, выдаются средства личной защиты. Такой принцип распространяется, в частности на тех, кто функционирует в условиях резкого перепада температур и чрезвычайной загрязненности.
К таким средствам относятся:
Указанные средства должны в обязательном порядке пройти специальную поверку и иметь сертификат установленного образца. Без соблюдения указанных условий их использование не допускается.
Исходя из специфики деятельности организации и отдельных должностных лиц, руководитель может предусмотреть более высокий уровень защищенности, по сравнению с общим установленным. На практике такое всегда указывается во внутренних положениях и нормах.
Все необходимые приспособления для защиты и препараты компания приобретает за счет собственных средств.
Это же касается ремонта, замены и дополнительного комплектования, в случае если что-либо пришло в негодность, истек срок использования или имеющихся объемов недостаточно.
Еще одной гарантией по охране труда для трудящегося является возможность получения молока и специального питания профилактического характера. Об это указано в статье 222 ТК РФ.
В некоторых организациях воздействие негативных факторов не всегда удается снизить до допустимой нормы или исключить вовсе, используя только средства личной защиты. В таких ситуациях практикуется выдача молока или специального питания. Действующие нормы допускают замену молока другими продуктами.
Выдача необходимых продуктов регулируется специальными нормами. Их получение будет возможно только при наличии следующих неблагоприятных факторов:
Обеспечение молоком или заменяющими продуктами осуществляется в дни функционирования. Объем молока составляет пол-литра на рабочий день. Работающие получают необходимые продукты в специально оборудованных для этих целей местах. Замена молока допустима только при согласии работающего и профсоюзного органа.
Специальное питание положено только в случаях, если его выдача предусмотрена по занимаемой должности. Им обеспечиваются работающие в дни своего функционирования. Оно выдается в виде горячей пищи, преимущественно в утренние и дневные часы, по месту труда. Передача готовой пищи по месту фактического проживания не допускается.
Согласно статье 223 ТК РФ, каждый работающий может рассчитывать на медицинское обслуживание и бытовую обеспеченность. Такое обязательство возлагается на руководителя компании.
Чтобы обеспечить надлежащие условия быта работникам, в любой организации должны быть оборудованы специальные места для личных нужд.
Сюда можно отнести:
Объем необходимых мест и их наполненность зависит от количества работающих и специфики деятельности организации. Например, в условия вредности количество душевых должно быть рассчитано по принципу: один душ на пять человек.
Для медицинского обслуживания в компании должны быть созданы специально оборудованные места по оказанию неотложной помощи. Их площадь и укомплектованность согласовывается с госбюджетной медицинской инстанцией.
Согласно требованиям статьи 225 ТК РФ, все работающие, в том числе и главы компаний обязаны проходить периодическое обучение по вопросам безопасности и сдавать соответствующие зачеты.
Вновь принимаемых в штат организации должны проинструктировать по правилам охраны труда и обучить безопасным методам исполнения своих функциональных обязанностей, а также способам оказания неотложной помощи потерпевшим.
Руководитель обязан организовать обучение и установить проверочный период для человека. По окончании проверки работающий сдает зачет и по его результатам принимается решение о дальнейшей возможности взаимодействия.
Обучение происходит за счет средств компании. Исключение составляют случаи, когда человек назначается на должность, для которой наличие специального удостоверения является обязательным условием.
Вам это будет интересно