Как правильно фотографировать людей на природе. Для всех и обо всем

Если вы уже ознакомились с основами кадрирования, разобрались с тем, как работает ваша фотокамера, пробуйте осваивать фотографию дальше и пытаться научиться делать хорошие картинки, которыми можно не только украсить , но и не стыдно будет показать людям. Итак, что необходимо для того, чтобы понять, как правильно фотографировать?

Изучить основы, если вы до сих пор еще этого не сделали. В первую очередь сюда входит вдумчивое прочтение мануала к камере и понимание принципов кадрирования. Для начала, конечно, можно попробовать кадрировать на интуиции и вдохновении, но знать, как правильно построить кадр - очень важно.

Быть всегда готовым! Хороший кадр - это отчасти везение оказаться в нужном месте в нужное время. Носите с собой камеру так часто, как можете. Убедитесь в том, что используете камеру тоже часто. Как показывает практика, просто носить камеру с собой в большинстве случаев не приводит к ожидаемым результатам.

С опытом придет понимание, что хороший и интересный кадр можно сделать прямо сейчас, не сходя с места. И даже несколько - в этом и заключается умение правильно фотографировать - не упускать возможности и научиться видеть кадр во всем, что окружает.

Станьте ловцом! Пробуйте фотографировать в разное время суток, выходите на фотоохоту каждый день и учитесь видеть разные сюжеты, смотреть на вещи с фотографической точки зрения.

Не ждите подходящего момента. Ищите самостоятельно этот нужный момент. Запомните - ваш момент находится не с другой стороны земного шара, а в том же торговом центре, в котором находитесь и вы сейчас.

Прекратите искать предметы, чтобы сфотографировать и учитесь видеть.

  • Обращайте внимание, например, на . Или наоборот - ищите "полное отсутствие цвета" в цветном мире.
  • Ищите повторения и ритм. Или наоборот то, что выглядит полностью изолированным от окружающего мира.
  • Следите за светом или за его отсутствием. Фотографируйте тени, отражения, свет, проникающий через что-то. Или даже вещи, которые находятся в полной темноте, но прорисованы лишь одним световым контуром.
  • Следите за эмоциями, жестами, когда вы снимаете людей. Наблюдайте за ними. Ловите счастье, озорство или грусть. Человек выглядит задумчиво или его раздражает, что на него направлена камера - это ваши кадры!
  • Обращайте внимание на . Очень хорошо в тренировке этого навыка может помочь великая черно-белая фотография, потому что черно-белый мир заставляет фотографа смотреть на себя другими глазами.
  • Играйте на контрастах. Посмотрите на то, что может выделиться из остальной части снимка. Подмечайте: цвет на фоне серости, свет среди тьмы и т.п. Если вы фотографируете людей, попробуйте найти объект в контексте, в котором он будет выделяться Ищите фотографическое счастье в самых неожиданных местах!

Делайте свои фотографии простыми. Избавляйтесь от ненужных деталей в кадре. Убирайте все, что мешает восприятию, что не создает важного контекста для понимания фотографии в полном объеме.

Показывайте свои работы другим фотографам. И только лучшие с вашей точки зрения. Не хорошие, не «ничего так», а лучшие, на которых вы сами не можете ни к чему придраться. Даже жесткая критика, порой, открывает глаза и дает новое дыхание к творчеству или подскажет, куда двигаться дальше. Стоит, правда, заметить, что не всякая критика должна вызывать у вас приступ ощущения собственной несостоятельности.

Ищите и читайте критику других фотографов. Не попадайте только в ловушку "Покритикуйте мои фотографии", когда рассматривают снимки с точки зрения пикселей. Ищите конструктивную критику, слушайте художников и профессионалов. Если у человека есть художественное образование или его работы раскупаются ценителями - это веский повод прислушаться к его мнению.

Выясняйте, что в ваших снимках правильно, а что вы делаете неверно. Художники в состоянии внятно рассказать вам о таких вещах.

Не страдайте оттого, что вам кажется, что нескромно хвастаться своими достижениями. Все фотографы любят, когда их хвалят. Однако все-таки не будьте слишком заносчивы и дерзки. Это поможет получить адекватную критику.

Публикуйте свои фотографии на фотосайтах. Везде, где общаются фотографы, наблюдается благодатная среда для развития творческого потенциала начинающих. Читайте уроки по фотографии на Фотогоре, изучайте критику, смотрите как можно больше фотографий известных и профессиональных фотографов, тренируйте таким образом свое фотовосприятие.

Узнавайте технические мелочи в том, как правильно фотографировать.
Вам обязательно придется выучить, что такое выдержка, диафрагма, экспокоррекция и многое другое. Сделать это можно самостоятельно, либо с помощью все тех же уроков фотографии от профессиональных фотографов.

Найдите свою нишу. Попробуйте все жанры фотографии! Вы можете обнаружить, что легко сходитесь с людьми, и они с удовольствием позируют вам, при этом получаются прекрасные портреты, либо же вы заметите, что непогода вам не помеха, и вам нравится снимать пейзажи. А, может быть, вам понравится удовольствие, которое получите при съемке спортивного соревнования? Не ограничивайте себе. Ищите!

Большинство фотографов можно условно разделить на режиссеров и ловцов - режиссеры участвуют в создании кадра, добавляют в него детали, ловко манипулируют настроением модели, организуют десятки людей для создания одного кадра.

Ловцы придерживаются другой политики, их искусство - стать незаметным, увидеть естественную красоту в реальном мире, когда их искусство достигает вершин, то они перестают отбрасывать тень и отражаться в зеркале, а модели сами раздеваются в их присутствии, обращая внимания на них не больше, чем на элемент мебели.
Подумайте - кто вы и какой метод вам ближе.

К сожалению, ничего из всего вышеперечисленного не в состоянии превратить плохую фотографию в хорошую. Есть ещё масса аспектов от моральных до сложный законов построения композиции, которые могут научить вас правильному и системному подходу, разовьют нужные навыки и дадут необходимый толчок для движения в правильном направлении и помогут узнать - как же правильно фотографировать правильно .

Умение фотографировать людей говорит о профессионализме и зрелости фотографа. Все новички начинают с «неживых» объектов – природы, архитектуры, предметной фотосъёмки, макросъёмки. Готовность и желание снимать живых людей с их эмоциями, индивидуальными чертами и отличиями, в разной обстановке и разных условиях приходят со временем и опытом. Начинающих любителей-фотографов часто пугают сложности человеческих взаимоотношений и боязнь неудачи как результата. Но всем нам, без исключения, нравиться рассматривать выразительные фото людей, будь то улыбающийся младенец, усталый шахтёр или портрет старика с глубокими морщинами.

Учимся понимать людей

Счастлив тот фотограф, который разбирается в психологии и моделях поведения людей. Если вам хочется, чтобы люди (в том числе ваши родные) с готовностью позировали вам, будьте готовы ответить на самый важный и прямой вопрос, немой или произнесенный вслух: «А мне-то какой в этом прок?» В этом заключается фундаментальный «закон» человеческой психологии, которым люди руководствуются практически во всем. Когда вы ищете работу, вы прежде всего думаете: «Какая мне от нее польза?». Почти все мы следуем этому правилу, выстраивая отношения с людьми и принимая важнейшие решения своей жизни. Поэтому неудивительно, что мотивом многих фотографов служит интерес. Что движет фотографом: эгоизм или бескорыстие? Легко можно привести доводы в пользу обеих этих крайностей. Однако мне приходит в голову лишь один вид бескорыстной фотографии — рентгеновские снимки. К примеру, нет ничего альтруистичного в съемке умирающего больного СПИДом или истощенного голодом брошенного старика, который явно не жаждет получить свой портрет на память и повесить его в рамочке на стену.

Нравится нам это или нет, но в подобных ситуациях большинство из нас - если не все - стремятся действовать, бороться, достигать целей по одной простой причине. Лишь потому, что мы ощущаем: в этом для нас есть какая-то выгода. И как ни удивительно, когда люди, которых вы намереваетесь снимать, не чувствуют, что это в их интересах, они чаще всего отказываются фотографироваться. И разумеется, эта закономерность распространяется даже на самых близких и родных. Это не значит, что все люди питают тайные надежды на какой-то баснословный гонорар. Оплата за съёмку имеет смысл лишь в отношении профессиональных моделей. Как показывает опыт, люди с готовностью позируют в том случае, если ваш тон и намерения искренни и вы даете слово в знак благодарности бесплатно напечатать для них несколько фотографий размером 20×30 см (формат А4). Либо же обещаете послать им несколько кадров JPEG в высоком разрешении по электронной почте. Тогда они сумеют сами напечатать фотографии (и вам даже не придется тратить на это время) или разместить их в своих аккаунтах социальных сетей на зависть всем друзьям и знакомым. Многие имеют представление о том, сколько им пришлось бы заплатить профессиональному фотографу за то, что вы делаете для них бесплатно. А любой родитель подтвердит, скольких рожков мороженого и гамбургеров стоит готовность ребенка позировать для семейного альбома.

При условии, что вы по-настоящему увлечены фотографией, пусть даже ваш опыт очень ограничен, люди с большей готовностью пойдут вам навстречу, если услышат в вашем голосе воодушевление и энтузиазм, а не стеснение, сомнения и неуверенность. В этом заключается еще одна особенность человеческой природы: большинство из нас чувствуют себя спокойно, когда с ними говорят уверенно и решительно. Людей, которых вы снимаете, мотивируют не слова, а тон вашего голоса, и опять же от вас требуется искренность. Неважно, где и кого вы собираетесь фотографировать, вы должны в первую очередь стремиться делать фотографии, которые помогают раскрывать ваши творческие способности. Стремление победить в фотоконкурсе или добиться успеха в фотографической карьере это уже второстепенный вопрос по сравнению с истинным вознаграждением, которое приносит удачный кадр.

Фотографам, снимающим людей, нередко удается преодолевать жесткие психологические барьеры, свойственные многим. И когда бы это ни происходило, сразу же или по истечении нескольких часов съемки, вы почувствуете как вас обогащает этот совместный опыт, и испытаете благодарность за самую высокую из наград: сближение с людьми, будь то мои родные, друзья или незнакомцы.

Можно выделить несколько принципов для поведения фотографа. Во-первых, не подходить к тем, кто вам изначально неинтересен, и, разумеется, это очень субъективный критерий, поскольку то, что интересно вам, кому-то может показаться скучным. Во-вторых, постарайтесь несколько минут просто наблюдать за потенциальным героем кадра (иногда осторожно), что поможет вам определить, как именно его лучше сфотографировать. Именно за эти несколько минут вы подметите, что особенного в его манерах и выражении лица вам хотелось бы запечатлеть. Кроме того, предварительное наблюдение помогает наладить контакт с человеком, когда вы объясняете, почему вам интересно сфотографировать именно его или ее.

Как найти подход к людям

Доводилось ли вам когда-либо в поезде, самолете или в кафе в беседе с соседом вдруг обнаруживать, что у вас есть какие-то общие знакомые, сходные интересы профессионального или личного характера? Возможно, в таких ситуациях вы с некоторым удивлением замечали: «Как тесен мир!» Подобное может произойти даже в далеких странах и не один раз. Помимо таких встреч, пожалуй, нет лучшего способа знакомиться с новыми людьми, чем через знакомых. В профессиональной среде это именуется налаживанием контактов, и если вы всерьез занимаетесь портретной фотографией, такая практика должна быть для вас регулярной. Старая пословица «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» в особенности актуальна для фотографов. Вы удивитесь, сколько желающих сфотографироваться помогут вам найти ваш врач, преподаватель, бывшие коллеги, парикмахер, официантка, заправщик на бензоколонке или воспитательница ваших детей из детского сада. И опять же, стоит повторить, что искренность и тон вашего голоса существенно влияют на то, насколько полезными окажутся для вас эти ценные контакты.

Знакомы ли вы с теми, кого собираетесь фотографировать, или встречаетесь с ними впервые, обязательно говорите людям о своих истинных намерениях и планах. Честно делитесь своими замыслами. Важность этого сложно переоценить. Не стоит уверять тракториста в том, что вы хотите сфотографировать его стоящим на обочине для статьи в журнал «Вокруг света», если это неправда. Не говорите девушке на пляже, что вы снимаете ее для статьи в журнале «Лиза» или «Vogue», если это ложь. Говорите правду! Объясните трактористу, что вы мечтаете когда-нибудь увидеть свои снимки на страницах известных изданий и что он может вам помочь достичь этой цели. Скажите девушке на пляже, что вы стремитесь стать фотокорреспондентом журнала «Vogue», но прежде чем осуществить свою мечту, вам нужно доказать, что вы умеете творчески снимать людей на отдыхе. Как правило, люди с готовностью идут навстречу, когда вы говорите, что они могут вам помочь, особенно если вы даете слово выслать им на e-mail несколько бесплатных отличных снимков в высоком разрешении в благодарность за их вклад. После фотосессии обязательно предложите продемонстрировать результат ваших совместных усилий. Ваша модель должна почувствовать свою значимость и участие в творческом процессе.

Если спросить у нескольких фотографов-новичков, почему они недостаточно много снимают людей, в частности незнакомых, чаще всего в ответ можно услышать: «Из страха получить отказ». Они полагают, что их просьбу отклонят, а отказ порой вызывает достаточно болезненные чувства. И честно говоря, страх получить отказ вполне оправдан. Люди, которых вы хотели бы сфотографировать, будь то ваши друзья или незнакомцы, всегда могут выразить недовольство словами или поведением. Даже самые профессиональные фотографы порой ощущают болезненный укол, когда человек, который мог бы стать прекрасным объектом съемки, отказывается фотографироваться. Жена или муж, дети, мама и друзья могут отказаться сниматься в самый неподходящий момент, когда место, свет, время были «идеальными» для вас, конечно же, но в тот момент неидеальными для них.

Причин, по которым люди отказываются фотографироваться, пожалуй, много. Но самых главных причин, я считаю, две. Во-первых, большинство людей отказывается позировать, просто полагая, что вы не сумеете сделать хороший снимок в данный момент времени, в конкретном месте, когда они так одеты и не могут «сначала привести себя в порядок». По иронии, именно эти причины отказа зачастую являются залогом хорошего кадра: момент (идеальный свет), место (окружение подчеркивает их индивидуальность и характер), одежда (которая подходит или резко контрастирует с окружением), их внешний вид (запачканное лицо, спутанные волосы, капельки пота на лбу, радость или сексуальность, которую они излучают в данный момент). Во-вторых, люди говорят «нет» еще и потому, что не верят в искренность ваших намерений. Повторюсь, важнейшую роль в завоевании доверия людей играет то, насколько вы искренни с ними. Это справедливо даже при съемке родных и близких. Доверие, как вера и поддержка, универсальная потребность. Скажите им, почему вам хочется сделать этот кадр. Ведь у вас есть какая-то причина, не так ли?

Фотографировать тайком тоже, как правило, не самый правильный подход. Вы не успеете как следует изучить человека, а получить разрешение на публикацию сделанных фотографий будет по меньшей мере затруднительно. Если вы намерены когда-нибудь использовать свои фотографии в коммерческих целях, без разрешения модели на публикацию они не будут стоить ни гроша! Некоторые фотографы уверяют, что «настоящими» люди получаются на фотографиях лишь в том случае, если вы снимаете их «исподтишка», но с таким мнением нельзя согласиться. Лучшие портреты у именитых фотографов получились такими искренними потому, что еще до съемки они обозначали свое присутствие и получали одобрение своим действиям. Настоящее наслаждение фотограф получает тогда, когда люди свободно ему позируют, а после все участники процесса сходятся на том, что на конечном изображении герой представлен верно. Когда вы снимаете на современную цифровую камеру, это можно оценить сразу же, вместе взглянув на дисплей фотоаппарата.

И наконец, необходимо подчеркнуть, как важно прислушиваться к тем, кого вы снимаете. Людям есть что сказать, и часто их слова для фотографа ценятся на вес золота. Возможно, вы все досконально продумали, но не удивляйтесь, если после того, как вы сумеете завоевать доверие людей, они поделятся с вами своими идеями о том, какими они видят себя. Один из самых важных вопросов, который вы зададите своим самым близким, другим родственникам и даже незнакомым, звучит так: «Если бы вы могли выбирать себе любой образ и окружение, кто бы предстал передо мной и где бы вы оказались?» Ручаюсь, многие ответы вас просто поразят.

Все мы наблюдаем за людьми. Не нужно фотографировать всех подряд, стоит выискивать интересные типажи. Осознанно или неосознанно, все мы выносим какие-то суждения о людях, за которыми наблюдаем. «Он похож на футболиста», думаете вы о бегущем по дорожке широкоплечем юноше с накачанными икрами. «А это какая-то алкоголичка», заключаете вы при виде босой дамы со спутанными сальными волосами и в грязных джинсах и куртке. Широкие обобщения и выводы, к которым вы приходите, зависят от разных факторов, не последнюю роль среди которых играет ваше воспитание, СМИ и рекламная индустрия.

Помимо этого, есть три важных критерия, которые определяют вашу реакцию на окружающих:
Первый критерий: внешний вид (полный человек или худой, обрюзгший или спортивный, голубоглазый или кареглазый, с естественной внешностью или под килограммами косметики, чисто выбритый или заросший, испещренный морщинами или юный, длинноволосый или коротко стриженый, блондин или рыжий и т. д.).
Второй критерий: одежда (модная, стильная, заношенная, спортивная, летняя, зимняя, строгая, пляжная и т. п.).
Третий критерий: окружение (работа, место отдыха, город, деревня, школа, церковь, горы, пустыня, пляж, бассейн, ваша родина или дальние страны).

Наблюдая за людьми (родными, близкими и незнакомыми), прислушивайтесь к своим чувствам. Подмечайте, что притягивает ваше внимание: ее походка, его озорная улыбка, ее длинные густые волосы, его голубые глаза, ее нелепая шляпка, его рваные джинсы, его морщинки, ее спортивный автомобиль, его гараж, ее цветочная лавка… Вам интересны запачканные лица и нечесаные волосы детей из неблагополучной семьи, или же вы сфокусируетесь исключительно на рваных кедах семилетнего мальчика, из которых торчат грязные пальцы? Как бы вы сфотографировали пожилого господина в местной закусочной с чашкой кофе, поднесенной ко рту и взглядом, направленным в камеру? Или же вы снимете крупным планом обветренные руки, которыми он держит чашку, контрастирующую с его ярко-красной фланелевой рубахой? Ваше отношение к собственным чувствам определяет, кого вы фотографируете и, в конечном счете, как. Вряд ли вы станете снимать тех, кто вас пугает или раздражает («Весьма неприятный тип, да к тому же такой большой»). Другое дело люди, пробуждающие в вас теплые приятные чувства («Он такой же смешной, как мой любимый дядюшка, к тому же он мне улыбнулся!»). Некоторых фотографов привлекают люди скромные («За этой скромной внешностью скрывается широкая натура»), а к тем, кто всем улыбается, они относятся с подозрением («Не верю я этой улыбке»). Необходимо осознавать, что притягивает ваш взгляд, для того, чтобы понимать и фотографировать людей. Каждый человек уникален, и именно наши различия делают процесс съемки людей таким разносторонним, сложным и благодарным занятием.

Люди и окружение

Ничто так не дополняет внешний вид человека и не отвлекает от него, как окружающая обстановка. Видя портрет молодого человека в джинсовой рубахе, который сидит на поваленном дереве у берега моря, мы можем предположить, что перед нами человек, погруженный в себя и любящий уединение; однако если нам показать фотографию того же человека в той же одежде, но на этот раз в тюремной камере, мы, вероятно, подумаем, что это закоренелый преступник или неплохой парень, который просто оступился. Крупный план улыбающейся шестилетней девочки скажет нам лишь о том, что она счастлива. Но если вы возьмете в кадр то, что ее окружает, станет понятно, что вызвало ее улыбку, мы увидим голубую ленту с медалью, а на заднем плане большой спортивный бассейн, где проходили соревнования по плаванию. Сложно переоценить важность правильного антуража при съемке. К примеру, способного семилетнего пианиста имеет смысл фотографировать за инструментом. Если ваш друг увлекается дайвингом (но вы не разделяете его страсть), включите в кадр пляж и пальмы. А если ваша мама или бабушка делает вкуснейший в мире яблочный пирог, тогда кухня (или яблоневый сад) будет самым идеальным фоном для ее портрета с пирогом в руках.

В целом, если окружение по задумке должно быть частью композиции, оно обязано обращать внимание на характер человека, его профессию или хобби или, по крайней мере, иметь к этому какое-то отношение.

Контрасты

Помимо окружения, которое выступает в качестве дополнения, можно фотографировать людей в среде, с которой они резко контрастируют. Этот прием используют некоторые профессиональные
фотографы, работающие с моделями. Они снимают красивых девушек в угольных шахтах, на свалках и даже в огромных банковских хранилищах. Это не соответствует норме, в соответствии с которой фотомодели, как правило, резвятся на пляже, обедают в кафе под открытым небом в Париже или покупают цветы на уличном рынке. Цель этого приема- удивить зрителя. Контрастное окружение приковывает внимание к одежде. У зрителя мгновенно возникает вопрос: «Что это она в таком прекрасном платье делает на руднике?»

Представьте себе контрастную картину: голый человек поднимается по лестнице Большого театра. Известный бизнесмен сидит в старом потертом кресле в сгоревшем здании. Человек в лыжном костюме идет по залитому солнцем пляжу. Дайте волю воображению, придумайте как можно больше необычных мест съемки, и вскоре у вас наберется целый список идей, на реализацию которых потребуются месяцы и даже годы.

Человек и одежда

Когда вы заходите в больницу и встречаете человека в белом, у вас не возникает сомнений в том, что перед вами медработник. Однако если бы тот же человек был одет в застиранные джинсы и серый свитер, вы бы усомнились в его компетенции врача. Для многих одежда является очень важным показателем того, богат человек или беден, прогрессивен или консервативен, серьезный он или ветреный, покорный или влиятельный. Проще говоря, одежда (или ее отсутствие) может определять и переопределять характер и личность. Много ли найдется полицейских, которые без формы выглядят столь же авторитетно? Признаете ли вы православного священника в человеке, который только что переоделся в брюки и свитер? Любой адвокат подтвердит, что у нас порой не только встречают, но и провожают по одежке: бывает так, что подсудимые, в жизни неряшливые, грязные, в лохмотьях, прибывают в суд постриженные, в костюме и галстуке и получают оправдательный приговор.

Для большинства людей одежда - главный инструмент идентификации, именно она помогает ответить, пусть и предположительно, на вопрос «Кто это?»

Портрет пожарного в форме, шамана с острова Ольхон в национальных одеждах или шахтера в каске с фонарем практически не оставляет сомнений в том, чем эти люди занимаются. Во многих случаях одежда позволяет определить национальность человека, культуру, к которой он принадлежит. К примеру, видя парня в расшитых кожаных коротких брюках на улице Москвы, многие думают- «Наверное, он из Германии или Швейцарии». А наголо бритый 35-летний мужчина в сандалиях и оранжевой тоге сразу же причисляется к буддийским монахам.

Разумеется, больше выделяются люди «необычные», оказавшиеся вне своей привычной среды, но вместе с этим они напоминают нам о том, что наш мир очень многолик. Наконец, часто бывает так, что мы месяцами трудимся бок о бок с людьми и не обращаем на них особого внимания до первого корпоративного праздника. Когда вы заново открываете для себя тех, с кем общались изо дня в день в рабочей обстановке, то обнаруживаете, что строгие деловые отношения, принятые в мире белых воротничков и строгих костюмов, становятся более открытыми и человечными, когда вы облачаетесь в менее формальную одежду, которая больше соответствует вашему характеру. Помните об этом, фотографируя людей, поскольку одежда может и дополнять образ, и отвлекать оттого, что вы хотите рассказать о человеке.

На первый взгляд

Как много информации вы можете извлечь из следующей ситуации: два человека, которые находятся на некотором расстоянии от вас, смотрят друг на друга, и их лица вам не видны? Судя по едва уловимым, а иногда и довольно энергичным движениям рук и головы каждого из них, они о чем-то беседуют. Но о чем? О чем-то веселом? Вдохновляющем? Радостном? Мрачном? Печальном? Романтическом? Грустном? Любые попытки ответить на этот вопрос будут опираться на догадки. Поскольку вы находитесь на некотором отдалении и не слышите разговора, не видя лиц, вам сложно догадаться, о чем идет речь. Однако если бы вы могли разглядеть лица обоих участников диалога, то быстро заметили бы, что разговор то становится легким, то слегка омрачается.

Опытным пейзажным фотографам известно: если свет или погода не совсем подходят, нужно дождаться более удачного момента. Иногда достаточно потерпеть всего лишь несколько минут, но порой приходится ждать часами и даже днями. В сущности, пейзажным фотографам приходится ждать, когда ландшафт примет правильное «выражение», передающее настроение и эмоции, которые вам хочется запечатлеть. Как и природа (в которой постоянно меняются освещенность и погодные условия), выражение лица человека бесконечно трансформируется. Во время беседы двух людей на их лицах могут отражаться самые разные эмоции гнев, печаль, разочарование, досада, сомнения, безразличие, радость.

Однако в отличие от съемок людей в каком-либо окружении создание портретов крупным планом многих фотографов (и их моделей) стесняет. В ходе такого «тесного сближения» мы нарушаем границы личного пространства. Однако некоторые на этой стезе преуспевают, и уж они-то точно знают цену хорошей беседе. Конечно, пробудить эмоции человека, которого вы фотографируете, задача не из легких. Неожиданные вопросы, проницательные догадки, смешные истории и простые искренние комплименты все это помогает оживить портрет.

Лицо как холст

Если глаза зеркало души, тогда лицо это стены, которые окружают это зеркало. Многое в лице раскрывает характер человека. На лице отражаются былые поражения и победы, умение сострадать и склонность гневаться. А морщины на лбу? Они могут свидетельствовать о мудрости или предрасположенности к депрессиям. Кроме того, на лице не только отпечатываются всевозможные чувства, но и присутствуют рукотворные знаки и символы. В западной культуре женщины и мужчины по-разному украшают себя, начиная от загара и заканчивая румянами, помадой, тушью, пирсингом, усами и бородой. В Индии женщины ставят на лбу разного цвета точки, которые символизируют их социальный статус (незамужняя, замужняя, вдова).

В Новой Гвинее аборигены вставляют отнюдь не маленькие диски в нижнюю губу, а в некоторых африканских племенах над мальчиками, достигшими двенадцатилетнего возраста, проводят обряд нанесения шрамов с помощью раскаленного прута как символ того, что они достигли зрелости. По лицу, украшенному простой улыбкой, косметикой, растительностью или шрамами, многое можно сказать о человеке, а также о культуре и традициях общества, к которому он принадлежит.

Как выбрать нужного человека

Главное преимущество работы на пленэре по сравнению со студией заключается в том, что, условно говоря, на улице у фотографа есть возможность снимать людей в самом разном окружении и в любых уголках планеты. Вы вольны выбирать не только место съемки, но и людей, которых фотографируете, а значит, имеете гораздо более широкие возможности для творчества.

А в студии можно менять только фон. Однако, вероятно, еще важнее то, что «на улице» фотограф работает с людьми в привычной для них обстановке, где им, разумеется, проще расслабиться, чем в студии, по крайней мере, если вы снимаете их впервые. Но вся эта свобода еще не гарантия успеха. Некоторые из героев самых удачных и известных фотографий с трудом соглашались позировать. Однако они прекрасно подходили на ту роль, которую придумал для них фотограф, поэтому оставалось лишь убедить их немного потерпеть. За исключением тех, кто спасается бегством или находится под охраной, большинство людей, в конечном счете, соглашаются сниматься если вы не жалеете времени. Фотографируя как можно больше людей, вы рано или поздно научитесь выбирать нужные модели. Одно из главнейших требований к портретам убедительность и правдоподобность. Снимаете вы для удовольствия или стремитесь стать профессионалом, ваша задача каждый раз получать веское доказательство того, что вы сфотографировали не просто человека, а доктора, домохозяйку, адвоката, деревенского рыбака, главу нефтяной корпорации, официантку из ближайшего кафе.

Ещё одна задача фотографа — подкрепить идеализированные представления большинства обывателей, например о том, что во Франции всеми булочными заправляют французы, а не выходцы из Китая осваивают производство багета. Разумеется, для этого все булочники должны были выглядеть очень «по-французски». Станете ли вы снимать человека, обладающего немалым лишним весом, в роли профессионального футболиста? Или оборванца в роли отличника? Молодую девушку в строгом деловом костюме в роли владелицы студии тату? Конечно нет, и вовсе не из-за каких-то ваших предрассудков. Просто вам хочется, чтобы герои ваших фотографий выглядели убедительно.

Фотографируя и фотографируя людей, вы рано или поздно научитесь выбирать нужные модели.

Как преодолеть барьер застенчивости

Барьер застенчивости одна из самых сложных проблем из тех, с которыми сталкивается фотограф. Застенчивость свойственна не только моделям, но и некоторым фотографам. Если вы справились с внутренним препятствием, набрались смелости попросить кого-то попозировать вам, как поведать о своих намерениях прямо, четко и уверенно? Поговорив с людьми пару минут, надо задать провокационный вопрос: «Как бы вы себя описали, каким вы видите себя?» Разумеется, на этот вопрос нельзя ответить односложно. Он приглашает к диалогу, в чем и заинтересован профессиональный фотограф, и будете заинтересованы вы. В какой-то момент надо задать еще один вопрос: «Если бы вы могли сейчас выбрать себе образ, одежду, ситуацию, что бы я увидел?» Цель этого вопроса вовлечь человека в процесс принятия решений, пробудить в нем желание фотографироваться. Современная цифровая камера позволяет сразу же увидеть отснятый материал. Вам будет очень просто заставить человека почувствовать себя непринужденно, поскольку он сам может убедиться в том, как здорово будет смотреться!

И последнее замечание по поводу стеснительности: некоторые полагают, что фотографировать людей следует в одиночку, без помощи ассистента. Но это далеко не так. Ассистент может завязать с человеком разговор, вовремя заметить не застёгнутую пуговицу, открытую молнию, выбившийся локон, укроп на зубах и прочие досадные мелочи. Ассистент позволяет фотографу сконцентрироваться на одной-единственной задаче: на создании убедительного образа. Работать без ассистента можно, но если у вас есть выбор, то всегда предпочитайте иметь помощника. Если вы не занимаетесь фотосъемкой профессионально, это не значит, что вы должны отказываться от свободы, которую дает присутствие того, кто может беседовать с моделью (а также «заботиться» о ней) вместо вас.

Если в числе ваших друзей есть тот, кто с удовольствием общается с людьми и любит расширять круг своих знакомств, значит, у вас есть не только прекрасный ассистент, но и великолепный «массовик-затейник». Привлеките его к своей работе, и совсем скоро у вас станет намного больше интересных фотографий людей знакомых, незнакомых, друзей или родных.

Для работы со стеснительными людьми есть два правила. Правило первое: если вы сфотографировали человека без его ведома(в том числе стеснительного), старайтесь найти способ с ним связаться и передать ему снимки. Правило второе: если ваше внимание привлекает человек действительно стеснительный, не жалейте времени на попытки преодолеть эту скромность, а затем фотографируйте в дали от посторонних глаз. Если же человек ни при каких обстоятельствах не желает фотографироваться, вы должны уважать его мнение и больше не настаивать.

Прелесть недостатков

Если вам когда-либо удавалось устанавливать доверительные отношения с моделью (будь то ваш родственник, знакомый или незнакомый человек), для вас не секрет, что у людей в большинстве своем есть какие-то сокровенные порою удивительные пунктики. На каком-то этапе разговора вы можете узнать о каких-то физических «изъянах», которых человек стесняется и потому не желает фотографироваться. Часто оказывается, что именно эта деталь и привлекла к нему или к ней ваше внимание. Как с этим можно справиться? В некоторых ситуациях никак, но чаще имеет смысл сказать человеку о положительных сторонах этих «изъянов», какими бы они ни были. К примеру, если человек стесняется морщин, считая, что они лишь напоминают об ушедшей молодости и былой жизненной силе, вы можете объяснить ему, что вас в его лице привлекла глубокая мудрость, история целой жизни, которая читается в нем.

На нем запечатлелись победы и поражения, радости и печали, встречи и расставания. Это прекрасное лицо, которое излучает спокойствие. Вы понимаете, что рядом с вами человек гораздо более мудрый, чем вы сами.

Вам только что заказали великолепную портретную фотосессию на фоне красивого природного ландшафта. Вы выходите из дома с камерой наперевес. Затем прибываете на место, вдыхаете свежий воздух и восхищаетесь красотой окружающего мира. Вы встречаетесь со своим клиентом. Солнце бьет прямо сверху. А затем вас будто бьет током….. вы забыли дома отражатель.

Или может у вас нет отражателя, возможно, у вас никогда не возникало необходимости тратится на него. Все это абсолютно нормально, так как есть некоторые рекомендации и ухищрения, которые помогут вам сделать красивые фотографии без отражателя! Читайте далее, чтобы узнать о них.

Что такое отражатель ?

Отражатель – это простой инструмент, который перенаправляет существующий свет. Отражатель не является источником света, он просто позволяет управлять светом, который у вас уже есть.

Фотографы используют отражатели, чтобы заполнить тени, вот почему вы можете часто увидеть их на съемках на открытом воздухе, где нет возможности контролировать свет. Будучи во власти солнечного света, вы можете использовать отражатель, чтобы усилить свой уровень контроля над ситуацией. Однако, есть способы воспользоваться ситуацией и без него.

Найдите ровное освещение

По сути, часть трудностей съемки на открытом воздухе связана с освещением. Клиенты часто видят голубое небо с сияющим солнцем и думают, что это истинное удовольствие для фотографов. Но мы, фотографы, безмолвно кричим в агонии перспективы пересветов, недоэкспонированных теней и ужасного контраста.

Какое наилучшее решение для этого? Найдите хоть немного ровного освещения!

Разместите свою модель под деревом, в тени здания или просто снимайте там, где солнце, например, прячется за горой и может создать ровное освещение. Фон может быть переэкспонирован, если вы используете небольшой участок тени. Тогда попробуйте изменить перспективу, чтобы максимально использовать ситуацию.

ISO 400 – Выдержка 1/100 – Диафрагма f /2.8
Ровное освещение: навес крыши

Сделайте ровное освещение

Вы находитесь в поле или пустыне, и нет никаких шансов получить ровное освещение? Солнце слишком яркое и жестко ложится на лицо вашей модели? Самое время проявить творческий подход!

Вы можете создать собственное ровное освещение, используя вещи, находящиеся у вас в машине. Используйте зонтик и разместите его над вашим объектом, чтобы блокировать солнечный свет. Вы можете использовать для этих целей автомобильное покрытие для ветрового стекла.

ISO 1250 – Выдержка 1/500 – Диафрагма f /2.8
Ровное освещение: зонтик

Используйте контраст как преимущество

Ни один из вышеупомянутых советов не подходит для вашего сценария? Что же, давайте проявим изобретательность.

Фотография – это форма искусства, а творцы креативны, изобретательны и вдохновлены. Вместо того, чтобы бороться с контрастом, почему бы не использовать его как преимущество? Постройте съемку на контрастных тенях и светах, создавая драматические фотографии. Некоторые всемирно известные дизайнеры одежды, такие как Prada и Dolce & Gabbana, используют контраст в своих съемках коллекций, чтобы добавить некую театральность и усилить интерес зрителя.

ISO 200 – Выдержка 1/1000 – Диафрагма f /2.8

Снимайте в подходящее время дня

Когда есть выбор, съемка в подходящее время дня может облегчить ваши проблемы с освещением. Золотой час известен тем, что является наилучшим временем для фотосъемки. Стремление фотографировать в то время, когда солнце находится низко и производит ровный свет, устраняет необходимость отражателя.

ISO 1600 – Выдержка 1/640 – Диафрагма f /2.8

Заполните тени с помощью естественных отражателей

Различные поверхности могут выступать в качестве отражателя. Это вода или окна зданий. Правильное размещение модели может создать тот же эффект, что и использование отражателя.

ISO 2000 – Выдержка 1/320 – Диафрагма f /2.8
Отражатель: окно автомобиля, припаркованного справа.

Заполните тени при постобработке

Компьютер – ваш друг, и нет ничего плохого в том, чтобы использовать программы, чтобы вывести ваше видение на свет (без каламбура). Съемка в формате raw (файл изображения содержит минимально обработанные данные с сенсора камеры – Raw-файлы так называются, потому что не обработаны) дают больше контроля над изображением, когда вы обрабатываете его. RAW-файлы имеют больше оттенков цветовой по сравнению с JPEG, более высокое качество изображения, значительно больше контроля над редактированием светов, баланса белого, тонов, насыщенности и пр., и все внесенные изменения не являются деструктивными. Вы можете использовать любую программу для постобработки, чтобы осветлить тени и затемнить света.

Исходное изображение до обработки и после обработки

Вот и все, теперь, похоже, у вас есть решение проблемы отсутствия отражателя.

Каждый начинающий фотограф, хотя бы раз за время своей творческой деятельности задавался вопросом о том, как фотографировать людей и с чего начать индивидуальную или групповую фотосессию? Многие ошибочно считают, что съемка людей самая простая и предсказуемая, в силу того, что работая с человеком ему всегда можно сделать замечание, или дать рекомендацию относительно позы или положения. На самом же деле, в процессе выясняется, что в такой фотосъемке есть свои проблемы и нюансы, справиться с которыми может далеко не каждый новичок.

В фотографировании людей, важно правильно передать не только внешность человека, но и его внутреннее состояние. Разумеется, если мы снимаем на обычном семейном празднике, то главная задача – максимально полно передать суть самого мероприятия и красиво изобразить действующие лица. Если вы снимаете трогательные тематические портреты, то важно не просто сделать модели красивыми, но и попытаться отобразить в кадре их эмоции и переживания. Каждый человек уникален, и фотография это самый мощный и современный инструмент отображения этой самой уникальности.

В зависимости от ситуации и типа мероприятия, для фотографа будут приоритетными те, или иные принципы работы. С одной стороны, во многих статьях с рекомендациями по съемке, специалисты советуют отказаться от идеи использования встроенной вспышки, в силу того, что она не всегда дает возможность красиво изобразить человека, а с другой – есть ситуации когда она является единственной альтернативой для более-менее результативной работы. Только тонкая ручная настройка встроенной вспышки и использование отражателей, даст возможность эффективно работать с ней. Когда вы снимете семейные праздники или другие бытовые мероприятия, лучше получить не совсем красивые, с точки зрения цвета и света, фотографии, чем нечеткие и тусклые. Если речь идет о творческих кадрах, то на некоторых из них, размытость может смотреться гармонично.

Основные советы, которые могут помочь вам в съемке людей, представлены в данной статье

Как фотографировать людей. Взаимоотношения с объектом съемки

Важнейшим пунктом в создании хороших и искренних портретов, является взаимосвязь и общение с моделью. Человек, которого фотографируют, должен быть максимально расслаблен и раскован во время фотосессии, иначе, его напряженное состояние передастся в фотографии, тем самым испортив её. Любой хороший фотограф должен уметь найти психологический подход к тому, с кем ему приходится работать.

Фотографировать людей, привыкших работать на камеру, гораздо проще, чем скованных и изначально очень скромных моделей. В таком случае крайне важно общаться с человеком, шутить, делать ему комплименты, что бы он почувствовал себя перед камерой комфортно и не боялся ни вас, ни фотоаппарата.

Как фотографировать людей. Фотографируйте длиннофокусным объективом

Фокусное расстояние объектива, которым проводится съемка, крайне важно, ведь разные модели обеспечивают разный результат. Есть, так называемые, фокусное расстояние и оптические характеристики которых предоставляют наиболее удачный результат для съемки людей. Но снимать длиннофокусным объективом никто не запрещал, с его помощью вы сможете добиться более интимных и интересных фотографий. Телеобъективы сжимают перспективу, а это в свою очередь делает лица более привлекательными.

Как фотографировать людей. Экспериментируйте с оптикой

Как вы уже догадались, от того какую оптику вы используете, зависит очень многое в конечной фотографии. Если в вашем арсенале объективов есть модели с разными оптическими характеристиками и разным фокусным расстоянием, то не упустите возможность попробовать их результативность в фотосъемке людей. Хорошие результаты обеспечат светосильные объективы с фокусным расстоянием 50 мм и 35 мм. Преимуществом такой светосильной оптики является наличие большой диафрагмы f/1.8 или f/1.4. Большое открытие апертуры позволяет добиться красивого размытого фона.

Как фотографировать людей. Фотографируйте в черно-белых тонах

Черно-белая фотография всегда вызывает у зрителей особые чувства. Откинув все цвета и сконцентрировав внимание зрителя на формах, композиции и эмоциях, фотограф может подчеркнуть самые важные аспекты в фотографии. Именно в портретной фотографии концентрация на важном, является первостепенной, она дает возможность зрителю отвлечься и заметить самое важное – самого человека.

Как фотографировать людей. Освещение в портретной фотографии

Как фотографировать людей. Избегайте предумышленных поз

Не стоит просить своих моделей принимать определенные позы, не указывайте людям, что делать и как себя вести. Да, вы должны руководить процессом и направлять, но делать это следует аккуратно и максимально деликатно. В противном случае, вы или потеряете доверие человека, которого фотографируете, или сделаете его позы слишком напряженными и неестественными.

Отлично получаются пейзажи, а вот люди выглядят на Ваших фотографиях как-то странно? Или с изображениями людей все хорошо, но хочется добиться чего-то большего? Тогда познакомьтесь с несколькими простыми и понятными советами, чтобы научиться красиво фотографировать людей и получать яркие и запоминающиеся снимки.

Благодаря советам данной статьи Вы узнаете, как выбрать нужный ракурс, какую роль играют освещение и фон, как вести себя, чтобы модель не выглядела на фото зажатой, и еще несколько полезных и интересных фактов.

Итак, начнем…

Выбираем ракурс

  • Фотографировать человека в полный рост лучше всего с уровня груди или даже пояса модели. Съемка с уровня глаз искажает пропорции фигуры.
  • Если же Вы снимаете фотопортрет по грудь или только лицо – в этом случае съемка с уровня глаз (или даже чуть выше) вполне уместна.
  • Для достижения особых эффектов можно сфотографировать человека сверху или снизу. Но, конечно, только в том случае, если Ваша цель – карикатура или какое-то шутливое или тематическое изображение. Ведь снятый снизу человек становится массивным и выглядит тяжелым, а пропорции заметно искажаются. То же происходит и при съемке сверху, в этом случае человек кажется вытянутым, деформированным.
  • Помните, что многие люди выглядят симпатичнее, если снимать их не в лоб, а в три четверти или чуть сбоку: скрадывается асимметрия лица, зрительно уменьшаются щеки.
  • Мало кто выглядит эффектно в приятном смысле этого слово, будучи снятым по стойке смирно ровно посреди кадра. В каждом конкретном случае стоит подобрать подходящую непринужденную позу для съемки.
  • Если Вы фотографируете группу людей, то позаботьтесь о том, чтобы все вошли в кадр.

Выбираем фон

Фон может быть очень важен, а может и не играть никакой роли. Но отнестись к его выбору стоит с умом в любом случае.

Где бы Вы ни снимали, следите, чтобы у модели не «торчали из головы» фонарные столбы, деревья или другие люди. Фон должен быть адекватным.

И помните: в кадре не должно быть ничего лишнего. Только человек, которого Вы хотите снять и, возможно, фон, на котором Вы хотите снять этого человека.

Фотографирование на природе

При съемке человека на природе используйте основные правила: правила трети и правила золотого сечения. Человек должен находиться не в середине кадра, также в фотографии могут быть какие-либо интересные элементы, важно лишь правильно их подать.

Как фотографировать людей на улице:

  • Отлично смотрятся сюжетные фото, особенно групповые. При фотографировании группы людей, если фон позволяет, можно разыграть и пиратское сражение, и бал-маскарад, и чаепитие у Мартовского Зайца (терраса, тематическое кафе, парк, оформленный соответствующим образом). Но можно обойтись и обычным городским или лесопарковым фоном.
  • Можно разместить людей на турниках или качелях, рассадить по деревьям (не слишком высоко).
  • Фотографируя человека на фоне достопримечательности, выделяйте модель, а не здание или памятник.

Если Вы снимаете модель дома, в студии или в каком-то другом помещении:

  • Фон может быть практически любым, но стоит избегать скучных фото на фоне ковра и прочей «классики».
  • Для портрета вполне подойдет белая стена или стена, оклеенная обоями с ненавязчивым рисунком, неброская штора или ширма.
  • Съемку можно проводить на балконе или на лоджии.

Выбираем освещение

Во многом именно от освещения зависит то, насколько симпатично будет выглядеть модель: выгодно падающей свет может приукрасить модель, точно отразить ее внешность или испортить даже очень приятного на вид человека.

Если Вы снимаете на улице:

  • Помните, что яркое полуденное солнце заставляет человека щуриться и оставляет на лице глубокие резкие тени. Так что съемку лучше проводить во время мягкого рассеянного света: утром или ближе к вечеру.
  • Если съемки днем в солнечную погоду не избежать, снимайте модель в тени. Причем лучше тень от здания, чем от дерева: древесная тень усеет модель световыми пятнами.
  • Если тени поблизости нет, то проследите за тем, чтобы свет падал на модель сбоку: снимать против солнца – это значит получить на снимке невнятную темную фигуру. А если снимать в положении, когда солнечный свет падает модели в глаза, то модель будет сильно щуриться.
  • Если съемки против света не избежать, используйте накамерную вспышку в режиме «заполняющий свет» (или в автоматическом режиме).
  • При фотографировании людей ночью попробуйте не использовать вспышку. Для этого вам понадобится камера с режимом длительной выдержки, но при этом камеру необходимо плотно закрепить на одном месте, например при помощи штатива.
  • Фотографирую на закате используйте заполняющую вспышку.

Если Вы снимаете в помещении:

  • Считается, что жесткий свет делает некрасивую модель еще некрасивее, а красивую – еще краше. Так что имейте в виду, что беспроигрышный вариант – мягкий рассеянный свет. Такого эффекта можно добиться, поместив модель у окна, оклеенного полупрозрачным материалом в солнечную погоду. Можно просто занавесить окно парой слоев марли. Если свет не слишком яркий, то можно не заклеивать и не занавешивать окно.
  • В условиях студии и профессионального освещения все проще: на то есть световые схемы.
  • Помните, что цветовая температура всех источников света должна быть одинаковой: оконный свет с одной стороны и лампа с другой не годится.
  • Лампы дневного света вообще нежелательно использовать при съемке портрета. Они дают неприятный зеленоватый оттенок.

Технический вопрос: выбираем объектив

Для съемки портретов используют объектив с фокусным расстоянием 50-85 мм. При съемке на улице можно использовать и более длиннофокусные объективы, чтобы получить красиво размытый фон. Широкоугольные объективы для портрета использовать нельзя – пространственные искажения могут «изуродовать» вашу модель до неузнаваемости. Вытянутые носы или огромные руки на снимках – результат съемки широкоугольником.

Для получения размытого фона (так называемого «боке») используйте либо телеобъектив, либо снимайте с малыми значениями диафрагмы. Если фон нужен четкий, прикройте диафрагму. Маленькая хитрость: если вы снимаете групповой портрет на улице при хорошем освещении, можно использовать сюжетный режим «пейзаж» — тогда все модели получатся в фокусе.

Важные акценты

Выделение лица

  • Снимая людей, фокусируйтесь на глазах. Яркие, ясные глаза модели с осмысленным выражением способны сделать удачным даже невзрачное во всех остальных отношениях фото.
  • Лицо модели всегда должно быть выделено: светом, глубиной резкости, выгодным расположением в кадре или игрой светотени.

Кадрирование

  • Нельзя обрезать людей: очень удручающее зрелище представляет собой человек с «обрезанными» ногами, головой, руками и т.д.
  • Желательно, чтобы глаза модели находились в верхней трети кадра.
  • Оставляйте пространство у лица модели, если она смотрит в сторону.

Фотографирование полных людей

Некоторые считают, что при съемке людей с пышными формами необходимы особые условия и детали. Но это не так, делайте всё так же, как при фотографировании любого другого человека и фотография выйдет красивой и естественной.

Модель

Как бы Вы ни были даровиты и профессиональны, зажатая модель способна превратить фотосессию в пытку для вас обоих. Как этого избежать?

  • Не заставляйте модель смотреть в кадр. Проникновенный взгляд вдаль может выглядеть очень одухотворенно.
  • Модели не обязательно всегда улыбаться. Она может быть задумчивой и даже печальной, немного обиженной или серьезной – ищите лучший вариант в каждом конкретном случае.
  • Не подходите к модели вплотную.
  • Сфотографируйте модель, пока она готовится к съемке. Команда «Начали!» может превратить приличного человека в запуганное, скованное существо.
  • Снимая людей, важно уловить настроение, передать характер человека, его состояние или эмоцию.

Напоследок несколько общих советов (резюмируем):

  1. Не снимайте человека в лоб.
  2. Следите за тем, чтобы в кадре не было ничего постороннего.
  3. Правильное освещение – залог хорошей фотографии.
  4. Не бойтесь экспериментировать: снимите человека, когда он лежит и смотрит на Вас или в прыжке.
Случайные статьи

Вверх