Где обитают перелетные птицы. Узнаем больше о перелетных и зимующих птицах

Окружающий мир уникален, есть жизнь не только на земле, но и в воде, и даже в воздухе. Современный ребенок, который вырос в урбанизированном обществе и достиг старшего дошкольного возраста, должен знать не только предметы, окружающие его, но и живую природу родного края .

Перелетные птицы – кто они?

Сложно рассказать ребенку о том, чего он сам не видел. Именно поэтому стоит тщательно подготовиться к рассказу о перелетных птицах. Прежде всего, необходимо найти тематические картинки с изображением не только перелетных птиц, но и зимующих, поискать в интернете звуки, которые они издают, их пение.

Попробуйте на одном ватмане собрать представителей перелетных птиц, а на другом - зимующих, только каждое изображение должно быть подписано.

Например, к перелетным птицам можно отнести:

  • зяблика,
  • трясогузку,
  • певчего дрозда,
  • горихвостку,
  • пеночку-теньковку,
  • ласточку,
  • лесного конька,
  • малиновку,
  • чибиса,
  • жаворонка,
  • иволгу.

А к зимующим:

  • воробьев,
  • ворон,
  • синиц,
  • снегирей,
  • голубей,
  • дятлов,
  • сорок.

Так, ребенок не только пополнит словарный запас новыми названиями птиц, но и образами.

Для закрепления знаний, можно сделать дополнительный ватман с изображениями пернатых, где и перелетные и зимующие птицы будут вместе. После того, как малыш познакомится со всеми птицами, пусть он сам расскажет, где какая птица, и как она называется.

Проводите беседу в виде диалога. Например, спросите: "Синица перелетная птица или нет? Где и когда ты видел эту птицу?" Вспомните вместе, каких птиц видели раньше, и почему некоторых тяжело увидеть днем.

Летят перелетные птицы…

Интересно будет детям узнать и причины отлета птиц. Расскажите о том, что птицы, которые живут в поле, на болотах и водоемах, улетают на зимовку, потому что водоемы замерзают, и они не могут пропитаться, ведь лягушек и рыбы им не достать, также и в поле все грызуны прячутся глубоко в норы. Пернатые, что живут в лесу, зимой больше не могут найти насекомых, которые в студеную пору впадают в глубокий сон или умирают.

Расскажите ребенку интересные факты о птицах. Например, о том, что птицы летят в дальние страны на зимовку в виде фигур:

  • прямым фронтом,
  • скученной стаей,
  • косяком,
  • клином.

Полет клином или другой фигурой имеет причину. Клин выстраивается по принципу: первыми летят сильные и взрослые, за ними самые младшие и слабые. Рассекая воздух и создавая мощный поток воздуха, лидер группы помогает слабым в полете, также он показывает дорогу.

Иногда в стае несколько лидеров. Они летят первыми по очереди, чтобы окончательно не выбиться из сил и не свернуть с курса. Замыкающие клин, постоянно издают звуки, подбадривая лидеров и подтверждая свое присутствие. Не поленитесь и покажите картинки полета птиц, а затем видео. Малышу понравится проводить логические цепочки и впитывать новые знания.

Летящие птицы - видео

Ребенку постарше можно рассказать, что перелетные птицы улетают не только в период наступления холодов, но и среди лета, что каждый вид птиц по-разному ведет себя перед полетом.

Птицы узнают о наступлении холодов и необходимости отлета не из газеты или новостей, их инстинкт более красноречив, чем представители СМИ. С его помощью птица знает, когда начинать готовиться к длительному перелету, иногда даже они делают пробные полеты. Не только птица готовится, но и ее организм. Он начинает перестраиваться, чтобы птица была готова к тяжелым временам.

Где живут перелетные птицы?

Не забудьте рассказать ребенку о том, где живут птицы. Скворечники, гнезда из веточек на деревьях, из глины и веточек под крышами жилых домов, а также клетки – все это квартиры пернатых. На улице легко увидеть эти домики и показать наглядно ребенку. Юному натуралисту будет интересно не только увидеть, но и самому сделать скворечник.

Есть возможность отметить вместе с детьми Всемирный день перелетных птиц, который проходит 8-9 мая. Устройте пикник на природе, возьмите с собой заготовленные скворечники и повесьте их на деревья. Расскажите, какие птицы могут выбрать этот домик для себя и своих птенцов. Среди них могут быть не только скворцы, но и воробьи, синицы, птицы, которым по размеру подойдет дом. В следующий раз, когда вы вместе навестите это место, там уже будут слышны голоса птиц.

Книги о птицах

Сейчас можно найти множество книг со сказками, стихами, загадками о перелетных птицах.

Вот небольшой перечень детских писателей, поэтов, которые писали о летунах:

  • Михаил Пришвин,
  • Корней Чуковский,
  • Виталий Бианки,
  • Дмитрий Кедрин,
  • Апполон Майков,
  • Борис Пастернак,
  • Иван Тургенев.

Ребенку будет интересно послушать интересные стихи и рассказы о птицах. Выучите какое-нибудь стихотворение вместе с ребенком. Это поможет ему не только улучшить память, но и надолго запомнить ваш рассказ.

Почему перелетные птицы возвращаются?

Ответьте более широко на вопрос ребенка, почему после зимовки пернатые возвращаются на родину. Ведь ответ, в самом деле, прост: в теплых странах не хватит места и корма, чтобы свить гнездо и вырастить потомство. Птицы устроены так, что если условия благоприятны для выращивания птенцов, то выводок становится больше. Конкуренция среди видов погубила бы целые кланы птиц. Именно забота о будущих птенцах, толкает хвостатых родителей преодолевать тысячи километров и возвращаться домой.

Заинтересовав ребенка, можно посеять семя любознательности и пытливости, что, несомненно, поможет крохе учиться на отлично и узнавать каждый день что-то новое.

Видеоурок «Перелётные птицы»

Чем отличаются зимующие от перелетных птиц? Красивые картинки птицы, простые рассказы про каждую птичку и вопросы для викторины на тему «Птицы». Чем дальше уходит прогресс науки и техники, тем более оторванными от окружающей природы растут наши детки.

Порой они не могут сказать, как называются даже часто встречающиеся в пределах города растения и птицы, что уж говорить об обитателях дикого леса, особенно – зимнего леса, в котором еще реже, чем в летнем, доводится бывать ребятишкам. Поэтому каждому малышу будет полезно провести занятие на тему птицы зимой.

Тематический урок для детей «зимующие и перелетные птицы»

Тематический урок строится очень просто, если при этом используются изображенные на фотографиях или рисунках зимующие и перелетные птицы – картинки с названиями для детей просто необходимы, иначе они не смогут сформировать устойчивые зрительные образы и запомнить новую для них информацию. Зрительное восприятие обычно хорошо развито уже в дошкольном возрасте, поэтому начинать изучение подобного материала можно с ребятишками-дошкольниками.

Занятие на тему зимующие птицы традиционно начинается с простого вопроса – почему зимой птицам становится сложно жить в холодных краях? Так мы озвучиваем главную проблему урока и ищем ее решение.

Обычно детки предлагают варианты ответов, указывающие на некомфортные условия жизни зимой: холод, боязнь замерзнуть. Опровержением этой теории служит тот факт, что у птичек хорошо развито оперение, а значит – холод им не страшен. (Вспомним гусиный или лебяжий пух, которым набивают пуховые куртки – теплую зимнюю одежду, которую с удовольствием в любой мороз носят люди).

Плавно подводим ребенка к размышлениям о том, какие еще есть потребности у каждого представителя царства животных, в том числе – птицы. Выходим на ключевую потребность живого организма – питательные вещества, и вспоминаем, что обычно входит в рацион птиц: насекомые, ягоды и другие плоды.

Загадки про птиц:

Чтобы лучше запомнить полученную информацию, предложите ребенку сыграть в своеобразную викторину – вы задаете вопросы-загадки, а он называет птичку и находит ее изображение среди фотографий. Вопросы могут такого плана:

  1. Птичка-рыбак, любитель мелких рыбок (зимородок).
  2. На холме сидит, добычу сторожит. Только муха показалась – сразу в клюве оказалась (мухоловка).
  3. Над полями, над лугами в небе пролетает, песню мелодичную громко распевает (жаворонок).
  4. Этому пернатому не лень в дереве жучков искать весь день (дятел).
  5. И вверх и вниз по стволу проползет, пока себе еду не найдет (поползень).
  6. По ночам поет и подражает птицам ловко маленькая (камышовка).
  7. Зимой его видно прекрасно: не спрячешь в снегу окрас ярко-красный (снегирь).
  8. Птица мира и добра, обитатель города (голубь).
  9. Любит крупных насекомых этот маленький гурман: куст колючего растения он превращает в ресторан (жулан).
  10. Зимой по елкам, лиственницам, соснам пускается он в тур (щур).
  11. Всех червяков найдет на пашне этот шустрый удалец (скворец).
  12. Зимой везде, где сохранились ягоды рябины, его услышать можно трель (свиристель).
  13. Живет в дупле девица – яркая птица (синица).
  14. Под карнизом строит дом и живет счастливо в нем (ласточка).
  15. В поисках корма скачет по полянке маленькая, шустрая (зарянка).
  16. Где угодно корм найдет, а если надо – украдет (ворона).
  17. Маленький и робкий, живет вблизи людей (воробей).

Такие простые вопросы с подсказками помогают деткам усвоить основную информацию.

Перелетные птицы картинки для детей

Зимой все насекомые прячутся от холода – следовательно, птичкам, которые питаются исключительно этим видом корма, приходится улетать в теплые края. К этой группе относятся (показываем картинки и изучаем птиц, кочующих из одного климатического пояса в другой):

  • Мухоловка – невзрачная с виду, но очень проворная птичка. Она ловит свою добычу прямо на лету, выслеживая ее с открытого холма или другой возвышенности.

  • Садовая камышовка – голосистая птичка, любительница устраивать ночные концерты, имитируя голоса других птиц. Питается исключительно насекомыми.
  • Скворец – хорошо знакомый ребятишкам обитатель многочисленных весенних новостроек – скворечников. Старается селиться неподалеку от человека, так как любит полакомиться фруктовыми плодами, зерном и червяками, выбрасываемыми на поверхность земли во время вспашки. Хорошо поет, может подражать голосам других пернатых.

  • Ласточка – прежде обитала в скалистых местностях, но хорошо приспособилась к жизни в городе. Относится к числу ловких охотников, схватывая добычу – насекомых – прямо в воздухе. Отличительной особенностью ласточек служит умение строить уникальные гнезда под навесом крыши какого-нибудь здания. Эти гнезда формируются из комочков земли, которые склеиваются между собой клейкой слюной птицы. Изнутри кладется мягкая подстилка – трава, шерсть. В одно гнездо пара ласточек может возвращаться несколько лет подряд, ремонтируя его при необходимости.

  • Зарянка – яркая птичка, которая предпочитает жить на поверхности земли, в зарослях травы или невысокого кустарника. Передвигается прыжками, выискивая червей, улиток и других насекомых. Считается одним из самых голосистых певцов.

  • Жулан – тихая птичка, которая любит полакомиться крупными насекомыми. Чтобы добычу было удобнее кушать, она накалывает ее на шипы растений или колючую проволоку, а затем отщипывает небольшие кусочки.

  • Жаворонок – один из самых громкоголосых представителей пернатых, обитающий на открытых местностях. Маскироваться от хищников ему помогает окраска, которая сливается с общим фоном травы и почвы. В отличие от других перелетных птиц, он питается семена травы и злаков (пшеницы, ржи, гречихи, проса), которые зимой невозможно достать из-под снежного покрова.

  • Зимородок – небольшая птичка, живущая неподалеку от водоемов. Рыбак по натуре, он питается мелкой рыбой, лягушками, пресноводными креветками и водяными насекомыми (в день может съедать около десятка мелких рыбешек). Вынужден улетать зимой, потому что водоемы в это время перемерзают.

Зимующие птицы картинки для детей

А вот птички, чей рацион более разнообразен и неприхотлив, могут постоянно жить на одном и том же месте. К ним относятся:

  • Дятел – знаменитый борец с вредителями леса. Добывая из-под коры деревьев личинок и вредных насекомых, он строит тем самым домики (дупла) для других птиц и мелких животных – синичек, мухоловок, белок. В зимнем лесу чувствует себя прекрасно, потому что насекомые впадают в оцепенение, и доставать их становится проще.

  • Снегирь – красногрудый красавец, обитатель лесов, садов и парков. Зимой яркая окраска делает его более приметным, поэтому существует заблуждение, что снегири прилетают в наши края только с наступлением холодов. Питается он семенами, почками и некоторыми насекомыми. Из таких ягод, как рябина и калина, выедает только семена, оставляя мякоть.

  • Щур – близкий родственник снегиря, певец по натуре. Любит семена хвойных деревьев, поэтому зимой, объединяясь в стайки, щуры путешествуют по хвойным лесам, собирая урожай.

  • Воробей – один из самых хорошо известных наших соседей, питается любым растительным кормом, который может найти неподалеку от человеческого жилья: злаками, ягодами, почками деревьев и отходами продуктов. Зимой нуждается в помощи человека.
  • Синица – санитарка леса, которая помогает деревьям избавиться от насекомых-вредителей. Летом питается исключительно насекомыми, но зимой охотно кушает семечки подсолнуха, мясные и молочные продукты, выброшенные человеком.

Когда изменяются экологически или кормовые условия, многие птицы улетают в теплые края. Это может быть связано и с особенностями их размножения. Эти живые существа имеют высокий уровень мобильности, что недоступно другим птицам. В статье будут рассмотрены фото перелетных птиц с названиями для детей, изучив которые, ребенок станет четко различать виды живых существ и самостоятельно определять, какие из них улетают зимовать в теплые страны, а какие предпочитают холодный климат.

В данной статье указаны разнообразные перелетные для детей и описание послужат отличной возможностью поставить начальную точку развитию ребенка в экологической области знаний. Благодаря этому с самого малого возраста человек сможет в своем сознании заложить основы новой науки.

Известные Названия для детей разных возрастов

Итак, к перелетным птицам следует отнести лишь тех, которые на зимний период улетают в теплые края. Дело в том, что данные существа теплокровны (41 градус - температура их тела в среднем значении). Поэтому они беспрепятственно могут сохранять зимой активные позиции. Но проблема в том, что не все из них способны раздобыть пищу в холодное время года, ведь покров земных поверхностей замерзает, а питаться обитателям неба нужно много, так как израсходованная ими энергия значительно превышает ту отметку, которая допускается в теплое время года. Это и является причиной прощания с Родиной и перелета в страны с теплым климатом.

К представителям рассмотренной группы относятся: ласточка, чибис, жаворонок, малиновка, иволга, конек лесной, горихвостка, славка черноголовая и многие другие. Помимо перелетных птиц, существуют также оседлые (остаются зимовать в родных краях) и кочующие (совершают перелет в зависимости от суровости сезона) обитатели неба. Ниже будут подробно описаны и представлены фото перелетных птиц с названиями для детей.

В какой очередности улетают птицы?

Следует отметить, что птички покидают родные края постепенно. В обществе было установлено, что самыми первыми распахивают крылья перелетные птицы (названия для детей представлены ниже), которые питаются за счет насекомых (насекомоядные). Важно отметить, что такие существа, как правило, очень хорошо поют.

В процессе многолетних исследований было отмечено, что перелетные птицы (названия для детей; список пернатых смотрите ниже), такие как стриж и ласточка, становятся начальным звеном в открытии сезона прощания с родными краями. Затем в южные страны улетают (например, лебеди). И это не удивительно, ведь все водоемы без исключения покрываются ледяным покровом сразу же после того, когда становятся уместными минусовые показатели температуры. Следующим улетает журавль (это происходит в начале первого осеннего месяца), за которым следует и грач.

Заключительным звеном в данном списке являются гуси и утки (вторые покидают края позже всех). Известно немало случаев, когда утки предпочитали не улетать в южные страны, а остаться в родных местах. Но данное явление происходит лишь в случае исключения замерзания их жилья, пруда. Поэтому, в народе повелось, что именно утки несут на своих хвостах морозы и зиму.

Принципиальные отличия перелетных и кочующих птиц

Перелетные птицы (названия для детей (средняя группа): грач, лебедь, утка, соловей, жаворонок и другие) рассмотрены весьма подробно. Остается лишь провести линию отличий между ними и кочующими живыми существами. Итак, перелетные птицы в любом случае предпочтут покинуть свою Родину с наступлением холодов независимо от разных обстоятельств. У них на генном уровне заложен перелет, поэтому перечить природе в данном случае невозможно.

Перелетные птицы (названия для детей) - это глухарь, пищуха, дятел, рябчик, тетерев, клёст, сойка, синичка и многие другие.

Кочующие же птицы сами определяют, улетать им в южные страны или нет. Данное решение зависит от погодных условий в родных краях. Если зима обещает быть теплой, то галки, чижи, щуры, снегири, поползни и другие представители рассматриваемой группы с удовольствием останутся зимовать на Родине. А если они чувствуют суровость приближающегося времени года, то, несомненно, улетят в теплые края (например, воробей, скорее всего, останется на своей территории, если место его проживания - европейская часть России; в случае же Средней Азии он улетит в далекую Индию).

Принципы полета рассматриваемых птиц

Благодаря развитию науки, собрано немалое количество информации о перелетах птиц. В данном разделе следует выяснить, каким образом ориентируются птицы и как формируются стаи в процессе полета.

Для абсолютной навигации рассматриваемых существ во время дальних перелетов имеет место руководство магнитным полем земли. То есть скворец может вернуться из южных стран на Родину лишь благодаря осознанию направления северного магнитного полюса, кроме того, он способен беспрепятственно определить свое местонахождение, а также необходимое для возвращения направление.

Формирование стаи происходит весьма интересным образом, так как центральную роль в данном процессе играет динамика светлых и темных её элементов. Дело в том, что птицы таким образом осуществляют поддержание определенного уровня плотности, надобной для сбора необходимой информации от своих соседей посредством выработанных на генном уровне знаков и действий.

Перелетные птицы. Названия для детей. Грач как самый известный обитатель неба данной группы

Из огромного множества перелетных птиц особое место занимает грач. Именно поэтому в народе его называют вестником зимы. Прилетает этот обитатель неба к середине марта, а покидают родные края лишь поздней осенью (конец октября или же начало ноября).

Интересной особенностью грачей является способность имитации речи человека, и это одна из причин, почему в обществе он так почитается. Длина взрослой птицы составляет приблизительно 45 сантиметров, а вот масса тебя варьируется от 310 до 490 грамм. Визуально грач напоминает ворону, но его отличие в относительной стройности и поверхности перьев, которая наделена не только черной окраской, но еще и фиолетовым отливом.

Весьма тонкий, но при этом прямой. Такое его устройство позволяет беспрепятственно добывать пищу из всевозможных мест (например, они спокойно могут позволить себе доставать еду из-под земли). В питании грачи совершенно не привередливы, они кушают дождевых червей, грызунов и так далее.

Что касается пользы обществу, которую приносят рассматриваемые птицы, то она, несомненно, велика, ведь грачи - активные поедатели вредителей флоры. Среди таких гусеницы, клопы, грызуны и другие. А это еще одна из причин, почему люди без ума от грачей.

Ласточка как одна из самых распространенных перелетных птиц

Скорее всего, при отсутствии доказательств никто бы и подумать не мог, что такая маленькая и хрупкая птичка способна преодолевать огромные расстояния. Но это действительно так, кроме того, осуществляет представленный процесс ласточка дважды в год. Хотя следует отметить, что перелет для нее представляет огромную опасность, именно поэтому нередко ласточка не долетает до места назначения (может погибнуть и вся стая). Как правило, такой расклад случается в условиях неблагоприятной погоды.

Рассматриваемая птица выглядит поистине безупречно, ведь её удлиненные крылья и четкий разрез хвоста делают свое дело. Важно отметить, что ласточка - совершенный обитатель неба, ведь эту птичку редко можно увидеть на земле. Интересно то, что в процессе полета она может спать, есть и даже спариваться.

Видовое разнообразие ласточек весьма широко: в природе их насчитывается около 120 видов. Данные обитатели неба быстро привыкают к новым условиям, именно поэтому их можно встретить повсеместно, кроме Австралии и Антарктиды. Питаются ласточки исключительно насекомыми, доставая их из-под земли или находя в коре деревьев.

Соловей и характер его жизнедеятельности

Как видно из статьи, все перелетные птицы (названия для детей можно найти в процессе прочтения) имеют принципиальные отличия. Последним кандидатом на рассмотрение является соловей, известный в народе как великолепный певец.

Почему соловей поет? Дело в том, что непосредственно в ходе данного процесса птичка совершенно забывает обо всех опасностях, угрожающих ей. Она просто опускает крылья вниз и наслаждается своим искусством (здорово, если бы и человек мог получать аналогичный результат от пения!).

Зимой данный обитатель неба улетает в направлении Северной Африки, а весной возвращается обратно. Как правило, в середине апреля уже есть возможность наблюдать за соловьем, ведь именно в это время появляются первые насекомые - и птичка может полноценно питаться. Соловей весит совсем немного, всего лишь 25 грамм, а окраска его весьма темная с буровато-серым отливом. Именно поэтому птичка выглядит миниатюрно, и даже не верится, что она способна осуществлять дальние перелеты.

Своим происхождением термин «миграция» обязан латинскому слову «migratus», которое означает «изменить». Перелётные (мигрирующие) птицы характерно отличаются способностью совершать сезонные перелёты и менять места гнездований зонами обитания, пригодными для зимовок. Такие пернатые, в отличие от представителей оседлого вида, обладают своеобразным жизненным циклом, а также некоторыми существенными особенностями питания. Однако, мигрирующие или перелётные птахи, при наличии определённых обстоятельств, вполне могут становиться оседлыми.

Почему птицы мигрируют

Миграция, или перелёт птиц – это переселение или перемещение представителей группы яйцекладущих теплокровных позвоночных животных, которые традиционно рассматриваются в качестве отдельного класса. Миграции птиц могут быть обусловлены изменениями кормовых или экологических условий, а также особенностями размножения и необходимостью сменить территорию гнездования территорией зимовки.

Перелёт птиц является своего рода приспособлением к сезонным климатическим изменениям и зависимым от погодных факторов условиям, к которым чаще всего относят наличие достаточной кормовой базы и открытой воды. Способность пернатых к миграции объясняется их высокими показателями мобильности благодаря умению летать, что недоступно для большинства других видов животных, ведущих наземный образ жизни.

Таким образом, к причинам, которые вызывают миграцию птиц, на данный момент относятся:

  • поиск места с оптимальными климатическими условиями;
  • выбор территории с обилием пищи;
  • поиск места, где возможно размножение и защита от хищников;
  • наличие устойчивого дневного света;
  • подходящие условия для выкармливания потомства.

В зависимости от дальности полёта пернатые делятся на оседлых, или немигрирующих птиц, кочующих представителей разных видов, которые покидают гнездование и перемещаются на незначительное расстояние. Однако, именно перелётные птицы предпочитают перемещаться с наступлением зимы в тёплые края.

Благодаря многочисленным исследованиям и научным наблюдениям удалось доказать, что именно сокращением светового дня стимулируется миграция очень многих птиц.

Типы миграций

Миграция приходится на определённые временные периоды или сезоны года. Для некоторых представителей группы яйцекладущих теплокровных позвоночных животных характерны очень нерегулярные миграционные закономерности.

В зависимости от характера сезонных миграций все птицы включены в следующие категории:

  • оседлые пернатые, придерживающиеся определённой, как правило, относительно небольшой зоны. Большинство видов оседлых птиц обитают в условиях с сезонными изменениями, которые не оказывают влияния на доступность кормовой базы (тропики и субтропики). На территориях умеренного и арктического пояса количество таких птиц незначительно, а представители группы относятся чаще всего к синантропам, обитающим рядом с человеком: сизый голубь, домашний воробей, серая ворона, галка;
  • полуоседлые пернатые, которые вне сезона активного размножения перемещаются на довольно небольшие расстояния от места расположения своих гнёзд: глушица, рябчики, тетерева, обычная овсянка;
  • пернатые, мигрирующие на значительные расстояния. К этой категории относятся сухопутные и хищные птицы, перемещающиеся в тропические регионы: чёрная казарка, чёрногрудый и американский побережники, длиннопалый побережник;
  • «кочевье» и мигрирующие на короткое расстояние птицы, перемещающиеся вне сезона активного размножения с одного места на другое в поисках пропитания. Короткая миграция вызывается непосредственно неблагоприятными пищевыми и погодными условиями, которые обладают относительно регулярным характером: краснокрылов стинолаз, пронурок, жаворонок, зяблик;
  • вторгающиеся и рассредоточивающиеся пернатые. Перемещение таких птиц обусловлено резким снижением количества пищи и неблагоприятными внешними факторами, вызывающими частое вторжение птиц на территории других районов: свиристель, еловый Шишкарев.

Время миграции строго контролируется и закодировано на генетическом уровне даже у многих представителей видов оседлых птиц. Склонность к навигации и способность ориентироваться в течение всего периода миграции обусловлена генетической информацией и обучением.

Известно, что не все мигрирующие птицы летают. Например, значительная часть осуществляет регулярные миграции исключительно вплавь, и легко преодолевает в такие периоды тысячи километров.

Направления для миграции

Направление миграционных путей или так называемое «направление птичьих перелётов» бывает очень разнообразным. Птицы северного полушария характеризуются перелётом с северных районов (где такие пернатые гнездятся) на южные территории (оптимальные места зимовки), а также в обратном направлении. Такой тип перемещения свойственен птицам арктических и умеренных широт в зоне северного полушария, а его основа представлена целым комплексом причин, включая энергетические затраты.

С наступлением летнего периода на территории северных широт заметно увеличивается длина светового дня, благодаря чему ведущие дневной образ жизни птицы получают оптимальную возможность прокормить своё появившееся на свет потомство. Тропические виды птиц заметно отличаются не слишком большим количеством яиц в кладке, что обусловлено особенностями климатических условий. Осенью отмечается сокращение длины светового дня, поэтому птицы предпочитают переселяться в регионы с более тёплым климатом и обильной кормовой базой.

Миграция может быть разделительной, перекатами и кольцевой, с несовпадающими между собой осенними и весенними маршрутами, а горизонтально-направленная и вертикально-направленная миграция отличаются наличием или отсутствием сохранения привычного ландшафта.

Список перелётных птиц

Сезонные регулярные перемещения пернатых могут совершаться не только на близкие, но и на достаточно дальние расстояния. Орнитологи отмечают, что миграции часто осуществляются птицами поэтапно, с остановками на отдых и кормление.

Белый аист

Белый аист (лат. Ciconia ciconia) – крупных размеров болотная птица, относящаяся к семейству аистовых. Белая птица имеет чёрные концы крыльев, длинную шею, а также длинный и тонкий клюв красного цвета. Ноги длинные, красноватого окрашивания. Самка окрасом неотличима от самца, но имеет несколько меньший рост. Размеры взрослого аиста составляют 100-125 см, при размахе крыльев в пределах 155-200 см.

Большая выпь

(лат. Botaurus stellaris) – редкая птица, относящаяся к семейству цаплевых (Ardeidae). Большая выпь имеет на спине чёрное с желтоватым окаймлением оперение и такого же окрашивания голову. Брюхо охристого цвета с наличием бурого поперечного рисунка. Хвостовая часть жёлто-бурая, с черноватым заметным рисунком. Самец несколько крупнее самки. Средняя масса тела взрослого самца составляет 1.0-1.9 кг, а длина крыла – 31-34 см.

Сарыч, или Обыкновенный канюк

Сарыч (лат. Buteo buteo) – хищная птица, относящаяся к отряду Ястребообразные и семейству Ястребиные. Представители вида средних размеров, имеют длину тела 51-57 см, при размахе крыльев в пределах 110-130 см. Самка, как правило, немного крупнее самца. Окрас сильно варьирует от тёмно-бурого оттенка до палевого цвета, но молодые особи имеют более пёстрое оперение. В полёте заметны снизу светлые пятнышки на крыльях.

Обыкновенный или полевой лунь

Полевой лунь (лат. Circus cyaneus) – средних размеров хищная птица, относящаяся к семейству ястребиных. Лёгкого сложения птица имеет длину 46-47 см, при размахе крыльев в пределах 97-118 см. Выделяется довольно длинным хвостом и крыльями, что делает низкое перемещение над землёй медленным и бесшумным. Самка заметно крупнее самца. Присутствует ярко-выраженные признаки полового диморфизма. Молодые птицы внешним видом похожи на взрослых самок, но отличаются от них наличием более рыжего оттенка в нижней части тела.

Чеглок

(лат. Falco subbuteo) – небольших размеров хищная птица, относящаяся к семейству соколиных. Чеглок внешним видом сильно напоминает сапсана. Небольшой и изящный сокол имеет заострённые длинные крылья и длинный клинообразный хвост. Длина тела составляет 28-36 см, при размахе крыльев в пределах 69-84 см. Самки выглядят немного крупнее самца. Верхняя часть аспидно-серая, без рисунка, с наличием более буроватого оттенка у самок. Область груди и брюхо имеет охристо-беловатый окрас с наличием многочисленных тёмных и продольных пестрин.

Обыкновенная пустельга

(лат. Falco tinnunculus) – хищная птица, относящаяся к отряду соколообразных и семейству соколиных, наиболее распространённая после канюка на территории центральной части Европы. Взрослые самки имеют тёмную поперечную перевязь в области спины, а также коричневый хвост с большим количеством выраженных поперечных полос. Нижняя часть более тёмная и сильно испещрённая пятнами. Самые молодые особи похожи оперением на самок.

Дергач, или Коростель

(лат. Crex crex) – небольших размеров птица, относящаяся к семейству пастушковых. Телосложение этой птицы плотное, характерно сжатое со стороны боков, с наличием округлой головы и вытянутой шеи. Клюв практически конический, достаточно короткий и сильный, слегка розоватого цвета. Окрас оперения рыжевато-охристый, с наличием тёмных пестрин. Боковые части головы, а также зоб и область груди самца имеют голубовато-серое окрашивание. Для верхней части головы и спины характерны тёмно-бурые перья со светлым охристым окаймлением. Брюхо птицы имеют беловато-кремовый окрас с желтоватым оттенком.

Пигалица, или Чибис

(лат. Vanellus vanellus) – не слишком крупная птица, относящаяся к семейству ржанковых. Основным отличием чибиса от любых других куликов является чёрно-белая окраска и довольно тупые крылья. Верхняя часть имеет очень сильно заметный металлический зелёный, бронзовый и пурпурный блеск. Грудь птицы чёрного цвета. Бока головы и тела, а также брюшко отличаются белым окрасом. В летний период зоб и горло пернатого приобретают очень характерный для вида чёрный окрас.

Вальдшнеп

(лат. Scolopax rusticola) – представители вида, относящиеся к семейству Бекасовые и гнездящиеся на территориях умеренного и субарктического пояса Евразии. Достаточно крупная по размерам птица с плотным телосложением и прямым, длинным клювом. Средняя длина тела составляет 33-38 см, при размахе крыльев в пределах 55-65 см. Окрас оперения покровительственный, в целом ржавчато-буроватого оттенка, с наличием чёрных, серых или рыжих пестрин на верхней части. Низ тела пернатого имеет несколько более бледное кремовое или желтовато-серое окрашивание оперения с поперечными чёрными полосами.

Обыкновенная крачка, или речная крачка

Обыкновенная крачка (лат. Sterna hirundo) – представители вида птиц, относящихся к семейству чайковых. Внешним видом речная крачка напоминает полярную крачку, но имеет немного меньшие размеры. Средняя длина тела взрослой птицы составляет 31-35 см, при длине крыла в пределах 25-29 см и максимальном размахе – 70-80 см. Стройная птица обладает раздвоенным хвостом и красным клювом с чёрным кончиком. Основное оперение белого или светло-серого цвета, а верхняя часть головы окрашена в глубокие чёрные тона.

Обыкновенный или простой козодой

(лат. Caprimulgus europaeus) – не слишком крупная ночная птица, относящаяся к семейству настоящих козодоев. Пернатые этого вида обладают изящным телосложением. Средняя длина взрослой особи составляет 24-28 см, при размахе крыльев в пределах 52-59 см. Тело удлинённого типа, с острыми и длинными крыльями. Клюв птицы слабый и очень короткий, но с очень большим разрезом рта, в углах которого присутствуют твёрдые и длинные щетинки. Ноги пернатого маленькие. Оперение рыхлое и мягкое, с типичным покровительственным окрасом.

Полевой обыкновенный жаворонок

Полевой обыкновенный жаворонок (лат. Alauda arvensis) – представитель вида воробьиных, относящихся к семейству жаворонковых (Alaudidae). Птица имеет неяркий, но привлекательный окрас оперения. Область спины серого или коричневатого цвета, с наличием пёстрых вкраплений. Оперение птицы в области живота белое, довольно широкая грудь покрыта коричневыми пёстрыми перьями. Цевка светло-коричневого цвета. Голова более утончённая и аккуратная, украшенная небольшим хохолком, а хвостовую часть окаймляют перья белого цвета.

Белая трясогузка

Белая трясогузка (лат. Motacilla alba) – небольших размеров птица, относящаяся к семейству трясогузковых. Средняя длина тела взрослой белой трясогузки не превышает 16-19 см. Для представителей вида очень характерен хорошо заметный, длинный хвост. Верхняя часть тела обладает преимущественно серым окрасом, а нижнюю часть покрывают белые перья. Голова белая, с наличием чёрного горла и шапочки. Необычное название представителей вида обусловлено характерными движениями хвостовой части трясогузки.

Лесная завирушка

Лесная завирушка (лат. Prunella modularis) – маленькая певчая птица, являющаяся наиболее широко распространённым видом из небольшого семейства Завирушковые. Оперение характеризуется преобладанием серо-бурых тонов. Голова, область горла и груди, а также шея имеют пепельно-серый окрас. На темени и в области загривка присутствуют тёмно-бурые пятна. Клюв относительно тонкий, черновато-бурого окраса, с некоторым расширением и уплощением в основании надклювья. Брюхо слегка беловатое, область подхвостья серовато-охристая. Ноги красновато-коричневого цвета.

Белобровик

(лат. Turdus iliacus Linnaeus) – наиболее маленький по размерам тела и один из самых обычных представителей дроздов, обитающих на территории бывшего Советского союза. Средняя длина взрослой птицы составляет 21-22 см. В области спины перья имеют буровато-зелёный или оливково-бурый окрас. В нижней части оперение светлое, с наличие тёмных пятнышек. Боковые стороны груди и кроющие нижние перья крыльев отличаются ржаво-рыжим окрашиванием. Самка имеет более бледное оперение.

Варакушка

Варакушка (лат. Luscinia svecica) – некрупная по размерам птица, относящаяся к семейству Мухоловковые и отряду воробьинообразных. Средняя длина тела взрослой особи составляет 14-15 см. Область спины бурого или серовато-бурого окрашивания, надхвостье рыжего цвета. Зоб и горло самца синего цвета с наличием рыжего или беловатого пятна посередине. Синий цвет в нижней части окаймлён черноватым оттенком. У самки горло беловатого оттенка с небольшой синевой. Хвост рыжего цвета с черноватой верхней частью. Оперение самки лишено рыжего и синего цвета. Горло беловатого окраса, окаймлённое характерным полукольцом буроватого оттенка. Клюв чёрного цвета.

Зелёная пеночка

Зеленая пеночка (лат. Phylloscopus trochiloides) – небольшая по размерам певчая птица, относящаяся к семейству славковых (Sylviidae). Представители вида внешне напоминают лесную пеночку, но имеют менее крупное и более коренастое телосложение. Область спины оливково-зелёного цвета, а брюхо покрывает сероато-белое оперение. Лапки коричневого окрашивания. Зелёная пеночка имеет маленькую, белую, малозаметную полосу на крыльях. Средняя длина взрослой особи составляет примерно 10 см, при размахе крыльев в пределах 15-21 см.

Болотная камышовка

Болотная камышовка (лат. Acrocephalus palustris) – относительно средних размеров певчая птица, относящаяся к семейству Acrocephalidae. Для представителей данного вида характерна средняя длина 12-13 см, при размахе крыльев в пределах 17-21 см. Внешним видом Болотная камышовка практически не отличается от распространённой тростниковой камышовки. Оперение верхней стороны тела буровато-серое, а нижняя часть представлена желтовато-белыми перьями. Горло беловатого окрашивания. Клюв достаточно острый, средней длины. Самцы и самки обладают одинаковой окраской.

Горихвостка-лысушка

Горихвостка-лысушка (лат. Phoenicurus phoenicurus) – небольшая и очень красивая певчая птица, относящаяся к семейству мухоловковых и отряду воробьиных. Взрослые представители этого вида имеют средние размеры 10-15 см. Окрашивание хвоста и области брюшка насыщенно-рыжее. Спинка имеет сероватый окрас. Самки, как правило, отличаются более бурым оперением. Своим названием эта птичка обязана периодическому подёргиванию яркого хвоста, благодаря чему перья хвостовой части напоминают языки пламени.

Березовка или мухоловка-пеструшка

Березовка (лат. Ficedula hypoleuca) – певчая птичка, относящаяся к довольно обширному семейству мухоловковых (Muscicapidae). Окрас оперения взрослого самца в чёрно-белых тонах, контрастного типа. Средняя длина тела не превышает 15-16 см. Спина и область темени чёрного цвета, а на лбу присутствует белое пятно. Область поясницы серого цвета, а хвостовая часть покрыта буровато-чёрными перьями с белым окаймлением. Крылья птицы тёмные, бурого или почти чёрного окрашивания с наличием большого белого пятна. Молодые особи и самки имеют более тусклое окрашивание.

Обыкновенная чечевица

Обыкновенная чечевица (лат. Carpodacus erythrinus) – гнездящаяся в лесных зонах перелётная птица, относящаяся к семейству вьюрковых. Размеры взрослых особей сходи с длиной тела воробья. У взрослых самцов спина, хвостовая часть и крылья имеют красновато-бурое окрашивание. Перья на голове и в области груди ярко-красного цвета. Брюшко представителей вида Обыкновенная чечевица белого цвета, с характерным розоватым оттенком. Молодые особи и самки буровато-серого окраса, а область брюшка светлее, чем оперение спины.

Камышник

Камышник (лат. Emberiza schoeniclus) – небольшая по размерам птица, относящаяся к семейству овсянковых. Такие пернатые имеют длину тела в пределах 15-16 см, при длине крыла в пределах 7.0-7.5 см, а также размахе крыльев на уровне 22-23 см. Окрас подбородка, головы и горла до центральной части зоба представлен чёрным цветом. На нижней части тела присутствует белое оперение с наличием небольших тёмных чёрточек на боках. Спина и область плеч тёмного окрашивания, переходящего от серых тонов до буро-чёрного цвета с боковыми полосами. На краях хвоста располагаются светлые полоски. Самки и молодые особи лишены чёрного оперения в области головы.

Грач

(лат. Corvus frugilegus) – достаточно широко распространённая на территории Евразии крупная и приметная птица, которая относится к роду воронов. Всеядные пернатые гнездятся большими колониями на деревьях и обладают характерным внешним видом. Средняя длина взрослых представителей этого вида составляет 45-47 см. Оперение чёрного цвета, с наличием очень хорошо заметного фиолетового отлива. У взрослых пернатых основание клюва полностью голое. Молодые особи имеют перья, располагающиеся у самого основания клюва.

Клинтух

Клинтух (лат. Columba oenas) – птица, являющаяся близким родственником сизого голубя. Средняя длина тела взрослой особи составляет 32-34 см. Самцы немного крупнее и тяжелее самок. Птица обладает голубовато-сизым окрасом оперения и наличием пурпурно-зеленоватого металлического отлива в области шеи. Грудь клинтуха отличается хорошо развитым розовато-винным оттенком. Радужина тёмно-коричневого цвета, а вокруг глаз присутствует характерное голубовато-серое кожистое кольцо.

Организация: МБДОУ центр развития ребенка – детский сад № 34

Населенный пункт: Приморский край, г. Владивосток

Во время занятия динамично задействовано все пространство групповой комнаты.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Время занятия: 30 минут.

Цель: Расширять и уточнять представления о живой природе. Учить наблюдать, развивать любознательность.

Задачи по образовательным областям:

Познавательное развитие:

Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах;

Способствовать самостоятельному использованию действий эксперементального характера, для выявления скрытых свойств;

Воспитывать доброе отношение ко всему живому в природе, чувство ответственности за судьбу птиц, вызвать желание заботиться о них.

Речевое развитие:

Совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы;

Упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных слов;

Активизировать словарь: зимующие, перелетные.

Художественно-эстетическое развитие:

Упражнять в раскрашивании, не выходя за контур.

Оборудование:

Иллюстрации перелетных и зимующих птиц; аудиозапись с пением птиц; мяч резиновый средний; 1 большой магнит; магниты по количеству детей; скрепки большие; раскраски с изображением птиц на каждого ребенка; семена подсолнечника, тыквы, гороха, мелкие игрушки, пробки; 2 контейнера; 4 миски; 2 условных знака на подставках; перья птиц.

Ход занятия:

Дети находятся в группе с воспитателем.

Организационный момент: (1 мин)

Проводится вводная малоподвижная хороводная игра «Маланья». По ходу игры все дети становятся в круг.

I. Введение в игровую ситуацию. (1мин)

Ребята, посмотрите, что я нашла сегодня утром, когда шла в садик

(демонстрирую детям перья различных птиц).

Дети: - Перья.

Ребята, а чьи это перья?

Дети:- Птичьи.

Верно. И мы сегодня поговорим о птицах, которые остаются с нами зимой, и вспомним тех, которые улетели.

Предлагаю сесть на стульчики.

II.Актуализация знаний. (8 мин)

А как вы думаете, зачем птицам перья?

Ответы детей.

Где же можно встретить птиц?

Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - повсюду)

Расскажите, где живут птицы?

Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - строят гнезда)

Кто скажет, чем похожи птицы?

Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - умеют летать, есть крылья)

Уже завтра наступит зима, и многие птицы улетели в теплые края. Эти птицы называются….

Ответы детей. (Обобщаю ответы - перелетные). Закрепить в речи детей - повторить 2 раза.

Ребята, а птицы, которые остаются зимовать в наших краях, как называются?

Ответы детей. (Обобщаю ответы - зимующие), повторить 2 раза.

Посмотрите, сколько птиц к нам прилетело (обращаю внимание на доску, где расположены картинки с птицами).

Вместе с детьми переходим ближе к доске. Дети рассматривают некоторое время картинки.

Каких из них вы знаете, назовите.

Ответы детей.

Птиц много. Ветерок случайно перепутал картинки всех птиц, давайте разберемся, какие из них перелетные, а какие зимующие.

Ставлю на пол два условных знака на держателях. Обговариваем каждый знак.

Ребята, посмотрите, что обозначает этот знак (на картинке №1 изображены силуэты птиц, летящих клином).

Дети: - Перелетные птицы.

Ребята, посмотрите, что обозначает этот знак (на картинке № 2 изображена кормушка для птиц).

Дети: - Зимующие птицы.

Молодцы, правильно догадались.

Давайте построимся в 2 команды. Зимующие и перелетные птицы. Возьмите все по одной картинке, внимательно рассмотрите ее и подумайте, какая у вас птица и решите к какому знаку вам нужно подойти.

Дети называют птицу на своей картинке и переходят к соответствующему знаку.

Например:

Ребенок: - У меня на картинке нарисована Ворона, это зимующая птица, я встану возле знака с кормушкой….. и т.д.

Все дети становятся возле знаков.

Молодцы! Вы правильно разделили птиц на зимующих и перелетных.

Положите картинки возле знаков. (Фото № 2)

Почему же птицы улетают на юг, как вы думаете?

Ответы детей. (Обобщаю ответы - холодно, нет пищи)

III Затруднение ситуации (1 мин)

Птиц ждет нелегкий путь на юг, но весной они возвратятся назад. Интересно, а как птицы находят дорогу на юг и обратно?

Ответы детей.

Оказывается, они ориентируются днем по солнцу, а ночью по звездам и луне. А еще, ученые установили, что птицы чувствуют магнитные поля, которые окружают Землю. Хотите узнать, как это происходит?

IV Введение нового (1 мин)

Вместе с детьми передвигаемся к столу, на котором лежат магниты в коробочке и скрепки, рассыпанные по столу.

Наша планета Земля – это огромный природный магнит. А магнит умеет притягивать.

У меня есть магнит. (Показываю детям).

Представим, что наш магнит - это Земля. А скрепки - птицы. Как вы думаете, что будет со скрепками, если поднести к ним магнит?

Дети предлагают разные варианты действия магнита.

Давайте попробуем.

V Включение нового знания в систему знаний (10 мин)

Опыт с магнитом. Дети проверяют действие магнита. Объясняют увиденное.

Видите, как скрепки тянутся к магниту. Так происходит действие магнитных сил Земли. Земля притягивает к себе птиц. (Фото № 1)

А сейчас поиграем? Я буду называть птиц. Если вы услышите название перелетной птицы – машите руками, если я назову зимующую птицу – присядьте.

Здорово! Молодцы! Садитесь на стульчики.

Поиграем?

Дидактическая игра «назови ласково».

Я буду бросать вам мяч, и называть птицу, а вы возвращайте мне мяч и называйте эту птицу ласково.

Воробей. Дети: - Воробышек.

Синица. Дети: - Синичка.

Галка. Дети: - Галчонок, галочка.

Журавль. Дети: - Журавушка. И т.д.

Молодцы!

А сейчас давайте сравним человека, животных и птиц.

У человека дети, а у птиц? Дети: - Птенцы.

У кошки шерсть, а у птиц? Дети: -Перья.

У собаки нос, а у птиц? Дети: - Клюв.

У человека руки, а у птиц? Дети: - Крылья.

Заяц бегает, а птицы? Дети: - Летают.

Корова мычит, а птицы?…..

Дети произносят разные звуки.

Какие звуки вы услышали?

Ребята, оказывается, что разные птицы произносят звуки по-разному. Вот, например:

Гуси – гогочут.

Воробей?

Ворона – каркает.

Дятел – стучит.

Кукушка – кукует.

Сова – ухает.

Сорока – стрекочет.

Соловей – поет.

Голубь – воркует.

Ласточка – щебечет.

Журавль – курлычет. И т.д.

(Можно добавить или убрать название 2, 3 птиц.)

А еще птицы могут шипеть, свистеть, галдеть и даже говорить по-человечьи.

Физкультминутка. (1 мин)

Давайте представим, что мы с вами разные птицы и каждая говорит по-своему, полетели за мной.

Дети передвигаются по группе и произносят различные звуки, одновременно выполняют действия вместе с воспитателем.

Разминка: Летели птички, собой невелички.

Как они летели, все люди глядели. Дети бегут и машут руками,

Как они садились, все люди дивились. Дети садятся на корточки,

Сели, посидели, взвились, полети.

Летели, летели, в небе песни пели. Дети бегут и машут руками.

Молодцы!

Работа в командах. (2 мин)

Ребята, а вы знаете, что едят птицы?

Ответы детей.

Правильно. Зимой птицам очень трудно находить корм, особенно во время снегопадов.

Мы с вами должны помогать пернатым друзьям пережить холодную зиму. А как мы можем помочь?

Ответы детей.

Правильно, делать кормушки, насыпать в них корм. У меня есть угощение для птиц, но мне кажется, что ветерок опять все перепутал. Давайте приготовим корм, который возьмем на прогулку и покормим птиц.

Дети вместе с воспитателем переходят на ковер.

Вот задание команде девочек.

А вот задание команде девочек.

Дети перебирают семена, камни, пуговицы и т.д. лакомство для птиц в одну миску, игрушки и другие предметы в другую миску.

Молодцы, ребята. Птицам понравится ваше угощение. (Фото № 3)

Я знала, что вы справитесь, и подготовила для вас стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц».

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Рефлексия. (3 мин)

Еще у меня для вас есть раскраски. Рассаживайтесь за столы.

Раздаю детям раскраски. Дети раскрашивают птиц.

Работа индивидуально. (Фото № 4)

Как называется твоя птица? (Угадай по контуру). Она перелетная или зимующая? Какого цвета карандаши тебе понадобятся?

V Осмысление (Итог) (1- 2 мин)

Ребята, скажите, о чем мы сегодня беседовали? Что нового узнали? Кому помогли? (Дети осмысливают свои действия, фиксируют достижение цели.)

- Мне очень понравилось, как вы сегодня слаженно работали в командах, как дружно играли.

А теперь

Воспитатель развешивает готовые работы на магнитной доске, просит детей подойти.

Воспитатель просит детей оценить свою работу и работы других ребят.

Хвалит детей, отмечая интересные особенности работы каждого ребенка.

Список использованной методической литературы:

О.С.Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников», Сфера, 2015

О.С.Ушакова «Придумай слово», Москва: Просвещение, 1996

О.И.Крупенчук «Научите меня говорить правильно», Литера, 2015

О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», Мозаика-Синтез, 2014

Хрестоматия для детей старшего возраста, Москва, 2000гО.А. Скоролупова «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста» Москва, 2016г

О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» (опыты и эксперименты для дошкольников) Сфера 2016

Интернет ресурсы.


Случайные статьи

Вверх