"Чтение - вот лучшее учение!". Исследовательская работа "чтение - вот лучшее учение" Кто сказал фразу чтение вот лучшее учение

Наумычева Любовь Витальевна МАОУ лицей№21 г. Иваново

Представление проекта «Чтение - вот лучшее учение»

на Фестивале проектов начальной школы

1. Добрый день, уважаемые участники Фестиваля проектов

Сегодня мы представляем групповой детско-родительский проект: «Чтение - вот лучшее учение».

Это высказывание слышали все. И нельзя с ним не согласиться. «Библия» гласит: «Вначале было Слово». И со слова все начиналось. Древняя Русь ценила книги, как величайшее сокровище. Иметь несколько книг означало обладать целым состоянием.

«Повесть временных лет» называет книги реками, «напояющими Вселенную», мудростью неизмеримой глубины. «Если прилежно поищешь в книге, - замечал летописец, - то найдешь великую пользу душе своей». Не случайно на старых книгах встречаются надписи: «Горе тому, кто черкает у книг по полям, на том свете бесы исчеркают ему лицо железом»; «Эту книгу ни продати, ни отдати нельзя». Читатель книг ощущал себя приобщенным к вечной мудрости мира.

2. Падение интереса к чтению, к книге является фактом сегодняшней жизни. Особенно сильно этот процесс проявляется у детей и подростков.

Книгой стали «пользоваться», с ней стали «знакомится», с текстом стали «работать», но не читать. Книга превратилась лишь в источник информации, а чтение - в способ ее получения.

3. Гипотеза нашего проекта: нужно ли тратить время на чтение книги, если можно посмотреть фильм и получить информацию из Интернета.

4. Актуальность :

    По статистике, приведенной в 2005 году одной из десяти ведущих мировых компаний, исследующих книжный рынок, NOP World - россияне перестали быть самой читающей нацией, уступив пальму первенства не только индийцам и китайцам, но и таиландцам, филиппинцам и египтянам.

    Престиж чтения падает

    Снижается уровень грамотности

    Утрачиваются традиции семейного чтения

«В 1970-е годы регулярно читали детям 80% семей, в настоящее время – только в 7% семей»

5. Цель работы – привлечь внимание школьников, родителей и педагогов к проблеме чтения

6.Задачи исследования:

    Выяснить отношение учащихся и родителей нашего класса к чтению, в том числе, к семейному чтению

    Провести анкетирование и интервьюирование по теме проекта

    Разработать систему мероприятий по привлечению детей и родителей класса к чтению

    Найти новые формы привлечения к чтению и книгам с использованием современных информационных технологий

7 . Этапы реализации проекта

1 этап Изучение источников по теме проекта и представление групповых проектов на классной конференции

    Роль книги в жизни школьника

    Мир на кончиках пальцев

    Удивительный мир книг

    История книги: от наскальной до электронной

    Книжный калейдоскоп

    Путешествие по океану книг

    Самые необычные книги мира

    Памятники книгам в России

    Нужны ли нам библиотеки

Всего было представлено 9 групповых проектов, 6 из них получили высокую оценку на Международных конкурсах в номинации « Исследовательские работы и проекты».

А на классной конференции, где все ребята класса представляли свои проекты, родители выступали в роли экспертов.

2 этап реализации проекта:

а)Анкетирование одноклассников и родителей

б)Интервьюирование школьного библиотекаря

в)Представление самых интересных книг домашней библиотеки, школьной библиотеки и библиотеки Д.Г. Бурылина

По результатам анкеты мы выяснили, что 100% девочек и 87% мальчиков любят читать книги.Девочки больше всего любят читать приключения и рассказы о природе, а мальчики - фантастику и энциклопедии.Любимые авторы: В. Драгунский и А.Волков.

Девочки и мальчики ходят и в школьную библиотеку, и городские библиотеки. 33% девочек и мальчиков посещают школьную библиотеку часто. 60% мальчиков и 67% девочек посещают, помимо школьной библиотеки, еще и другие библиотеки

У всех учеников нашего класса есть домашняя библиотека и все читают книги из этой библиотеки.

Девочки для поиска информации используют книги и интернет. Мальчики для получения информации используют в большей степени интернет, чем другие источники информации. Большинство ребят прочитали за лето 5-7 книг. Есть в классе ученики, которые прочитали 10 книг и более. Неслучайно, 4 ребят нашего класса стали победителями и призёрами городской олимпиады по литературному чтению.

А класс по итогам прошлого учебного года стал самым читающим классом школы.

Наша школьная библиотека насчитывает 36000 книг. Самые старые книги датированы 1916 годом. Самая большая и толстая – «Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даль», самые маленькие – песни русских поэтов, былины, пословицы русского народа самая популярная в начальной школе - Григорий Остер «Вредные советы», самая популярная в средней школе – «Я познаю мир», «Всё явное становится тайным»

Бурылинская библиотека - редчайшее и богатейшее собрание книг и печатных изданий, представляющая большую ценность для всей России. Коллекция книг Д.Г.Бурылина содержала литературу на разных языках по различным отраслям знания

3 этап Мероприятия по привлечению к чтению

    Всем классом - в библиотеку «Что читали дети в XIX веке»

    Конкурс чтецов «Басня- мудрость жизни»

    Конкурс иллюстраций к любимым литературным произведениям

    Участие в ежегодной акции в поддержку чтения «Библионочь»

4 этап Групповой проект: «Читаем, рассуждаем, творим»

5 этап Создание буктрейлеров: группового и индивидуального

Самым перспективным каналом продвижения любой информации или ресурсов в настоящий момент является ИНТЕРНЕТ, а наиболее актуальной, популярной формой служит ВИДЕОФОРМАТ. БУКТРЕЙЛЕР – прекрасный инструмент продвижения книги и чтения. В дословном переводе: БУК – книга, трейлер – рекламный ролик.

БУКТРЕЙЛЕР – это короткий видеоролик, который включает в себя особенно яркие и узнаваемые моменты книги. Основная его задача – рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать читателя. С помощью БУКТРЕЙЛЕРА можно воплотить в жизнь самые смелые творческие идеи и рассказать всему миру о своей любимой книге.

История БУКтрейлеров началась в 2002 году, а широкой публике трейлер впервые продемонстрировали на книжной ярмарке в Луизиане в 2003 году. Однако популярность создания буктрейлеров получила с 2005 года благодаря развитию видеохостингов (YouTubе и др.) и социальных сетей. Оказывается, в настоящее время в России этот вид привлечения к чтению стал очень популярен.

Вместе со взрослыми мы начали работу по созданию своего БУКтрейлера.

Сначала мы прочитали книгу «Легенды о цветах» С. Красикова, написали сочинение «На какой цветок похожа моя мама», где признались в любви к самому близкому человеку на Земле, сами вырастили цветок к 8 Марта и оформили книгу в технике Скрапбу́кинг. Скрэпбу́кинг (англ. scrapbooking, от англ. scrapbook: scrap - вырезка, book - книга, букв. «книга из вырезок») - вид рукодельного искусства, заключающегося в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов, а также стиль оформления подарков, предметов интерьера, открыток и др. Поэтому, тема нашего БУКтрейлера: «Цветы для мамы»

Затем мы приступили ко второму этапу. Нужно было придумать творческое решение будущего видеоролика: определить жанр и стиль БУКтрейлера…

ЖАНР И СТИЛЬ

Мы решили, что в нашем ролике будут сочетаться страницы нашей книги и фото самых ярких моментов работы над книгой.

Самым трудным этапом было написание плана-сценария.

Ведь за 1-2 минуты мы должны будем раскрыть самые интересные моменты нашей книги. А, самое главное, не раскрывать всех секретов, а наоборот, заинтриговать. Для этого мы собрали необходимые материалы: фото, картинки, сняли несколько видеосюжетов, подобрали музыку, написали закадровый текст.

Когда план-сценарий был написан, материалы собраны, мы перешли к четвертому этапу.Смонтировали ролик в программах: Windows Live Movie Maker и Pinnacle Studio

Ура! Сегодня Премьера!

Выводы по нашей работе

1. Книга снижает стресс.

Богатство и ритм языка имеет свойство успокаивать психику и избавлять организм от стресса.

2.Чтение защищает от болезни Альцгеймера.

Когда вы читаете, активность мозга увеличивается, а это благотворно сказывается на его состоянии.

3.Чтение придает уверенности.

Чтение книг делает нас более грамотными. Когда в разговоре мы демонстрируем глубокое знание того или иного предмета, то невольно ведем себя более собранно. Признание окружающими вашей эрудиции положительно влияет на личную самооценку.

4.Улучшает мозговую активность.

При чтении мы представляем много деталей: персонажей, окружающие их предметы. Поэтому необходимо запоминать множество вещей, которые нужны для понимания книги. Вот почему чтение тренирует память и логику.

Чтобы испытать реальное удовольствие от чтения книги, необходимо найти свой жанр или своего автора.

Семейное чтение способствует привитию ребенку любви к чтению без принуждения

Совместное чтение и обсуждение прочитанной книги укрепляет семейные связи

Семейное чтение позволяет взрослому участвовать в жизни ребенка, познать мир его интересов.

Чтение ребенком книги вслух для всей семьи улучшает у него технику и скорость чтения

Ребенок может спросить взрослого о непонятых местах в книге, задать вопросы по прочитанному. Это повышает у ребенка авторитет родителей

«Семейное чтение-это родство душ взрослых и детей», - писал Д. С. Лихачёв

3. Нужно использовать разные формы привлечения детей и родителей к чтению, как

всем нам хорошо известные, так и новые, одной из которых является БУКТРЕЙЛЕР – прекрасный инструмент продвижения книги и чтения.

Заключение

Как-то раз детскую писательницу Астрид Линдгрен спросили: «Есть ли у книги будущее?» Линдгрен ответила: С таким же успехом можно спросить: есть ли будущее у хлеба? У розы, у детской песенки, у майского дождя?.. Лучше спросить: есть ли будущее у человека?.. Если оно есть у человека, оно есть и у книги. Потому что если однажды мы научились черпать радость и утешение в книгах, нам без этого не обойтись…

Если у ребенка слезы и капризы,
Не берите, мамы в помощь телевизор.
Сын не разберется, что там, на экране,
И добрей и лучше от него не станет.
И не упустите в этой жизни мига:
Покажите детям, что такое книга.
Объясните детям: злой - всегда наказан.
Добрый побеждает. Быть им всяк обязан.
Всюду торжествует правда, а не сила.
В книге мир огромный: то, что есть – и было.
Дышат на страницах время и пространство,
И зовет с собою ветер дальних странствий.
Подрастают дети и читают сами.
Если есть вопросы, задают их маме.
Мамы или папы, объясните детям:
Книга – дар бесценный, что как солнце, светит.
Пусть полюбят дети светлые страницы –
И улыбкой доброй озарятся лица.
Книга им поможет разобраться в жизни
И расти на радость маме и Отчизне.

Спасибо за внимание.

Смолякова Яна

Научно-практическая конференция. «Чтение – вот лучшее учение», - сказал А. С. Пушкин. . Книга - лучший и самый надёжный друг человека на все времена. Книги сопровождают человека всю его жизнь. Они наши помощники. Книги учат нас, что такое хорошо и что такое плохо...

Скачать:

Предварительный просмотр:

Омский Научный центр Сибирского отделения Российской академии наук

Региональная общественная организация «Омский совет ректоров»

Омское региональное отделение Всероссийской общественной организации

«Русское географическое общество»

Детская областная общественная организация

«Научное общество учащихся «Поиск»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Москаленского муниципального района Омской области
«Розентальская основная общеобразовательная школа»

XLVIII

Межрегиональная научно-практическая конференция

школьников и учащейся молодежи

Тема: «Чтение – вот лучшее учение?»

Учебно-исследовательская работа

Научное направление: филология

Выполнила:

ученица 9 класса

МБОУ «Розентальская ООШ»

Смолякова Яна Васильевна

Руководитель:

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Розентальская ООШ»

Веретельникова Ирина Викторовна

Омск - 2015

1.Введение

1.1.История появления первой книги

2.Основная часть

2.1. О проблемах чтения в нашей школе

2.2. Исследование (анкетирование)

2.3. Анализ результатов исследования

3. Заключение

4. Интернет-источники

5. Приложение

Мотивация: « Чтение – вот лучшее учение», - сказал А. С. Пушкин. И я полностью согласна с данным утверждением. Книга - лучший и самый надёжный друг человека на все времена. Книги сопровождают человека всю его жизнь. Они наши помощники. Книги учат нас, что такое хорошо и что такое плохо. Когда читаешь, то развивается память, мышление, появляется потребность говорить красиво. Умение хорошо читать – это и твоё будущее образование, и твоё общение в обществе. И я решила узнать, что читают в нашей школе, как читают, посещают ли ребята библиотеку. Ведь с появлением компьютеров интерес к книге заметно снизился, изменилось отношение людей к чтению, то есть читать стали мало. Я считаю, что любовь к чтению должна прививать не только школа, но и семья. Но… Вот, что я выяснила.

Цель:

Выяснить, что и как читают учащиеся нашей школы, почему снизился интерес к чтению.

Объект исследования : чтение

Задачи :

  • изучить историю появления первой книги
  • показать значение чтения для развития личности
  • провести анкетирование
  • сделать выводы.

Гипотеза : осознание роли и места чтения

Методы и приёмы : сбор, обобщение и анализ информации, анкетирование.

Объект исследования: учащиеся МБОУ «Розентальская ООШ»

Предмет исследования : проблема чтения среди учащихся.

  1. 1.Введение.
  2. 1.1.История появления первой книги.

Сложно сказать, когда люди придумали книгу как хранилище для большого объема мыслей, объединенных (или нет) какой-то единой темой.

А вот история формирования образа книги нам известна.

Первые книги, по свидетельствам историков и археологов, появились в древнем шумерском государстве (территория Месопотамии) и были выполнены на глиняных табличках. Эти прямоугольные таблички расписывали с помощью острой палочки (стилуса) знаками и символами, а потом обжигали так, чтобы табличка затвердела и надписи нельзя было стереть или смять.

Позже появились книги в свитках (такие хранились в знаменитой Александрийской библиотеке древнего Египта). Свитки эти могли быть из пергамента или папируса, и писали на них уже специальными чернилами. В Восточных странах, например, в Китае, книги в свитках были выполнены уже из бумаги, в Европу технология изготовления этого материала пришла значительно позже.

Бумажные книги нередко представляли собой стопку листов, разложенных по порядку в папке для хранения, а также представляли сшитые между собой ленты, то есть как-то скрепленные. А свой современный внешний вид книги приобрели только с изобретением переплета в начале средних веков. В древности с развитием письменности возникла необходимость накапливать полученные знания и передавать их из поколения в поколение. Начали изобретать различные методы хранения и передачи информации. В Европе писали на деревянных дощечках, в Месопотамии - на глиняных табличках, в Индии - на пальмовых листьях.

В Египте был изобретен папирус из стеблей высушенного тростника. Он был очень удобен для хранения написанных текстов. Узкие полоски папируса склеивали между собой и сворачивали в свитки для большего удобства. Так появились первые древние книги - свитки и библиотеки - собрание свитков. В древности, примерно в XI в. до н.э. свою библиотеку имел каждый уважающий себя античный город. Сначала на свитках из папируса писали государственные документы, позже стала появляться литература для чтения: поэзия, философские и исторические труды, романы. Чтение было очень популярно в древнем Риме. Но разворачивать длинные свитки было не очень удобно, поэтому куски папируса стали сшивать вместе и скреплять кожаным переплетом. Так появились первые древние книги.

Позднее книги стали писать на пергаменте. Его делали из шкуры коров, коз и овец, которую вымачивали в известковом растворе, шлифовали и белили мелом. Этот материал был прочнее папируса, но намного тяжелее и дороже. Написанный текст можно было смыть и написать новый. Пергамент пользовался популярностью в эпоху распространения христианства, поэтому писали на нем в основном духовную литературу и сборники молитв. Пергаментные книги тиражировались вручную, их переписывали монахи. В более поздние времена такие книги стали украшаться иллюстрациями, а в переплет вставляли драгоценные камни. Таким образом, книга уже начала приобретать не только историческую, но и художественную ценность.

Из Китая в Европу пришло новое изобретение - бумага. Ее изготавливали из старых тряпок, которые вываривали в огромном чане и выкатывали валиком в тонкие бумажные листы. Первая бумага была не такая красивая, как пергамент, зато очень дешевая, что повлекло за собой распространение книг и популяризацию чтения.

  1. 1.2. Значение чтения для развития личности
  1. Чтение благотворно влияет на развитие человеческого интеллекта. Исследование оксфордских ученых доказало, что чтение приносит для организма пользы не меньше, чем спортивные упражнения, поскольку в процессе чтения литературы человек упражняет весь мозг. В зависимости от способа чтения (читать ради удовольствия или анализируя текст) человеческий организм задействует разные механизмы, позволяющие тренировать познавательные способности мозга.
  2. При чтении включается эффект "погружения" в книгу, когда человек мысленно представляет себя на месте героя, то есть в мозгу начинают функционировать те области, которые в другое время не бывают задействованы. Данный эффект не возникает при просмотре телевизора или в процессе компьютерной игры.
  3. Чтение «правильной литературы» учит высказывать свои мысли, грамотно выстраивать свою речь. Поэтому прочтение художественной литературы хотя бы два часа в день лучше просмотренного фильма.
  4. Чем больше человек читает, анализируя и оценивая поведение и поступки героев произведения, тем больше и лучше формируется его характер и индивидуальность.
  5. Учёные рекомендуют читать научную фантастику, поскольку именно эта литература стимулирует мозговую деятельность, развивает воображение и мышление. Фантастическая литература демонстрирует нам другой мир, там где мы никогда не были и, возможно, никогда не узнали бы о нём. Он может быть отличным от нашего и в плохую и хорошую сторону. Посетив прекрасный мир из книги, мы можем ощутить негодование и недовольство тем, что мы имеем в реальности, и возможно у нас возникнет желание наш реальный мир изменить и улучшить.
  1. Но в современном обществе всё меньше людей осознает необходимость чтения художественной и научной литературы, предпочитая телевидение, социальные сети и компьютерные игры. Хотя учеными из Университета Суссекса было доказано, что 6 минут чтения более чем в 2 раза снижает уровень стресса. И это даже гораздо эффективнее, чем пешие прогулки.
  2. 6. Чтение книг увеличивает словарный запас.
  3. Когда мы читаем произведения разных жанров, то сталкиваемся со словами, которые обычно не используются в повседневной речи. Если какое-то слово нам незнакомо, совсем не обязательно искать в словаре его определение. Иногда о значении термина можно понять по содержанию. Чтение помогает не только в увеличении словарного запаса, но и повышает нашу общую грамотность.

2. Основная часть

  1. 2. 1. О проблемах чтения в нашей школе
  2. Еще совсем недавно ценность книги и чтения в стране была очень велика. В 70-80 гг. прошлого века говорили о СССР как о «самой читающей стране мира». У большинства людей были домашние библиотеки. Это было престижно иметь дома большую библиотеку. Даже простой шкаф с книгами «вызывал уважение». И я решила узнать, как сейчас обстоит дело, как и что читают ребята нашей школы.
  3. На основании небольшого исследования (анкеты) я узнала, что достаточно большое количество учащихся нашей школы вообще не читают. Особенно те, кто живёт в неблагоприятных условиях. Очень мало, кто имеет домашнюю библиотеку. Это всего лишь 2 %. Чтение совсем не пользуется популярностью у учащихся нашей школы.. Гораздо охотнее они играют в компьютерные игры, проводят время в сетях Интернета и за просмотром телевизионных программ, из-за этого у них снизился уровень текстового мышления. Причина снижения чтения и в распространении мультимедийных технологий, которые занимают с каждым годом все большее место в информационном пространстве. Информация, полученная при помощи компьютера и телевизора, лишена основных свойств, присущих книжному тексту. Сведения подаются в легкодоступной, сжатой форме: в виде схем, таблиц, каталогов, картинок с подписями. Современные обучающие программы очень эффективны и позволяют добиться быстрых результатов, но они не приучают к вдумчивой самостоятельной работе с текстом. Проще выбрать правильный ответ из трех предложенных и щелкнуть по нему мышью, чем перечитывать несколько раз параграф или статью в поисках нужной информации. В ходе нашей работы над проектом я провела анкетирование среди учащихся МБОУ «Розентальская ООШ» и выяснила, что лишь 40 % учащихся увлекаются чтением в свободное от учебы время, читают дополнительную литературу помимо программных произведений. Ребята нашей школы недостаточно хорошо информированы о новых изданиях в мире книжной индустрии, тогда как реклама новых компьютерных игр широко распространена как в Интернете, так и на телевидении. Многие ребята удивлялись, что прочитать книгу-это намного интереснее, чем посмотреть фильм, потому что, читая книгу, ты погружаешься в мир героев, сопереживаешь, хочется помочь им, подсказать. А когда смотришь фильм, то нельзя увидеть внутренний мир героя. А ещё я выяснила, что ребятам лень ходить в библиотеку. И туда они идут лишь тогда, когда это требуется в школе по программе. И не так уж мало ребят, которые обманывают, что посещали библиотеку, а там, якобы, не оказалось нужной литературы. Или ещё хуже: библиотека закрыта. И она «закрыта» для тех ребят, которые вообще не берут книгу в руки. Они-то и учатся плохо, потому что читают плохо: пока они прочитают условие задачи или упражнения, запинаясь на каждом слове, то уже и забыли, о чём читали. И это очень страшно. Раньше ребята начальных классов хоть что-то читали и с большим интересом читали, а сейчас и среди младших школьников мало тех, кто интересуется книгами.
  1. 2.2. Исследование (анкета)- приложение.

Ребятам нашей школы были предложены вопросы для того, чтобы выявить, чем всё-таки для них является чтение: необходимостью, отдыхом или повинностью.

  1. 2.3. Анализ результатов исследовании
  1. Любите ли вы читать?

Вывод: большинство опрошенных читать не любят. Сюда можно отнести и тех, кто затруднялся ответить.

  1. Назовите книги, прочитанные самостоятельно.

Вывод: Всего 6 процентов опрошенных читают художественную литературу. А сказки читают (25%) учащиеся начальных классов и учащиеся 5-6 классов.

  1. Чему отдаёте предпочтение?

Вывод: большинство опрошенных предпочитают посидеть за компьютером или посмотреть мульфильм.

4. Интересуются ли родители вашим чтением?

Вывод: многие родители не интересуются тем, что и как читают их дети.

5. Ходите ли вы в библиотеку?

Вывод: большинство ребят не ходят в библиотеку

6. . Хорошо ли вы читаете?

Вывод : большинство опрошенных плохо читают

7.Мотивы чтения.

Вывод: многие считают, что читать нужно только то, что задано на уроке.

8.Знаете ли вы, что книги необходимы для развития человека?

Вывод: 100 % опрошенных согласны с данным утверждением.

9.Имеете ли вы домашнюю библиотеку?

Вывод: 98% опрошенных ребят домашнюю библиотеку не имеют. Объясняют это тем, что книги сейчас очень дорогие.

10.Когда вы читаете?

Вывод: данный вопрос ещё раз подтверждает, что учащиеся нашей школы читать не любят.

  1. Заключение.

Вывод по анкетированию.

  1. Ученики, участвующие в опросе, знают, что читать надо, что чтение – это увлекательное путешествие в мир науки, в мир великих открытий, в мир познания себя. Но компьютер вытеснил этот мир. Ребята считают, что, сидя за компьютером, они получают полную информацию. Но забывают о том, что лишают себя удовольствия – это чтения. Сегодня ребята все реже находят время для чтения. Ведь намного проще отдыхать, взяв в руки пульт от телевизора или открыв ноутбук, погрузившись в виртуальную реальность компьютерных игр. Не все понимают, что у читающих людей выше шанс построить успешную карьеру. Они даже выглядят моложе и дольше живут. Именно книги дают почву для полета фантазии и развития речи. Ученые давно выяснили, как сохранить ясность ума на протяжении всей жизни: нужно постоянно развивать свой мозг. Один из лучших способов делать это- регулярно и вдумчиво читать. И ещё один момент настораживает - это то, что родителям некогда следить за тем, как читает их ребёнок. А многие родители просто не интересуются чтением своего ребёнка. Если бы именно родители подталкивали своих детей к книге, толку было бы больше.

1.Поможет приобщиться к чтению семья, школа, библиотека.

3.Обязательно делитесь прочитанным с родителями, друзьями, одноклассниками.

4.Создайте свою домашнюю библиотеку разнообразной тематики.

5.Читайте хорошую художественную литературу

6 Читайте не только перед сном, а как можно чаще.

  1. Опрос проводился и среди учителей. Стыдно было бы, если учителя не любили бы читать. Все любят почитать хорошую книжку, а также журналы и газеты. Наши педагоги имеют домашнюю библиотеку. И, конечно, они понимают и знают, что ни телевизор, ни компьютер не может заменить чтение. Педагоги считают, что читая, они отдыхают душой. Многих книга успокаивает после напряжённого трудового дня. И они стараются нам привить любовь к чтению, устраивая конкурсы чтецов, литературные композиции, привлекают к участию в различных конкурсах, связанных с чтением и литературой. Да и когда участвуешь в любом конкурсе, то всё равно обращаешься к разным источникам. А ещё наши учителя организовывают посещение библиотек (районной, сельской и школьной). Я надеюсь, что ситуация в нашей школе изменится в положительную сторону. И всё-таки я хочу произнести фразу «Чтение –вот лучшее учение» не со знаком вопроса, а радостно крикнуть: «Чтение – вот лучшее учение!»

Цели и задачи урока:

Образовательные:

  • повторить тему «Устное народное творчество. Пословицы и поговорки»;
  • способствовать усвоению и углублению знаний учащихся по древнерусской литературе;
  • дать понятие о летописи и летописании на Руси;

Развивающие:

  • повышать творческую активность учащихся, развивать интерес к изучению древнерусских летописей;
  • совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас языка учащихся.

Воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях, которые содержатся в книгах, чуткости и внимательности к слову, любви к чтению.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Место данного урока в теме: Первый урок в данной теме.

Метод: Комбинированный, интегрированный с использованием компьютерных технологий.

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийная аппаратура;
  • презентация урока <Приложение 1 >
  • рисунки, иллюстрации;
  • выставка книг «Книга в твоей жизни»:
  1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать. Книга для учащихся старших классов. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Когда книга учит.– М.: Педагогика, 1991.
  3. Дацкевич В. Как делают книгу. – М.: Детская литература, 1987.
  4. Линкова И.Я. Ты и твоя книга. Книга для чтения. – М.: Просвещение, 1981.
  5. Николаева Л.А. Учитесь быть читателем. Старшекласснику о культуре работы с научной и научно-популярной книгой. – М.: Просвещение, 1982.
  6. Немировский Е.П. Путешествие к истокам русского книгопечатания. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1991.
  7. Смирнов-Сокольский Ник. Рассказы о книгах. – М.: Книга, 1977.
  8. Павлов И. Про твою книгу. – Л.: Детская литература, 1991.
  9. Тимаев Р. Живи, книга! Практические советы о том, как продлить жизнь книги. – М.: Молодая гвардия, 1978.
  10. Чирва А. Книга в твоих руках. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1985.
  11. Цюрупа Э. Умеешь ли ты читать? Книга о книгах и людях, их написавших. – М.: Советская Россия, 1967.

Ход урока

I. Организационный момент. Слайд 1

1. Сообщение темы урока и постановка задачи. Слайд 2

Учитель. «Чтение – вот лучшее учение». Так называется наш урок литературы, а эпиграфом к нему станет пословица: «Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно».

Что такое пословица ? (краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль ).

Какие пословицы о книге вы знаете?

2. Проверка домашнего задания (учащиеся зачитывают пословицы).

С книгою жить – век не тужить.
Одна книга тысячи людей учит.
Дом без книги – день без солнца.
С ручейка – река, с книг – знания.
Книга – лучший друг. <Слайд3 >

II. Создание проблемной ситуации .

Учитель. Давайте вспомним тему нашего урока: «Чтение – вот лучшее учение». Можно ли назвать это высказывание пословицей? Это слова Пушкина, который всю свою жизнь посвятил книгам. О значении книги и ее роли в жизни человека говорили многие русские поэты и писатели, в том числе и Паустовский. Слайд 4.

О пользе «учения книжного» размышляли люди во все времена, с тех самых пор, как научились читать. Как вы думаете, когда могла быть произнесена следующая фраза? <Слайд 5> « …Велика ведь бывает польза от учения книжного… Это ведь реки, напояющие Вселенную, это источники мудрости… ими мы в печали утешаемся…» (Из «Повести временных лет» )

Фронтальный опрос:

Назовите столицу Древней Руси? (Киев)

При каком князе Киев стал культурным центром Древней Руси? (Ярослав Мудрый)

В каком веке началось летописание на Руси? (в ХI веке)

Что такое летопись? (описание событий по годам)

Кто был первым русским летописцем? (киево-печерский монах Никон, в 1073 г. составил летопись, его труд продолжили другие; в 1113 году монах Киево-Печерской лавры Нестор составил «Повесть временных лет»; до нас дошла переработанная, переписанная монахом Выдубецкого монастыря Сильвестром).

III. Объяснение новой темы.

Рассказ о русском летописании. Слайд 6.

Работа с иллюстрациями «Сильвестр, монах Выдубецкого монастыря, пишет летопись» (стр. 56 учебника «Литература» 6 кл.) и репродукция картины художника ХIХ века В.Васнецова «Нестор-летописец» (форзац учебника).

Учитель. Произведения древнерусского искусства – иконы, книжные миниатюры – отличались от картин и рисунков художников нашего времени. Сравним древнерусскую миниатюру «Сильвестр, монах Выдубецкого монастыря, пишет летопись» (стр. 56) и репродукцию картины художника ХIХ века В.Васнецова «Нестор-летописец» (форзац). Тема одна, но изображение монаха-летописца разное.

Васнецов изображает то, что мы увидели бы, если бы вошли в келью монаха-летописца. Тяжелые своды монастырского здания, каменные плиты пола, на них толстые книги. Перед наклонным столиком сидит старец и пишет гусиным пером в книге. Он весь углублен в работу. Подробно выписаны детали одежды, столик и все, что находится на нем. Позади летописца – окно, сквозь которое видны далекие поля, город с храмами, небо, облака.

Всмотримся в древнерусскую миниатюру . Это келья? Почему же она снаружи монастыря? Почему столик – где-то позади летописца? Почему летописец не пишет, а словно вслушивается во что-то?

Перед древнерусским художником стоят особые задачи: не запечатлеть увиденное, а указать, что за видимым миром есть мир невидимый. Летописец не просто записывает жизненные факты, а исполняет Божью волю, передает людям Высшую правду.

Поэтому-то он и вслушивается в Слово истины, доносящееся с неба. В левом верхнем углу миниатюры мы видим это Небо, от которого протянулись лучи к уху летописца, а его поза и выражение лица исполнены глубокого благоговейного внимания. На свитке, который как бы парит в воздухе, написано: «Вначале было Слово» – так начинается Евангелие от Иоанна.

Предметы изображены лишь для того, чтобы указать на главное (нет правдоподобного и точного выписывания деталей). В центре – фигура летописца, а все остальное расположено вокруг него, чтобы указать: перед нами летописец. Столик с двумя чернильницами (черные и красные чернила), перочинный нож (чинить перья), стул и подножие (рабочее место летописца) – все обозначено точно, хотя и расположено необычно. Монастырское здание позади, как бы вне стен – указать, что летопись пишется в монастыре: вот этот монах.

Как же писали первые книги? Как относились к книгам в Древней Руси? Послушаем ваших одноклассников.

IV. Сообщения учащихся.

Красная строка (читает ученик). Слайд 7.

Письменность на Руси появилась в конце Х века. В то время книги писали от руки.

Слова в книге не отделялись друг от друга. Когда переписчик хотел отделить одну часть от другой, он делал отступ от левого края страницы. На месте отступа он рисовал красной строкой или несколькими красками первую букву. Он делал ее гораздо больше, чем остальные.

Строка с отступом, на которой писец рисовал начальную букву, получила название красной строки.

В ХVI веке на Руси появилось книгопечатание. В книгах продолжали делать отступы для выделения новой мысли, но начальную букву уже не разрисовывали. Однако по-прежнему строку с отступом называли красной строкой. Позже появилось и слово «абзац», которым стали обозначать и отступ, и часть текста.

Книгопечатание (читает ученик). <Слайд 8>

Изобретение книгопечатания – одно из удивительных творений человеческого ума. Столетия не пощадили многих казавшихся современникам непревзойденными изобретений, основные же принципы книгопечатания остаются неизменными на протяжении веков.

Конечно, современные ротационные машины несравнимы с первопечатным станком Иоганна Гутенберга, который напоминал пресс для отжимки винограда. Но основы книгопечатания – пунсон и матрица , подвижные литеры , печатная форма и книжный блок – сохранились.

Книга есть и будет основой духовной жизни народа. Черные оттиски букв на белой бумаге, листы, собранные в книгу, – лучшее универсальное хранилище мысли, вдохновляющий источник новых идей.

Первопечатник Иван Федоров (читает ученик). <Слайд 9>

В центре Москвы стоит памятник: человек средних лет, одетый в длинный кафтан, держит в руках только что отпечатанный лист будущей книги. Это памятник Ивану Федорову. За что же ему поставлен памятник в столице нашей Родины?

Перенесемся в ХVI век. В те времена в России еще не умели печатать книги. Их многие месяцы переписывали от руки особые переписчики – писцы. Рукописных книг было мало, и стоили они дорого.

И вот в 1553 году в Москве была построена первая книгопечатня, а первопечатником стал Иван Федоров.

Шрифт печатных книг Ивана Федорова был похож на буквы рукописных книг. Первую букву главы он выделял красной краской. Сколько красных букв, столько глав в книге. Начало главы Иван Федоров украшал великолепными заставками-орнаментами.

Много книг напечатал за свою жизнь Иван Федоров.

V. Библиотекарь <Слайд10>

В XVI веке после возникновения книгопечатания и появления первой печатной книги Ивана Федорова в России было выпущено до конца столетия не более 50 наименований книг, в XVII веке – около 1000, в XVIII – до 500 тысяч наименований.

Каждый 4-й экземпляр книг, выпускаемых теперь во всем мире, – это книга, изданная в нашей стране. Мир знаний и духовных богатств широко раскрылся для всех.

Поэт А.Блок заметил: «Книга – великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться» Пользоваться книгой – значит знать, из чего она состоит. Каждый учебный год на первом уроке вы знакомитесь с учебником и вспоминаете основные элементы книги. Посмотрите внимательно на экран. Все ли слова вам знакомы? <Слайд 11>

VI. Учитель. Словарная работа.

Фронтиспис <Слайд 12>. Происходит от двух латинских слов frontis – «лоб» и аspiecio – «смотреть» – рисунок, отражающий главную идею или наиболее характерные моменты содержания книги и помещенный на одном развороте (рядом) с титульным листом.

VII. Библиотекарь.

Книга, по словам М.Горького, «наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворенных человечеством». И подтверждением этих слов станет занимательная страничка нашего урока.

1. Знаете ли вы? Книга – великан. <Слайд 13>. Книга высотой в два этажа. Скажете: таких книг не бывает. И ошибетесь! Такие книги есть! Некоторые из них находятся в Монголии. В одной из таких книг насчитывается 236 томов. Книги эти созданы в древности. В те времена мастерам-искусникам приходилось текст каждой страницы полностью вырезать на деревянной доске. Столько же труда вкладывалось в иллюстрации, которые до сих пор удивляют нас тонкостью рисунка и богатством колорита.

2. Это интересно! «От доски до доски». <Слайд 14>, Старые рукописные книги ценились на вес золота. Чтобы они лучше сохранялись и чтобы ими было удобнее пользоваться, переплеты делались из деревянных дощечек. Их обтягивали тонкой кожей или дорогой материей. Сохранилось выражение «от доски до доски». Оно напоминает об этих дощечках и обозначает «прочитать книгу от начала до конца».

3. Есть над чем подумать. Символ благосостояния нашего народа. <Слайд 15>. ВДревней Руси книги писали гусиными, лебяжьими, павлиньими перьями. Обложки делали из дощечек, обтянутых кожей. И украшали драгоценными камнями, золотыми и серебряными застежками. Такая книга стоила больших денег. Одну книгу можно было обменять на табун лошадей, на целое стадо коров. Значит, символомблагосостояния в Древней Руси была книга. А в ХХ веке? 60-е гг. – телевизор; 70-е гг.– магнитофон; 80-е гг. – видео; начало 90-х гг. – компьютер; начало ХХI в. – Интернет. За чем же будет Будущее???Будет ли в нем место для книги?

VII. Учитель.

Вы уже знаете, что в рамках подготовки к проведению Всероссийской акции «Открытый урок чтения» среди учащихся 5-11-х классов и родителей в гимназии проводился опрос на тему «Может ли компьютер заменить книгу?» Общие итоги по школе еще не подведены. Я ознакомлю вас с результатами анкетирования нашего класса и зачитаю самые интересные высказывания ваших родителей.

Может ли компьютер заменить книгу?

Из высказываний родителей : «Читать книгу интереснее, но когда нужно что-то узнать или получить какую-нибудь информацию, с компьютером это можно сделать быстрее и легче» (мама Алины С.); «Книга – это что-то живое, а компьютер – это экран, который излучает. Его нельзя долго читать. Это искусственный лист» (мама Лилии М.); «В компьютере можно найти любую информацию и разные тексты книг, но читать приятнее и интереснее, держа книгу в руках» (мама Эльвиры Ф.); «Благодаря книге, мы становимся образованнее, мудрее, лучше понимаем окружающий мир» (мама Эльмиры Г.).

VIII. Библиотекарь. Обзор книжной выставки: «Книга в твоей жизни»

IХ. Учитель.

Обратим внимание еще на один эпиграф к нашему уроку.

Книга – учитель, книга – наставница,
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук. (В.Боков)

«Велика есть польза от учения книжного…» Как прав был древний летописец! Оживают под его пером в «Повести временных лет» события и люди Древней Руси. Прочитаем и мы отрывки из этой книги.

Тема: Чтение – вот лучшее учение.

Цель: образовательная: раширение кругозора учащихся;

воспитательная: привитие любви к чтению книг;

развивающая: развитие познавательного интереса.

Ход классного часа.

  1. Организация класса.

II. Сообщение цели.

(Звучит музыка В.Шаинского «Вместе весело шагать». В класс входят книги.)

1-я книга:

Здесь учатся многоуважаемые первоклассники? Наконец-то мы вас разыскали. Мы знаем, что вы уже научились читать, и ещё нам рассказывали, что головы у вас умные, сердца добрые и справедливые, глаза зоркие, а руки умелые.

Мы хотим поближе познакомиться с вами, такими замечательными ребятами. Мы, мудрецы, живём в книжном царстве – мудром государстве.

2-я книга: Сколько звёзд на небесах,

Столько цветов в лесах,

Сколько капель в Днепре,-

Сколько книг на земле!

Есть с ладошку одни,

Есть – большие тома,

Проживают они

Вместе с вами в домах.

Учитель: Новых книг живые строки

Открывают путь широкий.

Жить без книг мы не могли бы,

Книгам добрым, интересным –

Мы всем классом шлём привет!

Для чего нужны книги?

Чтение – вот лучшее учение!

III. Беседа.

Учитель: «Всем хорошим во мне я обязан книгам», - писал А.М.Горький. С самого детства жизнь человека неразрывно связана с книгой. Величайшим счастьем для ребёнка является встреча в детстве с книгами. Сначала это волшебный мир сказок. Сказки учат человека быть человечными. Они заставляют огорчаться из-за чужого несчастья, радоваться радостям другого, переживать за героев сказки.

Но не только сказки учат человека добру и справедливости. Нет такой области в жизни и деятельности человека, которая не была бы связана с книгой. Одни книги учат добру, другие – любви к природе, третьи хранят и передают человеческие знания. Книги – добрые учителя человека. Любая книга может помочь человеку в трудную минуту. Помочь советом, ответить на любой вопрос.

Русская народная пословица говорит: « Кто много читает, тот много знает». Книги рассказывают нам о многом: о нашей Родине, её просторах, о её лучших людях и их труде, о научных открытиях.

Что нового вы узнали за последнее время?

Откуда вы это узнали?

В последнее время издаётся огромное количество детских книг, журналов.

Каждый ребёнок может выбрать любую интересующую его литературу. Что больше всего вы любите читать?

Чем привлекает вас эта тема?

В настоящее время изданы различные серии энциклопедий. Это «Что такое, кто такой?», «Я познаю мир», «Почемучка» и другие.

Другая пословица говорит, что «Книга – наш помощник в труде». Рабочий читает книги о станках, чтобы лучше ими управлять, колхозник, о том, что надо сделать, чтобы вырастить богатый урожай, врач, о том, как лучше лечить людей, чтобы они меньше болели, учитель, о том, как лучше учить и воспитывать детей. Каждый человек постоянно находится в поиске новых знаний, а где их можно получить?

Книги помогают понять окружающую нас жизнь. Поэтому читать их надо внимательно, не спеша, не пропуская страниц. Мы бережно должны относиться к книге.

1-я книга :

Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками. Мне будет стыдно, если меня возьмут другие читатели. Не пишите на мне ни ручкой, ни карандашом – это так некрасиво. Если вы не закончили читать, то вложите в меня закладку, чтобы я могла удобно и спокойно отдохнуть. Помогите мне остаться чистой, а я помогу вам стать умными, грамотными и эрудированными.

Учитель:

- Чтобы узнать, хороший ученик или нет, достаточно посмотреть на его книги. Ученик, который любит читать, бережно относится к книгам, они у него всегда в порядке, а у нерадивого ученика все листочки завёрнуты, грязные. Об этом и говорят наши книги.

(Выходят две ученицы. Их костюмы – обложки книг. Одна красиво оформлена, а другая – рваная, растрепанная. Ученик, сидя за партой, громко читает стихотворение М.Ильина «Две книжки»).

Однажды встретились две книжки,

Разговорились меж собой.

Ну, как твои делишки? –

Одна спросила у другой.

Ох, милая, мне стыдно перед классом,

Хозяин мой обложки вырвал с мясом!

Да, что обложки… Оборвал листы!

Из них он делает кораблики, плоты

И голубей…

Боюсь, листы пойдут на змей,

Тогда лететь мне в облака!

А у тебя целы бока?

Твои мне незнакомы муки,

Не помню я такого дня,

Что бы не вымыв чисто руки,

А посмотри-ка на мои листочки,

На них чернильной ты не увидишь точки,

Про кляксы я молчу – о них

И говорить-то неприлично…

Зато и я его учу

Не как-нибудь, а на «отлично».

Ну, мой на тройках едет еле-еле

И даже двойку получил на той неделе.

IV . Итог.

  • Чем помогли вам книги?
  • Часто, читая книги, задумываешься над своими поступками. Книга самый главный учитель. Она учит жизни, учит любить и уважать человека, поэтому нельзя относиться к книге, как к вещи, без которой легко можно обойтись. Как хорошо, что в жизни есть мудрые и добрые друзья и советники – книги! Читайте книги и вы станете мудрее и умнее.

«Чтение - вот лучшее учение!» Пушкин А. С.

Раньше наша страна была самой читающей страной в мире! А сейчас? Мир, конечно, меняется, но нельзя забывать про книги! Ведь не случайно народная мудрость гласит:

Книга - друг человека.

Кто много читает, тот много знает.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Одна книга тысячу людей учит.

Книга - маленькое окошко, через него весь мир видно.

Книга - лучший подарок.

С книгою жить – век не тужить.

Дом без книги – день без солнца.

А вот что говорили знаменитые люди о книге и чтении:

«Чтение - вот лучшее учение!» Пушкин А. С.

«Если бы к моим ногам положили короны всех королевств мира взамен моих книг и моей любви к чтению, я отверг бы их все». Франсуа Фенелон

«Любить чтение - это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения». Монтескье

«Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное». Достоевский Ф. М.

«Чтение хороших книг - это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли». Декарт

«Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития». В.А. Сухомлинский

«Нет лучшего средства для освежения ума, как чтение древних классиков; стоит взять какого-нибудь из них в руки, хотя на полчаса, - сейчас же чувствуешь себя освеженным, облегченным и очищенным, поднятым и укрепленным, - как будто бы освежился купаньем в чистом источнике». Шопенгауэр А.

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Дидро Д.

«Чтение было для меня наилучшим средством против неприятностей в жизни; не было такого горя, которого час чтения не рассеял». Монтескье

«Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась». А.И. Герцен

«Большая часть человеческого знания во всех отраслях существует лишь на бумаге, в книгах, – этой бумажной памяти человечества. Поэтому лишь собрание книг, библиотека является единственной надеждой и не уничтожаемой памятью человеческого рода». А. Шопенгауэр

«Никакие провалы истории и глухие пространства времен не в состоянии уничтожить человеческую мысль, закрепленную в сотнях, тысячах и миллионах рукописей и книг». К.Г. Паустовский

«Книга – это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она рупор человеческой мысли. Мир без книги – мир дикарей». Н.А.Морозов

«Занятия с книгами - юность питают, старость увеселяют, счастье украшают, в несчастии доставляют убежище и утешение, дома радуют, вне дома не мешают...» Марк Тулий Цицерон

«Книга - чистейшая сущность человеческой души». Томас Карлейль

«В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас». Петрарка Ф.

«В книгах мы жадно читаем о том, на что не обращаем внимания в жизни». Эмиль Кроткий

«Вовремя прочитанная книга – огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее лучший друг или наставник». Павленко П.А.

«Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению». Фрэнсис Бэкон

«Книга – это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет».

«Я сужу о городе по количеству имеющихся в нем книжных магазинов». А.Г. Рубинштейн

«Из всех изобретений и открытий в науке и искусствах, из всех великих последствий удивительного развития техники на первом месте стоит книгопечатание». Ч. Диккенс

«Все хорошие книги сходны в одном, - когда вы дочитаете до конца, вам кажется, что все это случилось с вами, и так оно навсегда при вас и останется: хорошее и плохое, восторги, печали и сожаления, люди и места, и какая была погода». Э. Хемингуэй

«Нет развлечения дешевле и удовольствия продолжительней, чем чтение». Мэри Уортли Монтагу

«Одной из истин моей педагогической веры является безграничная вера в воспитательную силу книги. Школа – это прежде всего книга. Воспитание – прежде всего слова, книга, живые человеческие отношения. Книга – это могучее оружие. Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека». В.А. Сухомлинский

«Книги собирают жемчужины человеческой мысли и передают их потомству». Айбек


«Когда я вижу вокруг себя, как люди, не зная, куда девать свое свободное время, изыскивают самые жалкие занятия и развлечения, я разыскиваю книгу и говорю внутренне: этого одного довольно на целую жизнь» Ф.М. Достоевский
  • Теги:
Случайные статьи

Вверх