Введение в должность программа адаптации. Разработка программы адаптации

Адаптация персонала в организации - это приспособление компании и работника друг к другу. Перед сотрудником встают новые задачи, методы работы, его окружают незнакомые коллеги, и ему необходимо привыкнуть к новым условиям. Процесс адаптации персонала в организации не всегда регулируемый. Не все работодатели считают нужным разрабатывать систему, финансировать ее и отрывать опытных сотрудников от работы, чтобы упростить вхождение в должность новому работнику. Тем не менее адаптация персонала в организации должна быть тщательно проработана, что позволит избежать затрат, связанных с увольнением, поиском, подбором и наймом персонала

Виды адаптации

Процесс приспособления может быть следующих видов:

Первичная адаптация период внедрения нового работника, у которого нет трудового опыта и опыта коммуникации в рабочем коллективе. Чаще всего это молодые сотрудники, выпускники учебных заведений разных уровней, молодые мамы, которые только вышли из декрета. Этим кандидатам сложнее адаптироваться в коллективе и быстро начать работать эффективно.
Вторичная адаптация процесс внедрения нового сотрудника, у которого уже имеется опыт работы. Он знает, как происходят коммуникации в организации, что такое трудовой коллектив, какие этапы необходимо пройти в начале деятельности на новом рабочем месте. Этот процесс они переносят легче новичков. Кандидаты, которые меняют должность в компании, иногда переезжают в другой город. Это тоже специфическая разновидность адаптации.

Кроме этого, выделяют еще и другие формы приспособления персонала, которые разделяются в зависимости от направленности обучения.

Основные формы адаптации

Организация работы по адаптации персонала должна охватывать не только профессиональную деятельность работника. Она включает следующие формы:

  1. Социальная адаптация – Предполагает приспособление личности в социуме. Этот вид состоит из этапов внедрения в данную среду, изучения и принятия поведенческих норм социума, а также взаимодействия конкретной личности с этим обществом.
  2. Производственная адаптация – процесс, включения работника в новую для него производственную сферу, усвоения им производственных условий, норм трудовой деятельности, установления и расширения взаимосвязей между работником и производственной средой.
  3. Профессиональная адаптация – освоение процесса работы и ее нюансов. Выработка профессиональных качеств и навыков.
  4. Организационная адаптация – Основана на ознакомлении сотрудника с должностной инструкцией и понимании места его должности в организационной структуре компании и роли в производственном процессе.
  5. Психофизиологическая адаптация – В данном случае речь идет о психических и физических нагрузках, а также условиях труда на конкретном предприятии.
  6. Социально-психологическая адаптация – характеризуются вхождением вновь пришедшего специалиста в коллектив, его быстрым принятием ближайшего социального окружения.
  7. Экономическая адаптация – Под экономической адаптацией подразумевается приспособление нового работника к уровню зарплаты и порядку ее начисления, поскольку в каждой организации предусмотрен индивидуальный порядок и особенности материального вознаграждения.

Цели и задачи адаптации персонала

В качестве основных целей такой процедуры выделяется следующее:

  • Уменьшение начальных материальных затрат. Новый сотрудник еще не изучил свое рабочее место и обязанности, поэтому на начальных стадиях он будет работать недостаточно продуктивно, что неизбежно приведет к издержкам.
  • Уменьшение текучести кадров. На новом месте новичок будет чувствовать себя некомфортно и неуютно, поэтому за назначением на должность может последовать быстрое увольнение.
  • Уменьшение временных затрат руководящего состава и других сотрудников , поскольку адаптация и работа, проводимая по четко намеченному плану, позволяет сэкономить время.
  • Формирование позитивного отношения к трудовой деятельности , чувства удовлетворенности своей новой должностью.

Задачи адаптации на новой работе выполняет специальное подразделение или отдельный специалист. Для того чтобы работник как можно скорее стал полноправным членом трудового коллектива, должно проводиться следующее:

  • Проводятся различные курсы, семинары. На этих мероприятия рассматриваются сложные и спорные вопросы привыкания на новой должности и в новом коллективе;
  • Беседа руководителя и наставника с работником. Она может проводиться индивидуально с работником, где будут рассматриваться все волнующие вопросы.
  • Для руководящих должностей проводятся краткосрочные курсы;
  • Усложнение заданий в связи с ростом профессиональных навыков;
  • Для лучшей адаптации новому работнику могут давать различные общественные задания, которые носят разовый характер.

Основные методы адаптации персонала

Рассмотрим основные методы в виде таблицы:

Наставничество Опытные работники консультируют нового работника и вводят в курс дела
Тренинги и семинары Обучение нового сотрудника коммуникабельности, ораторскому искусству, как вести себя в стрессовых и непредвиденных ситуациях. В результате работник будет более продуктивно выполнять свои обязанности
Беседа Личная беседа нового работника с руководителем, кадровым отделом в процессе, которой он может получить ответы на возникающие вопросы.
Специальные программы Эти программы могут включать в себя различные ролевые игры, тренинги которые поспособствуют укреплению коллективного духа и сплоченности.
Экскурсия При использовании этого метода новый сотрудник знакомится с историей компании, структурными подразделениями, территорией, ее сотрудниками и корпоративной культурой.
Анкетирование После прохождения периода адаптации работнику предлагается заполнить анкету-отзыв
Аттестация, тестирование, корпоративные праздники и т.д. Все эти методы направлены на то, что бы новый работник смог почувствовать, что он нужен компании, он сможет и при этом у него повышается продуктивность.

Все методы можно использовать как в комплексе, так и отдельно для максимально продуктивного результата.

1. Область применения

1.1 Настоящее положение регламентирует действия по проведению адаптационной работы с вновь поступающим персоналом или персоналом, приступившим к работе на новом рабочем месте либо в измененных условиях труда Частного предприятия "Литопласт-Мед" (далее - Предприятие).
1.2.Процедура адаптации работников Предприятия направлена на обеспечение более быстрого вхождения в должность нового сотрудника, уменьшение количества ошибок, связанных с включением в работу, формирование позитивного образа компании, уменьшение дискомфорта первых дней работы, а также на оценку уровня квалификации и потенциала сотрудника в течение действия временного трудового договора .
1.3. Продолжительность адаптационного периода по времени совпадает со сроком временного трудового договора.
1.4. Данное Положение должны знать и использовать в своей работе ответственные за адаптацию сотрудники Предприятия:
- Руководители структурных подразделений;
- Сотрудники предприятия, назначаемые наставниками вновь принятых сотрудников;
- Сотрудники службы кадров.

2. Определения
2.1. В настоящем положении применяют следующие термины с соответствующими определениями:
- адаптация персонала - это процесс приспособления к потребностям, ценностей и профессиональной компетенции сотрудника, и требований, предъявляемым к нему Предприятием в соответствии с ее стратегическими целями и ценностями;
- адаптант - человек, приспосабливающийся к новым условиям;

Наставники - инструкторы производственного/профессионального обучения.

3. Порядок адаптации персонала
3.1 Необходимость в адаптационной процедуре
3.1.1 Адаптационная процедура необходима для снижения экономических потерь предприятия, связанных с длительностью периода приобретения адаптантамм достаточных навыков работы на рабочем месте и достижения плановой производительности труда .
3.1.2 Ответственность за организацию работы с адаптантами возлагается на непосредственных руководителей.
3.1.3 Адаптационную процедуру начинают:

§ для вновь принятых работников начинают с собеседования кандидата на вакантную должность с руководителем подразделения (см. Положение. о найме, перемещении и увольнении персонала)

§ для работников с выхода приказа о внедрении изменений в технологии работ.

§ ознакомление с графиком работы;

§ ознакомление с порядком получения инструмента;

§ ознакомление с порядком получения спецодежды, средств индивидуальной защиты, моющих средств (если они положены);

5.7. В зависимости от должности/специальности дополнительно (либо совместно с планом адаптации) оформляется Индивидуальный план прохождения адаптации, по форме указанной в приложении №3

6. Подведение итогов адаптации
6.1 Адаптация считается полноценной, если достигнуты следующие цели:
1) Профессиональная подготовка (овладение специальностью):

§ знание требований технологии выполняемых работ;

§ устойчивое выполнение норм выработки;

§ высокое качество выполнения работ;

2) Соблюдение норм жизни коллектива:

§ дисциплинированность и организованность (отсутствие прогулов и опозданий, нарушений технологической дисциплины, правил техники безопасности);

З) Социальная активность адаптанта:

§ хозяйское, бережливое отношение к частной собственности ;

§ экономии сырья, электроэнергии, топлива, материалов.

6.2 По завершении выполнения всех мероприятий и истечении срока адаптационного периода наставник оформляет и представляет в указанный срок "Отзыв" руководителю подразделения (директору, заместителю директора) (Приложение) для рассмотрения вопроса о продлении трудовых отношений и в графе "рекомендации" отмечает уровень готовности работника.
6.3 Руководитель подразделения (директор, заместитель директора) рассматривает "Отзыв", проводит беседу с наставником и работником, чтобы принять одно из решений:

§ о возможности проведения экзамена и о продлении трудовых отношений путем заключения контракта либо продления срока трудового договора;

§ о дальнейшей профессиональной подготовке;

§ о несоответствии работника ввиду неудовлетворительного завершения периода адаптации.

6.4 В случае неудовлетворительного результата экзамена или при отрицательном "Отзыве" наставника новому сотруднику предлагают увольнение по собственному желанию. При успешном же результате новый сотрудник утверждается в должности и все материалы директор передает работнику службы кадров для формирования личного дела нового сотрудника.

Приложение

Форма плана адаптации и пример ее заполнения

УТВЕРЖДАЮ:
Директор
Частное предприятие «Литопласт-Мед»
__________
"___"____________ 200_г.

План адаптации сотрудника

На период с ___________________ по _________________
Ф. И.О. ___________________________________________________________________
Подразделение_____________________________________________________________
Должность ________________________________________________________________
Дата начала работы _________________________________________________________
Дата окончания испытательного срока _________________________________________
Ф. И.О. наставника __________________________________________________________
Должность наставника ______________________________________________________

Мероприятие

Ответственное лицо

Срок исполнения

Отметка о выполнении

Подпись ответственного лица

С планом адаптации ознакомлены:
Адаптант _________________________________________ "___"____________ 200_г.
Наставник _________________________________________ "___"____________ 200_г.
Руководитель ______________________________________ "___"____________ 200_г.

Приложение

Оценка

нового сотрудника по результатам прохождения адаптации

(заполняется непосредственным руководителем/наставником)

Ф. И.О. адаптанта: __________________ Должность: __________________ Подразделение компании: __________________ Отдел: __________________ Дата выхода на работу: «___» ________ 20__ года срок ________ месяца, с ежемесячной проверкой знаний, умений и навыков. Непосредственный руководитель: __________________ Наставник: __________________

Оценка адаптанта за период: с ______________ по ______________ 20___ года

Критерии оценки:

· плохо - никак не проявляет данное качество;

· посредственно - редко проявляет данное качество;

· хорошо - часто проявляет данное качество;

· очень хорошо - обладает данным качеством.

Показатель

Оценка

плохо

посредственно

хорошо

очень хорошо

Результативность работы

Комментарий:

Знания по профилю должности/специальности

Комментарий:

Отношение к работе, работоспособность

Комментарий:

Инициативность, творческие способности

Какие программы адаптации сотрудников покажут отличные результаты в современных условиях, почему традиционные программы адаптации в организациях не всегда действуют – об этом в материалах статьи.

Из статьи вы узнаете:

Как составить план адаптации нового сотрудника

Программа трудовой адаптации сотрудников включает в себя методики, позволяющие новичку приобрести навыки, знания, привычки, освоить стереотипы, которые помогут максимально эффективно выполнять трудовые функции. Социальная адаптация подразумевает быстрое вливание в коллектив, усвоение и принятие корпоративной культуры. Узнайте, как , чтобы новички остались

Скачайте документы по теме:

Программа адаптации нового сотрудника традиционно включает в себя:

  • посещение семинарских занятий и курсов , разработанных для адаптации новичков с учетом специфики трудовой деятельности организации;
  • проведение индивидуальных бесед руководителя, наставника с работником;
  • проведение специализированных курсов для быстрой подготовки наставников;
  • организация интенсивных краткосрочных курсов для специалистов, которые впервые приступают к должности;
  • применение методик постепенного усложнения поставленных задач перед новичками;
  • выполнение различных поручений, направленных на взаимодействие со всеми членами рабочего коллектива;
  • тренинги;
  • ролевые игры с применением ситуаций, которые ежедневно возникают на рабочем месте.

Если в компании широко применяется наставничество, тренинги, используются краткосрочные интенсивные методики обучения, но не проводится индивидуальный подход к молодому поколению, в период адаптации наблюдается текучесть кадров. Молодые специалисты подают заявление на увольнение, мотивируя свой уход тем, что действительность не оправдала их ожиданий. Узнайте, как разработать с учетом специфики работы и индивидуальных особенностей

Какие современные методики включить в программу адаптации сотрудников

Что включить в программу социальной адаптации

Баддинг рационально включать план социальной адаптации. Методики, позволяющие новичку приобрести навыки, знания, привычки, освоить стереотипы, которые помогут максимально эффективно выполнять трудовые функции, рационально оставить традиционные.

Еще одно важное условие: бадди и новичок должны иметь что-то общее помимо работы. Например, закончить один вуз или школу. Тогда у бадди и его подопечного сразу появится тема для разговора. Разумеется, немаловажно, чтобы тот, кого назначили на роль бадди, принадлежал к тому же поколению, что и новичок, а также был общительным и отзывчивым. Замкнутый и необщительный сотрудник не подойдет для такой роли. Узнайте, как на 1 апреля

В программу адаптации сотрудников включите тренинг для бадди, разъясните, что они не должны учить новичков работать. Объясните будущим бадди, их задача - не обеспечивать рост профессионализма у новичков, не заботиться об их карьере, а консультировать по текущим организационным вопросам:

  • где оформить и получить пропуск;
  • к кому обратиться за советом;
  • как записаться в секцию;
  • как оформить запрос на канцелярские товары;
  • где сидят IT-специалисты;
  • как сделать заявку на устранение неполадок в работе принтера.

Чтобы адаптация новых сотрудников в коллективе прошла быстро и безболезненно, разработайте план-программу адаптации вхождения в должность, который может быть рассчитан на разное количество времени – все зависит от размеров вашего салона или клиники.

Деятельность любого салона красоты или клиники предполагает слаженную командную работу. Коммуникативные навыки нового сотрудника стоит оценивать на собеседовании, чтобы точно знать, с кем вам и вашим коллегам придется иметь дело. Интервью лучше проводить в присутствии будущих руководителей сотрудника, то есть обязательно с присутствием директора салона, а не только управляющего, так в дальнейшем работник всегда будет знать, к кому обратиться с вопросом или за советом.

Чтобы человек перед вами раскрылся и не чувствовал себя скованно, стоит создать комфортную атмосферу: индивидуальное приветствие кандидата в зоне приема гостей, возможность выпить кофе, ожидая своей очереди и другое.

В первый рабочий день директор или управляющий салона должен провести для сотрудника экскурсию: познакомить с коллегами, показать, где что находится, рассказать, какие существуют локально-нормативные акты компании - это снимет множество вопросов.

План (программа) адаптации нового сотрудника на примере клиники

Для нового сотрудника можно разработать план адаптации - программу вхождения в должность (пример ниже), который может быть рассчитан на разное количество времени - все зависит от размеров вашего салона или клиники. Документ поможет структурировать первые недели работы сотрудника.

Введение в должность

Ответственный

Первый рабочий день

Знакомство с главным врачом клиники

Администратор клиники

Инструктаж по технике безопасности

Специалист по безопасности

Основной блок (продолжительность до трех месяцев)

Знакомство с основными должностными обязанностями, правилами и стандартами клиники

Обучение работе с косметическими продуктами клиники

Руководитель/наставник/коллеги

Дополнительный блок

Базовый семинар для новых сотрудников

Управляющий


Поэтапный процесс адаптации новых сотрудников в коллективе

Как составляющая плана адаптации нового сотрудника, еще один эффективный способ безболезненного вхождения новичка в должность - процесс, который состоит из трех этапов.

Первый этап включает в себя оформление сотрудника и проведение с ним ориентировочной беседы . Основная ее задача - предоставление новичку сведений о компании: ее традициях, правилах делового этикета, корпоративных стандартах, дресс-коде (обязательное ношение бейджа, если речь идет о клинике, недопустимо нахождение работников в одежде спортивного стиля, вызывающе открытых платьях, майках) и другое.

Второй этап полностью посвящен освоению сотрудником должностных обязанностей , изучению структуры компании и ее деятельности. Новичку дается задание на испытательный срок, согласованное с его непосредственным руководителем (образец ниже).

Задание на испытательный срок

Должность________________Администратор салона____________________________

Испытательный срок с ___________2014 г. по _____________2014г.

Критерий оценки

Результат выполнения (%)

Изучение телефонного справочника салона красоты

Телефонный справочник изучен

Информационное обслуживание сотрудников салона

Своевременное информационное обслуживание салона

Продажа продукции клиентам

Продажа происходит планово, жалоб от клиентов нет.

Информационное обслуживание клиентов салона

Информирование клиентов происходит оперативно и своевременно

К концу испытательного срока, на третьем этапе, происходит оценка работы нового сотрудника. Новичок пишет отчет о проделанной им работе, а затем проходит профессиональное тестирование . Уже по его итогам руководитель принимает решение о результатах прохождения испытательного срока: либо в пользу сотрудника, либо нет.

Важно упомянуть о проведении специального адаптационного семинара, на котором сотрудники могут познакомиться, послушать презентации о деятельности салона, поучаствовать в веселой интерактивной игре.

Подготовка коллектива к приходу новичка

Так же в пример советуем включить в план адаптации нового сотрудника еще одну очень эффективную меру - рассылку по корпоративной почте письма, уведомляющего всех работников о новом сотруднике. Сообщите имя, фамилию, должность новичка, попросите оказать ему максимальную поддержку. Если вы практикуете план вхождения в должность, то его стоит разослать всем сотрудникам, с которыми будет сотрудничать новый работник, а также администратору.

Либо просто перед выходом нового сотрудника соберите коллектив и расскажите о порядке взаимодействия с новым работником, назначьте кого-нибудь, кто будет помогать ему с адаптацией и с теми вопросами, которые у него возникнут. Пусть это даже будет официальный наставник, чтобы все вопросы, касающиеся работы, решались на месте и под руководством человека «в теме».

Отдельно стоит поработать с «ветеранами» — мотивировать их к сотрудничеству: показать насколько они опытны, отметить, что они могут стать настоящими наставниками для нового товарища по работе. В клинике целесообразно подчеркивать престижность наставничества, позиционировать его как ступень карьерного роста. «Дедовщина» ни в коем случае недопустима, она приводит к убыткам, снижает имидж компании.

Налаживание отношений между сотрудниками разных поколений

Возраст сотрудника в адаптации играет свою роль: представители молодого поколения быстрее вливаются в коллектив, нежели люди постарше.

На сегодняшний день во многих салонах красоты управленцы моложе своих подчиненных. В таком случае руководитель должен осознать, что подчиненные - уже сформировавшиеся профессионалы, и выстраивать партнерские отношения нужно исходя из такого определения.

Для директора также важно четко указывать общую цель , чтобы сотрудники уделяли ей максимум времени, а не выясняли отношения.

Важен также личный пример. Показывайте сотрудникам, что вы поощряете только хорошие отношения в коллективе, относитесь ко всем одинаково вежливо и с уважением. Все конфликты разруливайте на месте. Старшие работники смогут перенять ваш стиль руководства и станут гуру для новичка.

Бывает, что причиной конфликта между сотрудниками становится новый работник. Его стиль общения и манера поведения не устраивают, даже оскорбляют «бывалых». Здесь стоит найти компромисс: поговорить с «новобранцем» о проблеме, попросить корректировать свое поведение исходя из ситуации; и также поговорить с работниками, объяснить им, что не стоит давить на сотрудника только из-за того, что он сразу же не вписался в коллектив. Не забывайте про факт «переноса» модели поведения. Например, сотрудник ведет себя фамильярно в общении с коллегами: сразу переходит на «ты», с клиентами и сотрудниками общается в довольно жесткой манере. Не спешите принимать крайние меры, вполне возможно, что такая модель поведения была принята на его предыдущей работе. Проведите беседу с сотрудником, расскажите о том, что у вас в компании принят деловой стиль общения и уважительное отношение ко всем подчиненным.

За процесс адаптации нового сотрудника ответственны все работники организации, от мала до велика. Поэтому первый день сотрудника в компании должен стать для него праздником.

Характеристика ОАО "Омега-банк"

ОАО "Омега-банк" входит в число крупнейших банков России (по данным ЦБ РФ) и ведет свою историю с 1995 года.

ОАО "Омега-банк" предоставляет полный спектр услуг для частных клиентов, комплексное обслуживание корпоративным клиентам, малому и среднему бизнесу. Приоритетным направлением бизнес-стратегии Омега-банка является качественное развитие банковского ретейла. Банк имеет одну из самых масштабных региональных сетей: представлен в 160 городах, расположенных в 65-ти регионах России, обслуживание клиентов осуществляется в 253 офисах от Калининграда до Владивостока. В ОАО "Омега-банк" приняты кодекс этических норм и кодекс корпоративного поведения.

Отдел персонала в ОАО "Омега-банк"

В компании выделен отдельный отдел найма, оценки и развития, который включает в себя:

  • - группа найма;
  • - группа оценки и развития;

Группа найма занимается формированием и оценкой потребности в персонале, формированием заявок на персонал, включая формальные и неформальные требования. Здесь необходимо тесное взаимодействие со всеми отделами организации. Также в обязанности группы входит подбор работников, проведение собеседования с кандидатом, которое первоначально проводит сотрудник группы найма, а затем проводится собеседование совместно с начальником отдела, в который проходит набор.

В круг обязанностей группы оценки и развития входит обучение вновь принятых сотрудников и проведение семинаров и тренингов для уже работающих, что позволяет повысить квалификацию и компетенцию сотрудников. Также это непосредственная разработка данных программ обучения. Группа занимается поиском и заключением соглашений на проведение различных семинаров вне компании, если не представляется возможным провести обучение на месте. Большую часть работы занимает ежегодная оценка персонала, которая проводится в виде компьютерного тестирования. Также руководителям подразделений предлагается заполнить "Модель компетенций" относительно своих сотрудников, результаты которой обрабатываются также данным подразделением. К функциям группы оценки и развития можно отнести и адаптацию персонала, и контроль функции наставничества. Также на группу возложены функции по ведению договоров и отчетности, администрированию сайта компании, разработке и формированию курсов профессиональной и общеразвивающей направленности для сотрудников. Сейчас планируется также возложить на группу функции по работе со студентами. Это новое направление в организации: стажировки и семинары для студентов.

В компании разработаны положения "Об адаптации" и "О наставничестве".

Положение "Об адаптации" устанавливает порядок процесса адаптации работников. Процесс адаптации направлен на создание необходимых условий для вхождения работника в организацию и наиболее быстрого достижения им эффективных результатов работы. А также определение области ответственности структурных подразделений и должностных лиц в процессе адаптации работников.

В компании процесс адаптации совпадает с испытательным сроком (три месяца), если таковой устанавливается работнику при приеме на работу.

В положении "О наставничестве" закреплена цель наставничества - достижение необходимой эффективности работников организации в максимально короткие сроки посредством оптимизации процесса их адаптации и организации процесса обучения на рабочем месте. В положении прописаны также меры материального и нематериального поощрения наставников.

С целью создания необходимых условий для вхождения новых сотрудников в организацию и наиболее быстрого достижения ими эффективных результатов работы в процессе адаптации в ОАО "Омега-банк" предусмотрены:

  • 1) наставничество;
  • 2) участие в тренингах, семинарах;
  • 3) участие в интеграционном курсе "Введение в "ОМЕГА-БАНК".

Процесс адаптации на предприятии включает три этапа:

организация введения в компанию (социально-психологическая адаптация);

планирование и прохождение адаптации (профессиональная адаптация);

оценка прохождения адаптации (подведение итогов адаптации и проведение экзамена).

В положениях "Об адаптации" и "О наставничестве" отражаются все три составляющие.

В разделе организации введения в компанию описывается процесс ознакомления новичка с требованиями организации, правилами и нормами поведения на работе. Служба персонала знакомит нового сотрудника со следующими документами:

  • - должностной инструкцией;
  • - трудовым договором;
  • - инструкцией по технике безопасности;
  • - правилами внутреннего трудового распорядка;
  • - положением о персонале;
  • - положением о коммерческой тайне;
  • - системой оплаты труда;
  • - положением о дисциплинарной практике;
  • - кодексом деловой этики.

Профессиональная адаптация включает в себя выполнение намеченного для новичка "Плана работы на испытательный срок".

На этом этапе у каждого сотрудника есть наставник, который курирует молодого специалиста на протяжении всего адаптационного периода и несет ответственность за выполнение мероприятий, прописанных в "Плане работы на испытательный срок". Наставником назначается либо непосредственный руководитель новичка, либо опытный сотрудник.

Профессиональная адаптация сотрудника заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, необходимых навыков, приемов работы, способов принятия решения.

По завершении выполненных мероприятий и истечении срока адаптационного периода наставник представляет в службу персонала "Отзыв" для рассмотрения вопроса о проведении экзамена. В графе "Рекомендации" наставник отмечает уровень готовности нового сотрудника.

При вынесении решения о проведении аттестации служба персонала формирует аттестационную комиссию, в которую обычно входят: наставник, линейный руководитель, руководитель или специалист службы персонала, руководители компании, являющиеся экспертами в данной области. Служба персонала совместно с руководителем подразделения готовит предполагаемый перечень вопросов: например, для менеджеров по продажам - знание реализуемой продукции, ассортимента товаров, документооборота, психологии общения.

Накануне аттестации нового работника службой персонала и линейным руководителем готовятся документы ("План работы на испытательный срок", "Отзыв", "Оценка труда сотрудника по истечении испытательного срока") с целью ознакомления с ними аттестационной комиссии.

После изучения документов и беседы с сотрудником члены аттестационной комиссии принимают окончательное решение о приеме сотрудника на постоянную работу. Результаты заносятся в "Аттестационный лист", подписываются всеми участниками аттестации.

В случае неудовлетворительного результата экзамена или при отрицательном "Отзыве" наставника новому сотруднику предлагается увольнение по собственному желанию или как не выдержавшему испытательный срок.

При положительном результате аттестации председатель аттестационной комиссии торжественно поздравляет сотрудника с успешным прохождением испытательного срока. Служба персонала представляет копию "Аттестационного листа" в бухгалтерию для изменения оплаты труда.

Из собранных материалов служба персонала формирует личное дело нового сотрудника.

Помимо разработанного "Положения об адаптации", где прописаны все регламентирующие процедуры работы с новыми сотрудниками, в компании доброжелательная внутренняя культура по отношению ко всем вновь пришедшим сотрудникам. Проводится предварительная работа с коллективом, в который приходит новичок. Руководитель до появления в подразделении новичка рассказывает о нем в общих чертах членам коллектива. Это та информация, которая всегда интересует сотрудников: его возраст и семейное положение, какой участок работы ему будет поручен, как может пригодиться коллективу его опыт работы. Так же сотруднику обязательно предоставляется отдельное рабочее место: компьютер, пишущие принадлежности и т.п. Все это способствует работать более эффективно и с полной отдачей.

Также проводятся различные семинары и тренинги. Некоторые из них:

"Техника обслуживания клиентов";

"Стрессоустойчивость при решении вопросов";

"Юридические аспекты для специалистов отдела продаж";

"Навыки поведения в конфликте" и т.д.

Т.е. работодатель организует обучение работников, как до заключения трудового договора, так и во время трудовых отношений с работником.

Интеграционный курс "Введение в "ОМЕГА-БАНК" позволяет вновь принятым работником ознакомиться с организацией, её историей, миссией и видением, корпоративной культурой, мероприятиями, проводимыми для сотрудников, что является важным и интересным при начале работы в большой организации.

Случайные статьи

Вверх