Причины исключения из сро. Порядок прекращения членства в СРО и образец уведомления (заявления)

Новый закон: организации, добровольно вышедшие из СРО, не могут вступать ни в какую СРО России в течение одного года. Несправедливость закона сохраняется

В рамках детального рассмотрения нововведений принятых во втором чтении поправок в Градостроительный Кодекс эксперт Общественного Совета по развитию саморегулирования Петр Котенков изучил одну из несправедливостей нового закона – запрет на вступление в новую СРО после добровольного выхода организации из старой.

«Статья 55.7 Градостроительного Кодекса РФ в новой редакции в части 6 указывает, что «в случае добровольного прекращения индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом членства в саморегулируемой организации такое лицо в течение одного года не может быть вновь принято в члены саморегулируемой организации».

В порядке обсуждения профессиональным сообществом неоднократно обращалось внимание Минстрой на то, что есть явная сырость в документах, недоразумение. Организации, добровольно прекратившие членство в СРО, фактически лишаются прав ведении бизнеса. А ведь многим членам СРО это очень важно, потому что они зависят от наличия подрядов. Чаще это касается организаций, которые осуществляют строительство и ремонт.

Для работ по выполнению текущего ремонта не требуется членство в саморегулируемой организации. Однако если среди перечня заказов у таких организаций появляется хотя бы один из видов, связанный с капитальным строительством, капитальным ремонтом, реконструкцией, то здесь уже членство требуется. Так, например, если производится текущий ремонт в здании, не затрагивающий несущих конструкций, то он проводится без необходимости вступать в СРО. Однако если в ходе ремонта потребуется видоизменить хотя бы одну капитальную стенку, то уже требуется.

Очевидно, что ориентируясь на годовые заказы, строительно-ремонтные организации примерно представляют, нужно им членство в саморегулируемой организации или нет. Конечно, они могли бы выйти из СРО, а при необходимости снова вступить в нее. Однако теперь законом им будет отказано в таком праве.

Нонсенсом и явной несправедливостью является то, что если организацию за то или иное нарушение исключили из СРО, то она по новому закону не лишена права вступить повторно в ту же или иную саморегулируемую организацию.

Тем самым создается парадоксальная ситуация: добровольно вышедшие, но добросовестные организации лишаются права ведения части бизнеса, а недобросовестные и исключенные из членов СРО, допустим, за нанесенный ущерб или низкое качество работ, могут быть членами СРО неограниченное количество раз без всяких временных ограничений.

Общественный Совет уверен: такие нормы закона вряд ли будут способствовать достижению СРО их основной цели – повышению качества работ и безопасности, предупреждению вреда».

Эксперт Общественного Совета Петр Котенков

  • 1. Членство в саморегулируемой организации прекращается в случае:
  • 1) добровольного выхода члена саморегулируемой организации из саморегулируемой организации;
  • 2) исключения из членов саморегулируемой организации по решению саморегулируемой организации;
  • 3) смерти индивидуального предпринимателя - члена саморегулируемой организации или ликвидации юридического лица - члена саморегулируемой организации.
  • 1.1. В случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, членство в саморегулируемой организации прекращается со дня поступления в саморегулируемую организацию заявления члена саморегулируемой организации о добровольном прекращении его членства в этой организации.
  • (часть 1.1 введена Федеральным законом от 27.07.2010 № 240-ФЗ)
  • 2. Саморегулируемая организация принимает решение об исключении из членов саморегулируемой организации индивидуального предпринимателя или юридического лица в случае:
  • 1) несоблюдения членом саморегулируемой организации требований технических регламентов, повлекшего за собой причинение вреда;
  • 2) неоднократного в течение одного года или грубого нарушения членом саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, требований технических регламентов, правил контроля в области саморегулирования, требований стандартов саморегулируемых организаций и (или) требований правил саморегулирования;
  • 3) неоднократной неуплаты в течение одного года или несвоевременной уплаты в течение одного года членских взносов;
  • 4) невнесения взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации в установленный срок;
  • 5) отсутствия у индивидуального предпринимателя или юридического лица свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, за исключением случая, указанного в части 7 статьи 55.8 настоящего Кодекса;
  • 6) неоднократного в течение одного года привлечения члена саморегулируемой организации к ответственности за нарушение миграционного законодательства.
  • (п. 6 введен Федеральным законом от 23.07.2013 № 207-ФЗ)
  • 3. Решение об исключении из членов саморегулируемой организации индивидуального предпринимателя или юридического лица принимается общим собранием членов саморегулируемой организации. В случае отсутствия у индивидуального предпринимателя или юридического лица свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, за исключением случая, указанного в части 7 статьи 55.8 настоящего Кодекса, решение об исключении из членов саморегулируемой организации индивидуального предпринимателя или юридического лица вправе принять постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации.
  • 4. Лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взносы в компенсационный фонд саморегулируемой организации, если иное не предусмотрено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса.
  • ред. Федерального закона от 27.07.2010 № 240-ФЗ)
  • 5. Решение саморегулируемой организации об исключении из членов саморегулируемой организации может быть обжаловано в арбитражный суд.

Комментарий_

  • 1.1. Комментируемая статья регулирует прекращение членства в СРО в градостроительной сфере по любым основаниям: как виновным, так и невиновным, как по инициативе СРО, так и по инициативе самого члена СРО.
  • 2. Случаи исключения из СРО, предусмотренные п. 1 и 2 ч. 2 ст. 55.7 ГрК, в части, относящейся к нарушению технических регламентов, отличаются тем, что в первом случае имеется в виду любое однократное несоблюдение членом СРО требований технических регламентов, повлекшее последствия в виде причинения вреда, а во втором случае речь идет о нарушении технических регламентов, не повлекшем причинения вреда, но при этом неоднократном в течении года или грубом. Закон не конкретизирует понятие грубого нарушения применительно к техническим регламентам, так же как и применительно к документам СРО, нарушение требований которых влечет исключение из СРО согласно ч. 2 комментируемой статьи.

Что касается неоднократности нарушений в течение года, то для исключения лица из СРО необходимо, чтобы первое его нарушение в течение года было надлежащим образом зафиксировано и в связи с ним должны быть применены меры дисциплинарного воздействия согласно ст. 55.15 ГрК. Представляется, что норма п. 2 ч. 2 ст. 55.7 ГрК не подразумевает, что для исключения из СРО необходимо, чтобы дважды в течение года были нарушены требования одного и того же из перечисленных документов или требования документов одного и того же вида (например, повторное в течение года нарушение требований именно и только технических регламентов). В действительности каждое из двух нарушений может касаться требований любого из перечисленных документов (например, если первое нарушение касалось требований технических регламентов, а второе - правил саморегулирования, то исключение из СРО возможно). По-видимому, как и в иных отраслях законодательства (в частности, согласно нормам гл. 11 ГК), под годом в данном случае следует понимать не календарный год, а годичный период, в данном случае исчисляемый с момента совершения первого нарушения и истекающий в соответствующие дату и месяц следующего календарного года.

3. Одним из оснований для исключения из СРО является неоднократная неуплата в течение одного года или несвоевременная уплата в течение одного года членских взносов. Рассматривать признак неоднократности и исчислять годичный срок следует так же, как и в случае п. 2 ч. 2 комментируемой статьи. Исходя из буквального содержания нормы, исключение по этому основанию возможно только из тех СРО, в которых установлено внесение членских взносов несколькими периодическими платежами в течение года (например, ежемесячно, ежеквартально). Если же обязанность по уплате взносов возникает у членов СРО не чаще чем раз в год (т.е. с промежутком в год или более), то данная норма будет фактически неприменима.

При этом исключение из СРО по этому основанию не препятствует СРО также и взыскать с члена СРО, в том числе бывшего, не уплаченные членские взносы за период его членства в СРО. Это подтверждается судебной практикой. В то же время спорным в судебной практике является вопрос о том, вправе ли СРО взыскать членские взносы за полный год, если лицо пробыло в СРО только часть года.

С одной стороны, имеется ряд судебных актов, в которых указывается, что, если данный вопрос прямо не урегулирован в уставе партнерства, имеющего статус СРО, то неуплаченные взносы могут быть взысканы только за часть года (например, Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2012 № 06АП-1085/2012 по делу № А04-9707/2011). При этом суды ссылались на правовую позицию Президиума ВАС РФ, выраженную в постановлении от 4 октября 2011 г. № 7073/11 по делу № А41-27185/10. Согласно этой правовой позиции обязанность по уплате членского взноса должна быть поставлена в зависимость от периода нахождения участника в некоммерческом партнерстве с учетом даты получения партнерством заявления общества о своем выходе из состава членов партнерства; применение аналогии закона (норм об ассоциациях и союзах), обязывающих уплачивать членские взносы за весь год, неуместно.

С другой стороны, следует отметить, что Президиум ВАС обосновал этот вывод тем, что, в отличие от партнерства, которое вправе осуществлять предпринимательскую деятельность (п. 2 ст. 8 ФЗ о НКО), ассоциации и союзы такую деятельность вести не могут (абз. 2 п. 1 ст. 11 ФЗ о НКО), и бремя финансирования ассоциаций и союзов возложено на участников исключительно за счет внесения членских взносов, чего нет в некоммерческих партнерствах. Учитывалось и то, что после выхода из партнерства бывший его член утрачивает возможность получать от партнерства встречное предоставление. Однако рассмотренное Президиумом ВАС дело касалось членских взносов в партнерстве, не имевшем статуса СРО. СРО же, как и ассоциации и союзы, также не имеют права вести предпринимательскую деятельность (п. 2 ст. 8 ФЗ о НКО, ч. 1 ст. 14 ФЗ о СРО), поэтому их статус ближе к статусу ассоциаций и союзов, чем некоммерческих партнерств, не являющихся СРО. Поэтому по другому аналогичному делу арбитражный суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что членские взносы с члена СРО могут быть взысканы за полный год, даже если его членство в СРО прекратилось раньше (Постановление ФАС Московского округа от 25.07.2012 по делу № А40-75476/11-48-621).

Эта неопределенность актуальна и для случаев, когда член СРО требует взыскать со СРО излишне уплаченные, по его мнению, членские взносы за часть года после прекращения его членства в партнерстве, поскольку такие споры фактически касаются тех же правоотношений. По вопросу о возможности возврата уплаченных членских взносов также см. ч. 4 комментируемой статьи.

  • 4. Исходя из буквального содержания п. 4 ч. 2 комментируемой статьи, неисполнение членом СРО обязанности по внесению взноса в компенсационный фонд дает СРО право только исключить из СРО этого члена СРО, но не взыскать с него взнос в компенсационный фонд. Это подтверждается судебной практикой (см., например, постановление ФАС Центрального округа от 18.07.2013 по делу № А35-10322/2012).
  • 5. Норма п. 5 ч. 2 комментируемой статьи не относится к случаю, когда член СРО фактически выполняет хотя бы один вид работ, на который у него нет свидетельства о допуске. В таком случае ГрК последствий не предусматривает, а ответственность наступает по нормам ст. 9.5.1 КоАП; в исключительных случаях возможна и принудительная ликвидация согласно п. 2 ст. 61 ГК.

Действительный смысл п. 5 ч. 2 комментируемой статьи в другом - имеется в виду случай, когда у члена СРО вообще нет ни одного действующего свидетельства этой СРО о допуске. Как правило, это возможно, если действие свидетельства о допуске прекращено в отношении всех ранее указанных в нем видов работ, что возможно как по инициативе СРО, так и по инициативе члена СРО.

6. Новым для ГрК является такое основание исключения из СРО, как неоднократное в течение одного года привлечение члена СРО к ответственности за нарушение миграционного законодательства (п. 6 ч. 2 комментируемой статьи). Исчисление годичного срока должно осуществляться так же, как указано выше применительно к неоднократному нарушению технических регламентов и документов СРО, но с учетом того, что в данном случае годичный срок начинает течь не с момента совершения членом СРО нарушения миграционного законодательства, а именно с момента привлечения к ответственности за это нарушение.

Следует отметить, что норма сформулирована максимально широко и подразумевает привлечение к ответственности за любое нарушение миграционного законодательства, а не только незаконное привлечение к трудовой деятельности в России иностранных граждан и лиц без гражданства (ч. 1,2,4 ст. 18.15 КоАП) или неуведомление об этом уполномоченных государственных органов (ч. 3, 5 ст. 18.15 КоАП). Это могут быть и неисполнение обязанностей по миграционному учету (ч. 4 ст. 18.9 КоАП), и иные нарушения правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ (ч. 1,3, 5, 6 ст. 18.9 КоАП), совершенные членом СРО как принимающей стороной, а также любое иное нарушение норм гл. 18 КоАП, которое может совершить юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. В отдельных случаях лично член СРО, имеющий статус индивидуального предпринимателя, может быть даже субъектом уголовной ответственности за нарушение миграционного законодательства по ст. 322.1 УК «Организация незаконной миграции».

Более того, поскольку закон не ограничивает правоспособность членов СРО деятельностью в градостроительной сфере, с учетом буквального текста нормы п. 6 ч. 2 комментируемой статьи следует сделать вывод о том, что она охватывает даже нарушения, никак не связанные с выполнением работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, и вообще не связанные с инженерными изысканиями, проектированием или строительством. В подобной ситуации исключение нарушителя из числа членов СРО не будет соответствовать целям саморегулирования и СРО в градостроительной сфере, сформулированным в ст. 55.1 ГрК. С учетом этого надо признать, что диспозиция нормы п. 6 ч. 2 комментируемой статьи сформулирована излишне широко.

7. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает общее правило о невозможности возврата лицу, прекратившему членство в СРО, уплаченных вступительного взноса, членских взносов и взносов в компенсационный фонд СРО. Применительно к компенсационному фонду исключение из этого правила установлено ч. 3 ст. 55.16 ГрК, ч. 4 ст. 3.2 ФЗ о введении в действие ГрК. Подробнее об этом см. комментарий к ст. 55.16 ГрК.

В судебной практике дополнительно отмечалось, что фактическое невыполнение членом СРО работ, указанных в свидетельстве о допуске к отдельным видам работ, которые влияют на безопасность объектов строительства, не является основанием для возврата ему взноса в компенсационный фонд при выходе из состава членов СРО (Определение ВАС РФ от 19.09.2012 N° ВАС-12267/12 по делу № А56-1294/2011, постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.05.2012 по тому же делу). При этом суды отметили, что правовое значение для определения права на возврат взноса в компенсационный фонд имеет факт включения соответствующих видов работ в свидетельство о допуске, а не реальное осуществление строительной организацией этих работ.

Основания для лишения саморегулируемой организации права выдавать допуски на осуществление деятельности в сфере строительства предусмотрены ст.55.2 ч.5 ГрК РФ.

Если СРО исключили из реестра, все допуски, выданные ранее некоммерческим партнерством, становятся недействительными.

В случае продолжения деятельности по свидетельствам исключенной саморегулируемой организации компании должны нести уголовную ответственность согласно ст. 171 УК РФ.

Причины и порядок исключения

Исключение саморегулируемой организации из реестра может произойти по одной из следующих причин:

  • Несоответствие количества участников партнерства или размера компенсационного фонда организации предусмотренным нормам.
  • Отсутствие внутренних стандартов и правил саморегулирования для участников некоммерческого партнерства.
  • Несоответствие разработанных и утвержденных требований к выдаче свидетельств о допуске нормам, предусмотренным ст.55.5 ГрК РФ.
  • Необеспечение информации о деятельности саморегулируемой организации и деятельности отдельных участников ассоциации.
  • Неуплата вступительного или членского взноса в НОСТРОЙ.
  • Непредставление сведений о размере компенсационного фонда или отсутствие реестра участников в открытом доступе.
  • Представление недостоверных данных об адресе некоммерческого объединения.
  • Не представление сведений в НОСТРОЙ о наименовании и виде СРО в течение 6 месяцев после формирования.
  • С 1 июля 2017 года в ГрК РФ вносятся изменения согласно ФЗ №372 от 03.07.2016. Пункт 5, который предусматривает исключение из реестра за неуплату взносов в Национальное объединение саморегулируемых организаций, признается утратившим действие.

    Последствия для компаний

    После выявления нарушений решение об исключении некоммерческого партнерства принимается во внесудебном порядке.

    Если СРО исключили из реестра, последствия для компаний-участников заключаются в невозможности продолжать профессиональную деятельность и утрате средств, внесенных в компенсационный фонд некоммерческого партнерства.

    Юридические лица рискуют потерей контракта, отказом в возмещении НДС и полным прекращением деятельности.

    Что делать членам исключенной СРО для исключения простоя и возобновления работы в рамках закона? Компании должны выбрать новое некоммерческое партнерство и вступить в него в течение 30 дней после исключения старой СРО из реестра. Другой вариант действий – оспаривать решение Ростехнадзора в Арбитражном суде.

    Вопрос о возврате средств КФ остается спорным. Согласно ГрК РФ, средства пострадавших компаний должны сохраняться.

    В соответствии с разработанным алгоритмом, деньги из компенсационного фонда исключенной саморегулируемой организации поступают в НОСТРОЙ, а затем по заявлению юридических лиц средства переводятся на счет новой организации.

    В заявлении о переводе КФ член СРО указывает название исключенной из государственного реестра СРО, наименование новой ассоциации, ее номер в едином реестре и банковские реквизиты.

    К составленному заявлению нужно приложить копии решения Совета нового объединения о принятии компании и выдаче допуска на осуществление деятельности в сфере строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений.

    Однако на практике ликвидированные некоммерческие партнерства отказываются переводить деньги в добровольном порядке. Средства зачастую взимаются только по решению суда, что затягивает процесс. Поэтому в положенный месячный срок пострадавшая строительная компания не может вернуть КФ и вынуждена повторно уплачивать взнос в СРО.

    Выбор новой организации

    Что делать, если СРО исключили из реестра, кто будет компенсировать убыток компаний в результате ликвидации некоммерческого партнерства и как обезопасить себя в дальнейшем – главные вопросы, которые интересуют участников попавшего под санкции объединения.

    СРО компенсируют только ущерб заказчика, который возник в результате ненадлежащего исполнения договорных обязательств участником объединения. Выплата средств из фонда для обеспечения материальной ответственности не предусмотрена.

    Следовательно, саморегулируемая организация не сможет защитить своих участников, поэтому компании должны внимательно относиться к выбору СРО для вступления.

    Если некоммерческое партнерство входит в группу риска, следует заранее предусмотреть вероятность перехода в другую ассоциацию.

    Строительные компании должны проводить качественную проверку саморегулируемой организации перед внесением средств в компенсационный фонд, чтобы исключить финансовые потери в дальнейшем.

    Что делать, если вашу СРО исключили из государственного реестра?

    В настоящее время на практике участились случаи, когда СРО исключают из государственного реестра. На момент написания настоящей статьи НОСТРОЙ (Национальное объединение строителей) исключило из государственного реестра более 50 строительных СРО, НОПРИЗ (Национальное объединение проектировщиков) исключило из государственного реестра 26 проектно-изыскательских СРО.

    Что такое исключение СРО из государственного реестра? Это лишение СРО специального статуса, процедура аналогична отзыву лицензии у банка.

    Внесение информации о строительной (проектной) организации в реестр членов СРО является юридически значимым действием и с даты включения в реестр СРО у организации возникает право на осуществление строительства (проектирования).

    При лишении СРО статуса прекращают действие и выданные такой СРО права на осуществление строительства (проектирования). То есть с даты исключения СРО из государственного реестра (не путать с ликвидацией организации и исключением сведений из ЕГРЮЛ) автоматически аннулируются выданные такой СРО права на осуществление строительства (проектирования).

    Когда СРО лишают статуса , строительная (проектная) организация сталкивается с необходимость решения двух вопросов:

  • что делать с действующими договорами подряда на строительство (проектирование), ведь выданная выписка из реестра членов СРО теперь недействительна?
  • что будет с уплаченными ранее средствами компенсационного фонда ?
  • Ответить на первый вопрос не сложно: необходимо срочно вступать в новую СРО (в противном случае вы рискуете сорвать контракт). О том, как выбрать СРО смотрите здесь.

    Ответ на второй вопрос нашёл отражение в законе. Часть 14 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ говорит, что исключенная из государственного реестра СРО обязана в недельный срок (с даты исключения СРО из реестра) перечислить средства компенсационных фондов на соответствующие специальные счета НОСТРОЙ, либо НОПРИЗ.

    В свою очередь часть 16 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ предусматривает право организаций (бывших членов СРО), в случае если они вступили в новые СРО, обращаться в НОСТРОЙ (строительство), либо НОПРИЗ (проектирование) о перечислении средств компенсационных фондов, на счета новых СРО, в которые они вступили.

    Зачисленные на счета НОСТРОЙ (НОПРИЗ) средства компенсационных фондов исключенных СРО, перечисляются в новые СРО в ранее уплаченном размере на основании соответствующих заявлений членов СРО в соответствии с Приказом Минстроя России от 08.09.2015 № 643/пр «Об утверждении порядка взаимодействия Национального объединения саморегулируемых организаций и саморегулируемой организации в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций».

    На практике ситуация осложняется тем, что СРО исключают из государственного реестра как раз по причине отсутствия (недостаточности) средств компенсационных фондов .

    Установленный законом недельный срок, СРО также не соблюдают . Средства компенсационных фондов приходится забирать через суд.

    В результате всех этих процедур компенсационные фонды поступают на счета НОСТРОЙ и НОПРИЗ отдельными частями и не в полном объеме.

    На сайте НОСТРОЙ (строительство) есть специальный раздел, посвященный информации об исключенных СРО. На данной странице есть исчерпывающая информация относительно поступивших в НОСТРОЙ средствах компенсационных фондов от исключенных СРО. Там также имеется форма заявления о переводе средств. Аналогичный раздел есть на сайте НОПРИЗ.

    Единственный момент, на который хотелось бы обратить ваше внимание – это механизм, в соответствии с которым распределяются средства компенсационных фондов. Механизм очень прост – кто первый успел подать заявление, тот и получит свои средства в первую очередь .

    Допустим, если СРО, в которой вы состояли, перевела на счёт НОСТРОЙ 10 миллионов рублей, а совокупный объем требований по заявлениям составляет 15 миллионов рублей, то будут удовлетворены требования только по первым заявлениям на общий объём 10 миллионов рублей, по остальным заявлениям на объём 5 миллионов рублей НОСТРОЙ напишет отказ. Однако, если в течение нескольких дней поступят новые средства, требования вновь будут удовлетворяться в соответствующих объемах.

    Полагаем, что перед отправкой заявления в НОСТРОЙ (НОПРИЗ) самым верным будет для начала уточнить о наличии переведенных средств компенсационных фондов .

    В случае если средства есть на счетах НОСТРОЙ (НОПРИЗ) заявление о переводе средств необходимо немедленно направлять в их адрес .

    Если информации о поступлении денежных средств нет, то заявление отправлять не имеет смыла, лучше продолжить мониторинг сайта НОСТРОЙ (НОПРИЗ) на предмет поступления средств.

    Для информации! Некоторые организации, чтобы не пропустить поступление средств, ежедневно отправляют такие заявления в НОСТРОЙ (НОПРИЗ), тем самым в разы повышают свои шансы на перечисление средств компенсационных фондов.

    Для информации! В настоящее время появилась судебная практика, в соответствии с которой бывшие члены исключенных СРО взыскивают средства компенсационных фондов с НОСТРОЙ и НОПРИЗ.

    Суды мотивируют свои решения тем, что ситуация, при которой СРО не переводит средства компенсационных фондов — это проблема НОСТРОЙ (НОПРИЗ).

    Организация не может быть виноватой, что СРО не переводит средства, а НОСТРОЙ (НОПРИЗ) их не истребовал.

    По вопросу составления заявление о переводе средств компенсационных фондов в НОСТРОЙ (НОПРИЗ), а также по иным вопросам, связанным с СРО вы можете обратиться к нашим юристам.

    Проходя процедуру вступления в саморегулируемые организации компании документально и финансово подтверждают серьезность своих намерений. Но не всегда эти намерения подтверждаются на практике. Решение об исключении из членов СРО это крайняя мера, которая применяется к членам организации, нарушающим основные положения устава или законодательства. Основные правила исключения из СРО регламентированы ст. 55.7 Градостроительного кодекса.

    Это явление нельзя назвать массовым, но и редким, к сожалению, оно не является. Какие нарушения могут стать поводом для исключения? Несколько основных самых распространенных:

    • неуплата членских взносов
    • нарушения нормативных требований по обеспечению безопасности строительства
    • явные нарушения технических регламентов, повлекшие за собой серьезные последствия с причинением ущерба
    • проблемы с взносами в компенсационный фонд
    • нарушения миграционного кодекса
    • выполнение работ при отсутствии действующего допуска.

    Несмотря на то, что по сравнению с другими платежами не являются высокими, исключение за неуплату членских взносов одна из часто встречающихся на практике причин. По оплате в компенсационный фонд многие саморегулируемые организации предоставляют отсрочки, но и это проявление лояльности, многие компании игнорируют.

    Решение об исключении за нарушение миграционного законодательства принимаются в случае, если компания в течении года неоднократно привлекалась к ответственности по этому пункту. Особенно характерен этот вид нарушений для средних по объемам строительства компаний. Крупные участники рынка редко рискуют своей репутацией, массово привлекая к временным работам мигрантов.

    Нарушения строительных норм и технических регламентов очень веская причина для исключения без предварительных предупреждений. Такие нарушения напрямую ведут к последствиям с нанесением ущерба. А это значит, что СРО также понесет финансовые убытки и получит минус к своей репутации.

    Правила исключения из СРО

    Исключение из членов организации и исключение из это не одно и то же. При выходе из организации в добровольном или принудительном порядке одного из членов в реестре делается уточнение о изменении состава участников организации. По законодательству запись в Реестре СРО России делается только в момент регистрации саморегулируемой организации.

    Порядок исключения из СРО должен быть записан в уставе. В СРО «МежрегионСтройГрупп» Екатеринбурга, он будет следующим:

    • по итогам проверки отделом технического контроля формируются отчеты с регистрацией фактов нарушения норм и регламентов, после которых может быть вынесено предупреждение, уведомление о приостановке действия допуска и т.д.
    • своевременность уплаты взносов контролируется финансовым отделом и при фактах нарушения даются предупреждения компании или выносится представление для решения общего собрания
    • нарушения миграционного законодательства фиксируются по фактам проверок правоохранительных и других контролирующих органов.

    Решение о исключении компании из СРО принимается на Совете организации или общем собрании всех участников сайт . Но для его принятия нужны основания в виде документально подтвержденных фактов нарушений. Какие документы должно предоставить СРО при исключении. В зависимости от вида нарушений, перечисленные в одном из следующих пунктов:

    • представление и проект решения от отдела технического надзора, ранее выданные компании уведомления и предупреждения;
    • выписки из бухгалтерской отчетности и проект решения от финансового отдела;
    • протокола нарушений миграционного законодательства от контролирующих органов.

    Для компании исключение из СРО последствия будут серьезными. Принудительное взыскание членских взносов. Потеря доступов на работы, необходимые для продолжения деятельности компании, проблемы с вступлением в другую организацию.

    Что делать, если СРО исключили из реестра, поступают письма с предложениями перейти «бесплатно» в другую СРО, и пр.

    Ниже мы рассмотрим эти ситуации и постараемся разобраться.

    Если вашу СРО закрыли, компаниям, состоящим в этой НКО уже не получить выписки из реестра, которую можно приложить к документам для подачи заявки на участие в торгах на заключение контракта. Также становится под угрозу закрытие актов по текущим договорам.

    Какие действия предпринимать в таком случае (Как вернуть средства перечисленные в компенсационный фонд СРО исключенной из реестра):

    1. Удостовериться в том, что СРО действительно покинула реестр Ростехнадзора и НОСТРОЙ/НОПРИЗ. Это можно сделать на соответствующих сайтах по ссылкам.

    2. Выбрать и вступить в новую СРО. Экстренные ситуации требуют неотложных мер – если под угрозой ваши контракты не стоит ждать, что СРО вернется в реестре.

    3. Направить в НОСТРОЙ заявление о перечислении средств КФ из «старой» исключенной из реестра СРО в действующую СРО (данное заявление должно включать наименование исключенной СРО, членом которой являлся заявитель; наименование СРО, в члены которой вступил заявитель, ее номер в государственном реестре СРО и реквизиты ее специального банковского счета, на котором размещены средства ее КФ, и на который подлежат зачислению ранее внесенные средства КФ СРО)

    Отметим, денег можно не дождаться, так как НОСТРОЙ перечислит средства в счет «пострадавших» членов, исключенной СРО лишь в том случае, если эти средства есть.

    То есть, если «СРО закрыли», а деньги она в счет НОСТРОЙ перевела не полностью, то выплаты будут производиться в порядке поступления в НОСТРОЙ заявлений от пострадавших компаний-строителей о перечислении средств КФ из исключенных СРО в действующие. Если СРО которую исключили вовсе не перевела деньги в Ассоциацию, то делить между строителями будет не чего.

    Чаще всего бывает так, что СРО исключили из реестра как раз из-за того, что средства КФ не были размещены на спецсчетах, а произошло это по простой причине - все деньги уже "ушли в тень", и ни через суд, ни через Ассоциации своих взносов уже не вернуть.

    Вас хотят "перевести" в другую СРО бесплатно?

    Вы получили письмо якобы от «вашей СРО» которую исключили из реестра о том, что руководством было принято решение о переводе всех своих членов в другие действующие СРО, и что ваша компания может «бесплатно» перейти в другую СРО, взамен той, которую исключили из реестра?

    Эти письма носят смысл «бесплатного сыра» и не имеют законную силу так как:

    1. Автоматический переход в другую СРО не регламентирован Град. Кодексом РФ, переход осуществляется только после написания заявления о вступлении в СРО, при условии оплаты взносов в КФ.

    2. Согласно ч.3 ст.55.16 Градостроительного Кодекса РФ НЕ ДОПУСКАЕТСЯ уплата взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации в рассрочку или иным способом, исключающим единовременную уплату указанного взноса, а также УПЛАТА ВЗНОСА ТРЕТЬИМИ ЛИЦАМИ , не являющимися членами такой саморегулируемой организации. Исключением является только перевод средств КФ через НОСТРОЙ/НОПРИЗ, после написания заявления и взыскивания этих средств на счета НОСТРОЙ/НОПРИЗ со счета исключенной СРО.

    Это означает, что никто кроме вашей организации не может написать заявление, перевести вас в другую НКО, и оплатить взносы за вас в СРО на законных основаниях.

    В чем же заключается «мышеловка» данной затеи:

    1. Компании, попавшие в эту ловушку будут вынуждены мериться с постоянными проверками и поборами, так как станут заложниками ситуации. Механизм уже отработан, можете поинтересоваться отзывами организаций, уже состоящих в этих СРО.

    2. Выход из данных СРО будет осложнён проблемами в дальнейшей работе, так как согласно ч.6 ст.55.7 Градостроительного Кодекса РФ, в случае прекращения ИП или юридическим лицом членства в саморегулируемой организации такой ИП или такое юридическое лицо в течение одного года не могут быть вновь приняты в члены саморегулируемой организации.

    То есть вы блокируете работу своей компании на 12 мес.

    С вас требует деньги «бывшая» СРО, статус которой аннулировали и исключили из реестра?

    Будьте бдительны, исключение СРО из реестра РосТехНадзора не означает прекращение ее деятельности как некоммерческой организации, соответственно членство в этой НКО накладывает на вас определенные обязательства, закрепленные в уставе этой НКО (ежемесячные взносы, проверки и прочее)

    Что бы не возлагать на свою компанию лишние траты и судебные разбирательства необходимо вовремя выходить из партнерств, членство в которых вам не нужно.

    Случайные статьи

    Вверх