Презентация на тему игра в социализации школьника. Презентация «Игра как средство социализации

Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу. Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений, персональная среда жизни и развития ребенка. Школа – центр воспитательного пространства. В традиции российской школы – создать ребенку «социальную ситуацию развития» (Л.С. Выготский), среду общения, поле деятельности, которые невозможно заменить даже очень интересным уроком.




Задачи 1.Просветительская – научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми. 2. Консультативная – совместный психолого- педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков. 3. Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.




Направление и формы взаимодействия семьи и школы 1. Изучение условий семейного в оспитания. 2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса. 3. Психолого- педагогическое просвещение родителей. 4. Взаимодействие с родительским комитетом. 5. Совместная деятельность родителей и учащихся.






I тип: семьи с высоким уровнем нравственных отношений III тип: конфликтные семьи II тип: семьи С Н ормальным И отношени Я м И IV тип: внешне благополучные семьи, в которых отсутствуют истинные нравственные ценности V тип: неблагополучные семьи С аморальным поведением ТИПЫ СЕМЕЙ


Параметры социализации семьи Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества. Социально-экономический параметр определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе. Технико-гигиенический параметр зависит от условий проживания, оборудования жилища, особенностей образа жизни. Демографический параметр определяется структурой семьи.


Реализация системы взаимодействия семьи и школы Тематические собрания по классам Работа с семьями учащихся, состоящих на внутришкольном контроле Консультативная работа Работа с социально - неблагополучными семьями Привлечение родителей к работе по искоренению вредных привычек СОДЕРЖАНИЕ












3 класс Значение общения в развитии личностных нравственных качеств ребенка. Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии личностных качеств. Ничего не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Семейные традиции: прошлое, настоящее, будущее.






1 класс Что значит быть ответственным Папа, мама, я – спортивная семья Семейное дерево Результат реализации: 1. Становление самосознания, положительного отношения к себе, к одноклассникам. 2. Формирование собственного поведения в коллективе, характера. 3. Проявление внутренней позиции ученика. 4. Выявление потенциальных возможностей школьников.


2 класс Мои семейные обязанности Здоровая семейка Семейные праздники Результат реализации: 1. Стремление к установлению новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. 2. Проявление внутренней позиции. 3. Формирование навыков внутренней позиции. 4. Формирование нравственных понятий


3 класс Моя семья – это… В здоровом теле здоровый дух Мир вокруг меня. Какой он? Результат реализации: 1. Формирование нравственных понятий. 2. Понимание важнейших общечеловеческих ценностей, таких как дружба, умение ценить и дорожить дружбой. 3. Накопление опыта нравственного поведения. 4. Осознание важности в жизни человека нравственных качеств, как честность, порядочность, взаимоуважение.


4 класс Что я чувствую, когда нет рядом родных Папа, мама, я – читающая семья Когда мы вместе Результат реализации: 1. Формирование и развитие положительных общечеловеческих качеств личности. 2. Формирование у детей ответственности за свое здоровье. 3. Накопление и обогащение опыта нравственного поведения детей путем организации их практической деятельности. 4. Снижение агрессивности в поведении учащихся.






Социализация ученика реализуется только в единстве обучающей, развивающей и воспитывающей деятельности педагога.

Направления развития ребенка в школе: развитие интеллекта, эмоциональной сферы, устойчивости к стрессам, уверенности в себе, самопринятия, позитивного отношения к миру и принятия других, самостоятельности, автономности, мотивации самоактуализации, самосовершенство-вания.


  • В учебной деятельности – коллективные (проектная деятельность), интеллектуальные и ролевые игры, театрализированные игры и упражнения, групповое чтение, обсуждение прочитанного, рисование, работа с пословицами, работа в группах и т.д.
  • Во внеурочной деятельности – подготовка и участие в праздниках, классные часы, трудовая деятельность, выполнение поручений (ученическое самоуправление), КТД (проектная деятельность).

  • умей слушать других;
  • не перебивай, выслушай;
  • мы обращаемся друг к другу по именам;
  • мнение твоего товарища тоже может быть правильным – учись его внимательно слушать;
  • больше улыбайся - от улыбки станет жизнь светлей;
  • делай добро, помогай товарищу, делись своими знаниями;
  • учись терпению: поссорился - помирись;
  • если виноват, учись просить прощение, умей сам прощать.

  • умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий);
  • умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
  • умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать);
  • умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Выводы

Благодаря использованию разнообразных форм и методов социализации:

  • у детей возникает эмоционально – положительное восприятие школы и учения;
  • совершенствуются навыки самоконтроля;
  • формируется умение вести себя в нестандартной ситуации;
  • повышается самооценка;
  • появляется чувство удовлетворённости собой, уважение другой личности;
  • формируется социальный опыт ученика.

Творческих Вам успехов

в воспитании и

социализации

подрастающего поколения!



  • Коммуникативные действия:
  • Коммуникация как взаимодействие: задание «Левая и правая стороны» Ж. Пиаже; Коммуникация как кооперация: задание «Рукавички» Г. А Цукерман; Коммуникация как условие инериоризации: задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор - строитель»);
  • Коммуникация как взаимодействие: задание «Левая и правая стороны» Ж. Пиаже;
  • Коммуникация как кооперация: задание «Рукавички» Г. А Цукерман;
  • Коммуникация как условие инериоризации: задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор - строитель»);
  • Личностные действия:
  • 2.1 Нравственно – этическая ориентация: координация трех норм: ответственность, справедливое распределение, взаимопомощь – и учет типа компенсации «Булочка Ж. Пиаже»;
  • 2.2 Самоопределение: методика «Кто я?» М. Кун (самооценка);
  • Регулятивные действия: выкладывание узора из кубиков (П. Я. Гальперин);
  • Познавательные действия: методика «Незавершенная сказка».
  • План проведения диагностик.
  • этап. Вводная диагностика (сентябрь-октябрь учебного года);
  • этап. Промежуточная диагностика (март- апрель учебного года);
  • этап. Итоговая диагностика (март – апрель учебного года). Возраст детей 8-9 лет.

Факультатив «Я и мир»

  • Вовлечение младших школьников в различные формы деятельности;
  • Создание условий для самовыражения и саморазвития;
  • Создание условий для организации совместного досуга детей и родителей.

Тема 1. «Жизнь на Земле»

Ценности: жизнь; родная земля, заповедная природа, планета Земля.

Тема 2. «Жизнь и здоровье человека»

Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

Тема 3. «Родина – Россия – малая родина»

Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей.

Тема 4. «Цена вежливости».

Ценности: нравственный выбор, красота, гармония, эстетическое развитие.

Тема 5 «Любовь, дружба, милосердие. Человек среди людей».

Ценности: смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, любовь, почитание родителей, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедования .

Тема 6. «Права человека и способы их защиты».

Ценности: закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода и ответственность.

Тема 7. «Индивидуальность человека, его честь и достоинство».

Ценности: свобода совести и вероисповедание, доверие к людям.

Тема 8 «Труд и его результаты»

Ценности: трудолюбие, творчество, познание, истина, созидание, целеустремленность, настойчивость в достижении целей, бережливость.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Социализация. Важность ИГРЫ в социализации дошкольников Подготовила: педагог – психолог МДОУ «Светлячок» с. Рыбушка С.А.Рудь

Социализация (от лат. Socialis – общественный) – это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни, в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Понятие СОЦИАЛИЗАЦИИ

Первая ступень – дошкольный период, в котором преобладает игровая деятельность; Вторая ступень – период активного познания ребёнком окружающей жизни, её законов и требований; Третья ступень – этап завершения её формирования, - это процесс самообразования, внешкольного и университетского образования. Процесс социализации личности по С. И. Гессену:

Социализация детей дошкольного возраста – фундамент их успешного вхождения в дальнейшую жизнь. Недостаточность социализации влечет за собой самые разнообразные негативные последствия для личности, преодолевать которые тем сложнее, чем больше было упущено на ранних стадиях развития. ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Ранний возраст Дети до 1,5 лет усваивают основную информацию об окружающем их мире, о возможности взаимоотношений; В промежутке от года-полутора и примерно до трех лет возникает потребность в общении со сверстниками, закладываются первые навыки существования в коллективе. Основные этапы процесса социализации детей дошкольного возраста

Ребенок все полнее и активнее взаимодействует с окружающими, усваивает понятия о социальных и гендерных ролях. Средний и старший дошкольный возраст

Жизнь семьи, взаимоотношения внутри нее; отношение взрослых к детям; отношение к посторонним, демонстрируемое старшими – из этого и складывается понятие ребенка о нормах поведения и правильных отношениях. Роль семьи в социализации дошкольника

Родителям не стоит пытаться полностью изолировать ребенка от стихийной социализации, но - необходимо держать это под контролем и корректировать влияние таких факторов во избежание негативных последствий.

Задача детских дошкольных учреждений- компенсация недостаточной интенсивности социализации детей и придание ей большей гармоничности. Решением является - ненавязчиво и убедительно помочь ребенку выбрать, как именно он будет производить впечатление на окружающих: склонностью к конфликтам, дерзкими выходками или конструктивными поступками, помощью, дружелюбием, инициативностью и т.д. Роль детского сада в процессе социализации ребенка.

Решением этой задачи является - ненавязчиво и убедительно помочь ребенку выбрать, как именно он будет производить впечатление на окружающих: склонностью к конфликтам, дерзкими выходками или конструктивными поступками, помощью, дружелюбием, инициативностью и т.д.

Умения: - войти в детское общество; - действовать совместно с другими; - следовать и уступать общественным нормам; - контролировать свои желания и др. социально-личностные качества дошкольников: - интерес ребенка к себе; - интерес к сверстникам; - отношение ребенка к группе детского сада и др. Показатели успешного социального развития дошкольника в детском саду:

. « Игра-это первая школа общественного воспитания ребёнка, арифметика социальных отношений ». Л. С. Выготский

ИГРА – средство развития личности; ИГРА – средство общения; ИГРА – форма организации детского общества; ИГРА – способ обучения и самообучения; ИГРА – средство коррекции развития ребёнка; ИГРА – диагностическое средство; ИГРА – психотерапевтическое средство. Значимость игры в социализации дошкольников

Общая характеристика игры дошкольника: ИГРА самоценная деятельность для дошкольника; деятельность не обязательная, не связанная с достижением в ыгодных для ребенка целей; деятельность, доставляющая удовольствие.

ИГРА – эта центральная деятельность ребёнка, имеющая место во все времена и у всех народов; ИГРА – служит средством реализации стремлений детей участвовать в жизни взрослых; ИГРА – отражение конкретной эпохи и конкретного периода развития общества; ИГРА - часть общечеловеческой культуры (обогащает опыт, развивает, обучает, воспитывает, социализирует); ИГРА - специфический фактор всего, что окружает людей в мире. ДЕТСТВО – ПЕРИОД ИГРЫ

Изучение психологических основ игровой деятельности в нашей стране в 20-е годы начал Л. С. Выготский. Его последователи: А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин. Проблемам изучения игры большое внимание уделяли К. Д. Ушинский и А. С. Макаренко. В настоящее время изучением игры, занимаются многие ученые – А. В. Запорожец, Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, С. Л. Новоселова, М. А. Васильева, А. А. Люблинская и многие другие. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИГРЫ

ОСНОВНОЙ ПРЕДМЕТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ – СЮЖЕТНО-ОБРАЗНЫЕ ИГРУШКИ УРОВНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ детей в совместных играх ОСНОВНОЙ МОМЕНТ ОРГАНИЗУЮЩЕГО ИГРОВОГО ВЗВАИМОДЕЙСТВИЯ – ПРАВИЛА РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРЕДМЕТ ИГРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ – СОГЛАСОВАННОЕ ПОСТРОЕНИЕ СЮЖЕТА ИГРЫ

МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ: ИЗ-ЗА ИГРУШЕК ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ в игровой деятельности СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ: ЧАЩЕ ИЗ-ЗА РОЛЕЙ СТАРШИЙ ВОЗРАСТ: ОСНОВНЫЕ КОНФЛИКТЫ ПО ПОВОДУ ТОГО «БЫВАЕТ ТАК ИЛИ НЕ БЫВАЕТ»

Младшая группа: Высокий – 30% Средний – 50% Низкий – 20% Средняя группа: Высокий – 37% Средний – 58% Низкий – 5% Старшая, подготовительная: Высокий – 33% Средний – 61% Низкий – 6% Уровень развития игровых умений воспитанников МДОУ «Светлячок»

« Игра с ребенком в жизни вашей семьи» Играете ли вы со своим ребенком? (да, нет) 2. Напишите, пожалуйста, игры, в которые вы играете вместе с детьми? 3 . Какие любимые игры и игрушки Вашего ребенка? С желанием ли играет с другими детьми? ___ Делится ли своими игрушками? ___ Чем вы руководствуетесь, покупая игрушки ребенку? 7. Есть ли у ребенка специальный уголок для хранения игрушек? (да, нет) Занимаетесь ли вы изготовлением игрушек-самоделок? Спасибо за сотрудничество! Анкетирование родителей МДОУ «Светлячок»

Дайте детству состояться! Дайте детству наиграться!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Предварительный просмотр:

1 слайд

Уважаемые коллеги, сегодня, в рамках темы нашего педсовета предлагаю вам поближе ознакомиться с проблемой Социализации дошкольников, и важностью игры в социализации.

Все мы работаем по Новому Федеральному Государственному стандарту, вступившему в силу 1 сентября 2013 года, и он утверждает основные принципы, одним из которых является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями». Решение задач развития детей должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности : двигательной, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, игровой. И именно важную роль игры в социализации наших воспитанников мы с вами рассмотрим поподробнее.

2 слайд

Что же такое социализация?
Социализация (от лат. Socialis – общественный) – это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, а так же в процессе воспитания (семейного, религиозного, социального). Ее сущность состоит в том, что она формирует человека, как члена того общества, к которому он принадлежит.

3 слайд
Рассмотрим процесс социализации личности по теории Сергея Иосифовича Гессена, отечественного педагога:

Как Вы видите, он рассматривал его как три ступени.

Рассмотрим, что происходит на первой ступени :

Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то в игровой деятельности происходит социализация ребёнка. Именно в игре он развивается и самореализуется, усваивая и воспроизводя культуру общества, социальные нормы и ценности того общества, к которому он принадлежит.

Во второй период активного познания ребенком мира, по мнению психологов, именно в игре ребенок строит свои первые модели окружающего мира, усваивает правила общения между людьми, развивает свои способности и характер. Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения , учатся общению.

На третей ступени происходит формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Наиболее эффективная форма социализации ребёнка, где закладываются основы будущей личности

4 слайд

Что же представляет собой процесс социализации дошкольников – это одна из главных составляющих успешности ребенка в дальнейшей жизни. Именно в этом возрасте закладываются ценнейшие навыки общения и основы понимания собственного места в жизни и обществе. Дети усваивают нормы и мотивы поведения, понятия ценностей, соответствующие социуму, в котором они растут. Налаживается связь между основными сферами существования детей и их психикой, влияющая и на развитие психики.

Недостаточность социализации сказывается не только на недостаточной информированности детей по поводу правильности поведения, но и грозит неверной ориентацией развития личности, проблемами в эмоциональной сфере.

5 слайд

Начало социализации личности происходит в первый год жизни, когда ребенок учится быть частью семьи, получает первые навыки существования в коллективе, навыки общения с близкими, учатся взаимодействовать с другими детьми и с взрослыми, а не быть уже только объектом заботы старших . Это очень важный возраст для развития коммуникабельности и способности группового взаимодействия .

6 слайд

Ребенок все полнее и активнее взаимодействует с окружающими, пользуясь для этого полученнымиранее навыками общения и речью. Получает более серьезные навыки общения с посторонними, малознакомыми взрослыми, осваивает сценарии поведения в различных ситуациях: забота, послушание, дружба и любовь, конфликты и их разрешение, совместная деятельность, творчество и т. д.

7 слайд

Важность роли семьи в этом процессе переоценить очень сложно. Интенсивность взаимодействия старших членов семьи с малышом влияет на развитие адаптационных способностей его психики. Чем больше его привлекают к общению и деятельности в семье, тем больше навыков и понятий откладывается, тем они полнее и многограннее. Разумеется, личные особенности интеллекта и психики ребенка играют немалую роль в развитии его адаптабельности, однако, с одними и теми же исходными возможностями ребенок может оказаться неуверенным в себе, малокоммуникабельным, не умеющим решить простую поведенческую задачу, или общительным, хорошо ориентирующимся, понимающим основные правила поведения и хотя бы самые очевидные мотивы.

8 слайд

Без регулярной умеренной нагрузки на адаптационные возможности самый здоровый и ухоженный ребенок будет отставать от сверстников в способности воспринимать новое, вливаться в коллектив, взаимодействовать с другими детьми, осваивать возможности, предоставляемые школой и обществом.

9 слайд

Задачей детских дошкольных учреждений является компенсация недостаточной интенсивности социализации детей и придание ей большей гармоничности. Задача оказывается не из легких – каждый ребенок приходит в детский сад из семьи с уже сформировавшимися понятиями о том, как следует себя вести, какие отношения допустимы. А ведь каждый из детей наделен нормальным желанием самоутверждения среди сверстников и в глазах взрослых, что ведет к множеству неожиданных поступков, а порой и конфликтных ситуаций. И воспитателю нужно их решать без помех для образовательного и процесса.

10 слайд

Ребенок все больше стремится быть кем – то значимым в глазах окружающих, и важно грамотно направить это стремление в правильное русло.

11 слайд

Какие параметры говорят об успешной адаптации? Это и формирование приемлемых норм поведения и общения со сверстниками и старшими, близкими и малознакомыми людьми, и развитие самосознания, выделение и становление собственной личности ребенка среди других людей. Развитие социальных навыков в обращении с предметным миром. Особенно значимым является формирование самосознания и умения воспринимать себя как личность, познающую мир и взаимодействующую с ним, получающую опыт, извлекающую пользу.

12 слайд

По словам Антона Семеновича Макаренко: «Игра – это первая школа общественного воспитания ребенка, арифметика социальных отношений».

13 слайд
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения.

Н. К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего».

Очень точно об игре, как о средстве коррекции написал А.Н. Леонтьев «Ведущей мы называем такую деятельность, в связи с которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготовляющие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития». В ходе игры развивается умственная деятельность ребенка. Ведь игра требует решения новых, постоянно усложняющихся задач. Ребенок, следуя правилам игры, должен быстро сообразить, какого поступка ждут от него участники игры. Причем он понимает, что его действия должны удовлетворить остальных участников игры.

Слайд 14

Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения. С эмоциональной точки зрения технология игры феноменальна и не похожа на другие воспитательные технологии. Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели нравственного поведения.

Слайды 15 – 16 по презентации.

Слайд 17

1.На начальном этапе - действия с определёнными предметами, направленные на партнёра по игре.

Роли есть фактически, но они не называются и определяются характером действий, а не наоборот. При ролевых разделениях функций в игре дети выполняют игровые роли автономно, не пытаясь создавать единого игрового сюжета.

Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. Логика действий легко нарушается, не вызывая протеста у детей. Правила отсутствуют.

2. Последующий этап - В действиях с предметами на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному.

Роли называются, намечается разделение функций. Выполнение роли сводится к реализации связанных с нею действий.

Логика действий определяется жизненной последовательностью реальных жизненных событий. Расширяется их репертуар, выходя за пределы какого-либо одного типа действий

Нарушение действий не принимается фактически, но не опротестовывается, неприятие ничем не мотивируется. Правило ещё не вычленяется, но в случае конфликта оно уже может победить непосредственное желание.

3. Игровые умения на заключительном этапе дошкольного развития - Выполнение роли и вытекающих из неё действий, среди которых начинают выделяться действия, передающие характер отношения к другим участникам игры.

Роли ясно очерчены и выделены, называются до начала игры. Появляется «ролевая речь», обращённая к партнёру по игре. Иногда отношения становятся обычными, не игровыми. Ролевые функции детей взаимосвязаны.

Логика и характер действий определяются ролью. Действия очень разнообразны, чётко и последовательно воссоздают реальную жизненную ситуацию. Ясно выделены действия, направленные на других участников игры.

Нарушение логики действий и правил отвергается не просто ссылкой на реальную ситуацию, но и с указанием на рациональность правил. Правила ясно сформулированы. В борьбе между правилом и возникшим непосредственным желанием побеждает первое.

18 – 19 слайды по презентации

Слайд 20

Играют 100% РОДИТЕЛЕЙ.

Игры родителей с детьми - Жмурки, прятки, лошадки, куклы, мягкие игрушки – 76% опрошенных.

Дидактические игры, интеллектуальные – всего 24%.

Любимые игры детей – подвижные – 63%

Дидактические, интеллектуальные – 37%

Руководство для покупки игр, игрушек – просто так, поощрение, желание ребенка 83%

Для развития ребенка – всего 17%.


как средство социализации

учеников предшколы

Воспитатель класса предшкольной подготовки

Феденева С.В.


"Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре..."

А.С.Макаренко


« Игра - это наиболее эффективная форма социализации ребёнка, в которой закладываются основы будущей личности»

Н.Смирнова


  • обучающая;
  • развлекательная;
  • коммуникативная;
  • воспитательная;
  • развивающая;
  • релаксационная;
  • психологическая.

Структурные компоненты:

Совокупность социальных знаний; способность к передаче социальной информации.

информационный

Интерес к познанию социальных норм, своих прав и обязанностей в социуме; самооценка.

мотивационный

Интенсивность участия в игровой деятельности; социально-адекватная нормативность поведения; творческая актуализация собственного опыта

деятельностный


Особенности:

разнообразие предметного содержания игр, представляющего широкий спектр знаний об окружающем мире;

эмоциональная привлекательность, обеспечивающая мотивацию к позитивному взаимодействию с социумом;

практическая направленность на творчество, дающая возможность самореализации, опыт индивидуального проживания уникальных социальных ролей, навыки социально адекватного поведения.


  • В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
  • Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчиняться "нельзя" или "надо".
  • В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).
  • Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).
  • В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Цели предшколы для социализации шестилеток

Создать условия для полноценного социального развития детей;

Продумать виды и формы педагогической деятельности, в том числе игровые действия, формирующие уверенность в себе, чувство собственного достоинства, позитивное отношение к миру, понимание эмоционального состояния окружающих людей, потребность в сопереживании и т.п.

Определить уровень развития каждого ребенка на основе специальных показателей (интерес к себе, интерес к сверстникам, к классу и др.).

СВОДНАЯ МАТРИЦА ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Ф.И. ученика

1 четв

Антонова Александра

2 четв

Алсуфьева Виктория

Букина Елизавета

3 четв

Взаимодействие со взрослыми и сверстниками

4 четв

Виллип Сергей

1 четв

Давыдов Иван

2 четв

Кайратова Адель

Кононов Илья

3 четв

4 четв

Комова Ева

Кузнецов Радомир

1 четв

Курмамбаева Карина

2 четв

Латышев Андрей

3 четв

Ларина Татьяна

4 четв

Мамонов Александр

Неверовский Роман

Приголовкина Полина

Попов Иван

Семенов Матвей

Сухорукова Арина

Сысоева Влада

Сауткин Роман

Устинов Устин

Шахматов Данил


НИЗКИЙ УРОВЕНЬ

1 ЧЕТВЕРТЬ

2 ЧЕТВЕРТЬ

ВЫШЕ НИЗКОГО

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ

ВЫШЕ СРЕДНЕГО

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ

Вывод: продолжать работу над привитием культуры поведения через все виды игровой деятельности


  • Взаимодействие со взрослыми и сверстниками

1 ЧЕТВЕРТЬ

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ

ВЫШЕ НИЗКОГО

2 ЧЕТВЕРТЬ

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ

ВЫШЕ СРЕДНЕГО

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ

Вывод: продолжать работу над развитием взаимодействия шестилеток со взрослыми и сверстниками через игровую деятельность и повседневную жизнь


НИЗКИЙ УРОВЕНЬ

1 ЧЕТВЕРТЬ

2 ЧЕТВЕРТЬ

ВЫШЕ НИЗКОГО

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ

ВЫШЕ СРЕДНЕГО

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ

Вывод: продолжать работу над развитием нравственных норм через игровую деятельность и повседневную жизнь


Все сказанное позволяет сделать вывод, что одним из основных средств социализации дошкольников является игровая деятельность.

Не зря С.Т. Шацкий говорил:

«Игра, это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства».


Современная концепция модернизации общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоениеобучающимся определенной суммы знаний, но и на
развитие его личности, его познавательных и созидательных
способностей.
Стратегия модернизации
образования:
конкурентноспособность;
компетентность;
мобильность;
способность нести
ответственность.

Результат для индивида успешность, социальная конкурентоспособность.

Социализация– это процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического интеллектуального и

личностного
развития.
Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, активного
взаимодействия с окружающим миром. Овладеть социальным миром – значит
не просто усвоить сумму сведений, знаний, умений, образцов, а обладать,
владеть тем способом деятельности и общения, результатом которого он
является.

Социальный опыт ребенка является результатом его социализации и воспитания. Овладение социальным опытом происходит тремя

взаимосвязанными путями.
Во-вторых, овладение
социальным опытом
реализуется как
целенаправленный
процесс: воспитание,
просвещение, обучение.
Во-первых, оно идет
стихийно
В-третьих, социальный
опыт ребенка
складывается и
спонтанно.

Работая с детьми начальных классов, мы вместе с учителями ставим перед собой задачи в социализации личности ребенка:

Адаптировать
Помочь
ребенку
формиро
вать и
использо
вать свой
социальн
ый опыт;
важные, но
сложные
жизненные
явления и дать
детям о них
представления
Оградить
детей от
асоциальных влияний,
сформировать навыки
выживания и духовного
противостояния.
Помочь
Сглаживать
проявления социальной и
материальной стратификации в детской
среде, воспитывать у детей основы
гуманистической личностной позиции в
условиях имущественного неравенства;
ребенку
обращаться к своему
жизненному опыту на
рефлексивном уровне,
сделать его предметом
самопознания,
самоанализа.

Работа по развитию социальной активности поможет ребёнку:

приобрести четкие представления о нормах и
правилах, существующих в обществе;
научиться чувствовать и понимать других
людей;
приобщиться к общечеловеческим
ценностям: добру, красоте, здоровью,
счастью;
увидеть ценность каждого и всего живущего
и растущего на земле;
приобрести уверенность в себе;
научиться принимать решения и достигать
результаты в соответствии с
поставленной целью.

Сначала изучается представление о
самом себе, своём месте в школьном
коллективе. Этому способствуют игры,
тренинги, работа в группах, чтение и
обсуждение книг, ролевые игры,
рисование, работа с пиктограммами.
Игры: «Я – ученик», «Найди пару»,
«Знакомство», «Приветствие»,
«Разговор по телефону».
Рисование на темы: «Моя семья», «Кто
мне дорог», «Красивое и безобразное»,
рисование самого себя

Задачи

Развитие у детей гражданского
самосознания.
Формирование у ребёнка таких
качеств личности как
предприимчивость, активность,
практичность.
Формирование экологического
сознания и ответственности за
жизнь будущих поколений.
Повышение ценности здоровья,
формирование здорового
образа жизни.
Формирование положительной
системы нравственных и
духовных ценностей.
Вовлечение детей в совместную
трудовую деятельность.

Формирования самооценки, осознанию своего «Я».

Беседа на тему «Кто ты? Какой
ты?»
Игра «Волшебный
магазин».
Во что я верю?
Что я знаю? Что умею?
милосердие смелость благородство Какие поступки я совершаю?
Кем я хочу быть?
любовь радость целеустремлённость
Чем я могу помочь близким?
Родине?
удача честность нежность успех
Кто или что помогает тебе
стать лучше?
Что бы вы хотели
Какой поступок ты никогда не
«купить"?
совершишь?
Какие свои недостатки
Чему ты можешь научить
младшего?
или неприятности хотели
Игры «Горячий стул», «День
бы «обменять» на то, что
рождения ».
есть в «магазине»?

Что прекрасное и что безобразное ты видел сегодня по пути в школу?

Как сделать лучше?

Зачем это нужно? Главный девиз наших совместных дел:
Кто, если не мы,
Для кого?
Когда, если не сейчас,
Кто будет
Наша жизнь в наших руках.
участвовать?
С кем вместе?
Кто нам поможет?
К каким
результатам мы
стремимся?

В ходе работы над заинтересовавшими проблемами ребята научились:

ставить цель, и идти
к её достижению
доступными
средствами,
работать в команде,
привлекать к своим
делам взрослых,
агитировать,
отстаивать свою
точку зрения.

Озеленение и благоустройство школьной территории,
проведение субботников.
Акция «Чистые реки».

Забота о пожилых
Организация товарищеской взаимопомощи

Проведение бесед, конкурсов,

Выпуск тематических буклетов, сборников
для учащихся, публикации в газетах

Работа над проектами
«Посади елочку»
«Костюмерная для школы»

Показатели сформированности надпредметных понятий

уровень сформированности
нравственной культуры;
уровень развития гражданского
самосознания и гражданской
ответственности;
уровень развития патриотических
чувств;
уровень сформированности
толерантности.

Методики

«Оценка уровня
сформированности гражданского
самосознания учащихся»;
«Самоанализ (анализ) личности»;
«Шкала совестливости»;
«Методика для изучение
социализированности личности
учащегося»

Оценка ключевых компетенций учащихся

«Как я оцениваю свое здоровье»;
«Размышляем о жизненном опыте»
(младшие школьники);
«Оценка уровня конфликтности»;
Тест «Оценка коммуникативных
умений»;
Методика изучения типа личности в
общении;
«Оценка уровня общительности»;

«Репка» (сформированность
компетенции с/совершенствования,
с/регулирования, с/развития,
личностной и предметной рефлексии);
Мотивы участия школьников в
деятельности;
«Позиция школьника», «Отношение к
учению» (учебная мотивация).

Оценка социального опыта

«Оценка уровня творческого
потенциала»;
«Направленность личности»;
«Школьная тревожность»;
«Исследование самооценки»;
«Стиль поведения в конфликте»
Случайные статьи

Вверх