Презентация по литературе на тему "И
Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 г.БоготолаКрасноярского края Слайд...
Субъектом и объектом деятельности учреждений культуры является личность. Деятельность учреждений должна быть направлена на процесс реализации сущностных сил личности, удовлетворения ее духовных потребностей.
Направления деятельности учреждений культуры:
Деятельность, связанная с гражданским воспитанием.
Деятельность, связанная с трудовым воспитанием.
Деятельность, связанная с дополнительным образованием.
Деятельность, связанная с эстетическим воспитанием.
Деятельность, связанная с рекреационной функцией.
Деятельность, связанная с экологическим воспитанием.
Деятельность, связанная с укреплением здорового образа жизни.
В досуговой деятельности человек реализует первичные, социальные и культурные потребности в той или иной доминантной постановке, поэтому содержание деятельности учреждений культуры должно включать в себя: непосредственные переживания, впечатления и состояния в конкретном досуговом занятии, осмысление субъектом и объектом воспринимаемой информации, художественных образов, оценку качества услуг.
Успешная деятельность определяется и реализацией человеком своих устремлений, воплощения жизненной позиции.
Одно из главных направлений деятельности учреждений культуры связанно с обращением и осмыслением профессионального искусства и народной культуры, знакомством с историческими памятниками и художественными шедеврами культуры народов мира.
Досуговая деятельность учреждений культуры должна формироваться на основе позитивных социально-психологических и межличностных контактов.
Типы учреждений культуры.
1. Дома и дворцы культуры. Проводит широкую культурно-досуговую деятельность среди населения, ведет большую работу по оказанию методической помощи всем учреждениям культуры района. Универсальное учреждение в организации досуга народа.
2. Парки культуры и отдыха - природные объекты познавательного и просветительского характера, имеющие возможности развлечений для эмоциональной разрядки и снятия утомления. Деятельность основана на платной основе, что дает возможность для самостоятельного хозяйственного развития.
3. Библиотеки - тип учреждений культуры, осуществляющих собирание книг и других печатных изданий, их специальную обработку, пропаганду и организующую массовую работу с читателями (сельские, районные, городские, областные, краевые, республиканские). Областная библиотека помимо названных функций выполняет разработку теоретических и методических вопросов библиотековедения и библиографии, осуществление научно-методического руководства всеми массовыми библиотеками.
4. Музеи - тип учреждения культуры, осуществляющий собирание, экспонирование материальных и духовных ценностей, ведет культурно-просветительскую работу. Организуют лекции, экскурсии, устраивают выставки, распространяют специальную литературу, занимаются научно-исследовательской работой.
5. Кинотеатры - тип учреждения культуры, предназначенное для осуществления показа кинофильмов населению. бывают стандартные и передвижные.
6. Центры досуга - тип учреждения культуры, занимающийся созданием оптимальных условий для массового, группового, семейного и индивидуального развития творческих способностей, общения, отдыха, развлечений, восстановления духовных и физических сил на основе изучения культурных запросов и интересов различных категорий населения.
7. Культурные комплексы - комплексы, создающиеся на принципах добровольного слияния учреждений культуры, независимо от их ведомственной принадлежности, в пределах одного или нескольких хозяйств и объединения материальных средств местных органов, собственных доходов и ассигнований хозяйства из фонда социально-культурных нужд и спонсорской помощи.
8. Культурно-спортивные комплексы - новый тип учреждения культуры направленный на культурное обслуживание населения на основе интеграции культуры и спорта и всех видов управления сферой досуга.
9. Молодежные центры досуга и кафе. Могут заниматься культурно-досуговой деятельностью для организации досуга и отдыха молодежи.
Форма собственности:
· учреждения федеральной собственности,
· учреждения субъектов РФ,
· учреждения муниципальной собственности,
· частные учреждения.
Вид учреждения культуры:
1. производящие товары и продукты культурного назначения,
2. оказывающие разного рода услуги: материальные (реставрация, видео и фотосъемка), нематериальные (обучающие, культурно-развивающие, информационные, игровые)
3. осуществляющие торговлю культурными товарами и предметами искусства.
Целевая направленность:
1. культурное просветительство,
2. художественное творчество,
3. развитие эстетических чувств,
5. развлечение.
Способ хозяйствования:
· коммерческий,
· некоммерческий,
· смешанный,
Типы учреждений культуры:
Библиотеки.
Природно-ландшафтные площадки.
Парки культуры и отдыха.
Спортивные площадки.
Игровые площадки.
Разнопрофильные культурные центры.
Учреждения дополнительного профессионального образования: спортивные, музыкальные, художественные школы.
Инфраструктура культуры и досуга - комплекс учреждений, отраслей и организаций хозяйственной практики, которые создают условия их функционирования как экономической отрасли, обеспечивая ее существование.
Рассмотрим основные элементы инфраструктуры культуры и досуга:
1. Производственный и сервисный комплексы тех отраслей хозяйства, которые обслуживают население в свободное время и создают условия для рекреации, индивидуального развития личности, развлечений.
· Исторические центры, культурные памятники, мемориальные территории.
· Отраслевые организации сферы культуры и искусства (библиотеки, кинотеатры, театры, музеи, выставочные залы, филармонии и т.п.)
· Развивающие организации, обучающие фирмы.
· Городские зоны отдыха (парки, скверы, пляжи).
· Рекреационные зоны вне города (национальные парки, санатории, курорты).
· Учреждения и фирмы, производящие услуги спортивно-оздоровительного, культурного и художественно-обучающего назначения (стадионы, фитнес-клубы, аквапарки, танцклассы)
· Турфирмы и связанные с ними перевозки, система гостеприимства.
· Тематические парки, игровые и культурно-досуговые центры.
· Рестораны, кафе.
· Модельный бизнес.
2. Производство и трансляция культурно-досуговой информации, а также товары культурно-досугового и информационно-художественного назначения:
· Развлекательные телепрограммы, радиопередачи.
· Интернет.
· Артпродукты (подготовка и запись на пленку разного рода шоу, теле и радиопрограмм, музыкальнее диски, компьютерные игры).
· Редакционно-издательская деятельность (выпуск книг, журналов, газет).
· Производство товаров и техники культурно-спортивного назначения (спортивная одежда, сувениры, настольные игры, сценического оборудования и т.д.).
· Дороги, связь, транспорт.
· Профессиональные кадры и учреждения по их подготовке.
Индустрия досуга:
1. индустрия товаров культурного назначения,
2. индустрия туризма,
3. индустрия аудио- и видеопродукции,
4. индустрия развлечения:
· газеты, журналы, книги развлекательного содержания,
· киноиндустрия и производство видеопродукции,
· сеть кинопроката, телеканалы, радиостанции,
· музыкальная индустрия, производящая и продающая музыкальную продукцию,
· артбизнес (галереи, выставочные залы),
· организации концертов, туров, шоу-бизнес,
· игровой и игорный бизнес,
· театры, концертные организации, цирки,
· досуговые центры, клубы, развлекательные комплексы, дискотеки,
· модельный бизнес,
· сеть общественного питания.
На сегодняшний день в законодательной базе РФ нет базовых документов, раскрывающих миссию учреждений культурно-досугового типа. Из статьи вы узнаете, как регулируется деятельность КДУ и какие функции выполняют эти учреждения
Дома культуры, Дворцы молодежи, культурно-оздоровительные центры и другие КДУ ведут активную деятельность, направленную на обеспечение досуга, сохранение культурных ценностей, популяризацию народного творчества.
Основным направлением культурно-досуговой деятельности является освоение человеком мира культуры. Современный пользователь имеет множество потребностей, среди которых особое место занимают потребности в творчестве, общении, познании, спорте и так далее.
Именно они выступают в качестве побудительного момента такой деятельности.
Главное в статье:
Культурно-досуговая деятельность способствует духовному и физическому совершенствованию личности. Основой для этого выступает самодеятельное творчество, освоение культурных ценностей, разумный и полноценный отдых.
Культурно – досуговая деятельность традиционно является одной из наиболее важных сфер жизнедеятельности современного человека. Это время духовного общения, где люди получают возможность свободного выбора общественно и личностно значимых социальных ролей.
Эта сфера позволяет полноценно раскрыть естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Именно здесь обеспечиваются условия для развития каждой отдельной личности.
В процессе такой деятельности отражается потребность и умение человека использовать свободное время для социально-значимой реализации собственных сущностных сил.
В настоящее время не существует концепции, содержащей конкретный перечень терминов, позволяющих описать специфику деятельности КДУ. В нормативно-правовой базе нет и закона, который бы стал базовым при осуществлении клубной деятельности.
Начиная с 2002 года, законодательная база была пополнена всего несколькими нормативными правовыми актами. К их числу относятся:
От 01.09.2011 № 906 «О нормативах штатной численности работников государственных и муниципальных учреждений культурно-досугового типа и библиотек»;
От 05.10.2015 № 2515 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества оказания услуг организациями культуры»;
От 30.12.2015 № 3448 «Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа».
Стоит заметить, что ни в одном из вышеуказанных документов нет четкой формулировки стратегической миссии культурно-досуговых учреждений.
К основным функциям КДУ относятся:
Если речь идет об информационно-просветительской, то стоит отметить, что в ее основе лежит инициатива и добровольность. Кроме этого, она отличается нерегламентированностью, ориентированностью на удовлетворение разных интересов потребителей, наличием широкого выбора форм и методов. Ее главные характеристики - это всеобщность и постоянство.
Что касается культуротворческой, то она направлена на то, чтобы развивать, сохранять и работать над дальнейшим возрождением народных культурных традиций, ремесел, фольклора и прочее.
Рекреативно-оздоровительная предусматривает организацию досуга в любых его проявлениях. Прежде всего она направлена на то, чтобы обеспечить психологическую разрядку и отдых.
Не меньшее значение имеет и гедонистическая функция культурно-досуговой деятельности КДУ. Культурные организации должны использовать те формы работы, которые будут не только полезными для посетителей, но и интересными, привлекающими внимание.
Рассмотрим, какие функции выполняют КДУ разных видов. Например, основная деятельность Дома культуры направлена на то, чтобы обеспечить условия для досуга, развития народного творчества, художественной самодеятельности и так далее.
Такие учреждения ведут выставочную деятельность, а также способствуют реализации социокультурных инициатив населения. Одним из основных направлений их работы является гражданское воспитание современного человека.
Если говорить об обеспечении условий для досуга молодежной аудитории или массового отдыха, то эти функции выполняют Дворцы молодежи. Кроме этого, они выполняют и другие функции, большинство из которых аналогичны тем, которые выполняют Дома культуры.
На сегодняшний день вопрос о сохранении и развитии национальных культурных традиций стоит довольно остро. И достойное место в его решении отведено этнокультурным центрам.
Они не только обеспечивают досуг населения, но и создают все условия для развития декоративно-прикладного искусства, художественного творчества, социально-культурных инициатив.
К какому бы типу не относилось учреждение культурно-досугового типа, его услуги всегда носят интегрированный характер. Сегодня существует большое разнообразие форм предоставления этих услуг.
Их осуществление может происходить на разных площадках: стадионе, зрительном или выставочном зале, в учебном заведении и других.
В состав услуг, которые осуществляются в сфере культурно-досуговой деятельности, входят спектакли, выставки, концертные и шоу-программы, различные конкурсы и смотры. Также КДУ проводят фестивали и вечера отдыха, театрализованные представления и дискотеки, шествия и народные гуляния.
Виды услуг, как правило, зависят от специфики самого учреждения культуры. Однако существует ряд услуг, которые предоставляются многими КДУ.
Это информационно-консультационные и методические услуги, создание условий для занятия в кружках и клубных формированиях, культурное обслуживание на дому для людей с ограниченными физическими возможностями и другие. Более полный перечень услуг представлен ниже:
Стоит отметить, что данный перечень может быть дополнен и другими видами услуг. Каждое учреждение культуры вправе самостоятельно установить, какие услуги будет оказывать населению. Главное, чтобы они соответствовали его основной миссии и поставленным задачам.
В качестве заказчиков культурных услуг могут выступать граждане, юридические лица, а также органы госвласти и местного самоуправления.
Услуги, которые осуществляются КДУ в рамках культурно-досуговой деятельности, могут быть как бесплатными, так и платными. Если они финансируются за счет бюджета, то население получает их на бесплатной основе. Основным источником финансирования платных услуг являются сами потребители.
Учреждения клубного типа бесплатно проводят культурно-массовые мероприятия, имеющие социальную значимость. Это могут быть государственные или локальные праздники, отраслевые мероприятия и другие.
Также на бесплатной основе культурные услуги предоставляются тем посетителям, которые относятся к категории наименее социально защищенных, то есть:
Бесплатную поддержку со стороны КДУ могут получить любительские художественные коллективы. К категории бесплатных относятся услуги, направленные на содействие патриотическому воспитанию подрастающего поколения и другие.
Если услуги культурно-досугового характера являются платными, то при их организации учреждение вправе устанавливать льготы для отдельных категорий пользователей. К таким категориям, как правило, относят людей с ограниченными физическими возможностями, военнослужащих, ветеранов, учащихся и так далее.
Как видим, основные виды культурно-досуговой деятельности, осуществляемые КДУ, направлены на работу практически со всеми слоями населения страны.
Оценить эффективность основных видов культурно-досуговой деятельности КДУ можно при помощи системы, состоящей из двух групппоказателей:
Если речь идет о показателях первой группы, то они являются переменными. В этом случае осуществляется оценка посещаемости платных мероприятий, которые проводят госучреждения культуры.
Не менее важное значение имеет количество культурно-досуговых мероприятий, проведенных КДУ, и доля социально-значимых мероприятий из общего числа. Все эти показатели берутся за отчетный год.
Что касается показателей экономической эффективности, то к их группе относится средняя цена одного посещения платного мероприятия.
Также к ним относят и долю средней цены одного посещения КДУ от средней зарплаты по субъекту РФ, долю покрытия расходов доходами от основных видов деятельности и так далее. Все данные берутся за отчетный год.
Материал проверен экспертами Актион Культура
ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА В МИКРОСОЦИУМЕ.
Развитие человеческой культуры неразрывно связано с творчеством, которое наиболее многогранно проявляется в процессе досуговой деятельности людей. Ориентируясь на совершенствование своего профессионального мастерства, человек много сил и энергии отдаёт развитию своего творческого потенциала в данном направлении, что приводит к значительной усталости. И тогда требуется смена деятельности.Социологи считают, что досуг – это часть нерабочего или свободного времени, в структуре которого выделяется активная творческая деятельность в виде общественной деятельности, занятие спортом, самообразованием, любительские занятия, общение с другими людьми... (Большой энциклопедический словарь. М., 2000. С.1191). Таким образом, досуг как вид социальной активности направленной на реализацию творческой потенции человека, становится той отдушиной, которая позволяет нам на некоторое время «отключиться» от проблем профессиональной деятельности и заняться реализацией тех своих потенциальных возможностей, которые вызывают приятные ассоциации, дают возможность продемонстрировать свои способности в иных областях деятельности, отличных от профессиональной.
Дети так же нуждаются в перемене своей деятельности. Учёба – трудоёмкий процесс и переход к деятельности, которая является наиболее приемлемой для ребёнка в тот или иной период его жизни, явлении вполне закономерное. Досуг в процессе социализации личности организуется агентами первичной социализации, в том числе и социальным педагогом.
Развитие современной социальной инфраструктуры позволяет решать множество проблем связанных с социализацией личности, в том числе и организации досуга ребёнка. На протяжении последних лет в этой сфере культурной деятельности накоплен значительный социально-педагогический потенциал, использование которого всецело зависит от творческого подхода социального педагога к реализации своих функциональных обязанностей. Наряду с большим количеством детско-молодёжных общественных объединений, существуют внешкольные образовательные учреждения, которые принимают самое непосредственное участие в процессе социализации подрас-тающего поколения на предметном уровне. Кроме того существуют самые различные клубы для молодёжи, организованные общественностью по месту жительства, спортивные кружки и секции. Все они имеют огромное значение для реализации тех программ, которые направлены на адаптацию детей и молодёжи к современному социуму. О работе клубов, кружков, секций и других форм досуговой деятельности имеется большое количество научно-педагогической и методологической информации. Новым явлением в процессе организации досуговой деятельности стало движение «Детские и молодёжные социальные инициативы», которое создано при поддержке Министерства образования и Комитета по делам молодёжи. Оно сродни «тимуровскому» движению и привлекает на свою сторону «волонтёров», готовых к социально значимой деятельности, позволяющей развивать у них инициативу, создавать условия для самостоятельного включения в жизнь, делать осознанный выбор и действовать на основе постоянного творческого поиска. Участники этого движения осуществляют многоплановую деятельность: проводят благотворительные акции; шествуют над инвалидами и сиротами; занимаются благоустройством дворов и улиц по месту жительства; охраняют природу и памятники культуры; проводят игры и творческие занятия с детьми в клубах, кружках и секциях.
На основе движения «Детские и молодёжные социальные инициативы» создано социально-педагогическое движение, которое осуществляет по всей стране программу начального социально-педагогического образования. Благодаря этой программе созданы условия для реализации комплексных социально-педагогических акций, направленных на:
-патриотическое воспитание – в рамках этого направления досуговой деятельности осуществляется воспитание любви и уважения к своей большой и малой родине, обучение основам взаимопонимания, уважение к своей национальной и мировой культуре. Для реализации целей и задач патриотического воспитания организуются походы по местам боевой и трудовой славы, «вахты Памяти», поисковые экспедиции, летние оборонно-спортивные лагеря, патриотические слёты, военно-патриотические игры, изу-чение исторического. опыта, древних традиций; восстановление разрушенных церквей; ремонт помещений и техники социально значимых объектов (библиотек, музеев, выставочных залов и т.п.);
-профилактическое направление способствует предотвращению воз-никновения социально запущенной, маргинальной молодежи. Наиболее эффективна работа в данном направлении при установлении «случайных» контактов с молодежными асоциальными группами в периоды их сборов и проведения свободного времени. Кроме того в рамках этого направления осуществляются: определение потребностей и особых проблем уличных групп, оказание им соответствующей помощи, направление их активности в менее агрессивное русло; поиск помещений для уличных групп молодежи и организация для них различных форм досуга; посещение следственных изоляторов, тюрем, домов малютки, наркологических, психоневрологических, кожно-венерических диспансеров; присутствие на судебных слушаниях по преступлениям, совершенным молодежью; установление контактов с наркоманами, определение их в лечебные заведения; привлечение подростков к солидарной поддержке своих сверстников, т.е. формирование из их рядов добровольных помощников социального педагога и социального работника;
-трудовое направление (вопросы трудовой занятости, профориента-ционной работы): организация лагерей добровольного труда по восстановлению памятников "архитектуры, экологической очистке территорий; расчистка дорожек от снега; посадка цветов; утепление оконных рам; работа в огороде; сбор картофеля; помощь в выращивании рассады; уход за домашними цветами и животными; проведение, генеральной уборки и косметического, ремонта; предоставление рабочих <мест детям, подросткам.и молодежи через создаваемые биржи труда и информационные банки данных; создание педагогических и строительных отрядов; организация молодежного строительства; разработка перспективных моделей электрических и активных колясок для инвалидов; поддержка, молодежного предпринимательства; создание центров социальной адаптации инвалидов и «трудных» подростков;
-валеалогичваюе направление (формирование здорового образа, жизни): обучение оказанию первой медицинской помощи; сбор лекарственных трав и ягод; организация оздоровительных.процедур; работа фитобара; запись клиента кврачу; посещение больных, в лечебных. учреждениях; совместное посещение спортивных, мероприятий и секций; поддержка любительского клубного спортивного движения; организация соревнований «Кожаный –мяч» «Чудо-шашки», «Детские старты», проведение туристических слетов, «школ выживания»; проведение «физкультминуток» с дошкольниками, младшими школьниками и подростками;
-лидерское направление (формирование активной жизненной позиции, развитие инициативы, укрепление и развитие демократических норм жизни): обучение основам управления, психологии, права, бизнеса, педагогики, делопроизводства, социальной работы, журналистики, экологии, валеологии; организаторская работа в коллективе, проведение психологических тренингов, деловых игр, «круглых столов», изучение иностранных языков, компьютерных технологий, проведение лагерей актива; сотрудничество с неправитель-ственными и государственными организациями; занятия с детьми и молодыми лидерами общественных объединений; переписка, телефонные переговоры, командировки, реализация совместных программ - представителей разных организаций; оказание помощи в программировании и проектировании деятельности детско-молодежных общественных объединений;
-психолого-педагогическое направление (воздействие на самочувствие и поведение клиента): составление социальной карты местности; консультирование по интересующим проблемам; совместное обсуждение конкретного случая; наблюдение; беседа; групповые дискуссии; тренинги;
-социально-бытовоенаправление (материальные, моральные, национальные, семейные и другие интересы и потребности клиентов): доставка продуктов, гуманитарной помощи; оплата коммунальных, услуг; доставка литературы из библиотеки; оформление подписки на газеты и журналы; написание писем; фотоателье на дому, мастерская по ремонту одежды, домашняя, парикмахерская; подготовка и доставка, праздничных посылок; патронаж; моральное и материальное поощрение социально активных клиентов;
-социокультурное направление (повышение уровня культуры клиентов, организация досуга): проведение дней.рождения, поздравление. с праздником: оформление, праздничных газет; выпуск «настенной, газеты, организация выставок; подготовка видеофильмов о жизни клиентов; организация, поездок, экскурсий, концертов; сборы благотворительных пожертвований; конкурсы на лучшего помощника., социального работника; приобретение.билетов в театр, кино, выставочные залы; поддержка и. развитие авторской песни; зарубежные поездки, прием зарубежных делегаций, совместные образовательные проекты с зарубежными коллегами;
-социально-правовое (повышение уровня правовой культуры, зашита прав человека): организация встреч клиентов с юристами, работниками коммунальных служб; создание специальных общественных судов для несовершеннолетних; организация деловых игр «Выборы», участие в избирательных кампаниях и выборах; привлечение клиентов к работе общественных комиссий, комитетов, организаций, фондов; поддержка подростков и молодежи в местах заключения;
-информационное направление (внедрение новых технологий, обеспе-чение взаимосвязи между специалистами, пропаганда новых форм социальной работы): поддержка детско-молодежных средств массовой информации; организация.работы «Интернет-кафе»; журналистская работа (подготовка заказных материалов и интервью, информирование об основных.событиях, фоторепортажи с мест событий и др.); режиссерская и операторская работа (съемка, монтаж, звукооформление фильмов).
Предложенный вариант организации досуга, а именно привлечение детей и молодёжи к активной социальной деятельности в свободное от основного занятия время, является наиболее перспективным и социально полезным. Уже сегодня наши дети не знают куда себя деть. Досуг в обычном его понимании стал для них практически недоступен из-за перегруженности школьных программ, комерциализации работы кружков и секций, усиления идеологического фактора в социокультурной среде, компьютеризации познавательных процессов и т.д.
Современные исследования ценностных ориентаций городской молодёжи (Скриптунова Е.А., Морозова А.А. О предпочтениях городской молодёжи. /социологические исследования. 2002. № 1.) показывают, что их удовлетворённость различными сторонами жизни отвечает тем основным требованиям социума, которые доминируют в современном обществе. На четвёртом месте - досуг. Он удовлетворяет 46,6% молодых людей (не удовлетворяет12,5%). На третьем месте – здоровье (51,8%), на втором месте отношения с родителями (56,4%). И на первом месте отношения со сверстниками (66,3%). Из этого можно сделать вывод, что ценностные ориентации современного молодого человека могут более результативно развиваться в рамках ДИМСИ.
9.2.Технологический аспект социально-культурной деятельности в рамках детской и молодёжной социальной инициативы
Существующие методологические и технологические приёмы решения проблем обозначенных в основных направлениях деятельности социального педагога по организации досуговой деятельности в рамках ДИМСИ вполне отвечают современным требованиям. Существует более сорока программ, которые окончательно оформлены и реализуются в практической деятельности современных социальных педагогов. Из них наиболее приемлемые для реализации в системе практической деятельности социального педагога, программы, которые предлагаются ниже.
"Третий сектор". Программа направлена на укрепление взаимодействия детско-молодежного общественного объединения с представителями СМИ на федеральном, региональном и местном уровнях. Предполагает системную работу известных журналистов, писателей, издателей, редакторов с детьми и молодежью (имеющими склонность к журналистской работе и литературному творчеству и проявившими себя как социально активные волонтеры),. активное вовлечена творческой интеллигенции в процесс воспитания юного поколения; усиление внимания к социальным проблемам подростков; создание независимых детско-молодежных изданий, радио- и телепередач. Данная программа разработана совместно с рядом газет, журналов радиостанций и телевизионных каналов.
«Лидер здоровья». Программа предпоглагает разработку и реализацию системы мер по пропаганде здорового образа жизни и семейных ценностей. В ее рамках запланированы проведение разъяснительной работы среди населения о негативном влиянии алкоголизма и табакокурения на здоровье и жизнь людей; усиление общественного контроля за состоянием окружающей среды, условиями труда и обучения; вовлечение детей и молодежи в занятия физической культурой и спортом, привитие навыков и умений сохранения своего здоровья
«Диалог индивидуальностей». Программа предусматривает непрерыв-ный комплекс мероприятий социально-педагогического характера по оказанию гуманитарной, правовой, психолого-педагогической помощи детям из неблагополучных, неполных, малообеспеченных семей, школам-интернатам для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В качестве технологической основы применяются отдельные элементы социальной работы американской благотворительной организации «Большие Братья - Большие Сестры»; на конкурсной основе (с использованием специальных тестов и методик) проводится отбор волонтеров из числа имеющих педагогические способности и заинтересованных в индивидуальном шефстве над проблемным ребенком взрослых и студентов психологических, педагогических, медицинских и юридических вузов.
«Возвращение к истокам». программа приобщения подрастающих поколений к культурно-историческим ценностям российских народов. Ее цель - осмысление значимости духовных основ человеческого бытия современного воспитания на высоких нравственных идеалах и традициях, культуре и искусстве; .осуществлении преемственности поколений наилучших национальных и общечеловеческих демократических.ценностях. Любовь и почитание «малой» родины, семьи, дома, родного края не воспитаешь лозунгами и призывами. Лишь в социально значимой деятельности ребенок чувствует себя хозяином, тружеником, радетелем и старателем своего отечества; именно так он может осознать себя реальным звеном в цепи исторических.событий. Участники программы проводят, экспедиции вглубь России, собирают исторические, фольклорные, этнографические, географические, биологические материалы, оказывают посильную помощь их хранителям - пожилым людям; обобщают и анализируют свои находки, пополняют коллекции библиотек, музеев, пропагандируют народные ценности в своих выступлениях перед сверстниками в средствах массовой информации
"Юное поколение выбирает книгу". Программа основана на признании непреходящей ценности хорошей книги, высокой оценке личностного потенциала писателей, журналистов, художников, поэтов, издателей детских журналов в воспитании нравственно и духовно здоровых детей и подростков. Привлечение коммерческих издательств в качестве спонсоров позволяет сформировать призовой фонд для многих мероприятий, конкурсов и фестивалей ДИМСИ, создает возможность пополнения библиотек отдаленных районов России. В рамках программы проводятся семинары, фестиваль "Дети и книга", "Неделя детской книги", конкурсы юных авторов, ассамблеи средств массовой информации ДИМСИ и др. По приглашению региональных подразделений ДИМСИ известные детские писатели, журналисты и издатели выезжают на места с презентациями своих трудов, анализируют и отбирают для публикаций произведения юных авторов; дают рекомендации для поступления ребят в престижные вузы.
"Врата учености". Программа предусматривает привлечение деятелей науки и культуры к работе с детьми и молодежью; приобщение подрастающих поколений" к научным знаниям в различных областях: социальная работа, педагогика, валеология, право, экономика, география, биология, химия, математика, экология, политика, русский и иностранные языки и др.; проведение конкурсов, викторин, смо"ф6в;" признание достижений юных талантов и их поощрение различными путями - вплоть до рекомендаций и путевок в престижные вузы; издание сборников научных трудов" подростков и молодежи в области социальной работы. В рамках данного проекта ежегодно проводятся два конкурса: "Творческий конкурс на лучшее исследование" в области социальной работы и социальной педагогики"; "Творческий конкурс юных авторов ДИМСИ". "
В настоящее время в ДИМСИ насчитывается более 10 тыс. официальных членов и свыше 50 тыс. человек, вовлеченных в различные программы. На самом деле количественные показатели на порядок больше, так как жесткого учета нет, что естественно для неформализованной волонтерской деятельности. Чем объясняется интерес детей и молодежи к этой работе?
Главными стимулами проявления интереса к самостоятельной социально значимой деятельности выступают:
желание добиться успеха в карьере и общественного признания;
возможность осознать свои сильные и слабые стороны, проявить свою индивидуальность, заработать деньги чесаным трудом;
расширение сферы общения;
интерес и желание действовать самостоятельно, с пользой, на перспективу;
раскрытие творческих способностей, приобретение умений.и навыков реальной экономической, предпринимательской и профессиональной деятельности;
возможность проявить сострадание и милосердие, соприкоснуться с реальной жизнью, познакомиться с проблемами, решаемыми учреждениями -социальной сферы, общественными объединениями, государственными и коммерческими структурами; с условиями, в.которых они работают;
овладение методами социального «целительства» и разрешения конфликтов;
возможность выбора сферы применения своих сил, свободного вхождения и выхода во временно создаваемых<в том числе и собственных) творческих объединениях.
У социально-педагогического движения детей, молодежи и взрослых большое будущее, потому что в его основе лежит идея единения, а не отчуждеяия людей разных социально-возрастных "и профессиональных групп, национальности и вероисповедания, классовой и партийной принадлежности на платформе Дружбы, Милосердия и Вдохновения.
Предлагаемые программы являются основой для организации технологического процесса по проблемам досуга. В практической работе возможно, по усмотрению руководителя практического занятия, отработать технологический процесс по реализации данных программ в рамках социально-педагогического движения.
Культурно-досуговая деятельность является неотъемлемой частью учебного процесса. Стабильность и целостность системы досуговой деятельности в учебно-творческом и воспитательном процессах в вузах культуры и искусства определяются наличием взаимодействия всех ее элементов: идей, ценностей и формы, в которой заключено содержание средств, то есть его носителей.
Культурно-досуговая деятельность - это процесс приобщения к культуре, выраженный в материальной и духовной форме.
Культурно-досуговая деятельность функционирует в разнохарактерной, динамично развивающейся природной и социальной среде и представляет собой ценности, образцы и признанные способы поведения, объективированные в нашем обществе, зафиксированные и передаваемые последующим поколениям в качестве результата.
В педагогическом процессе одним из основных направлений деятельности культурно-досуговых учреждений является гражданское воспитание, формирующее научное мировоззрение, развивающее гражданскую активность подростка. В гражданском воспитании можно использовать такие формы, как лекции, беседы, диспуты. Примерная тематика лекций: "Отечество на рубеже веков", "Историческое прошлое нашей Родины"; тематика дискуссий: "Какой он - герой нашего времени" и т.д.
Другим важным направлением культурно-досуговой деятельности является трудовое воспитание. Цель трудового воспитания заключается в оказании содействия в профессиональной ориентации подростков. Важное значение имеют встречи с представителями различных профессий, экскурсии на производственные участки, где ребята знакомятся с представителями различных профессий, технические кружки моделирования. Следующее направление культурно-досуговой деятельности - формирование личности с высоким нравственным сознанием и поведением - нравственное воспитание. Принцип нравственного воспитания - это принцип воспитания на положительных примерах. Поэтому, одной из основных сторон культурно-досуговой деятельности является эстетическое воспитание. Его цель - развитие способностей оценивать, воспринимать и утверждать прекрасное в жизни и в искусстве с общечеловеческих позиций духовного наследия.
Педагогическая задача учреждений культуры состоит в том, чтобы вовлечь подростков в свою деятельность с помощью организаций шоу-представлений, творческих конкурсов красоты ("мисс-лето", "джентльмен-шоу"), встречи с музыкантами, модельерами, поэтами, посещение выставок и многое другое.
Таким образом, все эти направления культурно-досуговой деятельности взаимосвязаны, взаимозависимы, совершенствование (этой деятельности) личности делает эту деятельность наиболее эффективной.
В процессе направленного воспитания личности подростка, с одной стороны происходит духовное и нравственное развитие, с другой - идет своеобразная дифференциация способностей подростка, раскрываются разнообразные интересы и потребности, происходи социализация подростков, которая носит положительную направленность.
Культурно-досуговая деятельность есть способ индивидуального самоутверждения личности, осмысления своего бытия в прошлом, настоящем и будущем.
Изменения в теоретическом осмыслении культурно-досуговой деятельности зависят от познания ее объективных закономерностей как процесса освоения мира, от осмысления характеристик развития, как всей отрасли, так и ее отдельных сфер, от научного использования результатов познания тех перемен, которые отмечаются в процессе реализации новой концепции человека и нового понимания жизни общества.
Эволюция общества неизбежно влечет за собой преобразование культурно-досуговой деятельности. Это важнейший элемент в жизни любого человека. Известно, что труд должен разбавляться отдыхом. Вопрос лишь в том, какую форму он принимает. В нашей статье будет подробно рассказано об истории, типах, средствах и целях культурно-досуговой деятельности и отдыха.
Каждая историческая эпоха характеризуется особыми формами работы и отдыха. История приносила новые требования к вариантам построения деятельности человека. В первобытное время человек заботился о своем выживании, а единственной формой отдыха у него было восстановление сил. Чуть позже появилось искусство. Оно активно применялось во все последующие периоды.
С зарождением религии люди стали уделять больше внимания молитвам и обрядам. Особое значение приобрели оккультные и религиозные Вера в высшие силы стала тесно переплетаться с культурой. Это особенно заметно на примере искусства Средневековья.
Ближе к Новому времени развитие культурно-досуговой деятельности приобретает совсем иное значение. Немалую роль в развитии общества стала играть наука. Соответственно, преобразился и досуг. Изменились потребности общества, отдых людей стал более продуктивным. То же касается настоящего времени: сегодня досуг имеет под собой громадную базу из науки, культуры, искусства, а главное, человеческого труда.
Факультативным фактором влияния на досуг стала сфера маркетинговых технологий. Причиной такого сближения стала рыночная экономика, получившая особое развитие за последние несколько лет. Разные компании активно рекламируют свою продукцию, в результате чего постепенно превращается в индустрию досуга.
Культурология рассматривает организацию культурно-досуговой деятельности как процесс создания условий для мотивационного выбора человеком предметной деятельности. Надо отметить, что процесс этот определяется индивидуальными потребностями каждого человека, его интересами и увлечениями.
Социальная значимость направления культурно-досуговой деятельности заметно выросла за последние несколько лет. В связи с этим человеческий отдых привлекает к себе все больше исследовательского внимания. Проблема досуга изучается не только социологией, но и культурологией, философией и многими другими научными направлениями.
Досугом называют свободное от учебы и работы время, остающееся за вычетом различных непреложных затрат. В рамках досуга выделяют активный и пассивный отдых.
Работу и учебу не стоит путать с физическими и умственными нагрузками. Так, человек может работать постоянно, а отдыхом для него будет смена деятельности. При этом задачи досуговой деятельности остаются одинаковыми. Они широки и многообразны в своей социальной направленности, что позволяет исследователям подходить к досугу как к важной части социальной системы.
Основам культурно-досуговой деятельности в Российской Федерации уделяется особое внимание. Государство вынуждено заботиться о своих гражданах, а потому оптимизирует все национальные сферы культуры: искусство, образование, сельское хозяйство и т. д.
Потенциал досуга вбирает в себя громадные возможности для развития нравственных ориентиров как отдельных персон, так и для крупных социальных групп. В последнее время вокруг понятия "отдых" ходит множество различных представлений. Общество считает, что культурно-досуговая деятельность - это вторичные по отношению к работе и учебе явления. Существуют и вовсе маргинализированные трактовки понятия "отдых" - вроде асоциального поведения, опасной эмоциональной разрядки и т. д.
Современное общество должно стремиться к организации качественного, эффективного досуга. Любая деятельность, осуществляемая человеком, должна быть полезной для общества. Это является главным принципом как работы, так и отдыха. О том, какие формы может принимать досуг, будет рассказано далее.
Для учеников и студентов любой досуг является неотъемлемой частью учебного процесса. Целостность и стабильность отдыха в воспитательном и образовательном процессах определяются рядом элементов: формы, ценностей, идей, отдельных ее носителей и т. д. Культурно-досуговая деятельность - это процедура приобщения людей к культуре, которая выражается в духовной или материальной форме.
А что подразумевается под культурой? Одна из самых популярных трактовок этого понятия гласит, что культура - это весь окружающий нас мир во всем его многообразии. Досуг же является процедурой познания или преобразования мира. Эти же действия характерны для работы и учебы, но во время досуга они могут быть реализованы в более легких, например творческих, формах.
В педагогическом процессе отдых всегда взаимосвязан с воспитанием и образованием. Так, культурно-досуговая деятельность подростков вбирает в себя трудовое воспитание. Дети знакомятся с различными профессиями, изучают рабочие участки, посещают экскурсии и т. д. Помимо знакомства с трудом немалую роль играет нравственное воспитание. Подростки наблюдают положительные примеры поведения из предметов искусства: книг, картин, фильмов и т. д. Здесь же стоит выделить эстетическое воспитание.
Таким образом, все направления культурно-досуговой деятельности тесно взаимосвязаны. Совместная их реализация способствует индивидуальному самоутверждению личности и совершенствованию общества.
Любые цели и побуждения человека формируются на основе его склонностей, привычек, черт характера и жизненного опыта. То же касается организации культурно-досуговой деятельности. Условия для создания отдыха зависят от работы и степени занятости человека. Очевидно, что люди, вынужденные трудиться физически, могут отдыхать за умственной работой. Это же правило срабатывает и наоборот: интеллектуально занятые персоны отдыхают за физическими нагрузками.
Человек - эксперт своего досуга. Если он понимает, что любое его действие имеет хоть какое-то влияние, то и отдых будет организован соответствующим образом. Важно лишь ставить конкретные цели и обладать четкими мотивами.
Под целями отдыха ученые понимают представления о результате, которого желает добиться гражданин в тех или иных досуговых занятиях. Субъективные цели человека обусловлены специфически, в отличие от целей прагматических занятий. Если в труде человек руководствуется экономией сил и материальным эффектом работы, то от досуга он будет ожидать успокоения, восстановления организма и получения пользы для своего здоровья - умственного или физического.
Особенность культурно-досуговой деятельности заключается в ее гедонистическом, неутилитарном характере. Человек освобождается от привычных обязанностей, аспектов внутреннего развития и прочих затруднительных факторов.
Мотивы досуга имеют куда более сложный характер, нежели цели. Если цель может сформировать самостоятельно, то мотивы не осознаются человеком в полном объеме. Они исключительно разнообразны, гибки и подчас прихотливы. Мотивы отражают субъективные предпочтения, внешние факторы и скрытые установки, которые человек не всегда способен объективно осмыслить.
При этом именно мотивация является базовой характеристикой в организации культурно-досуговой деятельности. Так, отдых может содержать в себе такие элементы, как осмысление чужого и своего мнения, расширение жизненного опыта, умножение общественных коммуникаций, наличие и применение творческого начала и т. д.
Человек, добиваясь бодрого и отдохнувшего состояния в процессе досуговой деятельности, одновременно реализует сразу несколько собственных потребностей. Отдых может сформировать у человека ощущение целостности внутреннего мира и полноты своего бытия - в этом и заключается вся его суть.
Культурно-досуговая деятельность - это сложная структура с множеством элементов. Все они взаимодействуют между собой, в результате чего образуется множество системных функций. В культурологии сформировано несколько классификаций, содержащих в себе функции досуга и отдыха. Первой важной задачей является реализация потребностей и аспектов своего внутреннего развития. Человек вряд ли сможет осмыслить свое положение во время работы или учебы. Отдых же в полной мере позволяет обдумать тот или иной момент.
Особое значение имеют просветительские и воспитательные функции досуга. Не стоит думать, что они имеют важное значение только для детей и юношей. Большое количество взрослых людей еще больше нуждаются в просвещении и понимании базовых моментов бытия. Речь может идти о вторичной социализации, индивидуальном развитии, расширении кругозора и т. д.
Еще одна задача современной культурно-досуговой деятельности - это терапевтическое и рекреационно-оздоровительное воздействие на человека. Стресс, повышенный невротизм, неуравновешенность психического здоровья - все это может перейти в устойчивые болезни, порой даже опасные для остального общества. Грамотно организованный досуг поможет человеку избежать душевных заболеваний.
Итак, отдых помогает человеку лучше разобраться в себе, оздоровить свою психику и расширить индивидуальную жизненную среду. Без досуга жизнь человека попросту лишилась бы базовых стержней и приобрела труднопереносимый характер.
Важнейшими элементами любого вида культурно-досуговой деятельности являются люди, общественные группы, организации и даже государства. Необходимо проанализировать индивидуальных и коллективных субъектов досуга для лучшего понимания того, что именно представляет собой рассматриваемая сфера.
Индивидуальные субъекты досуга - это конкретные люди (индивиды, предприниматели, специалисты, работники культурных учреждений и т. д.). Такие субъекты делятся на несколько групп, среди которых есть круг основных участников досуга. Это конкретные лица, члены дружеских групп и рабочих коллективов. Здесь можно выделить самодеятельных субъектов, задействованных в активных видах досуга. Это, например, любители охоты, путешествий, рыбалки и т. д. Они не прибегают к чьей-либо помощи при организации своего отдыха.
Есть также субъекты, прибегающие к помощи сторонних организаторов. Такие лица пользуются услугами определенных компаний.
Согласно другой классификации, субъекты досуговой деятельности делятся на физических и юридических лиц. Одни отдыхают, другие организуют отдых. Существует деление по целевой направленности досуга, способу его организации, количеству участников и т. д.
Большинство классификаций имеют своей целью деление субъектов досуга по численности и характеру деятельности.
Человеческое общество прошло долгий путь к осознанию того, как именно нужно организовывать свой досуг и тратить свободное время. Раньше народ уделял большое внимание "спасению души" и молитвам к высшим силам. Так, социальный потенциал досуга осмыслялся через религиозные воззрения. Церковь и ее работники формировали определенную идеологию и актуальную картину мира. Задавались поведенческие нормы и представления о человеке, которые носили социально-интегративное значение.
Культура Древнего мира и средневековой Европы имела минимальный социальный потенциал. Люди не имели приоритетной целью развитие общества и окружающего мира. Они горели желанием спасти свои души и создать почву для "жизни небесной".
Эпоха Просвещения породила свою теорию культурно-досуговой деятельности. Появилась мода на античные традиции, и религия стала постепенно уходить в прошлое. Мыслители новой эпохи начали трактовать отдых как явление, наполненное позитивным содержанием по отношению к каждой персоне. На первое место, наконец, встает не Бог, а человек. Такая концепция сохраняется в большинстве народов и по сей день. Безусловно, религия никуда не исчезла. Однако ее суть кардинально поменялась. Человек спасает свою душу не усердными молитвами, а трудом на благо общества.
Современный социум трактует отдых как самостоятельную сферу, которая тесно связана с такими программами культурно-досуговой деятельности, как спорт, путешествия, религия, искусства, семейные отношения, быт, массовые зрелища, индивидуальные увлечения и т. д. Культура постоянно развивается благодаря научным разработкам и непрерывной социальной эволюции. Интегрируются технические новинки и осваиваются эффективные технологии организации.
В современном обществе выработаны целые технологии культурно-досуговой деятельности. Они являют собой своеобразные эталоны, идеальные способы организации отдыха. Населению всячески навязываются наиболее безопасные и эффективные виды отдыха. Все они соответствуют понятию идеальной культуры досуга.
Под культурой отдыха понимается способ и характер организации досуговой деятельности. По итогам работы государства, правовых инстанций, общественных и религиозных организаций формируются представления о желаемом характере досуга. Требования исходят из понимания того, что досуг обладает не только персональной, но и общественной значимостью.
Не менее важным понятием является этика досуга. Она представляет собой совокупность духовных ценностей и моральных принципов, определяющих цели, функции, задачи и поведение отдыхающего человека. Этика направляет взаимодействие человека с окружающей средой, а также социальное поведение людей. Вырабатываются определенные требования к поведению отдыхающих.
Что произойдет, если люди перестанут руководствоваться досуговой этикой? Популярность приобретут представления о развлечениях и отдыхе, которые не соответствуют культурным традициям или даже законам. Например, маргинальные группы увлекаются занятиями, разрушающими духовное и физическое здоровье. Это пьянство, употребление наркотических средств, азартные игры, циничное отношение к окружающей среде и т. д. Любой человек должен выстраивать для себя определенные технологии культурно-досуговой деятельности, которые помогли бы ему отдыхать без вреда для себя и окружающих.
Социальные и культурные потребности людей трансформируются вместе с их индивидуальным развитием. То же касается потребностей, связанных с реализацией свободного времени.
Для каждого возраста есть определенный потенциал запросов. Возрастные потребности, если они являются полезными для развития личности, должны быть вовремя реализованы в полном объеме. Особенно это касается детского периода, когда формируется наибольшее количество средств культурно-досуговой деятельности. Ближайшая общественная среда, а также сами люди должны формировать благоприятные условия для того, чтобы представители подрастающего поколения смогли усвоить культурное наследие, применять свой творческий потенциал, а также определять конструктивное развитие собственной личности в течение всей следующей жизни.
Юношеский возраст не менее важный, чем детский. На первый план выходит потребность в повышенной физической активности, познавательной деятельности, стремлении провести свободное время с ровесниками ради общения.
Досуг взрослых людей должен быть направлен на восстановление сил после работы и саморазвитие - хотя бы минимальное. Как бы ни был занят человек, он должен найти хотя бы несколько минут для самоорганизации и понимания своего "Я".
Досуг пожилых людей зависит от их предпочтений, а также психического и физического здоровья. В пожилом возрасте человек нередко связывает цели досуга с рекреационными (восстановительными) потребностями. Они высоко ценят уже устоявшиеся общественные связи. При этом целевые ориентации и привычки не должны стать барьером для формирования новых видов досуга.
Помимо семейного положения, статуса, возраста и уровня занятости большую роль играет организация досуговой деятельности. Например, в отдаленной местности человеку будет сложнее себя занять, чем в крупном мегаполисе. Но здесь нужно обращаться к вопросу об экономике досуга.
В современной экономической сфере сформирована обширная производственная область, связанная с функционированием и обслуживанием различных областей и сегментов культуры. Происходит поддержка повседневных отношений людей, их культурного отдыха, финансируется система образования, информации и искусства. Всю представленную область называют экономикой культуры. При этом следует помнить, что речь идет не о масштабной культуре, а лишь о малой ее части, которая выступает историческим механизмом жизнедеятельности общества.
Все области и сегменты культуры приобретают громадное значение в национальной экономике. Они стимулируют воспроизводство культуры по целому ряду отраслей, поддерживая тем самым ее целостную эволюцию в оперативном режиме.
Можно наблюдать, как назначение культурной части экономики с ее информационными потоками, досугом и прочими элементами сводятся к реализации следующих функций:
Экономика и отношения рынка могут выполнить множество конструктивных функций по отношению к развитию досуга и культуры. В условиях рыночной экономики отрабатываются и удовлетворяются множественные духовные потребности, а также развиваются новые технологии социального и культурного обслуживания.