Малая гидроэнергетика микро и нано гэс
Регулярный рост цен на электроэнергию заставляет многих задумываться над вопросом альтернативных источников получения...
На конкурентном рынке госконтрактов участник закупок, который обладает какими-то преимуществами перед другими, имеет более высокие шансы получить выгодный контракт. Кто может рассчитывать на преференции и при каких условиях?
В самом общем представлении понятие преференции связано с предпочтением одного перед другими. Но критерии для такого определения в различных областях деятельности могут различаться.
Например, налоговые преференции — это система денежных скидок в налогообложении, которая позволяет снизить финансовую нагрузку на отдельные категории лиц. В сфере закупок принцип действует иным образом. Обладатель права выгоды может рассчитывать на «включение» для него заказчиком выигрышных процентов при сравнительном анализе с конкурентами без преимуществ.
В ст. 14 Закона о контрактной системе (N 44-ФЗ) введено понятие национального режима. Дополнительно к статье при поставке товаров из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) вводит преференции 155 приказМинэкономразвития от 25.03.2014 .
На правах ответственного исполнительного органа по ч. 4 ст. 14 N 44-ФЗ МЭР установило преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов — для участников с предложением по поставке товаров из ЕАЭС при наличии документа с подтверждением страны происхождения — в:
На основании пп. 4.5 ПМЭР рассмотрение и оценка в отношении цены контракта на продукцию из специального перечня, которая при этом произведена в ЕАЭС, осуществляется с учетом понижения на 15 процентов при подаче:
Контракт во всех перечисленных случаях заключается с победителем по предложенной им цене. В ситуации подачи предложений с одинаковыми ценовыми условиями и(или) условиями исполнения контракта по указанным процедурам будет учитываться предоставление преференций. Заключить контракт будет предложено тому участнику, который имеет на них право.
Противоположным образом будет развиваться ситуация при проведении аукциона. Снижение в размере 15 процентов в отношении цены победителя произойдет только в случае его предложения на поставку иностранных товаров.
При готовности передать заказчику товары ЕАЭС правило понижения для поставщика в аукционе действовать не будет (п. 7 ПМЭР). Оно также не будет действовать и в случае предложения по поставке товаров из спецперечня, которые произведены как на территории иностранного государства, так и в ЕАЭС, если процент производства в ЕАЭС составляет более половины.
Для всех названных в приказе закупок предложение по частичной поставке товаров из перечня не обеспечит поставщику возможности рассчитывать не преференции.
Меры специального назначения в виде преимуществ введены в законе статьями 28-30. При определении поставщиков выделены четыре категории субъектов, на которые распространяются преимущества (ч. 4 ст. 27). Заказчик в своих хозяйственных расчетах обязан учитывать такие прерогативы у некоторых поставщиков. Право на преимущества (в соответствии с их требованием) имеют организации:
За исключением закупки у единственного поставщика, заказчику вменено в обязанность устанавливать в извещении и документации преимущество до 15 процентов на цену контракта на основании действующих перечней продукции для УИС и ОИ. Если такое учреждение названо победителем, заказчик подтверждает договорную цену с учетом преференции без превышения начального (максимального) ограничения (НМЦК). Это определено в статьях 28, 29.
При этом перечень товаров, которые повлекут преимущества для УИС, утвержден правительственным постановлением от 14.07.2014 N 649 в редакции ПП от 04.02.2016 N 63).
Аналогичным образом преференции инвалидам по 44 фз постановление правительстваутвердило 15.04.2014.
При проведении процедур у СМП и СОНКО для заказчика определена граница свыше 15 процентов общегодового совокупного размера его приобретений и установлен предельный размер цены контракта в 20 миллионов рублей. Подобные закупки осуществляются в форме:
На основании ч. 3 ст. 30 в этом случае в извещении заявлено ограничение для иных участников закупок. Для СМП и СОНКО требуется задекларировать свою принадлежность.
При соблюдении ч. 5 ст. 30 имеется правовая возможность в условиях закупки установить допуск для субъектов, которые не принадлежат к этим привилегированным категориям. Тогда для них возникает задача привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из СМП, СОНКО. Такие закупки также учитываются в установленном для заказчика объеме обязательств.
Правительство может устанавливать типовые договорные условия при привлечении к исполнению субъектов по ст. 30. На основании ч. 8 данной статьи, в контракт с субъектом СМП или СОНКО включается обязательное условие об оплате при завершении исполнения, либо отдельно сданного этапа, в срок не более 15 рабочих дней с даты подписания документа о приемке (ч. 7 ст. 94).
На конкурентном рынке госконтрактов участник закупок, который обладает какими-то преимуществами перед другими, имеет более высокие шансы получить выгодный контракт. Кто может рассчитывать на преференции и при каких условиях?
В самом общем представлении понятие преференции связано с предпочтением одного перед другими. Но критерии для такого определения в различных областях деятельности могут различаться.
Например, налоговые преференции — это система денежных скидок в налогообложении, которая позволяет снизить финансовую нагрузку на отдельные категории лиц. В сфере закупок принцип действует иным образом. Обладатель права выгоды может рассчитывать на «включение» для него заказчиком выигрышных процентов при сравнительном анализе с конкурентами без преимуществ.
В ст. 14 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" введено понятие национального режима. Дополнительно к статье при поставке товаров из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) вводит преференции 155 приказ Минэкономразвития от 25.03.2014.
На правах ответственного исполнительного органа по ч. 4 ст. 14 N 44-ФЗ МЭР установило преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов — для участников с предложением по поставке товаров из ЕАЭС при наличии документа с подтверждением страны происхождения — в:
Конкурсе;
Аукционе;
Запросе котировок;
Запросе предложений.
На основании пп. 4.5 ПМЭР рассмотрение и оценка в отношении цены контракта на продукцию из специального перечня, которая при этом произведена в ЕАЭС, осуществляется с учетом понижения на 15 процентов при подаче:
Конкурсных заявок;
Заявок на запрос котировок;
Окончательных решений при запросе предложений.
Контракт во всех перечисленных случаях заключается с победителем по предложенной им цене. В ситуации подачи предложений с одинаковыми ценовыми условиями и(или) условиями исполнения контракта по указанным процедурам будет учитываться предоставление преференций. Заключить контракт будет предложено тому участнику, который имеет на них право.
Противоположным образом будет развиваться ситуация при проведении аукциона. Снижение в размере 15 процентов в отношении цены победителя произойдет только в случае его предложения на поставку иностранных товаров.
При готовности передать заказчику товары ЕАЭС правило понижения для поставщика в аукционе действовать не будет (п. 7 ПМЭР). Оно также не будет действовать и в случае предложения по поставке товаров из спецперечня, которые произведены как на территории иностранного государства, так и в ЕАЭС, если процент производства в ЕАЭС составляет более половины.
Для всех названных в приказе закупок предложение по частичной поставке товаров из перечня не обеспечит поставщику возможности рассчитывать не преференции.
Меры специального назначения в виде преимуществ введены в законе статьями 28-30. При определении поставщиков выделены четыре категории субъектов, на которые распространяются преимущества (ч. 4 ст. 27). Заказчик в своих хозяйственных расчетах обязан учитывать такие прерогативы у некоторых поставщиков. Право на преимущества (в соответствии с их требованием) имеют организации:
Уголовно-исполнительной системы (УИС);
Инвалидов (ОИ);
Малого предпринимательства (СМП);
Социальной некоммерческой ориентации (СОНКО).
За исключением закупки у единственного поставщика, заказчику вменено в обязанность устанавливать в извещении и документации преимущество до 15 процентов на цену контракта на основании действующих перечней продукции для УИС и ОИ. Если такое учреждение названо победителем, заказчик подтверждает договорную цену с учетом преференции без превышения начального (максимального) ограничения (НМЦК). Это определено в статьях 28, 29.
При этом перечень товаров, которые повлекут преимущества для УИС, утвержден правительственным постановлением от 14.07.2014 N 649 в редакции ПП от 04.02.2016 N 63). Аналогичным образом преференции инвалидам по 44 фз постановление правительства утвердило 15.04.2014.
При проведении процедур у СМП и СОНКО для заказчика определена граница свыше 15 процентов общегодового совокупного размера его приобретений и установлен предельный размер цены контракта в 20 миллионов рублей. Подобные закупки осуществляются в форме:
Конкурсов: открытых, с ограничением участия, двухэтапных;
Аукционов;
Запросов котировок и предложений.
На основании ч. 3 ст. 30 в этом случае в извещении заявлено ограничение для иных участников закупок. Для СМП и СОНКО требуется задекларировать свою принадлежность.
При соблюдении ч. 5 ст. 30 имеется правовая возможность в условиях закупки установить допуск для субъектов, которые не принадлежат к этим привилегированным категориям. Тогда для них возникает задача привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из СМП, СОНКО. Такие закупки также учитываются в установленном для заказчика объеме обязательств.
Правительство может устанавливать типовые договорные условия при привлечении к исполнению субъектов по ст. 30. На основании ч. 8 данной статьи, в контракт с субъектом СМП или СОНКО включается обязательное условие об оплате при завершении исполнения, либо отдельно сданного этапа, в срок не более 15 рабочих дней с даты подписания документа о приемке (ч. 7 ст. 94).
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста! Мы будем участвовать в эл. аукционе по поставке овощей (все овощи производства Россия)! Что означает преимущества от заказчика: «Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минэкономразвития России № 155 от 25.03.2014 — 15 % «? Свернуть Виктория Дымова Сотрудник поддержки Правовед.ru Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:
Ответы юристов (1)
Кто может рассчитывать на преимущества в закупках Для того, чтобы претендовать на преференции по ФЗ-44, участники должны соответствовать ряду условий:
В закупке участвуют толькоСМП и СОНКО.Вариант 2. Устанавливается требование опривлечении соисполнителей,субподрядчиков из числа СМП и СОНКО (ч. 5 ст. 30 Закона №44-ФЗ). Когда заказчикобязанпредоставитьпреимущества Закупаются товары, работа или услуги, включенные вперечень, утвержденныйпостановлением Правительства РФот 14.07.2014 № 649. Закупка товаров, работ или услуг из перечня для предоставления преференции инвалидам по 44 ФЗ (постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 341).
При заказе любых товаров, работ или услуг в объеме не менее 15% от СГОЗ, рассчитанного с учетом требований ст. 30 Закона № 44-ФЗ, кроме заказа:1) услуг по предоставлению кредитов;2) у единственного поставщика в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Способ закупки Все способы, кроме двухэтапного конкурса и закупки уединственного поставщика.
ФЗ-44 означает, что среди прочих равных предложений (условий исполнения контрактов), которые сделаны участниками аукциона/конкурса/котировки заказчик должен выбрать того, кто подпадает под соответствующую категорию лиц. Нормативное регулирование и механизм предоставления Для каждой отдельно взятой преференции установлен свой механизм реализации. Кроме прямого указания в ФЗ-44 действуют ряд других нормативных актов, в соответствии с которыми предоставляются льготы: — Постановление Правительства РФ № 649 от 14.07.2014 (утвердил перечень товаров/работ/услуг (ТРУ), которые можно купить у УИС; — Перечень ТРУ, закупаемых у организаций-инвалидов, утвержденный постановлением Правительства № 341 от 15.04.2014; — Приказ МЭР РФ № 155 от 2014 об условиях допуска товаров из иностранных государств, Постановление № 925 о приоритете товарам российского производства от 16.09.2016г.
Если несколькими участниками конкурса или запроса предложений представлены одинаковые условия исполнения контракта (с учетом преференции), то контракт заключается с поставщиком, имеющим право на преференцию (ч. 6 приказа Минэкономразвития от 25.03.2014 № 155). Например, поставщик товаров из Белоруссии и Польши предложили свои товары по цене 1000 рублей за единицу. Будет считаться, что поставщиком белорусского товара предложена цена 850 рублей.
Преимуществами в госзакупках пользуются только СОНКО, учрежденные не госорганами или муниципалитетами.Предлагать к поставке товары российского производства вправе любой участник закупки - юридическое или физическое лицо. Какие документы требуется представить в заявке Преференции можно предусматривать при любом виде закупок (кроме контрактов, заключаемых с единственным поставщиком по статье 93 ФЗ-44). При этом в документации должен быть точный перечень документов, которые предоставляет участник закупки при подаче своей заявки, а также ее форма (при наличии). В составе заявки должны быть приложены:
Налоговые льготы Помимо обозначенных выше моментов применения преимуществ, необходимо отметить также налоговые преференции - это определенного рода преимущества, которые применяются при выполнении указанных условий (ст. 395 Налогового кодекса РФ). К таковым, например, можно отнести упрощенную систему налогообложения или всевозможные отраслевые льготы (в сферах сельского хозяйства, здравоохранения либо промышленности). Преференции поставщикам товаров отечественного производства Также, необходимо обратить внимание и на такую форму преимущества, как льготы участникам закупки, которые предлагают товары отечественного производства.
Подробнее раскрывает вопрос о преференции 155 Приказ от 25.03.2014, изданный Министерством экономического развития. Он закрепляет условия допуска товаров иностранного происхождения с целью удовлетворения государственных и муниципальных нужд.
Важно: заказчики обязаны размещать закупки у СМП и СОНКО в объеме не менее 15% (можно и более) от суммарного объема своих закупок, выставляемых на торги (то есть конкурентными способами).
Если в электронном аукционе побеждает поставщик товаров иностранного происхождения, за исключением Белоруссии и Казахстана, то с ним заключается контракт по предложенной им цене, сниженной на 15 %. Например, в аукционе участвовали поставщики товаров из России, Казахстана и Финляндии. Победил поставщик товаров из Финляндии, предложивший цену в 1000 рублей. С ним заключается контракт по цене 850 рублей. Обратите внимание: речь идет именно о товарах иностранного происхождения, а не о поставщиках из других государств. Иными словами, приказ может отразиться на тех участниках торгов, которые закупают товары иностранного происхождения и предлагают их на отечественном рынке.
Внимание
Принципы применения национального режима при осуществлении закупок описаны в ст. 14 44-ФЗ. Приказ Минэкономразвития от 25.03.2014 № 155 дает конкретные указания, как эти принципы должны быть реализованы на практике. Так, в нормативно-правовом акте приводится перечень товаров, в отношении которых применяются преференции.
ФЗ-44 (составляется произвольно, нет утвержденного образца);
Требовать дополнительные документы и сведения, не предусмотренные Законом о контрактной системе не разрешается. Однако, участникам не следует рисковать и декларировать без достаточных оснований свое право на преимущества в закупках, ведь при установлении факта представления участником-победителем недостоверных сведений, контракт с ним должен быть расторгнут по решению заказчика в одностороннем порядке (согласно нормам ст. 95), что грозит участнику не только убытками, но и внесением его в реестр недобросовестных поставщиков (по решению ФАС).
Преференция - что это значит по 44 ФЗ и в каких случаях она применяется? Разберемся подробнее, кто может получить преимущества при проведении торгов.
В широком смысле слова, преференции контрактной системы — это преимущества в отношении цены контракта, которые предоставляются следующим группам участников:
Более подробная информация представлена в таблице.
Учреждения и предприятия УИС |
Организации инвалидов (ст. 29 Закона №44-ФЗ) |
СМП и СОНКО (ст. 30 Закона №44-ФЗ) |
|
---|---|---|---|
Суть преференции |
Если победитель — УИС, цена может быть увеличена по требованию |
Если победитель — организация инвалидов, цена может быть увеличена по требованию победителя до 15%, но не более НМЦК. | Вариант 1. В закупке участвуют только СМП и СОНКО. Вариант 2. Устанавливается требование о привлечении соисполнителей, субподрядчиков из числа СМП и СОНКО (ч. 5 ст. 30 Закона №44-ФЗ). |
Когда заказчик обязан предоставить преимущества |
Закупаются товары, работа или услуги, включенные в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 № 649. |
Закупка товаров, работ или услуг из перечня для предоставления преференции инвалидам по 44 ФЗ (постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 341). |
При заказе любых товаров, работ или услуг в объеме не менее 15% от СГОЗ, рассчитанного с учетом требований ст. 30 Закона № 44-ФЗ, кроме заказа: 1) услуг по предоставлению кредитов; 2) у единственного поставщика в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. |
Способ закупки | единственного поставщика. |
Все способы, кроме двухэтапного конкурса и закупки у единственного поставщика. |
Вариант 1. Все способы закупки, кроме закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Вариант 2. Все способы закупки. |
Кроме вышеперечисленного приоритет имеют участники, которые предлагают товары, произведенные в России или в странах — участниках Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС). Механизм предоставления преимуществ в данном случае реализуется через приказ МЭР от 25.03.2014 № 155. Документ также содержит перечень продукции, на которую распространяется такое правило.
Порядок предоставления преференции (155 приказ) заключается в следующем:
Затем, если это товар иностранного происхождения, цена предложения будет снижена на 15% и по ней будет заключен контракт. Если это российский товар или товар, произведенный в ЕАЭС, предложенная победителем госзакупки цена останется без изменений.
Подробно об этом мы писали в статье о преференциях.
Обращаем внимание, что оценка заявок по ПП 925 от 16.09.2016 в рамках 223-ФЗ производится с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. При этом, в отличие от Приказа МЭР № 155, заказчик самостоятельно определяет перечень товаров, которые получат преимущества.
Налоговые преференции — это льготы, которые предоставляются налогоплательщику, если тот выполняет необходимые условия (ст. 395 НК РФ). Например, участвует в благотворительности. Они бывают:
Например, территориальные направлены на поддержку и развитие определенных территорий, а отраслевые — отраслей производства. Выражаются они в налоговых льготах, сниженной ставке, отсрочке по платежам или полном освобождении от уплаты налогов.
К сожалению, для сферы госзакупок налоговых льгот не предусмотрено.
По закону о контрактной системе в сфере закупок ряду организаций предоставляются определенные льготы. Если обратиться к толковому словарю, то преференция определяется как предпочтение или особые условия пользования чем-либо. В то же время, преимущество можно обозначить как выгоду либо превосходство, исключительное право на что-нибудь. Это и есть ничто иное, как преимущества определенным участникам, обозначенные Законом. Таким образом, оба понятия являются аналогичными.
Итак, в отношении каких категорий организаций 44-ФЗ предусмотрел льготы:
Если такого рода предприятия принимают участие в закупке, в соответствии со статьей 29 Закона о контрактной системе заказчик обязан предоставить им предпочтение. А именно в отношении предлагаемой цены в размере 15%.
Подробнее раскрывает преференции инвалидам по 44 ФЗ Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 341. Этим нормативным правовым актом закреплен перечень товаров, работ или услуг, при закупке которых предоставляются льготы. К примеру, речь идет о приобретении постельного белья, бумаги и картона, соков из фруктов и овощей. При этом условия о предоставлении исключительного права должны быть обозначены заказчиком в извещении о проведении тендера. Необходимо учесть, что, если победителем признают организацию инвалидов, контракт заключается по предложенной статье с учетом преимущества. Однако, чтобы подтвердить, что организация относится к этой категории и имеет право на «бонус», необходимо представить подтверждающую декларацию, которая составляется в произвольной форме.
Помимо обозначенных выше моментов применения преимуществ, необходимо отметить также налоговые преференции — это определенного рода преимущества, которые применяются при выполнении указанных условий (ст. 395 Налогового кодекса РФ). К таковым, например, можно отнести упрощенную систему налогообложения или всевозможные отраслевые льготы (в сферах сельского хозяйства, здравоохранения либо промышленности).
Также, необходимо обратить внимание и на такую форму преимущества, как льготы участникам закупки, которые предлагают товары отечественного производства. Подробнее раскрывает вопрос о преференции 155 Приказ от 25.03.2014, изданный Министерством экономического развития. Он закрепляет условия допуска товаров иностранного происхождения с целью удовлетворения государственных и муниципальных нужд.
Если победителем признается организация уголовно-исправительной системы, она имеет право на льготу — увеличение цены контракта не более чем на 15%, но не более первоначальной стоимости договора.
Приведем пример. Предположим, начальная максимальная цена контракта была равна 3 млн. руб.. Предприятие уголовно-исправительной системы признано победителем с ценой договора 2,7 млн. руб. Воспользовавшись данной привилегией, победитель вправе заключить контракт стоимостью в 3 млн. руб.
Наконец, обратимся к вопросу о том, каким образом проводятся закупочные процедуры и как предоставляются преференции.
Прежде всего напомним, что заказчик должен указать в извещении, а также в документации о закупочной процедуре условия о применении тех или иных преференций.
Некоторые из них нужно прописать в документах планирования.
К примеру, чтобы осуществить заказ у субъектов малого предпринимательства (СМП), нужно заранее планируются это в плане-графике. Таким образом осуществляются, так называемые, специальные закупки, участниками которых выступают лишь лица, которые принадлежат к СМП и СОНКО. При этом сумма тендера не должна быть более 20 млн. руб.
Ст. 30 Закона закрепляет обязанность заказчика проводить торги с участием только СМП и СОНКО с объемом, равным 15% от общего годового объема закупок.
На конкурентном рынке госконтрактов участник закупок, который обладает какими-то преимуществами перед другими, имеет более высокие шансы получить выгодный контракт. Кто может рассчитывать на преференции и при каких условиях?
В самом общем представлении понятие преференции связано с предпочтением одного перед другими. Но критерии для такого определения в различных областях деятельности могут различаться.
Например, налоговые преференции — это система денежных скидок в налогообложении, которая позволяет снизить финансовую нагрузку на отдельные категории лиц. В сфере закупок принцип действует иным образом. Обладатель права выгоды может рассчитывать на «включение» для него заказчиком выигрышных процентов при сравнительном анализе с конкурентами без преимуществ.
В ст. 14 Федерального закона N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» введено понятие национального режима. Дополнительно к статье при поставке товаров из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) вводит преференции 155 приказ Минэкономразвития от 25.03.2014.
На правах ответственного исполнительного органа по ч. 4 ст. 14 N 44-ФЗ МЭР установило преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов — для участников с предложением по поставке товаров из ЕАЭС при наличии документа с подтверждением страны происхождения — в:
— конкурсе;
— аукционе;
— запросе котировок;
— запросе предложений.
На основании пп. 4.5 ПМЭР рассмотрение и оценка в отношении цены контракта на продукцию из специального перечня, которая при этом произведена в ЕАЭС, осуществляется с учетом понижения на 15 процентов при подаче:
— конкурсных заявок;
— заявок на запрос котировок;
— окончательных решений при запросе предложений.
Контракт во всех перечисленных случаях заключается с победителем по предложенной им цене.
В ситуации подачи предложений с одинаковыми ценовыми условиями и(или) условиями исполнения контракта по указанным процедурам будет учитываться предоставление преференций. Заключить контракт будет предложено тому участнику, который имеет на них право.
Противоположным образом будет развиваться ситуация при проведении аукциона. Снижение в размере 15 процентов в отношении цены победителя произойдет только в случае его предложения на поставку иностранных товаров.
При готовности передать заказчику товары ЕАЭС правило понижения для поставщика в аукционе действовать не будет (п. 7 ПМЭР). Оно также не будет действовать и в случае предложения по поставке товаров из спецперечня, которые произведены как на территории иностранного государства, так и в ЕАЭС, если процент производства в ЕАЭС составляет более половины.
Для всех названных в приказе закупок предложение по частичной поставке товаров из перечня не обеспечит поставщику возможности рассчитывать не преференции.
Меры специального назначения в виде преимуществ введены в законе статьями 28-30. При определении поставщиков выделены четыре категории субъектов, на которые распространяются преимущества (ч. 4 ст. 27). Заказчик в своих хозяйственных расчетах обязан учитывать такие прерогативы у некоторых поставщиков. Право на преимущества (в соответствии с их требованием) имеют организации:
— уголовно-исполнительной системы (УИС);
— инвалидов (ОИ);
— малого предпринимательства (СМП);
— социальной некоммерческой ориентации (СОНКО).
За исключением закупки у единственного поставщика, заказчику вменено в обязанность устанавливать в извещении и документации преимущество до 15 процентов на цену контракта на основании действующих перечней продукции для УИС и ОИ. Если такое учреждение названо победителем, заказчик подтверждает договорную цену с учетом преференции без превышения начального (максимального) ограничения (НМЦК). Это определено в статьях 28, 29.
При этом перечень товаров, которые повлекут преимущества для УИС, утвержден правительственным постановлением от 14.07.2014 N 649 в редакции ПП от 04.02.2016 N 63). Аналогичным образом преференции инвалидам по 44 фз постановление правительства утвердило 15.04.2014.
При проведении процедур у СМП и СОНКО для заказчика определена граница свыше 15 процентов общегодового совокупного размера его приобретений и установлен предельный размер цены контракта в 20 миллионов рублей. Подобные закупки осуществляются в форме:
— конкурсов: открытых, с ограничением участия, двухэтапных;
— аукционов;
— запросов котировок и предложений.
На основании ч. 3 ст.
30 в этом случае в извещении заявлено ограничение для иных участников закупок. Для СМП и СОНКО требуется задекларировать свою принадлежность.
При соблюдении ч. 5 ст. 30 имеется правовая возможность в условиях закупки установить допуск для субъектов, которые не принадлежат к этим привилегированным категориям. Тогда для них возникает задача привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из СМП, СОНКО. Такие закупки также учитываются в установленном для заказчика объеме обязательств.
Правительство может устанавливать типовые договорные условия при привлечении к исполнению субъектов по ст. 30. На основании ч. 8 данной статьи, в контракт с субъектом СМП или СОНКО включается обязательное условие об оплате при завершении исполнения, либо отдельно сданного этапа, в срок не более 15 рабочих дней с даты подписания документа о приемке (ч. 7 ст. 94).
В январе 2014 года вступил в силу Федеральный Закон №44, касающийся контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных и государственных нужд. Данный закон определил новые правила регулирования взаимоотношений заказчиков и поставщиков, при этом все договоры, заключенные до принятия закона №44, сохранили свою силу.
Кроме этого, закон закрепил определенные преференции, согласно которым отдельным участникам закупок может отдаваться предпочтение при заключении договоров.
К таким участникам относятся поставщики, предлагающие для обеспечения государственных заказов товары российского производства или товары, производящиеся в странах ЕАЭС.
Это могут быть как физические, так и юридические лица.
Согласно статьям 28-30 44-го закона, любая преференция означает, что среди всех равных предложений, сделанных участниками конкурсов или аукционов, победителей нужно выбирать из числа тех, которые подпадают под данные законодательные нормы.
Кроме самого Закона №44-ФЗ, предоставление льгот осуществляется в соответствии с определенными нормативными документами.
Для того, чтобы воспользоваться преференциями, участники закупок, которые предлагают товары отечественного производства, должны предоставлять информацию, подтверждающую преобладание таких товаров в заявке (более 50%). Если местные и зарубежные производители предлагают равные заявки, преимущество будет отдано первым из них.
Инициаторы закупок должны размещать в своих объявлениях сведения о преференциях и перечне документов, которые нужны для использования льгот, а также формы, по которым их следует подавать.
Использование льгот невозможно в тех случаях, в которых контракты заключаются с единственным поставщиком.
Заказчики не должны требовать дополнительные справки и документы, не предусмотренные законом. Достаточно просто подтвердить свой статус. Участники, не имеющие права на льготы, не должны подавать ложную информацию и пытаться получить неположенные им преференции. Подобные действия грозят убытками и внесением сведений о предприятиях в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, Федеральный Закон №44 предоставил новые возможности для субъектов хозяйствования, нуждающихся в государственной поддержке. В свою очередь, на заказчиков документ возложил дополнительные обязанности.