Как ускорить адаптацию нового сотрудника и сократить расходы на обучение. Обучение и развитие персонала в организации III

Прежде чем сформулировать, какие современные методы обучения персонала наиболее результативны и популярны, напомним: работодатель обязан уделять пристальное внимание профобучению сотрудников. Часто на предприятиях появляются новые технологии, внедряется инновационное оборудование. Все это требует от работника соответствующей квалификации. Коллектив, владеющий необходимыми навыками, стимулирует развитие компании, так что нанимателю выгодно вложить средства в образование рабочих. Также, согласно ст. 197 ТК РФ , сотрудник вправе получать подготовку и дополнительное профобразование, проходить независимую оценку квалификации. Для этого между работодателем и сотрудником заключается соответствующий договор.

Перед тем как дать новые знания своим работникам, работодателю следует провести качественный анализ методов обучения персонала и выбрать наиболее эффективный и подходящий.

Основные виды и методы обучения персонала

Следует различать следующие виды обучения персонала в организации:

  • подготовка кадров — это планомерное освоение сотрудниками комплекса знаний и навыков, обязательных для осуществления определенных функций;
  • повышение квалификации кадров — так принято называть совершенствование работниками своих навыков и умений в связи с ростом требований к профессиональному уровню или в случае повышения в должности;
  • переподготовка кадров — переобучение кадров с целью приобретения нового багажа знаний, умений, навыков в связи с получением новой профессии или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.

Основным критерием учебы является эффективность. Чтобы подготовка сотрудников была таковой, важно выбрать наиболее удобные формы и методы учебы сотрудников организации.

Формы и методы обучения персонала

Рассмотрим подробнее наиболее популярные методы, формы и виды обучения персонала. Наиболее часто используются такие формы, как:

  • подготовка без отрыва от производства. В этом случае в организацию приглашаются педагоги, и работники проходят подготовку на рабочем месте, применяя документацию, материалы и оборудование, используемые в данной организации. Также сотрудники успевают выполнять часть своей обычной работы. Этот способ очень эффективен, т. к. у учащихся есть возможность повторять и закреплять полученные знания на практике. Но не всегда он позволяет ученику раскрыть полностью потенциал;
  • с отрывом от производства. В этом случае учеба происходит вне предприятия (работники направляются в учебные центры). Отметим следующие минусы: такая форма учебы достаточно затратна для нанимателя. Также в период учебы с отрывом от труда рабочий освобождается от выполнения своих профессиональных обязанностей;
  • дистанционная подготовка — проводится на основе информационного обеспечения. Подходит для индивидуальной учебы, тестирования и самотестирования, контроля.

Выбор формы профобучения зависит от того, какие методы преподавания будут использоваться.

Методы эффективного обучения персонала

Перечислим, какие применяются методы обучения персонала вне рабочего места. Например:

  • лекции, семинары, конференции. В процессе учебы ученики получают теоретические знания, общаются с коллегами, проводят дискуссии, учатся разным способам решения задач;
  • современными бизнес-тренерами часто используется такой метод доведения знаний до слушателей, как деловые игры. В ходе деловых игр участники моделируют и «проигрывают» реальные ситуации;
  • также часто работодатели отправляют сотрудников на тренинги или создают рабочие группы. В этом случае учащиеся не только участвуют в учебном процессе, но и в разработке конкретных предложений для улучшения качества работы.

Теперь поговорим про методы обучения персонала на рабочем месте. Наиболее часто используются:

  • производственные инструктажи, в ходе которых сотрудников вводят в специальность и знакомят с основными трудовыми функциями;
  • стоит отметить наставничество как метод обучения персонала. В этом случае новичок перенимает опыт наставника. Ученик следит за его действиями, а затем под руководством наставника делает работу сам;
  • рабочая ротация, когда рабочий постепенно осваивает все грани деятельности, перемещаясь с одного участка работы на другой внутри предприятия;
  • делегирование полномочий — работнику передается часть ответственности в принятии решений.

Как оценить эффективность профобучения

Как оценить, насколько эффективным было проведенное профессиональное развитие персонала (виды и формы обучения)? Это делается при помощи таких способов, как:

  • тестирование по окончании занятий;
  • наблюдение за работой обученного сотрудника на рабочем месте;
  • наблюдение за реакцией учащегося работника в процессе учебы;
  • оценка эффективности в форме анкетирования.

Критерии оценки необходимо довести до сведения работника еще до начала обучения. После его завершения об итогах аттестации сообщается в службу управления кадрами.

Сейчас уже не требуется доказывать о необходимости в обучении и повышении квалификации сотрудников.Высококвалифицированный персонал ощутимо влияет на выживаемость и рентабельность предприятия.

Факторы, на которые влияет обучение сотрудников:
— на повышение качества работы руководителей, заменяя старые неэффективные методики управления;
— на уровень квалификации в профессиональной деятельности;
— на увеличение объемов производственной деятельности;
— на развитие коммуникативных навыков и прочие.

Стоит ли тратить финансы на внешнее обучение и тренинговые центры для постоянного поддержания профессионального уровня сотрудников?

Возможно вы сможете реализовать внутреннее обучение персонала своими силами, ведь в этом ничего запредельного сложного нет. Только стоит начать.

Как организовать обучение персонала своими силами

Процесс организации внутреннего обучения персонала следует внедрять поэтапно.

1. Задачи и постановка целей обучения персонала.
2. Утверждение форматов обучения.
3. Выделение потребности в обучении персонала.
4. Создание обучающих курсов.
5. Поиск и подготовка обучающих тренеров(наставников).
6. Обучение сотрудников предприятия.
7. Закрепление и оценивание пройденного материала.
8. Анализ результатов обучения.

Рассмотрим некоторые этапы.

Выделение потребности в обучении персонала.

Выявляя потребность сотрудников в обучении, необходимо выявить именно тот пробел в квалификации сотрудников, который снижает эффективность его работы.

Определяется он в процессе:
— анализа результатов работы персонала;
— аттестации сотрудников;
— по заявкам от руководителей и сотрудников.

Ведущую роль здесь должен взять руководитель подразделения, выявлять потребность в обучении и предлагать тематику программ по обучению.
Однако, работники самостоятельно должны анализировать эффективность собственного труда. И, при необходимости, обращаться в отдел по работе с персоналом или к руководителю с заявкой на тематическое обучение.

Формат обучения персонала.

Идеальным вариантом является организация в компании собственного центра подготовки и повышения квалификации работников. В связи с чем, требуется оснащение учебного процесса техническими средствами, информационными системами и учебными материалами.

Помимо оборудованных кабинетов, конференц-залов, при распределенной структуре организации, может возникнуть необходимость в дистанционном обучении. В таком случае необходимо внедрить систему дистанционного обучения, вебинарные комнаты, а также разработать электронные учебные материалы.

В этом случае, потребуются серьезные финансовые затраты, но можно начать внедрение обучения персонала и простыми средствами.

Небольшие компании могут выстроить простой в управлении и реализации процесс обучения, требующий минимальных затрат, при должном качестве обучения, без создания специальной инфраструктуры и учебных классов.

1. Организация сетевого хранилища учебных и методических материалов, справочников, инструкций (папка на общем сетевом диске).
2. Внедрение .

При любом методе (очный или дистанционный) обучения потребуется создание интерактивного обучающего курса, содержащего:
— теоретический курс лекций (текстовый метериал, презентации);
— видеоматериал с записями лектора, тренера, специалиста;
— практические задания, кейсы, тренажеры;
— тренинги;
— контрольный тест.

В сети Интернет накоплено огромное количество учебного материала по различным профессиональным темам, воспользуйтесь ими.

На начальном этапе менеджер по обучению может скомпоновать учебный курс из учебных материалов, которые находятся в свободном доступе.

Построить учебный курс из материалов с сайтов электронных библиотек, профессиональных сообществ, бесплатных образовательных проектов и т.п. Учебные или тематические видеоматериалы из каналов в YouTube и т.п.

Организовать тестирование по пройденному курсу можно в бесплатной программе или в онлайн-сервисе по тестированию, которых тоже большое количество.
Все это собрать в одну папку с темой обучения и инструкцией со ссылками про прохождению курса или в электронный курс в .

Приветствуйте и поощряйте форму самообучения сотрудников. Достаточно вести общедоступный , проводимых конференций, и других мероприятий. Менеджеру по персоналу необходимо регулярно проводить мониторинг мероприятий в сети Интернет и анонсировать их персоналу, в любой удобной форме для вашей организацией.

Поиск и подготовка обучающих тренеров (наставников)

Этап подготовки собственных тренеров и наставников осуществляется для каждого подразделения. Руководители отделов должны выделить сотрудников для анализа работы и определения текущих задач обучения. На этапе подготовки тренеров, предприятие может задействовать персонал сторонних организаций (аутсорсинг).

Зачастую наставниками на производстве становятся наиболее квалифицированные работники предприятия, опытные мастера. При выборе тренера учитывать, однако, следует не только уровень мастерства, но и способность работника к преподаванию.

Сотрудники отдела по работе с персоналом должны использовать следующие критерии:

— высокий уровень профессионализма;
— стабильно высокая оценка показателей результатов трудовой деятельности;
— наличие способностей к обучению сотрудников;
— лояльность к компании;
— отличные коммуникативные навыки общения.

Внедрение внутреннего обучения и развития персонала (хоть и самого примитивного и простого) даст толчок к саморазвитию персонала, повышению производительности и эффективности сотрудников.

Получив новые знания и умения, каждый сотрудник, прошедший обучение, начинает их постепенно внедрять в ежедневную работу. Постепенно систематизируя подход к организации рабочего процесса, сотрудник очень скоро может убедиться в эффективности пройденного обучения. Качество работы заметно возрастает.

Конечно, внедрение новых знаний и применение их на практике дело времени. Не каждый сотрудник способен сразу внедрить в действия полученные знания, так как привык работать по своему опыту. Но знания присутствуют, и со временем, начинает меняться и подход к организации работы и применению полученных новых знаний и навыков.

В современном мире все чаще возникает проблема приспособления организаций и работников к изменениям в технологиях, оборудовании, производстве товаров. Все это требует от работников новых умений, знаний и навыков, поэтому нужно проводить обучение сотрудников в своей организации. Также стоит напомнить о профессиях, для которых повышение квалификации является обязательным.

Основными целями обучения персонала являются:

  • Повышение уровня производительности
  • Обеспечение работников профессиональными знаниями и навыками
  • Повышение мотивации персонала
  • Снижение текучки кадров
  • Ускорение адаптации новых сотрудников

В первую очередь, обучение бывает внутрифирменное и внешнее. Давайте разберем особенности каждого.

1. Внутрифирменное (корпоративное) обучение

Как правило, программы данного обучения создаются для конкретной компании, т.е. содержание обучения и его сроки соответствуют потребностям организации. Слушателями выполняются практические работы, которые направлены на решение проблем, стоящих перед организацией. Также в обучении используется оборудование и технологии данной компании. В отличие от внешнего обучения, предусматривается обучение большого количества сотрудников. Еще можно отметить, что такой способ помогает сохранять в организации командный дух и сплоченность коллектива.

Но, однако, у внутрифирменного обучения есть и минусы.

Во-первых, руководству приходится брать на себя дополнительную нагрузку, ведь они выступают в роли преподавателей. Но такая проблема возникает не всегда, так как организация может привлечь специалиста из сторонней тренинговой компании или учебного центра, при этом направленность на цели организации останется.

Во-вторых, отсутствует обмен опытом и приток свежих идей со стороны.

2. Внешнее обучение

Внешнее обучения проводится благодаря специальной организации, которая занимается обучением персонала. Для этого потребуются значительные затраты со стороны вашей компании. Проблема данного метода заключается в том, что при обучении не учитываются цели и потребности организации. К тому же, во время процесса обучения сотрудники не смогут выполнять свои обязанности, что и скажется на прибыли организации.

К преимуществам модно отнести тот факт, что обучение персонала будут заниматься профессионалы. У сотрудников появится возможность обменяться опытом у коллег из других организация и завязать полезные деловые знакомства.

Методы обучения

Когда компания определилась с формой обучения, выбирают метод обучения.

К внутрифирменной форме относятся:

  • Инструктаж – новому сотруднику передается общая информация о работе.
  • Наставничество – к новому работнику прикрепляется более опытный, который помогает адаптироваться в новом коллективе, отвечает на возникающие вопросы и контролирует исполнение работы.
  • Ротация – временный перевод сотрудника на другое место работы, в целях получения нового опыта и повышения квалификации.
  • Shadowing – данный метод активно используется в компаниях на Западе. Такой метод интересен тем, что студенты старших курсов могут несколько дней понаблюдать за работой специалиста. Благодаря этому, студент может понять, действительно ли ему нравится данная должность и какие трудности во время работы могут ему встретиться.

К внешней форме относятся:

  • Тренинги – формат данного метода направлен на усвоение нового материала и на получение нового опыта, происходит совмещение теории и практики, что благоприятно сказывается на эффективности обучения. Однако тренинги дорогостоящие.
  • Семинары – этот метод хорош тем, что на них проводятся совместные обсуждения полученного материала, что предполагает возможность дискуссий и обмена опытом.
  • Деловая игра – происходит рассмотрение реальной рабочей ситуации в виде коллективной игры, где каждому участнику выделяется конкретная роль.
  • Самообучение – наиболее простой метод обучения, ведь не требуется ни преподаватель, ни специальное помещение. Работник может учиться, когда ему удобно и где удобно, но для этого нужно желание самого обучающегося усваивать новые знания.

Может ли работник сам выразить инициативу в повышении квалификации и самостоятельно пройти обучение?

Вопрос о необходимости прохождения обучения и повышении квалификации работника должен решать работодатель и создавать условия для его благополучного прохождения. Если сотрудник решает самостоятельно проходить обучение, то он должен оплачивать его сам. При этом обучение не должно мешать рабочему времени, так как освобождение от работы или совмещение с ней организовывает работодатель только при явной необходимости в данном обучении.

Однако, заинтересованный руководитель может пойти на встречу и поощрить стремление сотрудника к совершенствованию профессиональных навыков полностью или частично скомпенсировав его затраты на обучение.

В любом случае все зависит от внутренних порядков компании и атмосферы в коллективе.

Обязательное обучение сотрудников

Помимо назревшей субъективной необходимости обучения персонала, есть так же и законодательная обязанность для ряда профессий и направлений.

Например обязательно регулярное обучение по пожарно-техническому минимуму и охране труда. Также повышение квалификации обязательно для медицинский работников.

Если на балансе у организации есть транспортные средства, то не обойтись и без ежегодного обучения водителей и ответственных за транспортную безопасность.

Таким образом, обучение персонала – это необходимый процесс, при котором достигается овладение знаниями, умениями, навыками обучающихся. Обучение персонала является эффективным в том случае, когда потраченные затраты на обучения окупились, а производительность труда стала выше.

  • Какие цели преследует обучение сотрудников.
  • Какие виды и концепции обучения практикуются.
  • Что особенного в обучении персонала на рабочем месте и вне его.
  • Как оценивать результат обучения работников.

Обучение персонала фирмы – это единственный способ всегда быть впереди. Успех на рынке и получение прибыли зависят лишь от того, насколько хорошо ваши сотрудники умеют создать, презентовать и продать товар. В этой статье рассмотрим основные методики обучения персонала.

Обучение персонала в организации

Рыночная среда выдвигает все новые условия для продвижения бизнеса, и успех часто зависит от того, насколько хорошо вы обучаете и развиваете свой персонал.

Цели и важность обучения персонала

Важность непрерывного обучения работников на современном предприятии трудно переоценить. Достаточно хотя бы взглянуть на следующие факторы:

  • Постоянно внедряется новая техника, вводился производство новых товаров, появляются новые инфокоммуникационные технологии.
  • Мир становится рынком, и конкуренция между странами непрерывно растет. Чем лучше в стране налажена система непрерывного образования и труда работников, тем больше вероятность того, что она войдет в число лидеров рынка.
  • Непрерывный процесс обучения персонала, который уже работает в фирме и знает особенности производства и реализации продукции, в конечном счете более эффективен и экономичен, чем наем новых сотрудников.

При этом взгляды на вопрос обучения персонала с точки зрения работника и работодателя могут заметно различаться. С точки зрения большинства работодателей, главными целями обучения являются:

  • Воспроизводство и интеграция персонала.
  • Адаптация работников.
  • Внедрение инновационных технологий и прочих нововведений.
  • Более гибкое формирование персонала.
  • Приобретение навыков в определении, понимании и решении возникающих проблем.

Работник имеет более практически цели:

  • Поддержание профессиональных навыков и квалификации на достаточно высоком уровне.
  • Приобретение дополнительных профессиональных знаний вне основной сферы деятельности.
  • Приобретение дополнительных знаний обо всем, что влияет на работу фирмы – поставщиках, заказчиках, банках и т.д.
  • Приобретение знаний в области организации и планирования производства.

Как выявить потребность в обучении персонала

Обучение сотрудников на предприятии в первую очередь направлено на развитие их профессиональных знаний и навыков. В идеале это – часть стратегии фирмы, и должно быть плановым: при техническом переоснащении, модернизации производства , расширении области деятельности и т.д.

Существуют и дополнительные поводы – резкое снижение производственных или финансовых показателей фирмы или конкретных отделов, изменения в существующем законодательстве и т.д.

В средних компаниях программу и правила обучения персонала разрабатывают сотрудники HR-отдела. На крупных предприятиях существует специальный учебный отдел, в ведении которого и находится развитие профессиональных знаний и навыков.

Для грамотной организации обучения работников необходимо вначале выяснить, насколько оно необходимо. Для этого используются стандартные методы:

  • Аудит личных дел работников предприятия . В процессе уточняется, как давно работник получил основное или дополнительное образование, проходил ли после этого курсы переподготовки. Некоторые профессии требуют повышать квалификацию в среднем раз в 3-5 лет.
  • Испытательный срок . По окончании принимается решение о заключении договора с последующим повышением квалификации, или об отказе в приеме на работу.
  • Сбор заявок . Иногда заявки на обучение персонала в организации поступает снизу – от самих рабочих. Иногда в качестве инициатора выступают руководители структурных подразделений. Иногда процесс обучения сотрудников инициирует администрация предприятия.
  • Аттестация работников . Бывает очередной, внеплановой, может проводиться после испытательного срока или при переводе по службе. После аттестации специальная комиссия разрабатывает для каждого работника индивидуальные рекомендации по обучению, самообучению и развитию навыков.

Виды и концепции обучения персонала

В зависимости от нужд конкретного предприятия, итогов аттестации и т.д. принимается решение о том, какой вид обучения персонала необходимо использовать в данном случае.

  • Подготовка сотрудников. Есть конкретная работа, которую необходимо выполнить. Например, пришло новое оборудование. Работники должны получить специальные знания, умения и навыки, которых должно хватить, чтобы освоить новые реалии и выполнить работу качественно и в срок.
  • Переподготовка сотрудников . Если работник меняет профессию, а также при значительном изменении требований к самой профессии требуется кардинальное переобучение сотрудников, получение совершенно иных знаний и навыков, чем те, которые у него имелись изначально.
  • Повышение квалификации . Сотрудник остается в своей профессии, на своем месте, и получает дополнительные знания и навыки, которые помогут ему в выполнении работы, продвижении по карьерной лестнице и т.д.

В соответствии с этими видами обучения работников, отечественные и зарубежные специалисты разработали 3 концепции воспитания квалифицированного персонала предприятия:

  • Специализированное образование . Оно имеет ограниченный горизонт событий и ограничено либо настоящим моментом, либо ближайшим будущим, а также неизменным рабочим местом. Оно малоэффективно на длительную перспективу, однако пользуется популярностью среди работников, как способ укрепить чувство собственного достоинства и сохранить свое место в данный момент.
  • Многопрофильное обучение . Более эффективно с экономической стороны и направлено на перспективу, повышает мобильность сотрудника. При этом создается некоторый риск для предприятия: мобильный работник имеет возможность выбирать, и в сравнении со специализированными сотрудниками менее привязан к своему рабочему месту.
  • Обучение, ориентированное на развитие личности . Каждый человек имеет определенный набор качеств, как врожденных, так и приобретенных. Данная концепция предусматривает их развитие и направление на конкретную деятельность.

Как сэкономить деньги на обучении сотрудников

Что делать, если ухудшившееся финансовое положение компании вынуждает вас порезать бюджет на обучение сотрудников? Внедряйте культуру самообучения. Так вы сократите расходы на развитие персонала и сможете быстро реагировать на изменения рынка.

Подробнее о том, как это сделать, узнайте из статьи электронного журнала «Генеральный Директор».

Выбор формы обучения персонала

Повышение квалификации сотрудников можно организовать как собственными силами предприятия, так и отдать его на аутсорсинг . Рассмотрим чуть подробнее.

Внутренний вариант . Возможен, если в компании есть отдел развития персонала. Также возможен, если в штате есть достаточное количество авторитетных и опытных наставников, способных обучать менее опытных работников, курировать их работу, делать выводы. Главным достоинством внутреннего подхода является безотрывность от производства, возможность применить полученные знания на практике. Кроме этого идет привязка к нуждам конкретного отдела и компании.

Внешний подход . Если на предприятии отсутствует соответствующий отдел и нет авторитетных специалистов, работников можно направить на специализированные курсы. Можно также пригласить преподавателей со стороны. Иногда этот подход более затратный, чем организация обучения внутри компании, иногда – менее. Все зависит от количества обучаемых, специфики работы компании и т.д. Еще один нюанс – при внешнем подходе обучение является более общим, без привязки к специфике конкретного предприятия.

Выбор определенной формы, или их сочетания, зависит от стратегии предприятия, его планов, целей и средств. К примеру, фирма собирается выходить на международный рынок, в связи с чем некоторым работникам необходимо подтянуть уровень владения иностранным языком. Проведенная аттестация показала, что уровень владения у сотрудников находится на разном уровне: некоторым нужно осваивать его с нуля, другим доработать профессиональную лексику, третьим улучшить речь. В первом случае реализуется обучение работников организации внутри фирмы, во втором подойдет прохождение сторонних курсов. В третьем – многопрофильная работа, а также самообразование.

Обучение сотрудников на рабочем месте

Каждая форма обучения имеет свой набор методик. Некоторые формы возможны лишь на конкретном предприятии – примеру, натаскивание на работы, которые редко требуются в производственном процессе, и нет необходимости проходить дополнительные курсы для их выполнения. Также на предприятии работают такие методики, как ротация, натаскивание.

Рассмотрим основные методы обучения персонала без отрыва от производства.

Наставничество

Если на предприятии есть опытные сотрудники, их можно прикреплять к новичкам. Они будут давать задания, проверять уровень подготовки ученика и качество выполнения работы, давать советы.

Ротация кадров

Ротация – это смена деятельности, временная или постоянная. В данном случае с вполне конкретной целью – для приобретения нового опыта, знаний, навыков, профессиональной квалификации . В зависимости от нужд компании и сотрудника, степени подготовки и т.д. человек может провести на новом для себя месте от нескольких дней до нескольких месяцев.

Усложняющиеся задания

Вначале новичку дается простейшее задание – например, выточить болт или написать небольшую часть исходного кода программы. Если он справляется, дается следующее задание. И так, постепенно усложняя задания, из него делают профессионала. Через некоторое время он будет выполнять новую работу на качественно ином уровне.

Производственный инструктаж

Обучающийся получает минимальную информацию о нововведениях, знакомится с рабочей обстановкой, новым оборудованием, адаптируется в новых условиях. Если после этого потребуется дополнительное обучение, можно воспользоваться любым из описанных подходов.

Shadowing

Методика обучения персонала на практике. Данный метод применяется в компаниях, которые курируют колледжи и университеты, подбирая кадры среди выпускников. Студентам выпускных курсов дается возможность провести некоторое время рядом со специалистом, наблюдая за его работой в реальных условиях. Таким образом новичок приобретает небольшой опыт реальной работы, а те, кому такая работа не нравится, автоматически отсеиваются.

Обучение сотрудников вне рабочего места

На производстве возможна практическая подготовка и натаскивание на конкретные операции. Любая теоретическая программа остается либо на совести сотрудника для дальнейшего самообучения, либо проводится на специальных курсах вне рабочего места.

Рассмотрим основные методы обучения сотрудников вне предприятия.

Лекции

С одной стороны, это один из наиболее популярных способов повышения квалификации сотрудников. С другой – один из наиболее сложных. Для достижения максимальной эффективности, лектор должен не только досконально знать предмет, но также уметь работать с аудиторией, управлять вниманием слушателей.

Еще один нюанс – лекция приучает к автоматическому принятию чуждого мнения. Большинство слушателей конспектирует за лектором, не перепроверяя в дальнейшем факты и цифры.

Семинары

Классический семинар представляет собой дискуссию с заранее оговоренной темой. Обучаемые обмениваются мнением относительно данной темы, задают друг другу вопросы, спорят. Лектор выступает в качестве модератора. Семинар чаще всего проводится после лекции для закрепления материала.

В зависимости от предмета, дискуссию можно чередовать с бизнес-играми, коллективными заданиями и т.д. Это позволяет лучше освоить обсуждаемую тему, проработать конкретные вопросы. В отличие от лекции, где число слушателей довольно велико, семинар предназначен для ограниченной аудитории – не больше 20-25 человек.

Тренинг

Тренинг – это аналог семинара, но с упором на практику. На семинаре рассуждают о конкретной проблеме или вопросе (к примеру, о холодных продажах), на тренинге применяют полученные знания на практике – например, делают звонок реальному клиенту компании. Таким образом обучаются и новички, и старожилы компании.

Дистанционное обучение

Большинство крупных компаний практикуют дистанционное обучение, или eLearning. По самым консервативным прогнозам, мировой рынок e-Learning через несколько лет достигнет цифры в 240 миллиардов долларов.

Дистанционное образование выглядит следующим образом. Компания открывает в интернете учебный сайт и загружает туда все необходимые материалы: книги, презентации, видеоуроки, регламенты, электронные курсы. Каждый работник предприятия получает собственный логин и пароль. В любой момент он может зайти на сайт с любого гаджета – компьютера, смартфона, планшета – под своими учетными данными, изучить предлагаемый материал, после чего пройти тест. Руководителю на стол отправляются отчеты, в которых он может видеть, сколько времени сотрудники тратят на прохождение уроков и тестов, какие курсы им интересны, в каких допускают ошибки.

Основное достоинство дистанционного подхода к проведению обучения персонала – возможность обучать работников из нескольких филиалов. Все данные хранятся в одном месте, и доступ к ним получает каждый сотрудник. Недостаток – придется немного расширить штат. Для создания и обслуживания сайта и разработки электронных курсов понадобятся отдельные специалисты.

Деловые игры

Еще одна методика подготовки персонала вне предприятия – проведение деловых игр. Тренировка проводится в условиях, максимально близких к реальным. За основу берется реальная практика. К примеру, сотрудники в режиме реального времени должны решить конкретную задачу – продать товар, презентовать новый продукт, успокоить неадекватного клиента. Все зависит лишь от их профессиональной ориентированности.

В результате сотрудники обучаются вести себя в самых разных производственных и иных ситуациях, проводить переговоры, обосновывать свою точку зрения.

Смешанный подход в обучении сотрудников

В традиционной формулировке, смешанным называют сочетание дистанционного подхода с очным. К примеру, проводится очное занятие, после которого сотрудники изучают электронные материалы и сдают курс в онлайн-режиме. Все материалы при этом доступны для сотрудников, их можно изучать в любое время. При другом подходе работники сначала тщательно изучают всю теорию, после чего проходят очный мастер-класс, во время которого тренер не затрагивает методологию и фокусирует внимание исключительно на практике.

Существуют и иные комбинированные методики, сочетающие в себе несколько методов. В числе основных можно перечислить:

  • Демонстрация и практическое выполнение каких-либо операций под надзором . Учитель показывает обучаемому, как нужно делать. После этого эту же операцию выполняет работник, но под надзором.
  • Программируемое обучение . Работник занимается самостоятельно, с помощью книги или машины, и периодически выполняет задания или отвечает на вопросы, встречающиеся по ходу.
  • Secondment. Работник может получать дополнительный опыт не только в своей конторе, но и в другой организации. К примеру, менеджеры компании отправляются в какой-нибудь благотворительный фонд, чтобы перенять опыт. Интересно, что в России этот метод используется намного реже, чем в европейских странах.

Обучение квалифицированных сотрудников можно считать эффективным, если издержки, которые с ним связаны, в перспективе окажутся ниже издержек на повышение эффективности работы за счет прочих факторов и издержек, связанных с недостаточной квалификацией кадров.

Система развития персонала

Разобраться во всем многообразии обучающих методик и использовать их в зависимости от конкретной ситуации поможет система развития персонала, то есть совокупность методик, ресурсов и процессов, которые необходимы для эффективного решения производственных задач и удовлетворения текущих запросов работников.

В функции системы развития персонала входят:

  • Анализ и оценка профессионального уровня сотрудников.
  • Анализ личностного уровня сотрудников.
  • Определение необходимости проведения обучающих мероприятий.
  • Мотивация персонала к учебе.
  • Выбор конкретных форм и методов обучения и контроля.
  • Организация обучающих мероприятий, направление сотрудников на прохождение курсов и т.д.
  • Организация контрольных мероприятий, проверка усвоения новых материалов.
  • Анализ результатов и выводы для дальнейшей работы с кадрами.

Как оценивать итоги обучения персонала

Повышение профессионального мастерства затрагивает сразу несколько важных факторов. Работник получает гарантию того, что останется на своем рабочем месте, получит перспективу повышения и дополнительные возможности для самореализации. Организация получит дополнительный доход, клиентов, сможет вести более эффективную деятельность.

Для грамотной оценки результатов обучающих мероприятий, нужно учитывать несколько факторов:

  • Польза от обучения выражается не только в эффективной работе.
  • Издержки неправильного подхода к подготовке персонала оценить относительно легко: достаточно просчитать стоимость брака, испорченных материалов, жалоб клиентов, оценить работу, необходимую для исправления ошибок.
  • Затраты , которые понадобятся на увеличение квалификации сотрудника с отрывом от производства, проще оценить, чем расходы на организацию процесса обучения персонала на предприятии без отрыва от основной деятельности.

Нет необходимости доказывать, что обучение и развитие сотрудников - одна из самых важных составляющих процесса управления персоналом любой компании. Готовность и способность работодателя инвестировать в обучение своих сотрудников всегда считались признаком ее стабильности и надежности. Понимая важность высококвалифицированных кадров, бизнес вкладывает немалые средства в проведение профильных обучающих мероприятий, создает условия для развития и удержания лучших работников.

С наступлением кризисного периода первыми под «урезание» попали именно расходы на обучение: в некоторых компаниях сегодня бюджет вообще не предусматривает подобных трат, а во многих он сведен к минимуму. При этом потребность в обучении и развитии у сотрудников остается высокой. В подобной ситуации перед эйчарами встал закономерный вопрос: «Как учить персонал при дефиците денежных средств?»

В нашей компании ответ нашелся быстро: будем обучать «своими силами»! Своими силами - значит, без привлечения внешних провайдеров, максимально вовлекая в обучение собственных сотрудников. Руководство компании уверено, что главное богатство «Агромата» - это люди, которые в нем работают. За 16 лет развития бизнеса наши сотрудники накопили большой опыт, приобрели знания в различных областях. Не воспользоваться этим богатством было бы непростительной ошибкой.

Организация обучения «своими силами» в компании проходит поэтапно:

  1. Выявление потребности сотрудников в обучении.
  2. Определение целей и задач обучения.
  3. Поиск и подготовка внутренних тренеров.
  4. Выбор формы обучающих мероприятий.
  5. Подготовка и проведение обучающих мероприятий.
  6. Оценка и закрепление полученных знаний.
  7. Анализ результатов обучения.

При выявлении потребности в обучении необходимо определить, какие именно знания и навыки необходимы сотрудникам в настоящий момент. Это можно сделать в процессе:

  • анализа результатов работы сотрудника, допускаемых им типичных ошибок;
  • проведения аттестации: при подготовке к аттестации сотрудники заполняют анкету для самооценки (приложение 4 статьи ), во время аттестационной беседы отвечают на вопросы руководителя, затем заполняют анкету по результатам аттестации (приложение 1 );
  • опроса руководителей подразделений компании.

Потребности в обучении сотрудников во многом зависят от выполняемых ими функций, поставленных перед подразделениями целей и задач.

На следующем этапе эйчару необходимо для каждого подразделения четко сформулировать актуальные на сегодняшний день цели и задачи обучения.

Внутренними тренерами в компании становятся наиболее компетентные специалисты. Выбрать их менеджерам по персоналу помогают сами сотрудники. При заполнении анкеты они составляют список подразделений компании, с которыми взаимодействуют в процессе работы, а затем (при проведении опроса) называют наиболее квалифицированных и опытных мастеров своего дела из указанных подразделений. Задача эйчара - выбрать из полученного списка специалистов, обладающих не только опытом и знаниями в необходимой области, но и имеющих способности и желание обучать других людей (это главные компетенции внутренних тренеров в нашей компании).

При отборе внутренних тренеров мы используем следующие критерии:

  • высокий уровень профессиональных знаний;
  • стабильно высокие показатели в работе;
  • системное представление о своем участке работы и работе всего подразделения;
  • способность и желание делиться своим опытом;
  • лояльность к компании;
  • высокие коммуникативные навыки и гибкость в общении.

Организация обучающих мероприятий - также задача сотрудников департамента по работе с персоналом. Им необходимо: 1) составить и согласовать график проведения обучающих мероприятий; 2) определить продолжительность каждого занятия; 3) выбрать и подготовить помещение для занятий, необходимое оборудование.

В нашей компании наиболее подходящими днями для обучения были выбраны пятница и суббота. Оптимальная продолжительность семинаров - полтора часа во второй половине дня в пятницу, тренингов - до восьми часов в субботу. Подобный график позволяет не отрывать участников обучения надолго от основной работы, а также обеспечить для них нормальный режим отдыха в течение рабочей недели.

Первыми в обучение включились сами сотрудники департамента по работе с персоналом. В рамках разработки программы ориентации и адаптации новых сотрудников HR-менеджеры подготовили вводный семинар «Знакомство с компанией», цели которого:

  • ознакомить новичков с историей компании, ее миссией и оргструктурой;
  • рассказать об особенностях корпоративной культуры;
  • ознакомить с принятыми в компании стандартами.

При проведении семинара используются слайды и короткометражный фильм о компании, а под конец проводится небольшая викторина. За полтора часа участники получают целостное представление о нашей компании.

Хотя мы разрабатывали этот семинар для новых сотрудников, он вызвал огромный интерес и у наших «ветеранов» - тех, кто давно работает в компании. Поэтому график проведения семинара был скорректирован таким образом, чтобы поочередно его смогли посетить работники всех структурных подразделений.

Следующим мероприятием стал семинар по кадровым вопросам (продолжительностью полтора часа), также подготовленный и проведенный силами сотрудников департамента по работе с персоналом. Целевой аудитории данного семинара были руководители структурных подразделений , которым приходится принимать различные кадровые решения. Темы для семинара подсказал анализ наиболее часто встречающихся «кадровых» ошибок. На первом кадровом семинаре были рассмотрены следующие вопросы:

  • штатное расписание: практика составления, использования и внесения изменений;
  • трудовой договор: виды трудовых договоров, устный трудовой договор как основной вид трудового договора в компании;
  • прием и перевод сотрудников: основные аспекты оформления;
  • совмещение и совместительство: в чем разница?
  • заявление работника как основание для принятия кадрового решения: требования к оформлению.

Теоретический материал был подкреплен реальными примерами из практики руководителей, «кадровиков» и эйчаров нашей компании.

Этот семинар стал первым в серии «кадровых семинаров», которые теперь проводятся в нашей компании ежемесячно. Их ценность в том, что материал занятия подбирается с учетом потребностей сотрудников и руководителей каждого конкретного подразделения именно нашей компании. Это позволяет:

  • оперативно решать возникающие проблемы;
  • экономить время (и сотрудников, и компании), затрачиваемое на обучение;
  • заинтересовать обучаемых сотрудников, сделать их активными, вовлеченными участниками процесса.

Сейчас мы готовим большой семинар для руководителей подразделений на тему «Отбор кандидатов на вакантную должность», где они ознакомятся с теоретическими аспектами рекрутинга и освоят конкретные инструменты:

  • набор компетенций по каждой из должностей;
  • тесты для оценки профессиональной пригодности кандидатов;
  • вопросы для интервью, помогающие установить поведенческие характеристики каждой компетенции;
  • оценочные шкалы для определения уровня развития компетенций.

Кроме того, на семинаре руководители смогут ближе ознакомиться с разработанной нами «Процедурой подбора и отбора персонала.

Не менее успешным был опыт проведения «своими силами» серии семинаров для бухгалтеров . После подведения итогов аттестации (по компетенциям) сотрудников бухгалтерии и анализа результатов анкетирования был составлен список интересующих их профессиональных тем.

Изучив этот список, «тренеры» (ими стали наши аудиторы) подготовили профессиональные тесты для определения уровня подготовки бухгалтеров. Предварительное, до начала обучения, тестирование позволило:

1) тренерам:

  • оценить общий уровень профессиональной подготовки специалистов;
  • определить наиболее сложные для большинства специалистов профессиональные вопросы и грамотно подобрать материал для занятий;

2) участникам обучения:

  • настроиться на учебу (заглянуть в первоисточники и самостоятельно поискать ответы на сложные вопросы);
  • подготовить для тренеров конкретные вопросы по теме семинара.

Темами для первого занятия были выбраны:

  • «Основы бухгалтерского учета и отчетности: базовые понятия».
  • «Первичные документы: требования к их оформлению и правила работы с первичными документами в компании».
  • «Последние изменения нормативной и законодательной базы в области бухгалтерского учета и отчетности».

Через две недели после первого занятия повторно было проведено тестирование, что позволило и закрепить полученные участниками знания, и оценить качество проведенного обучения. Последовавший затем опрос руководителей подразделений показал: благодаря семинару у сотрудников бухгалтерии:

  • увеличилась скорость обработки информации;
  • уменьшилось количество ошибок и неточностей в работе;
  • повысился интерес к работе и своему профессиональному развитию;
  • в коллективах заметно улучшился психологический климат.

Установлена периодичность проведения семинаров для бухгалтеров - один раз в месяц.

Большое внимание мы уделяем обучению менеджеров по продажам . Оно реализуется в двух направлениях:

1. Изучение особенностей и технических характеристик товара и новинок, которые ежегодно выходят на рынок.

Для изучения товара, как правило, привлекаются представители фабрик-производителей, которые с большой охотой отзываются на предложение обучить наших менеджеров. При организации сотрудничества с ними в задачи менеджера департамента по работе с персоналом входят:

  • составление графика обучения на полугодие и его согласование с приглашенными специалистами (приложение 2 );
  • подготовка аудитории для обучающего мероприятия (приложение 3 );
  • формирование учебных групп;
  • после завершения обучения - проведение тестирования (для закрепления полученного материала и оценки уровня усвоения знаний).

Кроме того, активное участие в обучении менеджеров по продажам принимают сотрудники нашей компании, занимающиеся закупками товара. Для них разработан типовой план проведения семинара (приложение 4 ). При проведении обучающих мероприятий используются презентации слайдов, новые каталоги производителей керамики или сантехники, образцы товаров, предоставленные представителями фабрик.

Обучающие семинары по товару проводятся как для менеджеров розничных магазинов, так и для менеджеров департамента оптовых продаж.

2. Совершенствование навыков продаж.

Для этого направления обучения в компанию был принят внутренний бизнес-тренер. Для менеджеров розничных магазинов предусмотрены следующие тренинги:

  • «Секреты прирожденных продавцов».
  • «Ключ к результативным продажам».
  • «Вопросы - основной инструмент продавца».
  • «Мастер презентаций».
  • «Стандарты работы команды».

Для определения потребности в отработке тех или иных навыков бизнес-тренер компании проводит специальное анкетирование (приложение 5 ). Тренинговые группы формируются по результатам анализа полученной информации. В каждую группу бизнес-тренер приглашает сотрудников, имеющих разный уровень развития навыков продаж. Более опытные делятся с коллегами своими «секретами», помогают тренеру грамотно обосновать применение той или иной техники.

Тренер контролирует качество формирования навыков непосредственно на рабочих местах менеджеров, используя метод наблюдения. Во время посттренинговых сессий он указывает на допущенные в работе ошибки, помогает найти решение сложных проблем, поддерживает и мотивирует менеджеров.

Особое внимание уделяется обучению менеджеров оптовых продаж :

  • специальные занятия по правилам заключения договоров для «новичков» проводят сотрудники юридического отдела;
  • наши бухгалтеры обучают менеджеров умению работать с первичной бухгалтерией, правильно оформлять счета на оплату, товаротранспортные накладные, налоговые накладные, доверенности.

Для совершенствования навыков продаж «оптовиков» эйчары разработали следующие тренинги:

  • «Предупреждение возражений в больших продажах»;
  • «Работа с возражениями в продажах»;
  • «Лидерство и личная эффективность менеджера».

Проведение внутренних тренингов в нашей компании помогает:

  • повысить уровень мотивации менеджеров по продажам;
  • «освежить» и пополнить теоретические знания сотрудников;
  • выявить и обсудить типовые сложные ситуации, возникающие в процессе работы;
  • обменяться опытом внедрения различных схем взаимодействия с постоянными клиентами.

Личное общение сотрудников двух департаментов продаж (керамической плитки и сантехнических изделий) во время тренинга приносит неоценимую пользу для компании - возникают новые идеи, находятся пути решения общих проблем.

Организация обучения сотрудников компании «своими силами» не только позволяет поддерживать «профессиональный тонус» обучаемых коллег, но и дает заряд бодрости для внутренних тренеров. По их отзывам, обучая других, они и сами развиваются: учатся смотреть на известные вопросы «глазами других сотрудников», применять приобретенные знания и опыт в новых ситуациях, пополняют багаж знаний, перенимают опыт работы своих товарищей. Кроме того, внутренние тренеры получают опыт работы в качестве преподавателей. Все это добавляет им уверенности в себе, помогает не останавливаться на достигнутом уровне профессионального развития.

Получение статуса внутреннего тренера в нашей компании - это признание высокого уровня квалификации, профессионализма и мастерства. Признание тем более ценное, что звание тренера не зависит от занимаемой человеком должности - руководитель или рядовой работник. Такое признание мотивирует наиболее опытных сотрудников активнее включаться в обучение других.

Статья предоставлена нашему порталу
редакцией журнала

Случайные статьи

Вверх