Как решать любые проблемы. Методы решения проблем, поиска идей и работы с информацией Способ решения проблем то с

Предназначен для понимания сути проблем и приобретения навыка их решения


Каждый день можно услышать фразы "нужно решить проблему", "у нас проблемы", "помоги мне с проблемой" и т.п. Но иногда можно услышать и фразу "это для меня не проблема". Если эту фразу произносите вы, то можно чувствовать гордость за себя. Ведь это означает, что вы можете сделать что-то, чего не могут другие.

Что же нужно, чтобы говорить - "это для меня не проблема "?

Для начала нужно разобраться, что же подразумевается под словом проблема .

Допустим нужно отремонтировать автомобиль.

Для большинства людей, которые не учились на автослесаря, это будет проблема. Но для тех, кто это изучал и уже ремонтировал автомобили - это будет несложной задачей .

Чем же отличаются первые от вторых? Все очень просто - наличием опыта .

Если первый тип людей поищут информацию о строении автомобилей, возможных поломках, методах и инструментах для ремонта, то это перестанет для них быть проблемой, а станет задачей.

Что такое проблема

Каждый человек (ВЫ) также является элементом этой системы и владеет информацией (знаниями) только о небольшом количестве других элементов.

Знать элемент или разбираться в элементе - это значит понимать его поведение, знать все признаки, связи и предназначение.

Методы решения проблем

Поиск информации

Человек за всю свою историю решил огромное количество проблем - сделал много открытий об окружающем мире . И результаты этих открытий он материализовывал на внешних носителях (камень, папирус, бумага, компьютер и т.п.)

Поэтому при решении проблемы сначала можно самостоятельно произвести поиск информации о требуемом элементе в этих источниках. Если эта проблема уже была решена и описана в одном из источников, то достаточно просто изучить эту информацию.

В этом будет очень полезен Интернет, играющий сейчас роль глобального банка знаний всего человечества.

Консультация

Эксперты могут помочь бесплатно (друзья, родственники, коллеги) или за взаимную помощь - помочь решить их проблемы, которые человек уже решил. Или придется покупать услугу (отдать автомобиль в автосервис).

Исследование

Если информация о проблеме не найдена и никто ее еще не решал, то нужно проводить исследования. Человек подавляющее большинство своих открытий сделал эмпирическим методом - с помощью наблюдения со стороны за объектом и его взаимодействием с другими объектами.

Нужно понять причины проблемы, что мешает ее решить, что может помочь.

Когда индусы рыбачат, они ищут чаек, а не рыбу. Это означает, что при исследовании проблемы нужно искать ее влияние на другие элементы системы.

Генерация идей

В процессе исследования необходимо самому понять как устроен элемент и как он взаимодействует с другими элементами. Для этого необходимы идеи .

Для решения большинства проблем идеальным средством материализации является техника ментальных карт . Она соответствует естественному мышлению человека, характеризующемуся ассоциативностью и иерархичностью .

Материализованную информацию точно не забудешь, что ускоряет решение проблемы. Ведь не нужно постоянно вспоминать что-то о проблеме, а можно просто посмотреть на листок бумаги.

Проактивность

Некоторые люди ждут, когда проблема решится сама собой без их участия. Это иногда происходит, но с большой вероятностью такая проблема появится снова и рано или поздно ее придется решить самому.

Поэтому нельзя ждать, когда проблема решится сама, а нужно действовать.

Для этого потребуется такое качество человека , как проактивность . Она позволяет за счет воли, сознания себя , воображения и совести принимать правильные решения и выполнять все необходимые действия для решения проблемы.

Нужно постоянно развивать свою проактивность, тогда решение проблем будет занимать все меньше и меньше времени.

Выйти за рамки

У любой проблемы есть множество способов решения. Поэтому даже если кажется, что решение найдено, лучше все равно обратиться за консультацией к экспертам, которые могут подсказать другие пути ее решения, возможно более эффективные .

Уважаемый гость, Это Самая Ценная Часть Метода!!!

Чтобы ее прочитать, РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ об этой странице.
Нажмите на одну из кнопок соц.сетей и добавьте пост на свою страницу.
Для получения подсказки как это сделать, наведите курсор на знак вопроса под кнопками

Сразу после этого под этими кнопками откроется ПОТРЯСАЮЩИЙ ТЕКСТ ! и самореализовываться.

Решение особо крупных проблем может привести к смене парадигмы , личной и всего общества. К таким решениям относятся, например, открытие гелиоцентрической системы мира, законов механики Ньютоном, теории относительности Эйнштейном, теории эволюции Дарвином и т.п.

Решая проблемы, человек приобретает новые знания и умения , которые можно развить в навык , а потом приобрести компетентность . Это повышает уровень личного развития , делает человека более опытным, мудрым и полезным .

Не бойтесь проблем, а смело их решайте и превращайте в личные возможности

Высказывания о личном развитии

Не бывает великих дел без великих препятствий (Франсуа Вольтер )
Если вы не принимаете участия в решении проблем, значит вы их создаете (Майкл Фейнер )
Самого большого успеха добивались те, кто, поняв проблему, превращали ее в возможность (Джозеф Шугерман )
Умный человек знает все, а мудрый - знает, что с этим делать

Избавьтесь от страха перед проблемами
с помощью тренинга
Тренинг уверенности в себе

Научитесь быстрее генерировать идеи для решения проблем
с помощью тренинга
Развитие воображения

Организуйте процесс решения проблем
с помощью сервиса

Когда мы говорим о бизнес-идеях на страницах нашего портала, то, все чаще, мы имеем в виду различные идеи малого и среднего бизнеса, а также всевозможные инновационные стартапы со всего мира. Как правило, наиболее успешными становятся те проекты, которые решают наиболее распространенные проблемы клиентской аудитории. И чтобы создать, пусть небольшой, но стабильный бизнес, приходится выделять какую-то определенную аудиторию потенциальных клиентов, проводить исследование их проблем и желаний, после чего запускать бизнес.

Но что если посмотреть на ситуацию глобальнее? Что если выбрать в качестве идеи для бизнеса максимально обширную аудиторию клиентов? Что если попытаться решить такие проблемы или воплотить такие фантазии аудитории, которые беспокоят и будоражат воображение почти всего человечества?

Сегодня вы узнаете о (или желаниях – называйте, как хотите) человечества, решение которых сделает вас миллионерами. Да что там скрывать – решение этих вопросов, скорее всего, сделает вас долларовыми миллиардерами.

Конечно, решить такие проблемы очень непросто. Лучшие инженеры, ученые, дизайнеры и разработчики по всему миру не первый год пытаются найти решение этих задач. Но кто знает, возможно, именно вам удастся найти наиболее простое, доступное и эффективное решение, которое сделает жизнь людей намного лучше. А вы станете знаменитыми, успешными и финансово независимыми. Начнем с первой такой общемировой проблемы.

Изобретение беспроводного электричества

Возможно, многие из вас даже не задумывались о такой проблеме. Но она реально существует. Наиболее заметна эта проблема в мире мобильных устройств – телефонов, планшетов, фотокамер, ноутбуков и т.д. Все эти гаджеты невероятно упрощают нам жизнь. Но все они привязывают нас к розеткам. Мы становимся просто зависимыми от электросетей. Набор функций в устройствах увеличиваются. Но батареи, встроенные в эти девайсы, по-прежнему не отличаются огромной емкостью. Поэтому при активном использовании заряда с трудом хватает на целый день.

Беспроводное электричество – эта та самая технология, которая позволит нам избавиться от всех этих батарей и аккумуляторов. Это сделает гаджеты еще компактнее, тоньше, удобнее. Или просто позволит использовать освободившееся место под внутренние компоненты, позволяющие сделать устройство еще мощнее и функциональнее.

Беспроводное электричество будет полезно и в быту. Самая большая проблема всех этих домашних приборов – огромное количество проводов. Они повсюду. В каждой комнате. Если появятся технологии, которые позволят избавиться от розеток и проводов, это будет просто невероятным скачком вперед. А еще – это сделает наши жилища более безопасными.

Удивительно, но над технологией беспроводного электричества уже работают. Специалисты из компании Amazon. Более того, они уже успели создать образцы устройств, которые способны взаимодействовать друг с другом без использования батарей. А питание происходит от сети специальных электрических станций, расположенных повсюду. Да, это сложно реализовать в наши дни. Но когда-то и передача данных на расстояние была просто фантастикой, а сегодня интернетом пользуются миллионы людей по всему миру.

Интернет по всей планете

Раз уж мы коснулись темы интернета, то стоит вспомнить еще одну глобальную задачу, над которой в последнее время работают очень и очень активно. Лучшие умы научного мира мечтают создать технологию, которая позволит обеспечить интернетом весь мир.

Удивительно, но даже в 2015 году большая часть нашей планеты все еще не имеет доступа в сеть интернета. Если хотите конкретных цифр, то около 61% жителей Земли не имеют доступ в интернет. А ведь именно наличие интернета на территории той или иной страны является одной из главных задач для развития экономики этой самой страны.

Такие гиганты, как Facebook и Google, уже активно ведут разработки в этом направлении. Google, например, работает над проектом беспилотников на солнечных батареях, которые будут вещать интернет-сигнал над территориями стран, где до сих пор нет доступа в сеть. Но наличие в этой сфере таких компаний не означает, что у других нет шансов. Нужно только придумать проект обеспечения планеты интернетом, который будет лучше, доступнее и эффективнее, чем у других.

Создание чистого угля

Конечно же, сегодня активно ведутся работы по внедрению различных систем получения альтернативной энергии при помощи ветра, воды, солнца и т.д. Это просто прекрасно. Но есть одно «Но». Все эти технологии пока еще не способны обеспечить достаточное количество энергии, чтобы говорить о каких-то серьезных изменениях в этой сфере. Дл отдельных зданий, возможно, даже для небольших деревень – да. Но для обеспечения электроэнергией целого города и, тем более, страны – говорить еще рано.

По прогнозам экспертов, лишь 5% энергии в 2015 году будет приходиться на альтернативные источники энергии. А вот большая часть электричества (чуть менее 50%) будет вырабатываться при помощи главного топлива будущего – угля. И вот тут появляется очередная проблема и задача, которая способна сделать вас миллиардером. Нужно найти способ очистки угля. Вернее – нужно создать технологию, которая позволит очищать воздух от углекислого газа и отправлять этот самый газ не в атмосферу, а под землю, где ему самое место. Кто первый найдет решение этой задачи, тот не только станет богатым и знаменитым. Он войдет в мировую историю.

Решение проблемы озоновых дыр

Раз уж мы заговорили о вредных выбросах в атмосферу, то стоит сказать про еще одну мировую проблему – нарушение целостности озонового слоя Земли. Того самого, который обеспечивает всем жителям нашей планеты защиту от смертельно опасных ультрафиолетовых лучей. Без этого слоя – жизнь на нашей планете станет просто недоступной. Поэтому над этой проблемой стоит работать в первую очередь.

Сегодня нарушения озонового слоя имеются над Антарктидой. Озоновая дыра постоянно меняется в размерах. И размеры эти огромны – примерно с североамериканский континент.

Задача современных исследователей и ученых – найти способы «закрытия» имеющихся озонных дыр, а также поиск решений по предотвращению образования подобных дыр в будущем.

Изобретение искусственного мяса

Над созданием заменителя для натурального мяса также работают ученые и исследователи по всему миру. О первых результатах можно почитать на страницах научных журналов уже сейчас. Пока еще не удалось создать точный искусственный аналог натуральной свинины или говядины, но исследования продолжаются.

Почему создание искусственного мяса так важно для будущего человечества? Ответ прост, хотя не каждый его знает. Выращивание сельскохозяйственных животных является просто неэффективным. Животные требуют огромного количества корма. Большая часть выращиваемых сельскохозяйственных зерновых культур идет на корм животных. Около трети всех освоенных земель нашей планеты используется под выпас скота. А спрос на мясную продукцию растет такими темпами, что удовлетворить его в ближайшем будущем традиционными способами будет просто невозможно. Так что за искусственным мясом будущее.

Решение проблемы нехватки пресной воды

Как бы странно это ни звучало, но пресной воды на нашей планете очень и очень мало. Ее катастрофически мало. Поэтому различные исследования и работы по опреснению морской воды (которой – очень-очень много) ведутся уже не одно десятилетие. Конечно же, старые разработки (опреснительные станции) совсем не годятся. Они расходуют слишком много электроэнергии и при этом производят слишком мало пресной воды (менее 50% от переработанной морской воды).

Тем не менее, постоянно появляются новые разработки, которые вселяют надежды на светлое будущее. Например, стартап из Калифорнии WaterFX создал новую технологию обработки морской воды, работающую на солнечных батареях. КПД повысился до 93%. А расход энергии снизился в пять раз. Кроме того, данная технология, помимо эффективного опреснения воды, может быть использована и для добычи соли.

Удешевление производства солнечных батарей

Все вы, наверное, заметили, что солнечную энергию сегодня используют повсюду. Это один из лучших источником альтернативной энергии. Но есть у него один большой минус – современные солнечные панели слишком дороги в производстве и слишком малоэффективны.

Задача современных изобретателей – найти новые, более дешевые и простые в обработке, материалы для изготовления солнечных панелей. Кроме того, стоит вести работы по увеличению КПД этих солнечных панелей.

Тот, кому удастся решить эти задачи, станет одной из звезд в сфере высоких технологий. И уж точно заработает миллиарды долларов.

Изобретение таблетки для похудения

Лишний вес – одна из глобальных проблем человечества. Ненормированный рабочий день, постоянные перекусы, не самая полезная еда и сидячий образ жизни – все это приводит к тому, что люди набирают лишние килограммы. Конечно же, проблему можно решить. Спорт и правильное питание могут изменить все. Но, к сожалению, люди очень ленивы, а еще у них просто нет времени на все это. Им хочется решить проблему за один день или не решать ее вовсе. Им хочется таблетку, которая позволит сбросить килограммы без диет и физических упражнений.

Раньше подобные желания вызывали лишь смех. Но сегодня ведутся серьезные разработки в этом направлении. Уже есть первые положительные результаты. Правда, все эксперименты проводятся на мышах. Но кто знает, возможно, через несколько лет кто-то создаст нечто подобное и для людей. А пока мы все ждем этого события, стоит подумать об абонементе в ближайший спортзал.

Решение проблемы шума в городах

Одна из самых серьезных проблем любого большого города – это невероятный, даже опасный, уровень шума. Как правило, большая часть этого шума исходит от автомобилей и другого транспорта, бесконечно колесящего по городским дорогам. И над этой проблемой уже активно работают инженеры, ученые и энтузиасты по всему миру.

Среди многочисленных проектов по уменьшению уровня шума на дорогах – различные звукопоглащающие и звукоотталкивающие ограждения для дорог, бесшумные виды дорожного полотна, уменьшение количества транспорта на дорогах и другие интересные предложения. Есть и еще более экологичные проекты. Например, фотоэлектрический шумопоглощающий барьер Sound Solar Panel (SSP) от итальянской компании IrisLab. Это ограждение способно не только защитить пешеходов и жителей города от дорожного шума, оно еще и преобразует акустическую энергию в электрическую.

Решение проблем - это важная часть роли управленца. Авторы, писавшие исключительно на эту тему, полностью разделяли мнение, что принятие успешных решений зависит от реализации ключевых этапов системного подхода. В этой статье рассматриваются различные типы проблем как в общих чертах, и с точки зрения различных подходов к их решению, а также этапы решения и использование методик, которые могут дать более высокий результат. Современные авторы также обращают внимание на необходимость создания организационной культуры и климата, благоприятного для решения вопросов инновационного характера, что особенно важно, когда организация подвергается коренным изменениям.

Типы проблем

Его классификация типов проблем, с которыми обычно сталкиваются люди, по Фрэнсису (Francis, 1990):

1. Таинственность - необъяснимость отклонения от ожидаемого результата, упор делается на недостаточности объяснения случившегося, неясности причины, из-за которой ожидания не оправдались.

2. Назначение задания - проблема возникает, когда задание индивидууму выдает другое лицо, когда происходит своего рода соглашение между начальником и подчиненным. Договорные отношения должны быть понятны, ясны, достижимы и согласованны.

3. Трудность - проблема возникает, когда чего-то сложно достичь из-за незнания, как управлять сложившейся ситуацией, или недостатка ресурсов.

4. Возможность - ситуация, которая обещает потенциальную выгоду.

5. Головоломка - неясно, какой ответ верный, а какой ошибочный. Чтобы прийти к верному ответу, запутанность и неопределенность должны быть разрешены. Некоторые головоломки могут никогда не разрешиться.

6. Дилемма - имеются по крайней мере два варианта действия, они оба примерно одинаково привлекательны или непривлекательны, и требуется проявить рассудительность, чтобы выбрать из них более верный.

Те или иные этапы в процессе решения в зависимости от типа проблемы становятся приоритетными.

Этапы решения проблемы

Разница между хорошим и плохим менеджером состоит в том, насколько они способны применять системный подход к решению проблемы. Уилсон (Wilson, 1993) приводит сравнение между различными ранее разработанными моделями решения. Все модели основываются на том, что необходимо идентифицировать и объяснить проблему, используя правое полушарие мозга, чтобы накопить информацию и идеи. Затем наступает фаза более узконаправленного обдумывания для анализа собранных данных и определения направления дальнейших действий. Уилсон заметил, что каждая из культур требует своего количества времени на различных стадиях решения проблем. На Востоке, к примеру в Японии, требуется намного больше времени для генерации творческих идей, чем в западных культурах, где решение приходит гораздо быстрее, но и времени на реализацию идей тратится больше. В большинстве моделей акценты сделаны на следующих ключевых этапах:

1. Анализ проблемы - на этой стадии собирается информация для определения реальности существования проблемы и причин ее возникновения, а также оценивается ее важность.

2. Постановка цели и определение критериев успеха - здесь нужно иметь ясное представление о цели и о том, как и с помощью каких показателей будет оцениваться успех в ее достижении.

3. Накопление информации - на данном этапе требуется собрать данные и выдвинуть идеи, из которых затем можно будет выбрать варианты и оценить их сравнительную полезность.

4. Принятие решения - после оценки принимается решение в пользу наилучшего направления деятельности.

5. Реализация, осуществление - планируется все то, что нужно сделать, и выполняется план действий.

6. Рассмотрение достигнутых успехов - дается оценка тому, что прошло хорошо, что менее хорошо, и высказываются замечания на будущее (это исключительно важная стадия, которая часто опускается).

Методы решения проблем

Существуют множество методик успешного решения проблем. Многие из них включают оценку ситуации и анализ важности полученных результатов. Задаются четыре ключевых вопроса:

1. Почему проблема является важной?
2. Насколько важен результат решения проблемы в сравнении с другими вещами, также требующими внимания?
3. Кто будет участвовать в решении проблемы?
4. С каким реальным давлением и ограничениями придется столкнуться?

Мозговой штурм (brainstorming), метод «рыбий скелет», диаграммы Парето и гистограммы - все это относится к методам накопления информации или анализа.

Технология мозгового штурма была разработана Алексом Осборном (Alex Osborn) в 1950-х гг. с целью стимулировать творческие начинания в генерировании идей. Идея должна излагаться свободно и сразу записываться в таблицу. Люди должны ощущать свободу в действиях и раскрытии идей. Обсуждение не производится до того момента, пока не приступят к этапу оценки этих идей.

Технология «рыбий скелет» была разработана Ишикавой (Ishikawa) и широко используется при решении проблем в процессе управления качеством. Эта методика помогает в понимании связи причин и результата.

Диаграммы Парето и гистограммы используются для отображения числовой информации о возможных причинах возникновения проблемы. Они названы так в честь итальянского экономиста, который, в частности, установил принцип 80/20 (работы, важность которых составляет для организации 80%, требуют 20% усилий руководства, а работы, важность которых не превышает 20%, требуют 80% усилий. Искусство руководителя - отделять и исполнять важнейшие работы)..

Анализ силовых полей - также полезная технология при оценке факторов. Шаги, которые требуется предпринять:

1. Ясное определение желаемого результата.
2. Выявление благоприятных и неблагоприятных действующих сил.
3. Установление путей снижения силы неблагоприятных воздействий или их устранения, определение возможностей для проявления благоприятных факторов.
4. Выбор действий, направленных на достижение желаемых изменений, которые могут быть предприняты.

Методики, рассмотренные выше, могут быть использованы индивидуально, но они более эффективно работают в команде, особенно в тех случаях, где требуется творческое мышление.

Решение проблем в составе команды

Хотя модель и методы решения проблем известны, сам процесс работы в команде требует управления для активизации ее участников. Команды на собственном опыте определяют, какие трудности могут помешать эффективному решению проблемы, если их не преодолеть. По ходу командной работы выявляется, какие участники команды более эффективны на стадии внесения идей, а какие - на стадии их развития и проработки.

Белбин (Belbin, 1981 ) провел исследования в колледже управления Хенли с целью определения характеристик успешных команд. Он выявил девять ролей для участников и соответствующее им поведение, которое будет способствовать успеху в команде. У каждой роли есть своя партия в игре для успешного решения проблем. Среди членов команды одни генерируют идеи, оценивают их полезность, другие доводят их до решения, которое может быть реализовано в трудовой среде. Третьи нужны для поддержки эффективной совместной командной работы и для обеспечения завершения задач.

Робсон (Robson, 1988 ) определил три ключевые проблемы, лежащие за пределами групповых решений, на которые стоит обратить внимание. Так, иногда проблема, которая была задана группе для разрешения, просто исчезает. И наоборот, люди могут неохотно присоединяться к группе, разрешающей проблему, из-за страха продемонстрировать незнание либо группы могут восприниматься другими служащими с подозрением.

Робсон придает большое значение как внутренним проблемам, связанным с использованием времени, межличностными трудностями, недостатком соответствующих навыков и мотивации, так и проблемам, связанным с процессом принятия решения командой.

Согласно этой концепции, когда команда превращается в связанную общность, из нее исключаются люди с противоречащими общему мнению взглядами, а остаются те, кто выражает согласие со взглядами большинства. Участники команды, принимая решения в группе, становятся такими уверенными, что иногда рискуют даже больше по сравнению с вариантом индивидуального принятия решения, поскольку самым важным в такой команде считается поддержание гармонии.

Решение проблем, возникающих в процессе труда

Имеется сколько угодно способов решения проблем, возникающих в процессе труда, многим из которых можно научиться у японцев, имеющих опыт решения таких важных сегодня организационных задач, как достижение и сохранение конкурентного преимущества. Приведем ссылку на подход кайзен (kaizen), в котором использованы многофункциональные команды и кружки качества.

Философия кайзен(кайдзен), созданная в Японии и описанная Уолкером (Walker, 1993), признана как основа конкурентного успеха страны на мировом рынке. Она сейчас широко применяется в производстве даже в компаниях, не имеющих связей с Японией. Кайзен - это технология обеспечения долговременного развития за счет создания системы, предусматривающей постоянное внесение множества небольших изменений непосредственно на каждом рабочем месте. Система реализует так называемый «клиенто-ориентированный» подход, в рамках которого клиенты, внешние (покупатели) и внутренние (сотрудники), воспринимаются как наиболее важное достояние организации. Это требует атмосферы вовлеченности, ответственности и открытости.

Бесконечный цикл усовершенствований является мощной технологией, применяемой в этом подходе, и включает:

План - обследование/понимание/определение.

Дело - адекватные действия.

Проверка - подтверждение эффекта/оценка.

Акт - обратная связь с первоисточником.

Его можно назвать циклом ПДПА. Часто говорится, что японские менеджеры тратят 80% рабочего времени на планирование, в то время как на Западе столько же - на деятельность. Японские менеджеры стремятся к быстрому прохождению цикла ПДПА, особенно на первых двух этапах. Они дотошны в стандартизации и проверке каждой стадии развития системы.

Стефанс (Stephens, 1988) подчеркнул важность организационного климата как стимула или барьера на пути к эффективному решению проблемы. Множество организаций в творческом решении задач попадали в прошлом в провалы, поскольку преобладающим стилем управления на пути принятия рискованных решений было создание людям препятствий. Успешные организации поддерживали риски, принимая неудачу как реализованную возможность и вознаграждая за инновационные идеи. Авторитарный, критический стиль управления заставляет людей приспосабливаться к стратегии низкого уровня риска. Менеджеры, делегирующие решение проблем персоналу, дают возможность процессу выйти на такой уровень, где люди получают необходимую им информацию и принимают на себя обязательства за рекомендации.

В последующие десять лет решение проблем будет связано с преодолением не только функциональных, но и культурных границ и границ между компаниями. Так как бизнес становится все более глобальным, люди будут вынуждены развивать свои навыки в разрешении самых разных вопросов в условиях множества культур Их успешность будет зависеть от используемых методов и выявления тех разнообразных сил, происхождение которых зависит от принадлежности людей к той или иной культуре.

Процесс решения задачи состоит из таких основных подпроцессов, как:

  • Обнаружение проблемной ситуации;
  • Постановка задачи - строгое определение исходного (данного) и требуемого;
  • Нахождение решения задачи.

Эти этапы можно обнаружить во многих теориях решения задач. Так, стадии постановки задачи и нахождения решения задачи отчётливо видны в теориях последователя Вюрцбургской школы Отто Зельца, гештальт-психолога К. Дункера и когнитивиста Грино, несмотря на все их различия.

Стадии решения задачи в теориях О. Зельца, К. Дункера, Грино

О. Зельц К. Дункер Грино
1. Образование комплекса, в который входят: а) характеристики известного и б) отношения известное-неизвестное, определяющие в) место неизвестного в комплексе. Незавершённость этого комплекса - суть проблемности. 1. Проникновение в проблемную ситуацию - понимание её внутренних связей, восприятие её как целого, заключающего в себе некий конфликт. 1. Построение когнитивной сети, состоящей из элементов известного (данного) и неизвестного (отношения между элементами известного и неизвестного пока не установлены).
2. Запуск интеллектуальных операций: припоминание или создание решения. 2. Нахождение функционального значения решения.
3. Реализация (воплощение) функционального значения в конкретное решение.
2. Построение связей (отношений) между элементами, модификация сети при помощи дополнительной информации из памяти.

Психологические факторы

На ход решения задачи и успешность её решения влияют следующие факторы.

  • Установка :
  • Характеристики субъекта :
  • Эмоцональное (мотивационное) состояние :
  • Предшествующая неудача снижает эффективность решения;
  • Наилучшие результаты имеют место при средней интенсивности мотивации; чрезмерная или недостаточная мотивация приводит к ухудшению результатов (закон Йеркса - Додсона).
  • Знания : могут как повышать, так и снижать эффективность решения (из-за стереотипизации, привычки).
  • Интеллект : люди с низким интеллектом более восприимчивы к установке.
  • Личность : показано, что успешность решения задач связана с 1) гибкостью, 2) инициативой, 3) уверенностью , 4) нонконформизмом , 5) способностью сдерживать движения (очень медленно чертить линии и и т. п.).

Теории решения задач

Информационный подход

С точки зрения информационного подхода задача - это различие между двумя состояниями; задача считается решённой, когда признаки имеющегося и требуемого состояния идентичны. Таким образом, процесс решения задачи имеет место, когда организм или система искусственного интеллекта осуществляет переход из данного состояния в желаемое целевое состояние .

Представители информационного подхода исходили их того, что человек, так же как компьютер , оперирует символами (знаками), следовательно, вычислительные машины можно «использовать как устройства для имитации процесса человеческого мышления» . Модели решения задач, которые они создавали, зачастую одновременно представляли собой компьютерные программы (наиболее известный пример - «Универсальный решатель задач» (англ.) Ньюэлла и Саймона, созданный в 1957 году).

Линдсей и Норман

Линдсей и Норман описывают решение задач следующим образом.

Вся имеющаяся на данный момент информация , относящаяся к задаче, называется состоянием осведомлённости . Решение задачи представляет собой последовательный переход от одного состояния осведомлённости к другому, а затем к следующему и т. д., пока не будет достигнуто требуемое окончательное состояние осведомлённости, т. е. решение. Такие переходы осуществляются с помощью операторов - средств, уменьшающих разрыв между наличным состоянием осведомлённости и тем состоянием, которое последует за ним. Нахождение операторов и составляет главную сложность при решении задачи.

Возможны две стратегии решения: прямой и обратный поиск. 1. При прямом поиске «человек сначала испытывает какой-то метод подхода к задаче, а затем смотрит, продвинулся ли он вперёд в результате его применения». 2. При обратном поиске «человек рассматривает искомое решение, задаваясь вопросом: какой предварительный шаг необходим для того, чтобы прийти к нему? После определения этого шага определяется шаг, непосредственно ему предшествующий, и т. д., в лучшем случае - влоть до отправной точки, заданной в постановке исходной задачи». Обратный поиск осуществляется с помощью анализа средство-результат (сопоставления средств и целей): на каждом шаге данная промежуточная цель сравнивается с наличным состоянием осведомлённости и находится оператор - средство, уменьшающее разрыв.

Имеются два вида операторов: 1) алгоритмы (совокупность правил, гарантирующих результат) и 2) эвристические приёмы (для сложных задач, где не найдены алгоритмы).

Психофизиологические данные

Исследование О. К. Тихомирова

Появлению в сознании решения задачи предшествует эмоциональная активация и чувство близости решения.

Это установил О. К. Тихомиров, изучая процесс решения шахматных задач . Он предлагал испытуемым рассуждать во время решения задачи вслух и параллельно регистрировал их кожно-гальваническую реакцию (КГР), которая служила признаком эмоциональной активации.

Эксперименты показали, что сначала возникает эмоциональная активация . За ней - обычно через 0-0.5 секунд - следуют эмоциональные восклицания («Ага!», «Ой!» и т. п.). За эмоциональными восклицаниями обычно следуют слова, обозначающие чувство близости решения : приближение к неосознанной ещё идее («так-так-так-так», «вот-вот-вот-вот», «наверное…») или ещё неясные результаты поиска («что-то мелькнуло», «что-то есть», «кажется, нашёл», «кажется, решено»); реже это выражение необходимости попробовать («попробуем-попробуем», «интересно-интересно»), сомнения («„а“… „а“… или не „а“?») или сигналы самоостановки («стоп-стоп-стоп-стоп»); ещё реже сразу называется решение. За этим следует решение - называние конкретного принципиального для решения задачи хода, - через 1.5-13.5 секунд после появления эмоциональной активации, в среднем - через 5.5 секунд.

Решение задач животными

Дискуссии относительно механизмов решения задач животными разворачиваются вокруг метода проб и ошибок и инсайта .

Метод проб и ошибок

Торндайк (1889) полагал (и экспериментально демонстрировал), что механизмом решения задач животными является не понимание и рассуждение, а метод проб и ошибок .

Торндайк помещал животных (кошек) в специальные проблемные ящики - клетки «с секретом», выход из которых открывался нажатием на кнопку или рычаг, потягиванием за шнур, петлю и т. п., которые находились в клетке или около самой решётки снаружи. Торндайк обнаружил, что сначала кошки мечутся по клетке и цепляются за всё, что могут достать; в результате этого они рано или поздно случайно задевают механизм, открывающий клетку, и освобождаются. Когда кошку вновь сажают в клетку, её хаотическая активность приводит к успеху немного быстрее, в следующий раз ещё быстрее и т. д. Кривые научения демонстрируют постепеное овладение решением.

Согласно теории Торндайка, животные действуют случайным образом, причём вероятность повторения подкреплённой реакции возрастает .

Однако некоторые данные самого Торндайка говорят против его теории. Так, в случаях с некоторыми «ленивыми» кошками Торндайка «внимание, которое нередко сочетается с недостатком энергии, позволяло кошке быстрее образовать ассоциацию после первой удачи» . А заменив впоследствии (1901) кошек обезьянами, Торндайк обнаружил, что почти все задачи решались «путём быстрого, нередко казавшегося мгновенным, оставления безуспешных движений и выбора правильного... Естественно заключить, что обезьяны, внезапно переходящие от множества беспорядочных движений к одному определенному действию с крючком или задвижкой, имеют понятие о крючке, о задвижке или о том движении, которое они производят»…

Р. Вудвортс отмечает, что «не было обнаружено ни одного случая такого поведения в проблемной ситуации , когда животное бросалось бы на все окружающее без всякого учета объективной ситуации. Животное всегда реагирует на те или иные предметы, и почти всем его реакциям присуща известная степень правомерности. Метод проб и ошибок состоит не в слепых, рассчитанных на случайную удачу движениях, а в испробовании определенных путей к цели. Насколько мы можем судить по поведению животного, у него всегда имеется некоторое схватывание объективной ситуации. Другое дело, что в любой ситуации, которую можно назвать проблемной, это схватывание никогда не бывает с самого начала полным. Ситуация должна быть исследована, а это редко может быть сделано без передвижений и манипулирования. Но даже при первом взгляде на ситуацию общие очертания проблемы вскрываются в достаточной мере, чтобы до известной степени ограничить область исследования и манипулирования».

Инсайт

Решение задач путём внезапного озарения (инсайта) , понимания ситуации, проникновения в её суть описано В. Кёлером . Эксперименты Кёлера демонстрируют следующие примеры того, как это происходит.

  • Курица, видя перед собой цель, отделённую от неё некоторым препятствием (забором), «совсем беспомощна, постоянно налетает, если видит цель перед собою сквозь решётку, на препятствие, беспокойно бегая туда и сюда», и не способна добраться к этой цели иначе как с помощью таких метаний, лишь постепенно приближающих её к цели (что напоминает описания Торндайка). Напротив, собака или ребёнок (например, девочка 1 года 3 мес., едва научившаяся ходить), оценив пространственные характеристики ситуации, могут сразу найти кратчайший обходной путь.
  • Обезьяна способна схватить палку и достать ею еду, находящуюся вне клетки (без всяких проб и ошибок).
  • Случайно соединив две короткие палки, которые по отдельности недостаточно длинны, чтобы дотянуться до еды, шимпанзе тут же достаёт еду получившейся длинной палкой.
  • Шимпанзе влезает на ящик или даже ставит ящики друг на друга, чтобы достать высоко висящий плод.

Использование орудий

Известно, что животные в некоторых случаях способны использовать орудия при решении задач, однако дискуссионным остаётся вопрос о том, в какой мере такое использование является врождённым (инстинктивным), а в какой - проявлением интеллекта .

Примеры использования орудий животными.

Экология жизни Лайфхак: Порой успех дела лежит не в том какие ответы мы находим на поставленные вопросы, а в том какие вопросы мы задаем.

Порой успех дела лежит не в том какие ответы мы находим на поставленные вопросы, а в том какие вопросы мы задаем. Практически все креативные сессия в которых я участвовал по большей своей части состояли из правильно подобранных и выстроенных вопросов. Не даром, мы такой список вопросов называли "Ключ". Вся прелесть была в том, что каждый отвечал на них по-своему и выдавал уникальный результат. Когда собиралась большая группа людей, то их ответы с большой долей вероятности не только решали поставленную задачу, но и предлагали множество решений на выбор даже в тех случаях, когда казалось, что решения нет вообще.

Польза вопросительных предложений заключается в том, что наш мозг устроен так, что не может не думать. Он всегда занят своей работой, и всегда находится в состоянии поиска ответов. Любой вопрос заставляет его найти ответ. В этой статье я предлагаю список из 10 способов, которые наверняка помогут вам задавать правильные вопросы в любой ситуации.

1. Вопросы о самой проблеме.

Самый верный способ при решение проблемы - это задавать вопросы о самой проблеме. Прелесть в том, что мозг сам будет генерировать ответы, вам нужно лишь постараться задать наиболее разносторонние вопросы. К тому же после серии вопросов, даже если вы не найдет сразу ответ, то не расстраивайтесь. Ваш мозг продолжает работать над поиском решения уже в фоновом режиме!

2. Вопросы в другой формулировке.

От упаковки многое зависит. Какой вопрос вы решаете, такой ответ и получаете. Поиграйте с формулировкой вашей проблемы, как её можно сформулировать иначе? Наверняка проблему можно решить несколькими способами, как будет звучать вопрос для каждого удовлетворительного решения проблемы? Проверьте правильна ли сама формулировка вопроса?

3. Вопросы во времени.

Сфокусируйтесь на временных рамках. Если вопрос звучит конкретно, расширьте его, если слишком широко - сузьте. Для примера: "Как я могу улучшить свою жизнь?" или "Как в этом месяце я могу улучшить свою жизнь" или "Что сегодня я могу сделать для улучшения своей жизни?"

4. Вопросы в другие направления.

Поиски решения не могут проходить в одном направлении. Это может быть и смена направления. От географического: "А где еще мы можем найти необходимую нам вещь?" до ментального:"Теперь давайте забудем о недостатках, какие вы видите преимущества?".

5. Вопросы для улучшения образования.

Каждый учитель знает, что самый эффективный ученик этот тот, который сам хочет обучиться. В этом случае вопросы являются прекрасным способом для стимуляции творческого мышления и работают куда лучше, чем просто дача правильного ответа.

Вместо просто объяснения, лучше просто задать вопрос:"Как вы думаете, что было бы в этом случае если бы мы изменили наши действия...", "Какой результат мы получим если не будет учитывать затраты на начальном этапе.."

Этот же тип вопросов работает прекрасно не только в институте или школе, но и в бизнес- среде. Привычка на вопрос подчиненного "А как быть в этом случае?" отвечать вопросом "А как вы считаете, нужно поступить?" - экономит не только время, но и приучает работника к самостоятельному мышлению.

6. Вопросы для поддержания беседы.

Вопросы прекрасно налаживают общение между людьми. Если вы задаете вопросы, значит вы почти наверняка слушаете то, что вам говорят. Хороший вопрос может не только оживить беседу, но и вовлечь в неё новых участников.

В последнее время, диалоги всю чаще превращаются в монологи по очереди. Вместо того чтобы слушать друг друга, каждая сторона то и дело ждет своей очереди поговорить. Простые вопросы "Чем я могу помочь?", и "Вы сталкивались с чем-то подобным раньше?" - прекрасный способ показать, что вы слушаете собеседника и участвуете сами в ЕГО разговоре.

7. Вопросы для критического мышления.

Зачастую мы говорим совершенно о разных вещах. Обидно потратить кучу времени и выяснить, что другой человек имел ввиду совсем не то, что мы подумали, да и нас он до конца не верно понял. Чтобы этого не произошло нужно не бояться задавать простые вопросы, которые к тому же могу показаться и наивными.

В качестве эффективных начальных вопросов, можно использовать "Технику Киплинга": "Кто конкретно это сделал?", "Зачем они это сделали", "Правильно ли я вас понял, вы говорите что..."

8. Вопросы для перемещения внимания.

Сменить точку зрения - сказать проще, чем сделать. Если мы в чем-то уверены как в абсолюте, то очень сложно поставить этот абсолют под сомнение. Старайтесь переводить свое внимание с очевидных вещей. Если кто-то говорит "Это невозможно", лучше спросите "Как мы можем сделать это возможным?" или "При каких условиях это сработает?" и т.д.

9. Вопросы для самоанализа.

Это может быть мощным инструментом для поиска ответов о смысле собственной жизни. Отличным началом может послужить техника "100 вопросов", состоящей только из вопросов, которые важны для вас в данный момент. Затем можете этот список сузить до 20 самых главных и периодически возвращаться к ним.

10. Допрос как способ жизни.

Развитие привычки задавать себе вопросы, может стать очень и очень полезной. Я считаю, что вопросы - это самый основной способ для развития и стимуляции нашей мозговой активности. Но как ввести в привычку, навык - задавать себе разносторонние вопросы? Как и все в этой жизни - с практикой. Носите с собой блокнот и ручку или же записывайте приходящие вопросы на телефон.

Научитесь себя комфортно чувствовать с нерешенными вопросами и научитесь их решать. Поиграйте с ними и качество вашей жизни наверняка улучшится. опубликовано

Случайные статьи

Вверх