Где сейчас наш луноход. Советский «Луноход» доказывает, что и американцы на Луне были

«Луноход-1» стал первым управляемым колесным планетоходом, который прокатился по чужой планете. Луна, конечно, это не планета, а спутник Земли, но в данном случае она ничем не хуже того же Марса. В этом направлении освоения космоса мы оказались первыми, хотя уступили американцам право потоптать Луну своими ногами.

Мы стремились стать первыми

Советский человек должен был первым ступить на поверхность Луны, в этом не сомневалось руководство Коммунистической партии Советского Союза. Конструкторы, ученые и инженеры серьезно готовились к освоению Луны. Для этого нужно было решить множество сложных технических задач и их успешно решали. Заглядывали даже в отдаленное будущее, разрабатывая проекты лунных поселений. Хотя тогда казалось, что и этих поселений осталось ждать недолго. Однако неудачи с испытаниями ракеты, предназначенной для полета на Луну, заставили нас уступить первенство американцам.

Надо было как-то спасать престиж страны, первой запустившей человека в космос, и тогда, помню, в ряде статей стали писать, что мы сделали ставку на исследование других планет автоматическими станциями. Это более экономично, не менее эффективно и исключает смертельный риск для людей. В те времена я был еще мальчишкой, но, как многие сверстники,живо интересовался освоением космоса и мечтал стать космонавтом. Мне было немного обидно, что на «пыльных тропинках далеких планет» останутся не наши следы, а отпечатки «ног» роботов и колес от планетоходов. Увы, нам тогда были неведомы все тайны «лунной гонки» между СССР и США.

Стоит отметить, что в те времена мы все же неплохо держали удар. Так, 3 февраля 1966 года станция «Луна-9» за три года до полета «Аполлона-11» и высадки американских астронавтов на Луну впервые в мире совершила мягкую посадку на ее поверхности. До этого «Луна-3» впервые сфотографировала обратную сторону Луны. Нам даже удалось добыть образцы лунного грунта, в 1970 году их доставила на Землю «Луна-16».

Пожалуй, главным ответом на успехи американцев должны были стать луноходы. Дистанционно управляемый самоходный аппарат-планетоход «Луноход-1» был создан в НПО имени С. А. Лавочкина под руководством Г. Н. Бабакина. Самоходное шасси для него разработали в ВНИИТрансМаш под руководством А. Л. Кемурджиана. Всего было создано четыре таких планетохода. Один из них должен был опередить американцев и первым оказаться на поверхности Луны, показав землянам ландшафты этого небесного тела.

19 февраля 1969 года ракета-носитель серии «Протон» с «Луноходом-1» на борту стартовала с космодрома Байконур. К несчастью, на 52-й секунде ракета взорвалась из-за аварийного отключения двигателей первой ступени. Продублировать сразу же отправку нового лунохода не было возможности, американцам повезло и они стали первыми - 16 июля того же года стартовал «Аполлон-11», на его борту находились Нил Армстронг, Базз Олдрин и Майкл Коллинз.

«Луноход-1» приступает к работе

Только 10 ноября 1970 года была повторена попытка запустить «Луноход-1», на этот раз все прошло удачно. Уже 17 ноября автоматическая межпланетная станция «Луна-17» совершила мягкую посадку в Море Дождей. По аппарели «Луноход-1» скатился на лунную поверхность и приступил к работе. Пишут, что по форме он напоминал бочонок с выпуклой крышкой, однако в народе его нередко называли «самоходной кастрюлей». Передвигался он с помощью восьми независимых друг от друга колес, операторы имели возможность регулировать направление и скорость вращения каждого из колес.

Согласно научной программе, аппарат изучал физические и механические свойства лунного грунта, производил съемку лунных ландшафтов и отдельных деталей поверхности и передавал все полученные данные на Землю. К окончанию своей миссии 4 октября 1971 года «Луноход-1» проехал примерно 10,54 километра по лунной поверхности, провел около 500 исследований лунного грунта, в том числе в 25 точках - анализ его химического состава, передал на Землю 25 тысяч фотографий и 211 панорам.

Стоит отметить, что управление луноходом из-за почти 5-секундной задержки сигнала представляло собой довольно сложную задачу. Изображение лунной поверхности приходило статичными кадрами, которые с интервалом в несколько секунд просто сменяли друг друга. У операторов отсутствовала возможность быстрой реакции на сложившуюся в пути обстановку, они вынуждены были буквально угадывать местоположение аппарата. Нервное напряжение было настолько сильным, что смена, управляющая луноходом, выдерживала только два часа, потом ее меняла другая.

В марте 2010 года «Луноход-1» был обнаружен на поверхности Луны с помощью американского аппарата Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO), оснащенного камерой, позволяющей фотографировать объекты размером до нескольких метров. На одном из переданных зондом снимков американцы разглядели автоматическую станцию «Луна-17» и уходящие от нее колеи. Проследив по этим колеям, они обнаружили «Луноход-1». Поразительно, что 22 апреля того же года ученые из Университета Калифорнии в Сан-Диего (США) впервые с 1971 года получили отражение лазерного луча от уголкового отражателя «Лунохода-1». Желающие могут увидеть копию первого советского планетохода в Мемориальном музее космонавтики в Москве.

Он погиб в коварном лунном кратере

16 января 1973 года в Море Ясности на поверхность естественного спутника Земли совершила посадку станция «Луна-21», доставившая «Луноход-2». Тем, кто управлял ее полетом и посадкой, очень повезло, ведь станция прилунилась всего в 3 метрах от края кратера с крутыми стенками - чуть в сторону, и она могла бы опрокинуться. В тот же день «Луноход-2» съехал на поверхность, причем угодил в другой кратер, который при первичном осмотре места посадки не заметили. Вновь повезло, аппарат не опрокинулся, в противном случае миссия бы закончилась, не успев начаться.

В ходе этой миссии предполагалось изучить пограничный район сочленения лунного «моря» и «материка». «Луноход-2» ничем особым не отличался от своего предшественника, только вот появилась третья телекамера, которая была поднята повыше, что обеспечивало лучший обзор. Экипажи, уже имеющие опыт управления первым аппаратом, вели луноход более уверенно, иногда сеансы связи с ним продолжались более 11 часов. За лунный день «Луноход-2» проходил до 16,5 километра.

12 февраля 1973 года он добрался до выступа береговой линии Залива Лемонье, потом исследовал предгорья гор Тавр. С большой осторожностью операторы подвели луноход к кратеру диаметром в 2 км и провели его исследование. 14 марта «Луноход-2» вернулся в область лунного «моря» и двинулся к разлому Прямой, протяженностью в 16 км и шириной в 300 метров. 11 апреля он приближался на расстояние в 50 метров к краю разлома, а в период 13-18 апреля обогнул разлом с юга и добрался до его восточной границы.

В последний раз ТАСС сообщил о передвижении «Лунохода-2» 9 мая; согласно сообщению, он направился на восток от разлома Прямой к мысу Дальний. Увы, ему удалось продвинуться только на 800 метров. Аппарат стал жертвой кратера, внутри которого оказался еще один небольшой вторичный кратер. Выбираясь из основного кратера, оператор дал луноходу задний ход и тот откинутой солнечной панелью черпанул лунного грунта со стенки того второго маленького кратера. Из-за загрязнения солнечной батареи упала ее мощность, а попадание пыли в радиатор нарушило тепловой режим. Попытки спасти аппарат оказались тщетны. 3 июня появилось сообщение ТАСС о завершении работ с луноходом.

Согласно одной из легенд, «Луноход-2» должен был снять оставленную американскими астронавтами технику, ведь он находился в 150 километрах от места посадки «Аполлона-17». Хотя у нас официально никогда не выражали сомнений в пребывании американцев на Луне, возможно, в СССР они все же были. Как говорится - «доверяй, но проверяй». Считают, что луноход вполне мог добраться до освоенной американцами площадки, но авария помешала этому.

Всего же «Луноход-2» проехал по поверхности Луны 37 километров за 5 лунных дней, передал на Землю 86 панорам и около 80000 кадров телесъёмки. Любопытно, что в 1993 году «Луноход-2» (находящийся на Луне!) был продан на аукционе Сотбис за 68500 долларов. Его купил сын астронавта Ричард Гэрриот, который в 2008 году совершил полет на МКС в качестве космического туриста. Советский «Луноход-2» также был обнаружен на снимках Луны, сделанных американским орбитальным зондом Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO).

Почему были засекречены операторы луноходов?

Через пару лет был изготовлен «Луноход-3», более совершенный по сравнению со своими предшественниками. Стереоскопической стала телевизионная система лунохода, причем телевизионная стереопара стояла в поворотном блоке, отпадала необходимость разворачивать весь аппарат для обзора местности. Блок с камерами находился на выносной штанге, это также повышало возможности для обзора и ориентировки на местности. Аппарат оснастили полным комплектом научного оборудования, он прошел наземные испытания и был готов к лунному «походу», однако остался на Земле.

Дело в том, что приоритеты изменились, началась работа над программой доставки на Землю марсианского грунта. Сейчас «Луноход-3» является экспонатом музея НПО имени С. А. Лавочкина.

Операторов, управляющих луноходами, называли «сидячими космонавтами», казалось, не имело никакого смысла их засекречивать, однако их имена стали известны только через 23 года. Почему их засекретили на столь длительный срок, может, они увидели на Луне что-то необычное? Не исключено! Временами проскакивает неофициальная информация о том, что одним из луноходов на лунной поверхности были обнаружены геометрически правильные каменные блоки явно искусственного происхождения. Также встречаются и сведения, что наши луноходы сопровождали неопознанные летающие объекты, аналогичные тем, которые наблюдали за американскими астронавтами.

Так это или нет, не знаю, но почему-то после программы «Аполлон» и миссии наших луноходов и американцы и наши исследователи надолго оставили Луну в покое. Только через десятилетия в декабре 2013 года на лунную поверхность совершил мягкую посадку китайский аппарат «Чанъэ-3» с луноходом «Юйту». Уже после второй лунной ночи «Юйту» прекратил передвижение, однако функционировал более 30 месяцев после начала своей миссии. Таким образом, к данному моменту на Луне побывали всего три лунохода - два советских и один китайский.

17 ноября 1970 года автоматическая станция «Луна-17» доставила на поверхность Луны первый в мире планетоход – «Луноход-1».
Учёные СССР успешно реализовали эту программу и сделали ещё один шаг не только в гонке с США, но и в изучении Вселенной.

«Луноход-0»

Как ни странно, но «Луноход-1» это не первый луноход, стартовавший с поверхности Земли. Путь к Луне был долгим и трудным. Методом проб и ошибок советские учёные прокладывали дорогу в космос. Вот уж действительно – первопроходцам всегда тяжело! Ещё Циолковский мечтал о «лунной карете», которая будет сама передвигаться по Луне и совершать открытия. Великий учёный как в воду глядел! – 19 февраля 1969 года ракета-носитель «Протон», которая и сейчас используется для получения первой космической скорости, необходимой для выхода на орбиту, стартовала, дабы отправить межпланетную станцию в космическое пространство. Но при разгоне головной обтекатель, закрывавший луноход, под воздействием силы трения и высоких температур начал разрушаться – обломки попали в топливный бак, что привело к взрыву и полному уничтожению уникального планетохода. Этот проект получил название «Луноход-0».

«Королёвский» луноход

Но даже «Луноход-0» оказался не первым. Проектирование аппарата, который должен был, как машинка на радиоуправлении, передвигаться по Луне, началось ещё в начале 1960-х годов. Космическая гонка с США, стартовавшая в 1957 году, подстёгивала советских учёных на смелую работу по сложным проектам. Программой планетохода занялось самое авторитетное конструкторское бюро – КБ Сергея Павловича Королёва. Тогда ещё не знали, что собой представляет поверхность Луны – твёрдая она или покрыта многовековым слоем пыли? То есть для начала необходимо было спроектировать сам способ передвижения, а уж потом переходить непосредственно к аппарату. После долгих исканий решили ориентироваться на твёрдую поверхность и ходовую часть лунной машины сделать гусеничной. Этим занялся ВНИИ-100 (позднее ВНИИ ТрансМаш), специализировавшийся на изготовлении ходовых частей танков – проектом руководил Александр Леонович Кемурджиан. «Королёвский» (как его впоследствии называли) луноход напоминал своим внешним видом блестящую металлическую черепаху на гусеницах – с «панцирем» в виде полусферы и прямыми металлическими полями внизу наподобие колец Сатурна. Глядя на этот луноход, становится немного жаль, что ему не было суждено выполнить своё предназначение.

Всемирно известный луноход Бабакина

В 1965 году из-за чрезвычайной загруженности по пилотируемой лунной программе Сергей Павлович передал автоматическую лунную программу Георгию Николаевичу Бабакину в конструкторское бюро химкинского Машиностроительного завода имени С.А. Лавочкина. Это решение Королёв принял с тяжёлым сердцем. Он привык в своём деле быть первым, но с колоссальным объёмом работы в одиночку не мог справиться даже его гений, поэтому мудро было работу разделить. Следует отметить, что с поставленной задачей Бабакин справился с блеском! Отчасти ему на руку сыграло то, что в 1966 году автоматическая межпланетная станция «Луна-9» совершила мягкую посадку на Селену, и советские учёные наконец-то получили точные представления о поверхности естественного спутника Земли. После этого внесли коррективы в проект лунохода, изменили ходовую часть, да и весь внешний вид претерпел существенные изменения. Луноход Бабакина встретил восторженные отзывы всего мира – как среди учёных, так и среди простых людей. Едва ли какое-нибудь средство массовой информации в мире обошло вниманием это гениальное изобретение. Кажется, что и сейчас – фотографией из советского журнала – перед глазами стоит луноход, как смышлёный робот в виде большой кастрюли на колёсиках со множеством замысловатых антенн.

А всё-таки, какой он?

По размерам луноход сопоставим с современным легковым автомобилем, но на этом сходства заканчиваются и начинаются различия. Колёс у лунохода восемь, причём у каждого из них свой собственный привод, что обеспечивало аппарату вездеходные качества. Луноход мог двигаться вперёд и назад с двумя скоростями и делать повороты на месте и в движении. В приборном отсеке (в «кастрюле») размещалась аппаратура бортовых систем. Солнечная батарея откидывалась, как крышка рояля, днём и закрывалась ночью. Она обеспечивала подзарядку всех систем. Радиоизотопный источник тепла (использующий радиоактивный распад) обогревал оборудование в тёмное время суток, когда температура с +120 градусов падала до -170. Кстати, 1 лунные сутки равняются 24 земным. Луноход предназначался для изучения химического состава и свойств лунного грунта, а также радиоактивного и рентгеновского космического излучения. Аппарат был снабжён двумя телекамерами (одна резервная), четырьмя телефотометрами, рентгеновскими и радиационными измерительными приборами, остронаправленной антенной (о ней речь впереди) и прочей хитрой техникой.

«Луноход-1», или недетская игрушка на радиоуправлении

Не будем вдаваться в подробности – это тема для отдельной статьи – но так или иначе «Луноход-1» оказался на Селене. Доставила его туда автоматическая станция, то есть людей там не было, и управлять лунной машиной предстояло с Земли. В состав каждого экипажа входило пять человек: командир, водитель, бортинженер, штурман и оператор остронаправленной антенны. Последнему необходимо было следить за тем, чтобы антенна всегда «смотрела» на Землю, обеспечивая радиосвязь с луноходом. Между Землёй и Луной приблизительно 400 000 км и радиосигнал, с помощью которого можно было подкорректировать движение аппарата, проходил это расстояния за 1,5 секунды, а картинка с Луны формировалась – в зависимости от ландшафта – от 3-х до 20-и секунд. Вот и получалось, что пока формируется картинка, луноход продолжает движение, а после того, как изображение появлялось, экипаж мог обнаружить свой аппарат уже в кратере. Ввиду большого напряжения, экипажи сменяли друг друга каждые два часа. Таким образом, «Луноход-1», рассчитанный на 3 земных месяца работы, проработал на Луне 301 сутки. За это время он проехал 10 540 метров, обследовал 80 000 квадратных метров, передал множество снимков и панорам и так далее. В итоге радиоизотопный источник тепла исчерпал свой ресурс и луноход «замёрз».


«Луноход-2» Успехи «Лунохода-1» вдохновили на реализацию новой космической программы «Луноход-2». Новый проект внешне почти не отличался от своего предшественника, но был усовершенствован, и 15 января 1973 года АМС «Луна-21» доставила его на Селену. К сожалению, луноход просуществовал всего 4 земных месяца, но за это время он успел пройти 42 км и провести сотни измерений и экспериментов. Дадим слово водителю экипажа Вячеславу Георгиевичу Довганю: «Со вторым история получилась глупая. Четыре месяца он уже находился на спутнике Земли. 9 мая я сел за штурвал. Мы угодили в кратер, навигационная система вышла из строя. Как выбираться? Не раз мы уже попадали в подобные ситуации. Тогда просто закрывали солнечные батареи и выбирались. А тут приказали не закрывать и так выбираться. Мол, закроем, и не будет откачки тепла из лунохода, приборы перегреются. Мы попробовали выехать и зацепили лунный грунт. А лунная пыль такая липкая… Луноход перестал получать подзарядку солнечной энергией в необходимом объёме и постепенно обесточился. 11 мая сигнала от лунохода уже не было».

«Луноход-3»

К сожалению, после триумфа «Лунохода-2» и ещё одной экспедиции «Луна-24» о Луне надолго забыли. Проблема заключалась в том, что в ее исследованиях, к сожалению, главенствовали не научные, а политические устремления. А ведь уже завершалась подготовка к старту нового уникального самоходного аппарата «Луноход-3», и экипажи, получившие бесценный опыт в предыдущих экспедициях готовились вести его среди лунных кратеров. Эта машина, вобравшая в себя все самые лучшие качества предшественников, имела на борту самое совершенное в те годы техническое оборудование и новейшие научные приборы. Чего только стоила поворотная стереокамера, подобные которой модно сейчас называть 3D. Теперь «Луноход-3» всего лишь экспонат музея НПО имени С.А. Лавочкина. Несправедливая судьба!

Луноход-1 - первый лунный самоходный аппарат. Он был доставлен на поверхность Луны 17 ноября 1970 года, советской межпланетной станцией Луна-17 и проработал на её поверхности до 4 октября 1971 года. Предназначался для изучения особенностей лунной поверхности, радиоактивного и рентгеновского космического излучения на Луне, химического состава и свойств грунта.

Луноход-1 был создан в конструкторском бюро химкинского Машиностроительного завода имени С. А. Лавочкина под руководством Григория Николаевича Бабакина. Самоходное шасси для Лунохода было создано во ВНИИТрансМаш под руководством Александра Леоновича Кемурджиана.
Эскизный проект лунохода был утвержден осенью 1966 года. К концу 1967 года была готова вся конструкторская документация.
Автоматическая межпланетная станция Луна-17 с Луноходом-1 стартовала в 10 ноября 1970 года и 15 ноября Луна-17 вышла на орбиту искусственного спутника Луны.
17 ноября 1970 года станция благополучно прилунилась в Море Дождей и Луноход-1 съехал на лунный грунт.
Управление исследовательским аппаратом осуществлялось при помощи комплекса аппаратуры контроля и обработки телеметрической информации на базе «Минск-22» - СТИ-90. Центр управления луноходом в Симферопольском Центре космической связи включал в себя пункт управления луноходом, который состоял из пультов управления командира экипажа, водителя лунохода и оператора остронаправленной антенны, рабочее место штурмана экипажа, а также зал оперативной обработки телеметрической информации. Основную сложность при управлении луноходом составляла задержка времени, радиосигнал двигался до Луны и обратно около 2 секунд, и применение малокадрового телевидения с частотой смены картинки от 1 кадра в 4 секунды до 1 в 20 секунд. В результате общая задержка в управлении доходила до 24 секунд.

В течение первых трёх месяцев запланированной работы, помимо изучения поверхности аппарат выполнял еще и прикладную программу, в ходе которой отрабатывал поиск района посадки лунной кабины. После выполнения программы луноход проработал на Луне в три раза больше своего первоначально рассчитанного ресурса. За время нахождения на поверхности Луны «Луноход-1» проехал 10 540 м, передал на Землю 211 лунных панорам и 25 тысяч фотографий. Более чем в 500 точках по трассе движения изучались физико-механические свойства поверхностного слоя грунта, а в 25 точках проведён анализ его химического состава.
15 сентября 1971 года температура внутри герметичного контейнера лунохода стала падать, так как исчерпался ресурс изотопного источника тепла. 30 сентября аппарат на связь не вышел и 4 октября все попытки войти с ним в контакт были прекращены.
11 декабря 1993 года Луноход-1 вместе с посадочной ступенью станции Луна-17 были выставлен фирмой Lavochkin Association на аукционе Сотбис. При заявленной начальной цене 5 000$ торги закончились на сумме 68 500$. По информации российской прессы, покупателем оказался сын одного из американских астронавтов. В каталоге было указано, что лот «покоится на поверхности Луны».


ВНИИТрансМаш
Основным разработчиком шасси для планетоходов (колеса, двигатели, привод, подвеска, система управления ими) в СССР был (и остается до настоящего времени в России) ленинградский ВНИИтрансмаш (ВНИИТМ). В этом учреждении разрабатывались главным образом шасси для танков, так что был накоплен обширный опыт в области создания транспорта повышенной проходимости, ведь общее свойство у планетохода и танка — движение по неподготовленной местности.


В одном из цехов ВНИИТМ

Здесь было создано и испытано множество самых различных устройств — Луноход 1 и 2 (1970), шагающий планетоход отправленный в 1971 году на Марс, прыгающий для Фобоса (1988), робот для очистки крыши разрушенного энергоблока Чернобыльской АЭС (1986), планетоход для неудавшейся экспедиции Марс-96, несколько планетоходов в рамках сотрудничества с зарубежными организациями (в последние годы) и т.д.

Наверное многие обратили внимание, что все луноходы, которые перемещались по другим планетам — колёсные. И это при том, что давно известно множество других подходов — гусеничный, шагающий и т.д. Видимо, есть серьезные причины выбирать именно колеса.
Почти все небесные тела которые доступны нам для исследования имеют твердую поверхность с множеством относительно ровных участков. Там нет болот, зыбучих песков, леса и растительности, которые могли бы потребовать гусениц или шагающих движителей. На Луне и Марсе, также как на Меркурии и Венере — везде колеса вполне можно использовать.

Колёса — очень экономичный вид движителя. Чтобы прокручивать, скажем, гусеницы, нужна куда большая мощность. А ведь это дополнительные батареи, которые нужно доставлять за сотни тысяч километров.
Важна и надежность — проблематично заменить на Марсе порванную гусеницу или сломанный рычаг ноги, в то время как поломка даже нескольких колес совсем необязательно ставит под угрозу выполнение задачи.
Теория движения колесных машин также разработана лучше всего. Достаточно вспомнить, что до сих пор почти не нашли применения шагающие машины, даже в хорошо изученных земных условиях.
Сравнительно прост и привод колес от электромоторов, легко обеспечивать разворот.
Итак, выбор колёсного движителя явно оправдан. Далее мы рассмотрим несколько вариантов колёс созданных во ВНИИТМ


Колёса Лунохода

Колеса Лунохода уже можно считать классикой. Большинство последующих макетов и реальных планетоходов хоть что-то, да позаимствовали от них. Колеса состоят из трех титановых ободов, с закрепленной на них стальной сетки с грунтозацепами из того же титана. На твердой поверхности опора происходит на средний обод, на мягком же грунте обод проникает глубоко и тогда работает сетка.


Пробные варианты колёс для Лунохода
Это два пробных варианта колес для Лунохода. Колесо подрессоривается, в одном случае, с помощью упругих металлических лент, в другом — с помощью цилиндрических пружин вдоль оси колеса.


Еще один вариант — здесь внешняя поверхность колеса сделана из упругой сетки, однако под сеткой размещены ленточные пружины, которые работают когда при ударах сетка проминается. Профиль колеса мешает боковому сползанию. Грунтозацепы (в середине) работают главным образом при прогибании сетки на твердых грунтах.


Для планет с сильной гравитацией (Марс, Земля) от непрочной сетки отказываются в пользу сплошной поверхности с грунтозацепами (оболочковое колесо). В случае с марсоходами ученые исходили из первых фотографий «Викинга» где поверхность Марса выглядела каменистой.

Как видно, во всех конструкциях стараются обеспечить хорошую сцепляемость с грунтом (грунтозацепы, сетка), небольшой вес (отсутствие сплошных дисков, по возможности сетка и спицы, либо сплошное но полое колесо), подрессоривание (спицы, пружины и т.п.), меры против бокового сползания (характерный выпуклый либо вогнутый профиль).
Почти во всех колесных планетоходах колесо представляет собой единый (часто даже герметизированный) модуль, включающий также редуктор, электромотор, тормоз, необходимые датчики. Называется такой модуль «мотор-колесо». Применение мотор-колес позволяет, наряду с подвеской, обеспечивать равную нагрузку на все колеса и эффективное использование мощности на неровностях ландшафта, при повисании части колес в воздухе и т.п.


Мотор-колесо в разрезе
Если же рассматривать колесный движитель в целом, возникает вопрос — почему у планетоходов, в частности Лунохода, столько колёс?
Во-первых, до последнего момента не исключалось использование гусениц. В случае с 8 колесами Лунохода это не потребовало бы полного пересмотра конструкции. Во-вторых, снижение нагрузки на грунт. И наконец, надежность — работоспособность при выходе из строя нескольких колес.
На случай заедания в приводе колес в Луноходе были предусмотрены специальные механизмы разблокировки. Пиротехнический заряд по команде с Земли мог перебить вал и в результате неисправное заблокированное колесо стало бы ведомым. У четырех колесного такое было бы невозможно. К счастью, эта возможность не была ни разу использована


ПОДВЕСКА

Подвеску делают независимой для каждого мотор-колеса. Это позволяет преодолевать небольшие выступы и впадины избегая сильных кренов всей машины и перегрузки отдельных двигателей. В идеале, каждое колесо в любой момент времени должно касаться грунта, причем с примерно одинаковыми нагрузками от взаимодействия с ним. Это обеспечивается не только механикой, но и электронной частью, оценивающей нагрузки на двигатели, и подвеску. Механическая часть подвески обычно выполняется в виде рычагов, причем в качестве упругих элементов используются торсионы — стальные или титановые стержни, которые представляют собой «пружину» работающую на кручение. Использование гидравлики проблематично, из-за сильных колебаний температуры на поверхности планет.

Поучительна история гибели Лунохода-2 — на нем был установлен новый датчик крена-дифферента (весь блок автоматики Лунохода-2 разрабатывался с тройным дублированием — как для обитаемой машины).
Датчик в Луноходе-1 был разработан самим ВНИИТМ, но посчитали, что машиностроительное предприятие должно заниматься своим делом и разработку нового датчика поручили другой организации.
В новом датчике использовалась незамерзающая жидкость. Однако, не была учтена малая сила тяжести на Луне. В результате, сразу после прилунения, датчик оказался нерабочим. А ведь этот датчик должен предохранять Луноход от опрокидывания — автоматически останавливать его, если наклон слишком велик (попутно — позволяет получить представление о геометрии лунной поверхности). Здесь же он показал что Луноход стоит под углом 40 градусов еще до съезда с посадочного модуля.
Пришлось ездить без датчика, ориентируясь лишь на то, что видно через телекамеры — линию горизонта и простой уровень — катающийся металлический шарик. Все шло хорошо, но на третий месяц Луноход заехал в довольно большой кратер. Он стоял там с открытой солнечной батареей и подзаряжался. Когда пришло время выезжать из кратера, недооценили угол наклона. В результате, машина зацепилась солнечной батареей, на нее попал грунт, что привело к падению мощности. Попытки стряхнуть грунт только усугубили положение — грунт попал во внутренний отсек. Так закончил свою жизнь Луноход-2.
Кстати говоря, Луноходу-1 повезло еще меньше — при старте взорвался ракетоноситель. Так что тот Луноход-1 что был на Луне — не совсем первый Луноход.
В любом случае Луноход-2 прошел по Луне намного большее расстояние — 40 км за 3 месяца, чем Луноход-1 — 10 км. за 10 месяцев. Сказался опыт, который приобрели исследователи и водители.


Камера для имитации атмосферы планет и марсоход в ней


СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ

Возможно для некоторых это станет неожиданностью, но максимальные скорости всех автоматических планетоходов очень небольшие — не более 1-2 км/ч. Собственно, для аппаратов без экипажа это не так важно, поскольку управление ими осложнено задержкой сигнала, которая доходит до десятков секунд. Также, низкая скорость снижает вероятность повреждений при наезде на камень, отсутствуют заносы и т.д.


МАНЁВРЕННОСТЬ

Большой радиус поворота станет проблемой, если поблизости находится скала или расщелина, куда аппарат может сплозти при развороте.
Самые распространенное решение позаимствовано у гусеничных машин: делая различными скорости колес по левому и правому борту машины (в простейшем случае, с использованием тормозов), можно развернуть ее практически на месте.
Такой подход еще и упрощает конструкцию, повышает ее надежность, поскольку не нужно делать поворотных колес. Общеизвестный пример — «Луноход» (1970).


Другой вариант увеличения маневренности — поворотные колеса. Например, параллельный поворот всех колес в нужную сторону был реализован в аппарате «ХМ-ПК» (1976)


ОПАСНОСТЬ ПРОВАЛИВАНИЯ

Следующая проблема — необходимость преодолевать расщелины, не проваливаться на рыхлом грунте. Это может быть решено несколькими путями: колесами большой ширины и диаметра, большим количеством колес по каждому из бортов.
Так например, у Лунохода было 8 широких колес. Их полусферический профиль препятствует боковому сползанию (при движении вдоль склона).
Другой вариант решения (1989) предполагал использование больших (сопоставимых по размеру с самим планетоходом) надувных колес низкого давления с металлическим каркасом и грунтозацепами. Однако, такие колеса плохо выдерживают перепады температур, требуют обслуживания. Зато, они нашли применение на Земле — в тех местах, где необходимо движение по глубокому снегу.


Планетоходы испытывались в Средней Азии, на Камчатке (в зонах свежих извержений) — чтобы было большое разнообразие форм рельефа.. Ведь заранее не было известно, какой грунт, к примеру, на Луне. Были предположения, что грунт находится во взвешенном состоянии и Луноход может просто утонуть. Поэтому испытания проводили также и на снежниках — где снег засыпан вулканическим песком.


ПРЕОДОЛЕНИЕ КАМНЕЙ, ЗАСТРЕВАНИЕ

На планетах, куда сейчас возможна доставка планетоходов, встречается множество камней, скальных выступов, кратеров. То, что для шагающего аппарата будущего, наверное, не будет проблемой (согласитесь, человек легко преодолевает большинство препятствий, которые непреодолимы для колес) для сегодняшних планетоходов проблема весьма актуальная.
Представим ситуацию, когда обычная машина наезжает одним бортом на крупный камень. Возникает крен всей машины и аппарат рискует перевернуться. Для планетохода такое поведение недопустимо, потому подвеска устроена гораздо сложнее — когда одно из колес переезжает камень, остальные могут везти аппарат вполне горизонтально.


Здесь клиренс фактически отсутствует — днища нет, вместо него — конические мотор-колеса. Если под них попадает камень, застревания не происходит, поскольку грунтозацепы расположены по всей длине колеса. Есть здесь, впрочем, и недостаток -остается мало места для размещения полезного груза (возможное решение — размещать батареи внутри колес). В другой разработке — IARES — вместо конических колес используются обычные, совместно с валиками, также имеющими грунтозацепы.
Но даже это может не спасти, если камень окажется под днищем планетохода и тот «сядет на брюхо». Поэтому, дорожный просвет (клиренс) стараются делать максимальным. Увеличение клиренса, в свою очередь, может привести к неустойчивости аппарата — центр тяжести должен располагаться как можно ниже (были даже проекты помещать аккумуляторы внутри мотор-колес, но это ведет к другим проблемам).


Были и курьезы.
Луноход был доставлен на Луну межпланетной станцией «Луна-17″, но народу было сообщено о запуске очередной ракеты для «продолжения исследований Луны». Советское радио рассказало о луноходе только после успешного прилунения.

Более того, планировалось запустить две ракеты, одна из них резервная, и если на Луне что-то случится с первой, то космонавт должен будет на луноходе подъехать к резервной! Где же ему поместиться? Была предусмотрена тележка, а однажды для проверки к луноходу привязали «Запорожец» - и он успешно его тащил! На Земле, разумеется. Кстати, при выборе места посадки пользовались и американскими снимками Луны, - и откуда они только у нас взялись?

Луноход-1 был создан в конструкторском бюро химкинского Машиностроительного завода имени С. А. Лавочкина под руководством Григория Николаевича Бабакина. Самоходное шасси для Лунохода было создано во ВНИИТрансМаш под руководством Александра Леоновича Кемурджиана.

Эскизный проект лунохода был утвержден осенью 1966 года. К концу 1967 года была готова вся конструкторская документация.

Автоматическая межпланетная станция Луна-17 с Луноходом-1 стартовала в 10 ноября 1970 года и 15 ноября Луна-17 вышла на орбиту искусственного спутника Луны.

17 ноября 1970 года станция благополучно прилунилась в Море Дождей и Луноход-1 съехал на лунный грунт.

Управление исследовательским аппаратом осуществлялось при помощи комплекса аппаратуры контроля и обработки телеметрической информации на базе «Минск-22» — СТИ-90. Центр управления луноходом в Симферопольском Центре космической связи включал в себя пункт управления луноходом, который состоял из пультов управления командира экипажа, водителя лунохода и оператора остронаправленной антенны, рабочее место штурмана экипажа, а также зал оперативной обработки телеметрической информации. Основную сложность при управлении луноходом составляла задержка времени, радиосигнал двигался до Луны и обратно около 2 секунд, и применение малокадрового телевидения с частотой смены картинки от 1 кадра в 4 секунды до 1 в 20 секунд. В результате общая задержка в управлении доходила до 24 секунд.

В течение первых трёх месяцев запланированной работы, помимо изучения поверхности аппарат выполнял еще и прикладную программу, в ходе которой отрабатывал поиск района посадки лунной кабины. После выполнения программы луноход проработал на Луне в три раза больше своего первоначально рассчитанного ресурса. За время нахождения на поверхности Луны «Луноход-1» проехал 10 540 м, передал на Землю 211 лунных панорам и 25 тысяч фотографий. Более чем в 500 точках по трассе движения изучались физико-механические свойства поверхностного слоя грунта, а в 25 точках проведён анализ его химического состава.

15 сентября 1971 года температура внутри герметичного контейнера лунохода стала падать, так как исчерпался ресурс изотопного источника тепла. 30 сентября аппарат на связь не вышел и 4 октября все попытки войти с ним в контакт были прекращены.

11 декабря 1993 года Луноход-1 вместе с посадочной ступенью станции Луна-17 были выставлен фирмой Lavochkin Association на аукционе Сотбис. При заявленной начальной цене 5 000$ торги закончились на сумме 68 500$. По информации российской прессы, покупателем оказался сын одного из американских астронавтов. В каталоге было указано, что лот «покоится на поверхности Луны».

Масса планетохода составила 756кг, длина с открытой солнечной батареей— 4,42м, ширина— 2,15м, высота— 1,92м. Диаметр колёс— 510мм, ширина— 200мм, колёсная база— 1700мм, ширина колеи— 1600мм.

17 ноября 1970 года станция благополучно прилунилась в Море Дождей. и «Луноход-1» съехал на лунный грунт. В течение первых трёх месяцев запланированной работы помимо изучения поверхности аппарат выполнял ещё и прикладную программу, в ходе которой отрабатывал поиск района посадки лунной кабины. После выполнения программы луноход проработал на Луне в три раза больше своего первоначально рассчитанного ресурса. За время нахождения на поверхности Луны «Луноход-1» проехал 10 540м, обследовав площадь в 80 000 м 2. передал на Землю 211 лунных панорам и 25 тысяч фотографий. Максимальная скорость движения составила 2 км/час. Суммарная длительность активного существования Лунохода составила 301 сутки 06 ч 37 мин. За 157 сеансов с Землёй было выдано 24 820 радиокоманд. Прибор оценки проходимости отработал 537 циклов определения физико-механических свойств поверхностного слоя лунного грунта, в 25 точках проведён его химический анализ.

15 сентября 1971 года температура внутри герметичного контейнера лунохода стала падать, так как исчерпался ресурс изотопного источника тепла. 30 сентября аппарат на связь не вышел, и 4 октября все попытки войти с ним в контакт были прекращены.

На «Луноходе-1» был установлен уголковый отражатель. с помощью которого ставились эксперименты по точному определению расстояния до Луны. Отражатель «Лунохода-1» в первые полтора года работы обеспечил порядка 20 наблюдений, но затем его точное положение утерялось. В марте 2010 года «Луноход-1» был обнаружен исследователями на снимках LRO . 22 апреля 2010 года группа американских учёных из университета Калифорнии в Сан-Диего под руководством Тома Мерфи сообщили, что смогли впервые с 1971 года получить отражение лазерного луча от отражателя «Лунохода-1» . Положение «Лунохода-1» на поверхности Луны: Широта . 38,31870°,Долгота . −35.00374°.

Луноход - 1 — первый в мире планетоход, успешно работавший на поверхности другого небесного тела — Луне.

Принадлежит к серии советских дистанционно-управляемых самоходных аппаратов «Луноход» для исследования Луны, проработал на Луне одиннадцать лунных дней. Предназначался для изучения особенностей лунной поверхности, радиоактивного и рентгеновского космического излучения на Луне, химического состава и свойств грунта.

Доставлен на поверхность Луны 17 ноября 1970 года советской межпланетной станцией «Луна-17» и проработал на её поверхности до14 сентября 1971 года.

  • Две телекамеры, четыре панорамных телефотометра;
  • Рентгеновский флуоресцентный спектрометр РИФМА;
  • Рентгеновский телескоп РТ-1;
  • Одометр и пенетрометр ПрОП;
  • Детектор радиации РВ-2Н;
  • Лазерный рефлектор ТЛ.

О том, что «Луноход-1» потерялся, стало известно в ходе очередного эксперимента по лазерному зондированию Луны. О чем сообщил сотрудник Лаборатории реактивного движения НАСА Владислав Турышев.

Цель подобных экспериментов - определить расстояние до нашего естественного спутника, который постепенно удаляется - примерно на 38 миллиметров в год. Для этого с Земли на Луну направляют мощный лазерный луч, ловят отраженный, засекают время, потраченное на путешествие света туда-сюда. И, зная его скорость, вычисляют расстояние.

Луч направляют на так называемый уголковый отражатель - эдакуюя открытая коробочка с тремя зеркалами, закрепленными перпендикулярно друг другу. Любой луч, попавший на зеркала, отражается точно в ту точку, из которой был выпущен.

Уголковым отражателем был оснащен «Луноход-1». Так вот, американцы направили на него луч. А ничего не отразилось. Пошарили лучом по поверхности - опять ничего. НАСА - в недоумении. Аппарат словно бы исчез. А ведь координаты его точно известны, пятно луча достигает нескольких километров в диаметре. Промазать трудно.

Советский Луноход доказывает, что американцы на Луне были

Советский Советский Луноход выглядит крошечным темным пятнышком Обнаружена техника, оставленная на нашем естественном спутнике во времена СССР.

Специалисты НАСА открыли доступ к новому огромному массиву фотографий, сделанных автоматическим зондом Lunar Reconnaissance Orbiter - он сейчас находится на орбите Луны.

Снимков - более ста тысяч. На прежних, сделанных с высоты всего в 50 километров, энтузиасты нашли посадочные модули почти всех американских экспедиций. Начиная с первой - Аполлон-11, состоявшейся в 1969 году, и кончая последней - Аполлон-17.

Теперь на снимках с LRO ищут технику, оставленную СССР - луноходы и автоматические станции серии Луна. И находят.

На днях канадский исследователь Фил Стук из Университета западного Онтарио сообщил, что обнаружил исчезнувший советский Луноход. Что выглядело настоящей сенсацией.

Наш Луноход-1 действительно пропал. В 1970 году его доставила автоматическая станция Луна-17. После ряда успешных экспериментов по отражению посланных с Земли лазерных импульсов самоходный аппарат словно бы исчез. То есть место, где он остановился в районе Моря Дождей, известно точно. А ответов оттуда нет.

Американцы зачем-то пытаются отыскать Луноход-1, настойчиво обшаривая поверхность Луны лазерным лучом. А им трудно промазать - площадь пятна достигает 25 квадратных километров. Ничего не находят.

И канадец, как выяснилось, обнаружил не первый, а второй аппарат - Луноход-2. А он никуда не терялся, стоит в Море ясности. Его отражатели до сих пор функционируют.

Неожиданное подтверждение

Луноход-2 прибыл вместе со станцией Луна-21 в 1973 году. Она села примерно в 150 километрах от Аполона-17. И по одной из легенд аппарат поехал к площадке, на которой в 1972 году орудовали американцы и ездили на своем самоходном экипаже.

Вроде бы Луноход-2, оснащенный камерой, должен был снять оставленную астронавтами технику. И подтвердить, что они там действительно были. В СССР все-таки сомневались, хотя никогда официально в этом не признавались.

Наш самоходный аппарат проехал 37 километров - это рекорд передвижения по другим небесным телам. Он реально мог бы добраться до Аполлона-17, но зацепил рыхлый грунт с кромки кратера и перегрелся.

На снимке Луноход-2 выглядит маленьким темным пятном. И если бы не следы от колес, то найти аппарат было бы, наверное, невозможно. Даже зная координаты.

Столь же смутно выглядит и самоходный аппарат экспедиции Аполлона-17. Хотя он больше по размеру. Сходство - на снимках - обоих агрегатов, пожалуй, свидетельствует: оба они находятся на Луне. Наш-то - точно. В этом никто никогда и не сомневался. А вот американцев подозревали в фальсификации. Видимо, зря. Были они на Луне. По крайней мере в 1972 году.

Источники: savok.name, dic.academic.ru, selena-luna.ru, www.kp.ru, newsland.com

17 ноября 1970 года автоматическая станция «Луна-17» доставила на поверхность Луны первый в мире планетоход – «Луноход-1». Учёные СССР успешно реализовали эту программу и сделали ещё один шаг не только в гонке с США, но и в изучении Вселенной.

«Луноход-0»

Как ни странно, но «Луноход-1» это не первый луноход, стартовавший с поверхности Земли. Путь к Луне был долгим и трудным. Методом проб и ошибок советские учёные прокладывали дорогу в космос. Вот уж действительно – первопроходцам всегда тяжело! Ещё Циолковский мечтал о «лунной карете», которая будет сама передвигаться по Луне и совершать открытия. Великий учёный как в воду глядел! – 19 февраля 1969 года ракета-носитель «Протон», которая и сейчас используется для получения первой космической скорости, необходимой для выхода на орбиту, стартовала, дабы отправить межпланетную станцию в космическое пространство. Но при разгоне головной обтекатель, закрывавший луноход, под воздействием силы трения и высоких температур начал разрушаться – обломки попали в топливный бак, что привело к взрыву и полному уничтожению уникального планетохода. Этот проект получил название «Луноход-0».

«Королёвский» луноход

Но даже «Луноход-0» оказался не первым. Проектирование аппарата, который должен был, как машинка на радиоуправлении, передвигаться по Луне, началось ещё в начале 1960-х годов. Космическая гонка с США, стартовавшая в 1957 году, подстёгивала советских учёных на смелую работу по сложным проектам. Программой планетохода занялось самое авторитетное конструкторское бюро – КБ Сергея Павловича Королёва. Тогда ещё не знали, что собой представляет поверхность Луны – твёрдая она или покрыта многовековым слоем пыли? То есть для начала необходимо было спроектировать сам способ передвижения, а уж потом переходить непосредственно к аппарату. После долгих исканий решили ориентироваться на твёрдую поверхность и ходовую часть лунной машины сделать гусеничной. Этим занялся ВНИИ-100 (позднее ВНИИ ТрансМаш), специализировавшийся на изготовлении ходовых частей танков – проектом руководил Александр Леонович Кемурджиан. «Королёвский» (как его впоследствии называли) луноход напоминал своим внешним видом блестящую металлическую черепаху на гусеницах – с «панцирем» в виде полусферы и прямыми металлическими полями внизу наподобие колец Сатурна. Глядя на этот луноход, становится немного жаль, что ему не было суждено выполнить своё предназначение.

Всемирно известный луноход Бабакина

В 1965 году из-за чрезвычайной загруженности по пилотируемой лунной программе Сергей Павлович передал автоматическую лунную программу Георгию Николаевичу Бабакину в конструкторское бюро химкинского Машиностроительного завода имени С.А. Лавочкина. Это решение Королёв принял с тяжёлым сердцем. Он привык в своём деле быть первым, но с колоссальным объёмом работы в одиночку не мог справиться даже его гений, поэтому мудро было работу разделить. Следует отметить, что с поставленной задачей Бабакин справился с блеском! Отчасти ему на руку сыграло то, что в 1966 году автоматическая межпланетная станция «Луна-9» совершила мягкую посадку на Селену, и советские учёные наконец-то получили точные представления о поверхности естественного спутника Земли. После этого внесли коррективы в проект лунохода, изменили ходовую часть, да и весь внешний вид претерпел существенные изменения. Луноход Бабакина встретил восторженные отзывы всего мира – как среди учёных, так и среди простых людей. Едва ли какое-нибудь средство массовой информации в мире обошло вниманием это гениальное изобретение. Кажется, что и сейчас – фотографией из советского журнала – перед глазами стоит луноход, как смышлёный робот в виде большой кастрюли на колёсиках со множеством замысловатых антенн.

А всё-таки, какой он?

По размерам луноход сопоставим с современным легковым автомобилем, но на этом сходства заканчиваются и начинаются различия. Колёс у лунохода восемь, причём у каждого из них свой собственный привод, что обеспечивало аппарату вездеходные качества. Луноход мог двигаться вперёд и назад с двумя скоростями и делать повороты на месте и в движении. В приборном отсеке (в «кастрюле») размещалась аппаратура бортовых систем. Солнечная батарея откидывалась, как крышка рояля, днём и закрывалась ночью. Она обеспечивала подзарядку всех систем. Радиоизотопный источник тепла (использующий радиоактивный распад) обогревал оборудование в тёмное время суток, когда температура с +120 градусов падала до -170. Кстати, 1 лунные сутки равняются 24 земным. Луноход предназначался для изучения химического состава и свойств лунного грунта, а также радиоактивного и рентгеновского космического излучения. Аппарат был снабжён двумя телекамерами (одна резервная), четырьмя телефотометрами, рентгеновскими и радиационными измерительными приборами, остронаправленной антенной (о ней речь впереди) и прочей хитрой техникой.

«Луноход-1», или недетская игрушка на радиоуправлении

Не будем вдаваться в подробности – это тема для отдельной статьи – но так или иначе «Луноход-1» оказался на Селене. Доставила его туда автоматическая станция, то есть людей там не было, и управлять лунной машиной предстояло с Земли. В состав каждого экипажа входило пять человек: командир, водитель, бортинженер, штурман и оператор остронаправленной антенны. Последнему необходимо было следить за тем, чтобы антенна всегда «смотрела» на Землю, обеспечивая радиосвязь с луноходом. Между Землёй и Луной приблизительно 400 000 км и радиосигнал, с помощью которого можно было подкорректировать движение аппарата, проходил это расстояния за 1,5 секунды, а картинка с Луны формировалась – в зависимости от ландшафта – от 3-х до 20-и секунд. Вот и получалось, что пока формируется картинка, луноход продолжает движение, а после того, как изображение появлялось, экипаж мог обнаружить свой аппарат уже в кратере. Ввиду большого напряжения, экипажи сменяли друг друга каждые два часа.
Таким образом, «Луноход-1», рассчитанный на 3 земных месяца работы, проработал на Луне 301 сутки. За это время он проехал 10 540 метров, обследовал 80 000 квадратных метров, передал множество снимков и панорам и так далее. В итоге радиоизотопный источник тепла исчерпал свой ресурс и луноход «замёрз».

«Луноход-2»

Успехи «Лунохода-1» вдохновили на реализацию новой космической программы «Луноход-2». Новый проект внешне почти не отличался от своего предшественника, но был усовершенствован, и 15 января 1973 года АМС «Луна-21» доставила его на Селену. К сожалению, луноход просуществовал всего 4 земных месяца, но за это время он успел пройти 42 км и провести сотни измерений и экспериментов.
Дадим слово водителю экипажа Вячеславу Георгиевичу Довганю: «Со вторым история получилась глупая. Четыре месяца он уже находился на спутнике Земли. 9 мая я сел за штурвал. Мы угодили в кратер, навигационная система вышла из строя. Как выбираться? Не раз мы уже попадали в подобные ситуации. Тогда просто закрывали солнечные батареи и выбирались. А тут приказали не закрывать и так выбираться. Мол, закроем, и не будет откачки тепла из лунохода, приборы перегреются. Мы попробовали выехать и зацепили лунный грунт. А лунная пыль такая липкая… Луноход перестал получать подзарядку солнечной энергией в необходимом объёме и постепенно обесточился. 11 мая сигнала от лунохода уже не было».

«Луноход-3»

К сожалению, после триумфа «Лунохода-2» и ещё одной экспедиции «Луна-24» о Луне надолго забыли. Проблема заключалась в том, что в ее исследованиях, к сожалению, главенствовали не научные, а политические устремления. А ведь уже завершалась подготовка к старту нового уникального самоходного аппарата «Луноход-3», и экипажи, получившие бесценный опыт в предыдущих экспедициях готовились вести его среди лунных кратеров. Эта машина, вобравшая в себя все самые лучшие качества предшественников, имела на борту самое совершенное в те годы техническое оборудование и новейшие научные приборы. Чего только стоила поворотная стереокамера, подобные которой модно сейчас называть 3D. Теперь «Луноход-3» всего лишь экспонат музея НПО имени С.А. Лавочкина. Несправедливая судьба!

Случайные статьи

Вверх