Дагестанские ковры купить. Ковроделие- народный промысел дагестана

Дагестан является центром ручного ковроткачества на российской территории. Отличительными чертами дагестанских ковров являются богатство узоров в сочетании с ясными композициями и цветовыми решениями. Все рисунки безупречно и четко вытканы, основные орнаменты отличаются крупными размерами. В тканых изделиях характерным является сочетание теплых и холодных цветов.

Дагестанское ковроделие

Популярные во всем мире дагестанские ворсовые ковры производятся на юге республики. Условно модели подразделяются на четыре вида, которые различаются орнаментами, плотностью и длиной ворса:

  • лезгинские - «ахты», «микрах», «касумкент»;
  • дербентские - «дербент»;
  • рутульские - «рутул»;
  • табасаранские - «рушуль», «хив», «табасаран».

Для ковриков вида «хив» отличительными особенностями являются длинный ворс (до 6 мм) и количество узлов (завязанных на 10 см 2) до 1764 штук. В других ковровых изделиях количество узлов меньше и составляет до 1600.

Особенности табасаранских ковров

Ранее самым значимым предметом домашнего обихода считались ручной работы. Цены на них были настолько высокими, что после продажи одного семья больше шести месяцев могла прожить безбедно. Такое ковровое изделие по стоимости приравнивалось к парочке лошадей или нескольким головам более мелкого рогатого скота.

Табасаранские ковры отличаются от других долговечностью, секрет которой объясняется особенной техникой изготовления качественной пряжи. Для этого используют шерсть высокогорных овец и окрашивают ее в разные цвета при помощи натуральных красителей: кора ореха, полынь, барбарис.

В прошлом в каждом доме был станок для ткачества. Если им не пользовались, то его аккуратно разбирали и хранили до момента, пока не понадобится. У молодой девушки из Табасарана в приданом всегда были два больших ковра и одно небольшое ковровое изделие. При этом один должен быть соткан ее руками, в крайнем случае невеста должна была принять участие в его создании.

В давние времена для проверки качества сделанного ковра по нему пускали пробежать лошадей, оставляли на несколько дней под дождем и солнцем, иногда вымачивали. Ковер должен был остаться в исходном виде: только тогда мастерица докажет качество своей работы. Лучшие табасаранские ковры служили своим владельцам больше трехсот лет.

Изготовление табасаранских ковров

Принято считать, что дагестанские и табасаранские ковры - одно и то же. Но только на юге Дагестана сохранилось ремесло создания ковров. Такой нелегкой работой занимались исключительно женщины. Ковер ткался мастерицей вместе с подругами, соседками, родственницами. Бывает, что за одним станком трудятся до шести женщин. Они разговаривают, поют песни, рассказывают смешные истории, общаются. Иногда одно ковровое изделие создавалось больше пяти месяцев. Ковер плетут завязыванием узелков. На один узелок у профессиональной рукодельницы уходит до двух секунд, а за день их связывают около восьми тысяч. Примечательно, что в небольшом ковре можно насчитать больше трех миллионов таких узелочков.

На ткацком станке, который находится в середине дома, натягивают белые нитки. Они служат своеобразной канвой, с помощью которой будет выткан рисунок. На этой основе разноцветными нитками начинают завязывать узелки, которые постепенно приобретают законченную форму.

Ворсовые ковровые изделия развешивали на стенах для украшения жилища.

Безворсовый ковер «сумах», которым покрывают пол, выделяется среди других специальной методикой плетения. С обратной стороны на нем остаются длинные шерстяные (до 15 см) нити. Благодаря им ковровое покрытие очень мягкое и теплое.

Когда ковер выткан, его очищают от скопившейся пыли и мусора, выносят во двор. Женщины, которые работали над этим произведением, танцуют национальные танцы. Такой обряд свидетельствует об окончании этой нелегкой работы. Танцовщицы передают ковру свою положительную энергетику. К традиционным танцам не допускают одиноких женщин и тех, кто не принимал участия в его создании.

Рисунок - главное в ковре

Для табасаранских ковров свойственно постепенное охватывание меленьких узоров более крупными фрагментами. По площади коврового изделия располагают маленькие розетки. Каждую из них размещают в медальоны. Далее их размещают внутри многоугольников. Любой маленький узор и все крупные орнаменты выделены окантовкой и цветовой заливкой. При помощи геометрических соединений рукодельницы ткут разноцветные завитушки и узорчики. В этих тиснениях на обводке располагают орнамент ветки с цветами.

В середине ворсовых ковров в шахматном порядке размещают крупные рисунки, которые ассоциируются с листьями деревьев. В середину самых больших орнаментов вписывают меньшие, соответствующие по конфигурации, рисунки. Они выполнены в более светлых или более темных цветовых оттенках. Между крупными деталями вплетают геометрические цветы и очертания птиц. Весь рисунок ковра объединяют в единое целое при помощи ступенчатой обводки.

Сафар

Сафар - это звезда, очень интересный узор табасаранских ковров. Название подразумевает расположение звезды в центре коврового изделия. Это любимая отделка профессиональных мастериц. Бывает, что в середину добавляют маленький медальон, хотя встречаются орнаменты и без него. Формой сафар напоминает цветок с правильными лепестками. Ковры, которые украшены звездой, привлекают внимание большим разнообразием используемых оттенков. Все детали звезды располагают по полю в строго выверенном порядке. Центральная часть ковра чаще всего выполнена в синем и красном цвете.

Мерхер

Еще одним пользующимся популярностью среди мастериц по изготовлению табасаранских ковров является рисунок мерхер, похожий очертанием на санки. В середине изделия размещают по очереди медальоны в виде квадратов и шестиугольников. Их по всей длине ковра соединяют линиями. Эти объединенные геометрические фигуры напоминают силуэт санок. Часто от окаймленных краев в сторону к медальонам вывязывают рисунки, внешне напоминающие кукольный силуэт. Незанятое место заполняют мелкими элементами. Кайма отличается большим количеством узорных фрагментов, ковер выглядит богато и нарядно. Все фигуры, рисунки и узоры строго геометричны. Расцветка - гармоничное сочетание пряжи синих и красных цветов с добавлением белого, ярко-голубого оттенка шерсти.

Турар, топанча, шашки и пистолеты

Самым востребованным рисунком табасаранских ковровых изделий является турар (шашки). Узорные фигуры в этом виде рисунка размещаются диагонально. Название произошло от ассоциации со скрещенными шашками или пистолетами. Эти орнаменты объединяются маленькими медальонами. В результате диагонального сочетания создается сетка, которая размещена по отношению к краям под углом в 45 градусов. Традиционно в центре находится до трех рядов очень маленьких медальонов, которые объединены узорами топанча. По ширине и длине ковра размещают от трех до семи рядов более крупных фрагментов.

Такой вид рисунка выполняется светлыми оттенками бежевого, голубого, коричневого. В рисунках шашек используют насыщенные синие, зеленые, красные цвета, окаймленные черным. Незанятые места фона рукодельницы исправно заполняют маленькими розетками или другими узорами. Завершающей точкой в оформлении рисунка считается волнообразная кайма, цвет которой - белый с синими узорами.

в Дербенте

В 1982 году в городе открылся Музей ковроткачества. Его разместили в помещении армянской церкви, которая была построена в 1870 году. Учитывая тысячелетнюю историю создания ковров, размещение экспозиции в центре города привлекает множество туристов. Многие из них приезжают специально, чтобы увидеть настоящий табасаранский ковер. Цена изделия начинает стартовать от 10 000 рублей за квадратный метр ковра. И это учитывая, что красители используются искусственные. Оригинальный табасаранский ковер с использованием натуральных красок стоит в разы дороже. Сегодня табасаранские ковры ручной работы можно увидеть в лучших музеях Парижа, Лондона, Токио. Дома и дворцы первых лиц различных держав украшены ткаными изделиями. На международных выставочных мероприятиях ковровые изделия постоянно завоевывают золотые медали.

Живите, цените жизнь и радуйтесь ей - такие пожелания мастериц передают узоры и роспись ковра. Можно часами всматриваться в рисунок: кто-то увидит деревья и птиц на нем, кто-то лицо незнакомца, смотрящего вдаль. Следующий зритель рассмотрит горы, поднимающиеся ввысь, и равнину у подножия, по которой идет мужчина с плугом и пашет землю. Кажется, что ты увидел все мельчайшие детали на табасаранских коврах, как вдруг перед глазами появляется рисунок, которого раньше не замечал... И снова картинка меняется...

Ковроделие является одним из ведущих художественных ремесел Дагестана. В прошлом, практически, все женщины-дагестанки занимались в свободное от сельскохозяйственных работ время ткачеством и рукоделием.

Точной даты возникновения ковроделия в Дагестане указать нельзя, но известно, что древний человек на территории Дагестана начал заниматься ткачеством примерно в III - II тыс. до н. э. Это подтверждают многочисленные археологические находки в виде фрагментов керамики с отпечатками полотна, тлен от шерстяной подстилки из Паласасыртского могильника (IV - VI вв. н.э.), а также различные по форме пряслица из могильников эпохи бронзы (II тыс. до н. э.) и железа (I тыс. до н. э., найденные в Южном Дагестане. Похожие пряслица использовались мастерицами в некоторых районах Дагестана как основной инструмент для изготовления пряжи вплоть до середины 20 века.

Античные авторы Геродот, Страбон, Плиний Старший в своих трудах упоминают о широком распространении ковровых изделий у народов Кавказа. В арабских источниках XI -XII вв. авторы рассказывают об использовании на территории Кавказской Албании природных красителей марены и шафрана. Еще в XIX в. марена в большом количестве выращивалась в окрестностях Дербента и была главным продуктом экспорта во многие страны.

Развитию ремесел, связанных с обработкой шерсти на территории Дагестана, способствовало много факторов. В первую очередь, это суровый климат, требующий утепления каменных стен и земляных полов в жилище, изобилие местного сырья (шерсти и натуральных красителей), а также большое количество свободных женских рук в осенне-зимний период. Наряду с ковроделием успешно развивались такие женские ремесла, как узорное вязание, суконный и бурочный промысел, вышивка золотыми и шелковыми нитями, плетение кружева, кистей и галуна и т.д. Однако ведущая роль принадлежала производству ковров и ковровых изделий.

Ковры выполняли самые разнообразные функции в доме. В первую очередь, их использовали для покрытия глиняного пола и утепления каменных стен жилища в холодное время года. А так как в мусульманском доме мебели, практически, не было, ковры заменяли ее. Для отдыха и как небольшие подушки под локоть использовались "мутаки", в специальные тканные сундуки складывали приданое для дочери, одежду, постельные принадлежности. В горных условиях очень удобными были переметные сумки ("хурджины"), разнообразные мешки для переноски тяжестей ("мафраши", "чувалы", торбы), широко распространены по всему Дагестану узорные ленты для ношения водоносных кувшинов, попоны для лошади и наседельники.

Ковры и ковровые изделия обязательно давали в приданое невесте, при совершении молитвы применялись небольшие коврики "намазлыки", специальными накидками накрывали люльку с младенцем, важную роль ковры и вышивки играли в погребальном обряде. Кроме утилитарной и ритуальной функций ковры и ковровые изделия выполняли и декоративную, являясь самым ярким пятном в интерьере достаточно аскетичного горского жилища. Однако, бытующее в горах изречение: "Имеющий несколько старинных ковров, имеет богатую библиотеку" свидетельствует о глубоко духовном значение ковров в жизни дагестанских народов, о сложной семантике коврового орнаментального языка.

Создание ковра или даже небольшого изделия - очень трудоемкий процесс. В отличие от других видов народного искусства, где существовало определенное разделение труда, в ковроткачестве дагестанка все делала сама, начиная с приготовления пряжи. Для ковра использовалась шерсть осенней и весенней стрижки (наиболее качественной считалась осенняя), которую мыли, сушили, перебирали, затем трепали и расчесывали, скручивали пряжу, которую окрашивали натуральными красителями в разные цвета и оттенки.

Излюбленными цветами дагестанских ковров был красный и синий, символизирующие основные природные стихии. Необходимый цвет ковровщицы получали из листьев, коры, корней различных растений. Красный и его оттенки (от светло-розового до малинового) давала марена. Синий получали из привозного индиго, желтый добывали из луковой кожуры, коры барбариса, зверобоя, душицы. Его же использовали для получения зеленого цвета, окрашивая желтую пряжу синим. Особенно много оттенков - от желтого до буро-коричневого можно было получить из кожуры зеленого грецкого ореха. Белая шерсть иногда не красилась, а использовалась в натуральном виде.

Для ткачества применялся обычный для Дагестана вертикальный станок, состоящий из двух столбов и поперечных осей. Обычно он устанавливался в слегка наклонном положении.

Нередко процесс создания ковра сопровождался посиделками, песнями, рассказами. А после завершения работы, когда готовую вещи снимали со станка, его разбирали и прятали до следующего раза, ибо существовало поверье, что станок не должен стоять пустым.

Приобщать девочек к непростому искусству ковроделия в горах, особенно в Южном Дагестане, начинали очень рано - с пяти-шести лет. У каждого дагестанского народа ковры различаются по орнаменту и технологическим особенностям. В целом классификацию дагестанских ковров можно произвести следующим образом:

1. Безворсовые ковры

2. Ворсовые ковры

3. Войлочные ковры.

Первая группа условно делится на две подгруппы:

3. Циновки

В своей основе ковры первого типа - это простые полосатые паласы. Они вырабатываются по всему Дагестану из конопли, хлопка и шерсти. Паласы второго типа отличаются слегка усложненным рисунком. В них вводятся узорные полосы с геометрическим орнаментом, которые чередуются с гладкими. Такие паласы производятся в аварском селении Корода и лакском селении Балхар (т.н. "туруты"). Подобная композиция переносится мастерицами и на мелкие изделия, выполняемые в этих регионах - сумки, хурджины, водоносные ленты.

Для лакцев и лезгин характерны яркие красочные "килимы" (именно этот вид паласов в Дагестане называют килимом) с многократно повторенным элементом - шестиугольным медальоном, т. н. "ширван - килим". Последовательно расположенные фигуры образуют ряды - полосы, которые и составляют композицию ковра. Для них также характерна композиция в виде одного или нескольких ромбов, расположенных в ряд по длине поля. Килимы этого типа производятся с зазорами и со сцеплением утков.

В ряде ковровых изделий с.Ахты, встречается часто повторяемый цветочный мотив "розы" на темном фоне. Его появление относят к концу XIX в., связывая с распространением здесь европейских и российских товаров и с возникшей модой на изображения цветов. На сегодняшний день этот элемент является неотъемлемой частью домашней вязаной обуви Южного Дагестана - "джурабов".

В предгорных и горных районах Центрального Дагестана изготовляется гладкий ковер, называемый "давагином" у аварцев и "думом" у кумыков, имеющие сходный орнамент. Подобные ковры - непременный атрибут аварского или кумыкского дома. При сравнительно небольшой ширине они имеют большую длину (до 6-7 м.), закрывая две или даже три стены жилища.

Композиция таких ковров достаточно устойчива. Обычно, на синем фоне в один, два или три ряда в шахматном порядке располагаются красные (в думах иногда желтые, зеленые, коричневые) медальоны. Их сложный, изрезанный силуэт иногда имеет до десяти и более ответвлений, напоминающих длинные птичьи шеи. Видимо, этим сходством и объясняются их названия: "многошеие дома", "птичьи дома". Некоторые исследователи насчитывают до 25 местных наименований медальонов этих паласов.

Кроме традиционных элементов во многих давагинах встречаются уникальные орнаменты с изображением "древа жизни", рук, "драконов", жирафа, верблюда, коней и т.п. Многие ковры датированы годами хиджры, некоторые имеют арабские надписи с именами ковровщиц или заказчика.

Одним из интереснейших видов безворсового дагестанского ковра является т. н. "супрадум". Техника его аналогична технике давагина. Производились они в с. Чиркей и обычно имели до 5-7 м длины. Орнамент супрадума отличается своеобразной композицией. Обычно на красном или темно-бордовом поле располагается в ряд несколько синих 8-угольных медальонов с небольшим "озерцом" в центре каждого. Основное поле и медальоны заполнены антропоморфными фигурами, разнообразными архаичными знаками, растительным орнаментом. Для супрадума характерна традиционная для аварского ковроткачества простая и лаконичная цветовая гамма: красный, синий, белый или их оттенки, причем ковры конца XIX века отличаются более светлыми красками. Иногда в 8-угольный медальон вводятся белые "молнии".

В аварском селении Урма Левашинского района издавна изготовлялись узорные циновки "чибта" - очень своеобразный вид изделий, не имеющий аналогов в других районах Дагестана. Эти циновки урминские мастерицы плели из тонкой и прочной болотной осоки.

Основой служит грубая некрашеная шерсть или хлопчатобумажная нить, а для узора используется крашеная шерстяная пряжа. На золотистом фоне осоки мастерица помещает рисунок, напоминающий "рукъзалы" давагинов темно-красного, синего или оранжевого цвета. Контур фигур подчеркивался каймой черного цвета. Чибтой обычно покрывали пол, но иногда их использовали как подстилку под ворсовые ковры для большей сохранности последних.

К безворсовым односторонним коврам относится один из популярнейших в Дагестане видов ковра - "сумах", изготовляемый в Южном Дагестане и некоторых районах Азербайджана. Сумахи отличаются большой оригинальностью, высокими утилитарными и художественными качествами. Ими застилают пол, и поэтому они обычно делаются большого размера. Сумахи выполняются способом попарной обвивки нитей основы композиционной ниткой в виде "косичек" и проведения утка между ними. Сумах очень плотен, не собирает пыли, в то же время мягок и пружинист, благодаря "подковровому" нижнему слою, который образуется благодаря выпускаемым наизнанку концам композиционной нитки. Это же сообщает сумахам малую теплопроводность - качество, крайне необходимое при земляных и каменных полах дагестанских жилищ старого типа. Благодаря необычной технике и орнаменту, сумахи и по сей день широко бытуют в дагестанских домах. В прошлом на сумах можно было выменять хорошего коня или корову.

Орнамент сумахов преимущественно носит геометрический характер и состоит из трех крупных центральных медальонов или множества более мелких, расположенных в шахматном порядке. Композиции сумахов довольно разнообразны, нередко в орнаменте встречаются антропоморфные и зооморфные элементы, есть композиция, трактуемая местными мастерицами как "дракон" или "спящий дракон" и т.д.

Встречается композиция в виде пяти небольших ковриков типа "намазлык", расположенных на одном ковре. Колорит основан на мягких сочетаниях кирпично-красных, коричневых, синих, белых, оранжевых тонов. К сожалению, во второй половине ХХ в. мастерицы используют в своих коврах две композиции: решетчатую и состоящую из 3 ромбов. Изменилась и цветовая гамма, преобладающими стали синий, бордовый, серый.

Следующую большую группу ковров составляют ворсовые ковры. Выполняются ворсовые ковры способом узловязания - гиордес. Мастерица после завязывания узла отрезает пряжу специальным ножом, определяя высоту ворса в зависимости от качества нити. В Дагестане существует несколько центров ворсового ковроделия. И хотя ворсовые ковры средней и низкой плотности для собственных нужд ткали и на кумыкской плоскости, и в центральном нагорном Дагестане у аварцев, но только южно-дагестанские (табасаранские) ковры получили международное признание. С ворсовыми коврами у южнодагестанских народов связано много поверий и красивых традиций. Во многих селениях для продолжения рода по готовому ковру пускают походить маленького мальчика, надеясь, что по этому ковру будут ходить и его внуки. И если в семье много девочек, значит там будет много ковров, будет и достаток.

По орнаменту в свое время была проведена классификация дагестанских ворсовых ковров, и были выделены 11 основных типов ковров, получивших название по наименованию населенного пункта, где вырабатывались ковры с характерным для данной местности орнаментом. В Южном Дагестане насчитывается 8 таких типов: "Ахты", "Микрах", "Дербент", "Рушуль", "Табасаран", "Хив", "Касумкент", "Рутул". К северной группе ворсовых ковров относятся: аварские "Тлярата", кумыкские "Дженгутай" и "Казанище". На данный момент эта классификация немного устарела, и приемлема, в основном, к старым коврам, а не к современным. Сейчас не наблюдается такого жесткого орнаментального разграничения, и в Южном Дагестане в ковровых центрах производятся ковры любого рисунка.

Можно выделить общие закономерности композиции дагестанских ворсовых ковров, как, например, замкнутость композиции, наличие центрального поля, бордюра, нечетное количество кайм. Популярны ковры с такими традиционными рисунками как "Ерси", чью композицию связывают с с.Ерси; "Чере" или "Чаргюль", "Чир"ар"; "Сафар", местная трактовка которого связывает его происхождение с именем ковровщицы Сафар. Рисунок "Бурмы" или "Перебедиля" (по названию с.Перебедиль в Азербайджане) трактуется местными мастерицами как изображение двух противостоящих войск. Причем, один элемент может иметь разные названия: у одной мастерицы он называется "боевой слон", у другой - "улитка". "Тапанча" считается изображением рукоятей старинных кремневых пистолетов; "Мерхер" означает "сани"; "Патнуси" - от русского слова "поднос"; "Гасанкала" по названию крепости; "Джакул" означает "кукла", "Хорасан" - от названия древнего иранского города.

В советский период достаточно распространенным было создание тематических ковров, например, "В.И. Ленин" (1957 г., Дербентская ковровая фабрика); "Аврора" (1957 г., Дербентская ковровая фабрика); "Всадники революции" (1972 г., автор эскиза Шалумов Ш.А), "Дружба народов" (1972 г., автор эскиза Смирнова С.П.)..

В это же время появляются новые формы мелких ковровых изделий, выполняемых в ворсовой технике. Это разнообразные сюжетные коврики небольших размеров, покрывала для кресел и стульев, чехлы для подушек и т. д.

Третью, небольшую, но не менее интересную и разнообразную группу дагестанских ковров представляют собой войлочные ковры. Производство войлока относится к одному из древнейших промыслов и в настоящее время сохранилось в Дагестане, преимущественно, в предгорных районах северо-восточной части Дагестана и Ногайской степи. Однако, до недавнего времени войлочные ковры были неотъемлемой частью приданого невесты у аварцев, кумыков, лакцев. Для лакских войлоков "кийизов" характерны вваляные разноцветные орнаменты в виде перекрещивающихся полос и ромбов; у аварцев были распространены белые кошмы "буртина", заменяющие в свое время постельные принадлежности.

Изготовлялись войлоки следующим способом. Подготовленная шерсть ровным слоем укладывалась на циновку, разложенную на земле, сбрызгивалась горячей водой, разглаживалась руками. Затем мастерицы скручивали циновку в трубочку и начинали прокатывать ее от себя, надавливая на нее руками от конца пальцев до локтя, и налегая всей тяжестью корпуса.

Через 5-10 минут такой работы трубку развертывают, шерсть сбрызгивают еще раз горячей водой, свертывают другой стороной также вместе с циновкой и укатывают снова. К концу работы слой шерсти уменьшается до 1/8 первоначальной толщины. Перед окрашиванием войлок вымачивается в квасцах, затем погружается в горячий раствор краски. На приготовление ковра уходило 7-10 дней.

Наиболее популярными войлочными коврами в Дагестане до недавнего времени были т.н. "арбабаши" . Арбабаш изготовлялся из двух или нескольких войлоков, окрашенных в различные цвета: синий, красный, серый, фиолетовый и т.д. Войлоки обычно накладываются один на другой и по трафарету прорезается намеченный орнамент. Затем орнамент одного цвета вшивается встык в фон другого, в конечном счете, получается два арбабаша с одинаковым рисунком, но разного цвета. Шов прикрывается белой тесьмой, скрученной из простых ниток вручную. Узор на таких коврах всегда растительный, со сглаженными и плавными очертаниями. На некоторых арбабашах узор своей тонкостью и четкостью напоминает орнамент ювелирных украшений..

Особую роль играли войлоки в жизни ногайцев, ведущих до начала ХХ в. кочевой образ жизни.

Войлоки у ногайцев служили стенами юрт, натягиваясь на их деревянный остов, а внутри жилища - подстилками, заменяющими мебель. Широко войлок использовался для изготовления одежды, обуви и различных бытовых предметов - сумок, торб и т.п. Ногайские войлочные ковры "кийизы", в отличие от кумыкских арбабашей, выполнялись из натуральной неокрашенной шерсти (белой, черной, коричневой), по которой разноцветными шерстяными нитками вышивались традиционные орнаменты, отражающие космологические и эстетические представления народа. Иногда в орнамент вводилось изображение родовой тамги.

Очень широко в быту дагестанцев были распространены мелкие тканные изделия, вязаные носки и обувь, разнообразные вышивки. Для отдыха использовались разнообразные подушки квадратной и цилиндрической формы ("мутаки"), которые делались как из ковровой ткани, так и из золотого шитья. В горных условиях для переноски тяжестей очень удобными были переметные сумки "хурджины" и большие мешки "чувалы". Хурджины представляли собой прямоугольник с двумя карманами, чья изнаночная сторона обычно выполнялась в паласной технике, лицевая же часть была или паласной, как изнанка, либо украшалась сумашной вышивкой, либо выполнялась в ворсовой технике с ковровым рисунком. Иногда лицевая часть хурджинов украшалась вышивкой золотом и серебром, аппликацией на сукне. Края хурджинов украшались позументной лентой, плетеными кистями, серебряными монетками, разноцветными кисточками.

В килимной технике выполнялись сумки-"торбы". Кроме орнамента из гладких и узорных полос, сумки украшались антропоморфными фигурками, подобными фигурам на супрадуме. Верхние края у таких сумок обшиты красным сукном с вышитым растительным орнаментом.

Уже упоминавшиеся выше мешки - "чувалы" ткались из хлопчатобумажной или шерстяной нити светлых оттенков и украшались с лица сумашной вышивкой. От верхнего края этих мешков отходили петли или длинные кисти, за которые эти мешки держали. Кисти украшались цветными нитками. Для хранения постельных принадлежностей ткались большие сундуки -"мафраши", с ярким орнаментом из усеченных ромбов.

Для вьючных животных специально ткались попоны и наседельники. Дагестанские наседельники выполнены в ворсовой технике и украшены растительным рисунком. Непременной деталью дагестанского костюма была вязаная обувь, как уличная, так и домашняя. Домашняя обувь представлена в виде однотонных (аварцы, лакцы, даргинцы) или украшенных мелким орнаментов носков и "джурабов" (Южный Дагестан). Уличная обувь представлена вязанными сапожками с сильно загнутыми носами и высоким голенищем (бежтинцы), сапожками с небольшим загнутым носиком, украшенными вышивкой (бежтинцы), сапожками с высоким голенищем и скошенным широким носком и подъемом, плотно вышитым цветочным рисунком (цунтинцы). По вязаной обуви, ее орнаменту, в прошлом можно было определить, откуда пришел человек.

– Бог всегда любил ковер, с тех самых пор, когда его создал. В раю были золото, и хрусталь, и все самое прекрасное, что можно вообразить. Гурии сидели на коврах и пели очень красивые песни. Потом, после изгнания людей из рая, первый сын Адама – пророк Шис – взял шерсть верблюда. Окрасил ее тремя растениями. Может, еще и камнем индиго, я точно не знаю. Сделал пряжу и выткал первый земной ковер. Человечество после потопа родилось заново в Кавказских горах, где пристал ковчег. И ковры начинаются отсюда. Поэтому здесь они самые разнообразные. В узорах древних ковров есть очень большие секреты, признания, поручения будущим поколениям. Только мы не можем их понять…

Круглое лицо пожилой лезгинки задумчиво и торжественно. Изящная армуда с чаем гранатового цвета стынет на столе, а она, не отрываясь, глядит на станок с растянутым ковром – то ли как мать на дитя, то ли как верующий на икону. Скоро кто-то будет топтать его ногами, не задумываясь о том, что в этих хитросплетениях пряжи сокрыта вся жизнь – богатство и нищета, любовь и ненависть, радость и боль…
Задолго до Кандинского и Брейгеля

Дагестанское селение Межгюль затеряно среди гор и лощин, столь хаотичных, что кажется – некий гигант смял здешнюю землю, словно клочок бумаги. Столь же смято, перемешано здесь и время. В крохотном советском Доме культуры – список тухумов (родственных групп) и перечень адатов (доисламских обычаев). Возле древних надгробий, расписанных изящными узорами, стоит современный дом, у порога привязан осел, на веревках сушится белье.

По улице, продавленной грузовиками, с блеяньем течет сплошной овечий поток. Над селением носятся утонченные ласточки. С веселым цвиканьем они влетают в окна местной фабрики. Там на подушках сидят женщины – по пять или шесть за каждым станком. Выпуклые очки, редкие зубы – на протезы, даже металлические, нужны деньги. С синхронностью единого бионического станка они ткут ковры, и только редкие шутки на табасаранском вносят разнообразие в монотонный труд. Не глядя на лежащую поодаль «шпаргалку», ткачихи тянут нити из висящих сверху разноцветных клубков и, ловко орудуя крючком, вплетают их в основу. В кучу свалены мобильники, из одного из них доносится простенький ритмичный мотив.

Когда ряд закончен, его с лязганьем прибивают рагами – тяжелыми зубатыми брусками. Ворс, выступающий над поверхностью ковра, состригают особыми ножницами – их прототипы встречались еще на стоянках бронзового века. Дюжина ладоней с синхронностью многоножки проталкивает уток, и все повторяется вновь и вновь – до самого перерыва, когда мастерицы ненадолго сменят фабричный труд на домашний, готовя обед для всей семьи.

Невольно вспоминаются слова одного из участников Кавказской войны – офицера Бессонова, написавшего об этих местах: «На сыром полу пещеры, застеленном только свалявшимся сеном и грязными тряпками, сидело в ряд шесть женщин. Сквозь камень просачивалась влага, в трещинах шевелились мокрицы, воздух, пропитанный запахом прелой шерсти, был невыносим для дыхания. У самого входа в пещеру сидела маленькая девочка с бледным личиком и красными от напряжения глазами; своими тонкими белыми пальчиками она, не отставая от других, ткала ковер. И я подумал: недолго при таком труде и ей превратиться в такую же старуху, как все остальные. Работали женщины в полутьме, и я поразился, как могли они создавать поистине художественные произведения».

– Все мы тут старухи, – говорит мастерица Гюлназ Юзбекова. Она первой вернулась с обеда и пьет чай, дожидаясь остальных. Чтобы успеть к началу рабочего дня, Гюлназ встает каждый день не позднее пяти утра. Надо сделать все домашние дела и накормить пятерых детей. – Мне 50 лет, я в очках сижу. Труда много, зарплаты мало. Летом домашние дела, коровы – тогда станки пустуют. Говорят, скоро все закроется. Молодые работать не хотят, да и не умеют. Раньше мы учились у родителей, но сейчас дома уже никто не ткет. Только на фабрике.

– Нравится работа?
Гюлназ качает головой:
– Другой в селении нет, а кушать надо…

На шумном проспекте Петра Первого в Махачкале посетителей зазывает Центр этнической культуры. Здесь есть все: и кубачинские браслеты, и гоцатлинские кинжалы, и даже костюмы горянок из самых разных уголков Дагестана. Но больше всего руководитель центра Шахнабат Алимагомедова любит ковры. Эта современная деловая женщина родом из Межгюля. Она потомственная мастерица. В три года уже завязывала узелки, в четвертом классе самостоятельно ткала ковер. Вот только в советские времена картина была несколько иной.

– У нас всегда радовались рождению дочерей. За работу мы получали 250 рублей в месяц – вдвое больше, чем учитель! В нашей семье было семь девочек – целое богатство! И работа была в радость. Ковер – не какой-то обычный предмет, он наполнен смыслом. В горах по сей день говорят: «Хозяин старинных ковров имеет богатую библиотеку».

Шахнабат листает сложенные друг на друга ковры, словно страницы гигантской книги, полной удивительных историй.

– В коврах бывают медальоны, вокруг которых группируется орнамент. На самых старых рисунках в центре изображали Землю, теперь – Солнце. Бордюр собирает узор воедино, чтобы в доме был порядок. В нем почти всегда есть кайма, изображающая воду или бесконечность.

Один за другим мелькают ковры, сотканные разными народами, названные в честь древних селений и давно умерших мастериц. Аварские давагины, табасаранские кюмесы, кумыкские думы и циновки… По шерстяному ворсу плывет лодка – тот самый Ноев ковчег. Хочется верить, что на нем среди спасенных тварей путешествовали сразу два ковра – с мужским и женским узором. Ибо орнаменты, как и живые существа, имеют пол. На коврах «Чире», словно на абстракционистской версии полотен Брейгеля, разворачивается обширная панорама окрестностей одноименного аула: ущелье, долина, крутые скалы. На популярном сумахе притаился дракон, а узор «Ахтынская роза», скорее всего, позаимствован с павловопосадских платков, привезенных сюда в XIX веке русскими солдатами. Мелькают схематичные растения и звери, кресты и солярные знаки. Они уходят все глубже в толщу времен, и вот уже посередине орнамента прорастает огромное древо жизни, над которым стоит языческая богиня-мать с двумя птицами в тонких руках…

Как утратили старинные технологии…

История кавказского ковроткачества уходит в необозримую древность. Местные ковры упоминал еще Геродот, их богатые цвета хвалили путешественники VII века. Это потом дагестанцы и азербайджанцы будут спорить до хрипоты, на чьей территории появился тот или иной узор. В те времена и на севере, и на юге их создавали одни и те же народы, не помышлявшие о будущей границе. В XII веке великий Низами рассказывал в поэме «Хосров и Ширин» о старинных безворсовых коврах, украшенных драгоценными камнями. Даже часть налогов здесь взималась не серебром, а этими предметами роскоши. Прикаспийские ковры нередко украшали шедевры художников Возрождения. Дева Мария с младенцем у нидерландского мастера Ганса Мемлинга восседает на «Мугане», а изображенные Гольбейном послы вальяжно облокотились на испещренный свастиками гянджа-казахский ковер.

После вхождения Дагестана в состав России настала эпоха мануфактур. В XIX веке в Каспийской области производились десятки тысяч ковров. Этому способствовало изобилие шерсти и натуральных красителей, в особенности – марены.

В ковроткачестве красный цвет, олицетворяющий огонь, всегда был одним из главенствующих. Его получали из червей и моллюсков, но самым доступным источником была марена красильная – скромное растение с желтыми цветами и длинным багровым корнем. Она здесь росла настолько обильно, отличалась такими изысканными оттенками и приносила столь огромные доходы, что эти корни даже попали на герб Дербента.

Все изменилось в 1869 году, когда немецкие химики Карл Гребе и Карл Либерман открыли синтез дешевого искусственного ализарина – красящего вещества марены. Пришло время анилиновых красителей. Тщетно иранский шах приказывал отрубать руку всякому, кто расцвечивал пряжу новомодными химикалиями. Прогресс было не остановить. Окончательно похоронила естественные красители советская власть, собравшая работавших по старинке кустарей в большие фабрики. Директоров заботили масштабы и дешевизна, а не вздохи бабушек об особых, словно сияющих оттенках маренового корня. Древние рецепты забылись, а старинные ковры в конце XX века утекли за границу, так что сейчас их в Дагестане сложно отыскать даже в музеях. Захирело, не выдержав конкуренции с зарубежными товарами, и экономичное анилиновое производство.

Шахнабат уверена, что традиционное ковроткачество еще можно спасти. Стоит создать подходящие условия – и на смену уходящему поколению межгюльских ткачих явятся их дочери и внучки. Вот только государственное финансирование ремесел словно уходит в песок, не достигая адресатов. Даже овечью пряжу жителям республики, известной своими отарами, приходится закупать в Москве: местное производство давно обанкротилось. Но когда чиновники разводят руками, на помощь приходят энтузиасты, у которых, может, и нет бешеных денег, зато есть любовь к своему делу.

…и обрели вновь

В просторном кабинете здания Академии наук неподалеку от Центра этнической культуры меня встречает заслуженный деятель науки Республики Дагестан, доктор исторических наук Магомедхан Магомедханов. Здесь он заведует отделом этнографии. Самые яркие авантюры этого необычного человека – плотного, с резким, словно рубленым, суровым лицом – достойны быть вытканными на ковре. Ведь это профессор Магомедханов был первым, кто попытался возродить дагестанские ковры в том виде, в каком их ткали до изобретения анилиновых красок. Было это в 1993 году.

– Мои рисунки разворовали по всему Дагестану, и я рад, – веско говорит создатель бренда «Ханские ковры». – Ковроткачество – огромный мир. Есть международные конгрессы, есть Всемирная ассоциация по натуральным красителям, в исполнительный комитет которой я вхожу. На конференции в Южной Корее мой желтый цвет занял первое место. Коллеги спросили, откуда я его беру, и я сказал – из рододендрона. Но ничего у них не вышло. Оказалось, что в Дагестане растет особый рододендрон, с иными свойствами.

Многие объявляют себя первооткрывателями, но на самом деле возвращение к натуральным красителям ковров инициировал в 1991 году американец Джордж Евремович, внук председателя парламента Югославии, которого расстрелял Иосип Броз Тито. Еще был немец Гароль Бёмер, который в Турции получил огромные гранты на восстановление естественных красок. Я познакомился с Евремовичем, но тот мне ни единого секрета не раскрыл.

К счастью, в 1984 году я встретил на конференции американку Джозефину Пауэлл. Легендарная женщина! Еще во времена короля Захир-шаха она создала Национальный музей Афганистана. Его потом разбомбили, но Джозефина успела спасти весь архив и передать его в Гарвард. Я ей пожаловался, и она сказала: «Ничего они в этом деле не смыслят. Гароль как был школьным учителем химии, так им и остался, а Евремовича больше интересуют деньги, чем ковры. Ты надолго в Стамбуле?». И за неделю прямо у себя на кухне многое мне объяснила.

Вернулся я на родину, сделал пару ковров и показал Евремовичу. Тот их почти полчаса осматривал, потом сказал, что будет со мной работать.

Пришел я на фабрику в Хучни – а там одна администрация. Производства нет, зарплаты никакой, стекла выбиты, грязь, ветер. Когда я предложил договор аренды, они испугались. Решили, что я – мафиози и собрался здание отнимать. Не хотите контракт? Значит, все будет незаконно. Наличкой. Это мои собственные деньги, зачем мне главу района кормить? Так и работал. В лихие девяностые здесь шла война, а я поставлял в Америку ковры. Когда международный аэропорт был закрыт, вывозил через Ичкерию, вообще без всякой таможни. Потом бабахнуло 11 сентября, в США резко упал спрос, и у Евремовича начались большие проблемы. Сейчас я ковры почти не делаю.

Это вам не какие-нибудь персидские ковры

– Любой пакистанский ковер уступает сделанному на Кавказе, – уверен Ариф Сулейманов, в прошлом заместитель декана юрфака Даггосуниверситета, а ныне чуть ли не единственный предприниматель республики, которому удалось построить устойчивый доходный бизнес по производству ковров. – Массовая штамповка невозможна, но продавать в год полтысячи квадратных метров дорогих изделий вполне реально. Наши сумахи не имеют аналога в мире. И хотя это понимает лишь один из тысячи, такой человек иранский ковер вместо дагестанского никогда не купит.

Мы сидим в широкой гостиной махачкалинского дома Арифа. Во дворе двое помощников устраивают купание красного ковра: перед тем, как отправить новорожденный предмет роскоши в магазин, его надо вымыть и хорошенько подстричь по краям.

Чувствуется плотный запах мокрой овчины. Ариф, надвинув на лоб простецкую бейсболку, разливает чай. Он табасаранец, и любовь к этому напитку у него врожденная, равно как и любовь к исконному ремеслу его соплеменников – ковроткачеству. Коллеги уважительно говорят про Сулейманова, что он родился на ковре. Мать его была известной мастерицей, и сам будущий юрист с детства умел ткать пестрые сумахи. В 1998 году он вернулся к этому ремеслу, которое постепенно стало главным делом его жизни.

– Когда я начинал, никто не верил в успех, – довольно улыбается Ариф. – А я видел важность моего занятия не только для нашего ремесла, но и для всего человечества. Десять лет мы почти не делали ковры, занимались исключительно цветами. Читали старинные книги, ставили опыты. Перелопатили около двухсот растений, перепробовали множество их сочетаний. Сейчас используем 18 основных цветов. Запатентовать это невозможно, мы просто храним наши секреты. Для мастера их потеря равносильна самоубийству.

Впрочем, одних секретов недостаточно. Нужна еще яростная, бескомпромиссная готовность работать. Недаром Ариф в шутку говорит, что в Дагестане выживают только трудоголики и казнокрады. Сейчас у него уже четыре фабрики, он строит новые. Помощники набираются опыта, но все равно красильню Сулейманов всегда контролирует лично. Свойства растений постоянно меняются, а потому их концентрацию приходится регулировать «на глазок». Иначе тех самых, изначальных цветов не достичь.

В отличие от Магомедхана, он ориентируется на внутренний рынок. Большинство его изделий покупают дагестанцы, знающие толк в качественных коврах, – от главы республики до эмигрантов, давно покинувших родные места.

– Мне говорили: «Зачем ты это делаешь? Ковроткачество – тяжкий, рабский труд за унизительно низкую плату. Наш народ занимался им испокон веков, но тебе это надо?». И я тоже думал: неужели меня будут проклинать? Но потом спросил у самих женщин, и они удивились: «Ариф-халу, да вы что!» Ткачихи знают: стоит им подняться от станка, на их место тут же сядут другие. Если бы много бизнесменов платили столько, как я плачу, было бы тяжело. Но работы в деревнях нет. Люди брошены на произвол судьбы. Вот и остается им лишь ткать, как их бабки и прабабки делали. И так же, как они, создавать прекрасное. Хороший ковер будто радуга на небе. Даже лучше – такого богатства оттенков не найдешь и на радуге…

Круглолицая лезгинка вплетает в трепещущую основу тысячи нитей, обрывая их, словно древняя богиня судьбы. Каждая ворсинка неповторима, но только там, где все они сливаются в единое целое, можно разглядеть и узор, и смысл.

Орнамент ковра подобен книге, которая писалась не одну тысячу лет. Любой самый крошечный его символ имеет значение, каждый штрих рожден тяжким, мучительным трудом многих поколений. Но даже в страшной «Топанче» среди знаков войны и крови опытный глаз различит силуэты птиц, яркое солнце, озаренные им дома и кущи райского сада, заветной родины людей и ковров.

Ковроделие у народов Дагестана

Дагестан с древнейших времен известен всему миру многочисленными народными художественными промыслами. Здесь развивалось ручное ковроткачество, гончарное и медночеканное производство, оружейное и ювелирное дело, художественное литье, золотая вышивка, резьба по кости, камню, дереву, орнаментальная насечка и инкрустация металлом по дереву и др.

В дагестанском традиционном обществе до революции каждое второе село имело свое художественное ремесло. Оно носило массовый характер и имело приоритетное значение в экономике и духовной жизни нашего народа. До недавнего времени в 120 населенных пунктах республики на предприятиях народных художественных промыслов трудились более 15 тыс. человек.

Лезгины, как и другие народы Дагестана, внесли свой вклад в развитие почти всех видов художественного ремесла. Наиболее древним и широко распространенным видом декоративно-прикладного искусства у лезгин является ковроделие. Этот излюбленный народом вид искусства веками бережно передавался из поколения в поколение. Язык, узор, колорит его были близки и понятны каждому. Такому широкому развитию ковроделия у лезгин издавна способствовали обилие местного сырья - шерсти и натуральных красителей, развитие животноводства и земледелия, но более всего - талант, художественная одаренность, вкус и мироощущение горянок.

Безвестные мастера создавали уникальные ковры, художественное совершенство которых радует и удивляет поныне. Великолепные ковры и ковровые изделия, созданные руками лезгинских мастериц, украшают крупнейшие музеи нашей страны.

В исторических источниках сохранились многочисленные сведения о высокоразвитом производстве ковров в лезгинских селах Дагестана и о вывозе их в разные страны. В старинном народном эпосе особо восхваляются пурпурные лезгинские ковры.

Ковроткачество наиболее распространено в Ахтынском, Докузпаринском, Сулейман-Стальском, Курахском, Хивском районах, в таких населенных пунктах, как Ахты, Микрах, Орто-Сталь, Кабир, Чиликар, Кашкент, Куг, Цинит, Архит, Цнал, Дардакент, Захит, Цлак, Тркол, Канциль и другие, с охватом более 2000 высококвалифицированных мастериц. В 20-е годы начался новый период развития искусства ковроделия. Была создана промысловая кооперация, ковровщицы были объединены в производственные кооперативы, сперва в товарищества, а позднее - в артели в с. Орто-Сталь, Кабир, Микрах (1928), Ахты (1931), Чиликар (1940).

В 1927 г. в с. Ахты была открыта учебно-показательная школа для подготовки мастериц экспортного коврового производства. В 1934 г. в с. Орто-Сталь создается питомник для выращивания марены. А в с. Микрах открывается красильная мастерская. В этом же году 20 лучших ковровщиц Орто-Стальской артели были отмечены премиями Экспортного совещания при СНК ДАССР. художественный ковроткачество лезгинский

В проводимых конкурсах, выставках работы лезгинских ковровщиц получали высокую оценку. Известны имена мастериц К. Кадыровой из с. Орто-Сталь, А. Карабековой из с. Ахты и мн. др.

Лезгинские ворсовые ковры экспонировались на Парижской международной выставке художественных изделий (1938), где дагестанским коврам была присуждена золотая медаль и диплом первой степени. В 1939 г. на Нью-Йоркской выставке были представлены ворсовые ковры Ш. Рамазановой из Микрахской ковровой артели. Большой славой пользовались лезгинские ковры на Брюссельской международной выставке (1958).Со временем в с. Ахты, Микрах, Кабир, Орто-Сталь и других были построены светлые, просторные помещения, снабженные новыми усовершенствованными станками.

Лезгинские мастерицы изготавливали ворсовые и безворсовые ковры, сумахи, паласы и другие ковровые изделия, такие как наплечные сумки "белих", переметные сумки "хурджины". Производство ворсовых и безворсовых ковров достигало 15 тыс. кв. м, а джурабов - 100 тыс. пар. Особенно славились ворсовые ковры, известные далеко за пределами республики. Они составляли основную массу ковров, производимых лезгинами. Часть высокоплотных ворсовых ковров поставлялась на экспорт.

Лезгинские ковры "Ахты", "Микрах", "Касумкент", Тассан-Кала", "Эрпенек", "Ах-Гюль", "Буделай фурар" занимают особое место в искусстве ковроделия Дагестана. Они вошли в золотой фонд декоративно-прикладного искусства республики. Высокоплотный ковер "Ахты" отличается высоким качеством, добротностью и эластичностью ткани, четким и детально разработанным рисунком, гармоничной расцветкой.

Созываемые на основе древнейшей традиции микрахские ковры ценятся во всех районах Дагестана и известны далеко за его пределами. Только в микрахских ворсовых коврах в обычную для Дагестана сине-красную гамму включается очень специфический телесно-розовый тон, только здесь значительна роль белого цвета, особенно в сопровождающих каймах, число которых достигает иногда восьми-девяти. Узор ахтынских и микрахских ковров имеет мелкую детальную разработку орнаментальных мотивов. Ворсовые ковры типов "Ахты" и "Микрах" в настоящее время производятся в небольшом количестве в связи с прекращением деятельности предприятий.

Помимо ворсовых ковров, изготовляются очень своеобразные односторонние гладкие паласы, ковры-сумахи. Касумкент, Кабир являются одними из центров производства сумахов. Им свойственна большая строгость, четкость и некоторая прямолинейность.

Орто-Стальская фабрика являлась в свое время одной из передовых в области работы над новыми коврами. Здесь выполнены многие сюжетно-тематические ковры, такие как "Портрет Сулеймана-Стальского" и др.

Искусство ковроделия лезгин живет и по сей день в Дагестане. Мастерицы создают свои лучшие ковры, сохраняя преданность классическим традициям, при этом древние мотивы, композиции приобретают новый смысл. Однако они сегодня нуждаются в серьезной государственной поддержке. С переходом на рыночные условия хозяйствования государственная поддержка ковровых предприятий была приостановлена. Многие предприятия перестали существовать, объемы производства ковров и ковровых изделий падают с каждым днем, финансовое положение ковровых предприятий, а следовательно и обеспеченность работой ковровщиц ежегодно ухудшается. Экспорт ковров прекратился. Периодическое усиление кризисных процессов в ковровом производстве, отсутствие необходимых экономических условий для самостоятельного выхода ковровых предприятий из сложившейся ситуации может привести к полному свертыванию производства во многих традиционных центрах ковроткачества в лезгинских районах и увеличению безработицы среди ковровщиц. В результате может возникнуть серьезная проблема сохранения статуса самобытного народного ручного ковроткачества в Дагестане. Государственная поддержка ручного ковроткачества, выступающая одним из важных факторов возрождения, сохранения и дальнейшего развития традиционного народного художественного промысла, являющегося национальным культурным наследием и достоянием дагестанских народов, будет способствовать стабилизации социально-экономической жизни и сохранению престижа Республики Дагестан.

Ковроделие - одно из древнейших искусств в мире. Еще Геродот в своих трудах упоминал о применении ковровых изделий у народов Кавказа. Через Дербент проходил Великий шелковый путь, что способствовало развитию ремесел в Дагестане. Так искусство ковроделия складывалось в регионе на протяжении многих веков.

Использование

Ковры выполняли самые разные функции. Младенцам покрывали люльки специальными ковровыми накидками, невестам ковры давали в приданое (невеста должна была соткать ковер для будущего мужа), ковры использовались и в погребальных обрядах . Ими покрывали глиняный пол , утепляли каменные стены жилищ и даже заменяли мебель в доме. После проникновения ислама в Дагестан появился такой вид ковров как намазлык - небольшой коврик для совершения молитвы . Помимо практических целей, ковер также привносил эстетику в монохромные жилища горцев.

Изготовление ковров

Процесс создания ковра трудоемкий. Шерсть для ковра осенней и весенней стрижки проходила несколько стадий подготовки. Сначала шерсть мыли, сушили, перебирали, далее расчесывали и скручивали в пряжу. Затем пряжу окрашивали путем кипячения вместе с различными натуральными красителями. Это одно из уникальных преимуществ дагестанских ковров - цвет, полученный из коры, листьев, корней растений, не подвергается обесцвечиванию и позволяет ковру служить до 300-400 лет.

Корень марены (травянистого растения) придавал изделиям красный цвет; желтый - получали из коры барбариса, луковой шелухи, зверобоя и душицы; для синего цвета привозили индиго, из листьев которого получали красильный порошок. Также индиго добавляли в желтую пряжу и получали зеленый цвет. Кожица и кора дерева ореха давала большой спектр цветов: светло-желтый, болотный, коричневый, черный.

Виды ковров

По технике изготовления дагестанские ковры бывают четырех видов: безворсовые, ворсовые, войлочные и комбинированные.

Безворсовые
(распространены у аварцев, кумыков, лакцев, даргинцев, лезгин)
Сумах

Кто производил: Южный Дагестан и некоторые районы Азербайджана

Узор: сложный и чаще всего геометрический, иногда с растительными, зооморфными и антропоморфными элементами. На центральном поле располагаются несколько медальонов (орнаментальных форм), а просветы заполняются редкими мелкими узорами

Цвет: теплые сдержанные тона - кирпично-красные, охристо-золотистые на темно-красном или синем фоне

Килим

Кто производил: лезгины и лакцы

Узор: многократно повторяющийся шестиугольный медальон. Композицию составляли последовательно расположенные фигуры, которые формировали горизонтальные ряды килима. Также орнамент складывался в виде одного или нескольких больших ромбов, с вертикальным или решетчатым расположением по длине поля

Цвет: насыщенная палитра - синий, красный, оранжевый, белый, оливковый и другие

Давагин

Кто производил: аварцы

Узор: симметричный ромбический медальон с большим количеством ответвлений с зооморфными фигурами. Этот орнамент называется «рукзал», что значит длиношейный и многоногий дом. Вся центральная часть обрамляется широким фризом (горизонтальной полосой) с геометрическим орнаментом

Цвет: синий фон, узор красного, черного, желтого цвета

Дум

Кто производил: кумыки

Узор: основное композиционное решение - наличие центральной части и каймы из одной–трех полос

Цвет: синий или красный фон, а орнаменты, в зависимости от фона, имеют оттенки желтого, зеленого, голубого, коричневого

Супрадум

Кто производил: Казбековский район Дагестана

Узор: три–пять крупных восьмиугольников, заполненных орнаментами зооморфного, антропоморфного характера и мелким геометрическим узором. В центре восьмиугольника - округлый медальон с заполнением, похожим на декор поля. Поле окаймляет бордюр с повторяющимся растительным или геометрическим элементом

Цвет: темно-красный фон

Чибта

Кто производил: аварцы из селения Урма Левашинского района

Узор: крупные симметричные геометрические элементы в форме треугольников, зигзагов со ступенчатыми формами и рогообразными мотивами

Цвет: фон желтого оттенка, узор из бордового, терракотового, голубого цвета, черный контур

Простые и узорчатые паласы

Кто производил: многие народы Дагестана

Узор: разнообразные композиционные построения, основанные на широких полосах, обрамленных более узкими полосами с мелким узором. Орнамент широких полос строился из крупных медальонов геометрических форм - треугольников, ромбов, крестов

Цвет: сочетание оттенков красного, оранжевого, коричневого, фиолетового, голубого, белого, черного и других цветов

Ворсовые ковры
(распространены у табасаранцев, лезгин, кумыков, аварцев)

Большую популярность как в Дагестане, так и за его пределами получили ворсовые ковры. Многие местные народы занимались производством этого вида ковров, но только табасаранским мастерам удалось получить международное признание.

Кто производил: ворсовые ковры называли в честь населенного пункта, где их производили. У каждой местности был свой характерный орнамент. В Южном Дагестане насчитывается 8 видов: «Ахты», «Микрах», «Дербент», «Рушуль», «Табасаран», «Хив», «Касумкент», «Рутул». Северная группа ворсовых ковров включает аварские «Тлярата», кумыкские «Дженгутай» и «Казанище». Данная классификация применима только к старым коврам, современные не требуют жесткого орнаментального разграничения

Узор: центральное поле и бордюр, который состоит из нечетного количества кайм. В качестве орнамента - геометрические мотивы: элементы растений, небесные светила, предметы, зооморфные и антропоморфные изображения. Узоры образуют мир символов, через которые мастера отражали окружающий мир и свои чувства. Раньше изображения людей и животных носили магические мотивы, связанные с древними обрядами и культами, но смысл давно утратился, и сейчас узоры носят декоративный характер

Цвет: синий или красный фон с узорами различных цветов и оттенков. Гармония цвета достигалась благодаря балансу между яркими и темными пятнами, теплыми и холодными цветами

Орнамент у ворсовых ковров в зависимости от композиции бывает:

Центрический - концентрация на центральной крупной фигуре (медальоне)

Фоновой - заполнение свободных мест на центральном поле

Каймовый (ленточный) - акцент на бордюре

Войлочные ковры
(распространены у лакцев, кумыков, ногайцев, аварцев)

Войлочное ремесло - один из древнейших промыслов, больше всего оно было развито в предгорных районах северо-восточной части Дагестана и Ногайской степи.

Арбабаш

Кто производил: аварцы и кумыки

Узор: плавные изображения растений

Цвет: контрастные сочетания красного, синего, белого, черного, серого. Белая тесьма по контуру

А рбабаши п роизводились накладыванием друг на друга нескольких войлоков различных цветов и прорезались по намеченному орнаменту. Вырезанные элементы вшивались в войлок другого цвета, и таким образом получали два арбабаша с одинаковым рисунком разных цветов. Зазор между рисунками закрывался белой тесьмой.

Кийиз

Кто производил: ногайцы, лакцы

Узор: геометрические, растительные, зооморфные и предметные элементы, изображения родового символа. Лакцы использовали ромбы и перекрещивающиеся полосы

Цвет: белый, черный, серый, коричневый фон. Узор вышит яркими нитями голубого, желтого, белого, черного, оранжевого цвета

Комбинированные ковры
(распространены у аварцев и даргинцев)
Цаха

Ковры цаха представляют собой комбинированный тип, в котором сочетается килимное (безворсовое) плетение и узелковое. Техника плетения позволяет ковру быть двусторонним: гладким с одной стороны и махровым - с другой. Такие ковры ткались аварцами, даргинцами, рутульцами. Цаха называли «мать ковра», считая его основоположником всех ковров.

Ковроделие - один из самых древних видов декоративно-прикладных искусств Дагестана. Ковры безупречного качества и сегодня востребованы в украшении интерьера. К сожалению, сегодня это большая редкость: натуральные краски заменяются искусственными, утрачивается высокая техника исполнения. Однако, в Дагестане еще остались селения, где мастера следуют традициям и производят уникальные ковры, которые выглядят самобытно и могут прослужить около 300 лет.

По материалам книги «Дагестанские ковры: Из собрания ДМИИ им. П.С. Гамзатовой».

Мариам Тамбиева

Случайные статьи

Вверх