1.1 понятие структура и сущность проектного управления. Теоретико-методические основы управления проектами

Проект - это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов или услуг.

"Временное" означает, что у любого проекта есть начало и непременно наступает завершение, когда достигаются поставленные цели, либо возникает понимание, что эти цели не могут быть достигнуты. "Уникальных" означает, что создаваемые продукты или услуги существенно отличаются от других аналогичных продуктов и услуг.

Уникальность продуктов или услуг проекта обусловливает необходимость последовательного уточнения их характеристик по мере выполнения проекта.

В качестве примеров проектов можно привести строительство, разработку любой новой продукции, проведение ремонтных работ, внедрение информационной системы на предприятии, проведение избирательной кампании, съемки кинофильма и многое другое, что отвечает приведенному определению.

Управление проектами - это приложение знаний, опыта, методов и средств к работам проекта для удовлетворения требований, предъявляемых к проекту, и ожиданий участников проекта. Чтобы удовлетворить этим требованиям и ожиданиям, необходимо найти оптимальное сочетание между целями, сроками, затратами, качеством и другими характеристиками проекта.

Управление проектами подчиняется четкой логике, которая связывает между собой различные области знаний и процессы управления проектами.

Прежде всего у проекта обязательно имеются одна или несколько целей. Под целями мы будем далее понимать не только конечные результаты проекта, но и выбранные пути достижения этих результатов (например, применяемые в проекте технологии, система управления проектом).

Достижение целей проекта может быть реализовано различными способами. Для сравнения этих способов необходимы критерии успешности достижения поставленных целей. Обычно в число основных критериев оценки различных вариантов исполнения проекта входят сроки и стоимость достижения результатов. При этом запланированные цели и качество обычно служат основными ограничениями при рассмотрении и оценке различных вариантов. Конечно, возможно использование и других критериев и ограничений, в частности ресурсных.

Для управления проектами необходимы рычаги. Влиять на пути достижения результатов проекта, цели, качество, сроки и стоимость исполнения работ можно, выбирая применяемые технологии, состав, характеристики и назначения ресурсов на выполнение тех или иных работ. Таким образом, применяемые технологии и ресурсы проекта можно отнести к основным рычагам управления проектами. Кроме этих основных существуют и вспомогательные средства, предназначенные для управления основными. К таким вспомогательным рычагам управления можно отнести, например, контракты, которые позволяют привлечь нужные ресурсы в нужные сроки. Кроме того, для управления ресурсами необходимо обеспечить эффективную организацию работ. Это касается структуры управления проектом, организации информационного взаимодействия участников проекта, управления персоналом.

Информация, используемая в управлении проектами, обычно не бывает стопроцентно достоверной. Учет неопределенности исходной информации необходим и при планировании проекта, и для грамотного заключения контрактов. Анализу и учету неопределенностей посвящен анализ рисков.

Любой проект в процессе своей реализации проходит различные стадии, называемые в совокупности жизненным циклом проекта. Для реализации различных функций управления проектом необходимы действия, которые в дальнейшем именуются процессами управления проектами.

С древнейших времен человечество осуществило реализацию проектов, например, такие как строительство египетских пирамид или возведение Великой Китайской стены, но лишь во второй половине ХХ века управление проектами сформировалось как область знаний, профессиональная дисциплина и профессиональная область деятельности со своей методологией, понятийным аппаратом, способами, методами и средствами.

Ускорение научно-технического прогресса в послевоенный период способствовало увеличению в общем объеме осуществляемых проектов доли проектов высокой сложности, огромных масштабов и высоких требований к срокам и качеству исполнения в условиях ограниченных ресурсов. Помимо усложнения проектов и увеличения частоты смены технологий, усилилась взаимосвязь и взаимовлияние проектов с внешним окружением (экономическим, политическим, экологическим, социальным, культурным), ошибки планирования и ценообразование стали частными и ощутимыми, повысились риски, значительно увеличилось число труднорешаемых конфликтов и противоречий при реализации проектов.

Реализация проектов такого рода с применением традиционных организационных форм (иерархических, функциональной ориентированных) и методов управления перестало быть успешным: нарушились сроки реализации проектов, денежные средства перерасходовались, качественные требования к конечным результатам не выдерживались.

Таким образом, возникла потребность в создании профессиональных средств и методов управления.

Начало формирования методологии управления проектами в современном понимании связывают с разработкой в 1937 году американским ученым Л.Гуликом матричный организации для осуществления сложных проектов, впервые применений на практике в середине 50-годов.

Родиной методологии управления проектами является США, где в конце 50-х годов были разработаны методы и техника планирования, ставшей основой проектного менеджмента. Будучи востребованной, методология начала бурно развиваться не только в США, но и с начала 60-х годов в других экономически развитых странах. Так стали появляться национальные и международные организации по управлению проектами, которые и по сей день оказывают весомый вклад в развитие проектного менеджмента. В 1965 в Швейцарии была зарегистрирована профессиональная ассоциация менеджеров международных проектов INTERNET, переименованная в дальнейшем в Международных ассоциации управления проектами (International Project Management Association- IPMA). В 1969 году в США был основан Институт Управления Проектами (PMI - Project Management Institute), ставший, впоследствии, одной из ведущих профессиональных ассоциаций в мире по управлению проектами. Позднее возникли Австралийская Ассоциация управления проектами (AIPM), Японская ассоциация развития инжиниринга (ENAA) и многие другие. Через некоторого времени между национальными и международными профессиональными ассоциациями установились тесные связи, способствующие обмену знаниями и опытом.

С 90-х годов начинается этап развития управления проектами и в России. В 1990 году была учреждена Ассоциация Управления Проектами SOVNET во главе с профессором Воропаевым В.И., которая вскоре была принята в Международную ассоциацию управления проектами IPMA.

Начать рассмотрение сущности управления проектами стоит с определения понятия "проект". Имеется несколько определений данного термина, приведем несколько особо значимых.

Наиболее распространенное и универсально понятие "проект" дает Институт управление проектами США (PMI - Project Management Institute).

Проект (от лат. project - брошенный вперед) - совокупность действий или процессов, приносящих результат, во время которых людские, финансовые и материальные ресурсы определенным образом организуются с тем, чтобы результат соответствовал утвержденным спецификациям, стоимостным и временным затратам как по качественным, так и по количественным показателям.

Австрийский институт проектного менеджмента определяет проект как «уникальную совокупность взаимосвязанных действий (работ), с определенными датами начала и окончания, предназначенных для успешного достижения общей цели».

В стандартах Великобритании «проект - это уникальная совокупность скоординированных действий (работ), с определенными тысячами начала и конца, предпринятая индивидуумом или организацией для достижения определенных целей с установлены и сроками, затратами и параметрами выполнения».

Мировой банк в «Оперативном руководстве № 2.20 понятие проект трактует как «комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения, в течение заданного периода времени и при установленном бюджете, поставленных задач с четко определенными целями».

Отечественная книга «Основы профессиональных знаний. Национальные требования к компетентности (НТК) специалистов» трактует проект как мероприятие, которое ограничено во времени и направлено на формирование уникальной услуги или продукта».

Д. Шапиро, Н. Г. Ольдерогге, И. И. Мазуром дано следующее раскрытие: «проект является целенаправленным, заранее проработанным и запланированным созданием или модернизацией объектов, технологических линий и процессов, технической, а также организационной документации, материальных, денежных и трудовых ресурсов, руководственных решений и мер по их осуществлению».

Проанализировав вышеперечисленные определения, можно прийти к выводу, что на сегодняшний день к раскрытию термина «проект» не существует единого подхода ни в России, ни за рубежом, но при этом определение «проект» имеет следующие общие характеристики:

Достижение конкретных целей. Проект, как правило, предполагает целый комплекс взаимосвязанных целей составляющих иерархическую структуру. Важно точно определить и сформировать цели, начиная с высшего уровня, а затем постепенно опускаясь до наиболее детализированных целей и задач. Цель каждой части проекта должна быть подчинена общей цели;

Координирование многочисленных взаимосвязанных действий. В проектах осуществляется промежуточные задачи, которые не могут быть реализованы, пока не завершены другие задачи; некоторые задачи могут взаимодействовать параллельно, и так далее. Если нарушается порядок выполнения различных задач, то весь проект может быть поставлен под угрозу. Проект - это система, которая складывается из взаимосвязанных частей;

Конкретные требования ко времени. Все проекты ограничены четкими временными рамками. У них есть более или менее четко выраженные дата начала и дата завершения. Проект прекращает свою деятельность, когда все поставленные цели достигнуты. Много усилий при работе с проектом направлена на то, чтобы уложиться в заданные сроки;

Разовость - все проекты представляют собой разовое явление. Они имеют начало и конец, оставляют после себя конкретные результаты, которые будут отличаться от повседневных обязанностей и деятельности;

Уникальность. Проект, в отличии производственной деятельности, носящий циклический характер, является каждый раз уникальным в своем роде мероприятием. Каждый из проектов, независимо от результатов, имеет что-то неповторимое, характерное только для него. Уникальность может быть связана как с конечными целями проекта, так и с условиями их достижения. Чем выше уникальность проекта, тем сложнее планирование и управление.

Некоторые определения содержат количественные или качественные показатели материально-технического, финансового, временного, труднозатратного и пр. плана, но они описывают результаты выполнения этапов проекта. Следовательно, чтобы изучить дисциплину «Управление проектами», для начала нужно раскрыть само понятие «проект», затем определить, что такое «реализация проекта», после чего раскрыть понятие «управление проектом».

Вышеприведенные определения показывают, что проектом называется некоторое мероприятие (действие), одновременно с этим проект является продуктом, который подвластен купле-продаже. Эти подходы отражают дуалистическую природу понятия «проект», которую важно учесть во время изучения данной темы.

Проведя анализ основных составляющих проектов, можно дать всеохватывающее, наиболее точное определение проекта.

Проектом (project) называется идея и меры по ее осуществлению с целью создания услуги, продукта или иного вида полезного результата.

Реализацией (осуществлением) проекта называется комплекс мер и действий, который направлен на достижение целей, поставленных перед проектом. Результатом проекта является созданный продукт или услуга в соответствии с требованиями, которые указаны в проекте.

Термин «управление проектами» (УП) также неоднозначно имеет несколько различных толкований, поэтому изучение различных вариантов толкований является значимым.

Согласно определению стандарта, ISO 10006:1997 «Quality Management. Guidelines to quality management» «управление проектами включает в себя планирование, организацию и контролирование всех аспектов проекта, а также управление ими в виде непрерывного процесса, направленного на достижения целей проекта».

Российские исследователи И.И.Мазур и В.Д.Шапиро дают следующее определение понятию «управление проектом - это искусство руководства и координации людских и материальных ресурсов на протяжение жизненно цикла проекта путем применения современных методов и техники управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта».

Ганс Кнопфель, являющийся вице-президентом IPMA (International Project Management Association - Международня Ассоциация управления проектами) в начале 1990-х годов, определял УП, как «искусство и науку планирования, контроля и регулирования при ограниченных возможностях и времени».

Резюмируя приведенные определения, можно сделать вывод, что управление проектами представляет собой науку и искусство специфической организации и управления материальными и нематериальными ресурсами с целью изменения существующей системы в соответствии с заранее определенными требованиями к качеству результата в условиях ограниченных материальных и нематериальных ресурсов. И наиболее ценный ресурс для управления проектами будут люди. Именно они генерируют идеи, ищут и решают проблемы, осуществляют все требуемые работы.

Чтобы было удобно анализировать и синтезировать проекты и системы управления проектами, необходимо разобраться в причинах появления новых проектов, понять, кто выступает субъектом и объектом, что за методы используются в проектной деятельности и классифицировать их по определенным критериям.

Существует ряд причин появления новых проектов. Согласно стандарту Института управления проектами, проекты являются результатам возникновения следующих шести потребностей или запросов:

1. Запросы рынка. Перемены в экономике зависят от изменения привычек, свойственные потребителям, а также от изменения предложения и спроса на рынке. Например, возрастающие цены на энергоносители могут привести к реализации новых проектов, которые будут связаны с разработкой альтернативных источников энергии;

2. Потребности бизнеса. Повышение экономической эффективности, сокращение издержек является причинами реализации новых проектов;

3. Потребности клиентов. Потребности клиентов всегда являются источником создания и реализации новых проектов;

4. Социальные потребности. К числу таких проектов можно отнести как, предотвращение инфекционных заболеваний, очистка питьевой воды, благотворительные проекты для оказания помощи тяжелобольным детям, создание образовательных программ или организация этнического фестиваля;

5. Правовые требования. В системе государственного управления появляется новые юридические требования, которые могут включать предписания, призванные гарантировать безопасность, защиту окружающей среды и т.д.;

6. Технологические потребности. Живя в информационной обществе, у людей появятся все больше потребностей иметь мобильный телефон, карманные компьютеры (планшеты), цифровые фотоаппараты и огромное множество других девайсов, которые и определяют жизнь современного человека.

Каждая их перечисленных выше категорий представляет собой различные возможности, потребности или проблемы. Решение о том, как реагировать на них, принимает руководство организации, и такие решения, как правила приводят к появлению новых проектов.

Элементами проектной деятельности можно обозначить - субъект, объект, средства, методы и условия реализации проекта.

Субъектом проектом всегда выступают как менеджеры проектов, так и организации, коллективы, социальные институты, цель которых преобразование действительности. Помимо них, участниками разработки и реализации могут также выступать: государственные и негосударственные организации, научные и экспертные советы, способные взять на себя ответственность за разработку и внедрения проекта, способные привлечь внимание общественной и СМИ.

Объектами проекта могут быть: материальная культура (строительство нового здания или создание нового технологические устройства), нематериальные объекты (например, проекты, цель которых получить информацию о клиенте, изменения его отношения к той или иной проблеме). Такие проекты называют "проектами влияния", это могут быть:

Процессы (в данном процессе могут разрабатывать новые каналы коммуникации, социальные технологии, идеология, система воспитания и пр.);

Организации (в рамках организаций реализуются замыслы любого масштаба, например, учреждения социальной службы, отрасли производства, управления и т.д.);

Мероприятия (подготовка массовых мероприятий, спортивных, деловых или праздничных может производиться, прежде всего, с применением проектных методик);

Законопроекты.

Условия проектной деятельности - это совокупность внешних факторов по отношению к объекту, которые влияют на его функционирования и развитие. Здесь необходимо учесть внешнюю среду проекта и условия, где он будет реализовываться.

Средства - совокупность действий для достижения цели. Это могут быть: словесные описания, таблицы, схемы, сети взаимодействий.

Методы - это совокупность шагов, действий для достижения цели и решения задач. Методы управления проектами включают такие, как: мозговой штурм, экспертную оценку, метод аналогий, календарное планирование, ресурсное планирование, структурную декомпозицию, логистику.

Методы в свою очередь зависят от масштаба проекта, сроков реализации, качества, ограниченности ресурсов, места и условий реализации. Методы, применяемые при управлении проектами, во многом зависят от вида проекта. Деление проектов по видам осуществляется, прежде всего, для нужд управления ими. В качестве основы для выделения различных видов проектов берут, как правила, одну или несколько их характерологических черт. Так, например, проекты имеют следующие классификации:

1. По масштабу - микропроект, малый, средний, мегапроект:

Микропроект- это проект, который делается для себя и своих и, как правило, он может не требовать финансирования со стороны, специального оборудования и создаваться из-под ручных средств;

Малые проекты невелики по масштабу и просты в управлении, потому как допускают некоторое упрощение в проектировании и реализации;

Средние проекты наиболее распространенная форма проектов. Реализуются в течении нескольких лет и предполагают значительные затраты;

Мегапроекты объединяют множество взаимосвязанных проектов, у которых общие цели, ресурсы и временные рамки.

2. По длительности реализации проекта - краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.

3. По характеру проекта (уровню участников) - международный, государственный, районный, местный.

4. По сферам деятельности: строительный, инжиниринговый, финансовый, маркетинговые, социокультурный, экологически, научный, образовательный и т.д.

5. По способам и источникам финансирования: инвестиционные, (где инвестор стремиться получить прибыль), спонсорские (спонсор финансирует проект, таким образом, он рекламирует и формирует определенный образ своей компании), кредитные, госбюджетные, благотворительные (Финансирование таких проектов осуществляется через форму меценатства и гранатовый форму);

6. По требованиям к качеству и способам его обеспечения- бездефектный, модульный, стандартный. Бездефектные проекты направлены на повышения качества продукции или услуги; модульные - на обеспечение качества по какому-либо определенном направлению;

Стоит подчеркнуть, что при всем существующем многообразии способов квалификации проектов в конечном итоге важным остается не сам тип проекта, а модифицированный с учетом специфики объекта (проекта) подход к управлению им.

Каждый проект в процессе своей реализации проходит различные фазы, которые в совокупности называются проектным циклом или жизненным циклом проекта. Фазы могут различаться в зависимости от сферы деятельности и принятой системы организации работ.

Обычно принято выделять четыре взаимосвязанные последовательные фазы проекта, представляющие собой комплекс взаимосвязанных работ проекта, в процессе завершения которых достигается один из основных результатов проекта. Фазы жизненного цикла проекта именуются в некоторых источниках следующим образом:

1. Начало (концептуальная), развитие (организация), производство (операционная), завершение;

2. Концепция, планирование и разработка, осуществление, завершение;

3. Концепция (начальная фаза), разработка, реализация, завершение;

4. Определение проекта (концепция), разработка проекта, реализация проекта, завершение проекта.

Несмотря на то, что названия фаз жизненного цикла проекта в различных источниках несколько разнятся, суть и содержание фаз, в основном, неизменно.

Каждую фазу проекта разделяют, в свою очередь, на более мелкие детальные составляющие - стадии и этапы.

На основе изучения, анализа и обобщения состава и содержания жизненного цикла проекта, можно предоставить собственную систему жизненного цикла проекта которая содержит:

Начальная фаза, которая предполагает разработку концепции проекта (инициация проекта, определение проекта, разработка и утверждение концепции проекта);

Фаза разработки. На данном этапе ведется разработка основных компонентов проекта и подготовка к реализации проекта (назначение руководящего проектом и формирование команды проекта, разработка содержания проекта, структурные планирование проекта).

Фаза реализации проекта. Здесь ведется выполнение основных работ, необходимых для достижения целей проекта (Заключение контрактов, организация и выполнение работ по проекту, подтверждение окончание работ);

Завершающая фаза предполагает подведение итогов и закрытие проекта (сдача работы (объекта, услуги) заказчику, оценка результатов проектов и подведение итогов, подготовка итоговых документов и закрытие проекта).

Для успешного существования проекта, необходимо учитывать два аспекта. Первый из них технический, он состоит из упорядоченных и логических частей и связан с планированием, контролем, оценкой затрат и результатов, управлением рисками и качеством.

Второй аспект - это социокультурный процесс. Он в свою очередь характеризуется противоречивой стороной процесса. Главное в этом аспекте взаимодействие между внутренней (проектной) и внешней средой. Сотрудники, работающие над проектом, обязаны формировать культуру проекта, которая способна стимулировать коллективную работу и высокий уровень личной мотивации. Также предполагается, что менеджер проектов должен уметь оправдывать ожидания клиентов и выстраивать взаимовыгодное сотрудничество между коллегами и клиентами, имеющие различные убеждения и взгляды.

Рациональная взаимосвязь этих аспектов отражается на результате и экономических показателях проекта. Как правило, управляющие проектами больше внимания уделяют техническим аспектам. Однако, это неправильно, так как социокультурные аспекты имеют немалое значение не только в осуществлении проектов, но также и в текущем функционировании любого предприятия. О социокультурных особенностях проекта будет детально рассмотрено в следующем параграфе.

В стандартах Института управления проектами США под проектом понимается временное усилие (действие), предпринятое для создания уникального продукта или услуги.

И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдероге дают следующее определение: проект – это целенаправленное, заранее проработанное и запланированное со­здание или модернизация физических объектов, технологических процессов, тех­нической и организационной документации для них, материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению. Как видно из определения, в настоящее время отсутствует единый подход к понятию «проект» как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Под проектом могут пониматься любые виды идей и действий, которые характеризу­ются конкретной целью; временем начала и окончания работ; финансовыми огра­ничениями и потреблением различного вида ресурсов. Часто проект трактуется как неповторяющееся мероприятие, однако в последнее время проектный подход применяется также к процессам, в основе кото­рых лежит непрерывное производство.

Как видно из представленных определений, под проектомпонимается не­которое действие (мероприятие),в то же самое время проектявляется и про­дуктом,который можно купить или продать. В этих подходах отражается дуали­стическая природа понятия «проект». Проанализировав основные составляющие проектов, можно сформулировать следующее определение проекта.

Проект– это идея и действияпо ее реализации с целью создания продукта, услуги или другого полезного результата.

Реализация проекта– это комплекс мер, дел и действий, направленных на достижение целей проекта.

Результат созданный продукт, услуга, соответствующая требованиям, указанным в проекте.

Управление проектамиэто процесс применения зна­ний, навыков, методов, средств и технологий к проектной деятельности с целью воплощения замыслов участников проекта.

Энтони Уокер определяет управление проектамикак планирование, координацию и контроль проекта с учетом его целей в единицах полезности, предназначения, качества, сроков реализации и затрат; установление взаимосвязи между ресурсами, координацию и контроль участников проекта, их персонального вклада в общий результат, а также оценку и выбор альтернатив ради наибольшего удовлетворения потребностей заказчика.

Гарольд Оберлендер считает управление проектами искусством и умением скоординировать людей, оборудование, материалы, деньги и последовательность работ по реализации проекта во времени и в рамках утвержденной стоимости.

По мнению В.Д. Шапиро, управление проектами это синтетическая дис­циплина, объединяющая специальные и надпрофессиональные знания.

Для удобства анализа и синтеза проектов, а также системы управления про ектами их можно классифицировать по различным критериям (рис. 9).

1. Класс проектовхарактеризует их по составу и структуре. Выделяют монопроекты, мультипроекты и мегапроекты.

2. Тип проектов зависит от сфер деятельности, в которых они осуществляются. Различают технические, организационные, экономические, социальные и смешанные проекты.

3. Вид проектов определяется характером предметной области. Существуют инвестиционно-строительные, инновационные, научно-исследовательские и учебно-образовательные проекты.

4. Масштаб проектов характеризует их по размерам, количеству участников и степени влияния на окружающий мир. Проекты делят на мелкие, средние, крупные и очень крупные.

5. Длительность проектов характеризует продолжительность их осуще- ствления. По этому признаку проекты подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

6. По степени сложности выделяют простые, сложные и очень сложны проекты.

Современные проекты почти всегда имеют смешанный характер. Принято выделять социальный и культурологический, а также технический и технологический аспекты управления проектами. Рациональное сочетание этих аспектов определяет результат и экономические показатели проекта.

Группа взаимосвязанных проектов и различных мероприятий, объединенных общей целью и условиями выполнения, называется программой. Программаможет быть представлена как совокупность проектов, объеди­ненных общей целью, выделенными ресурсами, временем выполнения, техноло­гией, организацией и др. Выполнение отдельного проекта в составе программы может не давать ощутимого результата, в то время как осуществление всей про­граммы обеспечивает максимальную эффективность.

Программы могут носить макроэкономический характер и затрагивать инте­ресы значительной части населения. По содержанию они могут быть экономическими, социальными, организационными, техническими и смешанными. В рамках программ рассматриваются мега- и мультипроекты.

Мегапроекты это целевые программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и временем на их выполнение. Такие программы могут быть международными, государственными, нацио­нальными, региональными, межотраслевыми, отраслевыми и смешанными. Как правило, программы формируются, поддерживаются и координируются на верх­них уровнях управления: государственном (межгосударственном), региональном, муниципальном.

Мультипроекты–это комплексные программы или проекты, осуществляемые в рамках крупных предприятий.Они связаны с определением концепций и направлений стратегического развития компаний и превращением их в прибыльные, конкурентоспособные предприятия.

Цели и стратегия проекта. Этапом зарождения проекта является возникновение идеи (замысла) о воз­можности что-то сделать и получить какой-либо результат. В процессе проработ­ки идея принимает конкретные очертания в виде целей проекта. Постановка целей необходимое условие успешной реализации проектов, она позволяет сконцентрировать усилия на одном или нескольких конкретных на­правлениях. Цели проекта это желаемый результат деятельности, достигаемый при реализации проекта в заданных условиях. Каждый проект включает как минимум одну цель, однако чаще таких целей несколько. Цели разных участников проекта могут различаться и даже конфлик­товать между собой. Достижение целей проекта характеризуется тремя основными показателями: качеством, временем, издержками. Совокупность целей обычно подчинена определенной иерархии приорите­тов: 1-й уровень – генеральная цель проекта (миссия); 2-й – необходимые цели проекта; 3-й – желаемые цели проекта.

Генеральная цель проекта,или миссия, это основная, наиболее общая причина его реализации с точки зрения будущего использования результатов проекта. Успешное достижение генеральной цели определяет успех реализации про­екта. Разработка генеральной цели может осуществляться различными способа­ми. Часто используется метод мозгового штурма: приглашаются представители поставщиков, подрядчиков, консалтинговых компаний и в процессе совместной работы формируется единое рабочее направление. Необходимые цели проектапредставляют собой промежуточные цели различных этапов управления проектами. В отдельных слу­чаях они могут изменяться и дополняться в процессе реализации проекта.

Желаемые цели проекта–это цели, которые не обяза­тельны для успешной его реализации, однако некоторые участники проекта хотят и могут их достичь при определенных условиях.

При определении цели проекта нельзя ограничиться заданием абстрактно желаемого результата, необходимо найти ответы на следующие вопросы:

Как в точности должен выглядеть этот результат (качественные и количе­ственные характеристики результата проекта);

Какие условия должны учитываться при реализации проекта.

Определение цели проекта – важный этап в разработке его концепции. Пос­ле определения цели приступают к поиску и оценке альтернативных способов ее достижения. Для каждого проекта может быть построено множество взаимосвя­занных целей, которые должны быть четко определены и иметь ясный смысл. Результаты, получаемые при достижении цели, должны быть измеримы, а задан­ные ограничения и требования – выполнимы. При управлении проектами область допустимых решений обычно ограничивается временем, бюджетом, ресурсами и требуемым качеством получаемых результатов.

Все цели проекта можно разделить на явные(указанные в официальных доку­ментах) и неявные(конфиденциальные или даже нелегальные, которые формально нигде не записываются, но которым следуют в процессе управления проектом).

В ходе реализации проекта под влиянием изменений в его окружении или в зависимости от получаемых промежуточных результатов цели проекта могут изменяться. Поэтому целеполагание нужно рассматривать как непрерывный про­цесс, в котором анализируются сложившаяся ситуация, тенденции и при необхо­димости осуществляется корректировка.

Следующей важной составляющей управления проектами является стра­тегия проекта,в которой определяются процессы, действия, результаты достижения целей и миссии проекта.

Процесс создания стратегии проекта состоит из следующих этапов.

1. Анализ ситуации (стратегий завершенных проектов-аналогов, а также фак­торов внешней и внутренней среды).

2. Оценка альтернатив и окончательный выбор стратегии (соответствие стра­тегии проекта целям долгосрочного развития предприятия; согласование целей и возможностей участников проекта; учет интересов сторон, не принимающих не­посредственного участия в проекте, но на которые проект может оказывать пря­мое воздействие).

3. Реализация и контроль стратегии проекта (исполнение стратегии всеми участниками проекта, а также ее корректировка в зависимости от изменившихся условий и целей хозяйствования).

Часто требуется специальный механизм координации исполнения проекта, для чего в организационной структуре предприятия формируют координирую­щий орган.

Понимание проекта как структурированного информационного объекта, под­чиняющегося логическим суждениям и формальным правилам, является основой профессиональных методов управления проектом. Структура проекта– это основные его части (элементы), необходимые и достаточные для эффективного осуществления процесса.

В зависимости от вида проекта разрабатываются и используются различные структурные модели проектов.

1. Дерево целей и результатов (строится в соответствии с основным назначе­нием проекта).

2. Бюджет проекта (строится на основе расчета потребности в финансовых ресурсах).

3. Матрица распределения работ во времени и по исполнителям (строится в соответствии с директивным временем реализации проекта и набором возможных исполнителей).

4. Сетевая модель проекта (строится на основе логической очередности вы­полнения работ проекта и алгоритмов разработки сетевых моделей).

5. Матрица распределения и минимизации рисков (указывает возможные риски и способы их минимизации).

6. График обеспечения ресурсами (структурная модель ресурсов, требуемых для выполнения работ).

7. График финансирования проекта (указывает сумму средств, необходимых для реализации проекта в определенный промежуток времени).

8. Матрица распределения ответственности (строится на основе матрицы распределения работ по исполнителям).

9. Структурная декомпозиция контрактов (строится на основе матрицы рас­пределения работ по исполнителям).

10. Структурная модель организации проекта (представляет декомпозицию
организационной структуры проекта).


Похожая информация.


Проект - это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов или услуг.

«Временное» означает, что у любого проекта есть начало и непременно наступает завершение, когда достигаются поставленные цели, либо возникает понимание, что эти цели не могут быть достигнуты. «Уникальных» означает, что создаваемые продукты или услуги существенно отличаются от других аналогичных продуктов и услуг.

Уникальность продуктов или услуг проекта обусловливает необходимость последовательного уточнения их характеристик по мере выполнения проекта.

В качестве примеров проектов можно привести строительство, разработку любой новой продукции, проведение ремонтных работ, внедрение информационной системы на предприятии, проведение избирательной кампании, съемки кинофильма и многое другое, что отвечает приведенному определению.

Управление проектами - это приложение знаний, опыта, методов и средств к работам проекта для удовлетворения требований, предъявляемых к проекту, и ожиданий участников проекта. Чтобы удовлетворить этим требованиям и ожиданиям, необходимо найти оптимальное сочетание между целями, сроками, затратами, качеством и другими характеристиками проекта.

Управление проектами подчиняется четкой логике, которая связывает между собой различные области знаний и процессы управления проектами.

Прежде всего у проекта обязательно имеются одна или несколько целей. Под целями мы будем далее понимать не только конечные результаты проекта, но и выбранные пути достижения этих результатов (например, применяемые в проекте технологии, система управления проектом).

Достижение целей проекта может быть реализовано различными способами. Для сравнения этих способов необходимы критерии успешности достижения поставленных целей. Обычно в число основных критериев оценки различных вариантов исполнения проекта входят сроки и стоимость достижения результатов. При этом запланированные цели и качество обычно служат основными ограничениями при рассмотрении и оценке различных вариантов. Конечно, возможно использование и других критериев и ограничений, в частности ресурсных.

Для управления проектами необходимы рычаги. Влиять на пути достижения результатов проекта, цели, качество, сроки и стоимость исполнения работ можно, выбирая применяемые технологии, состав, характеристики и назначения ресурсов на выполнение тех или иных работ. Таким образом, применяемые технологии и ресурсы проекта можно отнести к основным рычагам управления проектами. Кроме этих основных существуют и вспомогательные средства, предназначенные для управления основными. К таким вспомогательным рычагам управления можно отнести, например, контракты, которые позволяют привлечь нужные ресурсы в нужные сроки. Кроме того, для управления ресурсами необходимо обеспечить эффективную организацию работ. Это касается структуры управления проектом, организации информационного взаимодействия участников проекта, управления персоналом.

Информация, используемая в управлении проектами, обычно не бывает стопроцентно достоверной. Учет неопределенности исходной информации необходим и при планировании проекта, и для грамотного заключения контрактов. Анализу и учету неопределенностей посвящен анализ рисков.

Любой проект в процессе своей реализации проходит различные стадии, называемые в совокупности жизненным циклом проекта. Для реализации различных функций управления проектом необходимы действия, которые в дальнейшем именуются процессами управления проектами.

СУщность Управления Проектами

Все мы являемся свидетелями и участниками беспрецедентных перемен, происходящих в нашем обществе и экономике, которые происходят в связи с развалом СССР. Украина, обретя независимость, пошла по пути формирования рыночной экономики, и интеграции в мировое сообщество.

Переход на новые методы хозяйствования, потребовал и новых форм управления.

Управление, как было сказано выше, это процессы планирования, организации, мотивации и контроля, необходимые для того, чтобы сформулировать и достичь определенную, заданную цель.

Фактически управление зародилось одновременно с людским обществом. Однако только в начале ХХ века оно сформировалось как отдельная дисциплина. Тогда же были сформулированы основные принципы управления.

Принципы управления - это базовые, обязательные правила, по которым функционирует подсистема управления в общей то ли технической, то ли биологической, экономической, социально-общественной системе:

Принцип научности. Научное управление состоит в том, что орган управления, каждый руководитель, при выполнении своих обязанностей исходит из научных принципов руководства.

Принцип планирования. Суть его состоит в формировании стратегических направлений экономического и социального развития общества

Принцип материального и морального стимулирования труда.

Различают три формы материальной заинтересованности: общественную, коллективную, индивидуальную:

общественная - обусловлена производственными отношениями;

коллективная - учитывает определённые отношения между коллективом и государством, финансовой и кредитной системами;

индивидуальная - это все формы заработной платы и премирования.

Принцип ответственности (ПО).

Его использование означает построение чёткой организационной структуры, подробную разработку положений про права и обязанности исполнителей, руководителей. Различают моральную, материальную и административную ответственность.

Принцип единоначалия и коллегиальности. Суть принципа заключается в необходимости выбора взаимосвязанных форм участия руководителя объекта управления, его помощников и коллектива трудящихся в организации управления производственно-хозяйственной и социальной деятельности объекта.

В государствах бывшего СССР Управление проектами не рассматривалось как область профессиональной деятельности, несмотря на накопленный богатый опыт управления в осуществлении многих проектов. Достаточно вспомнить, что в СССР успешно, с точки зрения сроков и достигнутых технических результатов, осуществлен ряд крупных проектов -знаменитые стройки первых пятилеток, организация в годы ВОВ промышленности, создание атомной и водородной бомб, космические программы и многое др.

Теперь с интеграцией Украины в мировую экономику ситуация быстро меняется. Во всех развитых странах Управление проектами признано важной методологией и инструментом планирования, контроля и координации осуществления проектов. Вместе с бурными изменениями в экономической жизни нашей страны меняются и наши устоявшиеся понятия, и привычные представления.

Так, раньше слово "проект" долгое время монопольно использовалось инженерами, и было связано с представлением о комплекте технической и сметной документации для строительства или новых технических разработок.

Теперь же понятие "проект" используется и финансистами, экономистами, политиками, учеными, предпринимателями, которые задумывают и воплощают в жизнь намерения с заранее установленными целями, требованиями к срокам, стоимости, риску и качеству ожидаемых результатов.

Проект (project) - это что-либо, что задумывается или планируется, например, большое предприятие.

Проект - некоторая задача с определенными исходными данными и требуемыми результатами (целями), обуславливающими способ ее решения. ("Кодекс знаний об управлении проектами", Институт управления проектами США).

Все мы постоянно осуществляем проекты в своей повседневной жизни.

Вот простые примеры: подготовка к юбилею, ремонт в квартире, проведение исследований, написание книги... Все эти виды деятельности имеют между собой целый ряд общих признаков, делающих их проектами.

Отличительные признаки проекта.

1) направленность на достижение конкретной цели/целей, которые могут быть достигнутые с одновременным выполнением ряды технических, экономических и других требований;

2) координированное выполнение взаимосвязанных действий (внутренние и внешние взаимосвязи операций, задач и ресурсов включительно);

3) ограниченная протяженность во времени (любой проект имеет четко определенный срок начала и срок завершения);

4) ограниченность ресурсов (любой проект имеет свой объем материальных, человеческих и финансовых ресурсов, которые используются за установленным и лимитированным бюджетом);

5) определенная мера неповторимости и уникальности (как цели, так и условий его осуществления);

6) неизбежность разных конфликтов (риск).

Известный закон Лермана гласит: "Любую техническую проблему можно преодолеть, имея достаточно времени и денег", а следствие Лермана уточняет: "Вам никогда не будет хватать либо времени, либо денег".

Именно для преодоления сформулированной в следствии Лермана проблемы и была разработана методика управления деятельностью на основе проекта. А распространение данной методики управления на различные сферы деятельности является дополнительным доказательством ее эффективности.

Если попросить неопытного менеджера описать, как он понимает свою основную задачу в выполнении проекта, то скорее всего он ответит: "Обеспечить выполнение работ". Это действительно главная задача руководителя. Но если задать тот же вопрос более опытному менеджеру, то можно услышать и более полное определение главной задачи менеджера проекта:

"Обеспечить выполнение работ в срок,

в рамках выделенных средств,

в соответствии с техническим заданием".

Именно эти три момента: время, бюджет и качество работ находятся под постоянным вниманием руководителя проекта.

Их также можно назвать основными ограничениями, накладываемыми на проект.

Под управлением проектом подразумевается - деятельность, направленная на реализацию проекта с максимально возможной эффективностью при заданных ограничениях по времени, денежным средствам (и ресурсам), а также качеству конечных результатов проекта (документированных, например, в техническом задании).

За тридцать с лишним лет, в течении которых применяется технология управления проектами, был разработан целый ряд методик и инструментов, призванных помочь руководителям проектов управлять этими ограничениями.

Для того чтобы справиться с ограничениями по времени используются методы построения и контроля календарных графиков работ.

Для управления денежными ограничениями используются методы формирования финансового плана (бюджета) проекта и, по мере выполнения работ, соблюдение бюджета отслеживается, с тем, чтобы не дать затратам выйти из под контроля.

Для выполнения работ требуется их ресурсное обеспечение и существуют специальные методы управления человеческими и материальными ресурсами (например, матрица ответственности, диаграммы загрузки ресурсов).

Из трех основных ограничений труднее всего контролировать ограничения по заданным результатам проекта. Проблема заключается в том, что задания часто трудно и формулировать, и контролировать. Для решения данных проблем используются, в частности, методы управления качеством работ.

Итак, руководители проектов отвечают за три аспекта реализации проекта: сроки, расходы и качество результата.

В соответствии с общепринятым принципом управления проектами, считается, что эффективное управление сроками работ является ключом к успеху по всем трем показателям. Временные ограничения проекта часто являются наиболее критичными. Там, где сроки выполнения проекта серьезно затягиваются, весьма вероятными последствиями являются перерасход средств и недостаточно высокое качество работ. Поэтому, в большинстве методов управления проектами основной акцент делается на календарном планировании работ и контроле за соблюдением календарного графика.

Управление проектами - не просто управление вообще, а успешное управление. Иначе говоря, Управление проектами обрекает проект на успех.

Управление проектами - это искусство руководства, координации усилий людей и использования ресурсов с применением достижений современной науки и современных технологий для успешного осуществления целей проекта по результатам, стоимости, времени и удовлетворения заинтересованных участников проекта.

На практическом уровне управление проектом - это действия, направленные на решение проблем, связанных с возникающими задержками, изменениями, препятствиями и открывающимися возможностями в процессе реализации проекта. Как грамотно организовать проект и отслеживать этапы его выполнения?

Для этого необходимы специалисты в области УП.

История методик управления проектами насчитывает пять тысяч лет. Результаты одних проектов мы с вами видим до сих пор (египетские пирамиды и ирригационные каналы, Великая китайская стена), а о других можем судить лишь по описаниям современников (военные походы Чингиз-хана и Александра Македонского, морские экспедиции Колумба и Магеллана). Сегодня существуют серьезные научные работы, посвященные методам управления проектами, которые применяли древние египтяне при строительстве пирамид и викинги, когда проводили военные операции. Вот, где приходит на ум пословица "Все новое--это хорошо забытое старое"…

Современные методы управления проектами уходят корнями в 50-е годы текущего столетия. Практически одновременно две проектные группы представили методы управления сложными комплексами работ.

Компании Du Pont и Remington Rand предложили метод, который первоначально получил название метода Уолкера-Келли, а позднее он получил название- Метод критического пути (Critical Path Method--CPM). Он появился в процессе планирования работ по модернизации заводов фирмы Du Pont.

Независимо от них в военно-морских силах США был создан метод для анализа и оценки длительности выполнения работ (Program Evaluation And Review Technique--PERT). Его разработали корпорация Lockheed Air Craft, консалтинговая компания Booz, Allen & Hamilton и особое проектное бюро ВМС США в процессе создания ракетного комплекса Polaris. Благодаря PERT проект, который состоял из 60 тыс. операций и объединял около 3800 основных подрядчиков, удалось закончить на два года раньше запланированного срока. Его успешное завершение способствовало тому, что вскоре данный метод стал повсеместно применяться для планирования проектов в вооруженных силах США. Методика отлично себя зарекомендовала при координации работ, выполняемых различными подрядчиками в рамках крупных проектов по разработке новых видов вооружения.

Крупные промышленные корпорации начали применение подобной методики управления практически одновременно с военными для разработки новых видов продукции и модернизации производства.

Широкое применение методика планирования работ на основе проекта получила в строительстве. Например, для управления проектом сооружения гидроэлектростанции на реке Черчилль в Ньюфаундленде (полуостров Лабрадор). Стоимость проекта составила 950 млн. долларов. Гидроэлектростанция строилась с 1967 по 1976 г. Этот проект включал более 100 строительных контрактов, причем стоимость некоторых из них достигала 76 млн. долларов. В 1974 году ход работ по проекту опережал расписание на 18 месяцев и укладывался в плановую оценку затрат. Заказчиком проекта была корпорация Churchill Falls Labrador Corp., которая для разработки проекта и управления строительством наняла фирму Acress Canadian Betchel.

По существу, значительный выигрыш по времени образовался от применения точных математических методов в управлении сложными комплексами работ, что стало возможным благодаря развитию вычислительной техники. Однако, первые ЭВМ были дороги и доступны только крупным организациям. Таким образом, исторически первые проекты представляли из себя грандиозные по масштабам работ, количеству исполнителей и капиталовложениям государственные программы.

Оба метода были основаны на использовании сетевых диаграмм, но CPM оперировал только одной длительностью работы, в то время как PERT учитывал четыре длительности--оптимистическую, пессимистическую, наиболее вероятную и средневзвешенную. Это обусловлено различными сферами применения методов.

PERT появился при выполнении проекта, окружающая среда которого характеризовалась высокой степенью неопределенности, поэтому приходилось оценивать разные варианты завершения работ. Степень неопределенности проектной среды, в которой создан метод CPM, была существенно меньше, и исполнители могли довольно точно оценить длительность работ, основываясь на предыдущем опыте.

За прошедшее время произошла взаимная интеграция методов, и сейчас при планировании в основном используется Метод критического пути.

Суть его заключается в том, что, зная логику выполнения и длительность работ, мы можем рассчитать наиболее раннюю дату завершения проекта и определить критический путь, т. е. выявить работы, которые имеют нулевой резерв времени. Они требуют особого внимания руководителя проекта, поскольку задержка в выполнении любой из них приведет к срыву сроков выполнения всего проекта.

Функциональная структура управления проектами включает в себя девять разделов.

1. Управление координацией (Project Integration Management).

Составная часть управления проектом, охватывающая процессы, необходимые для обеспечения надлежащей координации различных элементов проекта.

Включает разработку плана проекта, исполнение плана проекта и комплексный контроль изменений;

2. Управление целями (Project Scope Management).

Составная часть управления проектом, охватывающая процессы, необходимые для обеспечения включения в состав проекта тех и только тех работ, выполнение которых обязательно для его успешного выполнения.

Включает инициацию проекта, планирование содержания проекта, определение и проверку необходимого объема работ, контроль изменений содержания проекта;

3. Управление временем (Project Time Management).

Составная часть управления проектом, охватывающая процессы, необходимые для обеспечения своевременного завершения проекта. Включает определение состава работ, установление последовательности выполнения работ, оценку длительностей работ, разработку графика проекта и контроль его исполнения;

4. Управление стоимостью (Project Cost Management).

Составная часть управления проекта, охватывающая процессы, необходимые для обеспечения завершения проекта с затратами в пределах утвержденного бюджета. Включает планирование ресурсного обеспечения, оценивание затрат, составление сметы и контроль затрат;

5. Управление качеством (Project Quality Management).

Составная часть управления проекта, охватывающая процессы, необходимые для обеспечения соответствия проекта тем потребностям, ради которых он был предпринят. Включает планирование качества, обеспечение качества и контроль качества;

6. Управление человеческими ресурсами (Project Human Resource Management).

Составная часть управления проектом, охватывающая процессы, необходимые для наиболее эффективного использования труда и способностей людей, занятых в проекте. Включает организационное планирование, подбор персонала и развитие команды;

Управление коммуникациями (Project Communication Management).

Составная часть управления проекта, охватывающая процессы, необходимые для своевременной и правильной выработки, сбора и распределения, хранения и окончательного размещения информации, связанной с проектом. Включает планирование информационного обеспечения, распределение информации, отчетность о ходе реализации проекта и административное закрытие проекта;

8. Управление рисками (Project Risk Management).

Представляет процесс систематического выявления и анализа рисков и реагирования на них. Оно направлено на максимизацию вероятностей и последствий благоприятных событий и минимизацию вероятностей и последствий неблагоприятных событий, способных воспрепятствовать достижению целей проекта.

9. Управление поставками (Project Procurement Management).

Включает в себя полный комплекс работ по обеспечению проекта поставками необходимых материалов и сырья. Перечисленные области знаний включают в себя процессы, которые должны быть внедрены на различных стадиях жизненного цикла проекта, таких, как инициация, планирование, исполнение, контроль и закрытие. Зачастую, эти процессы являются взаимосвязанными и результаты или выходы одного процесса являются входами для другого процесса. Все эти функции тесно переплетены между собой. Для того чтобы лучше понять связи между ними, необходимо рассмотреть процесс управления проектом. В каждом проекте (функции проекта) обязательно присутствуют пять групп процессов.

1. Процессы инициации (Initiating Processes) -принятие решения о начале проекта или его фазы.

2. Процессы планирования (Planning Processes) - определение рабочих схем достижения целей проекта.

3. Процессы исполнения (Executing Processes) - координация людей и других ресурсов во время выполнения проекта.

4. Процессы управления (Controlling Processes) - наблюдение и измерение результатов выполнения проекта и внесение необходимых коррективов.

Процессы завершения (Closing Processes) -- оформление завершения проекта или его фазы.

Для удобства анализа и синтеза объектов великое множество разнообразных проектов могут быть классифицированы по разным признакам:

По составу и структуре проекта и его предметной области (класс проекта): монопроект (отдельный проект); мультипроект (комплексный проект, состоит из монопроектов); мегапроект.

2. По основной сфере деятельности в которой осуществляется проект (тип проекта): технический организационный, экономический, социальный и смешанный.

3. По характеру предметной области проекты бывают (вид проекта):

инвестиционными;

инновационными;

научно-исследовательскими;

учебно-образовательными;

смешанными.

Инвестиционные - относятся проекты, в которых главной целью есть создание или реновация основных фондов, который требует вложение инвестиций.

Инновационные - главной целью есть разработка и применение новых технологий ноу-хау и других нововведений, обеспечение развития системы.

Проекты исследования и развития:

Главная цель проекта четко определена, но отдельные цели (подцели) могут уточняться по мере достижения промежуточных результатов,

4. По продолжительностью периода осуществление проекта:

краткосрочные (меньшее 3лет)

среднесрочные (3-5 лет);

долгосрочные (большее за 5).

5. По степени сложности: простые, сложные, очень сложные.

6. По масштабам самого проекта, количеством участников и степенью влияния на окружающий мир: малые, средние, большие, очень большие.

Случайные статьи

Вверх